Jump to content

Расизм в Бразилии

Расизм присутствует в Бразилии со времен ее колониального периода и рассматривается некоторыми антропологами, социологами, юристами, историками и другими как один из основных и наиболее распространенных видов дискриминации , если не самый распространенный, в стране. [1] [2] [3] Миф о расовой демократии , термин, первоначально придуманный бразильским социологом Жилберто Фрейре в его работе 1933 года Casa-Grande & Senzala («Господа и рабы»), используется многими людьми в стране, чтобы отрицать или преуменьшать существование и широкую распространение расизма в Бразилии. [4]

Расизм объявлен незаконным в соответствии с антидискриминационными законами Бразилии , которые были приняты в 1950-х годах после того, как Кэтрин Данэм , афроамериканской танцовщице, гастролировавшей по Бразилии, не разрешили войти в отель. [5] Тем не менее, на протяжении многих лет раса была предметом многочисленных интенсивных дебатов внутри страны.

Определение расы в Бразилии

[ редактировать ]

Поскольку страна имеет долгую историю смешанных браков , цветовые границы в Бразилии уже давно размыты. [6] В то же время все больше и больше людей считают себя черными и стремятся вернуть себе свою черноту благодаря движениям черной гордости и власти черных . [7] [8]

Бразильская перепись разделяет население на пять, хотя и несовершенных, расовых групп. Это бранко (белый), прето (черный), пардо (коричневый или многорасовый), амарело (желтый или азиатский) и индигена (коренной). Поскольку для этих категорий никогда не существовало юридического генетического определения, на протяжении всей истории каждая из этих расовых групп определялась по-разному. Расовая классификация в бразильском обществе часто непоследовательна и зависит от множества факторов, включая класс, статус, образование, местоположение и фенотип . [6] Например, светлокожий человек разной расы, занимавший важное и хорошо оплачиваемое положение в обществе, может считаться бранко, в то время как кто-то другой с таким же этногенетическим строением, но с более темной кожей или принадлежавший к низшему классу, может считаться пардо или даже прето. .

Рабство и отмена

[ редактировать ]

Вскоре после того, как португальцы начали селиться в Бразилии в 1500 году, они начали порабощать коренное население, чтобы поддержать свою растущую сахарную экономику. Однако войны и болезни, вызванные Европой, быстро начали истощать коренное население, и португальские колонизаторы вскоре обратились к Африке, чтобы удовлетворить свои потребности в рабочей силе. [9] К концу работорговли в 1850 году бразильская колония импортировала из Африки около четырех миллионов рабов, что является самым большим количеством среди всех других стран Америки и в семь раз больше, чем было импортировано в Соединенные Штаты. [10] Рабство повлекло за собой дегуманизацию африканцев и множество негативных стереотипов, которые подготовили почву для расовой иерархии в Бразилии, где чернокожие и лица африканского происхождения стали бы подчиненным классом по отношению к белым.

Помимо того, что Бразилия была крупнейшим импортером африканцев во время работорговли, она также была последней страной в Америке, искоренившей рабство. Призывы к прекращению рабства в Бразилии начались в начале 19 века. В 1825 году Хосе Бонифасио Андрада э Силва , который был видным деятелем, приведшим Бразилию к независимости от Португалии, был сторонником постепенного освобождения. [10] Великобритания также внесла свой вклад в отмену работорговли в Бразилии, отменив работорговлю. Это был значительный шаг, поскольку британцы были основным торговым партнером Бразилии. Небольшое количество законов также помогло привести к официальной отмене рабства в 1888 году. Во-первых, в 1871 году Закон о свободном чреве объявил, что все дети рабов, родившиеся после принятия закона, должны быть освобождены; за ним последовал Шестидесятилетний закон 1885 года, освободивший рабов старше шестидесяти лет. [10]

Золотой закон. Национальный архив Бразилии.

Важную роль в длительном процессе отмены смертной казни в Бразилии отчасти внесла динамика королевской семьи. К 1870-м годам у последнего императора Педро II остался только один выживший ребенок, принцесса Изабель. [11] Из-за своего пола и брака с иностранцем Изабелле было трудно заручиться поддержкой, несмотря на то, что она дважды была регентом во время правления своего отца. За время своего короткого пребывания на посту регента она приняла небольшие меры по отмене рабства. Из-за препятствий, с которыми она столкнулась, ей пришлось назначить совершенно новый кабинет министров, чтобы полностью отменить рабство. Ей это удалось, и отмена рабства стала называться Золотым законом . [11]

Бразилия после эмансипации (1888 - начало 1900-х гг.)

