Jump to content

Всемирный израильский альянс

(Перенаправлено с Alliance Israelite Universelle )
Всемирный израильский альянс
כל ישראל חבריםВсе друзья Израиля
Основан 1860 ; 164 года назад ( 1860 )
Цель Гуманитаризм
Штаб-квартира Париж , Франция
Официальный язык
французский , иврит
Ключевые люди
Марк Айзенберг (президент)
Принадлежности иудаизм
Веб-сайт http://www.aiu.org/fr/
Вход в здание Исторического общества евреев Туниса и Вселенского израильского союза в Париже .

( Вселенский израильский альянс AIU ; иврит : כל ישראל חברים ; перевод «Всеобщий израильский альянс» ) — организация со штаб-квартирой в Париже международная еврейская , основанная в 1860 году с целью защиты прав человека евреев во всем мире. Он продвигает идеалы еврейской самообороны и самодостаточности посредством образования и профессионального развития. Организация известна созданием франкоязычных школ для еврейских детей по всему Средиземноморью , Ирану и бывшей Османской империи в 19 и начале 20 веков.

Девизом организации является еврейское раввинское предписание kol yisrael arevim ze laze ( כל ישראל ערבים זה לזה ), переведенное на французский язык как tous les israélites sont Solidaires les uns des autres ( перевод «все евреи ответственны друг за друга» ). [1]

Адольф Кремье , один из первых сторонников Альянса и его президент в 1863-67 и 1868-80 годах. [2]

В 1860 году «Всемирный израильский союз» приступил к осуществлению « цивилизаторской миссии » по развитию евреев Ближнего Востока через французское образование и культуру. [3] Он был основан Жюлем Карвалло , Исидором Каэном [ фр ] , Нарциссом Левеном (секретарем Адольфа Кремье ), Эли-Аристидом Астрюком и Эженом Мануэлем в мае 1860 года в Париже . [4] [5] и открыл свою первую школу в Тетуане , Марокко, в 1862 году. [6] Первоначальными членами общества были евреи, и, безусловно, наибольшее число его членов принадлежат к этой вере, но ассоциация пользовалась симпатией и сотрудничеством многих видных христиан. [ ВОЗ? ] Как указано в его проспекте, программа общества включала освобождение евреев от репрессивных и дискриминирующих законов, политических ограничений и их защиту в тех странах, где они подвергались преследованиям. [4]

Медаль Эммануэля Анно к 50-летию Вселенского израильского союза (1910 г.) в коллекции Еврейского музея Швейцарии , Базель (инв № JMS 557): Женское олицетворение с символикой Альянса. На другой стороне изображен Нарцисс Левен в профиль.

Для достижения своих целей общество предлагало провести просветительскую кампанию через прессу и публикацию произведений по истории и жизни евреев. Однако вначале курс действий, принятый обществом для оказания помощи своим угнетенным братьям в других странах, заключался в том, чтобы заручиться заступничеством дружественных правительств от их имени. Таким образом, еще в 1867 году правительства Франции , Италии , Бельгии и Нидерландов поставили продление существующих договоров со Швейцарией в зависимость от предоставления этой страной полных гражданских и политических прав евреям. В 1878 году представители Альянса изложили положение евреев на Балканском полуострове перед Берлинским конгрессом , в результате чего Берлинский договор установил, что в Румынии , Сербии и Болгарии не должно проводиться никакой дискриминации в отношении какой-либо религии в распределение гражданских прав . [4]

Ворота школы Вселенского израильского альянса (1882 г.) на Яффской дороге в Иерусалиме.
Надписи на фонтане перед бывшей школой Всемирного израильского союза на Родосе.

Со временем деятельность Альянса стала более ориентированной на образование и особенно на улучшение благосостояния евреев. [4] Через два года после открытия первой школы в Тетуане в 1864 году в Багдаде открылась школа Альянса . [7] В 1870 году Чарльз Неттер , один из основателей «Всемирного израильского альянса» участок земли от Османской империи , получил в дар и открыл сельскохозяйственную школу «Миква Исраэль» , первую из сети еврейских школ в Палестине до создания государства . Израиля . Более 60 школ Альянса действовали на Османском Ближнем Востоке, в Иране и Северной Африке, предоставляя еврейским детям из бедных семей формальное начальное образование и профессиональное обучение. Многие учителя получили образование в педагогических школах Альянса в Турции и Франции. [8]

