Jump to content

Айн и Йеш

Айин ( иврит : אַיִן , букв. «ничто», родственное אֵין ʾên , букв. « не » ) — важная концепция в каббале и хасидской философии . Он контрастирует с термином Йеш (иврит: יֵשׁ , букв. « есть/существуют » или « существуют (существуют) » ). Согласно каббалистическим учениям, до создания Вселенной существовала только Аин, первая проявленная Сфира (Божественная эманация), а вторая сефира Хохма (Мудрость) «возникает из Аин». [1] В этом контексте сефира Кетер , Божественная воля, является посредником между Божественной Бесконечностью ( Эйн Соф ) и Хохмой. Поскольку Кетер является высшим откровением Ор Эйн Соф (Бесконечного Света), превосходящим проявленные сфирот, он иногда исключается из них.

Айн тесно связан с Эйн Соф (иврит: אין סוף , букв. «без конца»), который понимается как Божество до Его самопроявления в творении духовного и физического миров, единого Бесконечного единства, не поддающегося никакому описанию. или ограничение. С точки зрения эманированных созданных миров, Творение происходит «Еш ме-Айн» («Нечто из Ничего»). С Божественной точки зрения Творение происходит «Айин ме-Йеш» («Ничто из Нечто»), поскольку только Бог имеет абсолютное существование; Творение зависит от непрерывного потока Божественной жизненной силы, без которого оно обратилось бы в небытие. С 13 века Айин является одним из важнейших слов, используемых в каббалистических текстах. Символизм, связанный со словом Айин, был очень подчеркнут Моисеем де Леоном ( ок. 1250–1305 ), испанским раввином и каббалистом, через Зоар , основополагающий труд Каббалы. [2] В хасидизме Айн относится к внутреннему психологическому опыту Девейкута («прилипания» к Богу среди телесности) и созерцательному восприятию парадоксального Божественного Панентеизма Еш-Айн : «Нет места, свободного от Него». [3]

История Айн-Еш

[ редактировать ]
Каббала , четвертый уровень еврейской экзегезы Пардеса , относящийся к сфире Хохма -Мудрость, фокусируется на эзотерических божественных эманациях, определяя их через антропоморфизмы и метафоры. Творение рассматривается как Йеш ме-Айн «снизу» и Айн ме-Йеш «сверху».

В своем иудео-арабском труде «Книга убеждений и мнений» ( араб . كتاب الأمانات والاعتقادات , романизированном : Китаб аль-Аманат ва л-Итикадат , иврит: אמונות ודעות ) латинизировано: Эмунот ве-Деот ), Саадия Гаон , выдающийся 9-й раввин века и первый великий еврейский философ , утверждает, что «мир возник из небытия». Впервые этот тезис был переведен на иврит как «йеш ме-Аин», что означает «нечто из ничего», в XI веке. [4]

Еврейские философы 9-го и 10-го веков приняли концепцию «йеш ме-Айн», противоречащую греческим философам и взглядам Аристотеля о том, что мир был создан из первичной материи и/или был вечным . [2]

И Маймонид , и автор написанного столетиями ранее каббалистического труда « Сефер Йецира» «приняли формулировку Творения: «йеш ме-Аин » » . [4] Глава 2 Мишны 6 последней включает предложение: «Он сделал Свой Айн, Йеш». Это утверждение, как и большинство еврейских религиозных текстов, можно интерпретировать по-разному: например, «Он превратил то, чего не было, в то, что есть» или «Он превратил Своё небытие во что-то». Джозеф бен Шалом Ашкенази, написавший комментарий к Сефер Йецира в 14 веке, и Азриэль Жеронский, Азриэль бен Менахем , один из самых важных каббалистов каталонского города Жирона ( к северу от Барселоны ) в 13 веке, интерпретировали «Он создал Свой Айн, Йеш» Мишны как «творение «йеш ме-Айн » » . [4]

Маймонид и другие еврейские философы отстаивали доктрину « негативной теологии », согласно которой нет слов, чтобы описать, чем является Бог, и мы можем описать только то, чем «Бог не является». Каббала приняла это по отношению к Айну, став одной из философских концепций, лежащих в основе его значения. [4] Однако Каббала придерживается другого, более радикального предположения, что Бог становится познанным через Его эманации сфирот и духовных Сфер , Эманатора (« Маор ») и эманаций (« Ор »), составляющих два аспекта Божественности.

