Водоснабжение и канализация в Пакистане
Пакистан: водоснабжение и санитария | ||
---|---|---|
![]() | ||
Данные | ||
Доступ к питьевой воде | 94% (2020) [1]
| |
Санитарное покрытие | 93% (2023) [1]
| |
Непрерывность поставок (%) | Преимущественно с перерывами в городских районах. [2] | |
Среднее городское потребление воды (л/человек/день) | Карачи: 197 (2001) [3] | |
Средний городской тариф на воду (долл. США/м³) | Карачи: 0,09 (2012) [4] | |
Доля бытовых приборов учета | Низкий [2] | |
Ежегодные инвестиции в ВСС | Запланировано: 2,66 доллара США на душу населения (2005–2010 годы). [5] [6] [7] | |
Доля самофинансирования коммунальных предприятий | Низкий [8] | |
Доля налогового финансирования | н/д | |
Доля внешнего финансирования | н/д | |
Учреждения | ||
Децентрализация в пользу муниципалитетов | Да, с 2001 года | |
Национальная компания водоснабжения и канализации | Никто | |
Регулятор водоснабжения и канализации | Никто | |
Ответственность за разработку политики | Министерство изменения климата (ранее называвшееся Министерством окружающей среды) | |
Отраслевое право | Никто | |
Количество поставщиков городских услуг | н/д | |
Количество сельских поставщиков услуг | н/д |
Питьевое водоснабжение и санитария в Пакистане характеризуются некоторыми достижениями и множеством проблем. [ нужна ссылка ] В 2020 году 68% пакистанцев, 72% индийцев и 54% бангладешцев имели доступ к основным санитарно-техническим средствам. [9] Несмотря на высокие темпы роста населения, в стране увеличилась доля населения, имеющего доступ к улучшенным источникам воды, с 85% в 1990 году до 92% в 2010 году, хотя это не обязательно означает, что вода из этих источников безопасна для питья. [ нужна ссылка ] доля людей, имеющих доступ к улучшенным средствам канализации, увеличилась с 27% до 38% за тот же период. По данным Совместной программы мониторинга водоснабжения и санитарии , [10] Значительные инновации произошли также на низовом уровне, в частности, в отношении санитарии. в Пилотный проект Orangei Карачи [11] и комплексная санитария под руководством общин в сельской местности являются двумя примерами таких инноваций.
Однако отрасль по-прежнему сталкивается с серьезными проблемами. Качество услуг низкое, о чем свидетельствует перебои в водоснабжении в городских районах и ограниченная очистка сточных вод . Плохое качество питьевой воды и санитарные условия приводят к крупным вспышкам заболеваний, передающихся через воду. [12] такие как те, которые охватили города Фейсалабад , Карачи , Лахор и Пешавар в 2006 году. [12] По оценкам, каждый год более трех миллионов пакистанцев заражаются болезнями, передающимися через воду. [13] Кроме того, многие поставщики услуг даже не покрывают расходы на эксплуатацию и обслуживание из-за низких тарифов и низкой эффективности. [8] Следовательно, поставщики услуг сильно зависят от государственных субсидий и внешнего финансирования. [14] Национальная политика в области санитарии и Национальная политика в области питьевой воды были приняты в 2006 и 2009 годах соответственно с целью улучшить охват и качество воды и санитарии. [6] [15] Однако уровень ежегодных инвестиций (4 доллара США на душу населения) по-прежнему остается намного ниже того, который был бы необходим для достижения значительного увеличения доступа и качества услуг. Пакистан в настоящее время борется с критическим водным кризисом, быстро переходя от состояния водного «стресса» к состоянию «дефицита воды». Годовая обеспеченность водой на человека упала ниже 1000 кубических метров, возможно, уже превысив этот порог. Для сравнения: это означает, что годовое распределение воды на каждого человека в Пакистане не сможет заполнить даже половину олимпийского бассейна. [16]
Доступ
[ редактировать ]

В 2020 году, по данным Всемирного банка, 68% пакистанцев, 72% индийцев, 54% бангладешцев имеют доступ к основным санитарно-техническим средствам. [9]
В 2015 году 91% населения имел доступ к «улучшенному» водоснабжению. [17] [18] Это составляло 94% населения городской местности и 90% населения сельской местности. В 2015 году около 16 миллионов человек по-прежнему не имели доступа к «улучшенной» воде. Что касается канализации, то в 2015 году 64% населения имели доступ к «улучшенной» канализации. Это составляло 83% населения городской местности и 51% населения сельской местности. Около 69 миллионов человек по-прежнему не имели доступа к «улучшенным» санитарным услугам. [17] [19]
В Пакистане, по данным Совместной программы мониторинга водоснабжения и санитарии Всемирной организации здравоохранения и ЮНИСЕФ , доступ в Пакистане к улучшенным источникам воды увеличился с 85% в 1990 году до 92% в 2010 году. В то же время канализацией. улучшился охват увеличилась с 27% до 48% (см. таблицу 1). [20]
Таблица 1: Доступ к воде и канализации в Пакистане (2020 г.) [1] | ||||
---|---|---|---|---|
Городской (37% населения) | Деревенский (63% населения) | Общий | ||
Вода | Безопасное обращение с питьевой водой | 40% | 33% | 36% |
Основная питьевая вода | 53% | 55% | 54% | |
Санитария | Базовая санитария | 82% | 60% | 68% |
Ограниченная санитария | 17% | 28% | 25% |
Согласно исследованию Пакистана по измерению социального уровня и уровня жизни за 2010–2012 годы, основной источник питьевой воды был следующим: 32% водопроводная вода, 28% ручной насос, 27% моторный насос, 4% вырытый колодец и 9% другие. Если предположить, что другие источники идентичны неулучшенным источникам воды, доступ к улучшенным источникам воды составил 91%, что почти идентично показателю 2010 года, оцененному СПМ. [21] Что касается санитарии, по оценкам исследования, 66% имели туалет со смывом, 15% - туалет без смыва и 18% вообще не имели туалета. Если бы все туалеты считались формой улучшенных санитарных условий, доступ согласно этой оценке составил бы 81%, что намного выше, чем оценка СПМ, составляющая 48%. [22]
Цели развития тысячелетия направлены на сокращение вдвое доли людей, не имеющих устойчивого доступа к улучшенным источникам воды и улучшенным санитарным услугам, к 2015 году по сравнению с 1990 годом. По оценкам Программы развития Организации Объединенных Наций в 2006 году , что касается городского и сельского водоснабжения, а также городской канализации, целевые показатели будут достигнуты преждевременно, тогда как прогресс в области санитарии в сельской местности был классифицирован как «идущий по графику». [23] Однако, согласно приведенным выше данным СПМ за 2010 год, целевой показатель по воде уже был достигнут в то время, в то время как целевой показатель по санитарии не выглядел так, как будто он будет достигнут.
