Пардо бразильцы
![]() Пардо бразильцы (только / только одна гонка) в 2022 году | |
Общая численность населения | |
---|---|
![]() ![]() | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Вся страна; самые высокие проценты обнаружены в Северном регионе и Северо-восточном регионе. | |
Сан-Паулу | 12,122,836 [2] |
Минас-Жерайс | 8,736,860 [3] |
Баия | 8,335,917 [4] |
Рио-де-Жанейро | 6,332,408 [5] |
Сеара | 5,268,305 [6] |
Пернамбуку | 4,886,026 [7] |
Языки | |
Преимущественно португальский . До конца 18 века преимущественно Língua Geral . | |
Религия | |
74% католики · 18,2% протестанты · 5,6% нерелигиозные · 2% представители других конфессий ( кардецисты , умбанда , кандомбле ) [8] | |
Родственные этнические группы | |
Бразильцы , Афробразильцы , Коренные народы Бразилии , Белые бразильцы |
В Бразилии Пардо ( Португальское произношение: [ˈpaʁdu] ) — этническая категория и категория цвета кожи, используемая Бразильским институтом географии и статистики (IBGE) в переписях населения Бразилии. Термин « пардо » является сложным и чаще используется для обозначения бразильцев смешанного этнического происхождения .
Бразильцы Пардо представляют самые разные цвета кожи и этнического происхождения. Другими признанными категориями переписи являются branco (« белый »), preto (« черный »), amarelo («желтый», что означает этнических жителей Восточной Азии ) и indígena («коренной» или «коренной человек», что означает американских индейцев ). Этот термин до сих пор широко используется в популярной культуре и средствах массовой информации для обозначения бразильцев многоэтнического происхождения.
Определения
[ редактировать ]По данным IBGE (Бразильского института географии и статистики), пардо — это широкая классификация, которая охватывает многорасовых бразильцев, таких как мулаты и кафузо , а также ассимилированных американских индейцев, известных как кабокло , смешанных с южными европейцами или нет. Термин «пардо» впервые был использован в переписи населения Бразилии в 1872 году . Следующая перепись 1890 года заменила слово pardo на mestiço (смешанного происхождения). В переписях 1900 и 1920 годов не задавался вопрос о расе, утверждая, что «ответы во многом скрывают правду». [9]
В Бразилии термин пардо имел общее значение с начала португальской колонизации . Например, в знаменитом письме Перо Вас де Каминьи , в котором Бразилия впервые была описана португальцами, коренные американцы назывались «пардо»: «пардо, обнаженные, без одежды». [10]
Чтение колониальных завещаний также показывает это. Диого де Васконселос , широко известный историк из Минас-Жерайс , упоминает, например, историю Андресы де Кастильос. Согласно сведениям XVIII века, Андреса де Кастильос описывалась так: «Я заявляю, что Андреса де Кастильос, женщина-пардо... освобождена... является потомком туземцев... Я заявляю, что Андреса де Кастильос — дочь белого мужчины и коренной женщины». [11]
Историк Мария Леония Чавес де Резенде также объясняет, что слово «пардо» использовалось для обозначения людей местного происхождения или даже самих коренных американцев: Маноэль, естественный сын Аны Карихо, был крещен как «пардо»; в Кампанье несколько коренных американцев были отнесены к категории «пардо»; уроженцы Жоау Феррейра, Жоана Родригес и Андреса Педроса, например, были названы «освобожденными пардо»; один дамасо называл себя «освобожденным пардо» «уроженца этой земли»; и т. д. [12]
По словам Марии Леонии Чавес де Резенде, рост населения пардо в Бразилии включает потомков коренных жителей, а не только выходцев из Африки: «рост сегмента пардо касался не только потомков африканцев, но и потомков африканцев. также с потомками туземцев, в частности карихос и бастардами, включенными в состояние «пардо»». [12]
Американский историк Мюриэль Наззари особо отметила, что категория «пардо» включает в себя выходцев из числа коренных американцев в Сан-Паулу: «Эта статья призвана продемонстрировать, что, хотя многие индейцы и метисы действительно мигрировали, тех, кто остался в Сан-Паулу, стали классифицировать как извините" [13]
Вопрос о расе вновь появился в переписи 1940 года. В этой переписи «пардо» не указывалось в качестве варианта, но если ответ отличался от вариантов «белый», «черный» и «желтый», в поле «цвет» проводилась горизонтальная линия. При табулировании данных переписи все ответы с горизонтальными линиями были собраны в единую категорию «пардо». Термин «пардо» не использовался в качестве варианта для гарантии общественности того, что данные переписи населения не будут использоваться в дискриминационных целях из-за роста расистских настроений в Южной Европе в то время. [14] В переписи 1950 года слово «пардо» было добавлено в качестве варианта ответа. [14] Эта тенденция сохраняется, за исключением переписи 1970 года, в которой также не задавался вопрос о расе. [9]
В 20 веке произошел значительный рост населения пардо . [9] В 1940 году 21,2% бразильцев относились к категории пардо . В 2000 году они увеличились до 38,5% населения. Это произошло лишь частично из-за непрерывного процесса смешения браков. В 20 веке все большее число бразильцев, которые в предыдущих переписях считали себя чернокожими, предпочитали перейти в категорию пардо. Кроме того, значительная часть населения, которое раньше считало себя белым, также перешла в категорию пардо. Это указывает не столько на изменение демографии, сколько на эволюцию представлений и идеологий, преобладающих в каждый исторический момент, а также на растущее расовое и социальное сознание. Маньоли описывает это явление как pardização («пардизация») Бразилии. [9]
