Jump to content

Планирование семьи в Пакистане

(Перенаправлено с «Аборты в Пакистане »)

«Таббер», каменный памятник в ПИМС , Исламабад. Два более высоких камня символизируют родительство, а меньший — одного ребенка.

существует значительный спрос на планирование семьи Несмотря на то, что в Пакистане , внедрению планирования семьи препятствует пренебрежение со стороны правительства, отсутствие услуг и неправильные представления. Демография играет большую роль в развитии и безопасности Пакистана с момента перехода от военного правления к гражданскому руководству. [ 1 ] Проблемы благосостояния пакистанцев, возможностей получения образования и трудоустройства, а также доступа к здравоохранению обостряются из-за постоянно растущего населения страны. [ 1 ] По оценкам 2005 года, население Пакистана составляло 151 миллион человек; эта цифра увеличивается на 1,9 процента ежегодно, что соответствует приросту населения на 2,9 миллиона человек в год. [ 2 ] Хотя уровень рождаемости в Пакистане по-прежнему превышает показатели соседних стран Южной Азии с общим коэффициентом рождаемости 4,1 (3,3 ребенка в городских условиях и 4,5 ребенка в сельской местности), а использование противозачаточных средств ниже 35 процентов, примерно четверть пакистанских женщин желают либо отложить рождение следующего ребенка, либо вообще прекратить деторождение. [ 1 ]

По словам доктора Ансара Али Хана, советника по репродуктивному здоровью в области Фонда ООН народонаселения в Пакистане, «большую роль играет сочетание таких факторов, как недоступность услуг, необоснованные традиционные убеждения и заблуждения». [ 2 ] Кроме того, Али Хан заявил, что «достаточно большая часть населения считает, что использование искусственных контрацептивов для планирования семьи противоречит природе, а также исламу ». [ 2 ] В отличие от планирования семьи в Иране , соседней исламской республике, программа планирования семьи в Пакистане в последние годы рекламировалась как провальная из-за пренебрежения и постоянных изменений политики в результате политических потрясений. [ а ] [ 5 ] Сообщается, что 96 процентов замужних женщин знали хотя бы об одном методе контрацепции, но только половина из них когда-либо им пользовалась. [ 1 ]

В 1950 году население Пакистана достигло 37 миллионов человек, что сделало его 13-й по численности населения страной в мире. [ 1 ] Хотя Пакистан был одной из первых азиатских стран, начавших программу планирования семьи при некоторой помощи международных доноров, рождаемость снижалась медленнее, чем в соседних странах. В 2007 году Пакистан поднялся в мировом рейтинге населения на 6-е место с населением более 164 миллионов человек, а Организация Объединенных Наций (ООН) прогнозирует, что в 2050 году он переместится на 5-е место с населением около 292 миллионов человек. [ 1 ]

Ассоциация планирования семьи Пакистана (FPAP), ныне называемая «Рахнума», была основана в Лахоре Саидой Вахид в 1953 году. [ 6 ] Вахид, член Всепакистанской женской ассоциации , начала выступать за контроль над рождаемостью , когда ее горничная умерла от попытки прервать собственную беременность. [ 7 ] FPAP не удалось изменить политику планирования семьи, пока президент и военачальник Аюб Хан не заинтересовался проблемой перенаселения в конце 1950-х годов. [ 7 ] Хан выступил на первом национальном семинаре FPAP в 1959 году, говоря об «угрозе перенаселения». [ 7 ] Вскоре после семинара был создан Национальный совет по планированию семьи в качестве консультационного органа федерального правительства. [ 7 ]

Пакистанская журналистка и исследователь Аиша Хан предложила различные причины позиции Аюб Хана по контролю над рождаемостью. [ 7 ] Во-первых, религия играла незначительную роль в его правительстве, и эта позиция изменится с приходом следующего лидера Пакистана. Во-вторых, идеология развития во времена правления Хана предупреждала об экономических рисках высоких темпов роста населения. В-третьих, это имело политическую ценность для военного лидера, не имеющего народного мандата на свое руководство и нуждающегося в стратегии развития. Наконец, поддержка международных доноров. [ 7 ]

