Коренные народы Бразилии
![]() | Эта статья может потребовать редактирования текста с точки зрения грамматики, стиля, связности, тона или орфографии . ( Апрель 2024 г. ) |
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на португальском языке . (Апрель 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
![]() Коренные бразильцы (только / только одна раса) в 2022 году | |
Общая численность населения | |
---|---|
![]() ![]() | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Преимущественно на Севере и Центрально-Западе. | |
Языки | |
Языки коренных народов , португальский | |
Религия | |
Первоначально традиционные верования и анимизм . 61,1% католики , 19,9% протестанты , 11% нерелигиозные , 8% другие убеждения. [2] Анимистические религии все еще широко исповедуются изолированными группами населения. | |
Родственные этнические группы | |
Другие коренные народы Америки |
Коренные народы когда-то насчитывали около 2000 племен и наций, населявших территорию нынешней Бразилии , до контакта с европейцами около 1500 года нашей эры.
Во время контактов с европейцами некоторые коренные народы традиционно были полукочевыми племенами , которые существовали за счет охоты , рыболовства , собирательства и кочевого земледелия . Многие племена вымерли в результате заселения европейцами, и многие из них были ассимилированы с бразильским населением .
Коренное население было уничтожено европейскими болезнями, сократившись с доколумбового максимума в 2–3 миллиона человек до примерно 300 000 по состоянию на 1997 год. [update], распределенный среди 200 племен. По данным переписи населения IBGE 2022 года 1 693 535 бразильцев отнесли себя к коренным народам, и та же перепись зарегистрировала 274 языка коренных народов 304 различных коренных этнических групп. [3] [4]
18 января 2007 года FUNAI сообщило о 67 оставшихся неконтактируемых племенах в Бразилии по сравнению с 40, известными в 2005 году. Благодаря этому добавлению Бразилия обогнала Новую Гвинею , став страной с самым большим количеством неконтактных народов в мире. [5]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]
Вопросы о первоначальном заселении Америки породили ряд гипотетических моделей. Происхождение этих коренных народов до сих пор является предметом споров среди археологов . [6]
Миграция на континенты
[ редактировать ]Антропологические и генетические данные указывают на то, что большинство индейцев произошли от народов-мигрантов из Сибири и Монголии , которые проникли в Америку через Берингов пролив и вдоль западного побережья Северной Америки как минимум тремя отдельными волнами. В частности, в Бразилии считается, что большинство местных племен, живших на этой земле к 1500 году, произошли от первой сибирской волны мигрантов, которые, как полагают, пересекли Берингов сухопутный мост в конце последнего ледникового периода, между 13 000 и за 17 000 лет до настоящего времени. Волне мигрантов потребовалось бы некоторое время после первоначального прибытия, чтобы достичь территории современной Бразилии, вероятно, войдя в бассейн реки Амазонки с северо-запада. (Вторая и третья волны миграции из Сибири, которые, как полагают, породили атабасков , алеутов , инуитов и юпиков , по-видимому, не распространились дальше юга США и Канады соответственно.) [7]
Генетические исследования
[ редактировать ]
ДНК Y-хромосомы
[ редактировать ]Анализ индейцев ДНК Y-хромосомы указывает на специфическую кластеризацию большей части населения Южной Америки. Микросателлитное разнообразие и распространение линии Y , специфичное для Южной Америки, указывают на то, что определенные популяции индейцев были изолированы с момента первоначальной колонизации региона. [8]
Аутосомная ДНК
[ редактировать ]Согласно генетическому исследованию аутосомной ДНК , проведенному в 2012 году, [9] Коренные американцы происходят как минимум от трех основных волн мигрантов из Сибири. Большая часть их восходит к одному предковому населению, называемому «первыми американцами». Однако те, кто говорит на языках инуитов из Арктики, унаследовали почти половину своего происхождения от второй волны мигрантов из Сибири. А те, кто говорит на-дене , с другой стороны, унаследовали десятую часть своего происхождения от третьей волны мигрантов. За первоначальным заселением Америки последовала быстрая экспансия на юг вдоль побережья с небольшим потоком генов позже, особенно в Южной Америке . Единственным исключением из этого правила являются носители языка чибча , чьи предки происходят как из Северной, так и из Южной Америки. [9]
мтДНК
[ редактировать ]
Другое исследование, посвященное митохондриальной ДНК ( мтДНК ), наследуемой только по материнской линии, [10] показало, что материнское происхождение коренных народов Америки восходит к нескольким родословным основателям из Сибири, которые прибыли через Берингов пролив . Согласно этому исследованию, предки коренных американцев, вероятно, какое-то время оставались вблизи Берингова пролива , после чего должно было произойти быстрое движение заселения Америки, перенося линии основателей в Южную Америку .Согласно исследованию 2016 года, посвященному линиям мтДНК, «небольшая популяция проникла в Америку прибрежным путем около 16 тыс. лет назад, после предыдущей изоляции в восточной Берингии в течение ~ 2,4–9 тысяч лет после отделения от восточно-сибирских популяций. После быстрого распространения по всей территории В Америке ограниченный поток генов в Южной Америке привел к заметной филогеографической структуре популяций, которая сохранялась во времени. Все древние митохондриальные линии , обнаруженные в этом исследовании, отсутствовали в современных наборах данных, что предполагает высокую скорость вымирания. мы применили новую множественную логистическую регрессию главных компонентов.тест на байесовское серийное коалесцентное моделирование. Анализ подтвердил сценарий, в котором европейская колонизация привела к значительной утрате доколумбовых линий». [11]
Лингвистическое сравнение с Сибирью
[ редактировать ]Лингвистические исследования подкрепили генетические исследования: были обнаружены древние закономерности между языками, на которых говорят в Сибири, и языками, на которых говорят в Америке. [12]
Океанический компонент в регионе Амазонки.
[ редактировать ]Два генетических исследования аутосомной ДНК, проведенные в 2015 году, подтвердили сибирское происхождение коренных жителей Америки. Однако древний признак общего происхождения с аборигенами Австралии и Меланезии был обнаружен среди аборигенов региона Амазонки . Миграция из Сибири могла произойти 23 000 лет назад. [13] [14] [15]
Археологические останки
[ редактировать ]
Коренные жители Бразилии, в отличие от жителей Мезоамерики и Андских цивилизаций , не вели письменных записей и не воздвигали каменных памятников, а влажный климат и кислая почва уничтожили почти все следы их материальной культуры, включая дерево и кости . Таким образом, то, что известно об истории региона до 1500 года, было выведено и реконструировано на основе небольших археологических свидетельств, таких как керамика и каменные наконечники стрел .