Согласно Национальной политике в области питьевой воды (NDWP) 2009 года, Пакистан стремится обеспечить всеобщий доступ к питьевой воде на справедливой, эффективной и устойчивой основе к 2040 году. [24] Национальная политика в области санитарии 2006 года направлена на достижение Цели развития тысячелетия (ЦРТ) в отношении санитарии к 2015 году, а также на достижение всеобщего доступа к 2040 году. [25]
Влияние неадекватных санитарных условий
[ редактировать ]Экономические последствия неадекватных санитарных условий оцениваются в 344 миллиарда рупий (5,7 миллиарда долларов США), что эквивалентно почти 4 процентам ВВП . 87% воздействия приходится на здоровье, 5% – на рост затрат на водоснабжение и 8% – на другие воздействия. Основными последствиями для здоровья являются преждевременная смертность и потери производительности, за которыми следуют затраты на лечение. Затраты на водоснабжение включают более высокие затраты на поставку водопроводной воды, более высокие расходы на бутилированную воду и стоимость очистки воды в домашнем хозяйстве. Другие затраты включают стоимость увеличения времени открытой дефекации и использования общих туалетов, а также относительно небольшую стоимость потерянных доходов от туризма. Многие нематериальные затраты не были включены в смету, например, отсутствие конфиденциальности, безопасности, статуса и достоинства. Стоимость экологических условий, возникающих из-за плохих санитарных условий, также не была включена в смету. [26]
Качество обслуживания
[ редактировать ]водоснабжения Качество услуг в Пакистане часто является недостаточным. В одном документе методология ЦРТ подвергается критике за то, что она принимает во внимание только цифры охвата, не уделяя внимания адекватному качеству услуг. [10] Непрерывность поставок и качество воды являются двумя важными элементами качества услуг по обеспечению питьевой водой. Очистка собранных сточных вод является одним из элементов качества санитарно-технических услуг.
Непрерывность поставок
[ редактировать ]
В городах часто наблюдается перебои с подачей воды. Для пакистанских городов Азиатский банк развития (АБР) указывает показатели непрерывности от 1 до 10 часов ( Карачи ), от 11 до 15 часов ( Равалпинди ) и от 16 до 23 часов ( Лахор ) в день. [27] [28] Во время семинара 2005 года были получены аналогичные цифры, за исключением Равалпинди, для которого была указана меньшая продолжительность – всего 8 часов (см. Таблицу 3). [29] Следовательно, потребители используют механизмы хранения на месте, такие как наземные или крышные резервуары , или покупают воду в автоцистернах, или используют мелкие колодцы и реки. Многие частные автоцистерны имеют лицензию водоканалов и получают выгоду от прерывистой подачи воды. [12]
Таблица 2: Часы подачи воды в день в крупных городах Пакистана [29] | |||||
---|---|---|---|---|---|
Карачи | Лахор | Фейсалабад | Равалпинди | Мултан | Пешавар |
4 | 17 | 8 | 8 | 8 | 9 |
Качество питьевой воды
[ редактировать ]Согласно опросу Пакистанского совета по исследованию водных ресурсов, опубликованному в 2012 году, 88% действующих систем водоснабжения в Пакистане обеспечивают воду, небезопасную для питья из-за микробиологического загрязнения. [30]
повышенное загрязнение мышьяком , нитратами и фторидами было обнаружено в питьевой воде в различных населенных пунктах Пакистана. Согласно официальному правительственному документу, [31] Как правило, давление воды в пакистанских системах водоснабжения низкое. Вместе с негерметичными трубами это приводит к проникновению загрязненной воды. Исследование проб питьевой воды в Карачи в 2007/08 году показало, что из 216 взятых проб подземных и поверхностных вод в 86% уровень свинца превышал максимально допустимую концентрацию ВОЗ в 10 частей на миллиард (ppb). Средняя концентрация свинца составила 146 частей на миллиард в неочищенной грунтовой воде и 77 частей на миллиард в очищенной водопроводной воде. [32] В 2012 году, по словам Рафика Ханани, профессора и заведующего кафедрой патологии Университета медицинских наук Доу , передающаяся через воду Naegleria fowleri за три месяца убила по меньшей мере 10 человек в Карачи. Заражение происходит не при питье воды, зараженной амебой , а при попадании воды в нос. Затем амеба атакует мозг и вызывает первичный амебный менингоэнцефалит . Газеты сообщали, что питьевая вода предоставлялась без какой-либо обработки и дезинфекции, что способствовало распространению амебы. В ответ на выводы гражданин Карачи подал в суд ходатайство с просьбой к Управлению водоснабжения и канализации Карачи выполнить свою обязанность по обеспечению чистой водой. В октябре 2012 года Высокий суд Синда направил Совету уведомление с просьбой прокомментировать петицию. [33]
В Равалпинди качество воды улучшилось после того, как новый управляющий директор местного коммунального предприятия сделал это приоритетом в 2007 году в рамках более широкой стратегии повышения производительности. За год доля проб, показавших, что вода непригодна для питья, снизилась с 64 до 26 процентов. [34]
Очистка сточных вод
[ редактировать ]только 1% бытовых и промышленных сточных вод . В 2002 году Министерство водных ресурсов и энергетики Пакистана сообщило, что очищается [35] По данным Ситуационного анализа ситуации с водными ресурсами Пакистана, в Исламабаде есть три станции очистки сточных вод, из которых работает только одна. В Карачи есть два капельных фильтра , где сточные воды обычно фильтруются и отстаиваются . В Лахоре есть системы просеивания и удаления песка, но они вряд ли функционируют. [36] В Фейсалабаде есть станция очистки сточных вод , на которой сточные воды проходят первичную очистку , но она очищает лишь 7 процентов собираемых сточных вод в городе. В Мултане, Равалпинди и Гуджранвале вообще нет очистных сооружений. [34] В сельской местности очистка сточных вод отсутствует, что приводит к загрязнению поверхностных и подземных вод. [36]
История и последние события
[ редактировать ]В течение первых десятилетий современной истории Пакистана в крупнейших городах за водоснабжение и канализацию отвечали органы городского развития и их управления водоснабжения и санитарии (WASA). В городах и деревнях объекты водоснабжения строились и эксплуатировались властями провинций через свои инженерные департаменты общественного здравоохранения (PHED). Первоначально это было сделано без особого участия местных органов власти и сообществ в принятии решений. Однако в 1992 году федеральное правительство запустило План социальных действий, в котором особое внимание уделялось участию пользователей, пропаганде гигиены и использованию недорогих технологий в водоснабжении и канализации. [37] Затем произошла смена ответственности сектора в соответствии с Постановлением о местном самоуправлении (LGO) 2001 года. [38] В рамках LGO были созданы три уровня местного самоуправления:
- 120 район
- около 500 техсилов
- около 5000 местных органов власти, управляемых советами Союза Пакистана [39]
Ответственность за водоснабжение и канализацию номинально была передана муниципальным администрациям Техсила (TMA), второму низшему уровню местного самоуправления в Пакистане. Предполагалось, что PHED будет объединен с Департаментом местного самоуправления провинции, а его персонал должен был быть передан на уровень TMA. Однако децентрализация реализована не во всех провинциях. [40] В 2008 году сообщалось, что PHED все еще активно занимались развитием, эксплуатацией и обслуживанием систем водоснабжения, особенно в районах, где схемы распространяются более чем на один техсил. В таких случаях PHED обычно разрабатывают схемы, ориентированные на предложение, с незначительным участием или вообще без участия TMA. Кроме того, передача полномочий происходила по-разному в зависимости от провинции. Согласно документу 2003 года, PHED остается полностью функциональным в провинциях Белуджистан и Пенджаб , а полномочия местных органов власти были рецентрализованы. [38]
Национальная политика в области санитарии 2006 г.