Политика планирования семьи в 1960-е годы

[ редактировать ]

Первая схема планирования семьи в Пакистане была частью третьего пятилетнего плана страны (1965–1970). [ 7 ] Эта схема стала образцом для всех последующих стратегий планирования семьи. Целью программы было оказать огромное влияние в кратчайшие сроки, снизив уровень рождаемости с 50 до 40 на 1000 к 1970 году. [ 7 ] В начале программы презервативы были наиболее доступным методом контрацепции, но к 1966 году внутриматочная спираль (ВМС), заменив ее, стала «краеугольным камнем» программы. Он был назван «безопасным, дешевым, обратимым» и требовал «незначительных действий пользователя». [ 7 ]

Планирование семьи в условиях политических потрясений

[ редактировать ]

В 1969 году Аюб Хан был свергнут совместными действиями исламистских партий и левой Пакистанской народной партии . [ 7 ] Его преемник Яхья Хан наблюдал, как в 1971 году гражданская война раздирала Восточный и Западный Пакистан. чем просто сделал немного больше , таблетка для пакистанских женщин. [ 7 ]

В 1971 году, когда страна была расколота, а международная помощь была прекращена из-за зверств армии в Бангладеш, Пакистанская народная партия пришла к власти в пакистанском правительстве. [ 7 ] Ее лидеру Зульфикару Али Бхутто необходимо было добиться легитимности и популярности, заняв антиамериканскую, антикапиталистическую и анти-Аюб-ханскую позицию. Однако Бхутто обнаружил, что не может финансировать многие из своих социалистических обещаний, и поэтому разрешил экономическую помощь от USAID . За 15 лет, с 1964 по 1979 год, USAID «потратил более 30 миллионов долларов на программу народонаселения Пакистана; в течение 1965–75 годов помощь США предоставила 40% от общего объема затрат на программу». [ 7 ] Однако из-за крайних и нереалистичных целей, [ нечеткий ] Программа USAID была крайне неэффективной. [ нужна ссылка ]

В 1977 году начальник штаба армии Бхутто генерал Зия уль-Хак сверг лидера и объявил военное положение. [ 7 ] Зия отличался от своих предшественников тем, что «сделал религиозное правое крыло своей политической идеологией». Он использовал религиозное лобби и консервативный средний класс в качестве поддержки своего прихода к власти. Стремясь противостоять правительству Бхутто и в знак поддержки своих религиозных избирателей, Зия заморозил существующую программу планирования семьи и запретил гласность мероприятий по планированию семьи. Зия ввел строгие законы против прелюбодеяния (наказываемого смертью), изнасилования , опьянения и воровства. Финансирование USAID было приостановлено, и Пакистан стал отчужденным «от западных держав, которых так тщательно культивировал Аюб Хан». [ 7 ]

Ближе к концу правления Зии вопросы планирования семьи и контроля рождаемости оказались в ведении Министерства здравоохранения (Пакистан) . К сожалению, за последние 35 лет программа практически не изменилась из-за проблем с реализацией, связанных с чрезмерной централизацией, отсутствием координации и структурными недостатками. [ 7 ]

Различия в здравоохранении в сельской и городской местности, которые способствуют высокому уровню детской смертности в Пакистане

[ редактировать ]

Одной из крупнейших проблем Пакистана является его быстро растущее население и ограниченный доступ к необходимым предметам первой необходимости, таким как легкодоступное здравоохранение, врачебная помощь и базовое сексуальное образование. [ 8 ] Хотя в последнее время страна прилагает активные усилия для достижения Целей развития тысячелетия ООН, [ 9 ] целью которого является сокращение глобальной детской смертности на две трети, их усилия не увенчались успехом, поскольку большая часть населения Исламской Республики Пакистан проживает в сельских районах, где усилия страны редко проявляются. Сопутствующие этому кризису проблемы привели к чрезвычайно высокому уровню неонатальной, младенческой и детской смертности. По данным Межведомственной группы ООН по оценке детской смертности, уровень детской смертности в Пакистане (уровень неонатальной смертности: 44,2; уровень младенческой смертности: 61,2; уровень смертности детей до 5 лет: 74,9) [ 10 ] почти вдвое превышает средний мировой показатель (уровень неонатальной смертности: 18; уровень младенческой смертности: 29,4; уровень смертности детей до 5 лет: 39,1) [ 11 ] установлен ЮНИСЕФ Global.