Наиболее заметными остатками этих обществ являются очень большие курганы выброшенных моллюсков ( самбаки ), обнаруженные в некоторых прибрежных участках, которые были постоянно заселены на протяжении более 5000 лет; и значительные отложения «чернозема» ( terra preta ) в нескольких местах вдоль Амазонки, которые, как полагают, представляют собой древние мусорные свалки ( кучки ). Недавние раскопки таких отложений в среднем и верхнем течении Амазонки обнаружили остатки некоторых очень крупных поселений, содержащих десятки тысяч домов, что указывает на сложную социальную и экономическую структуру. [16]
Исследования характера износа доисторических жителей прибрежной Бразилии показали, что поверхности передних зубов , обращенных к языку, были более изношены, чем поверхности, обращенные к губам, что, по мнению исследователей, было вызвано использованием зубов для очистки и измельчения абразивных растений . [17]
Культура Марахоара
[ редактировать ]
|
|
|
Культура марахоара процветала на острове Маражо в устье реки Амазонки . [18] археологи обнаружили изысканную керамику Во время раскопок на острове . Эти изделия большие, искусно расписанные и высеченные с изображениями растений и животных. Это стало первым свидетельством того, что на Маражо существовало сложное общество. Свидетельства строительства курганов также позволяют предположить, что на этом острове возникли густонаселенные, сложные и сложные поселения, поскольку считалось, что только такие поселения способны выполнять такие обширные проекты, как крупные земляные работы. [19]
Масштабы, уровень сложности и взаимодействие ресурсов культуры Марахоара оспариваются. Работая в 1950-х годах в своих самых ранних исследованиях, американка Бетти Меггерс предположила, что это общество мигрировало из Анд и поселилось на острове. Многие исследователи считали, что Анды были заселены палеоиндейскими мигрантами из Северной Америки, которые постепенно двинулись на юг после охоты на равнинах.
В 1980-е годы другой американский археолог, Анна Куртениус Рузвельт , руководила раскопками и геофизическими исследованиями кургана Тесо-дос-Бичос. Она пришла к выводу, что общество, построившее курганы, зародилось на самом острове. [20]
Доколумбовая культура Маражо, возможно, имела развитую социальную стратификацию и поддерживала население численностью до 100 000 человек. [18] Коренные американцы тропических лесов Амазонки, возможно, использовали свой метод освоения и работы на Терра Прета , чтобы сделать землю пригодной для крупномасштабного сельского хозяйства, необходимого для поддержки большого населения и сложных социальных образований, таких как вождества . [18]
Цивилизация Шингуано
[ редактировать ]Народы хингу строили крупные поселения, соединенные дорогами и мостами, часто со рвами. Пик их развития пришелся на период с 1200 по 1600 год нашей эры, а их население увеличилось до десятков тысяч. [21]
Коренные жители после европейской колонизации
[ редактировать ]Распределение
[ редактировать ]
Накануне прибытия португальцев в 1500 году в прибрежных районах Бразилии существовало две основные мегагруппы — тупи (носители языков тупи-гуарани ), доминировавшие практически на всей длине бразильского побережья, и тапуйа (вылов - весь термин для обозначения людей, не принадлежащих к тупи, обычно людей, говорящих на языке дже ), которые проживали в основном во внутренних районах. Португальцы прибыли в последние дни долгой доколониальной борьбы между Тупи и Тапуиас, которая привела к поражению и изгнанию Тапуиа из большинства прибрежных районов.
Хотя прибрежные тупи были разбиты на подплемена, часто враждебные друг другу, они были однородны в культурном и языковом отношении. Тот факт, что первые европейцы встречали практически одни и те же люди и язык на всем побережье Бразилии, значительно упрощал раннее общение и взаимодействие.
Прибрежная последовательность c. 1500 (с севера на юг): [22]
- Тупинамба (Тупи, от дельты Амазонки до Мараньяна )
- Тремембе (тапуйя, прибрежное племя, проживавшее от острова Сан-Луис (южный Мараньян) до устья реки Акарау на севере Сеара ; французские торговцы заключили с ними союз)
- Потигуара (тупи, буквально «пожиратели креветок»; они имели репутацию великих каноистов и агрессивных экспансионистов, населяли обширный прибрежный участок от реки Акарау до острова Итамарака , охватывая современные штаты южная Сеара, Риу-Гранди-ду-Норти и Параиба.)
- Табахара (крошечное племя тупи между островом Итамарака и рекой Параиба ; соседи и частые жертвы Потигуары)
- Каэте (группа тупи в Пернамбуку и Алагоасе , простиравшаяся от реки Параиба до реки Сан-Франциско ; после убийства и поедания португальского епископа они подверглись португальским истребительным рейдам, а остатки были вытеснены во внутренние районы Пара)
- Снова Тупинамба (превосходные тупи, простирающиеся от реки Сан-Франциско до залива Всех Святых , население оценивается в 100 000 человек; принимал потерпевшего кораблекрушение португальца Карамуру )
- Тупиниким (Тупи, охватывал Баия побережье открытия , от Камаму до реки Сан-Матеуш ; это были первые коренные жители, с которыми столкнулись португальцы, встретившие высадку капитана Педро Альвареша Кабрала в апреле 1500 года)
- Айморе (племя Тапуия (Же); сосредоточено на участке побережья в современном штате Эспириту-Санту )
- Гойтака (племя тапуйа; когда-то доминировало на побережье от реки Сан-Матеуш (в штате Эспириту-Санту) до реки Параиба-ду-Сул (в штате Рио-де-Жанейро ); охотники-собиратели и рыбаки, они были застенчивыми людьми, избегавшими любых контактов. среди иностранцев, по оценкам, они имели устрашающую репутацию и в конечном итоге были уничтожены европейскими колонистами);
- Темимино (небольшое племя тупи, сосредоточенное на острове Говернадор в заливе Гуанабара ; часто воюет с окружающими его тамойо)
- Тамойо (Тупи, старая ветвь Тупинамбы, простиралась от западного края залива Гуанабара до острова Илья-Гранде )
- Опять Тупинамба (Тупи, неотличимый от Тамойо. Населял побережье Паулистов, от Илья-Гранде до Сантоса ; главные враги Тупиниким на западе. Насчитывалось от шести до десяти тысяч).
- Снова Тупиниким (Тупи, на побережье Сан-Паулу от Сантоса/Бертиоги до Кананеи ; агрессивные экспансионисты, они были недавно прибывшими, утвердившимися на побережье Паулиста и плато Пиратининга за счет старых соседей Тупинамба и Карихо; принимали потерпевших кораблекрушение португальцев Жоау Рамалью («Тамарутака») и Антониу Родригеш в начале 1500-х годов были первыми формальными союзниками португальских колонистов, которые помогли основать португальское капитанство Сан-Висенте в 1530-х годах, которое в старых португальских хрониках иногда называли «Гуаяна», термин тупи; означает «дружественный» или «союзник»)
- Карихо (племя гуарани (тупи), распространённое от Кананеи до Лагоа-дус-Патос (в штате Риу-Гранди-ду-Сул ); жертвы тупиниким и первых европейских работорговцев; они принимали у себя таинственного дегредадо, известного как « Бакалавр Кананеи ». )
- Чарруа (племя Тапуия (Же) на современном побережье Уругвая , с агрессивной репутацией по отношению к злоумышленникам; убило Хуана Диаса де Солиса в 1516 году)

За исключением охотников-собирателей гойтакасов , прибрежные племена тупи и тапуиа занимались преимущественно земледелием. Субтропические гуарани выращивали кукурузу , тропические тупи выращивали маниок ( маниоку ), а горные хес выращивали арахис как основной продукт своего рациона. Дополнительные культуры включали фасоль , сладкий картофель , кара ( батат ), джеримум ( тыква ) и кумари ( стручковый перец).
