Нахманид
Нахманид Моисей бен Нахман | |
---|---|
Рожденный | 1194 |
Умер | 1270 |
Эра | Средневековая философия |
Область | Еврейская философия |
Основные интересы | Религиозное право |
Часть серии о |
Еврейская философия |
---|
Моисей бен Нахман ( иврит : Моисей, сын Нахмана; 1194–1270), широко известный как Нахманид. [1] ( / n æ k ˈ m æ n ɪ d iː z / ; греческий : Ναχμανίδης Nakhmanídēs ), а также упоминается под аббревиатурой Рамбан ( / ˌ r ɑː m ˈ b ɑː n / ; רמב״ן ) и по современному прозвищу [2] Бонаструк са Порта ( Каталанский: [ˌbɔnəsˈtɾuk sə ˈpɔrtə] ; буквально « Мазель Тов у ворот», см. astruc ), ведущий средневековый еврейский учёный, каталонский раввин , философ , врач , каббалист и комментатор Библии . Он вырос, учился и большую часть своей жизни прожил в Жироне , Каталония . Он также считается важной фигурой в восстановлении еврейской общины в Иерусалиме после ее разрушения крестоносцами в 1099 году.
Имя
[ редактировать ]«Нахманид» ( Ναχμανίδης ) — греческое образование, означающее «сын Нахмана». Он также широко известен под еврейской аббревиатурой רמב ״ ן (Ра-М-Ба-Н, от рабейну Мошэ рабби Моисей , Нахман б Ан - , « Наш сын Нахмана»). Его каталонское имя было Бонаструк са Порта (также пишется Сапорта или де Порта ), буквально « Мазель Тов у ворот».
Биография
[ редактировать ]Иуда бен Якар | Натан бен Меир | Азриэль из Жероны | |||||||||||||||||||
Нахманид | |||||||||||||||||||||
Шломо ибн Адерет | |||||||||||||||||||||
Нахманид родился в Жироне в 1194 году, где он вырос и учился (поэтому его также называют Моше бен Нахман Геронди , или «Моисей, сын Нахмана Жирона»), и умер в Земле Израиля около 1270 года. [3] Он был потомком Исаака бен Рувима из Барселоны и двоюродным братом Ионы Геронди (Рабейну Йона). [4] [5] Среди его учителей Талмуда были Иуда бен Якар и Натан бен Меир из Тринкетайля , и, как говорят, его обучал Каббале (еврейский мистицизм) его соотечественник Азриэль из Жероны , [6] который, в свою очередь, был учеником Исаака Слепого .
Согласно ответу Шломо ибн Адерета [7] [4] Нахманид изучал медицину . В подростковом возрасте он начал приобретать репутацию образованного еврейского ученого. В 16 лет он начал писать по еврейскому праву . В своем «Мильхамот Хашем» («Войны Господни») он защищал решения Альфаси от критики Зерахии ха-Леви из Жироны . В этих сочинениях обнаруживается консервативная тенденция, отличавшая его более поздние произведения, — безграничное уважение к более ранним авторитетам. [5]
По мнению Нахманида, мудрость раввинов Мишны и Талмуда , а также геонимов (раввинов эпохи раннего средневековья) была несомненной. Их слова нельзя было ни подвергать сомнению, ни критиковать. «Мы преклоняемся, — говорит он, — перед ними, и даже когда причина их слов нам не совсем очевидна, мы подчиняемся им» ( Асейфат Зеккеним , комментарий к «Кетубот» ). Приверженность Нахманида словам более ранних авторитетов может быть связана с благочестием или влиянием еврейской школы мысли северной Франции. Однако считается, что это также может быть реакцией на быстрое принятие греко-арабской философии евреями Испании и Прованса ; это произошло вскоре после появления Маймонида « Путеводителя для растерянных» . Эта работа породила тенденцию аллегоризировать библейские повествования и преуменьшать роль чудес. Против этой тенденции боролся Нахманид и впадал в другую крайность, не позволяя даже подвергать сомнению высказывания непосредственных учеников геонимов. [5]
Отношение к Маймониду
[ редактировать ]Призванный около 1238 года для поддержки Соломоном бен Авраамом Монпелье , который был отлучен от церкви сторонниками Маймонида , Нахманид обратился с письмом к общинам Арагона , Наварры и Кастилии , в котором противники Соломона получили строгий упрек. Однако большое уважение, которое он исповедовал к Маймониду (хотя и не разделял взглядов последнего), подкрепленное врожденной мягкостью характера, удерживало его от союза с антимаймонистской партией и побудило его взять на себя роль примирителя. [5] Маймониду было 58 лет, когда родился Нахманид.
