Планирование семьи в Пакистане

существует значительный спрос на планирование семьи Несмотря на то, что в Пакистане , внедрению планирования семьи препятствует пренебрежение со стороны правительства, отсутствие услуг и неправильные представления. Демография играет большую роль в развитии и безопасности Пакистана с момента перехода от военного правления к гражданскому руководству. [ 1 ] Проблемы благосостояния пакистанцев, возможностей получения образования и трудоустройства, а также доступа к здравоохранению обостряются из-за постоянно растущего населения страны. [ 1 ] По оценкам 2005 года, население Пакистана составляло 151 миллион человек; эта цифра увеличивается на 1,9 процента ежегодно, что соответствует приросту населения на 2,9 миллиона человек в год. [ 2 ] Хотя уровень рождаемости в Пакистане по-прежнему превышает показатели соседних стран Южной Азии с общим коэффициентом рождаемости 4,1 (3,3 ребенка в городских условиях и 4,5 ребенка в сельской местности), а использование противозачаточных средств ниже 35 процентов, примерно четверть пакистанских женщин желают либо отложить рождение следующего ребенка, либо вообще прекратить деторождение. [ 1 ]
По словам доктора Ансара Али Хана, советника по репродуктивному здоровью в области Фонда ООН народонаселения в Пакистане, «большую роль играет сочетание таких факторов, как недоступность услуг, необоснованные традиционные убеждения и заблуждения». [ 2 ] Кроме того, Али Хан заявил, что «достаточно большая часть населения считает, что использование искусственных контрацептивов для планирования семьи противоречит природе, а также исламу ». [ 2 ] В отличие от планирования семьи в Иране , соседней исламской республике, программа планирования семьи в Пакистане в последние годы рекламировалась как провальная из-за пренебрежения и постоянных изменений политики в результате политических потрясений. [ а ] [ 5 ] Сообщается, что 96 процентов замужних женщин знали хотя бы об одном методе контрацепции, но только половина из них когда-либо им пользовалась. [ 1 ]
История
[ редактировать ]В 1950 году население Пакистана достигло 37 миллионов человек, что сделало его 13-й по численности населения страной в мире. [ 1 ] Хотя Пакистан был одной из первых азиатских стран, начавших программу планирования семьи при некоторой помощи международных доноров, рождаемость снижалась медленнее, чем в соседних странах. В 2007 году Пакистан поднялся в мировом рейтинге населения на 6-е место с населением более 164 миллионов человек, а Организация Объединенных Наций (ООН) прогнозирует, что в 2050 году он переместится на 5-е место с населением около 292 миллионов человек. [ 1 ]
Начало
[ редактировать ]Ассоциация планирования семьи Пакистана (FPAP), ныне называемая «Рахнума», была основана в Лахоре Саидой Вахид в 1953 году. [ 6 ] Вахид, член Всепакистанской женской ассоциации , начала выступать за контроль над рождаемостью , когда ее горничная умерла от попытки прервать собственную беременность. [ 7 ] FPAP не удалось изменить политику планирования семьи, пока президент и военачальник Аюб Хан не заинтересовался проблемой перенаселения в конце 1950-х годов. [ 7 ] Хан выступил на первом национальном семинаре FPAP в 1959 году, говоря об «угрозе перенаселения». [ 7 ] Вскоре после семинара был создан Национальный совет по планированию семьи в качестве консультационного органа федерального правительства. [ 7 ]
Пакистанская журналистка и исследователь Аиша Хан предложила различные причины позиции Аюб Хана по контролю над рождаемостью. [ 7 ] Во-первых, религия играла незначительную роль в его правительстве, и эта позиция изменится с приходом следующего лидера Пакистана. Во-вторых, идеология развития во времена правления Хана предупреждала об экономических рисках высоких темпов роста населения. В-третьих, это имело политическую ценность для военного лидера, не имеющего народного мандата на свое руководство и нуждающегося в стратегии развития. Наконец, поддержка международных доноров. [ 7 ]
Политика планирования семьи в 1960-е годы