Родословная
[ редактировать ]Согласно исследованию аутосомной ДНК (аутосомное исследование касается суммы предков человека, в отличие от исследований гаплогрупп мтДНК или yДНК, которые охватывают только одну линию), «пардо» в Рио-де-Жанейро оказались преимущественно европейскими. , примерно 70% (см. таблицу). Генетик Сержиу Пенья раскритиковал иностранного ученого Эдварда Теллеса за то, что он объединил «черных» и «пардо» в одну категорию, учитывая преимущественно европейское происхождение «пардо» по всей Бразилии. По его словам, «аутосомно-генетический анализ, который мы провели у неродственных лиц из Рио-де-Жанейро, показывает, что нет никакого смысла помещать «черных» и «пардо» в одну и ту же категорию». [15]
Цвет | Количество особей | индеец | Африканский | Европейский |
---|---|---|---|---|
Белый | 107 | 6.7% | 6.9% | 86.4% |
Коричневый | 119 | 8.3% | 23.6% | 68.1% |
Черный | 109 | 7.3% | 50.9% | 41.8% |
Другое исследование аутосомной ДНК подтвердило, что европейское происхождение доминирует во всем бразильском населении, независимо от цвета лица, включая «пардо». «Новое изображение каждого этнического вклада в ДНК бразильцев, полученное с использованием образцов из пяти регионов страны, показало, что в среднем европейские предки несут ответственность за почти 80% генетического наследия населения. между регионами невелико, за исключением, пожалуй, Юга, где вклад Европы достигает почти 90%. Результаты, опубликованные в научном журнале «Американский журнал человеческой биологии» командой из Католического университета Бразилиа, показывают, что В Бразилии физические показатели, такие как цвет кожи, глаз и волос, имеют мало общего с генетическим происхождением каждого человека, как было показано в предыдущих исследованиях». [16] «SNP, информативные о происхождении, могут быть полезны для оценки индивидуального и популяционного биогеографического происхождения. Бразильское население характеризуется генетическим фоном трех родительских популяций (европейских, африканских и бразильских коренных индейцев) с широкой степенью и разнообразными моделями примесей. В работе мы проанализировали информационное содержание 28 SNP, информативных о происхождении, в мультиплексированные панели, используя три источника родительской популяции (африканцы, индейцы и европейцы), чтобы сделать вывод о генетической примеси в городской выборке из пяти геополитических регионов Бразилии. Популяции друг от друга и, таким образом, могут быть применены для оценки происхождения в трехгибридной смешанной популяции. Данные использовались для вывода о генетическом происхождении бразильцев с помощью модели примеси. Попарные оценки F (st) среди пяти геополитических регионов Бразилии свидетельствуют о незначительной генетической дифференциации. только между Югом и остальными регионами. Оценки результатов происхождения согласуются с гетерогенным генетическим профилем бразильского населения. с основным вкладом европейского происхождения (0,771), за которым следуют африканцы (0,143) и индейцы (0,085) . Описанные мультиплексированные панели SNP могут быть полезным инструментом для биоантропологических исследований, но в основном они могут быть полезны для контроля ложных результатов в исследованиях генетических ассоциаций в смешанных популяциях». [17] Важно отметить, что «образцы были получены от лиц, бесплатно проводивших тест на отцовство, поэтому, как прямо заявили исследователи: «тесты на отцовство были бесплатными, в выборках населения участвовали люди из разных социально-экономических слоев, хотя, вероятно, они были склонны к немного в сторону группы «пардо ». [17]
Согласно другому исследованию аутосомной ДНК, проведенному в школе на бедной периферии Рио-де-Жанейро, среди "пардо" оказалось в среднем более 80% европейцев и "белых" (которые считали себя "очень смешанными"). Было обнаружено, что они содержат очень мало индейских и/или африканских примесей. "Результаты тестов геномного происхождения сильно отличаются от самодельных оценок европейского происхождения", - говорят исследователи. В целом результаты теста показали, что европейское происхождение гораздо важнее, чем предполагали студенты. Например, до тестов «пардо» считали себя на 1/3 европейцами, 1/3 африканцами и 1/3 индейцами, однако было установлено, что их происхождение составляет более 80% европейцев. [18] [19]
Аутосомное исследование 2011 года (с почти 1000 образцами со всей страны, «белыми», «пардо» и «черными») также пришло к выводу, что европейское происхождение является преобладающим предком в Бразилии, на его долю приходится почти 70% предков. населения. «Во всех изученных регионах европейское происхождение преобладало, с пропорциями от 60,6% на северо-востоке до 77,7% на юге». Включенные «пардо» в среднем оказались преимущественно европейцами по происхождению. [20] Образцы аутосомного исследования 2011 года были получены от доноров крови (самые низкие классы составляют подавляющее большинство доноров крови в Бразилии). [21] ), а также персонал учреждений здравоохранения и студенты-медики.
