Mir Yeshiva (Belarus)
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( сентябрь 2023 г. ) |
Мир Ешива Иешива Мир | |
---|---|
Расположение | |
Координаты | 53 ° 27'18 "N 26 ° 27'48" E / 53,4550 ° N 26,4632 ° E |
Информация | |
Религиозная принадлежность (и) | Ортодоксальный иудаизм |
Учредил | 1815 или 1817 год |
Основатель | Раввин Шмуэль Тикутинский |
Президент | Раввин Авраам Калмановиц |
Факультет | Раввин Элиэзер Иегуда Финкель Раввин Йерухом Левовиц |
Регистрация | 250-400 (1920-е) |
Язык | иврит |
Мирская ешива ( иврит : ישיבת מיר , ешива Мир ), широко известная как Миррер ешива ( идиш : מירער ישיבה ) или Мир , была литовской ешивой, расположенной в городе Мир , Российская империя (ныне Беларусь ). После нескольких переездов во время Второй мировой войны он превратился в три ешивы: одну в Иерусалиме и две в Бруклине , Нью-Йорке : Мирскую иешиву и Байс Хаталмуд .
Происхождение
[ редактировать ]Иешива «Миррер» была основана в 1815 году, через 12 лет после основания Воложинской иешивы , одним из видных жителей небольшого городка под названием Мир (тогда в Гродненской губернии , Российская империя ), раввином Шмуэлем Тиктинским . После смерти Шмуэля его младший сын, раввин Хаим Лейб Тиктинский , был назначен рош ешивой (главой ешивы). Ему наследовал его сын, рав Аврохом, который привел раввина Элияху Боруха Камая в ешиву . Во время руководства раввина Камая направление ешивы колебалось между теми, кто хотел ввести изучение мусара , и теми, кто был против этого.
В 1903 году дочь раввина Камая Малка вышла замуж за раввина Элиэзера Иегуду Финкеля , сына раввина Носсона Цви Финкеля , «старейшины Слабодки », который присоединился к профессорско-преподавательскому составу ешивы в конце 1906 года. Под его влиянием ешива окончательно присоединилась к движению мусар, и раввин Залман был назначен Долинский Радунский машгиачем Первым ее ( духовным наставником) .
Первая мировая война
[ редактировать ]С началом Первой мировой войны в 1914 году иешива переехала из Мира в Полтаву (ныне Украина ). [1] После смерти раввина Камая в 1917 году рав Элиэзер Йехуда был назначен рош-ешивой, что ознаменовало начало золотого века ешивы. В 1921 году ешива вернулась в свои первоначальные помещения в Мире, где она процветала, привлекая сливки студентов ешивы. Репутация ешивы росла, привлекая студентов не только со всей Европы , но также из Америки , Южной Африки и Австралии , а число студентов выросло почти до 500. К моменту начала Второй мировой войны в Литве почти не существовало ни одной престижной ешивы. школе, кто не учился в Мире. В 1924 году раввин Йерухом Левовиц вернулся в ешиву в качестве машгиаха после того, как первоначально был машгиахом с 1910 года до начала Первой мировой войны. [2]
В 1929 году один из самых одарённых учеников ешивы Хаим Лейб Шмулевиц («Хаим Штутчинер») женился на дочери раввина Элиэзера Иегуды Финкеля . Раввин Хаим был назначен на факультет в 1935 году.
Бегство на Восток
[ редактировать ]Вторжение с востока в Польшу в 1939 году нацистской Германии с запада и Красной Армии означало, что ешива не могла оставаться в Мире, который теперь находился под советским контролем. Хотя многие студенты иностранного происхождения уехали, большая часть ешивы переехала в Литву , которая была оккупирована Советским Союзом , но еще не полностью поглощена. Иешива была восстановлена сначала в Вильно (Вильнюс) , а затем в Кейдане (Кедайняй) . Прошло не так много месяцев, прежде чем Литва перешла под полный контроль Советского Союза, что поставило под угрозу будущее ешивы. Иешива была разделена на четыре секции: «первое подразделение» под руководством раввина Хаима Лейба Шмуэлевича в качестве рош-ешивы и раввина Йечезкеля Левенштейна в качестве машгиаха переехало в Кракинову ; остальные три дивизии направились в три небольших городка Рамигола , Шат и Крак . Однако было очевидно, что такая договоренность была лишь временным решением и что в конечном итоге ешиве придется покинуть оккупированную Советским Союзом Литву, чтобы выжить.