[ редактировать ]Первая схема планирования семьи в Пакистане была частью третьего пятилетнего плана страны (1965–1970). [ 7 ] Эта схема стала образцом для всех последующих стратегий планирования семьи. Целью программы было оказать огромное влияние в кратчайшие сроки, снизив уровень рождаемости с 50 до 40 на 1000 к 1970 году. [ 7 ] В начале программы презервативы были наиболее доступным методом контрацепции, но к 1966 году внутриматочная спираль (ВМС), заменив ее, стала «краеугольным камнем» программы. Он был назван «безопасным, дешевым, обратимым» и требовал «незначительных действий пользователя». [ 7 ]
Планирование семьи в условиях политических потрясений
[ редактировать ]В 1969 году Аюб Хан был свергнут совместными действиями исламистских партий и левой Пакистанской народной партии . [ 7 ] Его преемник Яхья Хан наблюдал, как в 1971 году гражданская война раздирала Восточный и Западный Пакистан. чем просто сделал немного больше , таблетка для пакистанских женщин. [ 7 ]
В 1971 году, когда страна была расколота, а международная помощь была прекращена из-за зверств армии в Бангладеш, Пакистанская народная партия пришла к власти в пакистанском правительстве. [ 7 ] Ее лидеру Зульфикару Али Бхутто необходимо было добиться легитимности и популярности, заняв антиамериканскую, антикапиталистическую и анти-Аюб-ханскую позицию. Однако Бхутто обнаружил, что не может финансировать многие из своих социалистических обещаний, и поэтому разрешил экономическую помощь от USAID . За 15 лет, с 1964 по 1979 год, USAID «потратил более 30 миллионов долларов на программу народонаселения Пакистана; в течение 1965–75 годов помощь США предоставила 40% от общего объема затрат на программу». [ 7 ] Однако из-за крайних и нереалистичных целей, [ нечеткий ] Программа USAID была крайне неэффективной. [ нужна ссылка ]
В 1977 году начальник штаба армии Бхутто генерал Зия уль-Хак сверг лидера и объявил военное положение. [ 7 ] Зия отличался от своих предшественников тем, что «сделал религиозное правое крыло своей политической идеологией». Он использовал религиозное лобби и консервативный средний класс в качестве поддержки своего прихода к власти. Стремясь противостоять правительству Бхутто и в знак поддержки своих религиозных избирателей, Зия заморозил существующую программу планирования семьи и запретил гласность мероприятий по планированию семьи. Зия ввел строгие законы против прелюбодеяния (наказываемого смертью), изнасилования , опьянения и воровства. Финансирование USAID было приостановлено, и Пакистан стал отчужденным «от западных держав, которых так тщательно культивировал Аюб Хан». [ 7 ]
Ближе к концу правления Зии вопросы планирования семьи и контроля рождаемости оказались в ведении Министерства здравоохранения (Пакистан) . К сожалению, за последние 35 лет программа практически не изменилась из-за проблем с реализацией, связанных с чрезмерной централизацией, отсутствием координации и структурными недостатками. [ 7 ]
Различия в здравоохранении в сельской и городской местности, которые способствуют высокому уровню детской смертности в Пакистане
[ редактировать ]Одной из крупнейших проблем Пакистана является его быстро растущее население и ограниченный доступ к необходимым предметам первой необходимости, таким как легкодоступное здравоохранение, врачебная помощь и базовое сексуальное образование. [ 8 ] Хотя в последнее время страна прилагает активные усилия для достижения Целей развития тысячелетия ООН, [ 9 ] целью которого является сокращение глобальной детской смертности на две трети, их усилия не увенчались успехом, поскольку большая часть населения Исламской Республики Пакистан проживает в сельских районах, где усилия страны редко проявляются. Сопутствующие этому кризису проблемы привели к чрезвычайно высокому уровню неонатальной, младенческой и детской смертности. По данным Межведомственной группы ООН по оценке детской смертности, уровень детской смертности в Пакистане (уровень неонатальной смертности: 44,2; уровень младенческой смертности: 61,2; уровень смертности детей до 5 лет: 74,9) [ 10 ] почти вдвое превышает средний мировой показатель (уровень неонатальной смертности: 18; уровень младенческой смертности: 29,4; уровень смертности детей до 5 лет: 39,1) [ 11 ] установлен ЮНИСЕФ Global.