За этими побережьями во внутренних районах Бразилии доминировали в основном люди тапуйя (же), хотя значительные части внутренних районов (особенно верховья рек Шингу , Телес-Пирес и Журуэна – территория, которая сейчас примерно покрыта современным Мату-Гросу штатом ) были первоначальной родиной тупи-гуарани до миграции. Помимо тупи и тапуйа, во внутренних районах часто выделяют две другие коренные мегагруппы: карибы , населявшие большую часть территории нынешней северо-западной Бразилии, включая оба берега реки Амазонки до дельты, и группу нуараке , чьи составляющие племена населяли несколько территорий, включая большую часть верхней Амазонки (к западу от нынешнего Манауса ), а также значительные территории в современных Амапа и Рорайма штатах .
Названия, под которыми различные племена тупи записывались португальскими и французскими авторами XVI века, мало изучены. Большинство из них кажутся не именами собственными, а описаниями отношений, обычно семейных – например, тупи означает «первый отец», тупинамба означает «родственники предков», тупиниким означает «боковые соседи», тамоио означает «дедушка», темимино означает «внук», табахара означает «родня мужа» и так далее. [23] Некоторые этимологи полагают, что эти имена отражают порядок миграционных волн народа тупи из внутренних районов страны к побережью, например, первой волной тупи, достигшей побережья, были «дедушки» (Тамойо), к которым вскоре присоединились «родственники древних» ( Тупинамба), под которым оно могло означать родственников тамойо, или термин тамойо, обозначающий родственников старых тупи в верхнем бассейне Амазонки. «Внуки» (Темимино) могут оказаться осколоком. «Боковые соседи» (Tupiniquim) означали, возможно, недавно прибывших, все еще пытающихся пробиться внутрь. Однако к 1870 году население племен тупи сократилось до 250 000 коренных жителей, а к 1890 году сократилось примерно до 100 000.
Коренное бразильское население на северо-восточном побережье (по голландским оценкам) [24] | |
---|---|
Период | Общий |
1540 | +100,000 |
1640 | 9,000 |
Первые контакты
[ редактировать ]

Когда португальские исследователи впервые прибыли в Бразилию в апреле 1500 года, они, к своему изумлению, обнаружили широкую береговую линию, богатую ресурсами, изобилующую сотнями тысяч коренных народов, живущих в «рае» природных богатств. Перо Вас де Каминья , официальный писец Педро Альвареша Кабрала , командующего флотом первооткрывателей, высадившимся в нынешнем штате Баия , написал письмо королю Португалии, в ярких выражениях описывая красоту этой земли.
В «Истории открытий и завоеваний португальцев в Новом Свете» [25] Лафиатау описал туземцев как людей, которые не носили одежды, а раскрашивали все свое тело в красный цвет. У них были проколоты уши, носы, губы и щеки. Мужчины брили переднюю часть головы, макушку и уши, а женщины обычно носили волосы распущенными или заплетенными в косы. И мужчины, и женщины украшали себя шумными фарфоровыми ошейниками и браслетами, перьями и сухофруктами. Он описывает ритуальный характер того, как они практиковали каннибализм, и даже упоминает важность роли женщины в домашнем хозяйстве.
До прихода европейцев на территории нынешней Бразилии проживало от 1 до 11,25 миллиона жителей. [26] За первые 100 лет контакта индейское население сократилось на 90%. В основном это произошло из-за болезней и недугов, распространявшихся колонистами, которым способствовало рабство и насилие, принесенное европейцами. [27] Коренные жители традиционно представляли собой в основном полукочевые племена, которые существовали за счет охоты, рыболовства, собирательства и кочевого земледелия. На протяжении сотен лет коренные жители Бразилии вели полукочевой образ жизни, управляя лесами для удовлетворения своих нужд. Когда в 1500 году прибыли португальцы, туземцы жили в основном на побережье и по берегам крупных рек. Изначально европейцы увидели в аборигенах благородных дикарей , и сразу же началось смешение населения. Заявления португальцев о племенных войнах, каннибализме и преследовании амазонской бразильской древесины из-за ее ценного красного красителя убедили португальцев в том, что им следует «цивилизовать» туземцев (первоначально колонисты называли Бразилию Терра-де-Санта-Крус , пока позже она не получила свое название (см. Список значений названий стран ) из Бразилии ). Но португальцы, как и испанцы на своих североамериканских территориях, принесли с собой болезни, против которых многие американские индейцы были беспомощны из-за отсутствия иммунитета. Корь , оспа , туберкулез и грипп унесли жизни десятков тысяч человек. Болезни быстро распространялись по местным торговым путям, и вполне вероятно, что целые племена были истреблены, даже не вступив в прямой контакт с европейцами.
К 1800 году население колониальной Бразилии достигло примерно 2,33 миллиона человек, из которых только около 174 900 были коренными народами. К 1850 году это число сократилось примерно до 78 400 человек из 5,8 миллиона. [28]
Рабство и бандейры
[ редактировать ]
Взаимное чувство удивления и хорошие отношения должны были закончиться в последующие годы.Португальские колонисты , все мужчины, начали заводить детей от индейок женского пола, создавая новое поколение людей смешанной расы, говоривших на индейских языках ( язык тупи, называемый нхеенгату ). Дети этих португальцев и индейских женщин составляли большинство населения. Группы свирепых первопроходцев организовывали экспедиции под названием « бандейрас » (флаги) в отдаленные районы, чтобы заявить права на португальскую корону и искать золото и драгоценные камни .
Намереваясь получить прибыль от торговли сахаром , португальцы решили выращивать сахарный тростник в Бразилии и использовать местных рабов в качестве рабочей силы, как это успешно делали испанские колонии. Но коренное население было трудно поймать. Вскоре они заразились болезнями, принесенными европейцами, против которых у них не было естественного иммунитета , и начали массово умирать.
Иезуиты
[ редактировать ]![]() |

Священники -иезуиты прибыли вместе с первым генерал-губернатором в качестве канцелярских помощников колонистов с намерением обратить коренное население в католицизм . Они представили аргументы в поддержку идеи о том, что коренные народы следует считать людьми , и извлекли из них папскую буллу ( Sublimis Deus ), провозглашающую, что, независимо от их убеждений, их следует считать полностью разумными людьми с правами на свободу и частную собственность. , которого нельзя порабощать. [29]

Священники-иезуиты, такие как отцы Хосе де Антьета и Мануэль да Нобрега, изучали и записывали свой язык и основали смешанные поселения, такие как Сан-Паулу-дус-Кампус-де-Пиратининга , где колонисты и американские индейцы жили бок о бок, говоря на одном и том же Língua Geral (общий язык), и свободно вступали в брак. Они также начали создавать более отдаленные деревни, населенные только «цивилизованными» индейцами, называемые миссиями , или редукциями см. статью о народе гуарани ). ( более подробно [30]
К середине XVI века католические священники-иезуиты по приказу португальской монархии открыли миссии во всех колониях страны. Они работали над их европеизацией и обращением в католицизм. Некоторые историки утверждают, что иезуиты обеспечили индейцам период относительной стабильности. [29] Действительно, иезуиты выступали против использования коренных бразильцев в качестве рабского труда. [31] Однако иезуиты по-прежнему вносили свой вклад в европейский империализм. Многие историки считают участие иезуитов этноцидом местной культуры. [32] где иезуиты пытались «европеизировать» коренные народы Бразилии.
