Jump to content

Коренные народы Бразилии

Коренные бразильцы
Коренные бразильцы
Коренные бразильцы (только / только одна раса) в 2022 году
Общая численность населения
Увеличивать 1 227 642 ( перепись 2022 года ) [1]
Увеличивать 0,60% населения Бразилии
Регионы со значительной численностью населения
Преимущественно на Севере и Центрально-Западе.
Языки
Языки коренных народов , португальский
Религия
Первоначально традиционные верования и анимизм . 61,1% католики , 19,9% протестанты , 11% нерелигиозные , 8% другие убеждения. [2] Анимистические религии все еще широко исповедуются изолированными группами населения.
Родственные этнические группы
Другие коренные народы Америки

Коренные народы когда-то насчитывали около 2000 племен и наций, населявших территорию нынешней Бразилии , до контакта с европейцами около 1500 года нашей эры.

Во время контактов с европейцами некоторые коренные народы традиционно были полукочевыми племенами , которые существовали за счет охоты , рыболовства , собирательства и кочевого земледелия . Многие племена вымерли в результате заселения европейцами, и многие из них были ассимилированы с бразильским населением .

Коренное население было уничтожено европейскими болезнями, сократившись с доколумбового максимума в 2–3 миллиона человек до примерно 300 000 по состоянию на 1997 год. , распределенный среди 200 племен. По данным переписи населения IBGE 2022 года 1 693 535 бразильцев отнесли себя к коренным народам, и та же перепись зарегистрировала 274 языка коренных народов 304 различных коренных этнических групп. [3] [4]

18 января 2007 года FUNAI сообщило о 67 оставшихся неконтактируемых племенах в Бразилии по сравнению с 40, известными в 2005 году. Благодаря этому добавлению Бразилия обогнала Новую Гвинею , став страной с самым большим количеством неконтактных народов в мире. [5]

Происхождение

[ редактировать ]
Шингу , территория коренных народов Бразилии.

Вопросы о первоначальном заселении Америки породили ряд гипотетических моделей. Происхождение этих коренных народов до сих пор является предметом споров среди археологов . [6]

Миграция на континенты

[ редактировать ]

Антропологические и генетические данные указывают на то, что большинство индейцев произошли от народов-мигрантов из Сибири и Монголии , которые проникли в Америку через Берингов пролив и вдоль западного побережья Северной Америки как минимум тремя отдельными волнами. В частности, в Бразилии считается, что большинство местных племен, живших на этой земле к 1500 году, произошли от первой сибирской волны мигрантов, которые, как полагают, пересекли Берингов сухопутный мост в конце последнего ледникового периода, между 13 000 и за 17 000 лет до настоящего времени. Волне мигрантов потребовалось бы некоторое время после первоначального прибытия, чтобы достичь территории современной Бразилии, вероятно, войдя в бассейн реки Амазонки с северо-запада. (Вторая и третья волны миграции из Сибири, которые, как полагают, породили атабасков , алеутов , инуитов и юпиков , по-видимому, не распространились дальше юга США и Канады соответственно.) [7]

Генетические исследования

[ редактировать ]
Люди апиаки , картина Геркулеса Флоренции , 1827 год.
ДНК Y-хромосомы
[ редактировать ]

Анализ индейцев ДНК Y-хромосомы указывает на специфическую кластеризацию большей части населения Южной Америки. Микросателлитное разнообразие и распространение линии Y , специфичное для Южной Америки, указывают на то, что определенные популяции индейцев были изолированы с момента первоначальной колонизации региона. [8]

Аутосомная ДНК
[ редактировать ]

Согласно генетическому исследованию аутосомной ДНК , проведенному в 2012 году, [9] Коренные американцы происходят как минимум от трех основных волн мигрантов из Сибири. Большая часть их восходит к одному предковому населению, называемому «первыми американцами». Однако те, кто говорит на языках инуитов из Арктики, унаследовали почти половину своего происхождения от второй волны мигрантов из Сибири. А те, кто говорит на-дене , с другой стороны, унаследовали десятую часть своего происхождения от третьей волны мигрантов. За первоначальным заселением Америки последовала быстрая экспансия на юг вдоль побережья с небольшим потоком генов позже, особенно в Южной Америке . Единственным исключением из этого правила являются носители языка чибча , чьи предки происходят как из Северной, так и из Южной Америки. [9]

Коренная девушка Терена племени

Другое исследование, посвященное митохондриальной ДНК ( мтДНК ), наследуемой только по материнской линии, [10] показало, что материнское происхождение коренных народов Америки восходит к нескольким родословным основателям из Сибири, которые прибыли через Берингов пролив . Согласно этому исследованию, предки коренных американцев, вероятно, какое-то время оставались вблизи Берингова пролива , после чего должно было произойти быстрое движение заселения Америки, перенося линии основателей в Южную Америку .Согласно исследованию 2016 года, посвященному линиям мтДНК, «небольшая популяция проникла в Америку прибрежным путем около 16 тыс. лет назад, после предыдущей изоляции в восточной Берингии в течение ~ 2,4–9 тысяч лет после отделения от восточно-сибирских популяций. После быстрого распространения по всей территории В Америке ограниченный поток генов в Южной Америке привел к заметной филогеографической структуре популяций, которая сохранялась во времени. Все древние митохондриальные линии , обнаруженные в этом исследовании, отсутствовали в современных наборах данных, что предполагает высокую скорость вымирания. мы применили новую множественную логистическую регрессию главных компонентов.тест на байесовское серийное коалесцентное моделирование. Анализ подтвердил сценарий, в котором европейская колонизация привела к значительной утрате доколумбовых линий». [11]

Лингвистическое сравнение с Сибирью
[ редактировать ]

Лингвистические исследования подкрепили генетические исследования: были обнаружены древние закономерности между языками, на которых говорят в Сибири, и языками, на которых говорят в Америке. [12]

Океанический компонент в регионе Амазонки.
[ редактировать ]

Два генетических исследования аутосомной ДНК, проведенные в 2015 году, подтвердили сибирское происхождение коренных жителей Америки. Однако древний признак общего происхождения с аборигенами Австралии и Меланезии был обнаружен среди аборигенов региона Амазонки . Миграция из Сибири могла произойти 23 000 лет назад. [13] [14] [15]

Археологические останки

[ редактировать ]
Люди местности

Коренные жители Бразилии, в отличие от жителей Мезоамерики и Андских цивилизаций , не вели письменных записей и не воздвигали каменных памятников, а влажный климат и кислая почва уничтожили почти все следы их материальной культуры, включая дерево и кости . Таким образом, то, что известно об истории региона до 1500 года, было выведено и реконструировано на основе небольших археологических свидетельств, таких как керамика и каменные наконечники стрел .

