Еврейские политические движения
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Еврейские политические движения – это организованные усилия евреев по созданию собственных политических партий или иному представлению своих интересов в политике за пределами еврейской общины . Со времени осады Иерусалима римлянами и до основания Израиля еврейский народ не имел территории, и до XIX века ему в целом было отказано в равных правах в странах, в которых он жил. в XIX веке Таким образом, до попыток эмансипации евреев почти вся еврейская политическая борьба носила внутренний характер и касалась в первую очередь либо религиозных вопросов, либо проблем конкретной еврейской общины. (См. Иудаизм и политика .) [ нужна ссылка ]
еврейских Рождение движений политических
Поскольку евреи были исключены как аутсайдеры по всей Европе, они были по большей части исключены из политики или какого-либо участия в более широкой политической и социальной сфере стран, в которых они были вовлечены, до тех пор, пока эпоха Просвещения и ее еврейский аналог, Хаскала , не создали популярные движения. возможный. Пока евреи жили в сегрегированных общинах и пока все возможности социального общения с соседями -неевреями были для них закрыты, раввин был самым влиятельным членом еврейской общины. Помимо того, что раввин был религиоведом и священнослужителем, он также выступал в качестве гражданского судьи во всех делах, в которых обе стороны были евреями. Иногда раввины обладали другими важными административными полномочиями вместе со старейшинами общины. Раввинат был высшей целью многих еврейских мальчиков, а изучение Торы ( первых пяти книг Библии) и Талмуда было средством достижения этого желанного положения или одного из многих других важных общественных отличий. Последователи Хаскалы выступали за «выход из гетто », не только физически, но также умственно и духовно. Пример Моисея Мендельсона (1729–1786), прусского еврея и деда композитора Феликса Мендельсона , послужил руководством этого движения. Необычайный успех Мендельсона как популярного философа и человека письма раскрыли ранее не подозревавшиеся возможности интеграции и принятия евреев среди неевреев.
Изменения, вызванные движением Хаскала, совпали с ростом революционных движений по всей Европе. Несмотря на эти движения, только Франция, Великобритания и Нидерланды после Французской революции 1796 года предоставили евреям в своих странах равные права с неевреями. В других странах Европы, особенно там, где евреи были наиболее сконцентрированы в Центральной и Восточной Европе, евреям не были предоставлены равные права. Именно в революционной атмосфере середины XIX века произошли первые настоящие еврейские политические движения. [ нужна ссылка ]
Эмансипационные движения [ править ]
На ранних стадиях еврейского освободительного движения евреи были просто частью общих усилий по достижению свободы и прав, которые приводили к народным восстаниям, таким как революция 1848 года . Еврейские государственные деятели и интеллектуалы, такие как Генрих Гейне , Иоганн Якоби , Габриэль Риссер , Берр Исаак Берр и Лайонел Натан Ротшильд, активно участвовали в общем движении к свободе и политической свободе. [ нужна ссылка ]
Тем не менее, перед лицом постоянных антисемитских инцидентов, таких как Дамасский кровавый навет 1840 года, и неспособности многих государств эмансипировать евреев, еврейские организации начали формироваться, чтобы добиваться эмансипации и защиты евреев. Совет депутатов британских евреев под руководством Мозеса Монтефиоре , Центральная консистория Парижа и Всемирный израильский союз, основанный Адольфом Кремье , начали работать над обеспечением свободы евреев на протяжении всей середины XIX века. [ нужна ссылка ]
и движения Социалистическое рабочее