Альянс основал бесплатную школу в Иерусалиме в 1868 году. [9] За этим последовала Миква Исраэль недалеко от Яффо в 1870 году. [10] В 1882 году в Иерусалиме была открыта средняя школа для мальчиков. Амин аль-Хусейни был одним из их учеников. [11] Первоначальное здание на Яффо-роуд было снесено после 1967 года. [12]

В 1903 году сионистская группа «Бней Моше» должна была получить грант на открытие школы, но финансирование было прекращено из-за того, что Бени Моше настаивал на том, чтобы уроки проводились на иврите . В следующем году Альянс передал в дар собственность, которая позже стала школами Неве-Цедек (девочки) и Гимназия Хезлия (мальчики). [13] В 1906 году Альянс открыл среднюю школу для девочек в Иерусалиме. [14]

К 1900 году Alliance Israelite Universelle управлял 100 школами с общим количеством учащихся 26 000 человек. Наибольшие усилия были сосредоточены в Марокко, Тунисе и Турции. [6] После десятилетий преподавания исключительно на французском языке школы начали преподавать иврит своим ученикам после того, как одиннадцатый Сионистский конгресс настоял на том, чтобы в условиях современного возрождения иврита он был включен в учебную программу. [15]

В 1912 году у Альянса была 71 школа для мальчиков и 44 для девочек, школы в Багдаде, Иерусалиме, Танжере , Стамбуле , Бейруте , Каире , Дамаске и Салониках . Для евреев это был главный источник современного образования. [16]

В отчете 1930 года было обнаружено, что в Багдаде было 10 еврейских школ, в которых обучались 7182 ребенка. Двумя из них руководил Всемирный израильский альянс. Первоначально школой для мальчиков была школа Дэвида Сассуна , основанная в 1865 году. Альберт Сассун передал ее Альянсу в 1874 году. В ней обучалось 475 мальчиков. Преподавались четыре языка: иврит, арабский, французский и английский. Были занятия по естественным наукам, географии и истории. Все преподавалось на французском языке, за исключением моральных и религиозных дисциплин, которые велись на иврите. Школа Альянса для девочек была основана Элли Кадури с 1177 учениками и с аналогичной программой. [17]

В результате влияния франкоязычных школ иудео-испанский язык приобрел множество неологизмов из французского языка. [ нужна ссылка ]

Школы по странам

[ редактировать ]

Школы в Израиле

[ редактировать ]
Женская школа Альянса в Иерусалиме, 1935 год.

Alliance israélite Universelle сегодня продолжает управлять десятками школ и образовательных программ в Израиле . Исторические школы включают среднюю школу Альянса в Тель-Авиве , Alliance israélite Universelle среднюю школу в Хайфе , среднюю школу Рене Кассена и Брауншвейгскую консервативную среднюю школу в Иерусалиме . В сеть также входит Школа для глухих в Иерусалиме, в которой вместе учатся глухие студенты, евреи и арабы с различными умственными и физическими недостатками. Микве Исраэль Молодежная деревня управляет государственной средней школой, государственно-религиозной средней школой, специализирующейся на естественных и естественных науках, науках об окружающей среде и биотехнологиях; и франко-израильская средняя школа, созданная в 2007 году по совместной инициативе правительств Израиля и Франции. [18]

Школы в Турции

[ редактировать ]

Когда в 1860-х годах открылись школы с французским языком обучения, которыми управлял Alliance Israélite Universelle, позиции иудео-испанского языка (ладино) начали ослабевать на территориях Османской империи. [19] Иудео-испанский язык никогда в истории не использовался в качестве языка обучения, а был приобретен в семьях; поэтому иврит воспринимался как этнический язык обучения для евреев, используемый в империи по религиозным причинам. [20] Со временем иудео-испанский язык стал восприниматься как язык с низким статусом, поэтому люди избегали его изучения. [19]

Со временем иудео-испанский язык и культура пришли в упадок, и в 2017 году писательница Мелис Альфан описала иудео-испанский язык как «умирающий в Турции». [19]

Влияние на девочек и женщин

[ редактировать ]

Всемирный израильский альянс (AIU) изменил и сформировал роли и возможности женщин в Северной Африке. До создания АИУ образование получали в основном девушки из богатых или раввинских семей. [21] Грамотность и квалифицированная подготовка предоставили возможность восходящей социальной мобильности, особенно еврейским девушкам из малообеспеченных семей, которые раньше не могли получить образование. Учебные программы включали фундаментальную математику, такую ​​​​как арифметика, и изучение европейских предметов, таких как европейская география и французский язык. [21] Кроме того, девушки прошли профессиональную подготовку в таких областях, как рукоделие, шитье, бухгалтерия, секретарская работа, лабораторная работа и промышленная химия; это обучение способствовало экономической независимости еврейских женщин в регионе. [21] Многие североафриканские женщины также получили образование и подготовку в качестве учителей AIU во Франции, а затем вернулись в свои страны происхождения, чтобы преподавать.