Наиболее заметными остатками этих обществ являются очень большие курганы выброшенных моллюсков ( самбаки ), обнаруженные в некоторых прибрежных участках, которые были постоянно заселены на протяжении более 5000 лет; и значительные отложения «чернозема» ( terra preta ) в нескольких местах вдоль Амазонки, которые, как полагают, представляют собой древние мусорные свалки ( кучки ). Недавние раскопки таких отложений в среднем и верхнем течении Амазонки обнаружили остатки некоторых очень крупных поселений, содержащих десятки тысяч домов, что указывает на сложную социальную и экономическую структуру. [16]

Исследования характера износа доисторических жителей прибрежной Бразилии показали, что поверхности передних зубов , обращенных к языку, были более изношены, чем поверхности, обращенные к губам, что, по мнению исследователей, было вызвано использованием зубов для очистки и измельчения абразивных растений . [17]

Культура Марахоара

[ редактировать ]
Культура Марахоара

Культура марахоара процветала на острове Маражо в устье реки Амазонки . [18] археологи обнаружили изысканную керамику Во время раскопок на острове . Эти изделия большие, искусно расписанные и высеченные с изображениями растений и животных. Это стало первым свидетельством того, что на Маражо существовало сложное общество. Свидетельства строительства курганов также позволяют предположить, что на этом острове возникли густонаселенные, сложные и сложные поселения, поскольку считалось, что только такие поселения способны выполнять такие обширные проекты, как крупные земляные работы. [19]

Масштабы, уровень сложности и взаимодействие ресурсов культуры Марахоара оспариваются. Работая в 1950-х годах в своих самых ранних исследованиях, американка Бетти Меггерс предположила, что это общество мигрировало из Анд и поселилось на острове. Многие исследователи считали, что Анды были заселены палеоиндейскими мигрантами из Северной Америки, которые постепенно двинулись на юг после охоты на равнинах.

В 1980-е годы другой американский археолог, Анна Куртениус Рузвельт , руководила раскопками и геофизическими исследованиями кургана Тесо-дос-Бичос. Она пришла к выводу, что общество, построившее курганы, зародилось на самом острове. [20]

Доколумбовая культура Маражо, возможно, имела развитую социальную стратификацию и поддерживала население численностью до 100 000 человек. [18] Коренные американцы тропических лесов Амазонки, возможно, использовали свой метод освоения и работы на Терра Прета , чтобы сделать землю пригодной для крупномасштабного сельского хозяйства, необходимого для поддержки большого населения и сложных социальных образований, таких как вождества . [18]

Цивилизация Шингуано

[ редактировать ]

Народы хингу строили крупные поселения, соединенные дорогами и мостами, часто со рвами. Пик их развития пришелся на период с 1200 по 1600 год нашей эры, а их население увеличилось до десятков тысяч. [21]

Коренные жители после европейской колонизации

[ редактировать ]

Распределение

[ редактировать ]
Распространение народов тупи и тапуия на побережье Бразилии накануне колониализма в 16 веке.

Накануне прибытия португальцев в 1500 году в прибрежных районах Бразилии существовало две основные мегагруппы — тупи (носители языков тупи-гуарани ), доминировавшие практически на всей длине бразильского побережья, и тапуйа (вылов - весь термин для обозначения людей, не принадлежащих к тупи, обычно людей, говорящих на языке дже ), которые проживали в основном во внутренних районах. Португальцы прибыли в последние дни долгой доколониальной борьбы между Тупи и Тапуиас, которая привела к поражению и изгнанию Тапуиа из большинства прибрежных районов.

Хотя прибрежные тупи были разбиты на подплемена, часто враждебные друг другу, они были однородны в культурном и языковом отношении. Тот факт, что первые европейцы встречали практически одни и те же люди и язык на всем побережье Бразилии, значительно упрощал раннее общение и взаимодействие.

Прибрежная последовательность c. 1500 (с севера на юг): [22]

  1. Тупинамба (Тупи, от дельты Амазонки до Мараньяна )
  2. Тремембе (тапуйя, прибрежное племя, проживавшее от острова Сан-Луис (южный Мараньян) до устья реки Акарау на севере Сеара ; французские торговцы заключили с ними союз)
  3. Потигуара (тупи, буквально «пожиратели креветок»; они имели репутацию великих каноистов и агрессивных экспансионистов, населяли обширный прибрежный участок от реки Акарау до острова Итамарака , охватывая современные штаты южная Сеара, Риу-Гранди-ду-Норти и Параиба.)
  4. Табахара (крошечное племя тупи между островом Итамарака и рекой Параиба ; соседи и частые жертвы Потигуары)
  5. Каэте (группа тупи в Пернамбуку и Алагоасе , простиравшаяся от реки Параиба до реки Сан-Франциско ; после убийства и поедания португальского епископа они подверглись португальским истребительным рейдам, а остатки были вытеснены во внутренние районы Пара)
  6. Снова Тупинамба (превосходные тупи, простирающиеся от реки Сан-Франциско до залива Всех Святых , население оценивается в 100 000 человек; принимал потерпевшего кораблекрушение португальца Карамуру )
  7. Тупиниким (Тупи, охватывал Баия побережье открытия , от Камаму до реки Сан-Матеуш ; это были первые коренные жители, с которыми столкнулись португальцы, встретившие высадку капитана Педро Альвареша Кабрала в апреле 1500 года)
  8. Айморе (племя Тапуия (Же); сосредоточено на участке побережья в современном штате Эспириту-Санту )
  9. Гойтака (племя тапуйа; когда-то доминировало на побережье от реки Сан-Матеуш (в штате Эспириту-Санту) до реки Параиба-ду-Сул штате Рио-де-Жанейро ); охотники-собиратели и рыбаки, они были застенчивыми людьми, избегавшими любых контактов. среди иностранцев, по оценкам, они имели устрашающую репутацию и в конечном итоге были уничтожены европейскими колонистами);
  10. Темимино (небольшое племя тупи, сосредоточенное на острове Говернадор в заливе Гуанабара ; часто воюет с окружающими его тамойо)
  11. Тамойо (Тупи, старая ветвь Тупинамбы, простиралась от западного края залива Гуанабара до острова Илья-Гранде )
  12. Опять Тупинамба (Тупи, неотличимый от Тамойо. Населял побережье Паулистов, от Илья-Гранде до Сантоса ; главные враги Тупиниким на западе. Насчитывалось от шести до десяти тысяч).
  13. Снова Тупиниким (Тупи, на побережье Сан-Паулу от Сантоса/Бертиоги до Кананеи ; агрессивные экспансионисты, они были недавно прибывшими, утвердившимися на побережье Паулиста и плато Пиратининга за счет старых соседей Тупинамба и Карихо; принимали потерпевших кораблекрушение португальцев Жоау Рамалью («Тамарутака») и Антониу Родригеш в начале 1500-х годов были первыми формальными союзниками португальских колонистов, которые помогли основать португальское капитанство Сан-Висенте в 1530-х годах, которое в старых португальских хрониках иногда называли «Гуаяна», термин тупи; означает «дружественный» или «союзник»)
  14. Карихо (племя гуарани (тупи), распространённое от Кананеи до Лагоа-дус-Патос штате Риу-Гранди-ду-Сул ); жертвы тупиниким и первых европейских работорговцев; они принимали у себя таинственного дегредадо, известного как « Бакалавр Кананеи ». )
  15. Чарруа (племя Тапуия (Же) на современном побережье Уругвая , с агрессивной репутацией по отношению к злоумышленникам; убило Хуана Диаса де Солиса в 1516 году)
Дебрет: кавалерийская атака Гуайкуру, 1822 г.