В письме, адресованном французским раввинам, он обращает внимание на добродетели Маймонида и утверждает, что Мишне Тора Маймонида – его Кодекс еврейского закона – не только не проявляет снисходительности в интерпретации запретов еврейского закона, но может даже рассматриваться как нечто большее. строгий, что, по мнению Нахманида, было положительным фактором. Что касается « Путеводителя для растерянных» Маймонида , Нахманид заявил, что оно предназначено не для тех, кто имеет непоколебимую веру, а для тех, кто был сбит с пути нееврейскими философскими трудами Аристотеля и Галена . проведенный Нахманидом, (Обратите внимание, что анализ « Путеводителя», не является общепринятой точкой зрения современных ученых.) «Если, — говорит он, — вы придерживались мнения, что ваш долг — объявить «Путеводитель» еретическим, то почему часть вашей паствы отступить от решения, как будто сожалея о своем шаге, правильно ли в таких важных делах капризничать, аплодировать сегодня одному, а завтра другому?» [5]
Чтобы примирить две стороны, Нахманид предложил отменить запрет на философскую часть Кодекса еврейского закона Маймонида, но запрет на публичное изучение «Путеводителя для растерянных » и против тех, кто отвергает аллегорическое толкование Библии, следует сохранять и даже укреплять.
Из-за существования трех вариантов редакции письма Нахманида ведутся споры относительно содержания предложенной им резолюции. Рукопись Саварала гласит следующее:
Пусть царственный приказ исходит от вас, когда вы станете единой группой и прочной связью, чтобы уничтожить поднятую руку, отлучить от церкви, запретить и подвергнуть проклятию каждый язык, говорящий высокомерно, который Бог уничтожит, того, кто насмехается над агадотом или открывает его уста против асмахтотов и тех, кто занимается изучением Путеводителя в группах. Великий раввин и писатель Маймонид повелел не предавать гласности и не разъяснять это.
- Культуры в столкновении и разговоре: Очерки интеллектуальной истории евреев, с. 122 (2011)
Этот компромисс, который мог бы положить конец борьбе, был отвергнут обеими сторонами, несмотря на авторитет Нахманида. [5]
Иггерет ха-Кодеш
[ редактировать ]Книгу Иггерет ха-Кодеш (אגרת הקודש - Священное послание) на темы брака, святости и сексуальных отношений обычно приписывали Нахманиду, который предположительно написал ее для своего сына в качестве свадебного подарка. Однако современные ученые приписывают его другому автору, возможно, раввину Иосифу бен Аврааму Гикатилле . [8]
В этой книге автор критикует Маймонида за стигматизацию сексуальной природы человека как позора человека. По мнению автора, тело со всеми его функциями, являющееся творением Бога, свято, и поэтому ни одно из его нормальных сексуальных побуждений и действий не может считаться предосудительным.