Религиозные влияния
[ редактировать ]Мусульманское население невероятно разнообразно и различается по расе, языку и степени религиозного консерватизма. [ 12 ] Некоторые группы населения являются частью стран, где действуют исламские законы, в то время как другие живут под властью светского правительства. [ 12 ] В Пакистане во многих частях страны преобладают крайне консервативные исламские убеждения, согласно которым пурда ограничивает присутствие женщин в своих домах без сопровождения родственника-мужчины. [ 5 ] Кроме того, уровень образования в Пакистане очень низок, что позволяет мужчинам иметь больше власти в принятии решений. [ 5 ]
Когда Аюб Хан ушел в отставку в 1969 году, религиозные демонстранты попытались морально дискредитировать лидера, используя лозунг «Планирование семьи для тех, кто хочет бесплатного секса!» [ 7 ] Эта идеология до сих пор присутствует в Пакистане, поскольку организованная религиозная партия выступает против планирования семьи, поскольку оно не соответствует исламу. [ 5 ] Хотя пакистанские пары обычно ссылаются на религиозные причины отказа от контроля над рождаемостью, в исламе не существует ни одного окончательного соглашения о планировании семьи и контрацепции. [ 5 ] В Пакистане многие местные религиозные деятели поддерживают планирование семьи и начали дискуссии в своих общинах с целью укрепления здоровья женщин и детей. [ 5 ]
Хотя многие специалисты общественного здравоохранения считают, что религия играет важную роль в сопротивлении использованию FP в Пакистане, Исследование демографии и здравоохранения Пакистана в 2006-2007 годах показало, что религиозные причины составляют лишь 9% случаев неиспользования FP. Фактически, многие НПО реализовали меры, работая с местным или национальным духовенством. Аналитический центр Research and Development Solutions, базирующийся в Исламабаде , сообщает, что нет количественных доказательств того, что какое-либо из этих вмешательств привело к увеличению частоты СЛР в этих сообществах.
Текущее использование противозачаточных средств
[ редактировать ]Исторически сложилось так, что политические раздоры и культурные ограничения в отношении женщин, ограничивающие их права и возможности, препятствовали реализации стратегий планирования семьи по всей стране. [ 13 ] [ 1 ] Большинство женщин, которые заявляют, что не хотят больше детей или хотели бы подождать некоторое время до следующей беременности, не имеют для этого средств контрацепции. [ 1 ] По оценкам, у четверти замужних женщин есть неудовлетворенные потребности. [ 1 ] В 1990-е годы женщины все чаще сообщали о желании иметь меньше детей, а 24 процента недавних родов были признаны нежелательными или несвоевременными. [ 1 ] [ 5 ] Уровень нежелательной беременности выше среди женщин, живущих в бедных или сельских районах; это особенно важно, поскольку две трети женщин проживают в сельской местности. [ 1 ] Хотя только 22 процента беременных замужних женщин сообщают, что в настоящее время они используют современный метод контроля над рождаемостью, а 8 процентов сообщили, что используют традиционный метод, отсутствие широкого использования противозачаточных средств может быть связано с недостаточной широтой нынешней программы планирования семьи. [ 1 ] [ 5 ] Наиболее распространенные причины, по которым замужние женщины решают не использовать методы планирования семьи, включают веру в то, что фертильность должна определяться Богом (28 процентов); противодействие использованию женщиной, ее мужем и другими лицами или предполагаемый религиозный запрет (23 процента); бесплодие (15 процентов); и опасения по поводу здоровья, побочных эффектов или стоимости планирования семьи (12 процентов). [ 1 ]