За исключением охотников-собирателей гойтакасов , прибрежные племена тупи и тапуиа занимались преимущественно земледелием. Субтропические гуарани выращивали кукурузу , тропические тупи выращивали маниок ( маниоку ), а горные хес выращивали арахис как основной продукт своего рациона. Дополнительные культуры включали фасоль , сладкий картофель , кара ( батат ), джеримум ( тыква ) и кумари ( стручковый перец).

За этими побережьями во внутренних районах Бразилии доминировали в основном люди тапуйя (же), хотя значительные части внутренних районов (особенно верховья рек Шингу , Телес-Пирес и Журуэна – территория, которая сейчас примерно покрыта современным Мату-Гросу штатом ) были первоначальной родиной тупи-гуарани до миграции. Помимо тупи и тапуйа, во внутренних районах часто выделяют две другие коренные мегагруппы: карибы , населявшие большую часть территории нынешней северо-западной Бразилии, включая оба берега реки Амазонки до дельты, и группу нуараке , чьи составляющие племена населяли несколько территорий, включая большую часть верхней Амазонки (к западу от нынешнего Манауса ), а также значительные территории в современных Амапа и Рорайма штатах .

Названия, под которыми различные племена тупи записывались португальскими и французскими авторами XVI века, мало изучены. Большинство из них кажутся не именами собственными, а описаниями отношений, обычно семейных – например, тупи означает «первый отец», тупинамба означает «родственники предков», тупиниким означает «боковые соседи», тамоио означает «дедушка», темимино означает «внук», табахара означает «родня мужа» и так далее. [23] Некоторые этимологи полагают, что эти имена отражают порядок миграционных волн народа тупи из внутренних районов страны к побережью, например, первой волной тупи, достигшей побережья, были «дедушки» (Тамойо), к которым вскоре присоединились «родственники древних» ( Тупинамба), под которым оно могло означать родственников тамойо, или термин тамойо, обозначающий родственников старых тупи в верхнем бассейне Амазонки. «Внуки» (Темимино) могут оказаться осколоком. «Боковые соседи» (Tupiniquim) означали, возможно, недавно прибывших, все еще пытающихся пробиться внутрь. Однако к 1870 году население племен тупи сократилось до 250 000 коренных жителей, а к 1890 году сократилось примерно до 100 000.

Коренное бразильское население на северо-восточном побережье (по голландским оценкам) [24]
Период Общий
1540 +100,000
1640 9,000

Первые контакты

[ редактировать ]
XVI века Изображение каннибализма в бразильском племени Тупинамба, описанное Гансом Стаденом.
Альберт Экхаут (голландский), Танцующие Тапуиасы (Бразилия), 17 век.

Когда португальские исследователи впервые прибыли в Бразилию в апреле 1500 года, они, к своему изумлению, обнаружили широкую береговую линию, богатую ресурсами, изобилующую сотнями тысяч коренных народов, живущих в «рае» природных богатств. Перо Вас де Каминья , официальный писец Педро Альвареша Кабрала , командующего флотом первооткрывателей, высадившимся в нынешнем штате Баия , написал письмо королю Португалии, в ярких выражениях описывая красоту этой земли.

В «Истории открытий и завоеваний португальцев в Новом Свете» [25] Лафиатау описал туземцев как людей, которые не носили одежды, а раскрашивали все свое тело в красный цвет. У них были проколоты уши, носы, губы и щеки. Мужчины брили переднюю часть головы, макушку и уши, а женщины обычно носили волосы распущенными или заплетенными в косы. И мужчины, и женщины украшали себя шумными фарфоровыми ошейниками и браслетами, перьями и сухофруктами. Он описывает ритуальный характер того, как они практиковали каннибализм, и даже упоминает важность роли женщины в домашнем хозяйстве.

До прихода европейцев на территории нынешней Бразилии проживало от 1 до 11,25 миллиона жителей. [26] За первые 100 лет контакта индейское население сократилось на 90%. В основном это произошло из-за болезней и недугов, распространявшихся колонистами, которым способствовало рабство и насилие, принесенное европейцами. [27] Коренные жители традиционно представляли собой в основном полукочевые племена, которые существовали за счет охоты, рыболовства, собирательства и кочевого земледелия. На протяжении сотен лет коренные жители Бразилии вели полукочевой образ жизни, управляя лесами для удовлетворения своих нужд. Когда в 1500 году прибыли португальцы, туземцы жили в основном на побережье и по берегам крупных рек. Изначально европейцы увидели в аборигенах благородных дикарей , и сразу же началось смешение населения. Заявления португальцев о племенных войнах, каннибализме и преследовании амазонской бразильской древесины из-за ее ценного красного красителя убедили португальцев в том, что им следует «цивилизовать» туземцев (первоначально колонисты называли Бразилию Терра-де-Санта-Крус , пока позже она не получила свое название (см. Список значений названий стран ) из Бразилии ). Но португальцы, как и испанцы на своих североамериканских территориях, принесли с собой болезни, против которых многие американские индейцы были беспомощны из-за отсутствия иммунитета. Корь , оспа , туберкулез и грипп унесли жизни десятков тысяч человек. Болезни быстро распространялись по местным торговым путям, и вполне вероятно, что целые племена были истреблены, даже не вступив в прямой контакт с европейцами.

К 1800 году население колониальной Бразилии достигло примерно 2,33 миллиона человек, из которых только около 174 900 были коренными народами. К 1850 году это число сократилось примерно до 78 400 человек из 5,8 миллиона. [28]

Рабство и бандейры

[ редактировать ]
Бразильские индейцы во время ритуала Дебрет

Взаимное чувство удивления и хорошие отношения должны были закончиться в последующие годы.Португальские колонисты , все мужчины, начали заводить детей от индейок женского пола, создавая новое поколение людей смешанной расы, говоривших на индейских языках ( язык тупи, называемый нхеенгату ). Дети этих португальцев и индейских женщин составляли большинство населения. Группы свирепых первопроходцев организовывали экспедиции под названием « бандейрас » (флаги) в отдаленные районы, чтобы заявить права на португальскую корону и искать золото и драгоценные камни .

Намереваясь получить прибыль от торговли сахаром , португальцы решили выращивать сахарный тростник в Бразилии и использовать местных рабов в качестве рабочей силы, как это успешно делали испанские колонии. Но коренное население было трудно поймать. Вскоре они заразились болезнями, принесенными европейцами, против которых у них не было естественного иммунитета , и начали массово умирать.

Карта территорий коренных народов Бразилии.

Священники -иезуиты прибыли вместе с первым генерал-губернатором в качестве канцелярских помощников колонистов с намерением обратить коренное население в католицизм . Они представили аргументы в поддержку идеи о том, что коренные народы следует считать людьми , и извлекли из них папскую буллу ( Sublimis Deus ), провозглашающую, что, независимо от их убеждений, их следует считать полностью разумными людьми с правами на свободу и частную собственность. , которого нельзя порабощать. [29]

Картина «Ирасема» (1909) Антониу Паррейраса (1850-1937), классическое изображение уроженца Ирасемы, который влюбляется в европейского колонизатора.

