Национализация в Пакистане

Процесс национализации в Пакистане [1] (или исторически просто рассматриваемая как « Национализация в Пакистане ») была программой политических мер в экономической истории Пакистана, которая негативно повлияла на индустриализацию страны и подорвала доверие бизнесменов и инвесторов. Этот процесс был впервые представлен, обнародован и реализован Зульфикаром Али Бхутто и Народной партией Пакистана , чтобы заложить основу реформ социалистической экономики для улучшения роста национальной экономики. [2] С 1950-х годов в стране произошла быстрая индустриализация . [3] Но с течением времени профсоюзы профсоюзов и рабочий класс все больше обостряли отношения с классом промышленных бизнес-олигархов, пренебрегая улучшением условий труда и не обеспечивая здоровую и безопасную среду для рабочих в этих промышленных отраслях. [4]
Программа национализации началась 2 января 1972 года с целью продвижения экономической демократии , либерализации и первоначальной основной целью привести Пакистан в соответствие с государственным прогрессизмом . [3] Программа национализации, фактически завершившаяся в 1977 году, была вновь выдвинута премьер-министром Беназир Бхутто в 1996 году. [5] и совсем недавно тогдашним премьер-министром Юсуфом Разой Гиллани в 2012 году, который активировал программу по передаче трех крупных мегакорпораций ( сталелитейных заводов , железных дорог и международных авиалиний ) в государственную собственность в попытке улучшить их структуру и облегчить процесс получения прибыли. [6]
Несмотря на успех в годы своего становления, такие программы политических мер встретили крайнюю критику. [ нужны разъяснения ] уровень спонтанных демонстраций и международной и национальной оппозиции, которые оказали катастрофические последствия на национальную экономику Пакистана. [7] Поглощение правительством частных компаний сделало экономику Пакистана худшей, а доверие инвесторов к Пакистану было потеряно, пока более поздние правительства не заменили ее программой приватизации. [8]
Фаза национализации (1971–1977)
[ редактировать ]
Первый этап
[ редактировать ]Зульфикар Али Бхутто (1928–1979) стал президентом Пакистана (1971–74) 21 декабря 1971 года после катастрофического окончания в войны с Индией 1971 году . [3] Программа национализации была реализована впервые в истории Пакистана и проходила в три этапа. 1 января 1972 года в телеобращении к нации Бхутто и правительство народной партии обнародовали трехэтапную программу «Приказ о национализации и экономических реформах (NERO)», которая национализировала все основные металлургические отрасли, включая черную металлургию. тяжелое машиностроение, тяжелая электротехника, нефтехимия, цемент и коммунальные услуги, за исключением текстильной промышленности и земель. [3] Первый этап программы национализации объединил около 31 крупную промышленную мегакорпорацию, промышленные единицы и предприятия под прямым управленческим контролем правительства в 10 различных категориях базовых отраслей. Программа имела целью утвердить общественную собственность на промышленные мегакорпорации и убедить профсоюзы сохранить мир в ходе индустриализации в стране. [3]
обещание Я дал народу Пакистана осуществить промышленные реформы... Теперь я начинаю выполнять это обещание...!
- Зульфикар Али Бхутто, 1971, Цитированный источник. [9]
В 1972 году также было национализировано большое количество христианских учебных заведений. Одним из примеров является колледж Гордон в Равалпинди. В Пешаваре национализация христианских школ произошла при более позднем правительстве. Губернатор провинции отказался проводить политику Бхутто. Он не хотел ставить в невыгодное положение меньшинства в своей провинции.