В середине 1770-х годов хрупкое сосуществование коренных народов с колонистами снова оказалось под угрозой. Из-за сложной дипломатической сети между Португалией , Испанией и Ватиканом иезуиты были изгнаны из Бразилии, а миссии конфискованы и проданы. [33]
Войны
[ редактировать ]
Последовал ряд войн между несколькими племенами, такими как Конфедерация Тамойо , и португальцами, иногда американские индейцы переходили на сторону врагов Португалии, таких как французы, в знаменитом эпизоде Антарктической Франции в Рио-де-Жанейро , иногда вступая в союз с Португалия в борьбе с другими племенами. немецкий солдат Ганс Штаден был схвачен Примерно в тот же период тупинамба и через некоторое время освобожден . Он описал это в знаменитой книге Warhaftige Historia und beschreibung eyner Landtschafft der Wilden Nacketen, Grimmigen Menschfresser-Leuthen in der Newenwelt America gelegen (Правдивая история и описание страны диких, обнаженных, мрачных, людоедов в Новом Свете). , Америка) (1557)
Существуют различные документированные свидетельства того, что оспа сознательно использовалась в качестве биологического оружия жителями Новой Бразилии, которые хотели избавиться от близлежащих индейских племен (не всегда агрессивных). Самый «классический», по мнению антрополога Мерсиу Перейры Гомеша, произошел в Кашиасе на юге Мараньяна, где местные фермеры, желая получить больше земли для расширения своих животноводческих ферм, раздали одежду, принадлежавшую больным жителям деревни (которую обычно сжигали, чтобы предотвратить дальнейшее инфекция) к Тимбира. Одежда заразила все племя, и у них не было ни иммунитета, ни лекарства. Подобные вещи происходили и в других деревнях по всей Южной Америке. [34]
Торговля каучуком
[ редактировать ]1840-е годы принесли на Амазонку торговлю и богатство . Был разработан процесс вулканизации резины , и спрос на этот продукт во всем мире резко возрос. Лучшие в мире каучуковые деревья росли в Амазонке, и тысячи сборщиков каучука начали обрабатывать плантации. Когда американские индейцы оказались трудной рабочей силой, в регион были привезены крестьяне из окрестных районов. В динамике, которая продолжается и по сей день, коренное население постоянно враждовало с крестьянами, которые, по мнению американских индейцев, вторглись на их земли в поисках сокровищ.
Наследие Кандидо Рондона
[ редактировать ]
В 20 веке правительство Бразилии заняло более гуманную позицию и предложило официальную защиту коренным народам, включая создание первых заповедников коренных народов. Удача улучшилась для американских индейцев на рубеже 20-го века, когда Кандидо Рондон , человек португальского происхождения и происхождения бороро , а также исследователь и прогрессивный офицер бразильской армии, начал работать над тем, чтобы завоевать доверие американских индейцев и установить мир. Рондон, которому поручили помочь установить телеграфную связь в Амазонке, был любопытным и прирожденным исследователем. В 1910 году он помог основать Службу защиты индейцев – SPI (Службу защиты индейцев, сегодня FUNAI, или Fundação Nacional do Indio , Национальный фонд индейцев). SPI было первым федеральным агентством, которому было поручено защищать индейцев и сохранять их культуру. В 1914 году Рондон сопровождал Теодора Рузвельта в знаменитой экспедиции Рузвельта по составлению карты Амазонки и открытию новых видов. Во время этих путешествий Рондон был потрясен, увидев, как поселенцы и застройщики обращались с коренными народами, и стал их другом и защитником на всю жизнь.
Рондон, умерший в 1958 году, является национальным героем Бразилии. бразильский штат Рондония Его именем назван .
Сбой SPI и FUNAI
[ редактировать ]
После новаторской работы Рондона SPI была передана бюрократам и военным, и после 1957 года ее работа пришла в упадок. Новые чиновники не разделяли глубокую приверженность Рондона американским индейцам. SPI стремилась решить проблемы племен путем преобразования племен в основное бразильское общество. Соблазн богатства резерваций побудил скотоводов и поселенцев продолжить наступление на земли индейцев – и SPI облегчила им путь. около 98 коренных племен. Между 1900 и 1967 годами было уничтожено [ нужна ссылка ]
Во многом благодаря усилиям братьев Виллаш-Боас , первый индейский заповедник Бразилии, Национальный парк Шингу , был создан федеральным правительством в 1961 году.
Во время социальных и политических потрясений 1960-х годов сообщения о жестоком обращении с американскими индейцами все чаще доходили до и Бразилии городских центров начали влиять на бразильское мышление. В 1967 году, после публикации « Отчета Фигейредо» , подготовленного по заказу Министерства внутренних дел, военное правительство начало расследование деятельности SPI. Вскоре выяснилось, что SPI коррумпирована и не способна защитить коренных жителей, их земли и культуру. В отчете на 5000 страниц перечислены зверства, включая рабство, сексуальное насилие, пытки и массовые убийства. [35] Было предъявлено обвинение в том, что должностные лица агентства в сотрудничестве со спекулянтами землей систематически убивали индейцев, намеренно распространяя одежду, пропитанную болезнями. [ нужна ссылка ] Последовало уголовное преследование, и СПИ была расформирована. В том же году правительство учредило Fundação Nacional do Índio ( Национальный индейский фонд ), известный как FUNAI, который отвечает за защиту интересов, культуры и прав коренного населения Бразилии. Некоторые племена значительно интегрировались в бразильское общество. Предполагается, что некультурные племена, с которыми вступила в контакт FUNAI, должны быть в той или иной степени защищены и адаптированы в бразильском обществе. К 1987 году было признано, что несущественные контакты с племенами вызывают болезни и социальную дезинтеграцию. Теперь предполагается, что неконтактные племена будут защищены от вторжения и вмешательства в их образ жизни и территорию. [35] Однако эксплуатация каучука и других природных ресурсов Амазонии привела к новому циклу вторжений, изгнаний, массовых убийств и смертей, который продолжается и по сей день. [ нужна ссылка ]
Военное правительство
[ редактировать ]Также в 1964 году, в результате сейсмического политического сдвига, бразильские военные взяли под свой контроль правительство и упразднили все существующие политические партии, создав двухпартийную систему. В течение следующих двух десятилетий Бразилией управляла группа генералов. Мантрой страны была фраза «Бразилия, страна будущего», которую военное правительство использовало в качестве оправдания для гигантского продвижения в Амазонку с целью разработки ее ресурсов, тем самым начав превращать Бразилию в одну из ведущих экономик мира. Началось строительство трансконтинентальной автомагистрали через бассейн Амазонки с целью стимулировать миграцию в Амазонку и открыть регион для расширения торговли. Благодаря финансированию Всемирного банка тысячи квадратных миль леса были вырублены без учета статуса резервации. После строительства автомагистралей последовали гигантские проекты гидроэлектростанций, а затем участки леса были расчищены для животноводческих ферм. В результате земли резерваций подверглись массовой вырубке лесов и наводнениям. Проекты общественных работ привлекли очень мало мигрантов, но эти немногие – и в основном бедные – поселенцы принесли с собой новые болезни, которые еще больше опустошили индейское население.
