Jump to content

Чикинья Гонзага

Чикинья Гонзага
Гонзага в 78 лет
Рожденный
Франсиска Эдвигес Невес Гонзага

( 1847-10-17 ) 17 октября 1847 г.
Умер 28 февраля 1935 г. ( 1935-02-28 ) (87 лет)
Национальность Бразильский
Род занятий Композитор, Пианист, Дирижер
Заметная работа Атраэнте , О Абре Увы , Форрободо , Хурити
Стиль Чоро, Полька, Самба, Бразильское танго, Марш, Вальс
Супруг Хасинто Рибейру ду Амарал
Родители
  • Хосе Базилев Гонзага (отец)
  • Роза Мария Невес де Лима (мать)
Чикинья Гонзага в 18 лет

Франциска Эдвигес Невес Гонзага , более известная как Чикинья Гонзага ( Португальское произношение: [ʃiˈkiɲɐ ɡõˈzaɡɐ] ; 17 октября 1847 — 28 февраля 1935) — бразильский композитор , пианистка и первая женщина -дирижер в Бразилии. [1]

Чикинья Гонзага был первым пианистом « чоро » и автором первого карнавального марша «Ó Abre Alas» (1899). Ее пьесы и оперетты, такие как «Форрободо» и «Хурити» , имели большой успех у публики, поскольку в них использовались элементы бразильской популярной культуры того времени.

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Чикинья Гонзага родилась в Рио-де-Жанейро в семье матери -пардо и богатого белого отца — после ее рождения отец стал маршалом . Ее крестным отцом был Луис Алвес де Лима-э-Сильва, герцог Какшиас . Для ее матери, метиски и бедной женщины, рождение Чикиньи было очень тяжелым, отчасти из-за риска того, что отец не признает отцовство ее дочери. Действительно, Хосе Базилеу, перспективный военный, из богатой семьи, пострадал от давления своих родителей, которые были против его брака с Розой. Несмотря на эти разногласия, он принял девочку как свою дочь и женился.

Как и все девушки из семьи военных XIX века, Чикинья Гонзага была очень хорошо образована. Отец, очень строго относящийся к ее воспитанию, готовил ей успешное будущее: удачный брак, который возвысит ее до категории «леди». Она научилась читать и писать, заниматься математикой и, прежде всего, играть на фортепиано. Поэтому музыка стала ее единственной целью в жизни. В 11 лет она сочинила свое первое музыкальное произведение - песню «Canção dos Pastores» на праздновании Рождества. [2]

В Бразилии в конце 19 века женщин часто видели в роли рабынь; немногие осмелились бросить вызов своим родителям и мужьям; когда это произошло, их быстро отправили в исправительные учреждения и монастыри. Однако с 1808 года, с прибытием королевской семьи в Бразилию , женщины стали больше бродить по улицам, танцевать на приемах, приходить на вечеринки в театр и оперу.

Рио-де-Жанейро в те времена уже превращался в столичный центр, постепенно разраставшийся по мере развития внешней торговли. Обычаи и потребление были изменены. Порт Рио-де-Жанейро стал финансовым и торговым центром Империи , где торговали кофе, рабами и иностранными товарами, очаровавшими новых потребителей. Город теперь имел вид европейского города. Даже несмотря на все эти социальные изменения, нравы не были такими уж продвинутыми. Для юной Чикиньи ничего не изменилось: ей всегда приходилось подчиняться приказам отца.

Брак и семья

[ редактировать ]

В 1863 году, в возрасте 16 лет, Франциска вышла замуж за Хасинто Рибейру ду Амарала, 24-летнего молодого человека и чиновника Имперского флота. Франциска получила в подарок от отца пианино в качестве свадебного подарка. [3] Жасинто ду Амареаль была выбрана ее отцом для женитьбы на Чикинье, хотя она выразила свое несогласие с этим браком по расчету. Не выдержав жизни на корабле, где служил ее муж (и где он проводил больше времени, чем с семьей), его психологических и физических издевательств и унижений, поскольку он не был согласен с тем, чтобы она продолжила музыкальную карьеру, Чикинья ушла от мужа. и попросил развода, что в то время было скандалом. Она взяла с собой их старшего сына Жоау Гуальберто (1864 года рождения). Ее муж, однако, не позволил Чикинье забрать ее младших детей: дочь Марию ду Патросиньо (1865 года рождения) и другого сына Иларио (1867 года рождения). После ухода от мужа отец «объявил Чикинья мертвой и имела непроизносимое имя».

