История евреев в Японии
японские евреи יהודים יפניםЯпонские евреи | |
---|---|
Общая численность населения | |
~ 2,000 (2014) [ нужна ссылка ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Только вокруг мегаполисов, таких как Токио , Кобе. | |
Языки | |
английский , иврит , японский | |
Религия | |
иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
израильтяне |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История евреев . в Японии хорошо документирована в наше время, с различными традициями, относящимися к гораздо более ранним эпохам
Статус евреев в Японии [ править ]
Евреи и их культура на сегодняшний день являются одной из самых незначительных этнических и религиозных групп в Японии . [ когда? ] состоящий всего от 300 до 2000 человек или примерно от 0,0016% до 0,0002% от общей численности населения Японии . [ нужна ссылка ] Почти все они не являются гражданами Японии и почти все являются иностранцами, временно проживающими в Японии. [1]
История [ править ]
поселения Ранние
В 1572 году испанские неаполитанские евреи , принявшие христианство, чтобы спастись, прибыли в Нагасаки на черных кораблях из португальского Макао . Оставшись в Нагасаки, некоторые из них вернулись в иудаизм, даже вернув себе свои фамилии (в частности, левиты ).
В 1586 году община, состоявшая тогда как минимум из трех постоянных семей, была перемещена войсками Симадзу . Евреи Сетцу поглотили некоторых из них в свою общину (на тот момент население насчитывало более 130 евреев), а меньшинство ушло или умерло. [ нужна ссылка ]
Эдо [editПериод
Бернар Жан Беттельхайм , христианский миссионер с британским гражданством, который родился и вырос венгерским евреем, проживал со своей семьей в буддийском храме Гококу-дзи в Нахе , главном портовом городе Королевства Рюкю (сегодня префектура Окинава ), с 1846 по 1854 год. . Сегодня у храма установлен памятник. [2]
В 1861 году погромные беженцы из России и Польши перебрались в порт Нагасаки; это были первые евреи в Нагасаки примерно с 1584 года. [ нужна ссылка ]
В 1867 году за неделю еврейская община Сетцу оказалась на грани исчезновения. [ нужны разъяснения ] , исчезнувший вообще после реставрации Мэйдзи . [ нужна ссылка ]
К концу периода Эдо , с приходом коммодора Мэтью Перри после подписания Канагавской конвенции и окончания внешней политики Японии «закрытых дверей», еврейские семьи снова начали селиться в Японии. Первые зарегистрированные еврейские поселенцы прибыли в Иокогаму в 1861 году. К 1895 году эта община, насчитывавшая к тому времени около 50 семей, основала первую синагогу в Японии эпохи Мэйдзи . [3] Часть этой общины позже переехала в Кобе после великого землетрясения в Канто в 1923 году.
Еще одно раннее еврейское поселение было основано в 1880-х годах в Нагасаки , большом японском портовом городе, открытом португальцами для внешней торговли . Это сообщество было больше, чем в Иокогаме, и состояло из более чем 100 семей. Именно здесь в 1894 году была создана синагога Бет-Исраэль. Поселение постоянно росло и оставалось активным, пока в конечном итоге не пришло в упадок из-за русско-японской войны в начале 20 века. общины Свиток Торы в конечном итоге будет передан евреям Кобе, группе, сформированной из освобожденных российских еврейских военнопленных, участвовавших в царской армии и русской революции 1905 года .
С середины 1920-х до 1950-х годов еврейская община Кобе была крупнейшей еврейской общиной Японии, образованной сотнями евреев, прибывших из России (происходивших из маньчжурского города Харбин ), Ближнего Востока (в основном из Ирака и Сирии ), а также из стран Центральной и Восточной Европы (в первую очередь Германии ). Здесь была и ашкеназская , и сефардская синагоги. [4] В это время еврейская община Токио (ныне крупнейшая в Японии) медленно росла за счет прибытия евреев из США , Западной Европы и России.
