Амазонские евреи
Общая численность населения | |
---|---|
около 25 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 24,000 [1] |
![]() | 550 [2] [3] [4] |
![]() | 50 [4] |
Языки | |
Современный: португальский (Бразилия), испанский (Перу), иврит (Израиль и литургический). Традиционный: Хакетия | |
Религия | |
иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Марокканские евреи , евреи-сефарды , евреи Магриби , евреи-берберы , бразильцы , перуанцы , кабокло , метисы |
Амазонские евреи ( португальский : judeus da Amazônia ; испанский : judíos de la Amazonia ; иврит : יהודי האמזונס , латинизированный : yehudei haAmazonas ; ладино : ג׳ודיוס די אמאזוניה, judios de Amazonia ) — евреи бассейна Амазонки , преимущественно потомки марокканских Евреи , мигрировавшие в северную Бразилию и Перу в 19 и начале 20 веков. Мигрантов привлекала растущая торговля в регионе Амазонки, особенно во время каучукового бума , а также недавно установившаяся религиозная терпимость . Они поселились в населенных пунктах вдоль реки Амазонки , таких как Белен , Камета , Сантарен , Обидуш , Паринтинс , Итакатиара и Манаус в Бразилии, некоторые дошли до Икитоса в Перу. [5] [6]
В течение 20-го века евреи региона сосредоточились в городских районах, а некоторые переехали в другие бразильские города, такие как Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу , присоединившись к другим еврейским общинам там. [5] [6] В 21 веке на севере Бразилии существовали значительные еврейские общины в Белене и Манаусе, действовавшие в различных учреждениях. [7] [8] а также небольшие общины в Макапе и Порту-Велью . [9] [10] По оценкам, из примерно 120 000 евреев во всей стране около 20% были марокканского происхождения, в основном потомки мигрантов в бассейн Амазонки. [1]
Параллельно с созданием еврейских общин многие из первоначальных мигрантов рассеялись и вступали в брак с местным населением. В результате значительная часть населения региона Амазонки имеет частичное марокканское еврейское происхождение. Несмотря на то, что они не считаются евреями согласно религиозному закону , который требует еврейского происхождения по материнской линии или обращения в иудаизм , многие из этих потомков дорожат своим еврейским происхождением, а некоторые в разной степени сохраняют еврейские обычаи. [11] В Икитосе большинство из них официально обратились в иудаизм и переехали в Израиль в соответствии с Законом о возвращении . [4]
История
[ редактировать ]

В 1808 году Португальская империя разрешила иностранцам торговать и проживать в своей колонии Бразилия , а также терпимо относилась к частной практике религий, отличных от католицизма , после чего последовало официальное прекращение португальской инквизиции в 1821 году и независимость Бразилии в 1822 году. [12] Привлеченные благоприятными экономическими и социальными условиями, марокканские евреи начали мигрировать в Бразилию в 1810 году. Они включали две группы: [5] [6]
- Мегорашим , что означает «изгнанный»: евреи-сефарды , потомки евреев, изгнанных из Испании и Португалии в конце 15 века, говорящие на испанском , португальском и хакетском языках , в основном из марокканских городов Танжер , Тетуан и Касабланка , а также испанского города Сеута и территория Гибралтар британская ; [11]
- Тошавим , что означает «жители»: магрибские и берберские евреи , потомки евреев, живших в Марокко до прихода сефардских евреев, говорящих по-арабски и берберски , в основном из марокканских городов Рабат , Фес и Марракеш .