Современная ситуация
[ редактировать ]Коренные бразильцы 1872-2022 гг. | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Население | % из Бразилия | |||||
1872 | 386,955 | ![]() | |||||
1890 | 1,295,795 | ![]() | |||||
1991 | 294,135 | ![]() | |||||
2000 | 734,127 | ![]() | |||||
2010 | 817,963 | ![]() | |||||
2022 | 1,227,642 | ![]() | |||||
Источник: перепись населения Бразилии. [36] |

Конституция Бразилии 1988 года признает право коренных народов вести свой традиционный образ жизни и на постоянное и исключительное владение своими «традиционными землями», которые определены как территории коренных народов . [37] Кроме того, коренные народы юридически признаны одним из ряда « традиционных народов ». Однако на практике коренные народы Бразилии по-прежнему сталкиваются с рядом внешних угроз и вызовов своему дальнейшему существованию и культурному наследию. [38] Процесс демаркации идет медленно и часто включает в себя длительные юридические баталии, и у FUNAI нет достаточных ресурсов для обеспечения правовой защиты земель коренных народов. [39] [38] [40] [41] [42] С 1980-х годов наблюдается бум эксплуатации тропических лесов Амазонки для добычи полезных ископаемых, лесозаготовок и животноводства, что представляет серьезную угрозу для коренного населения региона. Поселенцы, незаконно вторгающиеся на земли коренных народов, продолжают разрушать окружающую среду, необходимую для традиционного образа жизни коренных народов, провоцируют жестокие столкновения и распространяют болезни. [38] За последние три десятилетия такие народы, как акунцу и каноэ, оказались на грани исчезновения. [43] [44] Вырубка лесов для добычи полезных ископаемых также влияет на повседневную жизнь коренных племен Бразилии. [45] Например, у индейцев Мундуруку более высокий уровень отравления ртутью из-за добычи золота в этом районе. [46] 13 ноября 2012 года национальная ассоциация коренных народов Бразилии APIB представила в Организацию Объединенных Наций документ по правам человека, в котором жалуются на новые предлагаемые законы в Бразилии, которые в случае одобрения еще больше подорвут их права. [5]
Большая часть языка включена в официальный бразильский португальский язык. Например, слово «Кариока», используемое для описания людей, родившихся в городе Рио-де-Жанейро, происходит от местного слова, означающего «дом белых (людей)». [47]

Через несколько часов после вступления в должность в январе 2019 года Болсонару внес два крупных изменения в FUNAI, затрагивающие его ответственность за выявление и демаркацию земель коренных народов : он перевел FUNAI из подчинения Министерства юстиции в подчинение недавно созданного Министерства по правам человека, семье и женщинам. и он поручил Министерству сельского хозяйства выявлять традиционные места обитания коренных народов и объявлять их неприкосновенными охраняемыми территориями (эта задача по конституции возложена на FUNAI). [48] [49] Он утверждал, что на этих территориях проживает крошечное изолированное население, и предложил интегрировать их в более крупное бразильское общество. Критики опасались, что такая интеграция приведет к культурной ассимиляции коренных жителей Бразилии . [50] [51] Несколько месяцев спустя Национальный конгресс Бразилии отменил эти изменения.
, Соглашение о свободной торговле между Европейским Союзом и МЕРКОСУР которое образует одну из крупнейших в мире зон свободной торговли, было осуждено активистами-экологами и борцами за права коренных народов. [52] [53] Есть опасения, что сделка может привести к еще большей вырубке тропических лесов Амазонки, поскольку она расширит доступ на рынок бразильской говядины. [54]
В отчете Миссионерского совета коренных народов за 2019 год о насилии в отношении коренных народов в Бразилии зафиксирован рост числа вторжений на земли коренных народов лесорубов, шахтеров и захватчиков земель: за первые девять месяцев 2019 года было зарегистрировано 160 случаев по сравнению с 96 случаями в за весь 2017 год. Число зарегистрированных убийств в 2018 году (135) также увеличилось со 110, зарегистрированных в 2017 году. [55]
5 мая 2020 года, после расследования HRW, бразильские законодатели опубликовали отчет, в котором рассматривается насилие в отношении коренных народов, афро-бразильских сельских общин и других лиц, занимающихся незаконными лесозаготовками, добычей полезных ископаемых и захватом земель . [56]
Движения за права коренных народов
[ редактировать ]Движение за права городов
[ редактировать ]Движение за права городов – это недавнее событие в борьбе за права коренных народов. В Бразилии одно из самых высоких показателей неравенства доходов в мире. [57] и большая часть этого населения включает коренные племена, мигрирующие в городские районы как по собственному выбору, так и путем перемещения. Помимо движения за права городов, исследования показали, что риск самоубийства среди коренного населения в 8,1 раза выше, чем среди некоренного населения. [58]
Многие движения за права коренных народов возникли в результате встреч многих коренных племен в городских районах. Например, в Барселуше движение за права коренных народов возникло из-за «местного миграционного циркуляции». [59] «Именно так формируется множество альянсов, чтобы создать более сильную сеть для мобилизации. Коренное население, также проживающее в городских районах, испытывает трудности с работой. На них оказывается давление, заставляющее их использовать дешевую рабочую силу. [60] Такие программы, как Oxfam, использовались, чтобы помочь коренным народам наладить партнерские отношения и начать массовые движения. [61] Некоторые из их проектов также пересекаются с экологической активностью.
Многие бразильские молодые люди мобилизуются благодаря расширению социальных контактов, поскольку некоторые коренные племена остаются изолированными, в то время как другие адаптируются к изменениям. [62] Доступ к образованию также влияет на эту молодежь, и поэтому все больше групп мобилизуется для борьбы за права коренных народов.
Движение за экологические и территориальные права
[ редактировать ]
Динамика в пользу признания
[ редактировать ]Многие права и претензии коренных племен параллельны движению за экологические и территориальные права. Хотя коренные жители получили 21% бразильской Амазонки как часть земель коренных народов, многие проблемы по-прежнему влияют на устойчивость территорий коренных народов сегодня. [63] [46] Изменение климата — одна из проблем, которую коренные племена считают причиной сохранения своей территории.
Некоторые коренные народы и природоохранные организации бразильской Амазонии сформировали альянсы, такие как альянс деревни Аукре Каяпо и экологическая организация Instituto SocioAmbiental (ISA). Они сосредоточены на правах окружающей среды, образования и развития. [64] Например, Amazon Watch сотрудничает с различными организациями коренных народов Бразилии, борясь как за территориальные, так и за экологические права. [65] «Доступ к природным ресурсам коренных и крестьянских общин в Бразилии стал значительно менее и гораздо более небезопасным», [66] поэтому активисты сосредотачиваются на более традиционных усилиях по сохранению и расширении территориальных прав коренных народов.