[ редактировать ]

Отмена рабства в Бразилии означала конец правовой сегрегации между черными и белыми. Однако расизм не умер с отменой рабства. Расовые иерархии, созданные рабством, устояли после его отмены. Не было периода « реконструкции », подобного тому, который был установлен в Соединенных Штатах. [12] Скорее всего, недавно освобожденным чернокожим бразильцам пришлось создавать себе жизнь из ничего – без земли, денег или образования. Это неблагополучное государство оставило страну с огромным неравенством между белыми и цветными. Из-за этого разговор о расе в Бразилии стал тесно переплетаться с разговорами о бедности и классах.

Хотя не было законов, напрямую направленных против лиц африканского происхождения по признаку расы, были приняты законы, которые создавали неравенство между белыми и черными. Например, когда Бразилия впервые стала республикой в ​​1889 году, голосование было разрешено только грамотным мужчинам, что не позволяло большинству чернокожего населения голосовать, поскольку после отмены рабства существовало большое неравенство в образовании. [12] В дополнение к этому произошло новое определение преступности, в результате которого были криминализированы многие аспекты африканской культуры. [11]

Евгеника

[ редактировать ]

В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков среди элитных классов начал распространяться страх по поводу того, как ранняя история смешанных браков в Бразилии повлияет на ее развитие. [11] Этот страх в сочетании с растущей популярностью использования лженауки для объяснения расовых различий привел к росту различных форм псевдонаучного расизма и, в частности, евгеники в Бразилии. [13]

Европейские критики уже давно критикуют расово разнообразное бразильское общество за отсутствие « расовой чистоты ». Евгеника того времени предполагала, что чернокожие были неполноценными, а мулаты «выродились», ставя под сомнение большое чернокожее и смешанное население Бразилии. [13] Кроме того, считалось, что тропический климат, такой как в Бразилии, препятствует развитию страны. [10] Один французский евгеник, граф Артюр де Гобино , напал на Бразилию, заявив, что расовое смешение в стране затронуло все классовые слои, сделав всю страну «ленивой, уродливой и бесплодной». [14] Эти мысли начали вызывать страх среди бразильской элиты, которая стремилась использовать идеи евгеники для улучшения экономического положения страны. Один антрополог, принявший евгеническую мысль, Раймундо Нина Родригес, начал беспокоиться о расовом смешении, происходящем в Бразилии. Он провел «исследование» среди людей африканского происхождения в Бразилии и обнаружил, что эта этническая группа «явно неполноценна». [14] Он выступал за введение отдельных уголовных законов по признаку расы и за то, чтобы на чернокожих действовали отдельные законы, поскольку они не могли свободно выбирать преступление из-за своих ограниченных способностей. Однако сам Родригес принадлежал к смешанной расе и выразил недоумение по поводу статуса людей смешанной расы в расовой иерархии. Чтобы противостоять этому, он предложил создать несколько категорий, чтобы выразить спектр смешанных людей, от высших к обычным и к деградирующим. [15]

В конце концов, евгеника в Бразилии никогда не пользовалась такой силой, как в Европе или Северной Америке. Некоторые объясняют ограниченный успех псевдонауки тем фактом, что в Бразилии уже проживало очень большое население смешанной расы. Замешательство Нины Родригес по поводу того, как расовое превосходство работает за пределами расовой бинарности, демонстрирует эту мысль. Даже в то время, когда рабство было отменено в 1888 году, 6 процентов всех браков были межрасовыми. [9] Это означает, что на каком-то уровне расовые барьеры уже были разрушены, что затрудняет проведение жесткой евгенической политики, такой как сегрегация или расовая стерилизация . Другие утверждают, что большое присутствие католицизма в Бразилии, возможно, спасло страну от более жесткой расовой политики. [13]

«Широкое влияние католицизма в Бразилии и остальной части Латинской Америки ограничивало вмешательство евгеников в дискуссии об ограничениях брака и воспроизводстве человека. В глазах католических интеллектуалов это были вопросы морального и религиозного характера и, как таковые, не открытые для политического или медицинского вмешательства; это удерживало их от каких-либо более радикальных предложений, таких как евгеническая стерилизация». [13] (От: Себастьян де Соуза, Вандерлей (декабрь 2016 г.). «Бразильская евгеника и ее международные связи: анализ, основанный на спорах между Ренато Келем и Эдгаром Рокетт-Пинто, 1920–1930»)