Мегорашим иронично называли тошавим форастерос (иностранцы). Соперничество, существовавшее между двумя группами в Марокко, продолжалось и в Бразилии: Тошавимы основали скромную синагогу Эшель Авраам (Тамариск Авраама) в 1824 году, а Мегорашим основали более богатую синагогу Шаар Ха-Шамаим (Ворота Неба) в 1826 году. оба в Белене , в устье реки Амазонки . В 1842 году в городе также построили еврейское кладбище. [5] [6] [13] Евреи другого происхождения также мигрировали в регион Амазонки в меньших количествах, например, французские евреи из Эльзаса-Лотарингии , евреи-ашкенази из Центральной и Восточной Европы и другие евреи-сефарды и мизрахи с Ближнего Востока . [5] [6]
Первыми мигрантами были в основном молодые мужчины. Достигнув определенного благосостояния, они часто возвращались на родину, чтобы навестить свои семьи, жениться на еврейках и привезти их обратно в Бразилию. Их процветание и постоянные контакты с коренными общинами стимулировали появление новых мигрантов, которые могли рассчитывать на финансовую и социальную поддержку своих знакомых в Бразилии. Позже мигранты получили возможность жениться на выходцах из еврейских семей, ранее приехавших со своими родителями или уже родившихся в Бразилии, сохраняя тем самым свои религиозные традиции со своими потомками в новых общинах. [6]
Мигранты работали в основном торговцами, продавая продукты питания, напитки, лекарства, ткани и боеприпасы местному населению, у которого они покупали на экспорт изделия, произведенные из местных растений и животных, такие как каучук, бальзам, фрукты, орехи, шкуры и кожа. в другие страны. Путешествуя вдоль реки Амазонки, многие поселились в небольших населенных пунктах за пределами города Белен, таких как Камета , Макапа , Сантарен , Обидуш , Паринтинс , Итакатиара и город Манаус . Некоторые отважились дойти до Икитоса в Перу или через притоки рек в такие места, как Порто-Велью и Рио-Бранко . [5] [6]
В 1862 году Всемирный израильский союз начал создавать еврейские школы в Марокко, а также по всему Средиземноморью и Ближнему Востоку. Эти школы сыграли решающую роль в улучшении образования марокканских евреев и подготовили их к будущей профессии и деловой деятельности. [6] Некоторые мигранты в Бразилии также отправляли своих детей в Марокко учиться в этих школах. [14] [15]
Многие марокканские евреи стали натурализованными гражданами Бразилии . Некоторые вернулись в Марокко навсегда, но сохранили бразильское гражданство, пользуясь там консульской защитой . [16]
Резиновая стрела
[ редактировать ]
Натуральный каучук производят из латекса каучукового дерева , которое в то время встречалось исключительно в регионе Амазонки. Примерно в 1880 году каучук стал очень востребованным товаром для производства автомобильных шин и других промышленных процессов, что вызвало каучуковый бум в регионе, что привело к значительному экономическому процветанию и привлечению мигрантов из многих регионов. [17]

В 1889 году Бразилия стала республикой , а в 1890 году в стране была предоставлена полная свобода религии, а не только ограниченная частным пространством, как раньше. [5] Каучуковый бум продолжился и при новом режиме и привел к быстрому развитию городов Белен, Манаус и Икитос, включая водопровод и канализацию, электричество (новинка для того времени), богатые жилые дома, роскошные здания, театры и железные дороги. Этот период ознаменовал пик еврейской миграции в бассейн Амазонки. [13]
Отклонить
[ редактировать ]Примерно в 1910 году каучуковый бум начал приходить в упадок из-за конкуренции с британскими колониями Цейлон и Малайя и Голландской Ост-Индией , которые начали выращивать каучуковые деревья из семян, контрабандно доставленных из Бразилии британским исследователем Генри Уикхемом . [18] Позднее спад усилился за счет производства синтетического каучука .