Религиозные влияния

[ редактировать ]

Мусульманское население невероятно разнообразно и различается по расе, языку и степени религиозного консерватизма. [ 12 ] Некоторые группы населения являются частью стран, где действуют исламские законы, в то время как другие живут под властью светского правительства. [ 12 ] В Пакистане во многих частях страны преобладают крайне консервативные исламские убеждения, согласно которым пурда ограничивает присутствие женщин в своих домах без сопровождения родственника-мужчины. [ 5 ] Кроме того, уровень образования в Пакистане очень низок, что позволяет мужчинам иметь больше власти в принятии решений. [ 5 ]

Когда Аюб Хан ушел в отставку в 1969 году, религиозные демонстранты попытались морально дискредитировать лидера, используя лозунг «Планирование семьи для тех, кто хочет бесплатного секса!» [ 7 ] Эта идеология до сих пор присутствует в Пакистане, поскольку организованная религиозная партия выступает против планирования семьи, поскольку оно не соответствует исламу. [ 5 ] Хотя пакистанские пары обычно ссылаются на религиозные причины отказа от контроля над рождаемостью, в исламе не существует ни одного окончательного соглашения о планировании семьи и контрацепции. [ 5 ] В Пакистане многие местные религиозные деятели поддерживают планирование семьи и начали дискуссии в своих общинах с целью укрепления здоровья женщин и детей. [ 5 ]

Хотя многие специалисты общественного здравоохранения считают, что религия играет важную роль в сопротивлении использованию FP в Пакистане, Исследование демографии и здравоохранения Пакистана в 2006-2007 годах показало, что религиозные причины составляют лишь 9% случаев неиспользования FP. Фактически, многие НПО реализовали меры, работая с местным или национальным духовенством. Аналитический центр Research and Development Solutions, базирующийся в Исламабаде , сообщает, что нет количественных доказательств того, что какое-либо из этих вмешательств привело к увеличению частоты СЛР в этих сообществах.

Текущее использование противозачаточных средств

[ редактировать ]

Исторически сложилось так, что политические раздоры и культурные ограничения в отношении женщин, ограничивающие их права и возможности, препятствовали реализации стратегий планирования семьи по всей стране. [ 13 ] [ 1 ] Большинство женщин, которые заявляют, что не хотят больше детей или хотели бы подождать некоторое время до следующей беременности, не имеют для этого средств контрацепции. [ 1 ] По оценкам, у четверти замужних женщин есть неудовлетворенные потребности. [ 1 ] В 1990-е годы женщины все чаще сообщали о желании иметь меньше детей, а 24 процента недавних родов были признаны нежелательными или несвоевременными. [ 1 ] [ 5 ] Уровень нежелательной беременности выше среди женщин, живущих в бедных или сельских районах; это особенно важно, поскольку две трети женщин проживают в сельской местности. [ 1 ] Хотя только 22 процента беременных замужних женщин сообщают, что в настоящее время они используют современный метод контроля над рождаемостью, а 8 процентов сообщили, что используют традиционный метод, отсутствие широкого использования противозачаточных средств может быть связано с недостаточной широтой нынешней программы планирования семьи. [ 1 ] [ 5 ] Наиболее распространенные причины, по которым замужние женщины решают не использовать методы планирования семьи, включают веру в то, что фертильность должна определяться Богом (28 процентов); противодействие использованию женщиной, ее мужем и другими лицами или предполагаемый религиозный запрет (23 процента); бесплодие (15 процентов); и опасения по поводу здоровья, побочных эффектов или стоимости планирования семьи (12 процентов). [ 1 ]