Территориальные права коренного населения Бразилии во многом подпадают под социально-экономические вопросы. Между правительством и коренным населением имели место жестокие конфликты по поводу прав на землю. [45] и политические права мало что сделали, чтобы остановить их. Возникли движения безземельных (MST), которые помогают оградить землю от элиты, живущей в Бразилии. [67]
Динамика, противостоящая признанию
[ редактировать ]Защитники окружающей среды и коренные народы рассматриваются как противники экономического роста и препятствия на пути развития. [68] из-за того, что большая часть земель, на которых живут коренные племена, может быть использована для проектов развития, включая строительство плотин, и дальнейшей индустриализации.
Группам, идентифицирующим себя как коренные, может не хватать межсубъектного признания, поэтому претензии на ТИ, которые могут включать в себя демаркацию больших территорий территории и угрожать лишением устоявшихся местных общин, могут быть оспорены другими, даже соседними родственными группами, на том основании, что эти группы заявляющие претензии не являются «настоящими индейцами» из-за таких факторов, как исторические смешанные браки ( смешение браков ), культурная ассимиляция и стигма в отношении самоидентификации себя как коренного населения. Претензиям на TI также могут противостоять крупные семьи землевладельцев эпохи каучука или крестьяне, обрабатывающие землю, которые вместо этого могут предпочесть поддержать концепцию добывающего резерва . [69]
Образование
[ редактировать ]Закон об истории и культуре афро -бразильских и коренных народов (Закон № 11.645/2008) представляет собой бразильский закон, обязывающий преподавать историю и культуру афро-бразильских и коренных народов . Закон был принят и вступил в силу 10 марта 2008 года. Он вносит поправки в Закон № 9.394 от 20 декабря 1996 года, измененный Законом № 10.639 от 9 января 2003 года, который установил руководящие принципы и основы бразильского национального образования. включить в официальную учебную программу системы образования обязательную тему «История и культура афро-бразильских и коренных народов».
Основные этнические группы
[ редактировать ]Полный список см. в разделе «Список коренных народов Бразилии» .


- согласованный
- Атикум
- Ава-Гуаха
- Банива
- Ботокудо
- бара
- С тобой и тобой
- Гуарани
- Кадивеу
- Кайнганг
- Камаюра (Камаюра)
- Караджа
- Каяпо
- Это было
- Кашинава
- Кокама
- Корубо
- Кук Мадиха
- Мбья
- Закрыто
- Матсес
- Майоруна
- Мундуруку
- Люди Мура
- Намбиквара
- Офайе
- Отец Тавитера
- Панара
- Панкарару
- Патаксо
- Пирахан
- Художник
- Потигуара
- Сатере Маве
- Суруи-ду-Пара
- Давайте исцелимся
- Поле
- Тикуна
- Тремембе
- Тупи
- Ваорани
- Вапиксана
- Вауя
- Витото
- Хакриаба
- Ксаванте
- Ксокленг
- Сюкуру
- Яномами
См. также
[ редактировать ]- Амазонка Смотреть
- индейцы
- Археология Америки
- Сельское хозяйство в Бразилии
- Девочки-скауты
- Красивая плотина Монте
- Берингов сухопутный мост
- Письма индейцев Камаран
- Дарси Рибейро
- Энциклопедия коренных народов Бразилии
- Экотуризм в тропических лесах Амазонки
- Шеф Раони
- КОАБ
- Сейбо Альянс
- бразильцы
- Национальный индийский фонд
- День коренных народов
- Индия ловит петлю
- Коренные народы Южной Америки
- Человек из дыры
- Индийский музей
- Неконтактные народы
- Перси Фосетт
- Сидни Поссуэло
- Братья Виллас Боас
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Таблица 9605: Постоянное население по цвету кожи или расе по данным демографической переписи» . sidra.ibge.gov.br . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ (на португальском языке) Исследование «Панорама религий» . Fundação Getúlio Vargas , 2003.
- ^ Вьечели, Леонардо (7 августа 2023 г.). «По данным переписи 2022 года, в Бразилии проживает почти 1,7 миллиона коренных жителей» . UOL (на бразильском португальском языке). Фолья де С.Пауло . Архивировано из оригинала 7 августа 2023 года . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ «IBGE | Коренные народы | коренные жители Бразилии | разговорный язык» . indigenas.ibge.gov.br . ИБГС . Архивировано из оригинала 29 марта 2024 года . Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Английская версия документа о жалобе на нарушение прав человека, представленного в Организацию Объединенных Наций Национальной организацией коренных народов Бразилии (APIB)» . Народы Земли. 13 ноября 2012 г. Архивировано из оригинала 1 апреля 2019 г. . Проверено 19 ноября 2012 г.
- ^ Патрисия Дж. Эш; Дэвид Дж. Робинсон (2011). Появление людей: исследование эволюционной временной шкалы . Джон Уайли и сыновья. п. 289. ИСБН 978-1-119-96424-7 .
- ^ Линда С. Корделл; Кент Лайтфут; Фрэнсис Макманамон; Джордж Милнер (2008). Археология в Америке: Энциклопедия . Том. 4. АВС-КЛИО. п. 3. ISBN 978-0-313-02189-3 .
- ^ «Сводка знаний о субкладах гаплогруппы Q» . Системы генной базы. 2009. Архивировано из оригинала 10 мая 2011 года . Проверено 17 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Райх, Д; Паттерсон, Н.; Кэмпбелл, Д; Тандон, А; Мазьер, С; Рэй, Н; Парра, М.В.; Рохас, В; Дуке, К. (2012). «Реконструкция истории населения коренных американцев» . Природа . 488 (7411): 370–374. Бибкод : 2012Natur.488..370R . дои : 10.1038/nature11258 . ПМК 3615710 . ПМИД 22801491 .
- ^ Тамм, Эрика; Кивисилд, Тоомас; Рейдла, Маере; Мецпалу, Мейт; Смит, Дэвид Гленн; Маллиган, Конни Дж.; Брави, Клаудио М.; Рикардс, Ольга; Мартинес-Лабарга, Кристина; Хуснутдинова Эльза К.; Федорова, Сардана А.; Голубенко Мария Владимировна; Степанов Вадим А.; Губина Марина Александровна; Жаданов Сергей Иванович; Осипова Людмила П.; Дамба, Лариса; Воевода Михаил Иванович; Дипьерри, Хосе Э.; Виллемс, Ричард; Малхи, Рипан С.; Картер, Ди (5 сентября 2007 г.). «Берингийское затишье и распространение коренных американцев-основателей» . ПЛОС ОДИН . 2 (9): е829. Бибкод : 2007PLoSO...2..829T . дои : 10.1371/journal.pone.0000829 . ПМК 1952074 . ПМИД 17786201 .
- ^ Ламас, Бастьен; Ферен-Шмитц, Ларс; Вальверде, Гвидо; Субрие, Жюльен; Маллик, Свапан; Роланд, Надин; Норденфельт, Сюзанна; Вальдиосера, Кристина; Ричардс, Стивен М.; Рорлах, Адам; Ромеро, Мария Инес Баррето; Эспиноза, Изабель Флорес; Каджигао, Эльза Томасто; Хименес, Люсия Уотсон; Маковский, Кшиштоф; Рейна, Илан Сантьяго Леборейро; Лори, Жозефина Мансилья; Торрес, Хулио Алехандро Балливиан; Ривера, Марио А.; Бургер, Ричард Л.; Черути, Мария Констанца; Рейнхард, Йохан; Уэллс, Р. Спенсер; Политис, Густаво; Санторо, Калоджеро М.; Стэнден, Вивьен Г.; Смит, Колин; Райх, Дэвид; Хо, Саймон Ю.В.; Купер, Алан; Хаак, Вольфганг (1 апреля 2016 г.). «Древняя митохондриальная ДНК обеспечивает временную шкалу заселения Америки с высоким разрешением» . Достижения науки . 2 (4): e1501385. Бибкод : 2016SciA....2E1385L . дои : 10.1126/sciadv.1501385 . ПМЦ 4820370 . ПМИД 27051878 .