В сентябре 1973 года правительство Пакистана национализировало производство растительного масла , которое в то время представляло собой второстепенный сектор потребительских товаров с общим капиталовложением в 200 миллионов рупий. [10] Закон о промышленности по производству гидрогенизированного растительного масла 1973 года был принят с целью национализации 26 частных предприятий по производству растительного масла с выплатой компенсации владельцам по раздельной стоимости или рыночной стоимости, если они котируются на фондовой бирже . [11] [12] Первоначально эти предприятия управлялись правительствами провинций, но через три года были объединены в Корпорацию гхи Пакистана. [11] За следующие три года занятость в отрасли увеличилась на треть. [10] Однако это расширение сопровождалось бесхозяйственностью, что привело к существенным финансовым потерям. [10] Промышленность сообщила об убытках в размере 24,3 миллиона рупий в 1974–75 годах и 29,4 миллиона рупий в 1975–76 годах. [10]
Второй этап
[ редактировать ]После успеха первого этапа программа национализации перешла на второй этап, когда она была запущена 1 января 1974 года и имела целью национализировать банковскую и финансовую отрасль и сектор в Пакистане. По решению парламента были насильственно национализированы более 13 крупных банков, более десятка страховых компаний, две нефтяные компании и 10 судоходных компаний. Вторая программа осуществлялась под председательством министра финансов Мубашира Хасана , который решительно утверждал, что: «богатство нации должно использоваться на благо нации и нельзя допускать концентрации в банках нескольких лиц». [9]
Банки... которые до (понедельника) были частной собственностью группы, теперь являются общественной собственностью... Все наши крупные отрасли в частном секторе были созданы в основном на основе финансовых льгот, предоставленных банками и финансовыми учреждениями. ..... Из-за одержимости предыдущего правительства ростом ВНП , (...)... промышленная власть была сосредоточена в руках нескольких баронов-грабителей.
— Доктор . Мубашир Хасан, источник [9]
1 апреля 1973 года Бхутто провела встречу с членами Торгово-промышленной палаты Лахора и заявила:
Деятельность государственного сектора предотвращает концентрацию экономической власти в руках немногих и защищает мелких и средних предпринимателей от тисков гигантских предприятий и корыстных интересов.
— Зульфикар Али Бхутто, источник [9]
Третий этап
[ редактировать ]Вскоре, 1 июля 1976 года, начался третий этап: небольшие агропромышленные предприятия были приватизированы, чтобы облегчить простую переработку сельскохозяйственной продукции в сельской местности. [3] [10] В июле 1976 года правительство национализировало основные отрасли промышленности, включая хлопкоочистительную , рисовую шелуху и крупные мукомольные заводы по всему Пакистану, за исключением предприятий с прямыми иностранными инвестициями . [10] Это привело к национализации 2815 предприятий, в том числе 578 предприятий по переработке хлопка, 2113 предприятий по очистке риса и 124 предприятий по мукомольному производству. [10] Строящаяся недвижимость, жилые дома с оборудованием и даже животноводческие помещения в промышленных помещениях также были национализированы, что усилило неопределенность и административные проблемы. [10]
В мае 1977 года правительство вернуло 1523 небольшие установки по очистке риса их первоначальным владельцам. [10] Для управления этими национализированными отраслями промышленности были созданы Хлопковая торговая корпорация, Корпорация по переработке риса и Корпорация по переработке муки, а также новое Министерство аграрного управления. [10]
Операционные проблемы были очевидны, поскольку Rice Milling Corporation в 1976-77 финансовом году могла управлять только двумя третями национализированных предприятий по очистке риса, не сумев достичь основных оперативных целей и понеся убытки в размере 200 миллионов рупий. [10] Точно так же Хлопковая торговая корпорация управляла менее половиной национализированных хлопкоочистительных предприятий и подвергалась критике за удвоение своей рабочей силы в течение года, что способствовало ее неэффективности. [10]