[ редактировать ]Национальная политика в области санитарии (NSP), одобренная федеральным правительством в 2006 году, [41] продвигает низовую концепцию тотальной санитарии под руководством сообщества (CLTS) в сообществах с населением менее 1000 человек. В более крупных населенных пунктах NSP продвигает «модель совместного использования компонентов», в соответствии с которой общины предоставляют канализационные и очистные сооружения на случай, если утилизация, разработанная местными властями, недоступна. [25] Целью является безопасное удаление экскрементов посредством использования туалетов , создание «открытой среды, свободной от дефекации», безопасное удаление жидких и твердых отходов и пропаганда практики здравоохранения и гигиены . Федеральное правительство предоставляет стимулы для реализации ПОШ в виде вознаграждений за открытые техсилы/города без дефекации, техсилы/города со 100%-ным обеспечением санитарных услуг, самые чистые техсилы/города и самые чистые промышленные зоны или кластеры. [25]
Национальная политика в области питьевой воды 2009 г.
[ редактировать ]В сентябре 2009 года правительство утвердило Национальную политику в области питьевой воды, целью которой является обеспечение к 2040 году безопасной питьевой водой всего населения Пакистана, включая бедных и уязвимых слоев населения, по доступной цене. [42] Основная цель – более четкое разделение функций предоставления услуг и регулирования. Право на питьевую воду предшествует всем другим видам использования, таким как промышленное или сельскохозяйственное использование воды. Женщины признаны основными участниками бытового водоснабжения, и их активное участие в этом секторе приветствуется. В соответствии с ЛГО, в документе подчеркивается ответственность местных самоуправлений за обеспечение питьевой водой. Ожидается, что эта политика будет пересматриваться и обновляться каждые пять лет для изучения ее реализации и эффективности, а также для адаптации ее к меняющейся ситуации в стране. [43]
Программа «Чистая питьевая вода для всех»
[ редактировать ]Программа «Чистая питьевая вода для всех»/Инициатива «Чистая питьевая вода» направлена на улучшение качества питьевой воды путем строительства водоочистных сооружений.
Инициатива по чистой питьевой воде стоимостью 8,2 миллиона долларов США, одобренная в 2004 году, предусматривает строительство 445 водоочистных сооружений производительностью 2000 галлонов в час во всех пакистанских техсилах. Министерство окружающей среды должно «оказать техническую поддержку провинциям, установив различные заводы в выбранных местах «под ключ», а затем передав их местной муниципальной администрации». [44] Установки будут установлены в «общественных местах», что вместе с ограниченной мощностью установок предполагает, что очищенная вода будет использоваться не для подачи в сеть, а для распределения в виде бутилированной воды. Гораздо более масштабная программа «Чистая питьевая вода для всех» стоимостью 168 миллионов долларов США направлена на поставку одной очистной установки каждому профсоюзному совету Пакистана. Ожидается, что заводы будут обслуживаться на условиях подряда в течение трех последующих лет. Предполагается, что одна очистная установка будет обслуживать 2-20% населения каждого Союза, в котором в среднем проживает 20 000 человек. В рамках программы планируется создание 6035 очистных сооружений производительностью 500, 1000 и 2000 галлонов в час. [6] [45]
В январе 2009 года USAID подписало Меморандум о взаимопонимании с «Министерством специальных инициатив» для поддержки программы на сумму 17,9 миллиона долларов США, ожидая, что от нее получат выгоду более 31 миллион пакистанцев в 40 округах. [46]
Немецкие компании Siemens и KSB выиграли контракты по программе установки очистных сооружений в Пенджабе. [47]
Программа вызвала критику, когда стало известно, что неадекватное планирование может поставить под угрозу остановку всей программы. [ нужна ссылка ] Кроме того, поступали заявления о конфликте интересов со стороны некоторых лиц, которые, хотя и занимали высшие государственные должности, создали частные компании, чтобы получить от правительства контракт на установку. [ нужна ссылка ] Принимая во внимание это, правительство Пенджаба выразило свои серьезные возражения против проекта и даже предложило приостановить его до тех пор, пока не будет проведено надлежащее планирование и размещение заводов. [ нужна ссылка ]
Ответственность за водоснабжение и водоотведение
[ редактировать ]
Политика и регулирование
[ редактировать ]Политика в области питьевой воды и санитарии является конституционной обязанностью правительств провинций. Муниципальные коммунальные предприятия подотчетны как провинциальным, так и местным органам власти, но их деятельность практически не регулируется. Ситуация в Пенджабе в некоторой степени изменилась в 2006 году, когда правительство провинции через Департамент жилищного строительства, городского развития и общественного здравоохранения разработало дорожную карту реформирования предприятий водоснабжения. Дорожная карта направлена на то, чтобы сделать пять крупнейших коммунальных предприятий, называемых WASA, более профессиональными и подотчетными путем назначения новых управляющих директоров из частного сектора и подписания контрактов о выполнении работ между правительством провинции и коммунальными предприятиями. [34]
Федеральное правительство участвует только в разработке политики и установлении руководящих принципов, в основном через Министерство по изменению климата (ранее называвшееся Министерством окружающей среды). Национальный комитет по питьевой воде и санитарии был создан в 2009 году для реализации Национальной политики в области санитарии и Национальной политики в области питьевой воды. [43] Ожидается, что Министерство здравоохранения установит стандарты качества воды и будет контролировать качество питьевой воды в стране. Сообщалось о плохой координации между министерством и другими органами власти. Академия здравоохранения при Министерстве здравоохранения опубликовала Стандарты качества питьевой воды для Пакистана в мае 2007 года. [48] Эти стандарты не были официально внедрены и не контролировались в 2008 году.
Предоставление услуг
[ редактировать ]Предоставление услуг, в принципе, является обязанностью местных органов власти, хотя на практике правительства провинций по-прежнему играют важную роль в предоставлении услуг, особенно в сельской местности.
В семи крупнейших городах, входящих в десятку городских округов Пакистана, существуют полуавтономные коммунальные предприятия, называемые агентствами водоснабжения и санитарии (WASA). [49] Некоторые WASA были созданы в ответ на условия кредита, навязанные иностранными донорами в 1990-е годы, например, WASA Белуджистана в Кветте в 1989 году и WASA в Равалпинди в 1998 году, причем последнее - во исполнение условий кредита Азиатского банка развития. WASA также существуют в Фейсалабаде, Лахоре, Хайдарабаде, Исламабаде и Мултане. WASA в Фейсалабаде уже было создано в 1978 году. WASA являются «крыльями» соответствующих органов городского развития. В Карачи Управление водоснабжения и канализации Карачи (KWSB) было отделено от Управления городского развития и является автономным коммунальным предприятием, созданным по закону в 1996 году. [50]
Ожидается, что после принятия в 2001 году Постановления о местном самоуправлении услуги водоснабжения и канализации в других городах и поселках будут переданы от провинциальных правительств примерно 500 недавно созданным муниципальным администрациям Техсила (TMA). Ответственность за координацию и совместную реализацию ТМА была передана правительствам 120 округов . Однако, как указано выше, сообщалось о проблемах переходного периода, и провинциальные департаменты общественного здравоохранения и инженерии (PHED) в четырех провинциях Пакистана продолжают предоставлять услуги водоснабжения, особенно в сельской местности. [37] В городских районах за пределами крупнейших городов местные органы власти сформировали государственные советы по водоснабжению.