Императорская Япония [ править ]
В 1905 году, в конце русско-японской войны, община Нагасаки вымерла. В то время как в Кобе формируется иракская община (около 40 семей в 1941 году). После большевистской революции , 1917 года в России в Японии взорвался антисемитизм причем многие обвиняли евреев в «природе» революции. [5]
Некоторые японские лидеры, такие как капитан Инузука Корэсигэ (犬塚 惟重), полковник Ясуэ Норихиро (安江 仙弘) и промышленник Айкава Ёсисуке (鮎川 義介), пришли к выводу, что экономическая и политическая мощь евреев может быть использована Японией посредством контролируемой иммиграции и что такая политика также обеспечит благосклонность Соединенных Штатов через влияние американского еврейства . Хотя были предприняты усилия по привлечению еврейских инвестиций и иммигрантов, план был ограничен желанием правительства не вмешиваться в его союз с нацистской Германией . В конечном счете, финансирование поселений и снабжение поселенцев было оставлено на усмотрение мировой еврейской общины, и план не смог привлечь значительное долгосрочное население или создать стратегические выгоды для Японии, которых ожидали его создатели. В 1937 году Япония вторглась в Китай, и посол Японии во Франции сообщил правящей японской власти, что «английские, американские и французские еврейские плутократы» возглавляют оппозицию вторжению. [5]
6 декабря 1938 года Совет пяти министров ( премьер-министр Фумимаро Коноэ , министр армии Сейширо Итагаки , министр военно-морского флота Мицумаса Ёнаи , министр иностранных дел Хачиро Арита и министр финансов Сигеаки Икеда ), который был высшим советом, принимающим решения, принял решение о запрете изгнание евреев из Японии. [6] [7] Однако с подписанием Германо-японского антикоминтерновского пакта в 1936 году и Трехстороннего договора в сентябре 1940 года антисемитизм получил более формальную основу в некоторых правящих кругах Токио. [5] Тем временем японская общественность подверглась кампании клеветы, которая создала популярный образ, известный как Юдаяка, или «еврейская опасность». [5]
Во время Второй мировой войны некоторые считали Японию безопасным убежищем от Холокоста , несмотря на то, что она была частью Оси и союзником Германии. Евреи, пытавшиеся бежать из оккупированной немцами Польши , не смогли преодолеть блокаду вблизи Советского Союза и Средиземного моря и были вынуждены пройти через нейтральную страну Литву (которая была оккупирована воюющими сторонами в июне 1940 года, сначала Советским Союзом , а затем Германией). а потом снова Советский Союз ). Из прибывших многие (около 5000) были отправлены в Голландскую Вест-Индию по так называемым визам Кюрасао , выданным голландским консулом Яном Звартендейком . [8] и японские визы, выданные Тиунэ Сугихарой , японским консулом в Литве. Звартендейк пошел против правил голландского консульства, а Сугихара проигнорировал его приказ и выдал тысячам евреев въездные визы в Японию, рискуя своей карьерой. Вместе оба консула спасли более 6000 жизней.
Сообщается, что Сугихара сотрудничал с польской разведкой в рамках более масштабного плана японо-польского сотрудничества. [9] Им удалось бежать через огромную территорию России поездом до Владивостока , а затем на лодке до Кобе в Японии. Беженцы - 2185 человек - прибыли в Японию с августа 1940 года по июнь 1941 года. Тадеуш Ромер , посол Польши в Токио , сумел получить транзитные визы в Японии; визы убежища в Канаду, Австралию, Новую Зеландию и Бирму; иммиграционные сертификаты в Палестину; и иммиграционные визы в США и некоторые страны Латинской Америки.
