Всемирный израильский альянс
כל ישראל חבריםВсе друзья Израиля | |
Основан | 1860 |
---|---|
Цель | Гуманитаризм |
Штаб-квартира | Париж , Франция |
Официальный язык | французский , иврит |
Ключевые люди | Марк Айзенберг (президент) |
Принадлежности | иудаизм |
Веб-сайт | http://www.aiu.org/fr/ |
( Вселенский израильский альянс AIU ; иврит : כל ישראל חברים ; перевод «Всеобщий израильский альянс» ) — организация со штаб-квартирой в Париже международная еврейская , основанная в 1860 году с целью защиты прав человека евреев во всем мире. Он продвигает идеалы еврейской самообороны и самодостаточности посредством образования и профессионального развития. Организация известна созданием франкоязычных школ для еврейских детей по всему Средиземноморью , Ирану и бывшей Османской империи в 19 и начале 20 веков.
Девизом организации является еврейское раввинское предписание kol yisrael arevim ze laze ( כל ישראל ערבים זה לזה ), переведенное на французский язык как tous les israélites sont Solidaires les uns des autres ( перевод «все евреи ответственны друг за друга» ). [1]
История
[ редактировать ]В 1860 году «Всемирный израильский союз» приступил к осуществлению « цивилизаторской миссии » по развитию евреев Ближнего Востока через французское образование и культуру. [3] Он был основан Жюлем Карвалло , Исидором Каэном , Нарциссом Левеном (секретарем Адольфа Кремье ), Эли-Аристидом Астрюком и Эженом Мануэлем в мае 1860 года в Париже . [4] [5] и открыл свою первую школу в Тетуане , Марокко, в 1862 году. [6] Первоначальными членами общества были евреи, и, безусловно, наибольшее число его членов принадлежат к этой вере, но ассоциация пользовалась симпатией и сотрудничеством многих видных христиан. [ ВОЗ? ] Как указано в его проспекте, программа общества включала освобождение евреев от репрессивных и дискриминирующих законов, политических ограничений и их защиту в тех странах, где они подвергались преследованиям. [4]
Для достижения своих целей общество предлагало провести просветительскую кампанию через прессу и публикацию произведений по истории и жизни евреев. Однако вначале курс действий, принятый обществом для оказания помощи своим угнетенным братьям в других странах, заключался в том, чтобы заручиться заступничеством дружественных правительств от их имени. Таким образом, еще в 1867 году правительства Франции , Италии , Бельгии и Нидерландов поставили продление существующих договоров со Швейцарией в зависимость от предоставления этой страной полных гражданских и политических прав евреям. В 1878 году представители Альянса изложили положение евреев на Балканском полуострове перед Берлинским конгрессом , в результате чего Берлинский договор установил, что в Румынии , Сербии и Болгарии не должно проводиться никакой дискриминации в отношении какой-либо религии в распределение гражданских прав . [4]
Школы
[ редактировать ]Со временем деятельность Альянса стала более ориентированной на образование и особенно на улучшение благосостояния евреев. [4] Через два года после открытия первой школы в Тетуане в 1864 году в Багдаде открылась школа Альянса . [7] В 1870 году Чарльз Неттер , один из основателей «Всемирного израильского альянса» участок земли от Османской империи , получил в дар и открыл сельскохозяйственную школу «Миква Исраэль» , первую из сети еврейских школ в Палестине до создания государства . Израиля . Более 60 школ Альянса действовали на Османском Ближнем Востоке, в Иране и Северной Африке, предоставляя еврейским детям из бедных семей формальное начальное образование и профессиональное обучение. Многие учителя получили образование в педагогических школах Альянса в Турции и Франции. [8]
Альянс основал бесплатную школу в Иерусалиме в 1868 году. [9] За этим последовала Миква Исраэль недалеко от Яффо в 1870 году. [10] В 1882 году в Иерусалиме была открыта средняя школа для мальчиков. Амин аль-Хусейни был одним из их учеников. [11] Первоначальное здание на Яффо-роуд было снесено после 1967 года. [12]
В 1903 году сионистская группа «Бней Моше» должна была получить грант на открытие школы, но финансирование было прекращено из-за того, что Бени Моше настаивал на том, чтобы уроки проводились на иврите . В следующем году Альянс передал в дар собственность, которая позже стала школами Неве-Цедек (девочки) и Гимназия Хезлия (мальчики). [13] В 1906 году Альянс открыл среднюю школу для девочек в Иерусалиме. [14]
