Водоснабжение и канализация в Грузии
Грузия : Вода и санитария | ||
---|---|---|
Данные | ||
Доступ к улучшенному источнику воды | 100% (2015) [1] | |
Доступ к улучшенным санитарным услугам | 86% (2015) [1] | |
Непрерывность поставок (%) | В Тбилиси непрерывный, во многих других городах с перерывами. | |
Среднее городское потребление воды (литр на душу населения в день) | 800 в Тбилиси (2013 г.), [2] во многих других городах гораздо ниже | |
Средний тариф на воду и канализацию для населения (долл. США/м3) | 0,15 (2014 г.) в Тбилиси; 0,22 (2016 г.) за пределами Тибилси; | |
Доля бытовых приборов учета | 22% в Тбилиси | |
Ежегодные инвестиции в водоснабжение и канализацию | ||
Источники инвестиционного финансирования | Доходы от коммунальных услуг, государственный бюджет и кредиты международных доноров | |
Учреждения | ||
Децентрализация | Нет | |
Ответственность за разработку политики | Государственная комиссия по водоснабжению и энергетике | |
Регулирующее агентство | Национальная комиссия по регулированию энергетики и водных ресурсов Грузии | |
Отраслевое право | ||
Поставщики услуг | Компания «Джорджиан Уотер энд Пауэр» (GWP) в Тбилиси , различные предприятия в Аджарии и UWSCG в остальной части страны. |
Водоснабжение и канализация в Грузии характеризуются достижениями и проблемами. Среди достижений - улучшение водоснабжения в столице Тбилиси , где водоснабжение теперь является непрерывным и хорошего качества, значительные улучшения в третьем по величине городе страны Батуми на Черном море первая в стране современная станция очистки сточных вод , где сейчас находится . эксплуатацию, а также общее увеличение доступа к питьевой воде по всей стране. Тарифы на воду и канализацию остаются доступными: частная компания по водоснабжению «Джорджиан Уотер энд Пауэр» (GWP), обслуживающая столицу, является финансово жизнеспособной и прибыльной, в то время как государственная компания по водоснабжению, обслуживающая большую часть остальной части страны, остается финансово слабой. Улучшения были достигнуты после Революции роз 2004 года, когда правительство решило реформировать сектор и инвестировать в него после многих лет забвения.
Среди остающихся проблем – низкое качество услуг во многих районах за пределами двух крупнейших городов, снижение доступа к улучшенным санитарным услугам в сельской местности согласно результатам опроса и недостаточная очистка сточных вод.
История
[ редактировать ]Когда в 1991 году распался Советский Союз и Грузия стала независимой, ее инфраструктура водоснабжения и канализации находилась в плохом состоянии. Техническое обслуживание игнорировалось в течение многих лет, а качество обслуживания было плохим, с перебоями в подаче и зачастую плохим качеством питьевой воды. После обретения независимости не было четких обязательств правительства по устранению недостатков водоснабжения и санитарии, а качество услуг еще больше ухудшилось. Например, работа очистных сооружений столицы Тбилиси была остановлена, поскольку город не смог позволить себе оплатить счета за электроэнергию после повышения тарифов на электроэнергию. В 2003 году в докладе ОЭСР было установлено, что грузинский сектор городского водоснабжения и канализации серьезно недофинансировался, учитывая его долгое пренебрежение. В отчете отмечается, что уровень собираемости счетов за воду составил 70% для предприятий и только 34% для домохозяйств. В отчете рекомендуется повысить эффективность сбора и удвоить тарифы на воду и канализацию в районах за пределами столицы, пока они не достигнут максимально доступного уровня. Это было определено как 95% домохозяйств, тратящих менее 2,5% своего дохода на счета за воду и канализацию. ОЭСР рекомендовала оставить тариф в Тбилиси без изменений, поскольку он уже достиг предела доступности. Кроме того, правительству следует увеличить расходы на водоснабжение и канализацию, реформировать структуру сектора и укрепить человеческий и институциональный потенциал. [3]
После Революции роз 2003 года новое правительство начало серьезно заниматься проблемами этого сектора. В качестве первого шага правительство сняло с местных органов власти ответственность за водоснабжение и канализацию, а в районах за пределами столицы передало ее двум государственным обществам с ограниченной ответственностью «Вестерн Уотер» и «Истерн Уотер». В 2010 году они были объединены в одну компанию – «Объединенную компанию водоснабжения Грузии» (UWSCG). Инвестиции в улучшение инфраструктуры в сфере услуг UWSCG финансировались в основном иностранными донорами за счет кредитов и грантов, предоставленных Фондом муниципального развития Грузии, в то время как UWSCG отвечает за эксплуатацию систем водоснабжения и канализации. [2]
