Маноэль да Нобрега
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2011 г. ) |
Преподобный Маноэль да Нобрега СДЖ | |
---|---|
![]() Отец Мануэль да Нобрега на памятной португальской марке, посвященной 400-летию основания Сан-Паулу. | |
Рожденный | 18 октября 1517 г. |
Умер | 18 октября 1570 г. (53 года) |
Национальность | португальский |
Род занятий | Иезуитский священник, миссионер |
Известный | Первый провинциал Общества Иисуса в колонии Бразилии . Основатель Ресифи , Сальвадора , Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу . |

Мануэль да Нобрега , SJ (старое написание Маноэль да Нобрега ) (18 октября 1517 — 18 октября 1570) был португальским священником -иезуитом и первым провинциалом Общества Иисуса в колониальной Бразилии . Вместе с Хосе де Анчиета он оказал большое влияние на раннюю историю Бразилии и участвовал в основании нескольких городов, таких как Ресифи , Сальвадор , Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу , а также многих иезуитских колледжей и семинарий.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Нобрега родился 18 октября 1517 года в Санфинс-ду-Дору, Трас-ус-Монтес и Альто-Дору , Португалия , в знатной семье; его отцом был Бальтасар да Нобрега, выдающийся судья правосудия. Мануэль да Нобрега изучал гуманитарные науки в Порто и Саламанке , Испания , а также в Университете Коимбры , где он получил степень бакалавра канонического права и философии в 1541 году. Он поступил в иезуитский послушник в 1544 году и после рукоположения выполнял пастырскую работу в церкви. регионы Энтре-Дору-э-Минью и Бейра .
Миссионер в Бразилии
[ редактировать ]В 1549 году он присоединился к военно-морскому флоту первого португальского генерал-губернатора Томе де Соузы (1502–1579) после просьбы короля Португалии Иоанна III к Обществу Иисуса начать миссионерскую работу по обращению американских индейцев , которые были язычниками. в глазах католической церкви , в строительстве церквей и религиозных семинаров, а также в обучении колонистов .
Нобрега прибыл в качестве капитана Баии . 29 марта 1549 года в сопровождении пяти других иезуитов Первыми действиями генерал-губернатора было основание колониальной столицы Сальвадора ( «Спаситель » на португальском языке ) и проведение первой мессы в 1549 году.
Нобрега и его коллеги пытались выполнить свою миссию, но столкнулись со многими трудностями, поскольку колонисты плохо обращались с и пытались поработить индейцами их. Вскоре он яростно занялся защитой индейцев, что привело к серьёзным столкновениям с жителями и властями новой колонии, как с первым генерал-губернатором, так и с сменившим его Дуарте да Коштой .
Чтобы получить власть в борьбе с колонистами, Нобрега попросил короля основать епископство в Бразилии, что было предоставлено 25 февраля 1551 года. Первый епископ Бразилии Дом Перо Фернандес Сардинья вступил в должность 22 июня 1552 года. К тому времени Нобрега уже создал Иезуитский колледж Сальвадора. Затем Нобрега был назначен первым провинциалом Общества Иисуса в Новом Свете , и этот пост он занимал до 1559 года. Однако Дом Сардинья был убит и съеден враждебно настроенными индейцами после кораблекрушения, что изменило мнение Нобреги об индийской миссии.
Почувствовав трудности обращения взрослых индейцев в христианство, Нобрега решил, что усилия иезуитов должны сконцентрироваться на обучении детей, которые были более податливыми. Иезуиты начали создавать начальные школы для обучения португальскому и латыни , базовой грамотности и религии. Иезуиты обнаружили, что пение — очень эффективный способ привлечь внимание студентов, а Нобрега был одним из пионеров использования музыки в образовании в Бразилии. Чтобы помочь евангелизации детей, у Нобреги возникла идея привезти семерых детей-сирот в Бразилию и заставить их выучить тупи , язык индейцев, чтобы они говорили на двух языках и выступали в качестве переводчиков. Дети часто ходили с иезуитами пешком в далекие места, и индейцы их защищали и лелеяли. Некоторые из детей тоже стали священниками-иезуитами.