Большинству евреев было разрешено и рекомендовано переехать из Японии в Шанхайское гетто , в Китае находившееся под японской оккупацией на время Второй мировой войны. Наконец, Тадеуш Ромер прибыл в Шанхай 1 ноября 1941 года, чтобы продолжить акцию в защиту еврейских беженцев. [10] Среди спасенных в Шанхайском гетто были лидеры и студенты Мирской ешивы , единственной европейской ешивы, пережившей Холокост . Они – около 400 человек – бежали из Мира в Вильно с началом Второй мировой войны в 1939 году, а затем в Кейдан , Литва. В конце 1940 года они получили визы от Тиуне Сугихары, чтобы поехать из Кейдана (тогда Литовская ССР ) через Сибирь и Владивосток в Кобе , Япония. [11] К ноябрю 1941 года японцы перевезли эту группу и большинство других в Шанхайское гетто, чтобы консолидировать евреев под своим контролем. [12]
Секретарь маньчжурской миссии в Берлине Ван Тифу (王, 替夫. 1911–) также выдал визы 12 000 беженцев, включая евреев, с июня 1939 по май 1940 года. [13] [14]
На протяжении всей войны японское правительство постоянно отклоняло некоторые просьбы правительства Германии о проведении антисемитской политики. Однако некоторые евреи, проживавшие на оккупированных Японией территориях, были интернированы в лагерях для задержанных в Малайзии и Нидерландской Ост-Индии. [5] Евреев на Филиппинах также обвиняли в участии в операциях на черном рынке, манипулировании ценами и шпионаже. [5] В конце концов представители нацистов оказали давление на японскую армию, чтобы она разработала план по уничтожению еврейского населения Шанхая, и это давление в конечном итоге стало известно руководству еврейской общины. Однако японцы не собирались еще больше провоцировать гнев союзников и поэтому на время отложили запрос Германии, в конечном итоге полностью отклонив его. Одним из ортодоксальных еврейских учреждений, спасенных таким образом, была литовская «Хареди иешива Мир» . Японское правительство и народ предложили евреям временное убежище, медицинские услуги, еду, транспорт и подарки, но предпочли, чтобы они переехали и поселились в оккупированном японцами Шанхае. [ нужна ссылка ]
На решение объявить Шанхайское гетто в феврале 1943 года повлиял полицейский атташе посольства Германии в Токио Йозеф Майзингер . Осенью 1942 года он провел длительные переговоры с Министерством внутренних дел Японии. Поскольку японцы в большинстве своем не были антисемитами, он использовал их страх перед шпионажем, чтобы спровоцировать действия против еврейской общины. Японцам он заявил, что ему приказали из Берлина сообщить им все имена «антинацистов» среди жителей Германии. Затем он заявил, что «антинацисты» всегда были «антияпонцами», и добавил, что «антинацистами» были в первую очередь немецкие евреи, из которых 20 000 эмигрировали в Шанхай . Антисемитская интрига Мейзингера сработала. В ответ на его заявления японцы потребовали от Мейзингера список всех «антинацистов». Этот список, как позже подтвердил личный секретарь Мейзингера, уже был подготовлен. Посоветовавшись с генералом Мюллером , Мейзингер передал список Министерству внутренних дел Японии и Кенпейтай в конце 1942 года. В списке содержались, в частности, имена всех евреев, имеющих немецкие паспорта в Германии. Япония . Карл Гамель, переводчик Мейзингера, присутствовавший на беседах с японскими властями, позже свидетельствовал, что это вмешательство привело к «настоящей травле антинацистов» и к «интернированию довольно большого количества людей». Он добавил, что "этот тезис можно рассматривать как основное объяснение деятельности г-на Мейзингера в Японии в отношении раскола немецкой общины на нацистов и антинацистов". Эти показания Карла Гамеля специалистам по допросам союзников долгое время хранились в строгой тайне. Во время судебных процессов о компенсациях узникам Шанхайского гетто в 1950-х годах бывшие немецкие дипломаты смогли убедить судей, что провозглашение гетто было суверенным актом японцев и не имело отношения к властям Германии. [15]
В конце войны около половины евреев, находившихся на территориях, контролируемых Японией, позже перебрались в Западное полушарие (например, в США и Канаду ), а остальные переехали в другие части мира, в основном в Израиль .
С 1920-х годов в Японии время от времени происходили события и заявления, отражающие антисемитизм . [16] обычно пропагандируется маргинальными элементами и бульварными газетами .
Послевоенная Япония [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Ноябрь 2015 г. ) |
Из немногих евреев, которые остались в Японии после Второй мировой войны, большое количество уехало, многие перебрались в страну, которая впоследствии стала Израилем . Некоторые другие женились на местных жителях и ассимилировались в японском обществе.
проживает несколько сотен еврейских семей В настоящее время в Токио , а также небольшое количество еврейских семей в Кобе и его окрестностях . Небольшое количество еврейских эмигрантов из других стран проживают по всей Японии временно для бизнеса, исследований, каникул или для множества других целей.
