Айн и Йеш
Часть серии о |
Каббала |
---|
Айин ( иврит : אַיִן , букв. «ничто», родственное אֵין ʾên , букв. « не » ) — важная концепция в каббале и хасидской философии . Он контрастирует с термином Йеш (иврит: יֵשׁ , букв. « есть/существуют » или « существуют (существуют) » ). Согласно каббалистическим учениям, до создания Вселенной существовала только Аин, первая проявленная Сфира (Божественная эманация), а вторая сефира Хохма (Мудрость) «возникает из Аин». [1] В этом контексте сефира Кетер , Божественная воля, является посредником между Божественной Бесконечностью ( Эйн Соф ) и Хохмой. Поскольку Кетер является высшим откровением Ор Эйн Соф (Бесконечного Света), превосходящим проявленные сфирот, он иногда исключается из них.
Айн тесно связан с Эйн Соф (иврит: אין סוף , букв. «без конца»), который понимается как Божество до Его самопроявления в творении духовного и физического миров, единого Бесконечного единства, не поддающегося никакому описанию. или ограничение. С точки зрения эманированных созданных миров, Творение происходит «Еш ме-Айн» («Нечто из Ничего»). С Божественной точки зрения Творение происходит «Айин ме-Йеш» («Ничто из Нечто»), поскольку только Бог имеет абсолютное существование; Творение зависит от непрерывного потока Божественной жизненной силы, без которого оно обратилось бы в небытие. С 13 века Айин является одним из важнейших слов, используемых в каббалистических текстах. Символизм, связанный со словом Айин, был очень подчеркнут Моисеем де Леоном ( ок. 1250–1305 ), испанским раввином и каббалистом, через Зоар , основополагающий труд Каббалы. [2] В хасидизме Айн относится к внутреннему психологическому опыту Девейкута («прилипания» к Богу среди телесности) и созерцательному восприятию парадоксального Божественного Панентеизма Еш-Айн : «Нет места, свободного от Него». [3]
История Айн-Еш
[ редактировать ]В своем иудео-арабском труде «Книга убеждений и мнений» ( араб . كتاب الأمانات والاعتقادات , романизированном : Китаб аль-Аманат ва л-Итикадат , иврит: אמונות ודעות ) латинизировано: Эмунот ве-Деот ), Саадия Гаон , выдающийся 9-й раввин века и первый великий еврейский философ , утверждает, что «мир возник из небытия». Впервые этот тезис был переведен на иврит как «йеш ме-Аин», что означает «нечто из ничего», в XI веке. [4]
Еврейские философы 9-го и 10-го веков приняли концепцию «йеш ме-Айн», противоречащую греческим философам и взглядам Аристотеля о том, что мир был создан из первичной материи и/или был вечным . [2]
И Маймонид , и автор написанного столетиями ранее каббалистического труда « Сефер Йецира» «приняли формулировку Творения: «йеш ме-Аин » » . [4] Глава 2 Мишны 6 последней включает предложение: «Он сделал Свой Айн, Йеш». Это утверждение, как и большинство еврейских религиозных текстов, можно интерпретировать по-разному: например, «Он превратил то, чего не было, в то, что есть» или «Он превратил Своё небытие во что-то». Джозеф бен Шалом Ашкенази, написавший комментарий к Сефер Йецира в 14 веке, и Азриэль Жеронский, Азриэль бен Менахем , один из самых важных каббалистов каталонского города Жирона ( к северу от Барселоны ) в 13 веке, интерпретировали «Он создал Свой Айн, Йеш» Мишны как «творение «йеш ме-Айн » » . [4]
Маймонид и другие еврейские философы отстаивали доктрину « негативной теологии », согласно которой нет слов, чтобы описать, чем является Бог, и мы можем описать только то, чем «Бог не является». Каббала приняла это по отношению к Айну, став одной из философских концепций, лежащих в основе его значения. [4] Однако Каббала придерживается другого, более радикального предположения, что Бог становится познанным через Его эманации сфирот и духовных Сфер , Эманатора (« Маор ») и эманаций (« Ор »), составляющих два аспекта Божественности.