Священники-иезуиты, такие как отцы Хосе де Антьета и Мануэль да Нобрега, изучали и записывали свой язык и основали смешанные поселения, такие как Сан-Паулу-дус-Кампус-де-Пиратининга , где колонисты и американские индейцы жили бок о бок, говоря на одном и том же Língua Geral (общий язык), и свободно вступали в брак. Они также начали создавать более отдаленные деревни, населенные только «цивилизованными» индейцами, называемые миссиями , или редукциями см. статью о народе гуарани ). ( более подробно [30]

К середине XVI века католические священники-иезуиты по приказу португальской монархии открыли миссии во всех колониях страны. Они работали над их европеизацией и обращением в католицизм. Некоторые историки утверждают, что иезуиты обеспечили индейцам период относительной стабильности. [29] Действительно, иезуиты выступали против использования коренных бразильцев в качестве рабского труда. [31] Однако иезуиты по-прежнему вносили свой вклад в европейский империализм. Многие историки считают участие иезуитов этноцидом местной культуры. [32] где иезуиты пытались «европеизировать» коренные народы Бразилии.

В середине 1770-х годов хрупкое сосуществование коренных народов с колонистами снова оказалось под угрозой. Из-за сложной дипломатической сети между Португалией , Испанией и Ватиканом иезуиты были изгнаны из Бразилии, а миссии конфискованы и проданы. [33]

Воин Тамойо, изображенный Жаном-Батистом Дебре в начале 19 века.

Последовал ряд войн между несколькими племенами, такими как Конфедерация Тамойо , и португальцами, иногда американские индейцы переходили на сторону врагов Португалии, таких как французы, в знаменитом эпизоде ​​​​Антарктической Франции в Рио-де-Жанейро , иногда вступая в союз с Португалия в борьбе с другими племенами. немецкий солдат Ганс Штаден был схвачен Примерно в тот же период тупинамба и через некоторое время освобожден . Он описал это в знаменитой книге Warhaftige Historia und beschreibung eyner Landtschafft der Wilden Nacketen, Grimmigen Menschfresser-Leuthen in der Newenwelt America gelegen (Правдивая история и описание страны диких, обнаженных, мрачных, людоедов в Новом Свете). , Америка) (1557)

Существуют различные документированные свидетельства того, что оспа сознательно использовалась в качестве биологического оружия жителями Новой Бразилии, которые хотели избавиться от близлежащих индейских племен (не всегда агрессивных). Самый «классический», по мнению антрополога Мерсиу Перейры Гомеша, произошел в Кашиасе на юге Мараньяна, где местные фермеры, желая получить больше земли для расширения своих животноводческих ферм, раздали одежду, принадлежавшую больным жителям деревни (которую обычно сжигали, чтобы предотвратить дальнейшее инфекция) к Тимбира. Одежда заразила все племя, и у них не было ни иммунитета, ни лекарства. Подобные вещи происходили и в других деревнях по всей Южной Америке. [34]

Торговля каучуком

[ редактировать ]

1840-е годы принесли на Амазонку торговлю и богатство . Был разработан процесс вулканизации резины , и спрос на этот продукт во всем мире резко возрос. Лучшие в мире каучуковые деревья росли в Амазонке, и тысячи сборщиков каучука начали обрабатывать плантации. Когда американские индейцы оказались трудной рабочей силой, в регион были привезены крестьяне из окрестных районов. В динамике, которая продолжается и по сей день, коренное население постоянно враждовало с крестьянами, которые, по мнению американских индейцев, вторглись на их земли в поисках сокровищ.

Наследие Кандидо Рондона

[ редактировать ]
Маршал Кандидо Рондон

В 20 веке правительство Бразилии заняло более гуманную позицию и предложило официальную защиту коренным народам, включая создание первых заповедников коренных народов. Удача улучшилась для американских индейцев на рубеже 20-го века, когда Кандидо Рондон , человек португальского происхождения и происхождения бороро , а также исследователь и прогрессивный офицер бразильской армии, начал работать над тем, чтобы завоевать доверие американских индейцев и установить мир. Рондон, которому поручили помочь установить телеграфную связь в Амазонке, был любопытным и прирожденным исследователем. В 1910 году он помог основать Службу защиты индейцев – SPI (Службу защиты индейцев, сегодня FUNAI, или Fundação Nacional do Indio , Национальный фонд индейцев). SPI было первым федеральным агентством, которому было поручено защищать индейцев и сохранять их культуру. В 1914 году Рондон сопровождал Теодора Рузвельта в знаменитой экспедиции Рузвельта по составлению карты Амазонки и открытию новых видов. Во время этих путешествий Рондон был потрясен, увидев, как поселенцы и застройщики обращались с коренными народами, и стал их другом и защитником на всю жизнь.

Рондон, умерший в 1958 году, является национальным героем Бразилии. бразильский штат Рондония Его именем назван .

Сбой SPI и FUNAI

[ редактировать ]
-тапирапе Женщина с краской на теле

После новаторской работы Рондона SPI была передана бюрократам и военным, и после 1957 года ее работа пришла в упадок. Новые чиновники не разделяли глубокую приверженность Рондона американским индейцам. SPI стремилась решить проблемы племен путем преобразования племен в основное бразильское общество. Соблазн богатства резерваций побудил скотоводов и поселенцев продолжить наступление на земли индейцев – и SPI облегчила им путь. около 98 коренных племен. Между 1900 и 1967 годами было уничтожено [ нужна ссылка ]

Во многом благодаря усилиям братьев Виллаш-Боас , первый индейский заповедник Бразилии, Национальный парк Шингу , был создан федеральным правительством в 1961 году.

Во время социальных и политических потрясений 1960-х годов сообщения о жестоком обращении с американскими индейцами все чаще доходили до и Бразилии городских центров начали влиять на бразильское мышление. В 1967 году, после публикации « Отчета Фигейредо» , подготовленного по заказу Министерства внутренних дел, военное правительство начало расследование деятельности SPI. Вскоре выяснилось, что SPI коррумпирована и не способна защитить коренных жителей, их земли и культуру. В отчете на 5000 страниц перечислены зверства, включая рабство, сексуальное насилие, пытки и массовые убийства. [35] Было предъявлено обвинение в том, что должностные лица агентства в сотрудничестве со спекулянтами землей систематически убивали индейцев, намеренно распространяя одежду, пропитанную болезнями. [ нужна ссылка ] Последовало уголовное преследование, и СПИ была расформирована. В том же году правительство учредило Fundação Nacional do Índio ( Национальный индейский фонд ), известный как FUNAI, который отвечает за защиту интересов, культуры и прав коренного населения Бразилии. Некоторые племена значительно интегрировались в бразильское общество. Предполагается, что некультурные племена, с которыми вступила в контакт FUNAI, должны быть в той или иной степени защищены и адаптированы в бразильском обществе. К 1987 году было признано, что несущественные контакты с племенами вызывают болезни и социальную дезинтеграцию. Теперь предполагается, что неконтактные племена будут защищены от вторжения и вмешательства в их образ жизни и территорию. [35] Однако эксплуатация каучука и других природных ресурсов Амазонии привела к новому циклу вторжений, изгнаний, массовых убийств и смертей, который продолжается и по сей день. [ нужна ссылка ]

Военное правительство

[ редактировать ]

