Замбо
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2007 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
5 804 800 в Южной Америке, общее число неизвестно. [ 1 ] [ сомнительно – обсудить ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Латинская Америка и Карибский бассейн | |
Языки | |
испанский , португальский и английский | |
Религия | |
Христианство (преимущественно римско-католическое меньшинство , протестантское ), африканские религии , племенные религии. | |
Родственные этнические группы | |
Гарифуна , африканцы , афрокарибцы и индейцы |
Замбо ( Испанский: [ˈθambo] или [ˈsambo] ) или Самбу — расовый термин, исторически использовавшийся в Испанской империи для обозначения людей смешанного индейского и африканского происхождения. Иногда в 21 веке этот термин используется в Америке для обозначения людей смешанного африканского и коренного американского происхождения.
Эквивалентный термин в Бразилии — кафузо ( Португальский: [kɐˈfuzu] ). Однако в Португалии и португалоязычной Африке кафузо используется для обозначения человека, рожденного от африканца и человека смешанного африканского и европейского происхождения. [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Считается, что это слово произошло от одного из романских языков или латыни и его прямых потомков. Женское слово — замба (не путать с аргентинским народным танцем замба ).
В некоторых частях колониальной испанской Америки термин замбо применялся к детям одного родителя-африканца и одного индейца или к детям двух родителей-замбо. В Новой Испании (колониальная Мексика) термином для лиц смешанного африканского и коренного происхождения был лобо («волк»). Этот термин классификации фигурирует в официальных реестрах браков и другой официальной документации. [ 3 ]
В этот период многие другие термины обозначали людей афро-американского происхождения в соотношениях, меньших или больших, чем 50:50 замбо: камбуджо например, (смесь замбо-индейцев). Сегодня в некоторых частях испанской Америки замбо относится ко всем людям со значительным или видимым количеством как африканского, так и индейского происхождения.
История
[ редактировать ]Термин самбо официально не использовался на испанских территориях. конкурирующие термины, такие как мулато Также использовались . С начала XVI века, когда африканские рабы были впервые ввезены на Эспаньолу, стали возникать союзы между ними и коренными народами, а также испанскими колонистами. Две неевропейские группы иногда работали вместе в шахтах или на плантациях Эспаньолы и на других испанских островах Карибского бассейна после того, как в 1520-х годах началось производство сахарного тростника . В других случаях африканцы нашли убежище в общинах коренных народов после бегства из рабства.
Термин «замбос» обычно использовался для обозначения людей, не имевших европейского происхождения, но, конечно, на протяжении веков имели место всевозможные союзы. В восемнадцатом веке испанцы начали формальную расовую классификацию и определили замбо в том, что стало его окончательным, официальным значением.
Некоторые группы замбо стали широко известны после того, как были созданы беглыми или мятежными африканцами, которые смешались с коренными общинами или захватили их. Например , в непокоренных регионах Эсмеральд, на территории, которая впоследствии стала Эквадором , небольшая группа бывших рабов, потерпевших кораблекрушение, получила контроль над некоторыми коренными общинами, в конечном итоге представляя их перед испанскими властями в конце шестнадцатого и начале семнадцатого веков.
Мискито -самбо возникли как потомки группы африканских рабов, восставших в 1640 году на невольничьем корабле. Они разбили его у мыса Грасиас-а-Дьос на границе Гондураса и Никарагуа , чтобы уйти во внутренние районы страны. Там они объединились с коренным народом мискито . К началу восемнадцатого века в королевстве стали доминировать афро-мискито. Они возглавляли воинов во многих обширных набегах на рабов с целью захвата рабов для продажи европейцам. Их союз и защита англоговорящих купцов и поселенцев в этом районе помогли Великобритании основать колонию Британский Гондурас (современный Белиз ).
Сегодня
[ редактировать ]Официально замбо представляют значительные меньшинства в северо-западных странах Южной Америки, таких как Колумбия, Бразилия, Венесуэла, Гайана и Эквадор, а также в центральноамериканской стране Панама . Небольшое, но заметное количество замбо, возникшее в результате недавних союзов индейских мужчин с афро-эквадорскими женщинами, распространено в крупных прибрежных городах Эквадора и в провинции Имбабура. До миграции из села в город в Эквадоре индейцы и афроэквадорцы были этническими группами, которые в основном проживали в регионе Анд , провинции Эсмеральдас и долине Чота в провинции Имбабура соответственно.
В Центральной Америке сложились две смешанные группы коренного населения Африки: мискито и гарифуна . Гарифуна произошли от африканцев, потерпевших кораблекрушение или бежавших с соседних островов на Сент-Винсент в 17-1918 веках. В 1797 году они были депортированы британцами за поддержку Франции во время французских революционных войн на остров Роатан у побережья Гондураса . Оттуда они достигли материка и развили сообщества вдоль побережья Центральной Америки от Никарагуа до Белиза .
В Мексике, где замбо иногда называли лобо (буквально означающее волки ), они составляют значительное меньшинство. По данным межпереписи населения 2015 года, 896 829 человек идентифицированы как афро-мексиканцы , так и коренные мексиканцы . Подавляющее большинство населения страны африканского происхождения было поглощено более широким населением метисов . Более высокие концентрации можно обнаружить только в общинах, разбросанных по южным прибрежным штатам, включая Мичоакан , Герреро , Оахаку , Кампече , Кинтана-Роо , Юкатан и Веракрус , где проживают многие афро-мексиканцы страны.
В культурном отношении мексиканские лобо следовали индейским традициям, а не африканским влияниям, поскольку у них часто были матери-индейки, и они воспитывались в ее культуре. Такая аккультурация также имела место в Боливии , где афро-боливийское сообщество впитало и сохранило многие аспекты индейских культурных влияний, таких как одежда и использование языка аймара . Эти общины афроболивийцев проживают в районе Юнгас боливийского департамента Ла-Пас .
Расизм и дискриминация
[ редактировать ]Население африканского и индейского происхождения, как правило, подвергалось маргинализации и дискриминации. [ 4 ]
В марте 2008 года тогдашний сенатор США Барак Обама отразил в своей речи сложную ситуацию, в которой оказались популяции предков африканских и индейцев , [ 5 ] тем самым продемонстрировав свою заботу о населении Замба в своей стране.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Список людей: Замбо» . Проект Джошуа . Американский Центр Всемирной Миссии . Проверено 27 августа 2008 г.
- ^ «кафузо» . Словарь португальского языка Приберама (онлайн-изд.). Лиссабон: Приберам. 2008–2021 гг . Проверено 7 января 2022 г.
- ^ Винсон, Бен III. До метисов: границы расы и касты в колониальной Мексике . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2018, с. 127.
- ^ «Криоллы, метисы, мулаты или сальтаптры: как возникло кастовое разделение во время испанского правления в Америке» . BBC News World (на испанском языке) . Проверено 6 января 2022 г.
- ^ «Речь Обамы о расе в Национальном конституционном центре» . Сайт конституциицентра . Проверено 6 января 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Застрявшие в раю: потерпев кораблекрушение сотни лет назад, гарифуна все еще пытаются найти свой путь [ мертвая ссылка ] Тереза Вильц, The Washington Post.