Для каббалистов Айин стало словом для описания древнейшей стадии творения и поэтому было несколько парадоксальным , так как не было полностью совместимо с «творением из ничего». Айн стал для каббалистов символом «высшего существования», а «мистическая тайна бытия и небытия объединилась в глубоком и могущественном символе Айн». [2] Существует также парадоксальная связь между значением Айн и Йеш с каббалистической точки зрения. Рэйчел Элиор , профессор еврейской философии и мистицизма в Еврейском университете в Иерусалиме , пишет, что для каббалистов Айн (ничто) «одевается» в Йеш (все, что есть), как «сокрытая Тора одевается в открытую Тору». [5]

Каббалисты об Айн-Еш

[ редактировать ]

Давид бен Авраам ха-Лабан , каббалист XIV века, говорит:

Ничто (айн) более существует, чем все сущее мира. Но поскольку оно простое, а все простые вещи сложны по сравнению с его простотой, то оно называется айн. [6]

Зев бен Шимон Халеви говорит:

АЙИН означает «Ничто». АЙИН находится за пределами существования, отделен от чего-либо. АЙИН – это Абсолютное Ничто. АЙИН не выше и не ниже. AYIN также не стоит на месте и не находится в движении. АЙИН нигде нет, потому что АЙИН нет. АЙИН беззвучен, но и не тишина. И АЙИН не является пустотой – и все же из нуля небытия АЙИН возникает единица ЭИН СОФ. [7]

Айн-Еш в хасидизме

[ редактировать ]
Баал Шула основателя хасидов Шем Това восстановлена. Хасидизм связал эзотерическую трансцендентную Каббалу с внутренним восприятием души, сделав преданность и Божественную имманентность этого материального мира своими центральными ценностями. Различные хасидские династии исследовали различные аспекты Йеш-Айин , от созерцательного парадокса в Хабаде до экзистенциальной веры в Бреславе и публичного воплощения в основной « практической » хасидской харизматической доктрине руководства цадиков .

Хасидский мастер Дов Бер из Мезерича говорит:

следует думать о себе как об Айн , и что «абсолютное все» и «абсолютное ничто» — одно и то же, и что человек, который научится думать о себе как Айин, поднимется в духовный мир, где все одинаково и все равно: «жизнь и смерть, океан и суша». [1] [7]

Это отражает ориентацию хасидизма на интернализацию каббалистических описаний в соответствии с их психологическим соответствием в человеке, что делает Девейкут (приверженность Богу) центральным элементом иудаизма. Популистский аспект хасидизма возродил простых людей благодаря близости к Богу, что особенно отразилось в хасидских повествованиях и общественной деятельности Баал Шем Това , основателя хасидизма. Дов Бер, бескомпромиссный эзотерический мистик и организатор будущих лидеров движения, разработал элитный аспект хасидской медитации, отраженный в Биттуле (уничтожении эго) в Божественном Айн-Ничто.

Шнеур Залман из Ляди , один из ближайшего круга последователей Дов Бера, развил хасидскую мысль в интеллектуальную философскую систему, которая связала каббалистическую схему с ее интерпретацией в хасидской доктрине панентеизма . Последователь Хабада во время продолжительной молитвы созерцает хасидскую интерпретацию каббалистических структур, включая концепцию Айн. Если Каббала занимается категоризацией Небесных сфер с использованием антропоморфной терминологии, то эти тексты хасидской философии стремятся воспринимать Божественность внутри структур, связывая их соответствие с человеком, используя аналогии из человеческого опыта. Рэйчел Элиор назвала свое академическое исследование интеллектуального созерцания Хабада «Парадоксальным восхождением к Богу», поскольку оно описывает диалектический парадокс Йеш-Айн Творения. Во втором разделе своего великого опуса «Таня» Шнеур Залман объясняет монистическое иллюзорное аннулирование сотворенного существования Айин с Божественной точки зрения «Высшего Единства». Человеческая перспектива в созерцании рассматривает Творение как реальное существование Еш, хотя и полностью сводящее на нет его постоянное оживление Божественного. жизненная сила , восприятие «Низшего Единства». В другом тексте Шнеура Залмана:

Он един на небе и на земле... потому что все верхние миры не занимают места, чтобы быть Йеш и чем-то отдельным в себе, и все перед Ним как Айн, воистину как ничто и пустота, и нет ничего кроме Него. (Тора Ор Ми-Кец стр.64) [8]

Здесь точка зрения Низшего Единства в конечном итоге ложна, поскольку возникает из-за иллюзорного сокрытия Божественности. В объяснении Шнеура Залмана хасидизм интерпретирует лурианскую доктрину Цимцум (кажущееся «удаление» Бога, чтобы позволить Творению произойти) лишь как иллюзорное сокрытие Ор Эйн Соф. По правде говоря, Эйн Соф и Ор Эйн Соф по-прежнему наполняют все Творение, без каких-либо изменений с точки зрения Бога.

Сущность Ацмус, разрешающая Айн-Йеш парадокс Творения

[ редактировать ]
В хасидской интерпретации откровение на Синае положило начало союзу нисходящей духовности Айн и восходящей физической сущности Еш через высшую Божественность сущности Ацмут , в равной степени за пределами конечно-бесконечной двойственности, отраженную в сокровенной Божественной Воле Мицвот . Это будет завершено в будущем Божественном «обители» этого Мира.

В систематизации хасидской мысли Хабада термин Эйн Соф («Безграничный» Бесконечный) сам по себе не отражает саму сущность Бога. Вместо этого он использует термин Ацмус (Божественная «Сущность»). Эйн Соф, хотя и находится вне всякой дифференциации или ограничения, ограничен Бесконечным выражением. Истинная Божественная сущность находится выше даже отношений Бесконечного и Конечного. Сущность Бога может быть одинаково проявлена ​​как в конечности, так и в бесконечности, как показано в утверждении Талмуда о том, что Ковчег Завета в Первом Храме не занимал места. Хотя он измерял свою обычную ширину и длину, измерения от каждой стороны до стен Святая Святых вместе составляли полную ширину и длину святилища. Ацмус представляет собой саму основную Божественную сущность, поскольку он относится к конечной цели Творения, согласно хасидской мысли, что «Бог желал жилища в нижних мирах». [9] которое будет осуществлено в этом физическом, конечном, низшем мире посредством выполнения еврейских обрядов .

Это дает хасидское объяснение, почему Нахманид и каббалисты постановили, что последняя эсхатологическая эра наступит в этом мире, вопреки мнению Маймонида , что она будет на Небесах, в соответствии с его философским взглядом на возвышение интеллекта над материальностью в отношении Бог. В Каббале превосходство этого мира заключается в том, чтобы обеспечить раскрытие полных Божественных эманаций на благо Творения, поскольку Сам Бог не лишен совершенства. Например, предельное выражение сфиры Доброты ( Хесед ) наиболее полно раскрывается тогда, когда оно относится к нашему низшему, физическому Миру. Однако хасидская интерпретация рассматривает каббалистические объяснения не как конечную причину, поскольку, как и Каббала в целом, она относится к Небесным царствам, которые не являются конечной целью Творения. Откровение Божественности в Небесных сферах является высшим и превосходит нынешнее сокрытие Бога в этом Мире. Однако это по-прежнему лишь ограниченное проявление Божественности. раскрытие сфирот и атрибутов Мудрости Бога, Понимания, Доброты, Могущества, Гармонии, Славы и т. д., в то время как Бесконечный Эйн Соф Бога Ор Эйн Соф превосходят все Миры за пределами досягаемости. Напротив, физическое исполнение заповедей в этом мире связано с Божественной сущностью и в конечном итоге раскроет ее.