Разочарование медленными темпами принятия евреев в европейское общество и революционный утопизм привели к растущему интересу к протосоциалистическим и коммунистическим движениям , особенно когда ранние социалистические лидеры, такие как Сен-Симон , проповедовали эмансипацию евреев. Моисей Гесс сыграл роль в знакомстве Карла Маркса (который происходил из длинного рода раввинов) и Фридриха Энгельса с историческим материализмом . Еврей Фердинанд Лассаль основал первую настоящую рабочую партию в Германии, Всеобщую немецкую рабочую ассоциацию (которая в конечном итоге объединилась с другими партиями и стала Социал-демократической партией Германии ) и сделал эмансипацию евреев одной из своих целей. [ нужна ссылка ]
Более интеллектуальные социалистические движения евреев в Западной Европе так и не набрали оборотов, когда началась эмансипация. Однако в Восточной Европе и России Бунд – Всеобщий еврейский рабочий союз – основанный в 1897 году, стал ключевой силой в организации евреев и, по крайней мере, на начальном этапе, главным противником другого еврейского политического движения того времени – сионизма . В России существовали и другие еврейские социалистические партии, такие как ( территориалистская ) Сионистская социалистическая рабочая партия и Еврейская социалистическая рабочая партия , которые объединили свои судьбы в 1917 году как Объединенная еврейская социалистическая рабочая партия . Другой левой российской еврейской партией была Еврейская социал-демократическая рабочая партия (Поалей-Цион) . [ нужна ссылка ]
Сионистские движения [ править ]
Целью сионизма было создание светского государства вблизи библейской Земли Израиля . Сионизм, или идея восстановленной национальной родины и общей идентичности евреев, уже начал формироваться к середине 19 века благодаря таким еврейским мыслителям, как Моисей Гесс, чьи работы 1862 года «Рим и Иерусалим»; В «Последнем национальном вопросе» утверждалось, что евреи поселятся в Палестине как средство решения национального вопроса . Гесс предложил социалистическое государство, в котором евреи станут аграрными посредством процесса «выкупа земли», который превратит еврейскую общину в «истинную» нацию, в которой евреи займут продуктивные слои общества, а не будут посредниками. непроизводительный купеческий класс, именно так он воспринимал евреев в Европе. Гесс, наряду с более поздними мыслителями, такими как Наум Сыркин и Бер Борохов , считается основателем социалистического сионизма и рабочего сионизма и одним из интеллектуальных предшественников кибуцного движения. Другие, такие как раввин Цви Калишер, рассматривали возвращение на еврейскую родину как исполнение библейского пророчества естественным путем. [ нужна ссылка ]
В течение XIX века преследование евреев в Восточной Европе, где эмансипация не произошла в такой степени, как в Западной Европе (или вообще), усилилось. Начиная с спонсируемых государством массовых антиеврейских погромов, последовавших за убийством царя Александра II , через кровавые погромы 1903–1906 годов, в результате которых тысячи евреев были убиты и еще многие получили ранения, и продолжаясь делом Дрейфуса во Франции в 1894 году, евреи были были глубоко потрясены, увидев продолжающийся рост антисемитизма от России до Франции, страны, которую они считали домом просвещения и свободы. [1]
В ответ на первое 1 января 1882 года Иуда Лейб Пинскер опубликовал брошюру «Автоэмансипация». Эта брошюра оказала влияние на политическое сионистское движение. Движение должно было набрать обороты под руководством австрийско-еврейского журналиста Теодора Герцля , который опубликовал в 1896 году свою брошюру Der Judenstaat («Еврейское государство»). До «дела Дрейфуса» Герцль был ассимиляционистом, но, увидев как Франция относилась к своим лояльным еврейским подданным, он предложил построить отдельное еврейское государство. В 1897 году Герцль организовал Первый сионистский конгресс в Базеле , Швейцария , который основал Всемирную сионистскую организацию (ВСО) и избрал Герцля ее первым президентом. После создания государства сионизм в его различных формах станет крупнейшим еврейским политическим движением, хотя больше евреев будут участвовать в национальной политике стран, в которых они проживали. [ нужна ссылка ]
Фолькисты [ править ]