Вторым шагом стала приватизация Тбилисского водопроводного предприятия. (ЕБРР) одобрил кредит в размере 25 миллионов долларов США В 2006 году Европейский банк реконструкции и развития на восстановление инфраструктуры водоснабжения и канализации Тбилиси. Но правительство отказалось от кредита и вместо этого выбрало полную приватизацию. В ноябре 2007 года было принято решение продать компанию Multiplex Energy Limited, недавно созданной компании, право собственности которой не было известно общественности. Новая компания была обязана сохранить тарифы без изменений в течение следующих пяти лет и провести существенные улучшения, включая восстановление канализационной инфраструктуры к 2012 году, круглосуточное водоснабжение на всей территории обслуживания к 2015 году и строительство нового очистного сооружения. завод в Гардабани для замены ветхого существующего завода к 2018 году. Частная компания взяла на себя его обязанности в мае 2008 года. Была введена система стимулирования производительности для сотрудников и новая система выставления счетов, а соединения были постепенно модернизированы, счетчики стали охватывать 23% потребителей в Гардабани. 2013. По данным независимого исследования, общие результаты приватизация воды в Тбилиси были положительными. Хотя численность персонала постепенно сокращалась с 1962 человек в эквиваленте полной занятости в 2006 году до 1606 в 2012 году, уровень подготовки и общая удовлетворенность работой возросли. Средний доход сотрудников увеличился вдвое в период с 2006 по 2013 год. Это превысило уровень инфляции за тот же период, но рост был не таким высоким, как в среднем по компаниям водоснабжения и энергетики в Грузии. Кроме того, физические потери воды и хищения воды ( недоходная вода ) немного снизились (с 42% в 2006 году до 38% в 2013 году), а в 2013 году водоснабжение стало непрерывным в пределах старых административных границ Тбилиси. [2]
В 2010 году правительство также хотело включить Аджарскую Автономную Республику в зону обслуживания UWSCG. Однако против этого выступил немецкий государственный банк развития KfW , который предоставил существенное финансирование для водоснабжения и канализации в Батуми от имени правительства Германии. . Таким образом, Аджария была исключена. В 2014 году правительство предприняло вторую попытку включить Аджарию в зону обслуживания Объединенной водной компании указом премьер-министра, но и эта попытка была сорвана. Де-юре управление водоснабжением и водоотведением в Аджарии остается децентрализованным, но фактически правительство в Тбилиси участвует во всех важных решениях, поэтому де-факто оно так же централизовано, как и в других регионах Грузии. С одной стороны, Батумская водопроводная компания остается финансово слабой: недоходы от воды достигают 90%, а также значительные объемы неоплаченных счетов. В результате, по данным проверки государственного аудитора, в 2014 году тарифные доходы составили всего 0,7 млн лари (0,4 млн долларов США), а операционные расходы составили 10 млн лари (5,7 млн долларов США), из которых 45% приходились на заработную плату. [4] С другой стороны, в Батуми произошло много заметных улучшений качества обслуживания. Например, построена отдельная система ливневой канализации, предотвращающая случавшиеся ранее частые наводнения. 70% клиентов теперь получают воду 24 часа в сутки, а в 2012 году была введена в эксплуатацию современная станция очистки сточных вод. Станция функционирует должным образом, поэтому качество прибрежных вод существенно улучшилось, что приносит пользу туризму и позволяет снова питаться на месте. поймал рыбу. [5] Как инвестиционные затраты, так и энергопотребление установки капельного фильтра чрезвычайно низки, за что австрийская инжиниринговая компания, работающая на установке, была удостоена награды за инновации от Международной водной ассоциации (IWA), профессиональной ассоциации. [6]
Водные ресурсы
[ редактировать ]Грузия имеет богатые водные ресурсы. Среди общих водных ресурсов в 63 млрд м3 3 /год (среднее многолетнее значение) всего 1,6 млрд м 3 в год или около 2% забирается. Около двух третей забираемой воды используется для орошаемого земледелия, а другая треть - для муниципального и промышленного использования. Несмотря на обилие водных ресурсов, восточная часть Грузии относительно засушлива и регулярно страдает от засух. [7] Крупнейшая река страны, Кура , берет свое начало в Турции и получает половину своего стока за счет таяния снегов и ледников. [8] Река, которая течет из Грузии в Азербайджан, становится все более загрязненной ниже по течению от Тбилиси.
