Jump to content

Mir Yeshiva (Belarus)

Координаты : 53 ° 27'18 "N 26 ° 27'48" E  /  53,4550 ° N 26,4632 ° E  / 53,4550; 26.4632
(Перенаправлено из Мирской ешивы (Польша) )
Мир Ешива
Иешива Мир
Расположение
Карта

Координаты 53 ° 27'18 "N 26 ° 27'48" E  /  53,4550 ° N 26,4632 ° E  / 53,4550; 26.4632
Информация
Религиозная принадлежность (и) Ортодоксальный иудаизм
Учредил 1815 или 1817 год
Основатель Раввин Шмуэль Тикутинский
Президент Раввин Авраам Калмановиц
Факультет Раввин Элиэзер Иегуда Финкель
Раввин Йерухом Левовиц
Регистрация 250-400 (1920-е)
Язык иврит

Мирская ешива ( иврит : ישיבת מיר , ешива Мир ), широко известная как Миррер ешива ( идиш : ‏מירער ישיבה ) или Мир , была литовской ешивой, расположенной в городе Мир , Российская империя (ныне Беларусь ). После нескольких переездов во время Второй мировой войны он превратился в три ешивы: одну в Иерусалиме и две в Бруклине , Нью-Йорке : Мирскую иешиву и Байс Хаталмуд .

Происхождение

[ редактировать ]

Иешива «Миррер» была основана в 1815 году, через 12 лет после основания Воложинской иешивы , одним из видных жителей небольшого городка под названием Мир (тогда в Гродненской губернии , Российская империя ), раввином Шмуэлем Тиктинским . После смерти Шмуэля его младший сын, раввин Хаим Лейб Тиктинский , был назначен рош ешивой (главой ешивы). Ему наследовал его сын, рав Аврохом, который привел раввина Элияху Боруха Камая в ешиву . Во время руководства раввина Камая направление ешивы колебалось между теми, кто хотел ввести изучение мусара , и теми, кто был против этого.

В 1903 году дочь раввина Камая Малка вышла замуж за раввина Элиэзера Иегуду Финкеля , сына раввина Носсона Цви Финкеля , «старейшины Слабодки », который присоединился к профессорско-преподавательскому составу ешивы в конце 1906 года. Под его влиянием ешива окончательно присоединилась к движению мусар, и раввин Залман был назначен Долинский Радунский машгиачем Первым ее ( духовным наставником) .

Первая мировая война

[ редактировать ]
Раввин Элиэзер Иегуда Финкель

С началом Первой мировой войны в 1914 году иешива переехала из Мира в Полтаву (ныне Украина ). [1] После смерти раввина Камая в 1917 году рав Элиэзер Йехуда был назначен рош-ешивой, что ознаменовало начало золотого века ешивы. В 1921 году ешива вернулась в свои первоначальные помещения в Мире, где она процветала, привлекая сливки студентов ешивы. Репутация ешивы росла, привлекая студентов не только со всей Европы , но также из Америки , Южной Африки и Австралии , а число студентов выросло почти до 500. К моменту начала Второй мировой войны в Литве почти не существовало ни одной престижной ешивы. школе, кто не учился в Мире. В 1924 году раввин Йерухом Левовиц вернулся в ешиву в качестве машгиаха после того, как первоначально был машгиахом с 1910 года до начала Первой мировой войны. [2]

В 1929 году один из самых одарённых учеников ешивы Хаим Лейб Шмулевиц («Хаим Штутчинер») женился на дочери раввина Элиэзера Иегуды Финкеля . Раввин Хаим был назначен на факультет в 1935 году.

Бегство на Восток

[ редактировать ]

Вторжение с востока в Польшу в 1939 году нацистской Германии с запада и Красной Армии означало, что ешива не могла оставаться в Мире, который теперь находился под советским контролем. Хотя многие студенты иностранного происхождения уехали, большая часть ешивы переехала в Литву , которая была оккупирована Советским Союзом , но еще не полностью поглощена. Иешива была восстановлена ​​сначала в Вильно (Вильнюс) , а затем в Кейдане (Кедайняй) . Прошло не так много месяцев, прежде чем Литва перешла под полный контроль Советского Союза, что поставило под угрозу будущее ешивы. Иешива была разделена на четыре секции: «первое подразделение» под руководством раввина Хаима Лейба Шмуэлевича в качестве рош-ешивы и раввина Йечезкеля Левенштейна в качестве машгиаха переехало в Кракинову ; остальные три дивизии направились в три небольших городка Рамигола , Шат и Крак . Однако было очевидно, что такая договоренность была лишь временным решением и что в конечном итоге ешиве придется покинуть оккупированную Советским Союзом Литву, чтобы выжить.

Один из студентов ешивы обратился к британскому консулу в Каунасе который Томасу Престону, выдал студентам временные британские проездные документы, которые будут использоваться вместо паспортов. Он оставил документы без даты, чтобы они не истекли, и выдал их без подтверждения личности. Он также выдал визы ограниченному числу студентов для въезда в Палестину. [3] Летом 1940 года несколько студентов ешивы под руководством Натана Гутвирта, гражданина Нидерландов, узнали, что посол Нидерландов в Риге Леендерт де Декер вместе с почетным консулом Нидерландов в Каунасе Яном Звартендейком готовы предоставить им визы назначения в голландскую карибскую колонию Кюрасао . Одновременно стало известно, что японский консул в Литве Тиуне Сугихара согласился выдать транзитные визы беженцам, желающим бежать через оккупированный японцами Тихий океан. В результате большинство студентов ешивы запросили и получили у Сугихары несколько тысяч транзитных виз, позволяющих им отправиться на Дальний Восток.