Из-за экономического спада евреи покинули небольшие населенные пункты на севере Бразилии, сосредоточившись в городах Белен и Манаус. Они построили две синагоги в Манаусе: Бейт-Яаков (Дом Иакова) Тошавим в 1928 году и Раби Мейр Мегорашим в 1929 году. В 1962 году, отражая продолжающийся упадок общины и устаревшее различие между двумя группами, они были построены в Манаусе. объединена в синагогу Бейт-Яаков/Раби Мейр . [5]
Многие евреи также вообще покинули регион Амазонки, переехав в другие бразильские города, такие как Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу , присоединившись к существующим там еврейским общинам. [6] Большинство евреев Икитоса также переехали в более крупные города Бразилии или в Лиму . [13]
Раввин Шалом Эмануэль Муял
[ редактировать ]В 1908 году главный раввин Марокко Рафаэль Анкава направил раввина Шалома Эмануэля Муяля для религиозной ориентации еврейских общин в бассейне Амазонки. Хотя раввин Муял был неизвестен в Белене, он посетил еврейские общины во многих небольших населенных пунктах региона, а также в Манаусе и Икитосе. Во время своего пребывания он серьезно заболел, судя по сообщаемым симптомам, вероятно, от желтой лихорадки , и умер в Манаусе в 1910 году. Поскольку в то время в городе не было еврейского кладбища, его похоронили на католическом кладбище со стеной. вокруг его могилы. Местные католики стали почитать раввина как святого , совершая паломничества к его могиле и устанавливая памятные доски с благодарностью за чудесные исцеления. Примерно в 1980 году Эли Муял, племянник раввина Муяля и член израильского правительства, предложил перенести его могилу в Израиль. Еврейская община Манауса предостерегла от этого шага, поскольку воздержалась от переноса могилы раввина даже на еврейское кладбище города, чтобы не расстраивать местное население. Еврейская община продолжала охранять могилы евреев, похороненных на католическом кладбище до того, как было построено еврейское, но сохраняла могилу раввина открытой для посещения и проводила ежегодную церемонию в его честь. [19]
Существующие сообщества
[ редактировать ]

Бразильская перепись 2010 года насчитала 1346 евреев в Белене, 1183 в Манаусе и 1896 в остальной части северного региона страны. [20] Еврейские общины Белена и Манауса содержали синагоги, школы, центры отдыха и социальные группы для женщин, детей и пожилых людей. [7] [8] Синагоги были также в Макапе и Порту-Велью. [9] [10]
Сефардская синагога в Рио-де-Жанейро также содержалась в основном потомками марокканских евреев, которые покинули регион Амазонки и стали частью более крупной еврейской общины города. [21] По оценкам, в 2014 году 20% из примерно 120 000 евреев Бразилии были марокканского происхождения, в основном потомки мигрантов в регион Амазонки. [1] Около 300 из них проживали в Израиле. [2]
Смешанные потомки
[ редактировать ]Многие из первоначальных мигрантов остались в небольших населенных пунктах бассейна Амазонки и женились на местном населении, в основном индейском происхождении. Очень немногие из их супругов или детей обратились в иудаизм , в то время как подавляющее большинство их потомков кабокло или метисов постепенно отказались от религии или были воспитаны как католики, но некоторые в разной степени сохраняли определенные еврейские обычаи. В 1999 году было подсчитано, что около 300 000 человек на севере Бразилии имели предков марокканских евреев. [5] [11] [22]
В конце 20-го века группа смешанных потомков в Икитосе начала изучать свое еврейское наследие. Поскольку у них не было еврейского происхождения по материнской линии, для их признания евреями в соответствии с религиозным законом потребовалось бы формальное обращение в другую веру . После многих лет обучения, с помощью консервативных раввинов из Лимы , США , Аргентины и Чили , 98 потомков обратились в иудаизм в 2003 году, за ними последовали около 180 в 2005 году и 284 в 2011 году. Ритуальное погружение произошло в близлежащее озеро Кистокоча на все случаи жизни. Большинство из них эмигрировали в Израиль в период с 2010 по 2014 год, поселившись в Беэр-Шеве и Рамле . В 2017 году в Икитосе осталось около 50 человек. [3] [4]