Цвет | индеец | Африканский | Европейский |
---|---|---|---|
Белый | 9.3% | 5.3% | 85.5% |
Коричневый | 15.4% | 42.4% | 42.2% |
Черный | 11% | 45.9% | 43.1% |
Общий | 9.6% | 12.7% | 77.7% |
Цвет | индеец | Африканский | Европейский |
---|---|---|---|
Белый | 8.8% | 24.4% | 66.8% |
Коричневый | 11.9% | 28.8% | 59.3% |
Черный | 10.1% | 35.9% | 53.9% |
Общий | 9.1% | 30.3% | 60.6% |
Цвет | индеец | Африканский | Европейский |
---|---|---|---|
Белый | 14.1% | 7.7% | 78.2% |
Коричневый | 20.9% | 10.6% | 68.6% |
Черный | 20.1% | 27.5% | 52.4% |
Общий | 19.4% | 10.9% | 69.7% |
Цвет | индеец | Африканский | Европейский |
---|---|---|---|
Белый | 10.9% | 13.3% | 75.8% |
Коричневый | 12.8% | 14.4% | 72.8% |
Черный | НС | НС | НС |
История
[ редактировать ]
Формирование бразильского народа характеризуется смешением белых, чернокожих и индейцев. [22] По словам генетика Сержиу Пенья, «за исключением иммигрантов первого или второго поколения, нет ни одного бразильца, который не нес бы в себе хоть немного африканской или индейской генетики». [23] «Корреляция между цветом кожи и геномным происхождением несовершенна: на индивидуальном уровне невозможно с уверенностью предсказать цвет кожи человека по его/ее уровню европейского, африканского или индейского происхождения или наоборот. Независимо от цвета кожи подавляющее большинство Бразильцев имеют высокую степень европейского происхождения Кроме того, независимо от цвета кожи, подавляющее большинство бразильцев имеют значительную степень африканского происхождения. Наконец, большинство бразильцев имеют значительную и очень однородную степень индейского происхождения.
Высокая наследственная изменчивость, наблюдаемая у белых и чернокожих, предполагает, что каждый бразилец имеет уникальную и совершенно индивидуальную долю европейского, африканского и индейского происхождения в его/ее мозаичных геномах» (генетик Серджио Пенья). [24] Колонизация Бразилии характеризовалась небольшой долей женщин среди первых поселенцев. [25] Поскольку в европейском контингенте, присутствовавшем в Бразилии, преобладали мужчины, большинство сексуальных партнеров этих поселенцев первоначально были индейскими или африканскими женщинами, а позже - женщинами смешанной расы. [25] Эта половая асимметрия отмечена в генетике бразильцев независимо от цвета кожи: наблюдается преобладание европейских Y-хромосом, а также индейской и африканской мтДНК. [26] Частоты гаплогрупп не определяют ни фенотип, ни примесь. Это очень общие генетические снимки, которые в первую очередь полезны при изучении моделей миграции групп населения в прошлом. Только аутосомное тестирование ДНК может выявить примесные структуры, поскольку оно анализирует миллионы аллелей как с материнской, так и с отцовской стороны. В отличие от мДНК или мтДНК, которые сосредоточены на одной линии (отцовской или материнской), исследования аутосомной ДНК профилируют всю родословную данного человека, будучи более точными в описании сложных моделей происхождения в данном месте. У бразильских «белых» и «пардо» аутосомное происхождение (сумма предков данной особи) имеет тенденцию быть в основном европейским, часто с неевропейской мтДНК (которая указывает на неевропейского предка где-то выше по материнской линии). линия), что объясняется вступлением женщин в брак с вновь прибывшими колонистами в период формирования бразильского народа. [27]
В первом веке колонизации в Бразилии происходило скрещивание португальских мужчин и индейских женщин. Однако индейское население было уничтожено эпидемиями, войнами и рабством. [25] С 1550 года в Бразилию стали в больших количествах завозить африканских рабов. Смешение браков между португальскими мужчинами и африканскими женщинами было обычным явлением. В этом процессе также участвовали европейские и азиатские иммигранты, приехавшие в Бразилию в 19-20 веках (португальцы, итальянцы, испанцы, немцы, арабы, японцы и др.). Среди многих групп иммигрантов в Бразилии преобладали мужчины.