Наряду с экономическими изменениями AIU также изменил культурные нормы для еврейских девочек в Магрибе. Прежде всего, AIU лоббировал увеличение типичного возраста вступления в брак с двенадцати до пятнадцати лет к 1948 году. [21] Эта меняющаяся роль женщин привела к разногласиям по поводу секуляризации еврейского общества посредством образования в западном стиле.

AIU и секуляризация

[ редактировать ]

AIU и, в более общем смысле, французская колонизация некоторых районов Северной Африки передала образование из рук раввинов и религиозных лидеров в руки светских европейских инструкторов. В Алжире этот сдвиг привел к появлению юридического мандата: в 1845 году закон требовал, чтобы евреи Алжира были зарегистрированы во французских школах и посещали религиозную школу только в качестве дополнительного образования. [22] Хотя в AIU преподавали как светские, так и религиозные предметы, такие как иврит и библейская история, религиозные лидеры по-прежнему ставили под сомнение секуляризацию и сожалели о ней. [21]

Точно так же AIU пытался секуляризировать еврейскую правовую систему в Северной Африке. До колонизации евреи в Марокко действовали в своей правовой системе в соответствии с Галахой (еврейским законом). В 1913 году AIU обратился к французскому правительству с просьбой судить «коренных [еврейских] жителей» во французских судах, а не в раввинских трибуналах . [23]

Политическое влияние

[ редактировать ]

Наряду с секуляризацией, AIU использовал свою власть для защиты политической ассимиляции евреев Магриби во французское общество. Преподаватели AIU сыграли важную роль в натурализации образованных марокканских евреев. [24]

Президенты

[ редактировать ]