В хасидской терминологии отдельные сферы телесности и духовности объединены через их высший источник в Божественной сущности. Согласно библейскому повествованию, Бог сошел на гору Синай, чтобы обратиться к израильтянам «Анохи Хашем Элокеха» («Я Бог, Господь ваш»). [10] описывающей Ацмус, Божественную сущность (Аночи — «Я»), объединяющую отдельные каббалистические проявления духовности Это объясняется в хасидской мысли , (Хашем — Тетраграмматон, имя Бесконечной трансцендентной эманации) и телесности (Элокеча — Имя Бога, относящееся к конечной имманентной жизненной силе Творения). До того, как была дана Тора, физические объекты не могли стать освященными. Заповеди . еврейского соблюдения, вытекающие из конечной Божественной цели Творения в Ацмусе, позволили использовать физические объекты в духовных целях, объединяя две сферы и воплощая Ацмус В этой окончательной теологии, посредством еврейского соблюдения, человек преобразует иллюзорное аннулирование Творения «Высшим Единством» Айн-ничто в раскрытие его окончательного выражения как предельного истинного Божественного Йеш-существования Ацмуса. Действительно, это дает внутреннюю причину хасидской мысли, почему этот мир ошибочно воспринимает себя как существующий независимо от Божественности из-за сокрытия оживляющей Божественной жизненной силы в этом мире. Поскольку этот мир является конечной целью и царством Ацмуса, истинного Божественного существования Еш, так и внешне он воспринимает свое собственное Сотворенное материальное эго существования Еш.

В хабадской систематизации хасидской философии -сущность Бога Ацмут относится к 5-му уровню Йехиды Каббалистической Эцем -эссенции души, самому внутреннему корню Эцем- эссенции Божественной Воли в Кетер и 5-му уровню Йехида Эцем -эссенции Торы. душа четырех уровней Пардеса в интерпретации Торы, выраженная в сути хасидской мысли. [11] В Сфирот Кетер , трансцендентная Божественная Воля, раскрывается и реализуется в Творении через первую проявленную Сфиру Хохма-Мудрость. Подобным же образом основная хасидская цель – Воля Творения, «место пребывания Божественной Ацмус-сущности в низшем мире» – реализуется через процесс возвышения искр святости, заложенных в материальных объектах, посредством их использования для еврейских обрядов , Лурианская схема в Каббале-Мудрости. Как только все упавшие искры святости будут искуплены, наступит Мессианская Эра. Согласно хасидскому объяснению, посредством завершения этого эзотерического процесса Каббалы-Мудрости достигается более возвышенная конечная Божественная цель — Воля, раскрывающая этот Мир как Ацмус, «место обитания» Бога. В Каббале Тора – это Божественный проект Творения: «Бог взглянул в Тору и сотворил Мир». [12] Сфира Кетер — это Высшая Воля, лежащая в основе этого проекта, источник происхождения Торы. Согласно хасидской мысли, «Тора происходит от Хохмы-Мудрости, но ее источник и корень чрезвычайно превосходят уровень Хохмы и называются Высшей Волей». [13] Это означает, что, согласно хасидской мысли, Тора является выражением Божественного Разума. Разум направлен на достижение определенной цели. Однако сама цель достижения этой цели превосходит и пронизывает рациональную способность. Когда разум достигает цели, исполняется высшее сокровенное сущностное наслаждение воли, раскрытие Ацмуса в этом Мире. Соответственно, хасидская мысль говорит, что тогда этот Мир даст жизнь духовным Мирам, а человеческое тело даст жизнь душе. Иеш эго будет сведено к нулю в Божественном Айн, став отражением истинного Божественного Еш.