НПО особенно активны в сфере санитарии и достигли некоторых заметных достижений. [51] В рамках Национальной политики в области питьевого водоснабжения и санитарии поощряется участие НПО и частного сектора. [25] [43]
Инновационные подходы
[ редактировать ]В Пакистане был опробован ряд инновационных подходов к санитарии. К ним относятся совместные проекты в области инфраструктуры санитарии, такие как пилотный проект Оранги в городских трущобах в 1980-х годах и пилотный проект Лодран в сельской местности с 1999 года, а также проекты общей санитарии под руководством сообществ (CLTS), реализуемые с 2003 года.
Пилотный проект «Оранжи»
[ редактировать ]
Оранги — это большое неформальное поселение для малообеспеченных людей, расположенное в Карачи и место успеха участия пользователей. Пилотный проект «Оранжи» (OPP) был инициирован неправительственной организацией под руководством доктора Ахтара Хамида Хана в 1980 году с целью улучшения плохих санитарных условий посредством недорогой программы санитарии при активном участии пользователей. Главной особенностью проекта является модель совместного использования компонентов. Первый компонент – это ответственность сообществ, получающих техническую помощь. Сообщество разрабатывает и строит первичные бытовые санитарные туалеты, подземную канализацию и районную коллекторную канализацию. Они подключены к основным канализационным и очистным сооружениям, которые составляют второй компонент и построены на государственные средства. OPP оказался очень успешным, и около 100 000 домохозяйств разработали свои собственные системы канализации в Оранджи. Проект был воспроизведен НПО и ОСО в других пакистанских городах. [11] [52] Модель совместного использования компонентов поощряется Национальной политикой в области санитарии 2006 года. [25]
Пилотный проект Лодран
[ редактировать ]Вдохновленный OPP, в 1999 году в районе Лодран появился пилотный проект . Проект основан на недорогой модели сельской санитарии, принадлежащей сообществу, и основан на коллективном подходе. В 2004 году Пилотный проект Лодран (LPP) получил грант в размере 1,1 миллиона долларов США от Японского фонда социального развития (JSDF), управляемого Всемирным банком, на распространение модели в 100 деревнях в Южном Пенджабе. В рамках гранта ТМА получают техническую помощь в вопросах государственно-частного партнерства, обучения, наращивания потенциала и коммуникации. [53] [54]
Тотальная санитария под руководством сообщества (CLTS)
[ редактировать ]В Пакистане концепция тотальной санитарии под руководством сообщества (CLTS) была впервые представлена в качестве пилотного проекта в районе Мардан Северо -Западной пограничной провинции в 2003 году ЮНИСЕФ совместно с местной НПО IRSP (Интегрированная программа региональной поддержки). [55] Основная цель концепции заключается в создании открытых деревень, свободных от дефекации, путем изменения поведения всего сообщества, а не в строительстве санитарно-технических сооружений для отдельных домохозяйств. С тех пор CLTS быстро распространилась по всей стране и стала основной особенностью Национальной политики в области санитарии, которая предусматривает финансовое вознаграждение за определенные результаты. Агентства развития начали связывать свое финансирование и стимулы со статусом свободной от открытой дефекации. Например, Фонд Хушал Пакистан выделил около 200 миллионов долларов США (12 миллиардов пакистанских рупий). [56] ) проектам общественной инфраструктуры в открытых сообществах, свободных от дефекации.
Кроме того, несколько организаций, таких как Plan Пакистан и WaterAid, включили CLTS в свои стратегии и проекты. В 2007 году проекты CLTS действовали во всех четырех пакистанских регионах. В 2008 году НПО реализовывали CLTS примерно в 20 районах. В то же время в Пакистане уже существовало более 130 деревень, свободных от дефекации. [57]
Благодаря CLTS к 2009 году более 1500 деревень получили «статус свободной от открытой дефекации». Ожидается, что к июню 2011 года эта цифра достигнет 15 000 деревень, что будет охватывать треть сельского населения Пакистана. Оценка пилотных проектов CLTS в девяти деревнях показала, что открытая дефекация прекратилась, но общины использовали неулучшенные и антисанитарные туалеты, прилагая значительные усилия для модернизации или замены поврежденных туалетов. [58] [59]
Проект оптового водоснабжения Карачи
[ редактировать ]Эффективность коммунальных услуг
[ редактировать ]Имеется мало достоверной количественной информации о работе пакистанских предприятий водоснабжения и канализации, в том числе об их эффективности. Азиатский банк развития (АБР) подготовил документ, включающий данные по городам Равалпинди, Карачи и Лахор. [27] Кроме того, данные из шести крупных городов были представлены во время семинара 2005 года в Карачи. [29] первое систематическое сравнительное исследование инициировала Начиная с 2005 года, программа Всемирного банка по водоснабжению и санитарии в рамках регионального проекта, который также охватывал Индию и Бангладеш, производительности предприятий водоснабжения и канализации в Пакистане. В мероприятии приняли участие восемь коммунальных предприятий, в том числе пять WASA в Пенджабе, а также коммунальные предприятия Карачи, Пешавара и Исламабада. Проект бенчмаркинга обнаружил, что данные не очень надежны и что бенчмаркинг «в большей степени обусловлен внешними факторами, чем внутренними мотивами», и что организационная культура коммунальных предприятий «часто медленно принимает измерения производительности, подотчетность перед потребителями и правительством, а также улучшение результатов обслуживания. " [34]
Двумя распространенными показателями эффективности коммунальных предприятий являются недоходы от воды и производительность труда.