Также в 1964 году, в результате сейсмического политического сдвига, бразильские военные взяли под свой контроль правительство и упразднили все существующие политические партии, создав двухпартийную систему. В течение следующих двух десятилетий Бразилией управляла группа генералов. Мантрой страны была фраза «Бразилия, страна будущего», которую военное правительство использовало в качестве оправдания для гигантского продвижения в Амазонку с целью разработки ее ресурсов, тем самым начав превращать Бразилию в одну из ведущих экономик мира. Началось строительство трансконтинентальной автомагистрали через бассейн Амазонки с целью стимулировать миграцию в Амазонку и открыть регион для расширения торговли. Благодаря финансированию Всемирного банка тысячи квадратных миль леса были вырублены без учета статуса резервации. После строительства автомагистралей последовали гигантские проекты гидроэлектростанций, а затем участки леса были расчищены для животноводческих ферм. В результате земли резерваций подверглись массовой вырубке лесов и наводнениям. Проекты общественных работ привлекли очень мало мигрантов, но эти немногие – и в основном бедные – поселенцы принесли с собой новые болезни, которые еще больше опустошили индейское население.

Современная ситуация

[ редактировать ]
Коренные бразильцы 1872-2022 гг.
Год Население % из
Бразилия
1872 386,955 Устойчивый 3.90%
1890 1,295,795 Увеличивать 9.04%
1991 294,135 Снижаться 0.20%
2000 734,127 Увеличивать 0.43%
2010 817,963 Устойчивый 0.43%
2022 1,227,642 Увеличивать 0.60%
Источник: перепись населения Бразилии. [36]
Члены неконтактного племени, обнаруженные в бразильском штате Акри в 2009 году.

Конституция Бразилии 1988 года признает право коренных народов вести свой традиционный образ жизни и на постоянное и исключительное владение своими «традиционными землями», которые определены как территории коренных народов . [37] Кроме того, коренные народы юридически признаны одним из ряда « традиционных народов ». Однако на практике коренные народы Бразилии по-прежнему сталкиваются с рядом внешних угроз и вызовов своему дальнейшему существованию и культурному наследию. [38] Процесс демаркации идет медленно и часто включает в себя длительные юридические баталии, и у FUNAI нет достаточных ресурсов для обеспечения правовой защиты земель коренных народов. [39] [38] [40] [41] [42] С 1980-х годов наблюдается бум эксплуатации тропических лесов Амазонки для добычи полезных ископаемых, лесозаготовок и животноводства, что представляет серьезную угрозу для коренного населения региона. Поселенцы, незаконно вторгающиеся на земли коренных народов, продолжают разрушать окружающую среду, необходимую для традиционного образа жизни коренных народов, провоцируют жестокие столкновения и распространяют болезни. [38] За последние три десятилетия такие народы, как акунцу и каноэ, оказались на грани исчезновения. [43] [44] Вырубка лесов для добычи полезных ископаемых также влияет на повседневную жизнь коренных племен Бразилии. [45] Например, у индейцев Мундуруку более высокий уровень отравления ртутью из-за добычи золота в этом районе. [46] 13 ноября 2012 года национальная ассоциация коренных народов Бразилии APIB представила в Организацию Объединенных Наций документ по правам человека, в котором жалуются на новые предлагаемые законы в Бразилии, которые в случае одобрения еще больше подорвут их права. [5]

Большая часть языка включена в официальный бразильский португальский язык. Например, слово «Кариока», используемое для описания людей, родившихся в городе Рио-де-Жанейро, происходит от местного слова, означающего «дом белых (людей)». [47]

Представитель Фульни-о рассказывает школьникам о культуре своего народа в Ботаническом саду Бразилиа на праздновании Дня Индии , 2011 г.

Через несколько часов после вступления в должность в январе 2019 года Болсонару внес два крупных изменения в FUNAI, затрагивающие его ответственность за выявление и демаркацию земель коренных народов : он перевел FUNAI из подчинения Министерства юстиции в подчинение недавно созданного Министерства по правам человека, семье и женщинам. и он поручил Министерству сельского хозяйства выявлять традиционные места обитания коренных народов и объявлять их неприкосновенными охраняемыми территориями (эта задача по конституции возложена на FUNAI). [48] [49] Он утверждал, что на этих территориях проживает крошечное изолированное население, и предложил интегрировать их в более крупное бразильское общество. Критики опасались, что такая интеграция приведет к культурной ассимиляции коренных жителей Бразилии . [50] [51] Несколько месяцев спустя Национальный конгресс Бразилии отменил эти изменения.

, Соглашение о свободной торговле между Европейским Союзом и МЕРКОСУР которое образует одну из крупнейших в мире зон свободной торговли, было осуждено активистами-экологами и борцами за права коренных народов. [52] [53] Есть опасения, что сделка может привести к еще большей вырубке тропических лесов Амазонки, поскольку она расширит доступ на рынок бразильской говядины. [54]

В отчете Миссионерского совета коренных народов за 2019 год о насилии в отношении коренных народов в Бразилии зафиксирован рост числа вторжений на земли коренных народов лесорубов, шахтеров и захватчиков земель: за первые девять месяцев 2019 года было зарегистрировано 160 случаев по сравнению с 96 случаями в за весь 2017 год. Число зарегистрированных убийств в 2018 году (135) также увеличилось со 110, зарегистрированных в 2017 году. [55]

5 мая 2020 года, после расследования HRW, бразильские законодатели опубликовали отчет, в котором рассматривается насилие в отношении коренных народов, афро-бразильских сельских общин и других лиц, занимающихся незаконными лесозаготовками, добычей полезных ископаемых и захватом земель . [56]

Движения за права коренных народов

[ редактировать ]

Движение за права городов

[ редактировать ]

Движение за права городов – это недавнее событие в борьбе за права коренных народов. В Бразилии одно из самых высоких показателей неравенства доходов в мире. [57] и большая часть этого населения включает коренные племена, мигрирующие в городские районы как по собственному выбору, так и путем перемещения. Помимо движения за права городов, исследования показали, что риск самоубийства среди коренного населения в 8,1 раза выше, чем среди некоренного населения. [58]

Многие движения за права коренных народов возникли в результате встреч многих коренных племен в городских районах. Например, в Барселуше движение за права коренных народов возникло из-за «местного миграционного циркуляции». [59] «Именно так формируется множество альянсов, чтобы создать более сильную сеть для мобилизации. Коренное население, также проживающее в городских районах, испытывает трудности с работой. На них оказывается давление, заставляющее их использовать дешевую рабочую силу. [60] Такие программы, как Oxfam, использовались, чтобы помочь коренным народам наладить партнерские отношения и начать массовые движения. [61] Некоторые из их проектов также пересекаются с экологической активностью.

Многие бразильские молодые люди мобилизуются благодаря расширению социальных контактов, поскольку некоторые коренные племена остаются изолированными, в то время как другие адаптируются к изменениям. [62] Доступ к образованию также влияет на эту молодежь, и поэтому все больше групп мобилизуется для борьбы за права коренных народов.