Доступ и водопользование
[ редактировать ]Доступ к водоснабжению и канализации в Грузии высок. , основанной на опросах домохозяйств и результатах переписи населения, Совместной программы мониторинга водоснабжения и санитарии По оценкам доступ к улучшенному источнику воды в 2015 году был всеобщим. Доступ к улучшенным санитарным услугам составил 86% (95% в городских районах, 76% в сельской местности). ). Согласно этим оценкам, основанным на данных переписи населения и обследований домохозяйств, доступ к воде улучшился с 96% в 1990 году до 100% в 2010 году, а доступ к канализации снизился с 98% в 1990 году до 86% в 2015 году. [9] Снижение доступа к канализации было наиболее заметным в сельской местности, где он снизился с 96%, оцененных в ходе опроса в 1996 году, до 79%, оцененных в ходе опроса в 2013 . году туалеты без плит. [1] Геодезистам, проводящим общие обследования домохозяйств, часто бывает трудно получить достоверные ответы на вопрос, касающийся точного типа уборной в доме, поэтому к приведенным выше номерам доступа следует относиться с некоторой осторожностью.
Потребление воды на душу населения в Грузии сильно различается в зависимости от местности. В 2003 году он колебался от 743 литров на душу населения в день в Тбилиси до всего 31 литра в Зугдиди, небольшом городке в Западной Грузии. Для сравнения: в Центральной Европе это 100–150 литров. Расход оценили в 94 литра в Рустави , 116 литров в Кутаиси и 432 литра в Батуми . Среднее время доставки в день оценивалось в 12 часов, при этом наименьшее значение составило 3 часа в небольшом городке Гурджаани в Восточной Грузии. Во многих городах вода не дезинфицировалась вообще или проводилась только сезонно. [3]
Инфраструктура
[ редактировать ]Большую часть питьевой воды Тбилиси получает из бассейна реки Арагви к северу от города. Подземные воды (60% от общего количества) откачиваются из колодцев, а поверхностные воды (40%) в основном добываются из водохранилища Жинвальской плотины в 42 км от города. Вода очищается на двух станциях: станции Самгори, построенной в 1950-х годах, и станции Грмагеле, расположенной у Жинвальской плотины, построенной в 1980-х годах. Протяженность водопроводной сети в Тбилиси составляет 3600 км. Около 35% магистральной сети состоит из железных труб и 65% из стальных труб. Полиэтиленовые трубы установили совсем недавно. Имеется 84 резервуара и 169 насосов. Канализационная сеть состоит из 1600 км труб из керамики, железобетона, чугуна , асбестоцемента и полиэтилена. Сточные воды передаются по магистральному коллектору длиной 72 км на введенную в эксплуатацию в 1979 году Гардабанскую очистную станцию мощностью 1 млн м3. 3 /день. Биологическая очистка на заводе не работает из-за высокого энергопотребления и связанной с этим высокой стоимости. Неочищенные сточные воды сбрасываются в реку Кура . [10]
Качество обслуживания
[ редактировать ]Качество питьевой воды
[ редактировать ]Тбилиси обеспечен современной качественной системой водоснабжения, обеспечивающей доставку качественной питьевой воды без существенных перебоев 24 часа в сутки. Однако за пределами столицы качество питьевой воды зачастую не соответствует государственным стандартам. Иногда он содержит осадок и имеет неприятный запах и цвет. Более того, по состоянию на 2008 год около 30% населения за пределами Тбилиси получали воду менее 12 часов в день, а многие люди, живущие на верхних этажах, вообще не получали воду из-за низкого давления. [11]
Очистка сточных вод
[ редактировать ]70% населения подключено к канализации. Однако по состоянию на 2010 год все очистные сооружения, построенные в советский период, вышли из строя илипредоставили только первичное лечение. В результате неочищенные городские сточные воды являются основным загрязнителем поверхностных вод. [11]