Один из студентов ешивы обратился к британскому консулу в Каунасе который Томасу Престону, выдал студентам временные британские проездные документы, которые будут использоваться вместо паспортов. Он оставил документы без даты, чтобы они не истекли, и выдал их без подтверждения личности. Он также выдал визы ограниченному числу студентов для въезда в Палестину. [3] Летом 1940 года несколько студентов ешивы под руководством Натана Гутвирта, гражданина Нидерландов, узнали, что посол Нидерландов в Риге Леендерт де Декер вместе с почетным консулом Нидерландов в Каунасе Яном Звартендейком готовы предоставить им визы назначения в голландскую карибскую колонию Кюрасао . Одновременно стало известно, что японский консул в Литве Тиуне Сугихара согласился выдать транзитные визы беженцам, желающим бежать через оккупированный японцами Тихий океан. В результате большинство студентов ешивы запросили и получили у Сугихары несколько тысяч транзитных виз, позволяющих им отправиться на Дальний Восток.
Осенью 1940 года студенты ешивы отправились по Транссибирской магистрали во Владивосток , Россия; а затем на корабле в Цуругу , Япония . Иешива вновь открылась в Кобе , Япония, в марте 1941 года.
Кобе
[ редактировать ]Пока ешива находилась в Кобе, среди студентов ешивы возник спор о том, когда соблюдать субботу. Было запрошено мнение Хазона Иша и рава Йехиэля Мишеля Токачинского. В конечном итоге студенты воздерживались от нарушений библейской субботы два дня, но полностью соблюдали ее только в один из дней.
Нескольким меньшим ешивам удалось бежать вместе с ешивой Миррер, и, несмотря на возникшие трудности, руководители ешивы взяли на себя полную ответственность за их поддержку, распределение средств (в основном полученных от Американского еврейского объединенного распределительного комитета ) и обеспечение жильем и едой для всех студенты.
Шанхай
[ редактировать ]Вскоре ешива снова переехала в ( контролируемый японцами ) Шанхай , Китай , где они оставались до 1947 года. В Шанхае раввин Меир Ашкенази , любавичский хасид, который был духовным лидером еврейских беженцев, организовал ешива займет синагогу Бет-Аарон , построенную в 1920 году известным шанхайским еврейским бизнесменом Сайласом Аароном Хардуном . В течение первых нескольких недель, пока не удалось найти средства на продовольствие, община ешивы страдала от недоедания.
Восстановление после войны
[ редактировать ]После окончания войны большинство еврейских беженцев из Шанхайского гетто уехали в Израиль и США. Двум деканам Мирской ешивы, раввину Элиэзеру Иегуда Финкелю и раввину Аврааму Калмановицу , удалось бежать из Европы перед войной в 1939 году, и они не сопровождали ешиву в Шанхай.
Раввин Финкель не мог сопровождать ешиву из-за проблем со здоровьем, и поэтому он отправился на корабле через Одессу и Турцию в Подмандатную Палестину , где основал ешиву Миррер в Иерусалиме с дочерним кампусом Мир Брахфельд . Его сын, раввин Хаим Зев Финкель, служил машгиахом.
Раввин Калмановиц уехал в Соединенные Штаты, где работал, помогая евреям в Европе и Шанхае. Ему приписывают отправку как денежных средств, так и сотен гемар . [4] В Америке он основал Центральный институт ешивы Миррер в Рокуэе, а затем перенес его в Бруклин , Нью-Йорк . Руководители ешивы, раввин Шмуэлевиц и раввин Левенштейн, уехали из Шанхая в Нью-Йорк в начале 1947 года с последним отрядом студентов. Три месяца спустя раввин Шмулевиц отплыл в Эрец Исраэль, где присоединился к профессорско-преподавательскому составу ешивы Миррер, основанной раввином Финкелем. Раввин Левенштейн тоже уехал вскоре после прибытия в Израиль, где был назначен машгиахом Поневежской иешивы .
