Хаим Чайкл из Амдура
Хаим Чайкл из Амдура | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | Chaim Chaykl (Chaika) Левин 1730 |
Умер | 13 марта 1787 г. |
Религия | иудаизм |
Дети | Шмуэль из Амдура , Дов Бер из Шадлица, Хана, жена Моше Чайкина |
Родитель |
|
Еврейский лидер | |
Предшественник | Дов Бер из Мезерича |
Преемник | Шмуэль из Амдура |
Основная работа | Chaim V'Chessed |
Ярцайт | 23 Адара |
Похороненный | Эндура , Беларусь |
Династия | Амдур |
Хаим Чайкл (Чайка) Левин из Амдура ( ивр .: חיים חייקל (חייקא) לוין מאמדור; ок. 1730 — 13 марта 1787), также известный как Ребе из Амдура был , восемнадцатым автором, одним из первых основателей Литовский Хасидизм . Ведущий ученик Дов Бера из Мезерича , в 1773 году он основал хасидскую династию Амдур в Индуре , Беларусь , где столкнулся с ожесточенным сопротивлением со стороны местных миснагдим . Несмотря на это, Хаим Чайкл заложил основу для нескольких важных хасидских принципов. Его «Диврей Тора» была посмертно опубликована в 1891 году в Варшаве под названием «Хаим в'Хесед», что сейчас является важным хасидским трудом.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Родился около 1730 года, согласно хасидской традиции, он происходил из непрерывной линии цадикима Нистарима . Его отец раввин Шмуэль Левин (1700–1765) был ярым миснагидом. В ранние годы Хаим Чайкл служил кантором в Карлине , позже был отправлен отцом учиться в иешиву Виленского Гаона , где стал одним из ближайших учеников Виленского Гаона. Когда Хаиму Чайклу было около двадцати пяти лет, его познакомил с хасидизмом Аарон из Карлина , который заметил молодого Хаима Чайкла, сидящего и занимающегося Торой. Аарон из Карлина спросил Хаима Чайкла, почему он не выучил Тору, используя учение раввина Меира , Хаим Чайкл ответил, заявив, что, насколько он понимает, он на самом деле учился таким образом. Аарон ответил ему: «Если так, то ты выставляешь рабби Меира лжецом!» Аарон ушел, но вскоре Хаим Чайкл побежал за ним и спросил, как можно достичь такого уровня знаний. Аарон ответил, что сам не знает ответа, но если Хаим Чайкл захочет это узнать, ему следует отправиться в Межиричи . Хаим Чайкл согласился, и двое мужчин отправились в Межиричи, чтобы учиться у Дов Бера из Мезерича , который вскоре принял Хаима Чайкла в качестве ведущего ученика. [ 1 ] [ 2 ]
Раввинская карьера
[ редактировать ]После смерти Дов Бера из Мезерича в 1772 году Хаим Чайкл вскоре поселился в Индуре, где год спустя, в 1773 году, основал свой собственный хасидский двор. В последующие годы он вскоре стал самым ярым и бескомпромиссным сторонником хасидизма в Литве. Беларусь. Он послал нескольких эмиссаров распространять мир амдурского хасидизма, в результате чего тысячи молодых литовских хасидов стекались к его двору, оставив свое миснагдское происхождение. Это привело в ярость местных миснагдим, что привело к вспышке второго раунда полемики между двумя фракциями в 1781 году. Он подробно описан писателем-миснагдиком Давидом Маковским в его работе «Шевер Пошеим» , в которой он резко критикует Пропаганда Хаимом Чайклом народного цадикизма , особенно его убеждений, звучащих пидьоним. Некоторые миснагдим дошли до того, что распространили слухи о том, что Хаим Чайкл будет есть молоко и мясо вместе , нарушая тем самым законы кашрута . [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Хаим Чайкл в конечном итоге верил, что роль цадика заключалась в роли чудотворца и что цадик должен был служить поручением Бога, воплощая и направляя Айн -Еш посредством процесса мистического