Компенсация
[ редактировать ]Первоначально директива администрации Бхутто заключалась в том, чтобы просто «взять на себя управление» некоторыми бизнес-подразделениями, оставив право собственности первоначальным владельцам. [10] Однако этот подход изменился в августе 1973 года, когда в правила были внесены поправки, позволяющие приобретать контрольный пакет акций в этих подразделениях, предлагая финансовую компенсацию бывшим владельцам. [10] К ноябрю 1973 года правительство издало приказ о приобретении контрольного пакета акций в публичных компаниях с ограниченной ответственностью и полного участия в частных компаниях с ограниченной ответственностью . [10] Дальнейшие изменения были внесены в марте 1974 года: компенсация за приобретенные акции была основана на рыночной стоимости, а не на ранее предусмотренной стоимости разделения . [10]
Первоначально в политике не предусматривалась какая-либо компенсация владельцам. [10] Хотя позже была введена формула компенсации, принцип предоставления адекватной компенсации так и не был полностью принят и реализован. [10]
Фаза денационализации (1978 – настоящее время)
[ редактировать ]Придя к власти, генерал Зиаул Хак сразу же отменил политику национализации, проводившуюся предыдущим режимом Бхутто. [10] Генерал Зия денационализировал около двух тысяч хлопкоочистительных заводов, которые были национализированы при администрации Бхутто. [10]
В ноябре 1988 года Беназир Бхутто и Пакистанская народная партия пришли к власти во второй раз. [5] Во время избирательной кампании 1988 года Беназир Бхутто пообещала промышленному сектору прекратить программу национализации и провести индустриализацию другими способами, кроме государственного вмешательства. [5]
Но, как ни странно, Беназир Бхутто не санкционировала директивы по осуществлению программы денационализации или либерализации национальной экономики. Ни одно национализированное предприятие не было приватизировано, были пересмотрены лишь некоторые экономические правила. [5] Хотя ограниченная приватизация продолжалась и при втором правительстве Беназир Бхутто, UBL Пакистан и железнодорожный консорциум были полностью национализированы Беназир Бхутто, а затем были уволены в 1996 году. Во время второго правительства Народная партия усилила государственный контроль над Пакистанскими железными дорогами и Пакистанскими сталелитейными заводами ; все акции находились в собственности правительства. В 1998 году премьер-министр Наваз Шариф ввел экономическую чрезвычайную ситуацию после проведения ядерного сдерживания в качестве прямого ответа Индии. Все государственные корпорации и активы частного сектора были заморожены Навазом Шарифом после того, как он приказал заморозить частные активы, находящиеся под контролем правительства, чтобы предотвратить финансовый крах. Фундамент ядерной программы был заложен [(Зульфикаром Али Бхутто)] в Пакистане.
С 1999 по 2010 год программа национализации была быстро завершена и фактически завершилась до 2011 года. Программа национализации была снова обнародована премьер-министром Юсуфом Разой Гиллани 15 декабря 2011 года с целью обезопасить и спасти бывшие государственные предприятия. Программа национализации была выдвинута для увеличения государственной собственности на сталелитейных заводах Пакистана. [13] Пакистанские железные дороги, а также Пакистанские международные авиалинии . [6] Текущая программа национализации остается неизменной, ее можно реструктурировать и сделать прибыльной, оставаясь при этом в государственной собственности. [6]
Оппозиция и противники
[ редактировать ]
Политика национализации имела катастрофические последствия для экономики и подорвала доверие инвесторов к стране. Программа национализации нанесла финансовый ущерб 22 семьям олигархов, а один инвестор процитировал: «промышленники не просто потеряли промышленные предприятия из-за политики национализации Бхутто, они потеряли желание инвестировать в Пакистан». Среди основных пострадавших были Наваз Шариф , потерявший крупный сталелитейный завод, Ittefaq Group of Industries , и Чаудри Шуджаата Хуссейна Gujrat Enterprises . [14] Все 25 судоходных компаний были объединены с Пакистанской национальной судоходной корпорацией в рамках программы национализации Бхутто; те, кто протестовал, были заключены в тюрьму правительством. [14]