К 1900 году Alliance Israelite Universelle управлял 100 школами с общим количеством учащихся 26 000 человек. Наибольшие усилия были сосредоточены в Марокко, Тунисе и Турции. [6] После десятилетий преподавания исключительно на французском языке школы начали преподавать иврит своим ученикам после того, как одиннадцатый Сионистский конгресс настоял на том, чтобы в условиях современного возрождения иврита он был включен в учебную программу. [15]
В 1912 году у Альянса была 71 школа для мальчиков и 44 для девочек, школы в Багдаде, Иерусалиме, Танжере , Стамбуле , Бейруте , Каире , Дамаске и Салониках . Для евреев это был главный источник современного образования. [16]
В отчете 1930 года было обнаружено, что в Багдаде было 10 еврейских школ, в которых обучались 7182 ребенка. Двумя из них руководил Всемирный израильский альянс. Первоначально школой для мальчиков была школа Дэвида Сассуна , основанная в 1865 году. Альберт Сассун передал ее Альянсу в 1874 году. В ней обучалось 475 мальчиков. Преподавались четыре языка: иврит, арабский, французский и английский. Были занятия по естественным наукам, географии и истории. Все преподавалось на французском языке, за исключением моральных и религиозных дисциплин, которые велись на иврите. Школа Альянса для девочек была основана Элли Кадури с 1177 учениками и с аналогичной программой. [17]
В результате влияния франкоязычных школ иудео-испанский язык приобрел множество неологизмов из французского языка. [ нужна ссылка ]
Школы по странам
[ редактировать ]Школы в Израиле
[ редактировать ]Alliance israélite Universelle сегодня продолжает управлять десятками школ и образовательных программ в Израиле . Исторические школы включают среднюю школу Альянса в Тель-Авиве , Alliance israélite Universelle среднюю школу в Хайфе , среднюю школу Рене Кассена и Брауншвейгскую консервативную среднюю школу в Иерусалиме . В сеть также входит Школа для глухих в Иерусалиме, в которой вместе учатся глухие студенты, евреи и арабы с различными умственными и физическими недостатками. Микве Исраэль Молодежная деревня управляет государственной средней школой, государственно-религиозной средней школой, специализирующейся на естественных и естественных науках, науках об окружающей среде и биотехнологиях; и франко-израильская средняя школа, созданная в 2007 году по совместной инициативе правительств Израиля и Франции. [18]
Школы в Турции
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( декабрь 2023 г. ) |
Когда в 1860-х годах открылись школы с французским языком обучения, которыми управлял Alliance Israélite Universelle, позиции иудео-испанского языка (ладино) начали ослабевать на территориях Османской империи. [19] Иудео-испанский язык никогда в истории не использовался в качестве языка обучения, а был приобретен в семьях; поэтому иврит воспринимался как этнический язык обучения для евреев, используемый в империи по религиозным причинам. [20] Со временем иудео-испанский язык стал восприниматься как язык с низким статусом, поэтому люди избегали его изучения. [19]
Со временем иудео-испанский язык и культура пришли в упадок, и в 2017 году писательница Мелис Альфан описала иудео-испанский язык как «умирающий в Турции». [19]
Влияние на девочек и женщин
[ редактировать ]Всемирный израильский альянс (AIU) изменил и сформировал роли и возможности женщин в Северной Африке. До создания АИУ образование получали в основном девушки из богатых или раввинских семей. [21] Грамотность и квалифицированная подготовка предоставили возможность восходящей социальной мобильности, особенно еврейским девушкам из малообеспеченных семей, которые раньше не могли получить образование. Учебные программы включали фундаментальную математику, такую как арифметика, и изучение европейских предметов, таких как европейская география и французский язык. [21] Кроме того, девушки прошли профессиональную подготовку в таких областях, как рукоделие, шитье, бухгалтерия, секретарская работа, лабораторная работа и промышленная химия; это обучение способствовало экономической независимости еврейских женщин в регионе. [21] Многие североафриканские женщины также получили образование и подготовку в качестве учителей AIU во Франции, а затем вернулись в свои страны происхождения, чтобы преподавать.
Наряду с экономическими изменениями AIU также изменил культурные нормы для еврейских девочек в Магрибе. Прежде всего, AIU лоббировал увеличение типичного возраста вступления в брак с двенадцати до пятнадцати лет к 1948 году. [21] Эта меняющаяся роль женщин привела к разногласиям по поводу секуляризации еврейского общества посредством образования в западном стиле.