Для каббалистов Айин стало словом для описания древнейшей стадии творения и поэтому было несколько парадоксальным , так как не было полностью совместимо с «творением из ничего». Айн стал для каббалистов символом «высшего существования», а «мистическая тайна бытия и небытия объединилась в глубоком и могущественном символе Айн». [2] Существует также парадоксальная связь между значением Айн и Йеш с каббалистической точки зрения. Рэйчел Элиор , профессор еврейской философии и мистицизма в Еврейском университете в Иерусалиме , пишет, что для каббалистов Айн (ничто) «одевается» в Йеш (все, что есть), как «сокрытая Тора одевается в открытую Тору». [5]
Каббалисты об Айн-Еш
[ редактировать ]Давид бен Авраам ха-Лабан , каббалист XIV века, говорит:
Ничто (айн) более существует, чем все сущее мира. Но поскольку оно простое, а все простые вещи сложны по сравнению с его простотой, то оно называется айн. [6]
Зев бен Шимон Халеви говорит:
АЙИН означает «Ничто». АЙИН находится за пределами существования, отделен от чего-либо. АЙИН – это Абсолютное Ничто. АЙИН не выше и не ниже. AYIN также не стоит на месте и не находится в движении. АЙИН нигде нет, потому что АЙИН нет. АЙИН беззвучен, но и не тишина. И АЙИН не является пустотой – и все же из нуля небытия АЙИН возникает единица ЭИН СОФ. [7]
Айн-Еш в хасидизме
[ редактировать ]Хасидский мастер Дов Бер из Мезерича говорит:
следует думать о себе как об Айн , и что «абсолютное все» и «абсолютное ничто» — одно и то же, и что человек, который научится думать о себе как Айин, поднимется в духовный мир, где все одинаково и все равно: «жизнь и смерть, океан и суша». [1] [7]
Это отражает ориентацию хасидизма на интернализацию каббалистических описаний в соответствии с их психологическим соответствием в человеке, что делает Девейкут (приверженность Богу) центральным элементом иудаизма. Популистский аспект хасидизма возродил простых людей благодаря близости к Богу, что особенно отразилось в хасидских повествованиях и общественной деятельности Баал Шем Това , основателя хасидизма. Дов Бер, бескомпромиссный эзотерический мистик и организатор будущих лидеров движения, разработал элитный аспект хасидской медитации, отраженный в Биттуле (уничтожении эго) в Божественном Айн-Ничто.
Шнеур Залман из Ляди , один из ближайшего круга последователей Дов Бера, развил хасидскую мысль в интеллектуальную философскую систему, которая связала каббалистическую схему с ее интерпретацией в хасидской доктрине панентеизма . Последователь Хабада во время продолжительной молитвы созерцает хасидскую интерпретацию каббалистических структур, включая концепцию Айн. Если Каббала занимается категоризацией Небесных сфер с использованием антропоморфной терминологии, то эти тексты хасидской философии стремятся воспринимать Божественность внутри структур, связывая их соответствие с человеком, используя аналогии из человеческого опыта. Рэйчел Элиор назвала свое академическое исследование интеллектуального созерцания Хабада «Парадоксальным восхождением к Богу», поскольку оно описывает диалектический парадокс Йеш-Айн Творения. Во втором разделе своего великого опуса «Таня» Шнеур Залман объясняет монистическое иллюзорное аннулирование сотворенного существования Айин с Божественной точки зрения «Высшего Единства». Человеческая перспектива в созерцании рассматривает Творение как реальное существование Еш, хотя и полностью сводящее на нет его постоянное оживление Божественного. жизненная сила , восприятие «Низшего Единства». В другом тексте Шнеура Залмана:
Он един на небе и на земле... потому что все верхние миры не занимают места, чтобы быть Йеш и чем-то отдельным в себе, и все перед Ним как Айн, воистину как ничто и пустота, и нет ничего кроме Него. (Тора Ор Ми-Кец стр.64) [8]
Здесь точка зрения Низшего Единства в конечном итоге ложна, поскольку возникает из-за иллюзорного сокрытия Божественности. В объяснении Шнеура Залмана хасидизм интерпретирует лурианскую доктрину Цимцум (кажущееся «удаление» Бога, чтобы позволить Творению произойти) лишь как иллюзорное сокрытие Ор Эйн Соф. По правде говоря, Эйн Соф и Ор Эйн Соф по-прежнему наполняют все Творение, без каких-либо изменений с точки зрения Бога.