Первый уголовный кодекс об абортах (статья 312) в этом регионе был принят в 1860 году, во время британского колониального правления, который предусматривал, что, если аборт не предназначен для «спасения жизни женщины», он является явно незаконным и наказуемым по закону, и то же самое применялось в отношении абортов. (само)индуцированные выкидыши. [ 14 ] В 1990 году Уголовный кодекс был временно адаптирован, чтобы лучше отражать исламское право, и, наконец, стал постоянным в 1997 году. Согласно этому изменению в законе об абортах, сохранение «физического и психического здоровья» женщины, на ранних этапах беременность также стала законным основанием для разрешенного аборта. [ 15 ] [ 16 ] К сожалению, однако интерпретация необходимого лечения, необходимого женщине для проведения аборта, расплывчата, и, несмотря на законность, медицинские работники в Пакистане считали аборт «аморальным, противоречащим религии и незаконным», особенно по мнению женщин-медиков по сравнению с врачам и гинекологам. [ 17 ] Однако женщины-медики более снисходительно относились к вопросу о том, оправдан ли аборт: для спасения жизни матери, когда плод ненормальный или когда женщину изнасиловали; тогда как гинекологи и врачи считали, что это менее допустимо, особенно в случае изнасилований. [ 17 ] К сожалению, медицинские работники не желают делать аборты либо из-за своих религиозных взглядов, этических взглядов, либо из-за страха стигматизации. [ 18 ] [ 19 ]

При сравнении частного и государственного секторов в отношении предоставления абортов и ухода после абортов было отмечено, что частный сектор совершает больше абортов и берет на себя вдвое большую нагрузку по уходу после аборта, в отличие от частного сектора. государственный сектор. [ 17 ] Поэтому в настоящее время он играет важную роль в оказании помощи пациентам, перенесшим аборт. Из-за отсутствия доступа (особенно в сельской местности), отсутствия ясности (недостаток осведомленности, понимания и образования), страха перед юридическими преследованиями (особенно в государственном секторе), неспособности медицинских работников интерпретировать закон, как Как и форма ПС, женщины часто вынуждены делать аборт неподготовленными медицинскими работниками. [ 20 ] Согласно методу косвенной оценки, примененному к национальным данным об абортах и ​​связанных с ними осложнениях в Пакистане за 2002 год, каждая седьмая беременность заканчивается абортом. [ 21 ]

Проблема сексуального и репродуктивного здоровья женщин выходит за рамки планирования семьи и методов контрацепции. По данным Всемирной организации здравоохранения и организации Population Action International , по состоянию на 2007 год «только 16 процентов женщин получают как минимум четыре дородовых посещения во время беременности, менее одной трети родов принимает квалифицированный медицинский персонал, а коэффициент материнской смертности 320 материнских смертей на 100 000 живорождений остается высоким». [ 1 ]

Текущая политика

[ редактировать ]

Действующая в Пакистане в 2002 году политика планирования семьи отражает обеспокоенность правительства тенденциями роста численности населения и бедности. Цели политики включают сокращение прироста населения (с 2,1 процента в 2002 году до 1,3 процента к 2020 году), снижение рождаемости за счет добровольного планирования семьи (с 4 рождений на женщину в 2004 году до 2,1 рождений на женщину к 2020 году), а также участие в Программе В рамках действий, разработанных на Международной конференции по народонаселению и развитию в Каире в 1994 году, Пакистан обязался обеспечить всеобщий доступ к планированию семьи к 2010 году. [ 1 ] Также в документе о стратегии сокращения бедности Пакистана поставлена ​​цель увеличить использование противозачаточных средств на 57 процентов к 2012 году. [ 1 ] В настоящее время не существует федерального министерства здравоохранения или благосостояния населения, а, следовательно, и демографической политики. Однако на момент написания Хайбер-Пахтунхва, Синд и Пенджаб работают над индивидуальными стратегиями здравоохранения и народонаселения. Анализ этой политики показал, что, хотя правительство Пакистана потратило 652 миллиона долларов США в рамках этой политики в период с 2000 по 2009 год (ЮНФПА), практически не произошло никаких изменений в CPR, который составлял 30% в 2000 году и оставался неизменным в 2006 году. Важно отметить, что другие элементы развития народонаселения, такие как образование, наращивание потенциала, экономическое развитие, климат и т. д., в этой политике явно отсутствовали. [ 22 ]

В 2009 году Министерство народонаселения попыталось пересмотреть Политику народонаселения. Однако в соответствии с 18-й поправкой к Конституции министерство было передано, а его обязанности были переданы провинциальным управлениям благосостояния населения. В 2013 году некоторые провинции, в частности Пенджаб, сообщили, что разрабатывают собственную демографическую политику.