Политика расового отбеливания

[ редактировать ]

Расовое отбеливание, или «отбеливание» (branqueamento), — это идеология, получившая широкое распространение в Бразилии в период с 1889 по 1914 год. [16] как решение «негритянской проблемы». [17] [18] На фоне дискуссий о евгенике и демографии страны, препятствующей ее развитию, первая Бразильская республика решила ввести политику «отбеливания», направленную на разбавление чернокожего населения и изгнание всех признаков африканской культуры. [12] Это было сделано за счет стимулов, побуждающих иммигрантов из Европы приезжать и искажать демографию наряду с подавлением африканской и коренной культуры, и все это в попытке стереть присутствие чернокожих в Бразилии. Эта политика продолжалась до 1910 года, и благодаря ей процент белых в Бразилии подскочил с 34 процентов в 1870 году до 64 процентов в 1940 году. [19] Идея расового отбеливания стала настолько распространенной, что испанский художник Модесто Брокос написал «Redenção de Cam» («Искупление Кэма»). В работе рассматривалась спорная расовая политика, основанная на евгенике, и изображался феномен постепенного отбеливания населения на протяжении поколений. [20] [21]

Изменение взглядов на расу

[ редактировать ]

1910–1920-е гг.

[ редактировать ]

Окончание европейской иммиграции в 1910 году означало возрождение опасений среди бразильской элиты по поводу «очернения» бразильского населения. [12] Предложения об увеличении иммиграции афро-североамериканцев вызвали спорные дебаты внутри и за пределами евгенического сообщества. [15] Одним из таких людей, которого беспокоила эта идея, был евгеник Ренато Хель. Хель находился под влиянием агрессивной политики евгеники, которая проводилась в Германии, и выступал за аналогичную политику в Бразилии, такую ​​​​как стерилизация дегенератов и преступников. [19] Однако большинство населения Бразилии, в том числе представители евгенического сообщества, начали рассматривать смешанные браки как путь к расовой гармонии.

1930–1980-е годы: Бразилия как «расовая демократия»

[ редактировать ]

По мере того как бразильское общество все дальше и дальше отходило от идей расовой чистоты, Жилберто Фрейе популяризировал идею Бразилии как расовой демократии в своей книге «Господа и рабы» . Книга Фрея превратила идею смешанных браков в положительную часть бразильской культуры и национальной идентичности, и стало широко признано, что история Бразилии смешения рас превратила страну в пострасовое общество, как это многие годы прославлялось. приходить. [22] Важно отметить, что идея расовой демократии стала центральной догмой военных правительств 1964–1985 годов . [23] Пока оно было у власти, военные предпочитали думать о расовой принадлежности как о несущественной проблеме и продвигали идею единой идентичности среди всех бразильцев, чтобы подавить сопротивление. [24]

Во время военного правления расовая демократия стала консенсусом почти среди всех бразильцев. Идея стала настолько популярной, что упоминание расы стало табу, а обсуждение расовых вопросов считалось расистским. [24] Некоторые утверждают, что долгое время консенсус Бразилии как расовой демократии мешал стране решать вопросы расы. В своей статье «От «расовой демократии» к позитивным действиям» Мала Хтун утверждает, что нежелание бразильского правительства давать определение расы помешало формированию афро-бразильских правозащитных организаций и ограничило политическую власть группы. [25] Она также утверждает, что отказ признать расовую принадлежность привел к бездействию, которое позволило расизму продолжаться. [25]

1980-е годы по настоящее время: появление расового государства

[ редактировать ]

Общее представление о Бразилии как о расовой демократии сохранялось до 1990-х годов. В 1985 году военное правление официально закончилось, и этот год ознаменовал начало повторной демократизации. Общественность оказала большое влияние на написание конституции 1988 года, и организация по защите прав чернокожих успешно подала петицию о включении антирасистской статьи, которая сделала бы расизм наказуемым преступлением. В 1990-х годах, с восстановлением демократических систем, использование НПО и международных организаций вывело цветное сознание и проблемы сохраняющегося расового неравенства на передний план национальных дискуссий. [26] В частности, конференция 2001 года в Дурбане (Всемирная конференция по расизму) привлекла большое внимание к существующему расовому неравенству. [25] Этот вопрос месяцами оставался на первых полосах национальных газет и даже вызвал комментарии президента. В 2003 году президент Луис Лула сделал расу центральным вопросом своего президентства, и правительство начало инициировать программы позитивных действий. [27]