Сущность Ацмус, разрешающая Айн-Йеш парадокс Творения
[ редактировать ]В систематизации хасидской мысли Хабада термин Эйн Соф («Безграничный» Бесконечный) сам по себе не отражает саму сущность Бога. Вместо этого он использует термин Ацмус (Божественная «Сущность»). Эйн Соф, хотя и находится вне всякой дифференциации или ограничения, ограничен Бесконечным выражением. Истинная Божественная сущность находится выше даже отношений Бесконечного и Конечного. Сущность Бога может быть одинаково проявлена как в конечности, так и в бесконечности, как показано в утверждении Талмуда о том, что Ковчег Завета в Первом Храме не занимал места. Хотя он измерял свою обычную ширину и длину, измерения от каждой стороны до стен Святая Святых вместе составляли полную ширину и длину святилища. Ацмус представляет собой саму основную Божественную сущность, поскольку он относится к конечной цели Творения, согласно хасидской мысли, что «Бог желал жилища в нижних мирах». [9] которое будет осуществлено в этом физическом, конечном, низшем мире посредством выполнения еврейских обрядов .
Это дает хасидское объяснение, почему Нахманид и каббалисты постановили, что последняя эсхатологическая эра наступит в этом мире, вопреки мнению Маймонида , что она будет на Небесах, в соответствии с его философским взглядом на возвышение интеллекта над материальностью в отношении Бог. В Каббале превосходство этого мира заключается в том, чтобы обеспечить раскрытие полных Божественных эманаций на благо Творения, поскольку Сам Бог не лишен совершенства. Например, предельное выражение сфиры Доброты ( Хесед ) наиболее полно раскрывается тогда, когда оно относится к нашему низшему, физическому Миру. Однако хасидская интерпретация рассматривает каббалистические объяснения не как конечную причину, поскольку, как и Каббала в целом, она относится к Небесным царствам, которые не являются конечной целью Творения. Откровение Божественности в Небесных сферах является высшим и превосходит нынешнее сокрытие Бога в этом Мире. Однако это по-прежнему лишь ограниченное проявление Божественности. раскрытие сфирот и атрибутов Мудрости Бога, Понимания, Доброты, Могущества, Гармонии, Славы и т. д., в то время как Бесконечный Эйн Соф Бога Ор Эйн Соф превосходят все Миры за пределами досягаемости. Напротив, физическое исполнение заповедей в этом мире связано с Божественной сущностью и в конечном итоге раскроет ее.
В хасидской терминологии отдельные сферы телесности и духовности объединены через их высший источник в Божественной сущности. Согласно библейскому повествованию, Бог сошел на гору Синай, чтобы обратиться к израильтянам «Анохи Хашем Элокеха» («Я Бог, Господь ваш»). [10] описывающей Ацмус, Божественную сущность (Аночи — «Я»), объединяющую отдельные каббалистические проявления духовности Это объясняется в хасидской мысли , (Хашем — Тетраграмматон, имя Бесконечной трансцендентной эманации) и телесности (Элокеча — Имя Бога, относящееся к конечной имманентной жизненной силе Творения). До того, как была дана Тора, физические объекты не могли стать освященными. Заповеди . еврейского соблюдения, вытекающие из конечной Божественной цели Творения в Ацмусе, позволили использовать физические объекты в духовных целях, объединяя две сферы и воплощая Ацмус В этой окончательной теологии, посредством еврейского соблюдения, человек преобразует иллюзорное аннулирование Творения «Высшим Единством» Айн-ничто в раскрытие его окончательного выражения как предельного истинного Божественного Йеш-существования Ацмуса. Действительно, это дает внутреннюю причину хасидской мысли, почему этот мир ошибочно воспринимает себя как существующий независимо от Божественности из-за сокрытия оживляющей Божественной жизненной силы в этом мире. Поскольку этот мир является конечной целью и царством Ацмуса, истинного Божественного существования Еш, так и внешне он воспринимает свое собственное Сотворенное материальное эго существования Еш.