Планирование семьи в 2000-е годы

[ редактировать ]

В 2006–2007 годах Пакистанское демографическое обследование здоровья Пакистана (PDHS 2006–7) показало, что примерно 30% замужних женщин репродуктивного возраста (MWRA) использовали ту или иную форму планирования семьи. Из них 8% использовали традиционный и 22% современный метод. Примерно 25% имели невыполненные обязательства по планированию семьи, из них около 2/3 приходилось на ограничение, а остальные на интервалы. Это означает 7 миллионов пользователей FP (планирование семьи), 5 миллионов пользователей современных методов и 6 миллионов пользователей с неудовлетворенными потребностями. Поскольку большое количество женщин, использующих современные методы, были стерилизованы и получили эту услугу в предыдущем году, фактическое число женщин, воспользовавшихся какой-либо услугой по планированию семьи, составило чуть менее 3 миллионов или менее половины женщин с неудовлетворенными потребностями. [ 23 ] DHS также развеяло популярное мнение о том, что религиозные причины удерживают семьи от использования планирования семьи. В DHS менее 10% лиц, не использующих FP, указали религиозную причину своего неиспользования.

Используя данные PDHS 2006-2007, примерно 35% пользователей ПС получали услуги ПС в государственном секторе, 12% - у НПО и частных поставщиков, а подавляющее 52% покупали свои методы без рецепта в магазинах, что делает услуги ПС в значительной степени зависимыми. рыночным силам. Правительство тратит в среднем около рупий. 4 миллиарда (42 миллиона долларов США) в год на FP, но почти 90% этой суммы идет на заработную плату и накладные расходы, а на сырье приходится 7-14% этих средств. [ 24 ] [ 25 ] После PDHS 2006-2007 годов деятельность НПО активизировалась, но, судя по данным о поставках, поставок товаров FP не наблюдалось. [ 26 ] и что вступление НПО «Общество Марии Стоупс» в сферу услуг ПС привело к вытеснению клиентов из других частных секторов, возможно, из тех, которые ранее закупали товары самостоятельно. Кроме того, похоже, что если количество товаров, о которых сообщает Статистическое бюро Пакистана в его «Ежегодных отчетах о распространенности противозачаточных средств», является точным, общий рост населения может означать, что СЛР для современных методов, возможно, фактически снизилась. Даже если сделать поправку на занижение данных по услугам частного сектора и НПО, вполне вероятно, что текущий CPR может фактически не измениться по сравнению с PDHS 2006-7. Более точная картина появится после публикации данных Пакистанского демографического и медицинского обследования 2012 года.

Планирование семьи после 2010 года

[ редактировать ]

Краткая версия Пакистанского демографического и медицинского обследования 2012 года была опубликована в октябре 2013 года. Она показала, что общий показатель CPR вырос до 33,4%, из которых примерно 25% приходится на современные методы. По сути, это показало, что общее увеличение сердечно-легочной реанимации со времени предыдущего DHS составило около 1% в год в целом и около 0,5% при использовании современных методов. Экстраполяция этих результатов на предполагаемое население позволяет предположить, что в любой конкретный год услугами ПС пользуются 8,8 миллиона человек, 5,5 миллиона пользователей современными методами и 3,65 миллиона женщин. Таким образом, только около 14% всех замужних женщин репродуктивного возраста (MWRA) получают доступ к услугам по планированию семьи в конкретном году. Это представляет собой увеличение на 700 000 пользователей со времени последнего DHS; около 2/3 этой разницы можно объяснить увеличением численности населения, и почти все они были предоставлены НПО. [ 27 ]

В предварительном отчете DHS не указаны источники услуг по планированию беременности, но анализ государственного отчета о распространенности противозачаточных средств показывает, что 44% пользуются услугами государственного сектора и что роль НПО увеличилась с 11% в 2006-7 годах примерно до 40%. Общее изменение числа пользователей услугами ПС в период с 2006 по 2012 год составило около 700 000 женщин. Это в точности соответствует увеличению числа женщин, обслуживаемых НПО (при поддержке таких доноров, как USAID, DFID, KfW, GIZ, Фонда Дэвида и Люсиль Паккард и т. д.); в то время как общий объем услуг со стороны правительства и тех, кто самостоятельно закупает товары в магазинах, остался прежним. [ 27 ]