Движение за экологические и территориальные права

[ редактировать ]
Протестующие из числа коренных народов Вале-ду-Жавари

Динамика в пользу признания

[ редактировать ]

Многие права и претензии коренных племен параллельны движению за экологические и территориальные права. Хотя коренные жители получили 21% бразильской Амазонки как часть земель коренных народов, многие проблемы по-прежнему влияют на устойчивость территорий коренных народов сегодня. [63] [46] Изменение климата — одна из проблем, которую коренные племена считают причиной сохранения своей территории.

Некоторые коренные народы и природоохранные организации бразильской Амазонии сформировали альянсы, такие как альянс деревни Аукре Каяпо и экологическая организация Instituto SocioAmbiental (ISA). Они сосредоточены на правах окружающей среды, образования и развития. [64] Например, Amazon Watch сотрудничает с различными организациями коренных народов Бразилии, борясь как за территориальные, так и за экологические права. [65] «Доступ к природным ресурсам коренных и крестьянских общин в Бразилии стал значительно менее и гораздо более небезопасным», [66] поэтому активисты сосредотачиваются на более традиционных усилиях по сохранению и расширении территориальных прав коренных народов.

Территориальные права коренного населения Бразилии во многом подпадают под социально-экономические вопросы. Между правительством и коренным населением имели место жестокие конфликты по поводу прав на землю. [45] и политические права мало что сделали, чтобы остановить их. Возникли движения безземельных (MST), которые помогают оградить землю от элиты, живущей в Бразилии. [67]

Динамика, противостоящая признанию

[ редактировать ]

Защитники окружающей среды и коренные народы рассматриваются как противники экономического роста и препятствия на пути развития. [68] из-за того, что большая часть земель, на которых живут коренные племена, может быть использована для проектов развития, включая строительство плотин, и дальнейшей индустриализации.

Группам, идентифицирующим себя как коренные, может не хватать межсубъектного признания, поэтому претензии на ТИ, которые могут включать в себя демаркацию больших территорий территории и угрожать лишением устоявшихся местных общин, могут быть оспорены другими, даже соседними родственными группами, на том основании, что эти группы заявляющие претензии не являются «настоящими индейцами» из-за таких факторов, как исторические смешанные браки ( смешение браков ), культурная ассимиляция и стигма в отношении самоидентификации себя как коренного населения. Претензиям на TI также могут противостоять крупные семьи землевладельцев эпохи каучука или крестьяне, обрабатывающие землю, которые вместо этого могут предпочесть поддержать концепцию добывающего резерва . [69]

Образование

[ редактировать ]

Закон об истории и культуре афро -бразильских и коренных народов (Закон № 11.645/2008) представляет собой бразильский закон, обязывающий преподавать историю и культуру афро-бразильских и коренных народов . Закон был принят и вступил в силу 10 марта 2008 года. Он вносит поправки в Закон № 9.394 от 20 декабря 1996 года, измененный Законом № 10.639 от 9 января 2003 года, который установил руководящие принципы и основы бразильского национального образования. включить в официальную учебную программу системы образования обязательную тему «История и культура афро-бразильских и коренных народов».

Основные этнические группы

[ редактировать ]

Полный список см. в разделе «Список коренных народов Бразилии» .