Сохраняющееся неравенство

[ редактировать ]

Многие бразильцы до сих пор считают, что раса влияет на жизнь в их стране. В исследовательской статье, опубликованной в 2011 году, указано, что 63,7% бразильцев считают, что раса влияет на качество жизни , 59% считают, что она имеет значение на работе, и 68,3% отвечают на вопросы, связанные с полицейским правосудием. По словам Иванира душ Сантуша (бывшего специалиста Министерства юстиции по расовым вопросам), «существует иерархия цвета кожи: чернокожие, представители смешанной расы и темнокожие люди должны знать свое место в обществе». [28] Хотя 54% населения являются чернокожими или имеют черное происхождение, по состоянию на 2018 год они представляли только 24% из 513 избранных представителей законодательного органа. [29]

На протяжении многих десятилетий дискуссии о неравенстве в Бразилии по большей части игнорировали непропорциональную корреляцию между расой и классом. В рамках тезиса о расовой демократии предполагалось, что любое неравенство в богатстве между белыми и небелыми бразильцами было вызвано наследием рабства и более широкими проблемами неравенства и отсутствия экономической мобильности в стране. По общему мнению, проблема решится сама собой, если будет достаточно времени. Эту гипотезу рассмотрел в 1982 году социолог Хосе Пасторе в своей книге « Социальная мобильность в Бразилии» . В своей книге Пасторе исследует опрос домохозяйств 1973 года и сравнивает доходы и занятия пар отец-сын. Основываясь на своих выводах, он пришел к выводу, что уровень экономической мобильности в Бразилии должен был быть достаточным для преодоления неравенства, оставшегося от рабства, если бы возможности были доступны одинаково. [30]

Расовое неравенство проявляется в первую очередь в более низком уровне образования и дохода небелых, чем белых. [6] Экономическое неравенство наиболее ярко проявляется в почти полном отсутствии небелых представителей верхних слоев населения Бразилии. По мнению социолога Эдварда Теллеса , белые в пять раз чаще получают доход в группе с самым высоким доходом (более 2000 долларов в месяц). [31] В целом зарплата белых в Бразилии в среднем на 46% превышает зарплату чернокожих. [28]

Кроме того, расовая дискриминация в сфере образования является хорошо задокументированным явлением в Бразилии. Эллис Монк, профессор социологии Гарвардского университета, обнаружил, что одна единица темноты на коже студента соответствует на 26 процентов более низкой вероятности получения студентом большего образования по сравнению со студентами со светлой кожей. [6] Кроме того, исследование расовой предвзятости в оценках учителей в Бразилии показало, что бразильские учителя математики дают более высокие оценки белым ученикам, чем чернокожие ученики с таким же уровнем знаний и таким же хорошим поведением. [32]

Показатели качества жизни в сравнении с расой

Индикаторы Белый бразилец Черный и многорасовый бразилец
Неграмотность [33] 3.4% 7.4%
Высшее образование [34] 15.0% 4.7%
Ожидаемая продолжительность жизни [35] 76 73
Безработица [36] 6.8% 11.3%
Средний годовой доход [37] [38] 37 188 реалов 21 168 реалов
Смертность от убийств [39] 29% 65.5%

Исследования расового насилия

[ редактировать ]

Из-за продолжающихся вопросов, касающихся расы в Бразилии, проводились различные исследования насилия в стране и того, была ли раса способствующим или основным фактором в этих преступлениях. В одном конкретном исследовании рассматривалась серия убийств , произошедших в Бразилии в период с 2000 по 2009 год. Статистические данные были получены из Информационной системы смертности , которая рассматривала расу / цвет кожи , пол и образование как объясняющие переменные для потенциальных причин убийств на расовой почве. . В разделе обсуждения авторы предположили, что законодательство Бразилии, запрещающее огнестрельное оружие, привело к разным результатам среди населения Бразилии из-за расы или цвета кожи. Риск смерти в результате убийства среди белого населения снизился за исследуемый период. Среди чернокожего населения риск стать жертвой по расовому признаку увеличился независимо от пола, даже после того, как в течение изучаемого периода времени были приняты меры по контролю над огнестрельным оружием. [40]

Поскольку общий уровень убийств, зарегистрированных в Бразилии, растет, число убийств на 100 000 бразильцев прету и пардо также увеличилось с 32,42 в 2006 году до 43,15 в 2017 году, тогда как число убийств на 100 000 среди белых и азиатских бразильцев снизилось с 17,12 в Бразилии. 2006 г. до 15,97, зафиксированных в 2017 г. [41]

