Гойтака
Гойтака , среди других вариантов написания «Вайтаквазес» , или Гойтаказес «Уэтака», «Вайтака») были коренным народом Бразилии ( . Сейчас они вымерли.
Гойтака были народом «тапуйа» (то есть нетупи ) , одним из немногих, кто все еще оставался на побережье, где доминировали тупи. Говорили, что они выше и светлее кожи, чем тупи. Их название может происходить от guatá , слова тупи, означающего «путник» или «бегун».

В 16 веке гоитака населяли большую часть восточного побережья Бразилии, от реки Сан-Матеуш до реки Параиба-ду-Сул , охватывая территорию нынешнего штата Эспириту -Санту и часть штата Рио-де-Жанейро . По оценкам, их насчитывалось 12 000 человек. [ 1 ]
В отличие от своих соседей тупи, гоитака были охотников-собирателей народом . Их диета состояла в основном из фруктов, корней, меда и они в значительной степени занимались охотой (говорят, что они были мастерами лука и стрел). Они также были одним из немногих прибрежных коренных народов, для которых рыболовство было основным видом деятельности, и славились своим умением ловить акул на мелководье. [ 2 ] Хотя колонизаторы ошибочно полагали, что гоитака «суеверны» в отношении источников воды, [ 3 ] их практика питья воды только из свежевырытых колодцев , а не из ручьев или рек, была основана на их знаниях о том, как избежать болезней, передающихся через воду.
Гойтака красили себя красками из плодов генипапо и украшали себя и свои предметы птичьими перьями, но в остальном ходили обнаженными. Волосы они не стригли, а отращивали в длинные гривы, выбривая лишь небольшой кружок спереди. Они обладали определенными навыками работы с глиной и бамбуком и изготавливали луки и стрелы, каменные топоры, плоты и рыболовные сети из волокна и кокосового волокна.
Гойтака были разделены на три основные конкурирующие орды: Гойтака-гуассу , Гойтака-моппи и Гойтака-хакорито . [ 4 ] Говорят, что они постоянно сражались друг с другом, и что «гуассу» (что означает «великий») были более многочисленными и доминирующими из трех. [ 5 ]
Гойтака имели устрашающую репутацию свирепых и жестоких воинов, которых английский авантюрист Энтони Книвет (ок. 1597 г.) охарактеризовал как «самых одиозных людей Вселенной». [ 6 ] Европейцы также утверждали, что они занимались каннибализмом . Но современные европейские комментаторы утверждали, что, хотя тупи ели исключительно ради ритуала, гоитака, как утверждает Симау де Васконселлос, ели ради удовольствия, приобретя вкус к человеческой плоти. [ 7 ]
О неуловимых гойтаках мало или совсем нет информации, кроме этих ранних рассказов и утверждений, в основном полученных по слухам от их соседей или напуганных колонистов, а не от прямого знакомства. Как о. Висенте ду Сальвадор писал в своем отчете 1627 года: «В эти и другие невероятные вещи, которые рассказывают об этих людях, верьте как хотите, потому что ни один человек, который когда-то был в их власти, еще не вернулся живым, чтобы рассказать об этом». [ 8 ] Негативные описания Гойтака, встречающиеся в ранних трудах, возможно, совершенно несправедливы. [ 9 ]
Застенчивый народ гоитака избегал всякого взаимодействия и контактов с европейскими колонистами. Однако они вели с ними бартерную торговлю, в основном оставляя свои товары на поляне, а затем отступая и наблюдая издалека, как колонисты подбирают товары и оставляют свои. [ 10 ] Их основными предметами торговли были мед, воск, рыба, дичь и фрукты, которые они обменивали на изделия из железа, такие как серпы, бренди и четки.
После раздела колониальной Бразилии в 1534 году на отдельные наследственные капитанства большая территория Гойтака перешла под управление трех капитанов: Эспириту-Санту , Сан-Томе и Сан-Висенте . В последнем ничего не предпринималось, но в первых двух в 1535-36 гг. были возведены колониальные поселения. Туземцы поначалу игнорировали португальцев, но после пары бездумных набегов рабов со стороны колонистов, гоитака захватили и разрушили колонии в 1540-х годах. После неоднократных нападений капитан Сан-Томе Перо де Гойс наконец отказался от предприятия и покинул Бразилию. Васко Фернандес Коутиньо , капитан Эспириту-Санту, удержался только за счет перевода своей колонии на обороняемый остров Витория .
Благодаря своей воинственности гоитака сумели на какое-то время сохранить свои земли свободными от европейских колоний, и говорят, что их владения были убежищем для европейских преступников и беглецов, которые знали, что колониальные власти не будут преследовать их там. Но колониальное давление не могло сдерживать его надолго – особенно потому, что владения Гойтака блокировали путь между растущими южными колониями, такими как Рио-де-Жанейро , и восточными колониями, такими как Сальвадор-да-Баия . Не видя возможности мирного посягательства на их землю, против гоитака была начата кампания истребления. Первоначально это были охоты на людей, организованные португальскими колонистами (одна из которых участвовала и описывалась Книветом), но вскоре они стали более систематическими, например, когда гойтака оставляли отравленный бренди и зараженные оспой одеяла. [ 11 ] По мере продвижения кампании гоиката отступала от побережья и углублялась во внутренние районы страны. К концу XVIII века основная масса была практически истреблена, а оставшиеся в живых постепенно влились в другие племена.
муниципалитет Кампус -дус-Гойтаказис в штате Рио-де-Жанейро В их честь назван .
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Трибос Индигенас Бразилейрас» . Архивировано из оригинала 3 июля 2011 г. Проверено 1 августа 2011 г.
- ^ Метод описан у Фейдита (1900: стр.19).
- ↑ Об этом упоминает, но подвергает сомнению Фейдит (1900: стр.19).
- ^ Тейшейра де Мелло (1886: стр.9 , стр.12)
- ^ Согласно Симау де Васконселлосу (1658 г.), как сообщается в Тейшейра де Меллу, стр.
- ^ Knivet, цитируется в Feydit, редакторе (1900: стр.8 ). Этот конкретный отрывок не воспроизводится в выдержках из «Книвета», опубликованных Сэмюэлем Перчасом в «Hakluytus Posthumus» (1625: стр. 252 ).
- ↑ Об этом утверждает Симау де Васконселлос в своей « Жизни П. Жоама д'Алмейды» 1658 года . См. отрывок из книги Тейшейра де Мелло, 1886 г. ( стр. 12 ).
- ^ Висенте де Сальвадор, воспроизведено в Feydit, редактор, стр.8.
- ^ Фейдит, стр.13
- ^ Этот метод описан Книветом (в Фейдите, 1900, редактор, стр.9). См. также Метро (1928).
- ^ Фейдит, 1900, стр.17.
Ссылки
[ редактировать ]- Фейдит, редактор-журналист, (1900) Субсидии на историю Кампос-дус-Гойкатасес, от колониальных времен до провозглашения республики . Поля: Альваренга. онлайн стр.8
- Мендес ду Сантос, редактор (2003) Английский авантюрист в Бразилии: невзгоды Энтони Книвета (1591) Париж: Шандейн.
- Метро, А. (1928) «Индейцы Вайтака: о неопубликованной рукописи космографа Андре Теве», Журнал Общества американистов , том. 21, с. 107-126
- Тейшейра де Мелло, JA (1886) «Campos dos Goycatazes в 1881 году» Ежеквартальный журнал Instituto Historico, Geographico e Ethnographico do Brazil , vol. 49, (2) 5сл.