Двое коренных мужчин
Бразильская коренная семья

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Таблица 9605: Постоянное население по цвету кожи или расе по данным демографической переписи» . sidra.ibge.gov.br . Проверено 11 января 2024 г.
  2. ^ (на португальском языке) Исследование «Панорама религий» . Fundação Getúlio Vargas , 2003.
  3. ^ Вьечели, Леонардо (7 августа 2023 г.). «По данным переписи 2022 года, в Бразилии проживает почти 1,7 миллиона коренных жителей» . UOL (на бразильском португальском языке). Фолья де С.Пауло . Архивировано из оригинала 7 августа 2023 года . Проверено 7 августа 2023 г.
  4. ^ «IBGE | Коренные народы | коренные жители Бразилии | разговорный язык» . indigenas.ibge.gov.br . ИБГС . Архивировано из оригинала 29 марта 2024 года . Проверено 19 апреля 2024 г.
  5. ^ Jump up to: а б «Английская версия документа о жалобе на нарушение прав человека, представленного в Организацию Объединенных Наций Национальной организацией коренных народов Бразилии (APIB)» . Народы Земли. 13 ноября 2012 г. Архивировано из оригинала 1 апреля 2019 г. . Проверено 19 ноября 2012 г.
  6. ^ Патрисия Дж. Эш; Дэвид Дж. Робинсон (2011). Появление людей: исследование эволюционной временной шкалы . Джон Уайли и сыновья. п. 289. ИСБН  978-1-119-96424-7 .
  7. ^ Линда С. Корделл; Кент Лайтфут; Фрэнсис Макманамон; Джордж Милнер (2008). Археология в Америке: Энциклопедия . Том. 4. АВС-КЛИО. п. 3. ISBN  978-0-313-02189-3 .
  8. ^ «Сводка знаний о субкладах гаплогруппы Q» . Системы генной базы. 2009. Архивировано из оригинала 10 мая 2011 года . Проверено 17 декабря 2010 г.
  9. ^ Jump up to: а б Райх, Д; Паттерсон, Н.; Кэмпбелл, Д; Тандон, А; Мазьер, С; Рэй, Н; Парра, М.В.; Рохас, В; Дуке, К. (2012). «Реконструкция истории населения коренных американцев» . Природа . 488 (7411): 370–374. Бибкод : 2012Natur.488..370R . дои : 10.1038/nature11258 . ПМК   3615710 . ПМИД   22801491 .
  10. ^ Тамм, Эрика; Кивисилд, Тоомас; Рейдла, Маере; Мецпалу, Мейт; Смит, Дэвид Гленн; Маллиган, Конни Дж.; Брави, Клаудио М.; Рикардс, Ольга; Мартинес-Лабарга, Кристина; Хуснутдинова Эльза К.; Федорова, Сардана А.; Голубенко Мария Владимировна; Степанов Вадим А.; Губина Марина Александровна; Жаданов Сергей Иванович; Осипова Людмила П.; Дамба, Лариса; Воевода Михаил Иванович; Дипьерри, Хосе Э.; Виллемс, Ричард; Малхи, Рипан С.; Картер, Ди (5 сентября 2007 г.). «Берингийское затишье и распространение коренных американцев-основателей» . ПЛОС ОДИН . 2 (9): е829. Бибкод : 2007PLoSO...2..829T . дои : 10.1371/journal.pone.0000829 . ПМК   1952074 . ПМИД   17786201 .
  11. ^ Ламас, Бастьен; Ферен-Шмитц, Ларс; Вальверде, Гвидо; Субрие, Жюльен; Маллик, Свапан; Роланд, Надин; Норденфельт, Сюзанна; Вальдиосера, Кристина; Ричардс, Стивен М.; Рорлах, Адам; Ромеро, Мария Инес Баррето; Эспиноза, Изабель Флорес; Каджигао, Эльза Томасто; Хименес, Люсия Уотсон; Маковский, Кшиштоф; Рейна, Илан Сантьяго Леборейро; Лори, Жозефина Мансилья; Торрес, Хулио Алехандро Балливиан; Ривера, Марио А.; Бургер, Ричард Л.; Черути, Мария Констанца; Рейнхард, Йохан; Уэллс, Р. Спенсер; Политис, Густаво; Санторо, Калоджеро М.; Стэнден, Вивьен Г.; Смит, Колин; Райх, Дэвид; Хо, Саймон Ю.В.; Купер, Алан; Хаак, Вольфганг (1 апреля 2016 г.). «Древняя митохондриальная ДНК обеспечивает временную шкалу заселения Америки с высоким разрешением» . Достижения науки . 2 (4): e1501385. Бибкод : 2016SciA....2E1385L . дои : 10.1126/sciadv.1501385 . ПМЦ   4820370 . ПМИД   27051878 .
  12. ^ Дедиу, Дэн; Левинсон, Стивен К. (20 сентября 2012 г.). «Абстрактные профили структурной стабильности указывают на универсальные тенденции, семейно-специфические факторы и древние связи между языками» . ПЛОС ОДИН . 7 (9): e45198. Бибкод : 2012PLoSO...745198D . дои : 10.1371/journal.pone.0045198 . ПМЦ   3447929 . ПМИД   23028843 .
  13. ^ Рагхаван; и др. (21 августа 2015 г.). «Геномные данные плейстоцена и недавней истории населения коренных американцев» . Наука . 349 (6250): ааб3884. дои : 10.1126/science.aab3884 . ПМЦ   4733658 . ПМИД   26198033 .
  14. ^ Скоглунд, П; Маллик, С; Бортолини, MC; Ченнагири, Н.; Хюнемайер, Т; Петцль-Эрлер, МЛ ; Сальзано, FM; Паттерсон, Н.; Райх, Д. (21 июля 2015 г.). «Генетические данные двух популяций-основателей Америки» . Природа . 525 (7567): 104–8. Бибкод : 2015Natur.525..104S . дои : 10.1038/nature14895 . ПМЦ   4982469 . ПМИД   26196601 .
  15. ^ Скоглунд, П.; Райх, Д. (2016). «Геномный взгляд на заселение Америки» . Текущее мнение в области генетики и развития . 41 : 27–35. дои : 10.1016/j.gde.2016.06.016 . ПМК   5161672 . ПМИД   27507099 .
  16. ^ Фернандес, Кассия; Фариас, Орландо (22 января 2001 г.). «Аборигенные материалы взяты из Амазонаса» . amazonia.org.br . Манаус . Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года.
  17. ^ Кембриджская всемирная история еды . Издательство Кембриджского университета. 2000. с. 19 .
  18. ^ Jump up to: а б с Манн, Чарльз К. (2006) [2005]. 1491: Новые открытия Америки до Колумба . Винтажные книги. стр. 326–333 . ISBN  978-1-4000-3205-1 .
  19. ^ Гранн, Дэвид (2009). Затерянный город Z: История о смертельной одержимости Амазонки . Даблдэй. п. 315 . ISBN  978-0-385-51353-1 .
  20. ^ Рузвельт, Анна К. (1991). Строители курганов Амазонки: геофизическая археология на острове Маражо, Бразилия . Академическая пресса. ISBN  978-0-125-95348-1 .
  21. ^ Рен, Кэтлин (2 декабря 2003 г.). «Обнаружены затерянные города Амазонки» . Новости Эн-Би-Си .
  22. ^ Детали границы частично взяты из Tribos Indígenas Brasileiras. Архивировано 3 июля 2011 г. на Wayback Machine.
  23. ^ М. Перейра Гомеш, Индейцы и Бразилия , стр.32
  24. ^ Лесли Бетелл, МЭРИ АМАЗОНАС ЛЕЙТЕ ДЕ БАРРОС. «История Латинской Америки: Колониальная Латинская Америка, Том 2». ЭдУСП. Сан-Паулу, стр.317, 1997 г.
  25. ^ «История португальских открытий и завоеваний в Новом Свете | Цифровой архив ранней Америки (EADA)» . eada.lib.umd.edu . Проверено 19 апреля 2024 г.
  26. ^ «Оценочная численность коренного населения Америки на момент контакта с европейцами, начиная с 1492 года» . Проверено 20 апреля 2023 г.
  27. ^ «Бразильские индейцы» . Survivalinternational.org/tribes/brazilian . Проверено 7 июля 2021 г.
  28. ^ Буччиферро, Джастин Р. (3 июля 2013 г.). «Принудительная рука: туземцы, африканцы и население Бразилии, 1545–1850 гг.» (PDF) . Revista de Historia Económica / Журнал экономической истории Иберии и Латинской Америки . 31 (2). Издательство Кембриджского университета (CUP): 285–317. дои : 10.1017/s0212610913000104 . hdl : 10016/27364 . ISSN   0212-6109 . S2CID   154533961 . Проверено 24 сентября 2021 г.
  29. ^ Jump up to: а б Липпи, Чарльз Х. (1992). Христианство приходит в Америку, 1492–1776 гг . Шокетт, Роберт, 1938–, Пул, Стаффорд. (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Paragon House. ISBN  1-55778-234-2 . OCLC   23648978 .
  30. ^ Караман, Филип, 1911–1998 гг. (1975). Потерянный рай: отчет об иезуитах в Парагвае, 1607–1768 гг . Лондон: Сиджвик и Джексон. ISBN  0-283-98212-8 . OCLC   2187394 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  31. ^ Айзенберг, Хосе (2004). «Добровольное рабство бразильских индейцев и современная политическая мысль» (PDF) . Социальный анализ (на португальском языке). XXXIX (170): 7–35 . Проверено 7 июля 2021 г.