Первый уголовный кодекс об абортах (статья 312) в этом регионе был принят в 1860 году, во время британского колониального правления, который предусматривал, что, если аборт не предназначен для «спасения жизни женщины», он является явно незаконным и наказуемым по закону, и то же самое применялось в отношении абортов. (само)индуцированные выкидыши. [ 14 ] В 1990 году Уголовный кодекс был временно адаптирован, чтобы лучше отражать исламское право, и, наконец, стал постоянным в 1997 году. Согласно этому изменению в законе об абортах, сохранение «физического и психического здоровья» женщины, на ранних этапах беременность также стала законным основанием для разрешенного аборта. [ 15 ] [ 16 ] К сожалению, однако интерпретация необходимого лечения, необходимого женщине для проведения аборта, расплывчата, и, несмотря на законность, медицинские работники в Пакистане считали аборт «аморальным, противоречащим религии и незаконным», особенно по мнению женщин-медиков по сравнению с врачам и гинекологам. [ 17 ] Однако женщины-медики более снисходительно относились к вопросу о том, оправдан ли аборт: для спасения жизни матери, когда плод ненормальный или когда женщину изнасиловали; тогда как гинекологи и врачи считали, что это менее допустимо, особенно в случае изнасилований. [ 17 ] К сожалению, медицинские работники не желают делать аборты либо из-за своих религиозных взглядов, этических взглядов, либо из-за страха стигматизации. [ 18 ] [ 19 ]
При сравнении частного и государственного секторов в отношении предоставления абортов и ухода после абортов было отмечено, что частный сектор совершает больше абортов и берет на себя вдвое большую нагрузку по уходу после аборта, в отличие от частного сектора. государственный сектор. [ 17 ] Поэтому в настоящее время он играет важную роль в оказании помощи пациентам, перенесшим аборт. Из-за отсутствия доступа (особенно в сельской местности), отсутствия ясности (недостаток осведомленности, понимания и образования), страха перед юридическими преследованиями (особенно в государственном секторе), неспособности медицинских работников интерпретировать закон, как Как и форма ПС, женщины часто вынуждены делать аборт неподготовленными медицинскими работниками. [ 20 ] Согласно методу косвенной оценки, примененному к национальным данным об абортах и связанных с ними осложнениях в Пакистане за 2002 год, каждая седьмая беременность заканчивается абортом. [ 21 ]
Проблема сексуального и репродуктивного здоровья женщин выходит за рамки планирования семьи и методов контрацепции. По данным Всемирной организации здравоохранения и организации Population Action International , по состоянию на 2007 год «только 16 процентов женщин получают как минимум четыре дородовых посещения во время беременности, менее одной трети родов принимает квалифицированный медицинский персонал, а коэффициент материнской смертности 320 материнских смертей на 100 000 живорождений остается высоким». [ 1 ]
Текущая политика
[ редактировать ]Действующая в Пакистане в 2002 году политика планирования семьи отражает обеспокоенность правительства тенденциями роста численности населения и бедности. Цели политики включают сокращение прироста населения (с 2,1 процента в 2002 году до 1,3 процента к 2020 году), снижение рождаемости за счет добровольного планирования семьи (с 4 рождений на женщину в 2004 году до 2,1 рождений на женщину к 2020 году), а также участие в Программе В рамках действий, разработанных на Международной конференции по народонаселению и развитию в Каире в 1994 году, Пакистан обязался обеспечить всеобщий доступ к планированию семьи к 2010 году. [ 1 ] Также в документе о стратегии сокращения бедности Пакистана поставлена цель увеличить использование противозачаточных средств на 57 процентов к 2012 году. [ 1 ] В настоящее время не существует федерального министерства здравоохранения или благосостояния населения, а, следовательно, и демографической политики. Однако на момент написания Хайбер-Пахтунхва, Синд и Пенджаб работают над индивидуальными стратегиями здравоохранения и народонаселения. Анализ этой политики показал, что, хотя правительство Пакистана потратило 652 миллиона долларов США в рамках этой политики в период с 2000 по 2009 год (ЮНФПА), практически не произошло никаких изменений в CPR, который составлял 30% в 2000 году и оставался неизменным в 2006 году. Важно отметить, что другие элементы развития народонаселения, такие как образование, наращивание потенциала, экономическое развитие, климат и т. д., в этой политике явно отсутствовали. [ 22 ]
В 2009 году Министерство народонаселения попыталось пересмотреть Политику народонаселения. Однако в соответствии с 18-й поправкой к Конституции министерство было передано, а его обязанности были переданы провинциальным управлениям благосостояния населения. В 2013 году некоторые провинции, в частности Пенджаб, сообщили, что разрабатывают собственную демографическую политику.