В 1552 году Нобрега снова сопровождал Томе де Соуза до звания капитана Сан-Висенте , в современном южном штате Сан-Паулу . Там в 1553 году к нему присоединилась еще одна группа иезуитов, прибывшая вместе с Хосе де Антьетой , тогда еще молодым послушником, путешествовавшим с Дуарте да Коштой, вторым генерал-губернатором, посланным Короной. Нобрега определил новой миссией небольшой группы миссионеров основать деревни ( aldeamentos ) на высокогорном плато чуть выше береговой линии, чтобы лучше продолжать свою работу по катехизации и образованию индейцев. Так, 25 января 1554 года Нобрега и Анчиета отслужили первую мессу в новом скромном иезуитском колледже Сан-Паулу-дус-Кампус-де-Пиратининга в честь Святого Павла дня обращения в христианство. Крошечное поселение вокруг этой иезуитской школы должно было стать одним из крупнейших мегаполисов мира — Сан-Паулу .
Миссионерская практика
[ редактировать ]Нобрега и его люди начали катехизировать и крестить туземцев по прибытии в Бразилию. Одна из первых встреч с представителями коренных народов произошла, когда Нобрега и его люди попытались остановить подготовку к пиршеству каннибалов, и туземцы восстали против христиан. Губернаторская милиция помогла защитить миссионеров от восстания туземцев.
Занявшись строительством часовен и школ, миссионеры хвастались высоким уровнем обращения туземцев. Иезуиты начали обучать туземцев молитвам, а также учить их писать и петь. Согласно отчету, написанному Нобрегой, 500 туземцев были крещены в течение первых пяти месяцев после прибытия иезуитов, и многие другие были оглашенными. [ 1 ]
В португальских колониях в Бразилии, как и во многих других колониях Америки, среди новых поселенцев были распространены проблемы рабства и сожительства. Нобрега был обеспокоен тем, что португальские поселенцы не являются хорошим примером. Нобрега не смог ограничить рабство среди португальцев, поэтому вместо этого он выбрал разделение. Он двинулся к физическому разделению туземцев и португальцев, чтобы ограничить их контакты с коррумпированным окружением, и сосредоточился на уменьшении зависимости иезуитов от поддержки португальской короны. [ 2 ]
Нобрега был воодушевлен тем, что многие местные жители обратились в христианство, несмотря на жестокое обращение с ними со стороны европейцев. Например, бразильская колония сахарных плантаций была основана на широком использовании индийской рабочей силы. Хотя этот этап в развитии бразильской экономики был временным, португальцы в конечном итоге начали использовать африканский рабский труд, что имело долгосрочные последствия для морального духа коренного населения. Португальцы создали общество, в котором коренные жители должны были жить по португальским правилам и соответствовать новым моделям поведения, определяемым европейскими социальными и расовыми категориями. [ 3 ]
Описания туземцев
[ редактировать ]Нобреги В книге «Dialogo sobre a Conversão do Gentio» для описания коренных жителей Бразилии используется точка зрения двух португальских поселенцев. Диалог между мужчинами дает представление о некоторых характеристиках коренного населения.
Гонсало Альварес, мирянин, проповедующий туземцам, в первых строках описывает их как «этих зверей». Он дегуманизирует туземцев и в то же время ставит под сомнение их способность понимать и принимать христианство. Матеуш Ногейра, его товарищ, соглашается и поддерживает эту характеристику, заявляя, что эти туземцы хуже всех остальных в том смысле, что они не понимают христианства. Это описание является отражением разочарования Нобреги коренным населением.
Позже два персонажа обсуждают роль христианина среди коренного населения. Гонсалу подвергает сомнению их цель, а Ногейра ясно заявляет, что это благотворительность и любовь к Богу и ближнему. Это последнее утверждение ставит коренные народы как человеческие существа в число соседей, которых христиане, в том числе португальские поселенцы, должны любить.
Нобрега ставит под сомнение важность обращения туземцев. С одной стороны, он не уверен, способны ли они полностью понять концепцию христианства, особенно с учетом языкового барьера. С другой стороны, как христианин и как иезуит, он понимает, что его позиция должна быть позицией доброго, понимающего учителя. [ 4 ]
Война и экспансия
[ редактировать ]Эксплуатация и массовые убийства индийских деревень португальскими колонистами продолжались, несмотря на усилия Нобреги по умиротворению. Больше всего пострадали племена тамойо и тупиниким , проживавшие вдоль бразильского побережья от современных штатов Эспириту-Санту до Параны . Восстав, они сформировали враждующий племенной союз, который стал Конфедерацией Тамойо ( Confederação dos Tamoios , на португальском языке), и начали нападения на деревни, основанные колонистами. Сан-Паулу несколько раз подвергался нападениям, но португальцы сопротивлялись.