Известные выпускники

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Лефф, Лиза Мозес (24 августа 2006 г.). Священные узы солидарности: рост еврейского интернационализма во Франции девятнадцатого века . Издательство Стэнфордского университета. ISBN  9780804752510 – через Google Книги.
  2. ^ Мрежен-О'Хана, Симона (2003). «Исаак-Якоб Адольф Кремье, юрист, политик, президент Центральной консистории и Всемирного израильского альянса» . Еврейский архив . 36 (2): 139–146. дои : 10.3917/aj.362.0139 . ISSN   0003-9837 .
  3. ^ Бейнин, Джоэл (24 августа 2005 г.). Рассеяние египетского еврейства: культура, политика и формирование современной диаспоры . Американский университет в Каире Press. ISBN  9789774248900 – через Google Книги.
  4. ^ Jump up to: а б с д Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Гилман, округ Колумбия ; Пек, ХТ; Колби, FM, ред. (1905). «Всемирный израильский альянс» . Новая международная энциклопедия (1-е изд.). Нью-Йорк: Додд, Мид.
  5. ^ «Всемирный израильский альянс» . Интернет-энциклопедия еврейской истории и культуры . дои : 10.1163/2468-8894_ejhc_com_0017 . Проверено 17 июля 2021 г.
  6. ^ Jump up to: а б Марк А. Тесслер (1994). История израильско-палестинского конфликта . Издательство Университета Индианы. п. 29. ISBN  978-0-253-20873-6 . OCLC   1020226308 .
  7. ^ Эппель, Майкл (1 января 1998 г.). «Элита, эффендийя и рост национализма и панарабизма в Хашимитском Ираке, 1921–1958» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 30 (2): 227–250. дои : 10.1017/S0020743800065880 . S2CID   163021316 – через www.academia.edu.
  8. ^ Льюис, Бернард (24 августа 1984 г.). Евреи ислама . Издательская группа Гринвуд. ISBN  9780691008073 – через Google Книги.
  9. ^ Парфитт, Тюдор (1987) Евреи в Палестине, 1800–1882 гг . Исследования Королевского исторического общества по истории (52). Вудбридж: опубликовано Бойделлом для Королевского исторического общества. ISBN   0-86193-209-9 стр.155
  10. ^ Сандерс, Рональд (1983) Высокие стены Иерусалима - история Декларации Бальфура и рождения британского мандата в Палестине . Холт, Райнхарт и Уинстон . ISBN   0-03-053971-4 . стр. 13
  11. ^ Блинко, Николас (2019) Благороднее, чем война. История футбола в Израиле и Палестине . Констебль. Лондон ISBN   978-1-47212-439-5 стр.27
  12. ^ Гилберт, Мартин (1996) Иерусалим в двадцатом веке. Чатто и Виндус. ISBN   0-7011-3070-9 . стр. 36
  13. ^ Бленко, стр. 45,46.
  14. ^ Гилберт стр.36
  15. ^ Гилберт, Израиль: История, (2008), стр.29
  16. ^ Аммиэль Алькалай (1993). После евреев и арабов: перестройка левантийской культуры . Университет Миннесоты Пресс. п. 44. ИСБН  978-1-4529-0001-8 . OCLC   748858670 .
  17. ^ Сассун, Дэвид Соломон (1949) История евреев Багдада . Опубликовано посмертно его сыном Соломоном Дэвидом Сассуном . 5709-1949. стр.171,172
  18. ^ «История Израиля Хаверима» .
  19. ^ Jump up to: а б с Альфан, Мелис (9 декабря 2017 г.). «Ладино: иудео-османский язык, который умирает в Турции» . Урриет . Проверено 25 декабря 2023 г.
  20. ^ Зетлер, Рейхан (2014). «Турецкие евреи между 1923 и 1933 годами – что означала турецкая политика между 1923 и 1933 годами для турецких евреев?» (PDF) . Бюллетень Швейцарского общества исследований иудаики (23): 26 (PDF, стр. 14/28). ОСЛК   865002828 .
  21. ^ Jump up to: а б с д и «Марокко: девятнадцатый и двадцатый века | Архив еврейских женщин» . jwa.org . Проверено 14 апреля 2018 г.
  22. ^ Тайеб-Карлен, Сара (23 февраля 2010 г.). Евреи Северной Африки: от Дидоны до Де Голля . Университетское издательство Америки. ISBN  9780761850441 .
  23. ^ Ласкиер, Майкл М. (1983). «Аспекты деятельности Вселенского израильского союза в еврейских общинах Ближнего Востока и Северной Африки: 1860-1918». Современный иудаизм . 3 (2): 147–171. дои : 10.1093/mj/3.2.147 . JSTOR   1396078 .
  24. ^ Ласкиер, Майкл М. (1 июня 1997 г.). Североафриканское еврейство в двадцатом веке: евреи Марокко, Туниса и Алжира . Нью-Йорк Пресс. ISBN  9780814752654 .
  25. ^ «Биография Гала Мекеля — GoShockers.com — официальный веб-сайт легкой атлетики штата Уичито» . Архивировано из оригинала 10 декабря 2014 г. Проверено 9 ноября 2013 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ласкиер, Майкл М. Всемирный израильский союз и еврейские общины Марокко, 1862–1962 (1984) онлайн
  • Леви, Ричард С., изд. Антисемитизм: Историческая энциклопедия предрассудков и преследований (Том 1. ABC-CLIO, 2005), стр. 10–12.
  • Скиаркон, Джонатан. Образовательные оазисы в пустыне: школы для девочек Вселенского израильского союза в Османском Ираке, 1895–1915 гг. Государственный университет Нью-Йорка в Олбани (SUNY), 2017. 196 стр. ISBN   978-1-4384-6585-2 .

На французском языке

[ редактировать ]
  • Кция Авиали-Тевивиан, Путешествие в прошлое: рождается новый мир – XIX век , Под ред. Матах техн, 2003.
  • Андре Шураки , Всемирный израильский альянс и современный еврейский ренессанс, 1860-1960 , PUF, 1965.
  • Матиа Кам, Микве-Исраэль , ред. Матах техн. Фонд Ави Хай.
  • Андре Каспи, История Всемирного израильского альянса - с 1860 года до наших дней , Ред. Арманд Колен, 2010.
  • Нарцисс Левен, Пятьдесят лет истории: Всемирный израильский союз (1860-1910) , Париж, 1911.
  • Аарон Родригес, Образование, общество и история: Всемирный израильский альянс , Институт Яд Бен-Цви, 1991.
  • Шевалье-Карон, К. «Наследие деятельности Всемирного израильского альянса в отношениях между хозяевами и хозяевами в Монреале и Франции с 1950-х по 1980-е годы: случай миграций марокканского происхождения». Канадские еврейские исследования / Études Juives Canadiennes , 34 , 112–129, 2022. https://cjs.journals.yorku.ca/index.php/cjs/article/view/40294 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8353ad038ba2440f8f4acba47970b686__1722051240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/83/86/8353ad038ba2440f8f4acba47970b686.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alliance Israélite Universelle - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)