~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ 0A6F1D86763D1453AF4C4F757734C72C__1717008180 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ Hasidic Judaism in Lithuania - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Хасидский иудаизм в Литве - Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/Hasidic_Judaism_in_Lithuania ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/0a/2c/0a6f1d86763d1453af4c4f757734c72c.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/0a/2c/0a6f1d86763d1453af4c4f757734c72c__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 20.07.2024 09:02:36 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 29 May 2024, at 21:43 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Arc.Ask3.ru: далее начало оригинального документа

Хасидский иудаизм в Литве - Википедия Jump to content

Хасидский иудаизм в Литве

Из Википедии, бесплатной энциклопедии
Мицраф ха-Авода , дебаты между хасидами и миснагдим, автор раввин Шнеур Залман из Лиади.

Хасидский иудаизм в Литве — это история хасидского иудаизма и хасидской философии в Литве и некоторых частях современной Беларуси . Хасидский иудаизм в Литве начался с Р. Аарона Перлоу из Карлина ( Каралина ) (1736–1772), Р. Менахема Менделя из Витебска (1730?–1788), Р. Шнеура Залмана из Ляд ( Ляд ) (1745–1812) и до в меньшей степени Р. Хаим Хайкл из Амдура ( Индура ) (ум. 1787), все из которых были учениками Р. Дов Бера из Мезерича ( Межиричи ) (ок. 1704–1772), который отчасти был преемником Р. Исраэль Баал Шем Тов (ок. 1698–1760), основатель хасидского иудаизма на Западной Украине . В первые годы своего существования литовский хасидизм подвергался огромным преследованиям со стороны литовского раввината Миснагдича , который несколько раз пытался запретить и отлучить хасидизм в Литве, начиная с Р. Илии б. Соломон Залман Виленский (1720–1797), который был первым распространителем антихасидской мысли, процветавшей в Литве.

История ранних веков

[ редактировать ]
Города, упомянутые в этой статье.
Синий = Карлин; Красный = Хабад; Черный = другое
Оэль раввина Хаима Хайкла из Амдура

Согласно хасидским преданиям, Р. Аарон Перлоу однажды оказался в городе Амдур, где Р. Хаим Хайкл был местным кантором. Р. Аарон заметил молодого Р. Хаима Хайкла, сидящего и занимающегося изучением Торы . Р. Аарон спросил Р. Хаима Хайкла, почему он не изучал Тору, используя учение раввина Меира , на что Р. Хаим Хайкл ответил, заявив, что, насколько он понимает, он на самом деле учился таким образом. Р. Аарон ответил ему, заявив: «Если так, то ты выставляешь рабби Меира лжецом!» Р. Аарон ушел, но вскоре Р. Хаим Хайкл побежал за ним и спросил, как можно достичь такого уровня обучения. Р. Аарон ответил, что сам не знает ответа, но если Р. Хаим Хайкл желает это узнать, ему следует поехать в Межиричи с Р. Аароном, чтобы поучиться у Р. Дов Бера из Мезерича. Оба вскоре стали близкими учениками Р. Дов Бера, и в 1765 году Р. Дов Бер поручил Р. Аарону принести хасидизм в Литву. В том же году Р. Аарон основал хасидский двор в Карлине, который вскоре стал крупным центром хасидизма в Европе. У Р. Аарона было много учеников из семей Миснагдиков, и поэтому основные раввинаты считали его осквернителем молодежи. Многие ведущие местные раввины дошли до того, что навязали херем о хасидах и о р. Аароне. Тем не менее, несмотря на все это, Р. Аарон по-прежнему получал тысячи последователей ежегодно. Р. Аарон наиболее известен своим личным аскетизмом и мистическим характером своих молитв. Литовский хасидизм уделял особое внимание молитве, которая часто была чрезвычайно восторженной с акцентом на близость к Богу ( Девекус ). Этот стиль молитвы был одним из основных моментов, используемых Миснагдимами против хасидизма в Литве. Хотя он не опубликовал никаких работ, Р. Аарон оставил весьма влиятельное этическое завещание, а также ажарот (предупреждения) относительно правильного поклонения Богу, которое было переиздано в более поздних публикациях Карлинера.