Правовая и институциональная база
[ редактировать ]Согласно исследованию 2015 года, водное законодательство Грузии непоследовательно, противоречиво и фрагментировано. Например, Органический закон о самоуправлении 2006 года дает исключительное право предоставлять услуги водоснабжения и канализации местным органам власти, но де-факто местные органы власти не играют никакой роли в этом секторе, за исключением Аджарии . Согласно исследованию, существует острая необходимость в реформировании действующего водного законодательства и действующей системы управления водными ресурсами. Первым шагом должно стать принятие закона об управлении водными ресурсами взамен Закона о воде 1997 года, который охватывает только поверхностные, но не подземные воды, и который не предусматривает разрешений на забор воды. [12] По состоянию на 2013 год межминистерская рабочая группа при поддержке Европейской экономической комиссии ООН работала над проектом нового закона о воде, который будет соответствовать принципам комплексного управления водными ресурсами ЕС и Рамочной директиве по воде . В частности, закон введет разрешения на водопользование и сброс. Это также прояснит роль различных государственных учреждений, участвующих в этом секторе. [13]
Политика и регулирование
[ редактировать ]Государственная комиссия по водоснабжению и энергетике, созданная в мае 2008 года под председательством премьер-министра, обеспечивает направление политики в области водоснабжения и санитарии. За управление сектором отвечает Министерство регионального развития и инфраструктуры. Экономическое регулирование сектора, включая утверждение тарифов, находится в ведении Национальной комиссии по регулированию энергетики и водных ресурсов Грузии. Чтобы сохранить свою независимость от исполнительной власти правительства, Комиссия финансируется не из государственного бюджета, а за счет членских взносов, которые поставщики газа, электроэнергии и воды вносят в размере 0,5% от своего дохода. [2] Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов отвечает за управление водными ресурсами и экологическое регулирование. Министерство сельского хозяйства отвечает за оценку качества питьевой воды. [14]
В 2009 году правительство приняло план развития городского сектора водоснабжения и канализации, «с целью обеспечить к 2020 году непрерывное и надежное водоснабжение и безопасные санитарные услуги для всех городских жителей Грузии». Для достижения этой цели в 2011-2020 годах предусмотрены инвестиции в размере 1,65 миллиарда долларов США. [14]
Управление инвестициями
[ редактировать ]Фонд муниципального развития (МФР) – это организация, созданная указом президента, которая подотчетна Министерству регионального развития и инфраструктуры и находится под надзором наблюдательного совета, возглавляемого премьер-министром. Реализует инвестиционные проекты, финансируемые внешними донорами и государством, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения. [14]
Предоставление услуг
[ редактировать ]Компания «Джорджиан Уотер энд Пауэр » (GWP) предоставляет услуги водоснабжения и канализации в Тбилиси и прилегающих районах. Компания владеет тремя гидроэлектростанциями, которые в основном используются для производства и доставки воды. По состоянию на 2019 год GWP обслуживал ок. 500 000 жилых и c. 32 000 коммерческих клиентов. Компания Georgia Water and Power является дочерней компанией АО Georgia Global Utilities, которая также владеет другими компаниями водоснабжения и активами возобновляемой энергетики по всей Грузии. АО Georgia Global Utilities на 100% принадлежит инвестиционной платформе, зарегистрированной на LSE – Georgia Capital PLC.