Во всех регионах Бразилии европейские, африканские и индейские генетические маркеры обнаруживаются в местных популяциях, хотя доля каждого из них варьируется от региона к региону и от человека к человеку. [20] Однако большинство регионов продемонстрировали в основном одинаковую структуру, больший вклад Европы в население, за которым следовали вклады Африки и коренных американцев: «Некоторые люди считали, что Бразилия представляет собой гетерогенную мозаику. ... Наше исследование доказывает, что Бразилия гораздо более интегрирована, чем некоторые ожидали». [20] Таким образом, однородность Бразилии внутри регионов выше, чем между ними:
Область [20] | Европейский | Африканский | коренной американец |
---|---|---|---|
Северная Бразилия | 68.80% | 10.50% | 18.50% |
Северо-восток Бразилии | 60.10% | 29.30% | 8.90% |
Юго-восточная Бразилия | 74.20% | 17.30% | 7.30% |
Южная Бразилия | 79.50% | 10.30% | 9.40% |
Аутосомное исследование 2013 года с использованием почти 1300 образцов из всех регионов Бразилии выявило пред. степень европейского происхождения в сочетании с вкладом африканцев и коренных американцев в различной степени. «После увеличения градиента с севера на юг, европейское происхождение было наиболее распространенным среди всего городского населения (со значениями до 74%). Население Севера состояло из значительной части коренных американцев, что примерно в два раза превышало долю африканского населения. И наоборот, на северо-востоке, центрально-западе и юго-востоке африканское происхождение было вторым по распространенности. На внутрипопуляционном уровне все городские популяции были сильно смешанными, и большая часть различий в пропорциях предков наблюдалась между отдельными людьми внутри каждой популяции, а не между популяциями». [28]
Область | Европейский | Африканский | коренной американец |
---|---|---|---|
Северный регион | 51% | 17% | 32% |
Северо-восточный регион | 56% | 28% | 16% |
Центрально-Западный регион | 58% | 26% | 16% |
Юго-восточный регион | 61% | 27% | 12% |
Южный регион | 74% | 15% | 11% |
Аутосомно-генетическое исследование 2015 года, в ходе которого были проанализированы данные 25 исследований 38 различных популяций Бразилии, пришло к выводу, что европейское происхождение составляет 62% наследия населения, за ним следуют африканцы (21%) и коренные американцы (17%). Вклад европейцев самый высокий в Южной Бразилии (77%), африканцев - на северо-востоке Бразилии (27%), а коренных американцев - в Северной Бразилии (32%). [29]
Область [29] | Европейский | Африканский | коренной американец |
---|---|---|---|
Северный регион | 51% | 16% | 32% |
Северо-восточный регион | 58% | 27% | 15% |
Центрально-Западный регион | 64% | 24% | 12% |
Юго-восточный регион | 67% | 23% | 10% |
Южный регион | 77% | 12% | 11% |
Не все потомки этой смеси народов включены в категорию «пардо». Поскольку расовая классификация в Бразилии основана на фенотипе, а не на происхождении, большая часть белого населения, по самооценке, имеет предков африканцев и индейцев, а также большая часть чернокожего населения имеет большой вклад в европейцев и коренных американцев. [30] Помимо цвета кожи, существуют социальные факторы, влияющие на расовую классификацию в Бразилии, такие как социальный класс , богатство , расовые предрассудки и клеймо чернокожих, мулатов или индейцев. [25]
Ниже приведены результаты различных переписей населения Бразилии, начиная с 1872 года:
Раса или цвет | Бранкос («белые») | Пардос («смешанный») | Претос («черные») | Кабоклос («коренной»/ | Амарелос («желтый»/ | Indigenous | Undeclared | Общий |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1872 2 | 3,787,289 | 3,801,782 | 1,954,452 | 386,955 | - | - | - | 9,930,478 |
1890 | 6,302,198 | 4,638,496 3 | 2,097,426 | 1,295,795 3 | - | - | - | 14,333,915 |
1940 | 26,171,778 | 8,744,365 4 | 6,035,869 | - | 242,320 | - | 41,983 | 41,236,315 |
1950 | 32,027,661 | 13,786,742 | 5,692,657 | - | 329,082 | - 5 | 108,255 | 51,944,397 |
1960 | 42,838,639 | 20,706,431 | 6,116,848 | - | 482,848 | - 6 | 46,604 | 70,191,370 |
1980 | 64,540,467 | 46,233,531 | 7,046,906 | - | 672,251 | - | 517,897 | 119,011,052 |
1991 [31] | 75,704,927 | 62,316,064 | 7,335,136 | - | 630,656 | 294,135 | 534,878 | 146,815,796 |
2000 [32] | 91,298,042 | 65,318,092 | 10,554,336 | - | 761,583 | 734,127 | 1,206,675 | 169,872,856 |
2010 [33] | 91,051,646 | 82,277,333 | 14,517,961 | - | 2,084,288 | 817,963 | 6,608 | 190,755,799 |
2022 [34] | 88,252,121 | 92,083,286 | 20,656,458 | - | 850,130 | 1,227,642 | 203,080,756 | |
Раса или цвет | Белые | Коричневый | Негры | Кабоклос | Желтые | Indigenous | Undeclared | Общий |
1872 | 38.14% | 38.28% | 19.68% | 3.90% | - | - | - | 100% |
1890 | 43.97% | 32.36% | 14.63% | 9.04% | - | - | - | 100% |
1940 | 63.47% | 21.21% | 14.64% | - | 0.59% | - | 0.10% | 100% |
1950 | 61.66% | 26.54% | 10.96% | - | 0.63% | - | 0.21% | 100% |
1960 | 61.03% | 29.50% | 8.71% | - | 0.69% | - | 0.07% | 100% |
1980 | 54.23% | 38.85% | 5.92% | - | 0.56% | - | 0.44% | 100% |
1991 | 51.56% | 42.45% | 5.00% | - | 0.43% | 0.20% | 0.36% | 100% |
2000 | 53.74% | 38.45% | 6.21% | - | 0.45% | 0.43% | 0.71% | 100% |
2010 | 47.73% | 43.13% | 7.61% | - | 1.09% | 0.43% | 0.00% | 100% |
2022 | 43.46% | 45.34% | 10.17% | - | 0.42% | 0.60% | 100% |
^ 1 Переписи 1900, 1920 и 1970 годов не учитывали людей по «расе».