Планирование семьи в 2000-е годы
[ редактировать ]В 2006–2007 годах Пакистанское демографическое обследование здоровья Пакистана (PDHS 2006–7) показало, что примерно 30% замужних женщин репродуктивного возраста (MWRA) использовали ту или иную форму планирования семьи. Из них 8% использовали традиционный и 22% современный метод. Примерно 25% имели невыполненные обязательства по планированию семьи, из них около 2/3 приходилось на ограничение, а остальные на интервалы. Это означает 7 миллионов пользователей FP (планирование семьи), 5 миллионов пользователей современных методов и 6 миллионов пользователей с неудовлетворенными потребностями. Поскольку большое количество женщин, использующих современные методы, были стерилизованы и получили эту услугу в предыдущем году, фактическое число женщин, воспользовавшихся какой-либо услугой по планированию семьи, составило чуть менее 3 миллионов или менее половины женщин с неудовлетворенными потребностями. [ 23 ] DHS также развеяло популярное мнение о том, что религиозные причины удерживают семьи от использования планирования семьи. В DHS менее 10% лиц, не использующих FP, указали религиозную причину своего неиспользования.
Используя данные PDHS 2006-2007, примерно 35% пользователей ПС получали услуги ПС в государственном секторе, 12% - у НПО и частных поставщиков, а подавляющее 52% покупали свои методы без рецепта в магазинах, что делает услуги ПС в значительной степени зависимыми. рыночным силам. Правительство тратит в среднем около рупий. 4 миллиарда (42 миллиона долларов США) в год на FP, но почти 90% этой суммы идет на заработную плату и накладные расходы, а на сырье приходится 7-14% этих средств. [ 24 ] [ 25 ] После PDHS 2006-2007 годов деятельность НПО активизировалась, но, судя по данным о поставках, поставок товаров FP не наблюдалось. [ 26 ] и что вступление НПО «Общество Марии Стоупс» в сферу услуг ПС привело к вытеснению клиентов из других частных секторов, возможно, из тех, которые ранее закупали товары самостоятельно. Кроме того, похоже, что если количество товаров, о которых сообщает Статистическое бюро Пакистана в его «Ежегодных отчетах о распространенности противозачаточных средств», является точным, общий рост населения может означать, что СЛР для современных методов, возможно, фактически снизилась. Даже если сделать поправку на занижение данных по услугам частного сектора и НПО, вполне вероятно, что текущий CPR может фактически не измениться по сравнению с PDHS 2006-7. Более точная картина появится после публикации данных Пакистанского демографического и медицинского обследования 2012 года.