В 2022 году в муниципалитете Камета на севере Бразилии группа из 800 самопровозглашенных евреев, в основном потомков марокканских евреев, попыталась восстановить там синагогу. Старая синагога португальской колониальной архитектуры была затоплена рекой Токантинс после того, как большинство евреев покинуло страну в 20 веке. Группа получила поддержку сефардских общин в США. [23]
Языки
[ редактировать ]Среди первоначальных еврейских мигрантов Мегорашим говорили на испанском , португальском и хакетском , также известном как западный ладино , языке, в основном основанном на староиспанском с иврита и арабского языка влиянием ; Тошавимы говорили на арабском и берберском языках ; и более мелкие группы говорили на французском , немецком , идише , восточном ладино и арабском языке. [6]
Со временем их потомки переняли основные языки своих стран, а именно португальский в Бразилии и испанский в Перу. Хотя на хакетии больше не говорят как на полноценном языке, многие семьи по-прежнему используют слова и выражения из него, разговаривая между собой, для передачи таких эмоций, как привязанность, нетерпение, юмор, ирония, или для оскорблений, секретности, пословиц, религиозных выражений и т. д. песни. Несколько членов сообщества также посвятили время изучению и документированию языка. [6]
Иврит оставался богослужебным языком . Его также изучают в различной степени члены общин в Бразилии и Перу, а также те, кто эмигрировал в Израиль. [4]
Документальные фильмы
[ редактировать ]- Где раввин? (2000) Стивена Ньюджента и Ренато Атиаса, показывающий жизнь евреев в бассейне Амазонки. [24]
- «Эрец Амазония» («Земля Амазонки»), созданный в 2004 году Дэвидом Сальгадо на основе одноименной книги Сэмюэля Бенчимоля , опубликованной в 1998 году, о евреях северной Бразилии. [25]
- «Огонь внутри: евреи в тропических лесах Амазонки» (2008) Лорри Сальседо Митрани о перуанско-еврейских потомках в Икитосе и их усилиях по возрождению иудаизма и эмиграции в Израиль. [4] [26] [27]
Известные люди
[ редактировать ]- Хайме Абен-Атар (1883–1951), бразильский врач и профессор. [28] [29]
- Дави Альколумбре (1977 г.р.), сенатор от Амапы
- Самуэль Бенчимол (1923–2002), бразильский бизнесмен, экономист и профессор.
- Саул Бенчимол (1934–2022), бразильский бизнесмен и профессор. [30]
- Исаак Беннесби (1945–2011), мэр Гуахара-Мирим (1983–1988, 1993–1996) [31]
- Мойзес Беннесби (1935 г.р.), федеральный депутат от Рондонии (1988–1989, 1996–1999) [10] [32]
- Сара Бенолиэль (1898–1970), бразильско-португальский педиатр и феминистка.
- Авраам Бентес (1912–1990), генерал бразильской армии и лингвист.
- Элиезер Мозес Леви (1877–1947), мэр Макапы (1932–1936, 1942–1944) и Афуа [33]
- Джуда Леви (1916–2001), бразильский инженер [34]
- Султана Леви Розенблатт (1910–2007), бразильский писатель.
- Авраам Медина (1916–1995), бразильский бизнесмен.
- Шалом Эмануэль Муял (1875–1910), марокканский раввин
- Эдуардо Пасуэлло (1963 г.р.), генерал бразильской армии, министр здравоохранения (2020–2021 гг.) и федеральный депутат Рио-де-Жанейро (с 2023 г.)
- Давид Хосе Перес (1883–1970), бразильский лингвист, профессор и журналист. [35]
- Исаак Хосе Перес (1876–1945), мэр Итакоатиары (1926–1930) [36]
- Клара Пинто (1946 г.р.), бразильская танцовщица и бизнесвумен. [37] [38]
- Исаак Бенайон Сабба (1907–1996), бразильский бизнесмен
- Нора Пасуэлло Сабба (1940 г.р.), Мисс Амазонас (1959) [39] [40]
- Исаак Соареш ( ок. 1924–2008 ), бразильский журналист и вице-мэр Белена (1961–1964). [41] [42]
- Ана Унгер (род . около 1963 ), бразильская танцовщица и бизнесвумен. [37] [43]
Потомки
[ редактировать ]- Кристиан Бендаян (1973 г.р.), перуанский художник [44]
- Жилберто Дименштейн (1956–2020), бразильский журналист
- Роберта Медина (1978 г.р.), бразильско-португальская бизнесвумен
- Роберто Медина (1947 г.р.), бразильский бизнесмен
- Рубем Медина (1942 г.р.), бразильский бизнесмен и федеральный депутат от Рио-де-Жанейро (1975–2003) и Гуанабары (1967–1975)
- Хосе Исаак Перес (1940 г.р.), бразильский бизнесмен [45] [46]
См. также
[ редактировать ]- История евреев в Бразилии
- История евреев в Перу
- Марокканские евреи
- Сефардские евреи
- Бней Моше
- Коренные народы Бразилии
- Коренные народы Перу
- Коренные народы Южной Америки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «20% евреев Бразилии имеют марокканское происхождение» (на французском языке). Медиа24. 11 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Еврейский портал Amazon» (на португальском языке).