^ 2 В переписи 1872 года люди учитывались на основе самообъявления, за исключением рабов, которые классифицировались их владельцами. [35]
^ 3 В переписях 1872 и 1890 годов отдельно учитывались «кабоклы» (бело-американские люди смешанной расы). [36] В переписи 1890 года категория «пардо» была заменена на «метис». [36] Данные за 1890 год доступны на сайте IBGE. [37]
^ 4 В переписи 1940 года людей спрашивали об их «цвете кожи или расе»; если ответ не был «Белый», «Черный» или «Желтый», интервьюерам предлагалось заполнить поле «Цвет или раса» косой чертой. Эти порезы позже были отнесены к категории «пардо». На практике это означает такие ответы, как «пардо», «морено», «мулато», «кабокло» и т. д. [38]
^ 5 В перепись 1950 года категория «пардо» была включена отдельно. Американских индейцев считали «пардо». [39]
^ 6 Перепись 1960 года приняла аналогичную систему, снова явно включая индейцев как «пардо». [40]
Важные или известные бразильцы Пардо
[ редактировать ]Политика
[ редактировать ]
По словам африканолога Альберто да Кошта-э-Сильва , многие политики смешанной расы воспринимались как белые из-за того, что были частью элиты, включая президентов Нило Песанью , Родригеса Алвеса и Вашингтона Луиша . [41] [42] [43] [44] Другой президент, Фернандо Энрике Кардозу , также имел африканское происхождение и называл себя «слегка мулатом». Однажды он якобы сказал, что у него « нога на кухне » (намек на домашнее рабство в Бразилии XIX века). [45] [46]
После падения военной диктатуры политическое участие пардо возросло. Сенатор и кандидат в президенты Марина Силва является потомком португальцев и чернокожих африканских предков как по материнской, так и по отцовской линии. [47]
Искусство, развлечения и спорт
[ редактировать ]Многие важные имена в бразильской литературе являются или были пардо. Мачадо де Ассис , которого обычно считали самым важным бразильским писателем-беллетристом, сам был «пардо». Другой замечательный писатель - Лима Баррето (писательница, мастер сатиры и сарказма, пионер социальной критики). [48]
Среди других известных художников - отец Хосе Маурисио Нуньес Гарсия. [49] (барочный дирижер и композитор) и Алейжадиньо (выдающийся скульптор и архитектор) [50] приобрели высокий авторитет как художники.
Примеры пардо в популярной музыке включают Chiquinha Gonzaga и Lupicínio Rodrigues . [51]
В число Пардос в футболе входит Роналду , которого в народе называют «феноменом», которого эксперты и болельщики считают одним из величайших футболистов всех времен. [52] [53] [54]
Морено
[ редактировать ]В повседневном использовании бразильцы используют неоднозначное [55] термин морено , слово, которое означает «темнокожий», «темноволосый», «рыжевато-коричневый», «смуглый», «коричневый» (при обращении к людям), «загорелый». [56] Морено часто используется как промежуточная цветовая категория, аналогичная пардо , но ее значение значительно шире, включая людей, которые идентифицируют себя как черные, белые, желтые или индейцы в системе классификации IBGE. [57] В опросе 1995 года 32% населения идентифицировали себя как «морено», еще 6% идентифицировали себя как «морено кларо» («светло-коричневый») и 7% идентифицировали себя как «пардо». Теллес описывает обе классификации как «биологически недействительные», но социологически значимые. [30]
Демография
[ редактировать ]Пардо бразильцы 1872-2022 гг. | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Население | % из Бразилия | |||||
1872 | 3,801,782 | ![]() | |||||
1890 | 4,638,496 | ![]() | |||||
1940 | 8,744,365 | ![]() | |||||
1950 | 13,786,742 | ![]() | |||||
1960 | 20,706,431 | ![]() | |||||
1980 | 46,233,531 | ![]() | |||||
1991 | 62,316,064 | ![]() | |||||
2000 | 65,318,092 | ![]() | |||||
2010 | 82,277,333 | ![]() | |||||
2022 | 92,083,286 | ![]() | |||||
Источник: перепись населения Бразилии. [58] |
По регионам
[ редактировать ]Бразильские регионы по проценту пардо .