  32. ^ Кнаус, Стефан (2010). « Взаимодействие иезуитов в Бразилии между 1549 и 1609 годами – законная поддержка эмансипации индейцев или европоцентрическое движение за обращение?» ". Астролабия . Revista Internacional de FilosofíaAño: 227–238.
  33. ^ Ренер, Бертран М. (1 апреля 1997 г.). «Иезуиты и государство: сравнительное исследование их изгнания (1590–1990)». Религия . 27 (2): 165–182. дои : 10.1006/reli.1996.0048 .
  34. ^ «Социально-экологические новости :: Социально-экологические» . www.sociaambiental.org . Проверено 10 ноября 2015 г.
  35. ^ Jump up to: а б «ФУНАИ – Национальный индейский фонд (Бразилия)» . Проверено 23 февраля 2011 г.
  36. ^ «Таблица 9605: Постоянное население по цвету кожи или расе по данным демографической переписи» . sidra.ibge.gov.br . Проверено 11 января 2024 г.
  37. ^ Федеральная конституция Бразилии. Глава VII, статья 231. Архивировано 1 января 2011 года в Wayback Machine .
  38. ^ Jump up to: а б с «Бразилия» . Страновые отчеты о соблюдении прав человека за 2008 год . Госдепартамент США.
  39. ^ «Земли коренных народов > Введение > О землях» . Povos Indígenas no Brasil . Институт социоэмбриона (ISA). Архивировано из оригинала 12 мая 2015 года . Проверено 24 марта 2011 г.
  40. ^ Борхес, Бето; Комбриссон, Жиль. «Права коренных народов в Бразилии: стагнация и политический тупик» . Центр по правам южно-мезоамериканских индейцев . Проверено 24 марта 2011 г.
  41. ^ Шварцман, Стефан (1 марта 1996 г.). «Бразилия: Юридическая битва за права коренных народов на землю». Отчет NACLA по Америке . 29 (5): 36–43. дои : 10.1080/10714839.1996.11725759 .
  42. ^ «Бразильские индейцы выиграли земельный спор » . Новости Би-би-си. 11 декабря 2008 года . Проверено 24 марта 2011 г.
  43. ^ Социально-экологический институт (ИСА). «Введение > Акунцу» . Коренные народы Бразилии . Проверено 8 марта 2011 г.
  44. ^ Социально-экологический институт (ИСА). «Введение > Каноэ» . Коренные народы Бразилии . Проверено 8 марта 2011 г.
  45. ^ Jump up to: а б Пайшао, Сильван; Эспанья, Жоао П.; Гавана, Тарун; Карнейро, Андреа Ф.Т.; Зевенберген, Яап; Фредерико, Лилиан Н. (1 декабря 2015 г.). «Моделирование земельных прав коренных племен с помощью ISO 19152 LADM: пример Бразилии» . Политика землепользования . 49 : 587–597. Бибкод : 2015LUPol..49..587P . doi : 10.1016/j.landusepol.2014.12.001 .
  46. ^ Jump up to: а б Оливейра Сантос, Элизабет К. де; Маура де Хесус, Ирасина; Камара, Волни и М.; Брабо, Эдилсон; Бриту Лоурейро, Эдвальдо К.; Маскареньяш, Артур; Вейрих, Юдит; Раджио Луис, Ронир; Клири, Дэвид (1 октября 2002 г.). «Воздействие ртути на индейцев Мундуруку из общины Сай Чинза, штат Пара, Бразилия». Экологические исследования . 90 (2): 98–103. Бибкод : 2002ER.....90...98D . дои : 10.1006/enrs.2002.4389 . ОСТИ   20390954 . ПМИД   12483799 . S2CID   22429649 .
  47. ^ «Иллюстрированный словарь тупи-гуарани» . 27 февраля 2015 года . Проверено 14 июня 2018 г.
  48. ^ Карла Мендес (5 июня 2019 г.). «Конгресс Бразилии отменяет решение Болсонару и восстанавливает полномочия Фунаи по демаркации земель» . news.mongabay.com . Проверено 3 августа 2019 г.
  49. ^ Мариан Бласберг, Марко Эверс, Йенс Глюсинг, Клаус Хекинг (17 января 2019 г.). «Полоса разрушения: новый президент Бразилии нацелен на Амазонку» . Шпигель онлайн . www.spiegel.de . Проверено 3 августа 2019 г. {{cite news}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  50. ^ «Новый президент Бразилии усложняет определение земель коренных народов» . Глобальные новости . 2 января 2019 г.
  51. ^ «Президент Болсонару «объявляет войну» коренным народам Бразилии – «Выживание» отвечает» . Интернационал выживания . 3 января 2019 г.
  52. ^ «ЕС призвали прекратить торговые переговоры с Южной Америкой из-за злоупотреблений со стороны Бразилии» . Франция24 . 18 июня 2019 г.
  53. ^ «ЕС и МЕРКОСУР заключили огромную торговую сделку после 20-летних переговоров» . Новости Би-би-си. 28 июня 2019 г.
  54. ^ Уоттс, Джонатан (2 июля 2019 г.). «Мы не должны обменивать тропические леса Амазонки на гамбургеры и стейки» . Хранитель .
  55. ^ Сантана, Ренато (24 сентября 2019 г.). «Самое большое насилие против коренных народов — это разрушение их территорий », — отмечается в докладе Cimi (на бразильском португальском языке).
  56. ^ «Бразилия анализирует насилие в отношении жителей Амазонки» . HumanRightsWatch . 26 мая 2020 г. Проверено 26 мая 2020 г.
  57. ^ «Анализ бедности – Бразилия: неравенство и экономическое развитие в Бразилии» . web.worldbank.org . Проверено 17 ноября 2016 г. .
  58. ^ Орельяна, Джесем Д.; Балейру, Антониу А.; Фонсека, Фернанда Р.; Баста, Пауло К.; Соуза, Максимилиано Л. Понте де (2016). «Пространственно-временные тенденции и риск самоубийства в Центральной Бразилии: экологическое исследование, сравнивающее коренное и некоренное население» . Бразильский журнал психиатрии . 38 (3): 222–230. дои : 10.1590/1516-4446-2015-1720 . ПМК   7194261 . ПМИД   26786195 .
  59. ^ Собрейро, Таисса (2 ноября 2015 г.). «Может ли городская миграция способствовать сопротивлению в сельской местности? Мобилизация коренных народов в Среднем Рио-Негро, Амазонас, Бразилия». Журнал крестьянских исследований . 42 (6): 1241–1261. дои : 10.1080/03066150.2014.993624 . S2CID   154162313 .
  60. ^ Мильяцца, Эрнест Г. (1978). Интеграция коренных народов территории Рорайма, Бразилия . Международная рабочая группа по делам коренных народов.
  61. ^ Роча, Ян (2000). Бразилия . Латиноамериканское бюро. ISBN  9781566563840 .
  62. ^ Виртанен, Пирьо К. (2012). Молодежь коренных народов в бразильской Амазонии: изменение живого мира . Спрингер. ISBN  978-1-137-26651-4 . [ нужна страница ]
  63. ^ Ле Турно, Франсуа-Мишель (1 июня 2015 г.). «Проблемы устойчивого развития территорий коренных народов в бразильской Амазонии» (PDF) . Текущее мнение об экологической устойчивости . 14 : 213–220. Бибкод : 2015COES...14..213L . дои : 10.1016/j.cosust.2015.07.017 . S2CID   55113669 .
  64. ^ Шварцман, Стефан; Циммерман, Барбара (2005). «Союзы охраны природы с коренными народами Амазонки». Биология сохранения . 19 (3): 721–727. Бибкод : 2005ConBi..19..721S . дои : 10.1111/j.1523-1739.2005.00695.x . S2CID   54681069 .
  65. ^ Вейк фон Мосснер, Алекса. Движущаяся среда: аффект, эмоции, экология и кино . [ нужна страница ]
  66. ^ Компенсация экологическим службам и сельским общинам .
  67. ^ Хаутзагер, Питер П. (2005). «Движение безземельных (MST), юридическое поле и правовые изменения в Бразилии». Право и глобализация снизу . стр. 218–240. дои : 10.1017/CBO9780511494093.009 . ISBN  978-0-521-84540-3 .
  68. ^ Жури, Андреа (1 сентября 2010 г.). « « Неблагоприятные силы »в бразильской Амазонке: девелопментализм против энвайронментализма и прав коренных народов». Журнал окружающей среды и развития . 19 (3): 252–273. дои : 10.1177/1070496510378097 . S2CID   154971383 .
  69. ^ Фрейзер, Джеймс Ангус (2018). «Амазонии борются за признание» . Труды Института британских географов . 43 (4): 718–732. Бибкод : 2018TrIBG..43..718F . дои : 10.1111/tran.12254 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a7959d0d68beeca924410d3dbbc66de7__1721597760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/e7/a7959d0d68beeca924410d3dbbc66de7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Indigenous peoples in Brazil - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)