Недоходная вода
[ редактировать ]Доля недоходной воды (NRW) , воды, которая производится, но не выставляется счет по нескольким причинам, таким как утечки и незаконные подключения, колеблется от примерно 25% в Мултане до примерно 75% в Гуджранвале . Трудно точно измерить NRW, потому что измерение потребления потребителями происходит редко. Например, в Пенджабе только 3 процента подключений пяти крупнейших коммунальных предприятий имеют работающие счетчики и считываются. [34] Как указано в таблице 3, официальные лица из крупных пакистанских городов сообщили о доле NRW во время семинара 2005 года в диапазоне от 40% до 50%. [29]
Среди профессионалов нет согласия относительно соответствующих уровней NRW. Однако Тайнан и Кингдом предлагают целевой показатель передовой практики в размере 23% в развивающихся странах. [60]
Производительность труда
[ редактировать ]Обновленных и точных показателей производительности труда, измеряемой в численности работников на 1000 подключений, не существует. Однако Министерство водных ресурсов и энергетики отметило плохие показатели в крупных городах страны. [61] АБР обнаружил в Карачи в среднем 5,6 сотрудников на 1000 подключений. В Лахоре и Равалпинди производительность труда указана ниже – 9,5 и 12,7 работников на 1000 подключений соответственно. [28] На семинаре 2005 года было зарегистрировано от 6 до 27 сотрудников на 1000 подключений в крупных городах (см. таблицу 3). [62] Тайнан и Кингдом предлагают целевую аудиторию в размере 5 сотрудников на 1000 подключений в развивающихся странах. Однако следует отметить, что, как и в случае с Северным Рейном-Вестфалией, эта цель является предложением авторов, которое не установлено в качестве официальной цели передовой практики среди профессионалов. [60] [неработающая сноска]
Таблица 3: Показатели эффективности в крупных городах Пакистана [29] | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Карачи | Лахор | Фейсалабад | Равалпинди | Мултан | Пешавар | |
Северный Рейн-Вестфалия | 45% | 40% | 40% | 45% | 40% | 50% |
Персонал на 1000 подключений | 6 | 12 | 10 | 11 | 27 | 14 |
В отчете Программы водоснабжения и санитарии за 2010 год отмечается, что «кадровая политика государственной службы не позволяет менеджерам коммунальных предприятий нанимать необходимый им персонал; они не могут соответствующим образом стимулировать их; а обучение на рабочем месте, по-видимому, ограничено.по большинству счетов». [34]
Финансовые аспекты
[ редактировать ]Тарифы и возмещение затрат
[ редактировать ]Из-за низких тарифов, низкой эффективности сбора и раздутости штата многие городские коммунальные предприятия не покрывают затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание. Согласно международному опросу, проведенному в 2012 году, тариф на воду в Карачи вошел в число 20 самых низких тарифов на воду в мире в выборке из 310 городов. Согласно этому опросу, тариф на воду для населения в Карачи составлял 0,09 доллара США за м2. 3 на расход 15 м 3 помесячно. В сентябре 2011 года тариф был повышен на 67%, чтобы компенсировать рост тарифов на электроэнергию, взимаемых с водоканала. Это сделало это третьим по величине ростом тарифов на воду в мире в 2011 году. [4] По данным Управления водоснабжения и канализации Карачи, тариф на воду без учета счетчиков после повышения составил 111 пакистанских рупий (около 1,17 доллара США) для жилых домов площадью 100 квадратных ярдов , что соответствует 0,08 доллара США за м2. 3 . Для более крупных домов фиксированный тариф намного выше. Однако тариф по счетчику составлял 71 рупию за 1000 галлонов, что соответствует примерно 0,16 доллара США за кубометр. 3 . [63]
Во многих городах, особенно небольших, муниципалитеты субсидируют водоснабжение, поскольку доходы от тарифов недостаточны для покрытия затрат. [64] Национальная политика в области питьевой воды 2009 года не упоминает возмещение затрат, в то время как проект политики призывает к увеличению возмещения затрат. [65]
В Равалпинди новый управляющий директор, назначенный в 2006 году, упорядочил несанкционированные подключения, взыскал задолженность и тем самым увеличил возмещение затрат с 53 до 86 процентов. Теперь коммунальное предприятие может оплачивать все зарплаты и счета за электроэнергию из собственных доходов. [34]
Инвестиции и финансирование
[ редактировать ]Сектор сильно зависит от внутреннего и внешнего финансирования. В 2002 году Министерство энергетики и водных ресурсов сообщило, что в последние годы 49% от общего объема новых инвестиций в водный сектор было профинансировано за счет внешних кредитов, а 43% - за счет правительства. [66] MTDF , недостаточны, и предусматривает выделение 2 миллиардов долларов США (120 миллиардов рупий) или 404 миллионов долларов США в год для этого сектора с 2005 по 2010 год. составляющие 0,25% от общего ВВП признает, что инвестиции Пакистана в сектор водоснабжения и канализации, [6] половина из которых должна быть оплачена федеральным правительством и правительством провинций, включая строительство и восстановление систем водоснабжения в городских и сельских районах, а также очистных сооружений в столицах провинций. Другая половина, как ожидается, будет предоставлена частным сектором и будет включать системы водоснабжения, канализационные сети и очистку сточных вод в рамках новых жилищных проектов в городах и поселках. [67]
Внешнее сотрудничество
[ редактировать ]Правительство получает существенную внешнюю поддержку для улучшения питьевого водоснабжения и санитарии за счет кредитов Азиатского банка развития (АБР) и Всемирного банка , а также грантов из Японии и США. Кроме того, НПО напрямую оказывают помощь.
Азиатский банк развития
[ редактировать ]Инвестиционная программа улучшения городов Пенджаба (с 2009 г.) . В июле 2009 года Азиатский банк развития (АБР) одобрил кредит на неизвестную сумму для поддержки «Инвестиционной программы улучшения городов Пенджаба», которая направлена на «улучшение муниципальной среды и общественного здравоохранения для примерно 6 миллионов жителей примерно 11 крупных промежуточных городов Пенджаба». Провинция Пенджаб». [68]

Инвестиционная программа улучшения городов Синда (с 2008 г.) . В декабре 2008 года АБР одобрил кредит в размере 300 миллионов долларов США для Инвестиционной программы улучшения городов Синда, которая направлена на улучшение инфраструктуры водоснабжения, канализации и управления твердыми отходами в более чем 20 второстепенных городах провинции Синд с населением более шести миллионов человек. Кредит в форме многотраншевого финансирования (MFF) также будет поддерживать реформы городского сектора, такие как создание принадлежащих местным властям корпораций городских услуг, и развитие потенциала. Первый транш в размере 38 миллионов долларов (2009–2012 гг.) предназначен для городов северного провинции Синд Суккур , Нью-Суккур, Рохри , Хайрпур , Шикарпур и Ларкана . [69]
Проект общественного водоснабжения и санитарии Пенджаба (2003–2007 гг.) . АБР также профинансировал проект сектора водоснабжения и санитарии Пенджаба на сумму 50 миллионов долларов США, который действовал в сельских районах во всех округах провинции Пенджаб с 2003 года до конца 2007 года. села были обеспечены водопроводом и канализацией, по данным АБР, «с полной окупаемостью». Общественные организации поддерживают и управляют этими схемами и взимают плату с пользователей. Муниципальные администрации Техсила были усилены и прошли обучение. Кроме того, общины прошли обучение по вопросам здравоохранения и гигиены, а также по строительству туалетов. Проект также установил связь между сообществами-бенефициарами и учреждениями микрофинансирования , которые выплатили около 4 миллионов долларов США примерно 15 000 заемщикам в 617 сообществах. [70]
Япония
[ редактировать ]Водоснабжение Абботтабада (с 2010 г.) . В сентябре 2010 года JICA одобрило грант в размере 3,644 миллиарда иен на улучшение водоснабжения в Абботтабаде в пуштунском районе за счет развития поверхностного водоснабжения города, который до сих пор зависел только от подземных вод. В проекте отсутствует санитарный компонент. [71] В 2008 и 2010 годах оно утвердило два гранта на сумму 5,19 млрд иен на водоснабжение в Фейсалабаде в Пенджабе. Как и проект в Абботтабаде, он направлен на развитие объемного водоснабжения, в данном случае из колодца, расположенного недалеко от канала Джанг-Ветвь. Параллельный проект обеспечивает обучение и консультации по институциональным реформам. Проект основан на предыдущем проекте по улучшению сети водоснабжения в городе. [72]