В 1870 году Чикинья переехала в Минас-Жерайс вместе с инженером Жоау Батиста де Карвалью, от которого у нее родилась дочь Мария Алиса (родилась в 1876 году). Поскольку Чикинья не могла смириться с его внебрачными изменами, она рассталась и снова потеряла дочь. Жоау Батиста не позволил Чикинье оставить Марию Алису.

В 1876 году 29-летняя Чикинья Гонзага жила в Рио-де-Жанейро со своим старшим сыном Жоау Гуальберту, чтобы работать независимым музыкантом и положить начало своей успешной карьере пианистки и композитора.

В 1899 году, после десятилетий, посвященных в основном своей музыке, Чикинья познакомилась с Жоау Батистой Фернандесом Лаге, молодым португальским музыкантом. Они полюбили друг друга, но разница в возрасте была слишком велика и принесла бы еще больше предрассудков и страданий в жизнь Чикиньи. Ей было 52 года, а Жоау Батисте Фернандесу Лаге всего 16. Чикинья усыновил его как сына, чтобы иметь возможность жить этой великой любовью. Такое решение было принято, чтобы избежать скандалов, касающихся ее собственных детей и тогдашнего общества, а также не повлиять на ее блестящую карьеру. По этой же причине Чикинья и Жоау Батиста переехали в Лиссабон ( Португалия ), где прожили несколько лет вдали от знакомых в Рио-де-Жанейро. Поначалу ее дети не приняли пару, но вскоре осознали важность Жоау Батисты для музыки и жизни Чикиньи. Через несколько лет пара вернулась в Бразилию, не вызвав никаких подозрений в том, что они живут как муж и жена. Чикинья никогда публично не признавалась в своих отношениях с Жоау Батистой, о которых стало известно только после его смерти из писем и фотографий пары.

Она умерла в 1935 году, во время начала нового Карнавала . Она была похоронена на кладбище Сан-Франсиско-де-Паула, округ Катумби, в Рио-де-Жанейро.

Расставшись с мужем, Чикинья жила как независимый музыкант, играя на фортепиано в магазинах музыкальных инструментов. Она давала уроки игры на фортепиано, чтобы поддержать своего сына Жоау Гуальберто, несмотря на критику общества, поскольку воспитывала ребенка без мужа. Она полностью посвятила себя своей музыке, которая имела большой успех, по мере того как ее карьера росла, и она стала очень известной как автор полек, вальсов, танго и частушек. Чикинья начала участвовать в балах и встречах « чороэс », обычно предназначенных для мужчин, где она познакомилась с флейтистом Хоакимом Антонио да Силва Калладо и начала играть в его группе O Choro do Calado , став первой женщиной, игравшей в этой группе.

Необходимость приспособить звучание фортепиано к вкусам народа – причина славы Чикиньи Гонзаги как первого популярного композитора Бразилии. В это время она сочинила свой первый успех, польку «Атраэнте » в 1877 году, « сочиненную на фортепиано в качестве импровизации во время встречи «чоро ». В то время она была известна, но подвергалась резкой критике со стороны мужского общества того времени. В 1884 году она сочинила вальс «Валькирия», считающийся одним из самых красивых ее вальсов. [4]

После успеха своего первого печатного произведения она решила заняться водевилем и ревю . В 1885 году она написала костюмированную оперетту «Корте на Розу». В 1911 году ее наибольшим успехом в театре стала оперетта «Форрободо», премьера которой составила 1500 спектаклей подряд - до сегодняшнего дня это лучший спектакль такого рода в Бразилии.

В 1900 году Чикинья знакомится с непочтительной художницей Наир де Тефе фон Хунхольц , первой в мире женщиной-карикатуристкой, богемной женщиной из дворянского рода, и они становятся большими друзьями. Между 1902 и 1910 годами Чикинья путешествовала по Европе, особенно прославившись в Португалии, где писала песни для разных авторов.