В хабадской систематизации хасидской философии -сущность Бога Ацмут относится к 5-му уровню Йехиды Каббалистической Эцем -эссенции души, самому внутреннему корню Эцем- эссенции Божественной Воли в Кетер и 5-му уровню Йехида Эцем -эссенции Торы. душа четырех уровней Пардеса в интерпретации Торы, выраженная в сути хасидской мысли. [11] В Сфирот Кетер , трансцендентная Божественная Воля, раскрывается и реализуется в Творении через первую проявленную Сфиру Хохма-Мудрость. Подобным же образом основная хасидская цель – Воля Творения, «место пребывания Божественной Ацмус-сущности в низшем мире» – реализуется через процесс возвышения искр святости, заложенных в материальных объектах, посредством их использования для еврейских обрядов , Лурианская схема в Каббале-Мудрости. Как только все упавшие искры святости будут искуплены, наступит Мессианская Эра. Согласно хасидскому объяснению, посредством завершения этого эзотерического процесса Каббалы-Мудрости достигается более возвышенная конечная Божественная цель — Воля, раскрывающая этот Мир как Ацмус, «место обитания» Бога. В Каббале Тора – это Божественный проект Творения: «Бог взглянул в Тору и сотворил Мир». [12] Сфира Кетер — это Высшая Воля, лежащая в основе этого проекта, источник происхождения Торы. Согласно хасидской мысли, «Тора происходит от Хохмы-Мудрости, но ее источник и корень чрезвычайно превосходят уровень Хохмы и называются Высшей Волей». [13] Это означает, что, согласно хасидской мысли, Тора является выражением Божественного Разума. Разум направлен на достижение определенной цели. Однако сама цель достижения этой цели превосходит и пронизывает рациональную способность. Когда разум достигает цели, исполняется высшее сокровенное сущностное наслаждение воли, раскрытие Ацмуса в этом Мире. Соответственно, хасидская мысль говорит, что тогда этот Мир даст жизнь духовным Мирам, а человеческое тело даст жизнь душе. Иеш эго будет сведено к нулю в Божественном Айн, став отражением истинного Божественного Еш.
Ацмус в эсхатологическом будущем
[ редактировать ]Разрешение парадокса Творения Айн-Йеш посредством Ацмуса находится за пределами нынешнего понимания, поскольку оно объединяет Парадокс Конечного-Бесконечности Божественности. Это представлено в парадоксе лурианского Цимцума , небуквально интерпретируемого в хасидском панентеизме . Бог остается внутри кажущегося «освободившимся» пространства Творения, как и раньше, как «Я Вечный, Я не изменился» ( Малахия 3:6), Бесконечное «Высшее Единство», которое сводит Творение на нет и превращает его в Айн-ничто. Творение, хотя и зависит от постоянной творческой жизненной силы, воспринимает свое собственное существование Иеш, Конечное «Низшее Единство». иудаизма Абсолютное единство Ацмуса, высшее выражение монотеизма , объединяет две противоположности. Маймонид кодифицирует Мессианскую Эру и физическое Воскресение Мертвых как два традиционно принятых последних еврейских принципа веры , при этом Каббала считает Воскресение окончательной, постоянной эсхатологией . Ныне высшие Небесные сферы воспринимают имманентный Божественный творческий Свет Мималей Кол Оламим («Наполняющие все миры»), в соответствии с их бесчисленно разнообразными нисходящими уровнями. В Мессианскую Эру этот мир воспримет трансцендентный Свет Совев Кол Оламим («Охватывающий все миры»). В Эру Воскресения, возникшую благодаря предшествующему еврейскому обряду «снизу», истинное присутствие Ацмуса откроется в конечном физическом Творении. Предвкушение этого было временно испытано на горе Синай, когда весь народ Израиля услышал Божественное изречение, оставаясь при этом в физической форме. Поскольку это было навязано Богом «сверху», в Мидраше говорится, что Бог оживил их души от угасания будущей «Росы Воскресения». [ нужна ссылка ]
Понятие Айн-Еш в литературе и науке
[ редактировать ]В своей автобиографической трилогии « Любовь и изгнание » Исаак Башевис Зингер , американо-еврейский писатель и лауреат Нобелевской премии , вспоминает, как он изучал Каббалу и пытался понять, как могло случиться, что он,
Ротшильд, мышь в норе, клоп на стене и труп в могиле были во всех смыслах идентичны, как сон и реальность... [14]
Научные теории Большого взрыва и представления о том, что Вселенная возникла из небытия, напоминают высказанные в Каббале. «Читают « Краткую историю времени» Стивена Хокинга , возможно, это знак грядущих событий, и сходство с Каббалой поразительно». [15] Кеннет Хэнсон видит сходство в каббалистической идее о том, что еврейские буквы были материалом, из которого была построена Вселенная, и Стивена Хокинга в объяснении Альберта Эйнштейна рухнет того, почему теория относительности в какой-то момент, который он назвал « сингулярностью ». Хэнсон говорит, что, хотя еврейские буквы имеют форму, на самом деле они созданы из ничего, как и сингулярность Большого взрыва. Хэнсон также утверждает, что сингулярность черных дыр можно сравнить с каббалистическими «сферами ничего», как написано в « Сефер Йецира» : «Ибо то, что есть свет, — это не-тьма, а то, что есть тьма, — это не-свет. " [16]
В своей книге «Великий замысел» физики Стивен Хокинг и Леонард Млодинов утверждают, что до Начала ничего не было, и объясняют это, сравнивая Начало с Южным полюсом . Говорят: «к югу от Южного полюса ничего нет», и до Начала ничего не было. [17]
См. также
[ редактировать ]- Еврейская философия
- Каббала
- Хасидская мысль
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дэниел Чанан Мэтт (10 мая 1996 г.). Основная каббала: сердце еврейского мистицизма . ХарперУан. стр. 100-1 69–71. ISBN 978-0-06-251163-8 . Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Джозеф Дэн (1987). Аргумент из молчания . В. де Грюйтер. стр. 359–362. ISBN 978-0-89925-314-5 . Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ Тиккуней Зоар 57, превращенный в центральную доктрину хасидской Божественной имманентности.
