История евреев в Мали
Общая численность населения | |
---|---|
1,000 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Тимбукту | |
Языки | |
французский , арабский , ладино | |
Религия | |
иудаизм |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История евреев в . Мали восходит к 8 веку нашей эры Сегодня около 1000 потомков евреев живут в Мали, в основном в Тимбукту или вблизи него .
История [ править ]
Еврейская история Мали начинается в VIII веке, когда многоязычные афро-евреи- радханиты впервые поселились в Тимбукту в империи Сонгай . Эти средневековые купцы основали в городе торговый центр, от которого через пустыню была создана сеть торговых путей.
После 1492 года в Мали прибыло еще больше евреев после изгнания евреев из Испании . В XIV и XV веках в Тимбукту поселились евреи-сефарды из Португалии и Испании. В 1492 году Аския Мухаммед I , правитель династии Аскии империи Сонгай , угрожал евреям смертью, если они откажутся принять ислам . Хотя некоторые евреи решили принять ислам, большинство бежало. В 1526 году берберский из Андалусии историк Лео Африканский описал преследование правителем еврейской общины: «Король (Аския) является заклятым врагом евреев. Он не позволит никому жить в городе. Если он услышит это, то скажет, что Берберский купец часто посещает их или ведет с ними дела, он конфискует их товары».
В 1496 году еврейская была основана , в Тиндирме иберийскими изгнанными евреями-сефардами, из Испании и Португалии община . [2]
В 1860 году марокканский раввин Мордехай Аби Серур поселился в Тимбукту вместе с несколькими другими марокканскими евреями, чтобы заняться торговлей. Раввину удалось договориться с местными властями, чтобы получить защищенный статус для общины . Община смогла основать новую синагогу в Тимбукту, а также еврейское кладбище.
К началу 1900-х годов в Мали не осталось организованной еврейской общины.
В 1963 году этническое самосознание потомков евреев, проживающих в Тиндирме, возродилось после того, как местные рыбаки захотели построить деревню на месте останков кладбища Аль-Яхуди , что вызвало сопротивление местных евреев. [3]
В 1990-х годах в Тимбукту началось возрождение еврейской идентичности, когда « скрытые евреи » начали воссоединяться со своими еврейскими корнями. Эти малийцы еврейского происхождения преимущественно мусульмане . Исмаэль Диади Хайдара, историк из Тимбукту, основал Захор (Ассоциацию дружбы Тимбукту с еврейским миром), организацию малийцев еврейского происхождения, большинство из которых являются мусульманами. Эта организация и другие организации еврейского происхождения в Мали работали над раскрытием забытой еврейской истории Мали, которая ранее скрывалась, чтобы избежать преследований . [4] В 1996 году Захор опубликовал манифест, в котором объявил себя евреями и потомками евреев Туата , региона на краю Сахары в западном Алжире. [5]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «ТИМБУКТУ (МАЛИ)» . Шавей Исраэль . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ «За пределами Сахары: раскрытие еврейской идентичности в Южном Марокко и по всей Сахаре» (PDF) . Уфахаму: Журнал африканских исследований . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ «ТИНДЕРМА (Тиндирма):» . Проект Международного еврейского кладбища . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ «Виртуальный тур по еврейской истории Мали» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ «Захор» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 14 марта 2023 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Мали , здесь были евреи
- История евреев в Африке
- Алжирско-еврейская диаспора
- Арабо-еврейская культура
- Крипто-иудаизм
- Евреи и иудаизм в Мали
- Марокканская диаспора в Африке
- Марокканско-еврейская диаспора
- Португальско-еврейская диаспора в Африке
- Религия в Мали
- Сефардская еврейская культура в Африке
- Испанская диаспора в Африке
- Испано-еврейская диаспора