AIU и секуляризация
[ редактировать ]AIU и, в более общем смысле, французская колонизация некоторых районов Северной Африки передала образование из рук раввинов и религиозных лидеров в руки светских европейских инструкторов. В Алжире этот сдвиг привел к появлению юридического мандата: в 1845 году закон требовал, чтобы евреи Алжира были зарегистрированы во французских школах и посещали религиозную школу только в качестве дополнительного образования. [22] Хотя в AIU преподавали как светские, так и религиозные предметы, такие как иврит и библейская история, религиозные лидеры по-прежнему ставили под сомнение секуляризацию и сожалели о ней. [21]
Точно так же AIU пытался секуляризировать еврейскую правовую систему в Северной Африке. До колонизации евреи в Марокко действовали в своей правовой системе в соответствии с Галахой (еврейским законом). В 1913 году AIU обратился к французскому правительству с просьбой судить «коренных [еврейских] жителей» во французских судах, а не в раввинских трибуналах . [23]
Политическое влияние
[ редактировать ]Наряду с секуляризацией, AIU использовал свою власть для защиты политической ассимиляции евреев Магриби во французское общество. Преподаватели AIU сыграли важную роль в натурализации образованных марокканских евреев. [24]
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Президенты
[ редактировать ]- Луи-Жан Кенигсвартер (1860–1863)
- Адольф Кремье (1863–1867)
- Саломон Мунк (1867–1867)
- Адольф Кремье (1868–1880)
- Саломон Хаюм Гольдшмидт (1882–1898)
- Нарцисс Левен (1898–1915)
- Арнольд Неттер (1915–1920, временно исполняющий обязанности )
- Сильвен Леви (1920–1935)
- Арнольд Неттер (1936–1936)
- Жорж Левен (1936–1941)
- Рене Кассен (1943–1976)
- Жюль Брауншвиг (1976–1985)
- Адольф Стег (1985–2011)
- Марк Айзенберг (2011–)
Известные выпускники
[ редактировать ]- Дин Дин Авив — израильский поп- и фолк-певец.
- Галь Мекель (1988 г.р.), израильский баскетболист НБА [25]
- Ори Йогев , израильский бизнесмен
- Дэвид Альянс , британско-иранский бизнесмен
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лефф, Лиза Мозес (24 августа 2006 г.). Священные узы солидарности: рост еврейского интернационализма во Франции девятнадцатого века . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804752510 – через Google Книги.
- ^ Мрежен-О'Хана, Симона (2003). «Исаак-Якоб Адольф Кремье, юрист, политик, президент Центральной консистории и Всемирного израильского альянса» . Еврейский архив . 36 (2): 139–146. дои : 10.3917/aj.362.0139 . ISSN 0003-9837 .
- ^ Бейнин, Джоэл (24 августа 2005 г.). Рассеяние египетского еврейства: культура, политика и формирование современной диаспоры . Американский университет в Каире Press. ISBN 9789774248900 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б с д Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Гилман, округ Колумбия ; Пек, ХТ; Колби, FM, ред. (1905). . Новая международная энциклопедия (1-е изд.). Нью-Йорк: Додд, Мид.
- ^ «Всемирный израильский альянс» . Интернет-энциклопедия еврейской истории и культуры . дои : 10.1163/2468-8894_ejhc_com_0017 . Проверено 17 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Марк А. Тесслер (1994). История израильско-палестинского конфликта . Издательство Университета Индианы. п. 29. ISBN 978-0-253-20873-6 . OCLC 1020226308 .
- ^ Эппель, Майкл (1 января 1998 г.). «Элита, эффендийя и рост национализма и панарабизма в Хашимитском Ираке, 1921–1958» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 30 (2): 227–250. дои : 10.1017/S0020743800065880 . S2CID 163021316 – через www.academia.edu.
- ^ Льюис, Бернард (24 августа 1984 г.). Евреи ислама . Издательская группа Гринвуд. ISBN 9780691008073 – через Google Книги.
- ^ Парфитт, Тюдор (1987) Евреи в Палестине, 1800–1882 гг . Исследования Королевского исторического общества по истории (52). Вудбридж: опубликовано Бойделлом для Королевского исторического общества. ISBN 0-86193-209-9 стр.155
- ^ Сандерс, Рональд (1983) Высокие стены Иерусалима - история Декларации Бальфура и рождения британского мандата в Палестине . Холт, Райнхарт и Уинстон . ISBN 0-03-053971-4 . стр. 13
- ^ Блинко, Николас (2019) Благороднее, чем война. История футбола в Израиле и Палестине . Констебль. Лондон ISBN 978-1-47212-439-5 стр.27
- ^ Гилберт, Мартин (1996) Иерусалим в двадцатом веке. Чатто и Виндус. ISBN 0-7011-3070-9 . стр. 36
- ^ Бленко, стр. 45,46.