Находясь в тяжелом положении, Нобрега попытался заключить мирный договор с Конфедерацией, чувствуя, что все их усилия и португальская колонизация находятся в большой опасности. Под сильным давлением и несколькими угрозами быть убитыми и съеденными индейцами Нобрега и Анчиета какое-то время оставались в Иперойге (современная Убатуба на северном побережье Сан-Паулу), совещаясь с вождями племен, пока Нобрега не смог добиться временного мира. Владение Анчиетой тупи , языком, на котором говорит большинство индейцев (словарь и грамматика которого он составил ), было чрезвычайно полезно для Нобреги, у которого не было такой способности.
Однако прибытие французских сил вторжения в 1555 году в залив Гуанабара в Рио-де-Жанейро (так называемый эпизод с Антарктикой Франции ) снова нарушило чашу весов, поскольку индейцы увидели возможность заручиться помощью французов для победы над португальцами. Таким образом, у Нобреги не было другого выбора, кроме как благословить и поддержать карательные экспедиции, посланные третьим генерал-губернатором Португалии Мем де Са в 1560 году и его племянником Эстасиу де Са в 1565 году. Французские колонисты были разбиты и изгнаны, и их индийские союзники были вынуждены подчиниться.
После изгнания французских захватчиков Нобрега основал в Рио новый иезуитский колледж — Колледж Сент-Винсента — и был назначен его ректором (деканом). В 1570 году он снова был назначен бразильским провинциалом Ордена иезуитов, но умер, не вступив в должность, 18 октября 1570 года, в свой 53-й день рождения. Семь лет спустя иезуитскую провинцию Бразилии принял Анчиета, его великий ученик и друг.
См. также
[ редактировать ]- Иезуитские сокращения
- Сан-Паулу-дус-Кампус-де-Пиратининга
- Колониальная Бразилия
- Двор колледжа
- Португальская колонизация Америки
- Хосе де Антьета
- Антарктическая Франция
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хелен Г. Доминиан, апостол Бразилии, Нью-Йорк: Exposition Press, 1958.
- ^ Томас Коэн, «Кто мой сосед?» Миссионерские идеалы Мануэля да Нобреги», «Встречи иезуитов в Новом Свете: иезуитские летописцы, географы, педагоги и миссионеры в Америке, 1549–1767». Эд. Джозеф А. Гальяно и Чарльз Э. Ронан, SJ, Instituto Storico SI: Roma, 1997.
- ^ Стюарт Б. Шварц, Сахарные плантации в формировании бразильского общества: Баия, 1550-1835, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1985.
- ^ Мануэль да Нобрега, Диалог об обращении язычников, Ред. Том МетаЛибри2006, v1.0p.
Библиография
[ редактировать ]Первоисточники
Нобрега, Мануэль да. Диалог об обращении язычника. Эд Соарес, Сальвио М. Том MetaLibri 2006, т.1.0с.
Нобрега, Мануэль да, С.Дж. и Лейт, Серафим. Письма. Университет Коимбры, 1955 год.
Вторичные источники
Коэн, Томас. «Кто мой сосед?» Миссионерские идеалы Мануэля да Нобреги». иезуит Встречи в Новом Свете: иезуитские летописцы, географы, педагоги и миссионеры в Америке, 1549–1767 гг. Эд. Гальяно, Джозеф А., Ронан, Чарльз Э., SJ Instituto Storico SI: Рим, 1997.
Доминан, Хелен Г. Апостол Бразилии. Нью-Йорк: Exposition Press, 1958.
Домингес, Беатрис Хелена. «Сравнение опыта колониальной культуры: религиозный синкретизм в Бразилия, Мексика и Северная Америка». Электронный журнал истории Бразилии. Т.2. н. 2. июль/декабрь 1998 г.
Шварц, Стюарт Б. Сахарные плантации в формировании бразильского общества: Баия, 1550–1835 гг. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1985.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на португальском языке) Диалог об обращении язычников в цифровой библиотеке MetaLibri
- Португалия в Америке
- 1517 рождений
- 1570 смертей
- Люди из Алихо
- Португальские иезуиты XVI века
- Португальские писатели эпохи Возрождения
- Португальские римско-католические миссионеры
- Римско-католические миссионеры в Бразилии
- Выпускники Университета Саламанки
- Выпускники Университета Коимбры
- История религии в Бразилии
- Колониальная Бразилия
- Португальская колонизация Америки
- Основатели бразильского города
- Иезуитские миссионеры в Бразилии
- Иезуитские провинциальные начальники
- Основатели португальского города