Планирование семьи после 2010 года
[ редактировать ]Краткая версия Пакистанского демографического и медицинского обследования 2012 года была опубликована в октябре 2013 года. Она показала, что общий показатель CPR вырос до 33,4%, из которых примерно 25% приходится на современные методы. По сути, это показало, что общее увеличение сердечно-легочной реанимации со времени предыдущего DHS составило около 1% в год в целом и около 0,5% при использовании современных методов. Экстраполяция этих результатов на предполагаемое население позволяет предположить, что в любой конкретный год услугами ПС пользуются 8,8 миллиона человек, 5,5 миллиона пользователей современными методами и 3,65 миллиона женщин. Таким образом, только около 14% всех замужних женщин репродуктивного возраста (MWRA) получают доступ к услугам по планированию семьи в конкретном году. Это представляет собой увеличение на 700 000 пользователей со времени последнего DHS; около 2/3 этой разницы можно объяснить увеличением численности населения, и почти все они были предоставлены НПО. [ 27 ]
В предварительном отчете DHS не указаны источники услуг по планированию беременности, но анализ государственного отчета о распространенности противозачаточных средств показывает, что 44% пользуются услугами государственного сектора и что роль НПО увеличилась с 11% в 2006-7 годах примерно до 40%. Общее изменение числа пользователей услугами ПС в период с 2006 по 2012 год составило около 700 000 женщин. Это в точности соответствует увеличению числа женщин, обслуживаемых НПО (при поддержке таких доноров, как USAID, DFID, KfW, GIZ, Фонда Дэвида и Люсиль Паккард и т. д.); в то время как общий объем услуг со стороны правительства и тех, кто самостоятельно закупает товары в магазинах, остался прежним. [ 27 ]
Общественные медицинские работники
[ редактировать ]В 1990-х годах два агентства в Пакистане начали программы для сельских медицинских работников в Пакистане. Министерство благосостояния населения начало планировать программу в 1992 году на основе аналогичной программы в Бангладеш . В рамках этой программы набирались замужние женщины с не менее чем 10-летним образованием, проживающие в сельской местности, и обучались их оказанию услуг по планированию семьи в своих общинах. Целью этих услуг было снижение уровня рождаемости и замедление роста населения. Министерство здравоохранения (Пакистан) начало аналогичную программу в 1994 году под названием «Женщины-медики». В этой программе особое внимание уделялось здоровью матери и ребенка, а также предоставлению услуг по планированию семьи. Обе группы женщин предоставляют услуги здравоохранения и планирования семьи по домам, снабжая оральными и инъекционными контрацептивами и презервативами для распространения среди своих сообществ. Одно исследование, проведенное в 2002 году, показало, что в районах, где работают два или более местных работников, использование современных обратимых методов контрацепции увеличилось на 7%. [ 28 ] Оценка программы для женщин-работниц здравоохранения показала лишь незначительное улучшение показателя FP среди показателей здоровья, обслуживаемых населением, примерно на 5-6%. [ 29 ] В 2006 году в стране работало 96 000 женщин-медиков. [ 30 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ В Пакистане больше пахотных земель , чем в Иране, который имеет более засушливую и гористую территорию, что не способствует такому большому масштабу сельскохозяйственной продуктивности . Как и у других видов, рост численности населения зависит от количества пищи на территории, где они обитают. [ 3 ] [ 4 ] См. грузоподъемность .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Харди Карен; Лихи Элизабет (2007). «Население, рождаемость и планирование семьи в Пакистане: программа в стагнации». Интернационал действий в области народонаселения . 4 (1): 1–12.
- ^ Перейти обратно: а б с «Пакистан: обсуждение ислама и планирования семьи». ИРИН. Управление ООН по координации гуманитарных вопросов. 6 апреля 2011 г. http://irinnews.org/report.aspx?reportid=28617 Архивировано 28 сентября 2011 г. на Wayback Machine.
- ^ «Численность населения как функция запаса продовольствия» (PDF) . Рассел Хопфенбург ( Университет Дьюка , Дарем, Северная Каролина, США), Дэвид Пиментел ( Корнеллский университет , Итака, Нью-Йорк, США) . Архивировано (PDF) из оригинала 26 сентября 2020 г. Проверено 24 февраля 2020 г. .
- ^ «Сельское хозяйство, физиология растений и рост населения: прошлое, настоящее и будущее» (PDF) . Линкольн Тайз — Теоретическая и экспериментальная физиология растений (2013), Калифорнийский университет . Архивировано (PDF) из оригинала 24 августа 2017 года . Проверено 30 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Ислам, женщины и планирование семьи: учебник для начинающих» . Институт Гутмахера . 22 сентября 2004 г. Архивировано из оригинала 7 июля 2023 г. Проверено 1 июля 2024 г.
- ^ "Дом" . fpapak.org . Архивировано из оригинала 8 июля 2011 года . Проверено 28 апреля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Хан, Аиша. «Разработка политики в программе народонаселения Пакистана». Планирование здравоохранения и политики. Том 11, номер 1, 30–51. Оксфорд, 1996.