- ^ Jump up to: а б с д Марк Элбер (31 марта 2006 г.). Книга «Все по Каббале: исследуйте эту мистическую традицию - от древних ритуалов до современных практик (Все: философия и духовность)» . Адамс Медиа Корпорация. п. 1. ISBN 978-1-59337-546-1 . Проверено 11 февраля 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Рэйчел Элиор . «Бесконечность смысла, заложенная в священном тексте» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 марта 2012 г. Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ Йозеф Блаха (2010). Уроки Каббалы и еврейской истории . Марек Конечный. Мистер. 15. ISBN 9788090386051 . Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Зев бен Шимон Халеви (июнь 1977 г.). Каббалистическая Вселенная . Книги Вайзера; Торговое издание в мягкой обложке. п. 7. ISBN 978-0-87728-349-2 . Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ Рэйчел Элиор (ноябрь 1992 г.). Парадоксальное восхождение к Богу: каббалистическая теософия хабадского хасидизма . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 53. ИСБН 978-0-7914-1045-5 . Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ Шнеур Залман из Лиади : Таня I:36, подробно объясненный в более поздней мысли Хабада (см. Ацмут ), определяет это как высшую причину Творения, взяв утверждение из раввинистического Мидраша Танхума : Нассо 16.
- ^ Исход 20:2 . В этом стихе имена Бога переведены противоположно своей обычной форме (« Я Господь Бог твой »), поскольку в Каббале Тетраграмматон описывает Божественную Бесконечность («Бог», Эйн Соф, сила Творения через Сфиру Кетер -Высший) . Воля, объединяющая слова «был», «есть» и «будет» в одном имени), в то время как Элоким описывает скрывающее ограничение Бога, позволяющее Его жизненной силе имманентно формировать конечные Миры (становясь «Господом», хозяином, относящимся к этому миру). через последнюю сефиру Малкут -Царство, численно эквивалентное «ХаТева»-«Природа»)
- ^ О сущности хасидизма , раввин Менахем Мендель Шнеерсон , публикации Kehot, двуязычное ивритско-английское издание.
- ^ Бытие Раба I: 1, Зоар I: 5а
- ^ Вопрос IV: 1
- ^ Исаак Башевис Зингер (1 мая 1996 г.). Любовь и изгнание: Автобиографическая трилогия . Фаррар, Штраус и Жиру. п. 79. ИСБН 978-0-374-51992-6 . Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ Роберт М. Зельцер и Норман Дж. Коэн (1 февраля 1995 г.). Американизация евреев . Нью-Йорк Пресс. п. 455. ИСБН 978-0-8147-8001-5 . Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ Кеннет Хэнсон (1 апреля 2004 г.). Каббала: нерассказанная история мистической традиции . Книги Совета Дуба. п. 230. ИСБН 978-1-57178-142-0 . Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ Стивен Хокинг и Леонард Млодинов (7 сентября 2010 г.). Великий Дизайн . Петух. п. 230. ИСБН 978-0-553-80537-6 . Проверено 11 февраля 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Айин: Концепция небытия в еврейском мистицизме , Дэниел К. Мэтт , в «Основных статьях по каббале» , изд. Лоуренс Файн, NYU Press 2000, ISBN 0-8147-2629-1
- Парадигмы Йеш и Айн в хасидской мысли , Рэйчел Элиор, в книге «Переоценка хасидизма» , изд. Ада Рапопорт-Альберт, Библиотека Литтмана, 1997 г., ISBN 1-874774-35-8