Санитария Лахора (с 2006 г.) . С 2006 года JICA предоставило гранты на сумму 2,44 миллиарда иен для улучшения санитарии и дренажа в Лахоре в рамках двух проектов. [73]
Карачи (1994-?) . В 1994 году Японский банк международного сотрудничества (JBIC), одно из агентств-предшественников сегодняшнего JICA, одобрил кредит в размере 10,3 миллиарда иен для проекта улучшения водоснабжения Карачи . JICA также поддержало генеральный план водоснабжения и канализации в Карачи, окончательный проект которого был завершен в 2008 году. [74]
Водоснабжение Исламабада и Равалпинди (1989–2000 гг.) . В 1989 году JBIC одобрил два кредита для поддержки двух городских проектов водоснабжения по перекачке воды из плотин Ханпур и Симли на общую сумму 18,268 миллиардов иен. [75] Проект Ханпур, реализованный в период с 1994 по 2000 год, был направлен на увеличение объемов подачи воды в Исламабад и Равалпинди из плотины Ханпур. По итогам оценки проекта в 2002 году было установлено, что «эффект проекта не обязательно был высоким». Объем подаваемой воды составлял лишь 41% от запланированного, и существовали «различные проблемы с исполнительным агентством (Управлением капитального строительства), такие как нехватка персонала, слаборазвитость институтов и недостаток активных усилий». Японское полевое исследование в 2008 году пересмотрело ситуацию и обнаружило, что «никаких заметных улучшений не произошло». [76] Общая потраченная сумма составила 109 миллионов долларов США (12 442 миллиона иен ). [77] В частности, построены водоочистные сооружения производительностью 281 тыс. м³ в сутки, объекты водоснабжения и водохранилища. [78]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]В январе 2009 года USAID подписало Меморандум о взаимопонимании с «Министерством специальных инициатив» для поддержки программы «Чистая питьевая вода для всех» (см. Выше) на сумму 17,9 миллиона долларов США, ожидая, что от нее выиграют более 31 миллиона пакистанцев в 40 округах. [46]
Всемирный банк
[ редактировать ]Проект улучшения муниципальных служб Пенджаба (2006–2012 гг.) . Всемирный банк предоставил кредит в размере 50 миллионов долларов США для улучшения муниципальных услуг в Пенджабе. Проект реализуется правительством провинции Пенджаб, около половины средств идет на водоснабжение и канализацию. [79]
Улучшение управления городами Пенджаба (с 2012 г.) . В 2012 году Всемирный банк утвердил еще один кредит в размере 150 миллионов долларов США для городов Пенджаба, значительная часть которого снова будет направлена на водоснабжение и канализацию. [80]
Второе водоснабжение Карачи (1993–2001 гг.). В рамках второго проекта водоснабжения Карачи Всемирный банк выделил 92 миллиона долларов США на расширение охвата водоснабжением и канализацией в Карачи, а также на улучшение работы, управления и финансовой жизнеспособности Управления водоснабжения и канализации Карачи (KWSB). Проект стартовал в 1993 году и предусматривал строительство канала для подачи воды из реки Инд, насосных станций, водоочистных и очистных сооружений. В районах с низким доходом должны были быть построены канализации малого диаметра. Ожидалось, что операционная эффективность KWSB повысится благодаря технической помощи Всемирного банка и усилению мер по снижению затрат, например, сокращению потерь воды. [81]
Проект сельского водоснабжения и канализации (1991–2000 гг.). Всемирный банк внес 137 миллионов долларов США в проект «Сельское водоснабжение и санитария», который действовал с 1991 по 2000 год в самоуправляющемся пакистанском штате Азад Джамму и Кашмир . Основными целями проекта были повышение производительности и здоровья сельских жителей, а также сокращение бедности и лишений. Компоненты проекта включали строительство и восстановление систем водоснабжения и санитарии, институциональное укрепление и обучение, материалы для строительства туалетов, а также санитарное просвещение и пропаганду, исследования водных ресурсов и санитарии, а также поддержку частного сектора. [82]
Неправительственные организации
[ редактировать ]Иностранные НПО также оказывают поддержку в расширении питьевого водоснабжения и канализации в Пакистане. Например, британская организация WaterAid запустила проект по сбору дождевой воды в пустыне Тар и оказала влияние на правительство города Гуджранвала в Пенджабе, что привело к обеспечению чистой водой 2500 жителей трущоб. Это также помогло включить гигиеническое просвещение в школы. [83]
См. также
[ редактировать ]- Управление водоснабжения и канализации Карачи
- Проект оптового водоснабжения Карачи
- Управление водными ресурсами в Пакистане
- Плотины , шлюзы и каналы Пакистана
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Всемирная организация здравоохранения ; ЮНИСЕФ. «Программа совместного мониторинга» .
- ^ Jump up to: а б Программа водоснабжения и санитарии (август 2004 г.). «Управление услугами водоснабжения и канализации Карачи: уроки семинара» (PDF) : 4 . Проверено 4 июня 2008 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Азиатский банк развития (январь 2004 г.). Вода в азиатских городах – эффективность коммунальных услуг и взгляды гражданского общества . Манила: Азиатский банк развития (АБР). п. 47. ИСБН 971-561-524-4 . Проверено 5 июня 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Global Water Intelligence: Рост тарифов опережает инфляция, Vol. 13, выпуск 9, сентябрь 2012 г., с. 38.
- ^ Правительство Пакистана. Министерство планирования и развития (2004 г.). «Среднесрочная программа развития на 2005–2010 годы. Раздел 10: Водоснабжение и санитария» (PDF) . Исламабад. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2009 г. Проверено 29 мая 2008 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) , раздел 10.7. - ^ Jump up to: а б с д 1 пакистанская рупия = 0,01684 доллара США (31 декабря 2004 г.); источник: http://oanda.com
- ^ В 2004 году в Бангладеш проживало 152 061 300 жителей; источник: http://devdata.worldbank.org/query/. Архивировано 3 мая 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Бриджес, Джефф; Азиатский банк развития (АБР) (2007 г.). Перспективы развития водных ресурсов Азии, 2007 г. Страновой доклад Пакистана . Азиатский банк развития. стр. 12–13. ISBN 9789814136068 . Проверено 28 мая 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Люди, пользующиеся хотя бы базовыми услугами санитарии (% населения) | Данные» . data.worldbank.org . Проверено 8 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Бриджес, Джефф; Азиатский банк развития (АБР) (2007 г.). Перспективы развития водных ресурсов Азии, 2007 г. Страновой доклад Пакистана . Азиатский банк развития. п. 11. ISBN 9789814136068 . Проверено 28 мая 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Велле, Катерина (март 2008 г.). «Картирование как основа для реализации санитарии в Пакистане: пример пилотного проекта Оранжи» (PDF) . За пределами строительства. Использование всеми. Сборник тематических исследований специалистов по пропаганде санитарии и гигиены в Южной Азии . Лондон: WaterAid , Международный центр воды и санитарии IRC: 95–110. ISBN 978-9937-2-0472-9 . Архивировано из оригинала (PDF) 12 сентября 2008 г. Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Бриджес, Джефф; Азиатский банк развития (АБР) (2007 г.). Перспективы развития водных ресурсов Азии, 2007 г. Страновой доклад Пакистана . Азиатский банк развития. п. 9. ISBN 9789814136068 . Проверено 28 мая 2008 г.
- ^ Еженедельник Независимый . 17 марта 2005 г.
{{cite news}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) ; цитируется в: Программа водоснабжения и санитарии (август 2004 г.). «Управление услугами водоснабжения и канализации Карачи: уроки семинара» (PDF) : 3 . Проверено 4 июня 2008 г.{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Правительство Пакистана. Министерство водных ресурсов и энергетики (октябрь 2002 г.). «Стратегия водного сектора Пакистана. Профиль водного сектора. Том 5» (PDF) : 105. Архивировано из оригинала (PDF) 31 декабря 2006 г. Проверено 29 мая 2008 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Правительство Пакистана. Министерство планирования и развития (2004 г.). «Среднесрочная программа развития на 2005–2010 годы. Раздел 10: Водоснабжение и санитария» (PDF) . Исламабад. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2009 г. Проверено 29 мая 2008 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Каждая капля имеет значение: растущая проблема нехватки воды в Пакистане» . Международный институт устойчивого развития . Проверено 23 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Пакистан» . WASHWatch . Проверено 21 марта 2017 г.