- ^ Гилберт стр.36
- ^ Гилберт, Израиль: История, (2008), стр.29
- ^ Аммиэль Алькалай (1993). После евреев и арабов: перестройка левантийской культуры . Университет Миннесоты Пресс. п. 44. ИСБН 978-1-4529-0001-8 . OCLC 748858670 .
- ^ Сассун, Дэвид Соломон (1949) История евреев Багдада . Опубликовано посмертно его сыном Соломоном Дэвидом Сассуном . 5709-1949. стр.171,172
- ^ «История Израиля Хаверима» .
- ^ Jump up to: а б с Альфан, Мелис (9 декабря 2017 г.). «Ладино: иудео-османский язык, который умирает в Турции» . Урриет . Проверено 25 декабря 2023 г.
- ^ Зетлер, Рейхан (2014). «Турецкие евреи между 1923 и 1933 годами – что означала турецкая политика между 1923 и 1933 годами для турецких евреев?» (PDF) . Бюллетень Швейцарского общества исследований иудаики (23): 26 (PDF, стр. 14/28). ОСЛК 865002828 .
- ^ Jump up to: а б с д и «Марокко: девятнадцатый и двадцатый века | Архив еврейских женщин» . jwa.org . Проверено 14 апреля 2018 г.
- ^ Тайеб-Карлен, Сара (23 февраля 2010 г.). Евреи Северной Африки: от Дидоны до Де Голля . Университетское издательство Америки. ISBN 9780761850441 .
- ^ Ласкиер, Майкл М. (1983). «Аспекты деятельности Вселенского израильского союза в еврейских общинах Ближнего Востока и Северной Африки: 1860-1918». Современный иудаизм . 3 (2): 147–171. дои : 10.1093/mj/3.2.147 . JSTOR 1396078 .
- ^ Ласкиер, Майкл М. (1 июня 1997 г.). Североафриканское еврейство в двадцатом веке: евреи Марокко, Туниса и Алжира . Нью-Йорк Пресс. ISBN 9780814752654 .
- ^ «Биография Гала Мекеля — GoShockers.com — официальный веб-сайт легкой атлетики штата Уичито» . Архивировано из оригинала 10 декабря 2014 г. Проверено 9 ноября 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ласкиер, Майкл М. Всемирный израильский союз и еврейские общины Марокко, 1862–1962 (1984) онлайн
- Леви, Ричард С., изд. Антисемитизм: Историческая энциклопедия предрассудков и преследований (Том 1. ABC-CLIO, 2005), стр. 10–12.
- Скиаркон, Джонатан. Образовательные оазисы в пустыне: школы для девочек Вселенского израильского союза в Османском Ираке, 1895–1915 гг. Государственный университет Нью-Йорка в Олбани (SUNY), 2017. 196 стр. ISBN 978-1-4384-6585-2 .
На французском языке
[ редактировать ]- Кция Авиали-Тевивиан, Путешествие в прошлое: рождается новый мир – XIX век , Под ред. Матах техн, 2003.
- Андре Шураки , Всемирный израильский альянс и современный еврейский ренессанс, 1860-1960 , PUF, 1965.
- Матиа Кам, Микве-Исраэль , ред. Матах техн. Фонд Ави Хай.
- Андре Каспи, История Всемирного израильского альянса - с 1860 года до наших дней , Ред. Арманд Колен, 2010.
- Нарцисс Левен, Пятьдесят лет истории: Всемирный израильский союз (1860-1910) , Париж, 1911.
- Аарон Родригес, Образование, общество и история: Всемирный израильский альянс , Институт Яд Бен-Цви, 1991.
- Шевалье-Карон, К. «Наследие деятельности Всемирного израильского альянса в отношениях между хозяевами и хозяевами в Монреале и Франции с 1950-х по 1980-е годы: случай миграций марокканского происхождения». Канадские еврейские исследования / Études Juives Canadiennes , 34 , 112–129, 2022. https://cjs.journals.yorku.ca/index.php/cjs/article/view/40294 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт (на французском языке)
- История Alliance Israelite Universelle
- Еврейская история Франции
- Еврейская сирийская история
- Сионизм во Франции
- Сионистские организации
- Еврейские образовательные организации
- Образование в Израиле
- 1860 заведений во Франции
- Образовательные организации, основанные в 1860 году.
- Образовательные организации во Франции
- Правозащитные организации, базирующиеся во Франции
- Светская еврейская культура во Франции
- Еврейская история Марокко
- Еврейская история Туниса
- Еврейская турецкая история
- Образование в Марокко
- Еврейская история Алжира
- Образование в Тунисе
- Образование в Турции
- Образование в Алжире