Вскоре после возвращения из Европы ее подруга Наир де Тефе вышла замуж за президента Бразилии Гермеса Родригеша да Фонсека , став первой леди Бразилии. Чикинья был приглашен Наиром де Тефе на несколько вечеров в президентский дворец Катете , даже вопреки воле семьи Наира. Чикинья уже была очень известна, но подвергалась резкой критике со стороны общества своего времени. Однажды, в 1914 году, на премьере «Корта Хака» в президентском дворце первая леди присоединилась к Чикинье на гитаре, сыграв отрывок из песни, сочиненной пианистом. В то время этот эпизод считался скандалом: публичная критика правительства, жизни во дворце, пропаганда и распространение музыки, истоки которой лежат в «вульгарных» танцах, противоречащих ценностям аристократической социальной элиты. Исполнение бразильской популярной музыки во дворце правительства Бразилии было расценено в то время как нарушение протокола, что вызвало разногласия в высших эшелонах общества и политиках. После окончания президентского срока Эрмес да Фонсека и Наир де Тефе переехали во Францию, где оставались долгое время. Из-за этого эпизода Чикинья и Наир потеряли связь.

Она была автором знаменитой оперетты «Юрити» с Вириато Корреа в 1919 году.

В 1934 году, в возрасте 87 лет, она написала свое последнее произведение – оперу «Мария».

Из-за популярности ее музыки многие люди начали использовать ее музыку и контент без разрешения. Их злоупотребление ее работой как музыканта привело к тому, что Чикинья в 1917 году основала Бразильское общество театральных авторов, которое стало первым обществом, созданным для защиты авторских прав и защиты произведений бразильских художников. [5]

К концу жизни она сочинила музыку к 77 театральным пьесам и была автором около 2000 композиций в разных жанрах: вальсы , польки , танго , лундусы , максиксы , фадо , кадрили , мазурки , чоро и серенады .

Гражданская активность

[ редактировать ]

Из-за своего материнского происхождения и многих несправедливостей, которые она пережила в течение своей жизни, Чикинья была очень активной гражданкой и участвовала во всех видах социальных движений, которые имели место во время ее поколения в Бразилии, таких как отмена рабства с помощью Закона Ауреа 1888 года и провозглашение республики в 1889 году. Много раз она занимала лидирующую позицию в суфражистском движении .

17 октября 2018 года, в ознаменование ее 171-летия, Google выпустила дудл Google, посвященный ей. [6]

мини-сериал Chiquinha Gonzaga В 1999 году вышел . Он состоял из 38 серий и был основан на ее жизни как педагога и композитора.

На Пассеио Публико в Рио-де-Жанейро находится герма в ее честь работы скульптора Гонория Песанья. В мае 2012 года был принят закон № 12624, устанавливающий Национальный день бразильской популярной музыки, отмечаемый в день ее рождения, 17 октября.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Нобре, Карлос (2014). Путеводитель по наследию Маленькой Африки . Рио-де-Жанейро: Культурный центр Порта. п. 33. ISBN  9788568310007 .
  2. ^ «Чикинья Гонзага» . Культурная энциклопедия Итау (на бразильском португальском языке). ISBN  978-85-7979-060-7 . Архивировано из оригинала 8 апреля 2017 года.
  3. ^ ФРАЦИО, Дилва. «Биография Чикинья Гонзага» . Электронная биография (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 1 января 2017 года . Проверено 2 декабря 2020 г.
  4. ^ «Хронология Чикиньи Гонзаги» . Архивировано из оригинала 29 сентября 2023 года.
  5. ^ Оглсби, Меган (30 марта 2018 г.). «Женщины в музыке: главное событие еженедельника: Чикинья Гонзага» . classicmpr.org . Архивировано из оригинала 19 апреля 2024 года . Проверено 2 декабря 2020 г.
  6. ^ «171 год со дня рождения Чикиньи Гонзаги» . Гугл-дудлы . 17 октября 2018 г. Архивировано из оригинала 17 октября 2018 г.
[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Мэй, Джанкарло. Латинское пение: происхождение, эволюция и главные герои бразильской популярной музыки. 2004. Альтернативная пресса-Новые балансы. Предисловие Серджио Бардотти и послесловие Милтона Насименто. (на итальянском языке)
  • Магальди, Кристина (2001). «Гонзага (Франсиска Эдвигес Невес) Чикинья». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN  978-1-56159-239-5 .
  • РИБЕЙРО Татьяна. «Франсиска Чикинья Гонзага». Робин Эдизиони. Турин, 2015. (Итальянский и португальский).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1dbe9c9d8e8dd772c457752fcb30a49b__1718070600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1d/9b/1dbe9c9d8e8dd772c457752fcb30a49b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chiquinha Gonzaga - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)