- ^ Дедиу, Дэн; Левинсон, Стивен К. (20 сентября 2012 г.). «Абстрактные профили структурной стабильности указывают на универсальные тенденции, семейно-специфические факторы и древние связи между языками» . ПЛОС ОДИН . 7 (9): e45198. Бибкод : 2012PLoSO...745198D . дои : 10.1371/journal.pone.0045198 . ПМЦ 3447929 . ПМИД 23028843 .
- ^ Рагхаван; и др. (21 августа 2015 г.). «Геномные данные плейстоцена и недавней истории населения коренных американцев» . Наука . 349 (6250): ааб3884. дои : 10.1126/science.aab3884 . ПМЦ 4733658 . ПМИД 26198033 .
- ^ Скоглунд, П; Маллик, С; Бортолини, MC; Ченнагири, Н.; Хюнемайер, Т; Петцль-Эрлер, МЛ ; Сальзано, FM; Паттерсон, Н.; Райх, Д. (21 июля 2015 г.). «Генетические данные двух популяций-основателей Америки» . Природа . 525 (7567): 104–8. Бибкод : 2015Natur.525..104S . дои : 10.1038/nature14895 . ПМЦ 4982469 . ПМИД 26196601 .
- ^ Скоглунд, П.; Райх, Д. (2016). «Геномный взгляд на заселение Америки» . Текущее мнение в области генетики и развития . 41 : 27–35. дои : 10.1016/j.gde.2016.06.016 . ПМК 5161672 . ПМИД 27507099 .
- ^ Фернандес, Кассия; Фариас, Орландо (22 января 2001 г.). «Аборигенные материалы взяты из Амазонаса» . amazonia.org.br . Манаус . Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года.
- ^ Кембриджская всемирная история еды . Издательство Кембриджского университета. 2000. с. 19 .
- ^ Jump up to: а б с Манн, Чарльз К. (2006) [2005]. 1491: Новые открытия Америки до Колумба . Винтажные книги. стр. 326–333 . ISBN 978-1-4000-3205-1 .
- ^ Гранн, Дэвид (2009). Затерянный город Z: История о смертельной одержимости Амазонки . Даблдэй. п. 315 . ISBN 978-0-385-51353-1 .
- ^ Рузвельт, Анна К. (1991). Строители курганов Амазонки: геофизическая археология на острове Маражо, Бразилия . Академическая пресса. ISBN 978-0-125-95348-1 .
- ^ Рен, Кэтлин (2 декабря 2003 г.). «Обнаружены затерянные города Амазонки» . Новости Эн-Би-Си .
- ^ Детали границы частично взяты из Tribos Indígenas Brasileiras. Архивировано 3 июля 2011 г. на Wayback Machine.
- ^ М. Перейра Гомеш, Индейцы и Бразилия , стр.32
- ^ Лесли Бетелл, МЭРИ АМАЗОНАС ЛЕЙТЕ ДЕ БАРРОС. «История Латинской Америки: Колониальная Латинская Америка, Том 2». ЭдУСП. Сан-Паулу, стр.317, 1997 г.
- ^ «История португальских открытий и завоеваний в Новом Свете | Цифровой архив ранней Америки (EADA)» . eada.lib.umd.edu . Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ «Оценочная численность коренного населения Америки на момент контакта с европейцами, начиная с 1492 года» . Проверено 20 апреля 2023 г.
- ^ «Бразильские индейцы» . Survivalinternational.org/tribes/brazilian . Проверено 7 июля 2021 г.
- ^ Буччиферро, Джастин Р. (3 июля 2013 г.). «Принудительная рука: туземцы, африканцы и население Бразилии, 1545–1850 гг.» (PDF) . Revista de Historia Económica / Журнал экономической истории Иберии и Латинской Америки . 31 (2). Издательство Кембриджского университета (CUP): 285–317. дои : 10.1017/s0212610913000104 . hdl : 10016/27364 . ISSN 0212-6109 . S2CID 154533961 . Проверено 24 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Липпи, Чарльз Х. (1992). Христианство приходит в Америку, 1492–1776 гг . Шокетт, Роберт, 1938–, Пул, Стаффорд. (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Paragon House. ISBN 1-55778-234-2 . OCLC 23648978 .
- ^ Караман, Филип, 1911–1998 гг. (1975). Потерянный рай: отчет об иезуитах в Парагвае, 1607–1768 гг . Лондон: Сиджвик и Джексон. ISBN 0-283-98212-8 . OCLC 2187394 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Айзенберг, Хосе (2004). «Добровольное рабство бразильских индейцев и современная политическая мысль» (PDF) . Социальный анализ (на португальском языке). XXXIX (170): 7–35 . Проверено 7 июля 2021 г.
- ^ Кнаус, Стефан (2010). « Взаимодействие иезуитов в Бразилии между 1549 и 1609 годами – законная поддержка эмансипации индейцев или европоцентрическое движение за обращение?» ". Астролабия . Revista Internacional de FilosofíaAño: 227–238.
- ^ Ренер, Бертран М. (1 апреля 1997 г.). «Иезуиты и государство: сравнительное исследование их изгнания (1590–1990)». Религия . 27 (2): 165–182. дои : 10.1006/reli.1996.0048 .
- ^ «Социально-экологические новости :: Социально-экологические» . www.sociaambiental.org . Проверено 10 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «ФУНАИ – Национальный индейский фонд (Бразилия)» . Проверено 23 февраля 2011 г.
- ^ «Таблица 9605: Постоянное население по цвету кожи или расе по данным демографической переписи» . sidra.ibge.gov.br . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Федеральная конституция Бразилии. Глава VII, статья 231. Архивировано 1 января 2011 года в Wayback Machine .
- ^ Jump up to: а б с «Бразилия» . Страновые отчеты о соблюдении прав человека за 2008 год . Госдепартамент США.
- ^ «Земли коренных народов > Введение > О землях» . Povos Indígenas no Brasil . Институт социоэмбриона (ISA). Архивировано из оригинала 12 мая 2015 года . Проверено 24 марта 2011 г.
- ^ Борхес, Бето; Комбриссон, Жиль. «Права коренных народов в Бразилии: стагнация и политический тупик» . Центр по правам южно-мезоамериканских индейцев . Проверено 24 марта 2011 г.
- ^ Шварцман, Стефан (1 марта 1996 г.). «Бразилия: Юридическая битва за права коренных народов на землю». Отчет NACLA по Америке . 29 (5): 36–43. дои : 10.1080/10714839.1996.11725759 .
- ^ «Бразильские индейцы выиграли земельный спор » . Новости Би-би-си. 11 декабря 2008 года . Проверено 24 марта 2011 г.