Ацмус в эсхатологическом будущем

[ редактировать ]

Разрешение парадокса Творения Айн-Йеш посредством Ацмуса находится за пределами нынешнего понимания, поскольку оно объединяет Парадокс Конечного-Бесконечности Божественности. Это представлено в парадоксе лурианского Цимцума , небуквально интерпретируемого в хасидском панентеизме . Бог остается внутри кажущегося «освободившимся» пространства Творения, как и раньше, как «Я Вечный, Я не изменился» ( Малахия 3:6), Бесконечное «Высшее Единство», которое сводит Творение на нет и превращает его в Айн-ничто. Творение, хотя и зависит от постоянной творческой жизненной силы, воспринимает свое собственное существование Иеш, Конечное «Низшее Единство». иудаизма Абсолютное единство Ацмуса, высшее выражение монотеизма , объединяет две противоположности. Маймонид кодифицирует Мессианскую Эру и физическое Воскресение Мертвых как два традиционно принятых последних еврейских принципа веры , при этом Каббала считает Воскресение окончательной, постоянной эсхатологией . Ныне высшие Небесные сферы воспринимают имманентный Божественный творческий Свет Мималей Кол Оламим («Наполняющие все миры»), в соответствии с их бесчисленно разнообразными нисходящими уровнями. В Мессианскую Эру этот мир воспримет трансцендентный Свет Совев Кол Оламим («Охватывающий все миры»). В Эру Воскресения, возникшую благодаря предшествующему еврейскому обряду «снизу», истинное присутствие Ацмуса откроется в конечном физическом Творении. Предвкушение этого было временно испытано на горе Синай, когда весь народ Израиля услышал Божественное изречение, оставаясь при этом в физической форме. Поскольку это было навязано Богом «сверху», в Мидраше говорится, что Бог оживил их души от угасания будущей «Росы Воскресения». [ нужна ссылка ]

Понятие Айн-Еш в литературе и науке

[ редактировать ]

В своей автобиографической трилогии « Любовь и изгнание » Исаак Башевис Зингер , американо-еврейский писатель и лауреат Нобелевской премии , вспоминает, как он изучал Каббалу и пытался понять, как могло случиться, что он,

Ротшильд, мышь в норе, клоп на стене и труп в могиле были во всех смыслах идентичны, как сон и реальность... [14]

Научные теории Большого взрыва и представления о том, что Вселенная возникла из небытия, напоминают высказанные в Каббале. «Читают « Краткую историю времени» Стивена Хокинга , возможно, это знак грядущих событий, и сходство с Каббалой поразительно». [15] Кеннет Хэнсон видит сходство в каббалистической идее о том, что еврейские буквы были материалом, из которого была построена Вселенная, и Стивена Хокинга в объяснении Альберта Эйнштейна рухнет того, почему теория относительности в какой-то момент, который он назвал « сингулярностью ». Хэнсон говорит, что, хотя еврейские буквы имеют форму, на самом деле они созданы из ничего, как и сингулярность Большого взрыва. Хэнсон также утверждает, что сингулярность черных дыр можно сравнить с каббалистическими «сферами ничего», как написано в « Сефер Йецира» : «Ибо то, что есть свет, — это не-тьма, а то, что есть тьма, — это не-свет. " [16]

В своей книге «Великий замысел» физики Стивен Хокинг и Леонард Млодинов утверждают, что до Начала ничего не было, и объясняют это, сравнивая Начало с Южным полюсом . Говорят: «к югу от Южного полюса ничего нет», и до Начала ничего не было. [17]