После погромов 1905 года в России историк Симон Дубнов основал Народную партию (идише Фолькспартай), которая имела некоторую интеллектуальную аудиторию в России, затем в независимых Польше и Литве в 1920–1930-х годах, где она была представлена также в парламентах. ( Сейм , Сейм ), как и во многих муниципальных советах (включая Варшаву ), до конца 1930-х годов. Партия не пережила Шоа, Холокост. [ нужна ссылка ]
Территориалисты [ править ]
Территориалисты, отколовшиеся от сионистов после Седьмого сионистского конгресса в 1905 году, призывали к созданию достаточно большой и компактной еврейской территории (или территорий), не обязательно в Земле Израиля и не обязательно полностью автономной. Некоторые лидеры-территориалисты, такие как Нахман Сыркин , поддерживали социалистические версии сионизма , в то время как некоторые другие, такие как Люсьен Вольф , активно выступали против сионизма и продвигали антинационалистические идеи. Исаак Нахман Штейнберг , один из основателей Лиги Фриленда , придерживался антиавторитарных социалистических взглядов, как и его близкий друг Эрих Фромм , который поддерживал территориалистские идеи Штейнберга. [ нужна ссылка ]
Анархисты [ править ]
Хотя евреи в целом играли важную роль в международных анархистских движениях, многие еврейские анархисты активно продвигали язык и культуру идиш , уделяя особое внимание еврейским проблемам. В то время как большинство еврейских анархистов были нерелигиозными или даже категорически антирелигиозными, некоторые еврейские анархисты и антиавторитарные мыслители, такие как Мартин Бубер , раввин Иегуда Ашлаг , Исаак Нахман Штайнберг и Густав Ландауэр , были религиозными или религиозно настроенными и часто ссылались на Тору. Талмуд и другие традиционные иудаистские источники, утверждающие, что анархистские идеи глубоко укоренены в еврейской традиции. Еврейские анархисты считают, что в безгосударственном, свободном и разнообразном анархистском обществе у евреев будет больше возможностей для выражения своей индивидуальной и культурной автономии. Многие еврейские анархисты, пропагандируя универсальные интернационалистические ценности, активно участвовали в развитии идишской культуры и жизни еврейской общины. [ нужна ссылка ]
движениями существовало некоторое пересечение Между еврейским анархистским, фолькистским и территориалистским . Например, Исаак Нахман Штайнберг , известный лидер территориальности, придерживался анархистских взглядов. Большинство еврейских анархистов поддерживали анархо-синдикализм и коммунистический анархизм , в то время как некоторые были анархистами-индивидуалистами. Небольшое современное анархистское движение в Израиле очень активно участвует в акциях мира и палестинской солидарности. [ нужна ссылка ]
политические Современные движения еврейские
Сионизм продолжает оставаться центральным транснациональным политическим движением большинства евреев, хотя он раскололся на множество ветвей и философий, охватывающих политический спектр от левых до правых. Евреи также активно работают в правительстве многих стран, в которых они живут, а также в еврейских общественных организациях, которые часто занимают политические позиции. [ нужна ссылка ]
В Израиле [ править ]
За пределами Израиля [ править ]
В 20 веке евреи в Европе и Америке традиционно склонялись к левым политическим взглядам и сыграли ключевую роль в зарождении рабочего движения , а также социализма . Хотя евреи диаспоры также были представлены на консервативной стороне политического спектра, даже политически консервативные евреи были склонны поддерживать плюрализм более последовательно, чем многие другие элементы политических правых . [ нужна ссылка ] Дэниел Дж. Элазар связывает эту плюралистическую тенденцию с тем фактом, что от евреев не ожидается обращения в свою веру, и утверждает, что, в то время как христианство и ислам предполагают единое мировое государство, иудаизм этого не делает. [1] Отсутствие универсализирующей религии сочетается с тем фактом, что большинство евреев живут как меньшинства в своих странах и что никакого центрального еврейского религиозного органа не существует уже более 2000 лет. (См. список евреев в политике , который иллюстрирует разнообразие еврейской политической мысли и роли, которые евреи играли в политике.)