- ^ Социально-экологический институт (ИСА). «Введение > Акунцу» . Коренные народы Бразилии . Проверено 8 марта 2011 г.
- ^ Социально-экологический институт (ИСА). «Введение > Каноэ» . Коренные народы Бразилии . Проверено 8 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Пайшао, Сильван; Эспанья, Жоао П.; Гавана, Тарун; Карнейро, Андреа Ф.Т.; Зевенберген, Яап; Фредерико, Лилиан Н. (1 декабря 2015 г.). «Моделирование земельных прав коренных племен с помощью ISO 19152 LADM: пример Бразилии» . Политика землепользования . 49 : 587–597. Бибкод : 2015LUPol..49..587P . doi : 10.1016/j.landusepol.2014.12.001 .
- ^ Jump up to: а б Оливейра Сантос, Элизабет К. де; Маура де Хесус, Ирасина; Камара, Волни и М.; Брабо, Эдилсон; Бриту Лоурейро, Эдвальдо К.; Маскареньяш, Артур; Вейрих, Юдит; Раджио Луис, Ронир; Клири, Дэвид (1 октября 2002 г.). «Воздействие ртути на индейцев Мундуруку из общины Сай Чинза, штат Пара, Бразилия». Экологические исследования . 90 (2): 98–103. Бибкод : 2002ER.....90...98D . дои : 10.1006/enrs.2002.4389 . ОСТИ 20390954 . ПМИД 12483799 . S2CID 22429649 .
- ^ «Иллюстрированный словарь тупи-гуарани» . 27 февраля 2015 года . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ Карла Мендес (5 июня 2019 г.). «Конгресс Бразилии отменяет решение Болсонару и восстанавливает полномочия Фунаи по демаркации земель» . news.mongabay.com . Проверено 3 августа 2019 г.
- ^ Мариан Бласберг, Марко Эверс, Йенс Глюсинг, Клаус Хекинг (17 января 2019 г.). «Полоса разрушения: новый президент Бразилии нацелен на Амазонку» . Шпигель онлайн . www.spiegel.de . Проверено 3 августа 2019 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Новый президент Бразилии усложняет определение земель коренных народов» . Глобальные новости . 2 января 2019 г.
- ^ «Президент Болсонару «объявляет войну» коренным народам Бразилии – «Выживание» отвечает» . Интернационал выживания . 3 января 2019 г.
- ^ «ЕС призвали прекратить торговые переговоры с Южной Америкой из-за злоупотреблений со стороны Бразилии» . Франция24 . 18 июня 2019 г.
- ^ «ЕС и МЕРКОСУР заключили огромную торговую сделку после 20-летних переговоров» . Новости Би-би-си. 28 июня 2019 г.
- ^ Уоттс, Джонатан (2 июля 2019 г.). «Мы не должны обменивать тропические леса Амазонки на гамбургеры и стейки» . Хранитель .
- ^ Сантана, Ренато (24 сентября 2019 г.). «Самое большое насилие против коренных народов — это разрушение их территорий », — отмечается в докладе Cimi (на бразильском португальском языке).
- ^ «Бразилия анализирует насилие в отношении жителей Амазонки» . HumanRightsWatch . 26 мая 2020 г. Проверено 26 мая 2020 г.
- ^ «Анализ бедности – Бразилия: неравенство и экономическое развитие в Бразилии» . web.worldbank.org . Проверено 17 ноября 2016 г. .
- ^ Орельяна, Джесем Д.; Балейру, Антониу А.; Фонсека, Фернанда Р.; Баста, Пауло К.; Соуза, Максимилиано Л. Понте де (2016). «Пространственно-временные тенденции и риск самоубийства в Центральной Бразилии: экологическое исследование, сравнивающее коренное и некоренное население» . Бразильский журнал психиатрии . 38 (3): 222–230. дои : 10.1590/1516-4446-2015-1720 . ПМК 7194261 . ПМИД 26786195 .
- ^ Собрейро, Таисса (2 ноября 2015 г.). «Может ли городская миграция способствовать сопротивлению в сельской местности? Мобилизация коренных народов в Среднем Рио-Негро, Амазонас, Бразилия». Журнал крестьянских исследований . 42 (6): 1241–1261. дои : 10.1080/03066150.2014.993624 . S2CID 154162313 .
- ^ Мильяцца, Эрнест Г. (1978). Интеграция коренных народов территории Рорайма, Бразилия . Международная рабочая группа по делам коренных народов.
- ^ Роча, Ян (2000). Бразилия . Латиноамериканское бюро. ISBN 9781566563840 .
- ^ Виртанен, Пирьо К. (2012). Молодежь коренных народов в бразильской Амазонии: изменение живого мира . Спрингер. ISBN 978-1-137-26651-4 . [ нужна страница ]
- ^ Ле Турно, Франсуа-Мишель (1 июня 2015 г.). «Проблемы устойчивого развития территорий коренных народов в бразильской Амазонии» (PDF) . Текущее мнение об экологической устойчивости . 14 : 213–220. Бибкод : 2015COES...14..213L . дои : 10.1016/j.cosust.2015.07.017 . S2CID 55113669 .
- ^ Шварцман, Стефан; Циммерман, Барбара (2005). «Союзы охраны природы с коренными народами Амазонки». Биология сохранения . 19 (3): 721–727. Бибкод : 2005ConBi..19..721S . дои : 10.1111/j.1523-1739.2005.00695.x . S2CID 54681069 .
- ^ Вейк фон Мосснер, Алекса. Движущаяся среда: аффект, эмоции, экология и кино . [ нужна страница ]
- ^ Компенсация экологическим службам и сельским общинам .
- ^ Хаутзагер, Питер П. (2005). «Движение безземельных (MST), юридическое поле и правовые изменения в Бразилии». Право и глобализация снизу . стр. 218–240. дои : 10.1017/CBO9780511494093.009 . ISBN 978-0-521-84540-3 .
- ^ Жури, Андреа (1 сентября 2010 г.). « « Неблагоприятные силы »в бразильской Амазонке: девелопментализм против энвайронментализма и прав коренных народов». Журнал окружающей среды и развития . 19 (3): 252–273. дои : 10.1177/1070496510378097 . S2CID 154971383 .
- ^ Фрейзер, Джеймс Ангус (2018). «Амазонии борются за признание» . Труды Института британских географов . 43 (4): 718–732. Бибкод : 2018TrIBG..43..718F . дои : 10.1111/tran.12254 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Национальный индейский фонд, Национальный фонд коренных американцев
- Энциклопедия коренных народов Бразилии. Институт социоэмбиенталя
- Etnolinguistica.Org: список дискуссий по южноамериканским языкам
- Проблемы и ресурсы коренных народов: Бразилия
- Коренные народы Бразилии в Google Videos
- Новые фотографии неконтактного бразильского племени. Архивировано 2 ноября 2013 г. на Wayback Machine.
- Видео Google о коренных народах Бразилии
- «Племена» Бразилии
- Дети Амазонки, документальный фильм о коренных народах Бразилии.
- Ученые находят доказательства, дискредитирующие теорию, что Амазонка практически непригодна для жизни, пишет The Washington Post