Государственная Объединенная компания водоснабжения Грузии (ОВСКГ) предоставляет услуги водоснабжения и водоотведения на всей территории Грузии для городских населенных пунктов, за исключением зоны обслуживания ГВП и Аджарской Автономной Республики . В компании работают 2700 сотрудников, 303788 частных клиентов и 15400 коммерческих клиентов. [15] Она была создана в 2010 году путем слияния 66 местных компаний водоснабжения. По данным АБР, эффективность UWSCG «серьезно ограничена нехваткой технического и квалифицированного персонала для управления этой услугой». [14]
Батумская водопроводная компания, Кобулетская водопроводная компания и органы местного самоуправления Аджарии обслуживают Аджарскую Автономную Республику , в которой проживает 9% населения страны. [14] Однако де-факто правительство в Тбилиси участвует в принятии ключевых решений, касающихся водоснабжения и канализации в Аджарии.
Финансовые аспекты
[ редактировать ]Тарифы и возмещение затрат
[ редактировать ]Тарифы на воду и водоотведение устанавливаются Национальной комиссией по регулированию энергетики и водоснабжения Грузии на трехлетний период регулирования. Текущий период регулирования начался в 2018 году и заканчивается в 2020 году, после чего новые уровни тарифов будут сброшены на основе утвержденной методологии установления тарифов.
Тариф на воду и водоотведение в зоне обслуживания GWP составляет 4,40 лари за м². 3 для коммерческих клиентов – 0,33 лари за м². 3 для бытовых потребителей со счетчиками и 3,89 лари на душу населения в месяц для потребителей без счетчиков. GWP является финансово жизнеспособной компанией с доходом ок. 145 миллионов лари и чистая прибыль в размере ок. 35 миллионов лари по состоянию на 2019 год. GWP управляет тремя гидроэлектростанциями, в том числе Жинвальской ГЭС мощностью 130 мегаватт.
Для бытовых потребителей в зоне обслуживания UWSCG , у которых есть счетчики воды, комбинированный тариф на воду и канализацию составлял 0,50 грузинских лари (0,22 доллара США) за кубический метр в 2016 году. Тариф для потребителей, не имеющих счетчиков, варьируется от 0,25 до 2,15 грузинских лари в месяц в зависимости от муниципалитета. . Все коммерческие потребители оснащены счетчиками и взимают плату в размере 4,31 грузинского лари (1,88 доллара США) за кубический метр, что более чем в восемь раз превышает цену для бытовых потребителей. [16] В 2010 году доходы UWSCG составили почти 20 миллионов долларов США, при этом на долю неотечественных потребителей пришлось 67% тарифных доходов. Эффективность сбора доходов UWSCG составила 72% (49% внутри страны и 94% за пределами страны), при этом низкие показатели объясняются неуплатой клиентами тарифов в ответ на плохое обслуживание. [14] Объемные тарифы в Аджарии такие же, как и на территории обслуживания UWSCG.