Данные 2009 года: [59]
- 1) Север – 71,2% коричневых.
- 2) Северо-Восток – 62,7%
- 3) Центрально-Западный – 50,6%
- 4) Юго-Восток – 34,6%
- 5) Юг – 17,3%
По штату
[ редактировать ]
По данным БИГС за 2009 год, [59] из десяти штатов с наибольшим процентом населения- пардо пять находились на севере и пять на северо-востоке.
- 1) Амазон – 77,2%
- 2) Пара – 72,6%
- 3) Пиауи – 69,9%
- 4) Токантинс – 68,8%
- 5) Мараньян – 68,6%
- 6) Алагоас – 67,7%
- 7) Акр – 67,7%
- 8) Сержипи – 67,1%
- 9) Амапа – 66,9%
- 10) Сеара – 66,1%
В период с 2000 по 2010 год штаты Гояс , Минас-Жерайс и Эспириту-Санту вместе с Федеральным округом перешли в группу штатов с небелым большинством, из которых пардо, скорее всего, станут новым большинством, если тенденции сохранятся, поскольку они демонстрируют наибольшую небелую численность населения. группа во всех штатах Бразилии. Следующим по численности меньшинством-большинством, вероятно, является Мату-Гросу-ду-Сул (51,78% белых), за которым следует Рио-де-Жанейро (54,25% белых). Во всех четырех самых южных штатах в ХХ веке было >70% белых, тем не менее, по данным последней переписи 2010 года, в Сан-Паулу оказалось почти ровно 70,0% белых, и, согласно современным демографическим тенденциям, сейчас это число, вероятно, будет менее 70%.
Следует отметить, что самоидентификация и происхождение в Бразилии плохо коррелируют. Согласно аутосомному исследованию, проведенному UnB в 2008 году , такое преимущественно самоидентифицированное государство «пардо», как Гояс, оказалось в основном европейским по происхождению. Согласно этому исследованию, предковый состав Гояса на 83,70% состоит из европейцев, 13, 30% африканцев и 3,0% коренных американцев. [60]
В Форталезе , например, и «белые», и «пардо» имели схожий наследственный состав, согласно аутосомному исследованию 2011 года: была обнаружена преобладающая степень европейского происхождения (>70%) с незначительной, но важной африканской и индейской родословной. взносы. [20]
По муниципалитету
[ редактировать ]Данные БИГС относятся к 2000 году. [61] Из десяти муниципалитетов с наибольшим процентом населения- пардо восемь находились на северо-востоке и два — на севере.
- 1) Nossa Senhora das Dores (Сержипи) – 98,16% представителей смешанной расы.
- 2) Санто-Инасиу-ду-Пиауи (Пиауи) – 96,90%
- 3) Боа Виста ду Рамос (Амазонас) – 92,40%
- 4) Белагуа (Мараньян) – 90,85%
- 5) Итакуруба (Пернамбуко) – 90,05%
- 6) Монте-Алегри-де-Сержипи (Сержипи) – 90,03%
- 7) Пракууба (Амапа) – 89,99%
- 8) Ипуби (Пернамбуку) – 89,93%
- 9) Лес Пиауи (Piauí) – 89,37%
- 10) Пиньяо (Сержипи) – 87,51%
См. также
[ редактировать ]- Браун (расовая классификация)
- Амазонские евреи
- Кабоклос
- Комбинезоны
- Метисы
- Кафузос
- Отличная работа
- Кайсарас
- Коричневый
- Цветные
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Таблица 9605: Постоянное население по цвету кожи или расе по данным демографической переписи» . sidra.ibge.gov.br . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ «IBGE | Бразилия вкратце» . Cidades.ibge.gov.br . Проверено 26 августа 2022 г.
- ^ «IBGE | Бразилия вкратце» . Cidades.ibge.gov.br . Проверено 26 августа 2022 г.
- ^ «IBGE | Бразилия вкратце» . Cidades.ibge.gov.br . Проверено 26 августа 2022 г.
- ^ «IBGE | Бразилия вкратце» . Cidades.ibge.gov.br . Проверено 26 августа 2022 г.
- ^ «IBGE | Бразилия вкратце» . Cidades.ibge.gov.br . Проверено 26 августа 2022 г.
- ^ «IBGE | Бразилия вкратце» . Cidades.ibge.gov.br . Проверено 26 августа 2022 г.
- ^ (на португальском языке) Исследование «Панорама религий» . Fundação Getúlio Vargas , 2003.
- ^ Jump up to: а б с д Магноли, Деметрио (2008). Капля крови . Редактор контекста.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 декабря 2016 года . Проверено 2 сентября 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Диого де Васконселос , История Минас-Жерайс , том 1, завещание полковника Сальвадора Фуртадо Фернандеса де Мендонса, примерно 1725 г.