- ^ «Совместная программа ВОЗ/ЮНИСЕФ по мониторингу водоснабжения и санитарии» . ДМП . Архивировано из оригинала 12 июля 2017 года . Проверено 21 марта 2017 г.
- ^ Совместная программа ВОЗ/ЮНИСЕФ по мониторингу водоснабжения и санитарии.
- ^ Всемирная организация здравоохранения ; ЮНИСЕФ. «Программа совместного мониторинга» . Архивировано из оригинала 16 февраля 2008 г. Проверено 16 мая 2008 г.
- ^ «ТАБЛИЦА 4.7: ПРОЦЕНТНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОМОХОЗЯЙСТВ ПО ИСТОЧНИКАМ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ» (PDF) . Исследование по измерению социального уровня и уровня жизни в Пакистане, 2010–2011 годы . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ «ТАБЛИЦА 4.8: ПРОЦЕНТНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОМОХОЗЯЙСТВ ПО ТИПАМ ТУАЛЕТОВ» (PDF) . Исследование по измерению социального уровня и уровня жизни в Пакистане, 2010–2011 годы . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ «Цели развития тысячелетия: прогресс в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 2006 г.» (PDF) . Программа развития ООН : 4 . Проверено 4 июня 2008 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ В документе доступ определяется как наличие 45 литров на человека в день (л/день/сутки) в сельской местности и 120 л/день/день в городских районах. Кроме того, общее время, чтобы добраться до общественного источника воды и вернуться обратно, не должно превышать 30 минут. Видеть: Правительство Пакистана. Министерство окружающей среды (сентябрь 2009 г.). «Национальная политика в области питьевой воды» (PDF) : 3–4. Архивировано из оригинала (PDF) 10 мая 2013 г. Проверено 8 марта 2010 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с д и Правительство Пакистана. Министерство окружающей среды (сентябрь 2006 г.). «Национальная политика в области санитарии» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 сентября 2012 г. Проверено 4 ноября 2012 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Мохаммед Нишат. «Экономические последствия неадекватных санитарных условий в Пакистане» (PDF) . Программа водоснабжения и санитарии, Исламабад . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б АБР извлек цифры из неаудированных данных, полученных от коммунальных предприятий для базы данных сравнительного анализа SAWUN; видеть: Бриджес, Джефф; Азиатский банк развития (АБР) (2007 г.). Перспективы развития водных ресурсов Азии, 2007 г. Страновой доклад Пакистана . Азиатский банк развития. п. 17. ISBN 9789814136068 . Проверено 28 мая 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Бриджес, Джефф; Азиатский банк развития (АБР) (2007 г.). Перспективы развития водных ресурсов Азии, 2007 г. Страновой доклад Пакистана . Азиатский банк развития. п. 12. ISBN 9789814136068 . Проверено 28 мая 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Об этом сообщили официальные лица соответствующих городов на семинаре в Карачи в 2005 году; видеть: Программа водоснабжения и санитарии (август 2004 г.). «Управление услугами водоснабжения и канализации Карачи: уроки семинара» (PDF) : 4, 6 . Проверено 4 июня 2008 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «79% источников воды в Пенджабе поставляют небезопасную питьевую воду: PCRWR» . Трибуна . 15 мая 2012 года . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ Правительство Пакистана. Министерство планирования и развития (2004 г.). «Среднесрочная программа развития на 2005–2010 годы. Раздел 10: Водоснабжение и санитария» (PDF) . Исламабад. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2009 г. Проверено 29 мая 2008 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) , раздел 10.3. - ^ Н. Уль-Хак, М. А. Араин, Н. Бадар, М. Рашид и З. Хак (2011). «Питьевая вода: основной источник воздействия свинца в Карачи, Пакистан» (PDF) . Восточно-Средиземноморский журнал здравоохранения . 17 (11). Восточно-Средиземноморский журнал здравоохранения, Vol. 17, № 11, 2011: 882–886. дои : 10.26719/2011.17.11.882 . ПМИД 22276499 . Проверено 9 октября 2013 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «KWSB приказали поставлять хлорированную воду» . Новости, Карачи . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Анализ повышения производительности городских коммунальных предприятий — обзор в Бангладеш, Индии и Пакистане» (PDF) . Программа водоснабжения и санитарии. Февраль 2010 года . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ Правительство Пакистана. Министерство водных ресурсов и энергетики (октябрь 2002 г.). «Стратегия водного сектора Пакистана. Краткое содержание. Том 1» (PDF) : 7. Архивировано из оригинала (PDF) 31 декабря 2006 г. Проверено 29 мая 2008 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б Водные ворота Пакистана. «Ситуационный анализ ситуации с водными ресурсами в Пакистане» (PDF) . стр. 22–23 . Проверено 28 мая 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Ахмад, Малик Зульфикар (2005). «Пакистан — услуги водоснабжения и санитарии в автономной государственной системе» (PDF) . 31-я Международная конференция WEDC . Кампала. Архивировано из оригинала (PDF) 28 июля 2008 г. Проверено 2 июня 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Правительство Народной Республики Бангладеш (июнь 2004 г.). Южноазиатская конференция по санитарии, 2003 г. Глава 4: Страновые документы по санитарии (PDF) . Дакка, Бангладеш: Программа водоснабжения и санитарии – Южная Азия. п. 160. ИСБН 984-32-1500-1 . Архивировано из оригинала (PDF) 12 сентября 2008 г. Проверено 4 июня 2008 г.
- ^ «Районы Пакистана» . Министерство информации и радиовещания. Архивировано из оригинала 28 марта 2009 года . Проверено 8 марта 2010 г.
- ^ Программа водоснабжения и санитарии (август 2004 г.). «Управление услугами водоснабжения и канализации Карачи: уроки семинара» (PDF) : 5–7 . Проверено 4 июня 2008 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Правительство Пакистана. Министерство окружающей среды (сентябрь 2006 г.). «Национальная политика в области санитарии» (PDF) : 10. Архивировано из оригинала (PDF) 9 декабря 2008 г. Проверено 28 мая 2008 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Кабинет министров одобрил национальную политику в области питьевой воды» . Нация . 29 сентября 2009 года. Архивировано из оригинала 21 мая 2010 года . Проверено 7 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Правительство Пакистана. Министерство окружающей среды (сентябрь 2009 г.). «Национальная политика в области питьевой воды. Проект» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 мая 2013 г. Проверено 7 марта 2010 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Инициатива по чистой питьевой воде» (PDF) . Правительство Пакистана. 2007 . Проверено 8 марта 2010 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Министерство окружающей среды . «Чистая питьевая вода для всех (CDWA)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 сентября 2008 г. Проверено 2 июня 2008 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б «США и Пакистан подписывают Меморандум о взаимопонимании в поддержку чистой питьевой воды» . Посольство США в Пакистане. 27 января 2009. Архивировано из оригинала 4 марта 2012 года . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ «Inge Watertechnologies поставит технологию ультрафильтрации для 1600 заводов по производству питьевой воды в Пакистане» . Водный Мир. 8 февраля 2010 года . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ Академия здравоохранения, Министерство здравоохранения, Правительство Пакистана ; Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) (май 2007 г.). «Качественная питьевая вода: стандарты для Пакистана. Включает основы законодательства, реализации и мониторинга» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 сентября 2008 г. Проверено 2 июля 2008 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Бриджес, Джефф; Азиатский банк развития (АБР) (2007 г.). Перспективы развития водных ресурсов Азии, 2007 г. Страновой доклад Пакистана . Азиатский банк развития. п. 8. ISBN 9789814136068 . Проверено 28 мая 2008 г.