Инвестиции
[ редактировать ]В период с 1987 по 2004 год не проводилось никаких крупных восстановительных работ, и на тот момент требовалось заменить более 60% инфраструктуры водоснабжения. С 2004 года государство и международные доноры начали вкладывать значительные средства в реконструкцию и восстановление, начиная с Тбилиси в 2005-2007 годах. В 2009 году на реабилитацию и развитие систем питьевого водоснабжения было выделено около 120 миллионов долларов США и еще 35 миллионов долларов США на канализацию. [11] Однако, согласно другому источнику, фактическое государственное финансирование на улучшение инфраструктуры водоснабжения и канализации по состоянию на 2009 год было незначительным: всего 10 миллионов долларов США было потрачено на улучшение водоснабжения и 1 миллион долларов США на улучшение канализации в национальном масштабе - всего 0,1% валового внутреннего продукта. [14]
Финансирование
[ редактировать ]Основными источниками финансирования городского водоснабжения и канализации в Грузии за пределами столицы являются кредиты и гранты внешних доноров, а также государственный бюджет. В столице основными источниками финансирования являются акционерный капитал, предоставленный частными владельцами компании, поступления от облигаций в местной валюте и нераспределенная прибыль.
Внешнее сотрудничество
[ редактировать ]Основными внешними партнерами Грузии в сфере водоснабжения и канализации являются Азиатский банк развития (АБР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Европейская комиссия, Германия, Нидерланды, Швеция, США и Всемирный банк .
Азиатский банк развития
[ редактировать ]Азиатский банк развития (АБР) начал заниматься водным сектором Грузии в 2008 году. [14] В феврале 2015 года АБР и правительство подписали кредитное соглашение на сумму 108 миллионов долларов США для проекта по улучшению услуг водоснабжения в Зугдиди и санитарных услуг в Поти . До реализации проекта 84% жителей Зугдиди не имели доступа к водопроводной воде. В Поти будет построен комплексный комплекс по сбору и очистке сточных вод. Проект также поддержит реализацию программы информирования общественности, включая информацию о гигиене и санитарии. Этот проект является четвертым в рамках программы мультитраншевого финансирования стоимостью 500 миллионов долларов. [17] Пятый кредит на сумму 75 миллионов долларов на поддержку канализационной системы в Зугдиди и очистных сооружений в Местии был одобрен в сентябре 2015 года. [18]
Европейский банк реконструкции и развития
[ редактировать ]ЕБРР софинансировал проект по улучшению услуг водоснабжения и водоотведения в Кобулети через Фонд муниципального развития Грузии. Проект софинансируется за счет гранта, предоставленного ORET (Нидерланды) и Корпорацией «Вызовы тысячелетия» (США). [19]
Европейский инвестиционный банк
[ редактировать ]Европейский инвестиционный банк предоставляет кредит в размере 100 миллионов евро для финансирования инфраструктуры сбора и очистки сточных вод в Кутаиси , третьем по величине городе Грузии. [20]
Германия и Европейский Союз
[ редактировать ]Германия через свой банк развития KfW финансирует улучшение водоснабжения и канализации в Батуми с 2006 года. До реализации проекта неочищенные сточные воды сбрасывались в Черное море , водопроводная вода была непригодна для питья, а подача воды осуществлялась с перебоями. [21] Проект также поддерживается грантом Европейского Союза в размере 9,5 млн евро. Он включает в себя строительство современной станции очистки сточных вод, действующей системы ливневого отвода, а также установку около 37,3 тыс. счетчиков воды в многоквартирных домах. Этим домохозяйствам будут выставляться счета на основе их потребления, которое, как ожидается, снизится с примерно 750 литров в день до менее 200. [22]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]США Корпорация «Вызовы тысячелетия» через Фонд муниципального развития Грузии поддержала проект развития региональной инфраструктуры стоимостью 57,7 миллиона долларов США для улучшения муниципального водоснабжения и канализации в пяти городах по всей Грузии. [11]
Всемирный банк
[ редактировать ]Всемирный банк занимается муниципальной инфраструктурой в Грузии с 1995 года. В настоящее время он финансирует проекты водоснабжения и канализации в рамках Второго проекта развития региональной и муниципальной инфраструктуры стоимостью 30 миллионов долларов США, одобренного в 2014 году и реализуемого Фондом муниципального развития Грузии. Около 35% проекта будет направлено на питьевое водоснабжение и около 25% на канализацию. [23]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Оценки Джорджии» . Совместная программа ВОЗ/ЮНИСЕФ по мониторингу водоснабжения и санитарии . Проверено 25 июня 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дашниани, Заза (апрель 2014 г.). «Оценка воздействия продажи предприятий водоснабжения; Влияние на труд; тематическое исследование; GWP, Тбилиси, Грузия» . Магистерская диссертация, Институт ЮНЕСКО-ИГЕ по образованию в области водных ресурсов . Проверено 26 июня 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Стратегия финансирования сектора городского водоснабжения и канализации в Грузии» (PDF) . ОЭСР. 2003 . Проверено 26 июня 2016 г.