- ^ Jump up to: а б Бразильские неевреи: колониальные индейцы в Минас-Жерайс XVIII века. Докторская диссертация по истории, IFCH-Unicamp, 2003, 401 стр.; http://www.bibliotecadigital.unicamp.br/document/?code=vtls000295347. Архивировано 3 сентября 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Наззари, Мюриэль (1 января 2001 г.). «Исчезающие индейцы: социальное конструирование расы в колониальном Сан-Паулу». Америки . 57 (4): 497–524. дои : 10.1353/tam.2001.0040 . ПМИД 19522106 . S2CID 38602651 .
- ^ Jump up to: а б Дав (id И. Кертцер и Доминик Арель (2002). Перепись и идентичность: политика расы, этнической принадлежности и языка в национальных переписях . Издательство Кембриджского университета. Стр. 63–64 . ISBN 978-0-521-00427-5 .
- ^ Jump up to: а б От расового мышления к рациональному мышлению. Архивировано 22 мая 2014 г. на Wayback Machine , Laboratoriogene.com.br .
- ^ «Folha Online - Science - Бразильская ДНК на 80% состоит из Европы, исследование показывает - 05.10.2009» . Проверено 14 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Линс, ТК; Виейра, Р.Г.; Абреу, Б.С.; Граттапалья, Д.; Перейра, RW (март – апрель 2009 г.). «Генетический состав выборок населения Бразилии на основе набора из двадцати восьми информативных SNP о происхождении» . Американский журнал биологии человека . 22 (2): 187–192. дои : 10.1002/ajhb.20976 . ПМИД 19639555 . S2CID 205301927 .
- ^ http://www.unl.edu/rhames/courses/current/readings/santos-race-brazil.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ «Согласно исследованию, у чернокожих и коричневых людей в Рио больше европейских генов, чем они думают» . Мейо Новости RJ . Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 14 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Пенья, Серджио Диджей; Ди Пьетро, Джулиано; Фухшубер-Мораес, Матеус; Зять Юлии Паскуалини; Хатц, Мара Х.; Кеди, Фернанда де Соуза Гомеш; Кольрауш, Фабиана; Маньо, Луис Александр Виана; Черногория, Ракель Карвальо; Мораес, Маноэль Одорико; де Мораес, Мария Элизабет Амарал; де Мораес, Милен Райоль; Оджопи, Элида Б.; Перини, Джамиля А.; Раччиопи, Кларис; Рибейру-дус-Сантос, Андреа Кели Кампос; Риос-Сантос, Фабрисио; Романо-Сильва, Марко А.; Сортица, Виниций А.; Суарес-Курц, Гильерме (2011). Харпендидинг, Генри (ред.). «Геномное происхождение людей из разных географических регионов Бразилии более однородно, чем ожидалось» . ПЛОС ОДИН . 6 (2): e17063. Бибкод : 2011PLoSO...617063P . дои : 10.1371/journal.pone.0017063 . ПМК 3040205 . ПМИД 21359226 .
- ^ «Профиль бразильского донора крови» . Архивировано из оригинала 2 мая 2012 года . Проверено 27 июня 2016 г.
- ^ Фрейре, Жилберто. Casa-Grande e Senzala , издание. 51, 2006.
- ^ «UFCG – ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАМПИНА-ГРАНДЕ-ПБ» . Проверено 14 мая 2015 г.
- ^ Пена, SDJ; Бастос-Родригес, Л.; Пимента, младший; Быдловский, СП (2009). «Бразильский журнал медицинских и биологических исследований - тесты ДНК исследуют геномное происхождение бразильцев» . Бразильский журнал медицинских и биологических исследований . 42 (10): 870–876. дои : 10.1590/S0100-879X2009005000026 . ПМИД 19738982 .
- ^ Jump up to: а б с д РИБЕЙРО, Дарси. O Povo Brasileiro, Companhia de Bolso, четвертое переиздание, 2008 г. (2008 г.).
- ^ Карвальо-Сильва Д.Р., Сантос Ф.Р., Роча Дж., Пенья С.Д. (2001). «Филогеография бразильских линий Y-хромосомы» . Ам Джей Хум Жене . 68 (1): 281–86. дои : 10.1086/316931 . ПМЦ 1234928 . ПМИД 11090340 .
- ^ Разработка: Роннан дель Рей «Лаборатория GENE – Центр медицинской генетики» . Проверено 14 мая 2015 г.
- ^ Saloum de Neves Manta F и др. (2013). «Возврат к генетическому происхождению бразильцев с использованием аутосомных AIM-Indels» . ПЛОС ОДИН . 8 (9): е75145. Бибкод : 2013PLoSO...875145S . дои : 10.1371/journal.pone.0075145 . ПМЦ 3779230 . ПМИД 24073242 .
- ^ Jump up to: а б Родригес де Моура Р., Коэльо А.В., де Кейруш Бальбино В., Кровелла С., Брандао Л.А. (2015). «Метаанализ бразильской генетической примеси и сравнение с другими странами Латинской Америки» . Американский журнал биологии человека . 27 (5): 674–80. дои : 10.1002/ajhb.22714 . hdl : 11368/2837176 . ПМИД 25820814 . S2CID 25051722 .