См. также

[ редактировать ]
Еврейская философия
Каббала
Хасидская мысль
  1. ^ Jump up to: а б Дэниел Чанан Мэтт (10 мая 1996 г.). Основная каббала: сердце еврейского мистицизма . ХарперУан. стр. 100-1 69–71. ISBN  978-0-06-251163-8 . Проверено 11 февраля 2011 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Джозеф Дэн (1987). Аргумент из молчания . В. де Грюйтер. стр. 359–362. ISBN  978-0-89925-314-5 . Проверено 11 февраля 2011 г.
  3. ^ Тиккуней Зоар 57, превращенный в центральную доктрину хасидской Божественной имманентности.
  4. ^ Jump up to: а б с д Марк Элбер (31 марта 2006 г.). Книга «Все по Каббале: исследуйте эту мистическую традицию - от древних ритуалов до современных практик (Все: философия и духовность)» . Адамс Медиа Корпорация. п. 1. ISBN  978-1-59337-546-1 . Проверено 11 февраля 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  5. ^ Рэйчел Элиор . «Бесконечность смысла, заложенная в священном тексте» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 марта 2012 г. Проверено 11 февраля 2011 г.
  6. ^ Йозеф Блаха (2010). Уроки Каббалы и еврейской истории . Марек Конечный. Мистер. 15. ISBN  9788090386051 . Проверено 11 февраля 2011 г.
  7. ^ Jump up to: а б Зев бен Шимон Халеви (июнь 1977 г.). Каббалистическая Вселенная . Книги Вайзера; Торговое издание в мягкой обложке. п. 7. ISBN  978-0-87728-349-2 . Проверено 11 февраля 2011 г.
  8. ^ Рэйчел Элиор (ноябрь 1992 г.). Парадоксальное восхождение к Богу: каббалистическая теософия хабадского хасидизма . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 53. ИСБН  978-0-7914-1045-5 . Проверено 11 февраля 2011 г.
  9. ^ Шнеур Залман из Лиади : Таня I:36, подробно объясненный в более поздней мысли Хабада (см. Ацмут ), определяет это как высшую причину Творения, взяв утверждение из раввинистического Мидраша Танхума : Нассо 16.
  10. ^ Исход 20:2 . В этом стихе имена Бога переведены противоположно своей обычной форме (« Я Господь Бог твой »), поскольку в Каббале Тетраграмматон описывает Божественную Бесконечность («Бог», Эйн Соф, сила Творения через Сфиру Кетер -Высший) . Воля, объединяющая слова «был», «есть» и «будет» в одном имени), в то время как Элоким описывает скрывающее ограничение Бога, позволяющее Его жизненной силе имманентно формировать конечные Миры (становясь «Господом», хозяином, относящимся к этому миру). через последнюю сефиру Малкут -Царство, численно эквивалентное «ХаТева»-«Природа»)
  11. ^ О сущности хасидизма , раввин Менахем Мендель Шнеерсон , публикации Kehot, двуязычное ивритско-английское издание.
  12. ^ Бытие Раба I: 1, Зоар I: 5а
  13. ^ Вопрос IV: 1
  14. ^ Исаак Башевис Зингер (1 мая 1996 г.). Любовь и изгнание: Автобиографическая трилогия . Фаррар, Штраус и Жиру. п. 79. ИСБН  978-0-374-51992-6 . Проверено 11 февраля 2011 г.
  15. ^ Роберт М. Зельцер и Норман Дж. Коэн (1 февраля 1995 г.). Американизация евреев . Нью-Йорк Пресс. п. 455. ИСБН  978-0-8147-8001-5 . Проверено 11 февраля 2011 г.
  16. ^ Кеннет Хэнсон (1 апреля 2004 г.). Каббала: нерассказанная история мистической традиции . Книги Совета Дуба. п. 230. ИСБН  978-1-57178-142-0 . Проверено 11 февраля 2011 г.
  17. ^ Стивен Хокинг и Леонард Млодинов (7 сентября 2010 г.). Великий Дизайн . Петух. п. 230. ИСБН  978-0-553-80537-6 . Проверено 11 февраля 2011 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Айин: Концепция небытия в еврейском мистицизме , Дэниел К. Мэтт , в «Основных статьях по каббале» , изд. Лоуренс Файн, NYU Press 2000, ISBN   0-8147-2629-1
  • Парадигмы Йеш и Айн в хасидской мысли , Рэйчел Элиор, в книге «Переоценка хасидизма» , изд. Ада Рапопорт-Альберт, Библиотека Литтмана, 1997 г., ISBN   1-874774-35-8
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c034770b20e44c00c4554ded0986da4a__1720561680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/4a/c034770b20e44c00c4554ded0986da4a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ayin and Yesh - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)