всегда есть евреи, В вооруженных силах США которые служат на Окинаве и на других американских военных базах по всей Японии. В лагере Фостер на Окинаве есть специальная еврейская часовня, где еврейская община Окинавы поклоняется с 1980-х годов. На Окинаве на протяжении последних четырех десятилетий постоянно присутствуют раввины, служащие военными капелланами.
В Токио есть общественные центры, обслуживающие еврейские общины. [17] и Кобе. [18] Организация Хабад-Любавич имеет два официальных центра в Токио и Кобе. [19] и есть еще один дом Хабада, которым управляет раввин Йехезкель Биньомин Эдери, мезихист . [20]
В культурной сфере каждый год сотни, если не тысячи евреев посещают Мемориальный музей Тиунэ Сугихара, расположенный в Яоцу , префектура Гифу, в центральной Японии. Могила Тиуне Сугихары в Камакуре — место, где еврейские посетители выражают свое почтение. Считается, что действия Сугихары по выдаче действительных транзитных виз спасли жизни около 6000 евреев, которые бежали через Россию во Владивосток, а затем в Японию, спасаясь из концентрационных лагерей. [21] В той же префектуре многие евреи также посещают город Такаяма.
Раввины [ править ]
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( май 2010 г. ) |
община Токийская еврейская
- Раввин Герман Дикер , 1960–1963, православный.
- Раввин Марвин Токайер , 1968–1976, православный.
- Раввин Джонатан З. Мальцман , 1980–1983, консерватор.
- Раввин Михаэль Шудрих , консерватор, 1983–1989 гг.
- Раввин Моше Зильбершайн , 1989–1992, консерватор.
- Раввин Джим Лебо , 1993–1997, консерватор.
- Джим Лебо — брат раввина Уильяма Лебо , бывшего декана раввинской школы Еврейской теологической семинарии Америки .
- Раввин Карни Шалом Роуз , 1998–1999, консерватор.
- Раввин Эллиот Мармон , 1999–2002 гг., консерватор.
- Раввин Анри Ноах , 2002–2008 гг., консерватор.
- Раввин Рэйчел Смуклер , реформист, временный раввин
- Раввин Антонио Ди Джезу , 2009–2013 гг., консерватор.
- Раввин Давид Кунин , 2013–2022 гг., консерватор.
- Раввин Эндрю Шеер, 2022 – настоящее время, православный.
Хабад [ править ]
- Раввин Менди Судакевич
- Раввин Йехезкель Биньомин Эдери
Кобе Еврейская община
- Маатуф раввина Гаона , 1998–2002 гг.
- Раввин Асаф Тоби , 2002–2006 гг.
- Раввин Йерахмиэль Штраусберг , 2006–2008 гг.
- Хагай Блюменталь, 2008–2009 гг., мирянин
- Daniel Moskovich, 2009–2010, lay leader
- Раввин Дэвид Гинголд , 2010–2013 гг.
- Раввин Шмуэль Вишедский , 2014 – настоящее время.
Окинавы Еврейская община
- Раввин Йонатан Уоррен , 2011–2014 гг.
- Раввин Йонина Кредитор , 2013–2016 гг.
- Раввин Давид Бауман , 2016–2017 гг.
- Раввин Йонатан Гринберг , 2018 – настоящее время
- Раввин Леви Пекар , 2019 – настоящее время
Японии известных Список евреев
- Авраам Кауфман
- Алан Теренс Кавараи Лефор , доктор медицинских наук, магистр здравоохранения, доктор технических наук FACS, профессор хирургии, почетный профессор Медицинского университета Джичи
- Алан Меррилл
- Альберт Моссе
- Альфред Бирнбаум
- Ари Селинджер
- Аяко Фуджитани , писательница и актриса
- Ави Шафер
- Барак Кушнер
- Беате Сирота Гордон , бывший директор исполнительских искусств Японского общества и Азиатского общества
- Бен-Ами Шиллони , израильский японовед.