Существует также ряд еврейских светских организаций на местном, национальном и международном уровнях. Эти организации часто играют важную роль в еврейской общине. Большинство крупнейших групп, таких как Хадасса и Объединенные еврейские общины , имеют выборное руководство. [ нужна ссылка ] Ни одна светская группа не представляет всю еврейскую общину, и среди евреев часто возникают серьезные внутренние дебаты по поводу позиции, которую эти организации занимают в вопросах, касающихся еврейской общины в целом, таких как антисемитизм и политика Израиля. [ нужна ссылка ] Сегодня в Соединенных Штатах и Канаде преимущественно светские Объединенные еврейские общины (UJC), ранее известные как United Jewish Appeal (UJA), представляют более 150 еврейских федераций и 400 независимых общин по всей Северной Америке. В каждом крупном американском городе есть местная «Еврейская федерация», и во многих из них есть современные общественные центры и предоставляются услуги, в основном связанные со здравоохранением. Они собирают рекордные суммы денег на благотворительные и гуманитарные цели в Северной Америке и Израиле. Другие организации, такие как Антидиффамационная лига , Американский еврейский конгресс , Американский еврейский комитет , Американо-израильский комитет по связям с общественностью , Сионистская организация Америки, «Американцы за безопасный Израиль», «Бнай Брит» и «Агудат Исраэль», представляют различные сегменты американского общества. Еврейской общины по различным вопросам. [ нужна ссылка ]
XXI век принес изменения в политические взгляды еврейских общин диаспоры. В США и Канаде, двух крупнейших общинах еврейской диаспоры, избиратели переходят от либеральных к более консервативным взглядам. В 2011 году опрос избирателей Ipsos Reid на федеральных выборах в Канаде показал, что 52 процента избирателей-евреев поддержали консерваторов, 24 процента — либералов и 16 процентов — НДП, что отражает «огромный сдвиг в предпочтениях избирателей среди канадских Евреи». Этот сдвиг, похоже, отражает согласие с правым коалиционным правительством премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и его взглядами на безопасность Израиля. [2] Еврейская община Великобритании также склоняется к консерватизму в 21 веке, как показывает опрос, опубликованный изданием Jewish Chronicle в начале 2015 года. Из опрошенных британских евреев 69% проголосовали бы за Консервативную партию, а 22% проголосовали бы за Лейбористскую партию. Это резко контрастирует с остальной частью избирателей, у которых, согласно опросу BBC, консерваторы и лейбористы почти сравнялись примерно по трети каждый. Евреи, как правило, были частью британского среднего класса, традиционного дома Консервативной партии, хотя число евреев в рабочих общинах Лондона сокращается. Основной избирательный блок беднейших евреев Британии, состоящий в основном из ультраортодоксов, голосует «в массе» за консерваторов. Отношение к Израилю влияет на голосование трех из четырех британских евреев. [3] [4]
См. также [ править ]
- Иудаизм и политика
- Еврейские левые - Еврейские правые
- сионизм
- Космополитизм
- Еврейский вопрос
- Организатор Союза
Ссылки [ править ]
- ^ Вайнберг, Роберт. Революция 1905 года в Одессе: кровь на ступеньках . 1993, с. 164.
- ↑ Как происходит политический сдвиг среди еврейских избирателей в Канаде , The Globe and Mail, 28 сентября 2011 г.
- ^ Огромное большинство британских евреев проголосуют за Тори, показал опрос JC The JC.com, 7 апреля 2015 г.
- ↑ Как Эд Милибэнд потерял британских еврейских избирателей The Jewish Daily Forward, 8 апреля 2015 г.
- Дэвид Виталь, «Народ отдельно: политическая история евреев в Европе 1789–1939», Oxford University Press, 2001.
- Спецвыпуск журнала Лабиринт. Междисциплинарное ателье (на французском языке) было посвящено теме: Des Juifs contre l'émancipation. De Babylone à Benny Levy [Евреи против эмансипации: от Вавилона до Бенни Леви] (2007). Редакционная версия доступна в Интернете.