Общественные медицинские работники

[ редактировать ]

В 1990-х годах два агентства в Пакистане начали программы для сельских медицинских работников в Пакистане. Министерство благосостояния населения начало планировать программу в 1992 году на основе аналогичной программы в Бангладеш . В рамках этой программы набирались замужние женщины с не менее чем 10-летним образованием, проживающие в сельской местности, и обучались их оказанию услуг по планированию семьи в своих общинах. Целью этих услуг было снижение уровня рождаемости и замедление роста населения. Министерство здравоохранения (Пакистан) начало аналогичную программу в 1994 году под названием «Женщины-медики». В этой программе особое внимание уделялось здоровью матери и ребенка, а также предоставлению услуг по планированию семьи. Обе группы женщин предоставляют услуги здравоохранения и планирования семьи по домам, снабжая оральными и инъекционными контрацептивами и презервативами для распространения среди своих сообществ. Одно исследование, проведенное в 2002 году, показало, что в районах, где работают два или более местных работников, использование современных обратимых методов контрацепции увеличилось на 7%. [ 28 ] Оценка программы для женщин-работниц здравоохранения показала лишь незначительное улучшение показателя FP среди показателей здоровья, обслуживаемых населением, примерно на 5-6%. [ 29 ] В 2006 году в стране работало 96 000 женщин-медиков. [ 30 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В Пакистане больше пахотных земель , чем в Иране, который имеет более засушливую и гористую территорию, что не способствует такому большому масштабу сельскохозяйственной продуктивности . Как и у других видов, рост численности населения зависит от количества пищи на территории, где они обитают. [ 3 ] [ 4 ] См. грузоподъемность .
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Харди Карен; Лихи Элизабет (2007). «Население, рождаемость и планирование семьи в Пакистане: программа в стагнации». Интернационал действий в области народонаселения . 4 (1): 1–12.
  2. ^ Перейти обратно: а б с «Пакистан: обсуждение ислама и планирования семьи». ИРИН. Управление ООН по координации гуманитарных вопросов. 6 апреля 2011 г. http://irinnews.org/report.aspx?reportid=28617 Архивировано 28 сентября 2011 г. на Wayback Machine.
  3. ^ «Численность населения как функция запаса продовольствия» (PDF) . Рассел Хопфенбург ( Университет Дьюка , Дарем, Северная Каролина, США), Дэвид Пиментел ( Корнеллский университет , Итака, Нью-Йорк, США) . Архивировано (PDF) из оригинала 26 сентября 2020 г. Проверено 24 февраля 2020 г. .
  4. ^ «Сельское хозяйство, физиология растений и рост населения: прошлое, настоящее и будущее» (PDF) . Линкольн Тайз — Теоретическая и экспериментальная физиология растений (2013), Калифорнийский университет . Архивировано (PDF) из оригинала 24 августа 2017 года . Проверено 30 ноября 2021 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Ислам, женщины и планирование семьи: учебник для начинающих» . Институт Гутмахера . 22 сентября 2004 г. Архивировано из оригинала 7 июля 2023 г. Проверено 1 июля 2024 г.
  6. ^ "Дом" . fpapak.org . Архивировано из оригинала 8 июля 2011 года . Проверено 28 апреля 2011 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Хан, Аиша. «Разработка политики в программе народонаселения Пакистана». Планирование здравоохранения и политики. Том 11, номер 1, 30–51. Оксфорд, 1996.
  8. ^ «Различия в здоровье матери и новорожденного» (PDF) . ЮНИСЕФ . Проверено 4 июля 2024 г.
  9. ^ «Отчет: в Пакистане самый высокий уровень младенческой смертности» . Архивировано из оригинала 29 марта 2019 года . Проверено 29 марта 2019 г.
  10. ^ «Информация CME — оценки детской смертности» . Архивировано из оригинала 14 марта 2019 года . Проверено 29 марта 2019 г.