- ^ Jump up to: а б Эдвард Эрик Теллес (2004). «Расовая классификация» . Раса в другой Америке: значение цвета кожи в Бразилии . Издательство Принстонского университета. стр. 81–84 . ISBN 978-0-691-11866-6 .
- ^ Экологическая справедливость и устойчивое развитие. На примере бразильского Amazon с использованием Q Methodology . Гётц Кауфманн. п. 204 – через Google Книги.
- ^ «Таблица 7. Постоянное население по цвету кожи и расе в зависимости от основных регионов и субъектов федерации – 2000 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 декабря 2007 г.
- ^ «Таблица 1.3.1 – Постоянное население по цвету кожи и расе, по полу и возрастным группам» (PDF) . 2010.
- ^ «Перепись 2022 года – обзор» .
- ^ Тереза Кристина Н. Араужо. «Цветная» классификация в исследованиях БИГС. . В Cadernos de Pesquisa 63, ноябрь 1987 г., с. 14.
- ^ Jump up to: а б Тереза Кристина Н. Араужо. «Цветная» классификация в исследованиях БИГС . В Cadernos de Pesquisa 63, ноябрь 1987 г., с. 14.
- ^ Главное управление статистики. Пол, раса и семейное положение, национальность, религиозная принадлежность и неграмотность населения, перечисленного на 31 декабря 1890 г. с. 5.
- ^ БИГС. Демографическая перепись 1940 года . п. XXI.
- ^ БИГС. Демографическая перепись . п. XVIII
- ^ БИГС. Демографическая перепись 1960 года . Национальная серия, Том I, с. XIII
- ^ «В Бразилии уже был свой «Обама» » .
- ^ «ДЕМОКРАТИЯ: загадочная белизна бразильской политики» . Центр латиноамериканских исследований (CLAS) . 23 июля 2013 года . Проверено 14 мая 2015 г.
- ^ БИТТИ, Питер М. Дань крови: армия, честь, раса и нация в Бразилии, 1864–1945. Издательство Университета Дьюка, 2001 . ISBN 0-8223-2743-0 , ISBN 978-0-8223-2743-1 . стр. 7. (посещение 3 сентября 2008 г.)
- ^ ГИФФИН, Дональд В. Историческое обозрение латиноамериканцев, Том 44, № 3 (август 1964 г.), стр. 437–439 . Отзыв о TINOCO, Бриджидо. Жизнь Нило Песаньи. Коллекция бразильских документов, Livraria José Olympio Editora, RJ, 1962 г. (посещение 3 сентября 2008 г.)
- ^ Верховный комиссар ООН по делам беженцев. «Refworld — Хронология афро-бразильцев в Бразилии» . Рефмир . Проверено 14 мая 2015 г.
- ^ «База данных Folha — Коллекция газет» . Проверено 14 мая 2015 г.
- ^ Марина Силва покидает PT (на португальском языке)
- ^ br/lima_barreto-biografia.html «Лима Баррето: писательница с печальным концом» . Escritores.folha.com.br. 1 января 1970 года . Проверено 13 мая 2020 г.
{{cite web}}
: Проверять|url=
ценность ( помощь ) - ^ Рикардо Бернардес. Хосе Маурисио Нуньес Гарсия и Королевская часовня Д. Жуана VI в Рио-де-Жанейро. Архивировано 5 апреля 2012 г. в Wayback Machine . п. 42.
- ^ Домингос Таварес. Чувствительность и культура в архитектурных работах Алейжадиньо . п. 120.
- ^ Жилберту Феррейра да Силва и др. Черный РС: картографии по производству знаний с. 111 .
- ^ «Роналду: В своей пышности он был футбольной силой, почти неудержимой» . Хранитель. Проверено 3 августа 2014 г.
- ^ "Зидан говорит о Роналду" . Интервью CNN. Проверено 3 августа 2014 г.
- ^ "Роналду, феномен во всех смыслах" . FIFA.com. Проверено 13 мая 2013 г.
- ^ Эдвард Теллес. Раса в другой Америке: значение цвета кожи в Бразилии . п. 82: «Этнографы нашли этот термин достаточно двусмысленным, чтобы заменить практически любую другую цветовую категорию».
- ^ «moreno- английский перевод - bab.la португальско-английский словарь» . Проверено 14 мая 2015 г.
- ^ Эдвард Теллес. Раса в другой Америке: значение цвета кожи в Бразилии . п. 87.
- ^ «Таблица 9605: Постоянное население по цвету кожи или расе по данным демографической переписи» . sidra.ibge.gov.br . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Синтез социальных показателей 2010» (PDF) . Таблица 8.1. Общая численность населения и соответствующее процентное распределение по цвету кожи или расе по основным регионам, субъектам Федерации и мегаполисам, 2009 г. Бразильский институт географии и статистики (IBGE). 2010. Архивировано из оригинала (PDF) 5 августа 2014 года.
- ^ «Документ без названия» (PDF) . Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 14 мая 2015 г.
- ^ «Система автоматического восстановления IBGE — SIDRA» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 14 мая 2015 г.