- ^ Jump up to: а б «Новая группа «амазонских евреев» прибыла в Израиль» . Гаарец. 14 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Рита Саккал (июнь 2017 г.). «Евреи Икитоса (Перу)» (PDF) . Материалы конференции Ассоциации еврейских библиотек.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Симау Арао Печер. «Двести лет еврейского смешанного брака на Амазонке» (на португальском языке). Музей истории инквизиции.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Кассия Шейнбейн (2006). «Языки на грани исчезновения: хакетия в Белене, Пара » (PDF) (на португальском языке). Федеральный университет Минас-Жерайс.
- ^ Jump up to: а б «Белен ду Пара» [Белен, Пара] (на португальском языке). Еврейский портал Amazon.
- ^ Jump up to: а б «Манаус» (на португальском языке). Еврейский портал Amazon.
- ^ Jump up to: а б «История еврейской общины Амапа» (на португальском языке). Еврейская конфедерация Бразилии.
- ^ Jump up to: а б с «Порто-Велью» (на португальском языке). Еврейский портал Amazon.
- ^ Jump up to: а б с «As origens judaicas da família Sarraf» [Еврейское происхождение семьи Сарраф] (на португальском языке). Еврейский портал Amazon.
- ^ Эджаэльсон Педро да Силва (сентябрь 2016 г.). «1808: A família real no Brasil ea abertura religiosa» [1808: Королевская семья в Бразилии и религиозное открытие] (на португальском языке). Католический университет Пернамбуку.
- ^ Jump up to: а б с Ариэль Сигал Фрейлих (1999). Евреи Амазонии: Самоизгнание в земном раю . Еврейское издательское общество. ISBN 9780827606692 .
- ^ Клодемильсон Оливейра (22 апреля 2019 г.). «Еврейская иммиграция в Итакатиару: путь мэра Исаака Хосе Переса» (на португальском языке). Блог Франциско Гомеша.
- ^ Исраэль Блайберг (24 августа 2015 г.). Estrela de David no Cruzeiro do Sul [ Звезда Давида на Южном Кресте ] (на португальском языке). Академия наземной военной истории Бразилии. ISBN 978-85-60811-24-3 .
- ^ Лукас де Маттос Моура Фернандес (2018). «Переговоры с коренными жителями: вопросы идентичности и гражданства бразильской еврейской общины в Марокко» ( PDF) (на португальском языке). Федеральный университет Рио-де-Жанейро.
- ^ «История еврейской общины Амазонаса» (на португальском языке). Еврейская конфедерация Бразилии.
- ^ Уоррен Дин (1987). Бразилия и борьба за каучук: исследование по истории окружающей среды . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521526920 .
- ^ «Раввин и чудотворный святой для католиков Манауса» (на португальском языке). эСефарад. 22 июня 2014 г.
- ^ «Табела 137 – Постоянное население по религии» [Таблица 137 – Постоянное население по вероисповеданию] (на португальском языке). Бразильский институт географии и статистики. 2010.
- ^ «Шел Гемилут» (на португальском языке). Еврейский портал Amazon.
- ^ Мария Луиза Туччи Карнейро (ноябрь 2021 г.). «Еврей-Кабокло на Амазонке» [Еврей-Кабокло на Амазонке]. Архив Маарави (на португальском языке). 15 (29). Федеральный университет Минас-Жерайс. ISSN 1982-3053 .
- ^ «При поддержке американских евреев в Камете снова появится синагога» (на португальском языке). Камета, Мой город. 29 марта 2022 г.
- ^ Стивен Ньюджент, Ренато Атиас (2000). Где раввин? [ Где раввин? ] (на португальском языке).
- ^ Дэвид Сальгадо, Алан Родригес, Вагнер Бентес Линс (2004). Эрец Амазония [ Земля Амазонки ] (на португальском языке).