Осенью 1940 года студенты ешивы отправились по Транссибирской магистрали во Владивосток , Россия; а затем на корабле в Цуругу , Япония . Иешива вновь открылась в Кобе , Япония, в марте 1941 года.

Пока ешива находилась в Кобе, среди студентов ешивы возник спор о том, когда соблюдать субботу. Было запрошено мнение Хазона Иша и рава Йехиэля Мишеля Токачинского. В конечном итоге студенты воздерживались от нарушений библейской субботы два дня, но полностью соблюдали ее только в один из дней.

Нескольким меньшим ешивам удалось бежать вместе с ешивой Миррер, и, несмотря на возникшие трудности, руководители ешивы взяли на себя полную ответственность за их поддержку, распределение средств (в основном полученных от Американского еврейского объединенного распределительного комитета ) и обеспечение жильем и едой для всех студенты.

Студенты и преподаватели изгнанной ешивы Мир учатся в святилище синагоги Бет Аарон , Шанхай

Вскоре ешива снова переехала в ( контролируемый японцами ) Шанхай , Китай , где они оставались до 1947 года. В Шанхае раввин Меир Ашкенази , любавичский хасид, который был духовным лидером еврейских беженцев, организовал ешива займет синагогу Бет-Аарон , построенную в 1920 году известным шанхайским еврейским бизнесменом Сайласом Аароном Хардуном . В течение первых нескольких недель, пока не удалось найти средства на продовольствие, община ешивы страдала от недоедания.

Восстановление после войны

[ редактировать ]

После окончания войны большинство еврейских беженцев из Шанхайского гетто уехали в Израиль и США. Двум деканам Мирской ешивы, раввину Элиэзеру Иегуда Финкелю и раввину Аврааму Калмановицу , удалось бежать из Европы перед войной в 1939 году, и они не сопровождали ешиву в Шанхай.

Раввин Финкель не мог сопровождать ешиву из-за проблем со здоровьем, и поэтому он отправился на корабле через Одессу и Турцию в Подмандатную Палестину , где основал ешиву Миррер в Иерусалиме с дочерним кампусом Мир Брахфельд . Его сын, раввин Хаим Зев Финкель, служил машгиахом.

Раввин Калмановиц уехал в Соединенные Штаты, где работал, помогая евреям в Европе и Шанхае. Ему приписывают отправку как денежных средств, так и сотен гемар . [4] В Америке он основал Центральный институт ешивы Миррер в Рокуэе, а затем перенес его в Бруклин , Нью-Йорк . Руководители ешивы, раввин Шмуэлевиц и раввин Левенштейн, уехали из Шанхая в Нью-Йорк в начале 1947 года с последним отрядом студентов. Три месяца спустя раввин Шмулевиц отплыл в Эрец Исраэль, где присоединился к профессорско-преподавательскому составу ешивы Миррер, основанной раввином Финкелем. Раввин Левенштейн тоже уехал вскоре после прибытия в Израиль, где был назначен машгиахом Поневежской иешивы .

После прибытия в Нью-Йорк из Шанхая некоторые из старших и наиболее уважаемых студентов ешивы основали Раввинский колледж Бет Хаталмуд в Бруклине, штат Нью-Йорк, который стал продолжением первоначальной ешивы, перешедшей в Шанхай.

Выдающиеся выпускники

[ редактировать ]

Выдающийся факультет

[ редактировать ]

Рошей ешива (главы ешивы)

[ редактировать ]

Машгихим (духовные наставники)

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Халеви Сегал, Моше Цви (2016). Дор и Дор (на иврите) (Второе изд.). Старый город Иерусалима. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  2. ^ Сафье, Дови; Геберер, Иегуда (20 февраля 2024 г.). «Муссар Путешествия — журнал Мишпача» . Проверено 22 мая 2024 г.
  3. ^ Фридман, Гарри (18 июля 2023 г.). «Святилище и унижение: убежище военного времени в Шанхае» . Момент . Проверено 19 августа 2023 г.
  4. ^ «Крик сердца: раввин Авраам Калмановиц», в книге « Спасти мир: профили спасения во время Холокоста» доктора Дэвида Кранцлера и раввина Элиезера Гевирца. Издательство СНГ, 1991, стр. 81–116. ISBN   1-56062-061-7 .
  • Зиновиц, М. Иврит: Толдот Иешива Мир , иврит: История Мирской ешивы. Тель-Авив, 1981 год.
  • Сораски, Аарон (сентябрь 2002 г.). «Уста, побеждающие Тору» [Коль Хатора]. Голос Торы (на иврите). 53 : 93–99.
  • «Мир Ешива» . Энциклопедия Холокоста . Мемориальный музей Холокоста США. 25 июня 2007 г. Проверено 17 августа 2007 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0ccbe405b3bb81dd54eb1483ad89e544__1716343860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0c/44/0ccbe405b3bb81dd54eb1483ad89e544.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mir Yeshiva (Belarus) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)