На международном уровне США полностью выступили против программы национализации и назвали ее «необдуманным» решением правительства. Бывший премьер-министр Наваз Шариф , пострадавший от процесса национализации, выступил с резкой критикой и назвал программу национализации «прискорбным состоянием Пакистана». [15] С другой стороны, неназванный и анонимный сотрудник посольства США позже отметил, что:
В течение пяти лет Бхутто у руля Пакистана Бхутто сохранял эмоциональную власть над бедными массами, которые подавляющим большинством голосов проголосовали за него на всеобщих выборах 1970-х годов. В то же время, однако, у [Б]хутто было много врагов. [Социалистическая экономика] и национализация крупных частных предприятий в течение первых двух лет его пребывания в должности сильно расстроили деловые круги ... Необдуманное решение взять на себя управление переработкой пшеницы, шелушением риса, сахарными заводами и хлопководством. Набирая обороты, промышленность в июле 1976 года разозлила владельцев малого бизнеса и торговцев. Оба левых – социалисты и коммунисты, интеллектуалы, студенты и профсоюзные деятели – чувствовали себя преданными из-за перехода Бхутто к правоцентристской консервативной экономической политике и из-за его растущего сотрудничества с могущественными феодалами, традиционными влиятельными лицами Пакистана. После 1976 года агрессивный авторитарный стиль жизни Бхутто и часто своевольный способ обращения с политическими соперниками, диссидентами и противниками также оттолкнули многих...
- Посольство США, Пакистан , США комментируют судьбу Бхутто.
Отзывчивое рассуждение
[ редактировать ]С другой стороны, интеллектуалы Пакистанской народной партии энергично защищали программу национализации. [17] Народная партия утверждала, что программа «национализации» действительно была «успехом», но то, как она была реализована, привело к ее провалу. [17] Члены Народной партии и должностные лица кабинета министров, такие как доктор Мубашир Хасан, утверждали, что программа национализации была политикой партии и основополагающей программой ГЧП в 1967 году в соответствии с пунктом «социализм - наша экономика». [15] Другие поддерживают аргументы о том, что программа была санкционирована народом Пакистана, когда он проголосовал за ПНП на всеобщих выборах 1970 года, и Народная партия гордится успешной реализацией политики национализации, а также тем фактом, что меры национализации были защищены в течение 10 лет Конституция 1973 года . [15]
Начавшиеся в 1970 году программы национализации были точным выражением этого выражения «самосознания» и «самопризнания». Программа национализации полностью уничтожила монополию и политизацию экономики, находившейся в немногих руках, которая сохранялась в тесной салонной политике. [18] Программа национализации дала возможность рабочим, торговцам и рабочим профсоюзам обрести «самосознание», а также больше узнать о правах трудящихся и здоровой и безопасной рабочей среде, как утверждал Сулеман Ахтар. [18]
Правительственные отчеты
[ редактировать ]- Министерство финансов. «Закон о национализации банков 1974 г., XIX 1974 г.» . Правительство Пакистана . Правительство Пакистана . Проверено 31 мая 2012 г.
- Риазуддин, Риаз. «Пакистан: Оценка финансового сектора (1990–2000 гг.)» . Департамент экономических исследований Государственного банка Пакистана . Государственный банк Пакистана . Проверено 2 июня 2012 г.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Риазуддин, Риаз. «Пакистан: Оценка финансового сектора (1990–2000 гг.)» . Департамент экономических исследований Государственного банка Пакистана . Государственный банк Пакистана . Проверено 2 июня 2012 г.
- ^ История Пакистана. «Зульфикар Али Бхутто становится президентом» . 1 июня 2003 г. История Пакистана . Проверено 31 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Раза, Сайед Расул; Сани Панвар (2008). «5: Национализация». Зульфикар Али Бхутто: архитектор Пакистана (интернет-книга) . Лос-Анджелес, Карачи (Пакистан): Сайед Расул Раза. стр. 29–32 . Проверено 31 мая 2012 г.