- ^ «Различия в здоровье матери и новорожденного» (PDF) . ЮНИСЕФ . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ «Отчет: в Пакистане самый высокий уровень младенческой смертности» . Архивировано из оригинала 29 марта 2019 года . Проверено 29 марта 2019 г.
- ^ «Информация CME — оценки детской смертности» . Архивировано из оригинала 14 марта 2019 года . Проверено 29 марта 2019 г.
- ^ «Детская смертность – ДАННЫЕ ЮНИСЕФ» . Архивировано из оригинала 23 апреля 2020 года . Проверено 29 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Руди-Фахими, Фарзине. «Ислам и планирование семьи». Справочное бюро по народонаселению. 2004.
- ^ Махмуд, Наушин (зима 2000 г.). «Анализ проблем репродуктивного здоровья в Пакистане» . Обзор развития Пакистана . 39 (4II): 675–693. doi : 10.30541/v39i4IIpp.675-693 – через JSTOR.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 20 февраля 2006 года . Проверено 28 июня 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Рахман, Аника; Кациве, Лаура; Хеншоу, Стэнли К. (13 июля 2005 г.). «Глобальный обзор законов об искусственных абортах, 1985–1997 годы» . Международные перспективы сексуального и репродуктивного здоровья . 24 . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 3 декабря 2014 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 марта 2016 года . Проверено 28 июня 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с «Knowledge Commons | Исследования Совета по народонаселению» . Knowledgecommons.popcouncil.org . Архивировано из оригинала 1 июля 2024 года . Проверено 1 июля 2024 г.
- ^ «JPMA - Журнал Медицинской ассоциации Пакистана» . Архивировано из оригинала 15 февраля 2015 года . Проверено 3 декабря 2014 г.
- ^ «КАРАЧИ: Отношение врачей к небезопасным абортам - DAWN.COM» . 24 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 15 февраля 2015 г. . Проверено 3 декабря 2014 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 июня 2015 года . Проверено 3 декабря 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Сатар З.А., Сингх С., Фикри Ф.Ф. (2007). «Оценка количества абортов в Пакистане». План конного завода . 38 (1): 11–22. дои : 10.1111/j.1728-4465.2007.00112.x . ПМИД 17385379 .
- ^ «Хан и Хан и др. Планирование семьи в Пакистане: применение того, что мы узнали. JPMA, апрель 2013 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 30 января 2022 года . Проверено 5 января 2014 г.
- ^ «Краткий обзор политики в области исследований и разработок № 1: Обзор планирования семьи в Пакистане» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 мая 2013 года . Проверено 2 августа 2012 г.
- ^ «Краткий обзор политики в области исследований и разработок № 4: Использование и затраты на планирование семьи в Пакистане» . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Национальные счета здравоохранения Пакистана, 2005–2006 гг.» . Архивировано из оригинала 29 января 2013 года . Проверено 2 августа 2012 г.
- ^ «Серия обзоров политики в области решений в области исследований и разработок № 13: Услуги, их внедрение и тенденции с течением времени» (PDF) . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б Серия аналитических обзоров по решениям в области исследований и разработок № 43. Изменения в сердечно-легочной реанимации между DHS Пакистана с 2006 по 2012 год. Архивировано 17 октября 2014 г. в Wayback Machine .
- ^ Султан М., Клеланд Дж.Г., Али М.М. (2002). «Оценка нового подхода к услугам по планированию семьи в сельских районах Пакистана» . Американский журнал общественного здравоохранения . 92 (7): 1168–1172. дои : 10.2105/ajph.92.7.1168 . ПМЦ 1447209 . ПМИД 12084703 .
- ^ «Серия кратких обзоров политики в области исследований и разработок № 15: Роль женщин-работниц здравоохранения в планировании семьи в Пакистане» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2016 года . Проверено 7 августа 2016 г.
- ^ Всемирная организация здравоохранения и Глобальный альянс трудовых ресурсов здравоохранения. Пакистанская программа «Женщины-медики». 2008 [1]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сельское хозяйство Пакистана . Публикации финансовой отрасли. 1988.