После смерти Р. Аарона в 1772 г. его сменил его ближайший ученик Р. Соломон ха-Леви Карлинский (1738–1792), который вскоре стал лидером литовского и белорусского карлинского хасидизма на последующие 20 лет. [1]

Также в 1772 году, после смерти Р. Аарона, Р. Хаим Хайкл основал хасидский двор в Индуре (Амдуре), который вскоре также стал центром хасидизма в Европе. Р. Хаим Хайкл был, пожалуй, самым пламенным и энергичным из литовских цадиков , который столкнулся с наибольшей оппозицией со стороны раввинов-миснагдов. Р. Хаим Хайкл отправлял эмиссаров распространять мир хасидизма, в результате чего тысячи молодых литовских хасидов стекались к его двору, оставив свое миснагдское происхождение. Р. Хаим Хайкл в конечном итоге считал, что роль цадика (т. е. ребе ) была ролью чудотворца и метафизической фигуры, посредника между небом и землей, заявляя, что его хасиды могут общаться с Богом только через него. После смерти Р. Хаима Хайкла большая часть его хасидов перешла к Карлину, однако некоторые остались верны его сыну Р. Самуэлю Амдурскому (ум. 1799), который является прародителем династии Амдурских хасидов , просуществовавшей всего несколько поколения. Зять Р. Хаима Хайкла, Р. Натан из Макова (ум. 1825) основал хасидский суд в Макове , Польша . Его потомки женились на династии Пешищских хасидов , которая была основной школой мысли в польском хасидизме .

Р. Соломон из Карлина был известен своим интенсивным поклонением Богу, которое часто занимало его большую часть дня. Фактически, он находился в середине молитвы, когда был смертельно ранен российским командиром. [2] После его смерти Р. Соломона сменил Р. Ашер Перлоу (1760–1826), сын Р. Аарона, ставший прародителем хасидской династии Карлин-Столин . Династия Карлин-Столин оставалась непрерывной в течение следующих трех поколений, до смерти Р. Исраэля Перлоу [HE] (1869–1921), которому наследовали четыре его сына. Двое из них погибли во время Холокоста, его сыновья Р. Джейкоб Хаим Перлоу (ум. 1946) и Р. Йоханан Перлоу [HE] (1900–1956). После смерти Р. Йочахана [3] большинство хасидов последовали за его зятем, Р. Барухом Меиром Якобом Шочетом (р. 1955), который в настоящее время является Карлинерским Ребе. Кроме того, многие карлинерские хасиды признали Леловера Ребе Р. Мозеса Мордехая Бидермана (1903–1987) преемником Р. Йоханана, и от него произошла группа хасидов Пинск-Карлин . [4] [5] Кроме того, после смерти Р. Соломона многие из его учеников основали свои хасидские суды.

Ученик Р. Соломона Карлина Р. Мордехай Яффе (ум. 1810) основал хасидскую династию Леховичей , которую продолжил его сын Р. Ноах Яффе (ум. 1832), которому частично наследовал его зять- закон Р. Мордехая Маловицкого (внук по материнской линии Р. Соломона Карлинского). Зятьем Р. Мордехая был Р. Моисей Аарон из Вилейки (ум. 1846), сын Р. Самуила из Амдура. Наконец, внуком Р. Мордехая (сыном его младшего сына Р. Аарона Яффе (ум. 1807), который был зятем Р. Ашера Перлоу из Карлина) был Р. Соломон Хаим Перлоу (1797–1862). , принявший девичью фамилию матери и основавший хасидскую династию Койданов . [6] Зятьем Р. Соломона Хаима был Р. Симон Каценелленбоген, чей сын Р. Якоб Перлоу (1843–1902) принял девичью фамилию матери и основал Новоминскую хасидскую династию в Польше. После смерти Р. Ноаха Яффе его ученик Р. Мозес Полиер (1784–1858) основал Кобринскую хасидскую династию . Ученик Р. Мозеса Полиера Р. Авраам Вайнберг (1804–1883) основал Слонимскую хасидскую династию .

Другие династии

[ редактировать ]

Династия хасидов Стрелских находилась под сильным влиянием Карлина, несмотря на то, что была украинской группой. Основатель династии Стрелских Р. Ури Стрелиск (1757–1826) был известен тем, что молился с исключительным пылом и азартом, и говорят, что тысячи евреев приходили молиться вместе с ним. Ученик Р. Ури, р. Иуда Цви Брандвейн (1780–1884), основал хасидскую династию Стратинов .