- Хаим Яновский
- Чарльз Луи Кадес
- И Каличман
- Дэвид Дж. Гудман , японовед [22]
- Эмиль Орлик
- Эммануэль Меттер
- Фумико Кометани , писатель и художник
- Генрих Бюргер
- Хенрик Липшиц
- Хошитанго Имачи , урожденный Имачи Марсело Саломон
- Джек Халперн , израильский лингвист, знаток кандзи
- Джей Рубин [ нужна ссылка ]
- Джон Натан
- Джозеф Розенсток , дирижер Симфонического оркестра NHK
- Джули Дрейфус
- Карл Таро Гринфельд , журналист и писатель
- Клаус Прингсхайм-старший
- Курт Сингер
- Леонид Крейцер , пианист
- Leo Sirota
- Людвиг Рисс
- Манфред Гурлитт
- Мартин «Марти» Адам Фридман , рок-гитарист
- Макс Яновский
- Майкл Коган , основатель Taito
- Офер Фельдман , профессор университета
- Питер Бертон , японовед
- Питер Франкл , венгерский математик
- Рэйчел Элиор
- Рафаэль Шойер
- Рена «Расти» Канокоги, урожденная Гликман
- Роджер Пулверс
- Сэцузо (Авраам) Коцуджи , профессор иврита
- Шауль Айзенберг , бизнесмен
- Шифра Хорн
- Суйрен Хигасино , женщина-фотограф, модель [23]
- Суламифь Мессерер
- Шимон Гольдберг
- Яаков Либерман
- Yakov Zinberg , Prof., Kokushikan University
- Зерах Вархафтиг
- Кандзи (Ицхак) Исидзуми ( японский : 石角湾尔 ) [24]
- Салли Вейл [25]
- Цви Садан , израильский эсперантист
- Хидео Леви
- Питер Баракан
- Стивен Сигал
Люди еврейского происхождения [ править ]
Беженцы, короткие эмигранты [ править ]
- Адольф (Арон) Моисей Поллак (Рыцарь) Рудина [27] [28] [29]
- Альберт Кан (банкир)
- Эмиль Ледерер
- Франц Оппенгеймер
- Джордж В. Ф. Халлгартен
- Хайим Селиг Слонимский
- Карл Киндерманн , переводчик и информатор гестапо. [30]
- Карл Лёвит
- Лео Меламед
- Мирра Альфасса
- Моше Ацмон
- Норман Мейлер
- Роберт Алан Фельдман [31]
- Сэмюэл Исаак Джозеф Шерешевский ( Кристиан )
связанные Другие люди , Японии
Послы [ править ]
Фильмы [ править ]
- Еврейская соул-музыка: Искусство Гиоры Фейдмана (1980). Режиссер Ури Барбаш.
См. также [ править ]
- Религия в Японии
- Синго, Аомори - японская деревня, куда, как утверждается, сбежал Иисус Христос.
- Антисемитизм в Японии
- Израильско-японские отношения (с 1952 г.)
- Этнические проблемы в Японии
- Еврейское поселение в Японской империи
- План Фугу (1934, 1938)
- Предложение о расовом равенстве (1919)
- Теория общего японско-еврейского происхождения
- Хронология еврейской истории
Ссылки [ править ]
- ^ Ёсито Такигава [ и ] (Ёсито Такигава) «Иллюстрированная структура еврейского общества: Вот истинное лицо современных евреев», стр.54-57, Chukei Publishing , 2001, ISBN 978-4-8061-1442-0
- ^ Керр, Джордж : История народа , исправленное издание, 2000. стр. 279-340. Окинава островного
- ^ Дэниел Ари Капнер и Стивен Левин, «Евреи Японии», Иерусалимское письмо, № 425, 24 Адара I 5760 / 1 марта 2000 г., Иерусалимский центр по связям с общественностью. Архивировано 8 ноября 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ «История еврейского Кобе, Япония» . Historyofjewishkobejapan.blogspot.sg . Архивировано из оригинала 29 марта 2018 года . Проверено 7 мая 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж «Япония и евреи во время Холокоста» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ Вопрос: Существуют ли какие-либо исторические материалы относительно «Руководства по противодействию евреям», которые, как утверждается, легли в основу довоенной политики Японии в отношении евреев? Кроме того, есть ли какой-либо пояснительный текст относительно руководящих принципов? " . Министерство иностранных дел Японии . Архивировано из оригинала 16 сентября 2011 г. Проверено 02 октября 2010 г.