- ^ Лорри Сальседо Митрани (2008). Внутренний огонь: евреи в тропических лесах Амазонки . Рут Фильмс.
- ^ Лорри Сальседо Митрани (2008). «Внутренний огонь: евреи в тропических лесах Амазонки» . Еврейские кинофестивали.
- ^ Кассия Лусия Лобато Бенатар (2015). Гурупе: на примере Абен-Атара (1890–1900)» «История и память евреев в (PDF) (на португальском языке). Федеральный университет Пара.
- ^ Хосе Монтейро Лейте (апрель – июнь 2001 г.). « Мудрый доктор Джейме Абен-Атар». Revista Paraense de Medicina (на португальском языке). 15 (2): 54–55.
- ^ «Саул Бенчимол умирает в 87 лет: знайте его историю» (на португальском языке). Портал Амазонки. 14 февраля 2022 г.
- ^ «Два года без Исаака Беннесби» (на португальском языке). Новости Гуахара. 27 декабря 2013 г.
- ^ «Мойзес Беннесби» (на португальском языке). Палата депутатов Бразилии.
- ^ «Элиэзер Мойзес Леви» (на португальском языке). Нильсон Монторил – Арамбаэ. 11 июля 2012 г.
- ^ Жоау Виктор де Алькантара, Сельма Шавес (28–30 сентября 2022 г.). «Здание Пьедаде инженера Джуды Леви в Белене: современность, техническая культура и общество» ( PDF) (на португальском языке). Докомомо Бразилия.
- ^ «Культура Давида Переса» (на португальском языке). Утренний дневник. 8 ноября 2016 г.
- ^ «Познакомьтесь с самым открытым, дальновидным и честным мэром в истории Итакатиары» (на португальском языке). Блог Фрэнка Чавеса. 23 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «A 'Pátria' mais antiga dos judeus no Brasil» [Старейшее «отечество» евреев в Бразилии] (на португальском языке). Новости Израиля. 5 июля 2011 г.
- ^ Эрика Гомеш Тейшейра (28 февраля 2020 г.). ду-Пара: от бесплатных школ до университета» « Чепка в Белен- (PDF) (на португальском языке). Федеральный университет Минас-Жерайс.
- ^ Альсеу Луис Кастильо, Леонардо Фурманн (16 марта 2021 г.). «Семья Пазуэлло: от обогащения рядом с «королем Амазонки» к политическому краху» (на португальском языке). Следим за сельскими жителями.
- ^ «Новая Мисс Амазонас вчера взошла на свой трон» (на португальском языке). Коммерческий журнал. 7 июня 1959 г. - через Национальную библиотеку Бразилии.
- ^ Жоау Карлуш Перейра (30 июля 2020 г.). «Тигр, который любил утку на тукупи и даже кашу в Вер-о-Песо» (на португальском языке). Игнатиана.
- ^ «Исаак Соарес умирает. ORM в трауре» [Исаак Соарес умирает. ORM скорбит] (на португальском языке). Амазонка. 20 декабря 2008 г. – через Jornal do Feio.
- ^ «Ана Унгер на Learn & Undertake и цветочном магазине торгового центра Bosque Grão Para» (на португальском языке). Либерал. 26 января 2021 г.
- ^ Густаво Бунтинкс. «Ло нечистый и оскверненный Кристиан Бендаян: художник (городских) джунглей» (на испанском языке). Южный дом.
- ^ «Mago dos Shopping» [Волшебник торговых центров] (на португальском языке). Итальянское сообщество. 25 ноября 2019 г.
- ^ «Проект закона 804/2017» (на португальском языке). Муниципальная палата Сан-Паулу. 21 ноября 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Евреи джунглей» принимают раввина (на испанском языке)
- Индиана Джонс встречает Танжера Моше - Марокканские евреи на Амазонке , Сефардские еврейские ресурсы
- Жизнь Мойсеса и Авраама Пинто в джунглях Амазонки (1879-1893), рассказанная Авраамом Пинто , Авраамом Коэном, издательством Erez Publishing, Иерусалим.