  11. ^ «Детская смертность – ДАННЫЕ ЮНИСЕФ» . Архивировано из оригинала 23 апреля 2020 года . Проверено 29 марта 2019 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б Руди-Фахими, Фарзине. «Ислам и планирование семьи». Справочное бюро по народонаселению. 2004.
  13. ^ Махмуд, Наушин (зима 2000 г.). «Анализ проблем репродуктивного здоровья в Пакистане» . Обзор развития Пакистана . 39 (4II): 675–693. doi : 10.30541/v39i4IIpp.675-693 – через JSTOR.
  14. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 20 февраля 2006 года . Проверено 28 июня 2017 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  15. ^ Рахман, Аника; Кациве, Лаура; Хеншоу, Стэнли К. (13 июля 2005 г.). «Глобальный обзор законов об искусственных абортах, 1985–1997 годы» . Международные перспективы сексуального и репродуктивного здоровья . 24 . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 3 декабря 2014 г.
  16. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 марта 2016 года . Проверено 28 июня 2017 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  17. ^ Перейти обратно: а б с «Knowledge Commons | Исследования Совета по народонаселению» . Knowledgecommons.popcouncil.org . Архивировано из оригинала 1 июля 2024 года . Проверено 1 июля 2024 г.
  18. ^ «JPMA - Журнал Медицинской ассоциации Пакистана» . Архивировано из оригинала 15 февраля 2015 года . Проверено 3 декабря 2014 г.
  19. ^ «КАРАЧИ: Отношение врачей к небезопасным абортам - DAWN.COM» . 24 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 15 февраля 2015 г. . Проверено 3 декабря 2014 г.
  20. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 июня 2015 года . Проверено 3 декабря 2014 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  21. ^ Сатар З.А., Сингх С., Фикри Ф.Ф. (2007). «Оценка количества абортов в Пакистане». План конного завода . 38 (1): 11–22. дои : 10.1111/j.1728-4465.2007.00112.x . ПМИД   17385379 .
  22. ^ «Хан и Хан и др. Планирование семьи в Пакистане: применение того, что мы узнали. JPMA, апрель 2013 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 30 января 2022 года . Проверено 5 января 2014 г.
  23. ^ «Краткий обзор политики в области исследований и разработок № 1: Обзор планирования семьи в Пакистане» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 мая 2013 года . Проверено 2 августа 2012 г.
  24. ^ «Краткий обзор политики в области исследований и разработок № 4: Использование и затраты на планирование семьи в Пакистане» . [ постоянная мертвая ссылка ]
  25. ^ «Национальные счета здравоохранения Пакистана, 2005–2006 гг.» . Архивировано из оригинала 29 января 2013 года . Проверено 2 августа 2012 г.
  26. ^ «Серия обзоров политики в области решений в области исследований и разработок № 13: Услуги, их внедрение и тенденции с течением времени» (PDF) . [ постоянная мертвая ссылка ]
  27. ^ Перейти обратно: а б Серия аналитических обзоров по решениям в области исследований и разработок № 43. Изменения в сердечно-легочной реанимации между DHS Пакистана с 2006 по 2012 год. Архивировано 17 октября 2014 г. в Wayback Machine .
  28. ^ Султан М., Клеланд Дж.Г., Али М.М. (2002). «Оценка нового подхода к услугам по планированию семьи в сельских районах Пакистана» . Американский журнал общественного здравоохранения . 92 (7): 1168–1172. дои : 10.2105/ajph.92.7.1168 . ПМЦ   1447209 . ПМИД   12084703 .
  29. ^ «Серия кратких обзоров политики в области исследований и разработок № 15: Роль женщин-работниц здравоохранения в планировании семьи в Пакистане» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2016 года . Проверено 7 августа 2016 г.
  30. ^ Всемирная организация здравоохранения и Глобальный альянс трудовых ресурсов здравоохранения. Пакистанская программа «Женщины-медики». 2008 [1]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 81f3230613913b4a90555085ca1d7c1b__1720274280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/81/1b/81f3230613913b4a90555085ca1d7c1b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Family planning in Pakistan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)