- ^ Бхугри, Абдул Гафур; Сани Х. Панхвар. «§Национализация и земельные реформы». Зульфикар Али Бхутто: Сокол Пакистана (интернет-книги) . Абдул Гафур Бхургри и Народная партия Пакистана. стр. 284–289. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с д Фаразманд, Али (1996). Управление государственным предприятием . США: Greenwood Publishing Group, Inc., стр. 182–250. ISBN 0-313-28025-8 .
- ^ Jump up to: а б с Ифтихар Фирдус (15 декабря 2011 г.). «Железные дороги, сталелитейные заводы сняты с плахи» . «Трибьюн Экспресс», Ифтихар Фирдоус . Проверено 31 мая 2012 г.
Серьезным ударом по экономическим либералам в правительстве стало решение федерального кабинета министров отказаться от приватизации восьми крупнейших государственных компаний, включая Пакистанские сталелитейные заводы.
- ^ Новости группы (30 октября 2010 г.). «Национализация учебных заведений была ошибкой» . Группа новостей «Рассвет» . Проверено 31 мая 2012 г.
- ^ Малькольм Бортвик (1 июня 2006 г.). «Пакистан готовится к распродажам» . BBC Пакистан, Малкольм Бортвик . Проверено 30 мая 2012 г.
Пакистан провел самую широкую структурную реформу среди всех стран Азии. В прошлом году мы были второй по темпам роста экономикой в мире после Китая. Мы выросли на 8,4%
- ^ Jump up to: а б с д Нажимать. «Экономическая сага Пакистана» . Экономическая сага Пакистана . Проверено 31 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т «Экономическая политика Бхутто была катастрофической для Пакистана» . «Экспресс Трибьюн» . 30 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б САДЖИД, МУШТАК А.; ЧАУДХАРИ, АР (1996). «ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ С 1947 ГОДА В ПАКИСТАНЕ» . Экономический и социальный обзор Пакистана . 34 (2): 179–192 – через JSTOR.
- ^ «Закон 1973 года о производстве гидрогенизированных растительных масел (контроль и развитие)» .
- ^ Сайед Фазл-э-Хайдер (3 мая 2012 г.). «Государственные сталелитейные заводы Пакистана» (« Asia Times . Архивировано из оригинала 2 мая 2012 года . Проверено 31 мая 2012 года .
{{cite news}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Выпускать. «Влияние национализации на экономическое развитие Пакистана» . Влияние национализации на экономическое развитие Пакистана . Проверено 31 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Наш корреспондент. «Наваз сошел с рельсов политически: Мубашар» . Медиа-зал Парламента . «Ньюс Интернэшнл», зал Парламента. Архивировано из оригинала 13 октября 2013 года . Проверено 14 сентября 2011 г.
- ^ Хаккани, Хусейн (2005). Пакистан: между мечетью и военными; §От Исламской Республики к Исламскому Государству . США: Фонд Карнеги за международный мир (июль 2005 г.). стр. 395 страниц. ISBN 978-0-87003-214-1 .
- ^ Jump up to: а б Нишапури, Абдул (1 ноября 2010 г.). «Была ли политика национализации Бхутто ошибкой?» . Абдул Нишапури, Управление по связям с общественностью Пакистанской народной партии . Управление по прессе и связям с общественностью Пакистанской народной партии. п. 1. Архивировано из оригинала 6 сентября 2012 года . Проверено 1 июня 2012 года .
В рамках программы национализации Зульфикар Али Бхутто дал надежду и честь бедному и угнетенному народу Пакистана.
- ^ Jump up to: а б Ахтар, Сулеман (2 ноября 2010 г.). «Политика национализации Бхутто: ответ на заявление премьер-министра Гилани – Сулеман Ахтар» . Управление по прессе и связям с общественностью Пакистанской народной партии . Управление по прессе и связям с общественностью Пакистанской народной партии (Ахтар). п. 1. Архивировано из оригинала 30 мая 2012 года . Проверено 1 июня 2012 года .