Другое исследование показало, что в 2008 году в Бразилии умерло на 111,2% больше чернокожих, чем белых. Это неравенство особенно заметно среди молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет. Среди белых количество убийств упало с 6592 до 4582 в период с 2002 по 2008 год, разница составляет 30%. Тем временем количество убийств молодых чернокожих мужчин выросло с 11 308 до 12 749 — рост на 13%. В 2008 году молодых чернокожих мужчин умерло на 127,6% больше, чем белых. Десять лет назад эта разница составляла 39%. В штате Параиба в 2008 году чернокожих умерло на 1083% больше, чем белых. В штате Алагоас умерло на 974,8% больше чернокожих, чем белых. В 11 штатах это соотношение превышает 200%. [42]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Рашид, Эдимилсон Кардиал, Жоау Жонас и Лаура (9 сентября 2021 г.). «Лилия Шварц сужает круг расистской и неравноправной Бразилии» . Издательство РФМ . Проверено 10 декабря 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  2. ^ «Расизм – это экономическая проблема, – говорит директор агентства ООН по борьбе с бедностью» . BBC News Brasil (на бразильском португальском языке) . Проверено 10 декабря 2022 г.
  3. ^ «Чернокожие люди будут продолжать подвергаться угнетению до тех пор, пока Бразилия не признает себя расистской, говорят эксперты» . Федеральный Сенат (на бразильском португальском языке) . Проверено 10 декабря 2022 г.
  4. ^ «Миф о расовом рае: идея расовой демократии была широко принята в Бразилии после рабства и помогает объяснить современный расизм» . www.uol.com.br (на бразильском португальском языке) . Проверено 10 декабря 2022 г.
  5. ^ С момента своего создания в 1950-х годах бразильцы заявляют, что законов о борьбе с расизмом недостаточно.
  6. ^ Jump up to: а б с д Монк, Эллис П. (август 2016 г.). «Последствия «расы и цвета кожи» в Бразилии». Социальные проблемы . 63 (3): 413–430. дои : 10.1093/socpro/spw014 . S2CID   6738969 .
  7. ^ «Общее число людей, считающих себя черными и коричневыми, в Бразилии растет, — говорит IBGE» . G1 (на бразильском португальском языке) . Проверено 10 декабря 2022 г.
  8. ^ «Рост самопровозглашения чернокожих среди населения Бразилии» . Nexo Jornal (на бразильском португальском языке) . Проверено 10 декабря 2022 г.
  9. ^ Jump up to: а б Теллес 2006 , с. 24.
  10. ^ Jump up to: а б с д «Рабство и его отмена в XIX веке | Бразилия: пять столетий перемен» . библиотека.brown.edu . Проверено 29 марта 2018 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д «Отмена смертной казни | Бразилия: пять столетий перемен» . библиотека.brown.edu . Проверено 29 марта 2018 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д Купер, Элизабет (февраль 2017 г.). «Африканизация» Сальвадора: раса, работа и политика в пост-эмансипации Сальвадора да Баии, Бразилия». Этнические исследования Латинской Америки и Карибского бассейна . 12 (3): 227–249. дои : 10.1080/17442222.2017.1365429 . S2CID   148594382 .
  13. ^ Jump up to: а б с д Соуза, Вандерлей Себастьян де (декабрь 2016 г.). «Бразильская евгеника и ее международные связи: анализ споров между Ренато Келем и Эдгаром Рокетт-Пинто, 1920–1930 », 1920–1930». История, науки, здоровье-Manguinhos (на португальском языке). 23 (приложение 1): 93–110. дои : 10.1590/s0104-59702016000500006 . ПМИД   28198927 .
  14. ^ Jump up to: а б Теллес 2006 , с. 26.
  15. ^ Jump up to: а б Теллес 2006 , с. 27.
  16. ^ Санчес Артеага, Хуанма. «Биологические дискурсы о человеческих расах и научном расизме в Бразилии (1832–1911)». Журнал истории биологии 50.2 (2017): 267–314.
  17. ^ Скидмор, Томас. Раса и национальность от черного к белому в бразильской мысли, Oxford University Press. Нью-Йорк, 1974 год.
  18. ^ Шварц, Лилия Мориц. (2011). Прогнозы всегда обманчивы: Жоау Баптиста де Ласерда и его белая Бразилия. История, науки, здоровье-Manguinhos, 18 (1), 225–242.