После прибытия в Нью-Йорк из Шанхая некоторые из старших и наиболее уважаемых студентов ешивы основали Раввинский колледж Бет Хаталмуд в Бруклине, штат Нью-Йорк, который стал продолжением первоначальной ешивы, перешедшей в Шанхай.
Выдающиеся выпускники
[ редактировать ]- Раввин Йехезкель Абрамский
- Раввин Арье Лейб Барон
- Раввин Абба Берман
- Раввин Самуэль Белкин
- Раввин Шмуэль Беренбаум
- Раввин Моше Иегуда Блау
- Раввин Зелик Эпштейн
- Даян Майкл Фишер
- Раввин Зеев Вольф Голд
- Лазарь Гулькович
- Раввин Лейб Гурвич
- Раввин Нахум Каплан
- Раввин Исраэль Мендель Каплан
- Раввин Ицхок Исаак Красильщиков
- Раввин Довид Квиат
- Раввин Симха Зиссель Халеви Левовиц
- Раввин Довид Лифшиц
- Раввин Арье Лейб Малин
- Раввин Цви Хирш Маслянский
- Раввин Иссер Залман Мельцер
- Раввин Герман Н. Нойбергер
- Раввин Элиэзер Пальчинский
- Раввин Нохум Парцовиц
- Раввин Довид Поварский
- Раввин Хаим Пинхас Шейнберг
- Раввин Копул Розен
- Раввин Симха Шепс
- Раввин Шимон Шваб
- Раввин Моше Цви Сегал
- Раввин Моше Шмуэль Шапира
- Раввин Нафтоли Шапиро
- Раввин Шимон Шкоп
- Раввин Хаим Шмулевиц
- Раввин Песах Штайн
- Раввин Носсон Меир Вахтфогель
- Раввин Йехиэль Яаков Вайнберг
- Раввин Гершон Янкелевиц
- Раввин Биньямин Зейльбергер
- Раввин Шломо Йосеф Зевин
Выдающийся факультет
[ редактировать ]Рошей ешива (главы ешивы)
[ редактировать ]- Раввин Шмуэль Тиктинский (1815-)
- Раввин Хаим Лейб Тиктинский
- Раввин Элияху Борух Камай (?-1917)
- Раввин Элиэзер Иегуда Финкель (1917–1965); (сын Носсона Цви Финкеля и зять Элияху Боруха Камаи)
- Раввин Хаим Лейб Шмулевиц (1941–1979)
- Раввин Авраам Калмановиц
Машгихим (духовные наставники)
[ редактировать ]- Раввин Залман Долинский
- Раввин Йерухом Левовиц
- Раввин Йечезкель Левенштейн
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Халеви Сегал, Моше Цви (2016). Дор и Дор (на иврите) (Второе изд.). Старый город Иерусалима.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Сафье, Дови; Геберер, Иегуда (20 февраля 2024 г.). «Муссар Путешествия — журнал Мишпача» . Проверено 22 мая 2024 г.
- ^ Фридман, Гарри (18 июля 2023 г.). «Святилище и унижение: убежище военного времени в Шанхае» . Момент . Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ «Крик сердца: раввин Авраам Калмановиц», в книге « Спасти мир: профили спасения во время Холокоста» доктора Дэвида Кранцлера и раввина Элиезера Гевирца. Издательство СНГ, 1991, стр. 81–116. ISBN 1-56062-061-7 .
- Зиновиц, М. Иврит: Толдот Иешива Мир , иврит: История Мирской ешивы. Тель-Авив, 1981 год.
- Сораски, Аарон (сентябрь 2002 г.). «Уста, побеждающие Тору» [Коль Хатора]. Голос Торы (на иврите). 53 : 93–99.
- «Мир Ешива» . Энциклопедия Холокоста . Мемориальный музей Холокоста США. 25 июня 2007 г. Проверено 17 августа 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мирская иешива до Холокоста - Яд Вашем сайт
- Мирская иешива из «Истории еврейской общины в Мире» , выставка на сайте Яд Вашем.
- Рива Кимбл «Краткая история евреев Мира».