В то время как Карлин играл центральную роль во влиянии на хасидизм в западной Беларуси, хасидская группа Хабад-Любавич доминировала в хасидском обществе в восточной Беларуси, с их оплотами в Любавичах , Лядах и Лиозне . Первоначально хасидами Беларуси руководил Р. Менахем Мендель из Витебска . Однако после эмиграции Р. Менахема Менделя в его Израиль Р. Шнеур Залман из Ляди , первый ребе Хабада и автор «Тании» место занял ; однако общины Карлинер остались независимыми от Хабада. [4] Позже ребе Хабада в Европе были Миттелер Ребе , Цемах Цедек , Ребе Махараш , Ребе Рашаб и Ребе Раяц . [7]

Хохма , Бина и Даат

[ редактировать ]

Одними из основных ценностей Хабада являются три процесса интеллекта человека: Хохма , Бина и Даат . Этот подход настолько важен в философии группы, что их название, CHaBaD, является аббревиатурой этих трех вещей. Хабад отличается от других хасидских групп тем, что они сосредотачиваются в первую очередь на использовании своего разума для служения Богу, в то время как Ребе других групп делают упор на то, чтобы направить свое сердце на служение.

«Залман Борухович» и « цадиким секты Карлинер»

[ редактировать ]

В 1797 году ведущий ребе Беларуси Р. Шнеур Залман из Ляд , который помогал в поддержке нуждающихся евреев в Османской империи, был обвинен вильнюсским Миснагдимом в пособничестве врагу России, османам. В следующем году он был заключен в тюрьму по обвинению в государственной измене вместе с двадцатью двумя карлинерами. В то время он был известен как «Залман Борухович», а карлинеров называли « цадиками секты Карлинер». [8]

Очерк литовских хасидских династий

[ редактировать ]

Другие ребе

[ редактировать ]

Помимо описанных выше династий, в Литве служило еще несколько отдельных ребе. Например, до того, как раввин Аарон из Карлина основал свой двор в Карлине, Маггид из Мезерича в 1765 году отправил в Ляховичи другого своего ученика, раввина Пинхаса Горовица ( Хафлаа ), в дополнение к проповедникам, которые путешествовали по всему региону, распространяя хасидизм; среди этих проповедников был раввин Зев Вольф из Гродно. [4] Точно так же раввин Менахем Мендель из Витебска служил ребе Минска и после кончины Маггида в 1772 году стал лидером всего литовского хасидизма. Однако в 1777 году он эмигрировал в землю Израиля . [9] Кроме того, члены Никольсбургской хасидской династии , такие как Р. Илия Соломон ха-Леви Горовиц-Виноград (1842–1878), занимали пост раввина в Лиде .

Смотрите также

[ редактировать ]

Рекомендации

[ редактировать ]
  1. ^ «Реб Шломо из Карлина» . kahalchasidim.com . Кахал Хасидим Шеарис Яаков . Проверено 6 июля 2021 г.
  2. ^ «Харав Мордехай из Леховица, zt"l» . hamodia.com . Хамодия . Проверено 6 июля 2021 г.
  3. ^ Иеремиас, Шулем (1899). "Р'Иоханан Перлов Луцкий, Адмур Столин-Карлин" . geni.com . Проверено 6 июля 2021 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Глассман, Дебора Г. «Публикации сайта Ляковичского местечка: раввин Мордехай из Ляховичей» . kehilalinks.jewishgen.org . Еврейский ген . Архивировано из оригинала 28 ноября 2021 года . Проверено 6 июля 2021 г.
  5. ^ «Реб Аарон Хагадол из Карлин зиа» . kahalchasidim.com . Кахал хасидим Шеарис Яаков . Проверено 6 июля 2021 г. .
  6. ^ «5622/1862, Харав Шломо Хаим Перлоу из Койденова, Зыа» . hamodia.com . Хамодия . Проверено 5 апреля 2021 г.
  7. ^ «Биографии Ребе из «Вызова» — еврейская история» . сайт Chabad.org . Проверено 6 июля 2021 г.
  8. Это описание взято из «Публикаций Ляковичского местечка» Деборы Г. Глассман. Веб-сайт: раввин Мордехай из Ляховичей. Архивировано 28 ноября 2021 г. в Wayback Machine . Возможно, он взят из книги российского историка Саймона Дубнова , где он описывает эту историю.
  9. ^ «Кончина Р. Менахема Менделя Городокского (1788)» . сайт Chabad.org . Хабад . Проверено 23 сентября 2021 г.
Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0A6F1D86763D1453AF4C4F757734C72C__1717008180
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/Hasidic_Judaism_in_Lithuania
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hasidic Judaism in Lithuania - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)