  19. ^ Jump up to: а б Теллес 2006 , с. 32.
  20. ^ Лотьерсо, Татьяна HP; Шварц, Лилия К.М. (28 сентября 2013 г.). «Проект расы, пола и отбеливания: «искупление Кэма» от скромных парней» (на бразильском португальском языке) . Проверено 10 августа 2023 г.
  21. ^ «OP-ED: Смешанные браки в Бразилии как государственная политика по отбеливанию населения» . АФРОПАНК . 16 февраля 2016 года . Проверено 9 июня 2021 г.
  22. ^ Сансоне, Ливио (2003). Чернота без этнической принадлежности: создание расы в Бразилии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: ПАЛГРЕЙВ МАКМИЛЛАН. стр. 2 .
  23. ^ Теллес 2006 , с. 40.
  24. ^ Jump up to: а б Теллес 2006 , с. 41.
  25. ^ Jump up to: а б с Хтун, Мала (2004). «От« расовой демократии »к позитивным действиям: изменение государственной политики в отношении расы в Бразилии». Обзор латиноамериканских исследований . 39 (1): 60–89. дои : 10.1353/lar.2004.0010 . S2CID   145197711 .
  26. ^ Теллес 2006 , с. 52.
  27. ^ Жоау, Ферес Жуниор (12 мая 2011 г.). «Подход Лулы к позитивным действиям и расе» . НАКЛА . Проверено 15 октября 2019 г.
  28. ^ Jump up to: а б Бразильцы считают, что расовая интерференция [ sic ] влияет на качество жизни, но не все обеспокоены равенством (на английском языке)
  29. ^ Бразильский доклад (20 ноября 2018 г.). «Этническое представительство в Конгрессе Бразилии: впереди долгий путь» . Бразильский отчет .
  30. ^ Пасторе, Хосе (1982). Социальная мобильность в Бразилии . Университет Висконсина Пресс. [ нужна страница ]
  31. ^ Теллес 2006 , с. 110.
  32. ^ Ботельо, Фернандо; Мадейра, Рикардо А.; Ранхель, Маркос А. (1 октября 2015 г.). «Расовая дискриминация при выставлении оценок: данные из Бразилии». Американский экономический журнал: Прикладная экономика . 7 (4): 37–52. дои : 10.1257/app.20140352 . S2CID   145711236 .
  33. ^ «Неграмотность среди чернокожих более чем вдвое выше, чем среди белых» . Фолья де С.Пауло (на бразильском португальском языке). 7 июня 2023 г. Проверено 14 июля 2023 г.
  34. ^ Ученая степень между белыми и черными в Бразилии (на португальском языке)
  35. ^ «Ожидаемая продолжительность жизни в Бразилии по полу, расе, цвету кожи и штату» . www.nexojornal.com.br (на бразильском португальском языке) . Проверено 14 июля 2023 г.
  36. ^ «Безработица выше среди женщин и чернокожих, - говорит IBGE» . Agência Brasil (на бразильском португальском языке). 18 мая 2023 г. Проверено 14 июля 2023 г.
  37. ^ «IBGE: средний доход белых рабочих на 75,7% выше, чем у чернокожих» . Agência Brasil (на бразильском португальском языке). 11 ноября 2022 г. Проверено 14 июля 2023 г.
  38. ^ «Белые люди получают примерно на 70% больше, чем чернокожие и коричневые люди за час работы» . O Popular (на бразильском португальском языке). 11 ноября 2022 г. Проверено 14 июля 2023 г.
  39. ^ http://ultimainstancia.uol.com.br/conteudo/colunas/54059/mais+de+65%25+dos+assassinados+no+brasil+sao+negros.shtml Уровень убийств в Бразилии (2009 г.) (на португальском языке) ) ]
  40. ^ Соарес Фильо, Адауто Мартинс (август 2011 г.). «Виктимность убийств по расовым признакам в Бразилии» Журнал общественного здравоохранения (на португальском языке). 45 (4): 745–755. дои : 10.1590/S0034-89102011005000045 . ПМИД   21739076 .
  41. ^ «Уровень убийств в Бразилии по этнической принадлежности» .
  42. ^ На каждую смерть белого человека в Бразилии умирают 2 чернокожих (на португальском языке).

Библиография

[ редактировать ]
  • Теллес, Эдвард Э. (2006). Раса в другой Америке: значение цвета кожи в Бразилии . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-12792-7 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 132671b883ce96b095c966a1299f299d__1720469700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/9d/132671b883ce96b095c966a1299f299d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Racism in Brazil - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)