лидерства, основанного на Каббале и философии Баал Шем Тов. Он считал, что цадик должен служить метафизической фигурой, посредником между небом и землей, заявляя, что его хасиды могут общаться с Богом только через него. Эта вера позже оказала влияние на таких фигур, как Ноам Элимелех , и, следовательно, на огромную часть польского хасидизма , а также на учение Карлина-Столина. Хаим Чайкл подчеркнул важность приоритета божественной воли над любой человеческой волей, отказавшись от физической реальности и лишив заповеди их физической природы. Однажды он заявил, что нужно стремиться превратить себя в ничто, приняв безразличие к этому миру и его удовольствиям. [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Прежде всего, Хаим Чайкл учил, что Бог бесконечен и люди не могут постичь Его. Он пришел к выводу, что соблюдение мицвы можно интерпретировать как действие, желаемое Богом, и только это Божье желание придает мицве действительность. Так, по мнению Хаима Чайкла, таким образом запрещалось служить богу в целях личного интереса. Он считал, что когда человек предстает перед Богом и злые мысли приходят в его разум, то следует не отталкивать их, а возвысить эти мысли до их источника. При дворе Амдура, если кто-то согрешил, ему следует прежде всего соединиться с душой цадика. Идеалы религиозного экстаза и радости были фундаментальными для амдурского хасидизма, и Хаим Чайкл ясно учил, что жизнь, наполненная радостью, возникает из религиозного трепета, преданности и близости к Богу, которой человек достигает, сводя к минимуму озабоченность телесностью. Известно, что он молился с интенсивной Каваной , якобы даже делая сальто во время молитвы, что в Амдуре было совершенно экстатическим процессом. После смерти Хаима Чайкла в 1787 году ему наследовал его сын. Шмуэль из Амдура , который позже покинул Амдур, чтобы стать учеником Шнеура Залмана из Лиади . Носсон из Макова был его зятем. Примерно через сто лет после его смерти несколько книг Хаима Чайкла « Диврей Тора » были посмертно опубликованы в 1891 году в Варшаве под названием «Хаим В'Хесед». [ 1 ] [ 4 ] [ 6 ] [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]- Хаим В'Хессед — Перепечатка произведения, опубликованного в 1975 году в Иерусалиме ; Сайт Jewishbooks.org .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «ЙИВО | Хаим Хайкл из Амдура» . yivoencyclepedia.org . Проверено 27 декабря 2020 г.
- ^ «Индура» . kehilalinks.jewishgen.org . Проверено 27 декабря 2020 г.
- ^ Шарот, Стивен (1980). «Хасидизм и рутинизация харизмы» . Журнал научного изучения религии . 19 (4): 325–336. дои : 10.2307/1386127 . ISSN 0021-8294 . JSTOR 1386127 .
- ^ Jump up to: а б с «Хайим Хайкл бен Самуил из Амдура | Encyclepedia.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 27 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Уффенхаймер, Ривка Шац (08 марта 2015 г.). Хасидизм как мистицизм: квиетистские элементы в хасидской мысли восемнадцатого века . Издательство Принстонского университета. стр. 69, 71, 120, 159, 321. ISBN. 978-1-4008-7280-0 .
- ^ Jump up to: а б Биале, Дэвид ; Ассаф, Дэвид; Браун, Бенджамин; Геллман, Уриэль; Хейлман, Сэмюэл; Росман, Моисей; Сагив, Гади; Водзинский, Марцин (14 апреля 2020 г.). Хасидизм: новая история . Издательство Принстонского университета. стр. 100-1 123–125. ISBN 978-0-691-20244-0 .
- ^ Геллман, Джером (2006). «Хасидский мистицизм как активизм» . Религиоведение . 42 (3): 343–349. дои : 10.1017/S0034412506008468 . ISSN 0034-4125 . JSTOR 20008659 . S2CID 170572794 .