- ^ Ахмед, Номан; Сохаил, Мухаммад (2003). «Альтернативные меры водоснабжения в пригородных районах: авами (народные) резервуары в поселке Оранги, Карачи» . Окружающая среда и урбанизация . 15 (2). Публикации SAGE: 33–42. Бибкод : 2003EnUrb..15...33A . дои : 10.1177/095624780301500218 . S2CID 154039161 .
- ^ Бриджес, Джефф; Азиатский банк развития (АБР) (2007 г.). Перспективы развития водных ресурсов Азии 2007. Страновой доклад Пакистана . Азиатский банк развития. п. 10. ISBN 9789814136068 . Проверено 28 мая 2008 г.
- ^ Хасан, Ариф (2005). «Пилотный проект Orangi: процесс картирования научно-исследовательского и учебного института и его последствия». Карачи: Пилотный проект Оранжи, Международный институт окружающей среды и развития.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Всемирный банк (10 ноября 2004 г.). «НПО получила японский грант на санитарию в размере миллиона долларов, администрируемый Всемирным банком» . Проверено 3 июля 2008 г.
- ^ Пилотный проект Лодран. «Веб-сайт» . Проверено 3 июля 2008 г.
- ^ Форум по водной санитарии и гигиене (10 сентября 2009 г.). «CLTS в Пакистане» . Проверено 22 июля 2010 г.
- ^ 1 пакистанская рупия = 0,01631 доллара США (31 декабря 2007 г.); источник: http://oanda.com
- ^ Масрур Ахмад; Программа водоснабжения и санитарии; Всемирный банк (01 ноября 2007 г.). «Движение за санитарию набирает силу в Пакистане» . Проверено 2 июля 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Об IRC» . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ «Пакистан: тотальная санитария под руководством сообщества не создала спроса на «улучшенные санитарные условия» . Архивировано из оригинала 21 мая 2013 г. Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б В исследовании используются данные 246 предприятий водоснабжения, половина из которых находится в 44 развивающихся странах . Коммунальные предприятия варьируются от небольших, которые обслуживают менее 125 000 человек, до крупных, обслуживающих более 500 000 человек. Включены все регионы и внутри стран, все уровни доходов. В каждую из пяти категорий (NRW, производительность труда, охват услугами, цены на воду, стоимость подключения и непрерывность обслуживания) включены не менее 30 коммунальных предприятий из развивающихся стран и 30 из развитых стран. Целевые показатели передовой практики для развивающихся стран основаны на результатах деятельности 25 крупнейших коммунальных предприятий развивающихся стран. В исследовании используются данные из базы данных Всемирного банка по водоснабжению и санитарии и Азиатского банка развития; видеть: Тайнан, Никола; Королевство, Билл (1 апреля 2002 г.). «Оценочная карта водоснабжения. Установление целевых показателей эффективности для предприятий водоснабжения» (PDF) . Журнал государственной политики (242). Группа Всемирного банка. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2009 г. Проверено 19 мая 2008 г.
- ^ Правительство Пакистана. Министерство водных ресурсов и энергетики (октябрь 2002 г.). «Стратегия водного сектора Пакистана. Подробная формулировка стратегии. Том 4» (PDF) : 118. Архивировано из оригинала (PDF) 31 декабря 2006 г. Проверено 29 мая 2008 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Программа водоснабжения и санитарии (август 2004 г.). «Управление услугами водоснабжения и канализации Карачи: уроки семинара» (PDF) : 6 . Проверено 4 июня 2008 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Тариф на воду» . Управление водоснабжения и канализации Карачи . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ Правительство Пакистана. Министерство водных ресурсов и энергетики (октябрь 2002 г.). «Стратегия водного сектора Пакистана. Профиль водного сектора. Том 5» (PDF) : 245. Архивировано из оригинала (PDF) 31 декабря 2006 г. Проверено 29 мая 2008 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Правительство Пакистана. Министерство окружающей среды (сентябрь 2009 г.). «Национальная политика в области питьевой воды» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2012 г. Проверено 4 ноября 2012 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Вероятно, в данном случае имеется в виду федеральное правительство; видеть: Правительство Пакистана. Министерство водных ресурсов и энергетики (октябрь 2002 г.). «Стратегия водного сектора Пакистана. Профиль водного сектора. Том 5» (PDF) : 105. Архивировано из оригинала (PDF) 31 декабря 2006 г. Проверено 29 мая 2008 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Правительство Пакистана. Министерство планирования и развития (2004 г.). «Среднесрочная программа развития на 2005–2010 годы. Раздел 10: Водоснабжение и санитария» (PDF) . Исламабад. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2009 г. Проверено 29 мая 2008 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) , разделы 10.3.; 10.7. - ^ Азиатский банк развития (30 июня 2009 г.). «Инвестиционная программа улучшения городов Пенджаба» . Проверено 9 октября 2013 г.
- ↑ Азиатский банк развития: Инвестиции и реформы для городов в пакистанской провинции Синд , 3 декабря 2008 г.
- ^ Азиатский банк развития (АБР) (28 ноября 2002 г.). «Проект общественного водоснабжения и санитарии Пенджаба: Пакистан» . Проверено 4 июня 2008 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ JICA. «Улучшение водоснабжения в Абботтабаде» . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ JICA. « Улучшение водоснабжения в Фейсалабаде II» и «Расширение системы водоснабжения в Фейсалабаде» » . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ JICA. «JICA подписывает соглашения по улучшению системы питьевого водоснабжения в Фейсалабаде и системы канализации и дренажа в Лахоре» . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ «Семинар по проекту итогового отчета исследования генерального плана «Система водоснабжения и канализации в Карачи» . Офис JICA в Пакистане. 22 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 г. Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ JICA. «Результаты поиска водных проектов в Пакистане» . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ Момота Кендзи (июль 2008 г.). «Фактический мониторинг проекта кредита ОПР «Проект городского водоснабжения (Фаза I проекта водоснабжения Канпура)» » (PDF) . п. 2 . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ 1 японская иена = 0,008742 доллара США (31 декабря 2000 г.); источник: http://oanda.com
- ^ Японский банк международного сотрудничества (февраль 2003 г.). «Проект городского водоснабжения (Кханпур I)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 сентября 2008 г. Проверено 4 июня 2008 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Всемирный банк: Проект улучшения муниципальных служб Пенджаба
- ^ Всемирный банк: Улучшение управления городами Пенджаба
- ^ Всемирный банк (30 января 2001 г.). «Пакистан – Проект сельского водоснабжения и санитарии (английский)» . Проверено 19 октября 2020 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Всемирный банк (30 января 2001 г.). «Проекты - Пакистан: Проект сельского водоснабжения и канализации» . Проверено 3 июня 2008 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Пакистан» . WaterAid . Проверено 9 октября 2013 г.