- ^ Мелуа, Дэвид (2015). «Муниципальный сектор водоснабжения и водоотведения в Грузии» (PDF) . Сеть институтов и школ государственного управления в Центральной и Восточной Европе (NISPAcee)/SlovakAid. стр. 14–16 . Проверено 25 июня 2016 г.
- ^ «Чистая вода для Батуми» (PDF) . CIM – Центр международной миграции и развития . Проверено 26 июня 2016 г.
- ^ «Премия IWA Project Innovations 2013» (PDF) . Международная водная ассоциация (IWA) . Проверено 26 июня 2016 г.
- ^ «Профиль страны Аквастата в Грузии» . Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) ООН. 2008 год . Проверено 26 июня 2016 г.
- ^ Мустафаев, Ислам; Мамедов, Вагиф. «Проблемы управления трансграничными водами в Азербайджане» . Институт радиационных проблем, Институт геологии . документация . Проверено 13 марта 2010 г.
- ^ «WASHwatch.org – Грузия» . www.washwatch.org . Проверено 12 апреля 2017 г.
- ^ «Комплексная экологическая оценка состояния и тенденций столицы Грузии» (PDF) . ГЕО-Города ( ОБСЕ / ЮНЕП ). 2011 . Проверено 26 июня 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Грузия: Диалог по национальной водной политике по интегрированному управлению водными ресурсами» . Правительство Грузии/Водная инициатива ЕС/Министерство иностранных дел Финляндии/Организация Объединенных Наций/ОЭСР. 2013. с. 9 . Проверено 25 июня 2016 г.
- ^ Мелуа, Дэвид (2015). «Муниципальный сектор водоснабжения и водоотведения в Грузии» (PDF) . Сеть институтов и школ государственного управления в Центральной и Восточной Европе (NISPAcee)/SlovakAid. стр. 16–17 . Проверено 25 июня 2016 г.
- ^ «ЕЭК ООН помогает Грузии разработать новый закон о воде» . ЕЭК ООН. 30 мая 2013 года . Проверено 26 июня 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Оценка сектора (краткое содержание): водоснабжение и санитария» (PDF) . АБР. 2010 . Проверено 25 июня 2016 г.
- ^ "О нас" . Объединенная компания водоснабжения Грузии . Проверено 25 июня 2016 г.
- ^ «Тарифы УВСКГ» . Проверено 25 июня 2016 г.
- ^ «Кредит АБР на водоснабжение и санитарию знаменует начало нового партнерства с Грузией» . Азиатский банк развития. 6 февраля 2015 года . Проверено 25 июня 2016 г.
- ^ «Грузия: Инвестиционная программа улучшения городских услуг – Транш 5» . Азиатский банк развития . Проверено 25 июня 2016 г.
- ^ «Кобулетская вода» . ЕБРР . Проверено 25 июня 2016 г.
- ^ «ЕИБ предоставляет кредит в 100 миллионов евро на программу реабилитации водного сектора Грузии» . Европейский инвестиционный банк. 15 октября 2015 года . Проверено 25 июня 2016 г.
- ^ «Чистая вода для Батуми в Грузии» . КфВ . Проверено 25 июня 2016 г.
- ^ «Водоснабжение и канализация Батуми и близлежащих сел» . Европейская комиссия . Проверено 25 июня 2016 г.
- ^ «Второй проект развития региональной и муниципальной инфраструктуры» . Всемирный банк . Проверено 25 июня 2016 г.