- ^ План мер против евреев» центр « азиатских исторических записей , стр. 36/42 . . Японский [ мертвая ссылка ]
- ^ «Ян Звартендейк» . Collections.ushmm.org . Проверено 21 октября 2023 г.
- ^ Палаш-Рутковска, Ева (13 марта 1995 г.). «Польско-японское секретное сотрудничество во время Второй мировой войны: Сугихара Тиунэ и польская разведка» . Токио: Бюллетень Азиатского общества Японии. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года – через Токийский международный университет.
- ^ Анджей Гурин, «Помощь Тадеуша Ромера польским евреям на Дальнем Востоке», Бюллетень Польского научного института в Канаде, том X, 1993. Архивировано 27 июля 2011 г. в Wayback Machine (на польском языке).
- ^ «Шанхайская еврейская история» . Шанхайский еврейский центр. Архивировано из оригинала 29 мая 2010 года.
- ^ Памела Шацкес. Кобе: японский приют для еврейских беженцев, 1940–1941 гг. Японский форум, 1469-932X, том 3, выпуск 2, 1991 г., стр. 257–273.
- ^ История и космос: китайская «Сутра» . Вэнь Вэй По . 23 ноября 2005 г. Архивировано из оригинала 29 марта 2009 г. Проверено 12 декабря 2014 г.
- ^ Абэ, Ёсио (июль 2002 г.), Поворотный момент в довоенной политике Японии в отношении евреев (PDF) , Исследования языков и культур, № 16, Университет Кюсю , с. 9, заархивировано из оригинала (PDF) 16 января 2014 г.
- ^ Йохем, Клеменс: Дело Ферстера: Немецко-японский машиностроительный завод в Токио и Еврейский комитет помощи Hentrich & Hentrich, Берлин, 2017, стр. 82–90 и стр. 229–233, ISBN 978-3-95565-225-8 .
- ^ Джейкоб Ковалио, Русские сионские протоколы в Японии: Юдаяка / Пропаганда и дебаты о еврейской опасности в 1920-х годах, Том. 64 азиатской мысли и культуры, Питер Лэнг, 2009 г. ISBN 1433106094
- ^ «Еврейская община Японии» . Архивировано из оригинала 17 января 2006 г.
- ^ «Еврейская община Кансай» . Архивировано из оригинала 29 января 2013 г.
- ^ «Хабад Любавич Японии, Токио» . www.chabad.jp . Архивировано из оригинала 12 сентября 2011 года . Проверено 7 мая 2018 г.
- ^ «Добро пожаловать в Хабад в Токио, Япония! - Хабад в Токио, Япония» . Хабад Токио Япония . Архивировано из оригинала 21 января 2018 года . Проверено 7 мая 2018 г.
- ^ «Блог Японии - Токио Осака Нагоя Киото: Мемориальный музей Тиунэ Сугихара» . japanvisitor.blogspot.jp . Архивировано из оригинала 7 ноября 2017 года . Проверено 7 мая 2018 г.
- ^ (и)
- ^ (и)
- ^ ja: Шицзяо Ванэр
- ^ ja: Салли Вейл
- ^ (и)
- ^ «ПОЛЛАК, А.М., РИТТЕР ФОН РУДИН» . Архивировано из оригинала 29 января 2018 г. Проверено 28 января 2018 г.
- ^ «Поллак фон Рудин, Адольф» . Архивировано из оригинала 29 января 2018 г. Проверено 28 января 2018 г.
- ^ «Вспоминая Вальтера Рудина (1921–2010)» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 1 марта 2015 г. Проверено 22 февраля 2015 г.
- ^ Роберт Уимант, Шпион Сталина: Рихард Зорге и Токийская шпионская сеть, IBTauris, 1996 ISBN 1860640443
- ^ (и)
Внешние ссылки [ править ]
- Евреи Кобе
- Евреи в сознании японцев Дэвида Г. Гудмана и Миядзавы Масанори.
- Наша история - Еврейская община Японии