Взгляды на смерть, траур и воскресение
[ редактировать ]Нахманида В «Торате ха-Адам» , посвященном траурным обрядам, погребальным обычаям и т. д., Нахманид резко критикует писателей, стремившихся сделать человека равнодушным как к удовольствиям, так и к боли. Это, заявляет он, противоречит Закону, который повелевает человеку радоваться в день радости и плакать в день траура. В последней главе, озаглавленной «Шаар ха-Гемуль» , обсуждаются награды и наказания, воскресение и подобные темы. Он высмеивает самонадеянность философов, которые претендуют на знание сущности Бога и ангелов , в то время как даже состав их собственных тел является для них загадкой. [5]
Для Нахманида божественное откровение является лучшим руководством во всех этих вопросах, и он продолжает излагать свои взгляды на еврейские взгляды на загробную жизнь . Он считает, что, поскольку Бог в высшей степени справедлив, должны быть награда и наказание. Эта награда и наказание должны произойти в другом мире, ибо добро и зло этого мира относительны и преходящи. [5]
Помимо животной души , которая происходит от «Высших сил» и присуща всем существам, человек обладает особой душой. Эта особая душа, являющаяся прямой эманацией Бога, существовала еще до сотворения мира. [5] Через человека оно входит в материальную жизнь; и при растворении своей среды он либо возвращается к своему первоначальному источнику, либо входит в тело другого человека. Эта вера является, по мнению Нахманида, основой левиратного брака , ребенок которого наследует не только имя брата своего плотского отца, но и его душу и таким образом продолжает свое существование на земле. О воскресении, о котором говорили пророки, которое произойдет после пришествия Мессии, Нахманид относит к телу. Физическое тело может под влиянием души превратиться в настолько чистую сущность, что станет вечной. [5]
Комментарий к Торе
[ редактировать ]Комментарий Нахманида к Торе (пяти книгам Моисея) был его последней и самой известной работой. Он часто цитирует и критикует комментарии Раши , а также предлагает альтернативные интерпретации там, где он не согласен с интерпретацией Раши. Его побудили записать свой комментарий по трем мотивам: (1) удовлетворить умы изучающих Закон и стимулировать их интерес критическим рассмотрением текста; (2) оправдать пути Божии и раскрыть скрытый смысл слов Священного Писания, «ибо в Торе сокрыто всякое чудо и всякая тайна, и в ее сокровищницах запечатана всякая красота мудрости»; (3) успокаивать умы учеников простыми объяснениями и приятными словами, когда они читают назначенные разделы Пятикнижия в субботы и праздники. [5] Его изложение, перемешанное с агадическими и мистическими интерпретациями, основано на тщательной филологии и оригинальном изучении Библии. [5]
Его комментарий о сотворении мира описывает сотворение небес и земли из бестелесной субстанции:
Теперь послушайте правильное и ясное объяснение стиха в его простоте. Святой, благословен Он, сотворил все сущее из абсолютного небытия. На священном языке у нас нет выражения, обозначающего возникновение чего-либо из ничего, кроме слова бара (сотворенный). Все, что существует под солнцем или над ним, изначально не было создано из небытия. Вместо этого Он создал из тотального и абсолютного ничего очень тонкую субстанцию, лишенную телесности, но обладающую силой потенции, способную принимать форму и переходить из потенциальности в реальность. Это была первичная материя, созданная Б-гом; греки называют ее хилы (материя). После хилы Он ничего не сотворил, но образовал и сотворил ею вещи, и из этой хилии Он все произвел в существование, облек формы и привел их в законченное состояние. [9]
Как и в своих предыдущих работах, он яростно нападает на греческих философов , особенно на Аристотеля Маймонида , и часто критикует библейские интерпретации . Таким образом, он критикует интерпретацию Маймонидом Быт. 18:8: [10] утверждая, что предпочтительное понимание Маймонида противоречит очевидному смыслу библейских слов и что греховно даже слышать его. В то время как Маймонид пытался свести чудеса Библии до уровня природных явлений , Нахманид подчеркивает их, заявляя, что «ни один человек не может участвовать в Торе нашего учителя Моисея, если он не верит, что все наши дела, касаются ли они масс или отдельных людей, чудесным образом контролируются, и что ничто не может быть приписано природе или порядку мира». Подробнее об этой дискуссии см. в разделе «Божественное провидение» . Дэвид Бергер утверждал, что Нахманид действительно поддерживал существование естественного порядка. [11]
Рядом с верой в чудеса Нахманид помещает три других верования, которые, по его мнению, являются иудейскими принципами веры , а именно: вера в сотворение из ничего , во всеведение Бога и в божественное провидение .
Нахманид в этом комментарии часто резко критиковал раввина Авраама ибн Эзру , особенно в отношении негативного отношения ибн Эзры к Каббале . [5] Тем не менее, он питал огромное уважение к ибн Эзре, о чем свидетельствует его предисловие к комментарию.
Со временем Нахманид обновил свой комментарий как минимум в 250 местах, особенно после переезда из Испании в землю Израиля. Эти обновления засвидетельствованы в различных версиях его комментариев, сохранившихся в рукописи. [12]
Диспут в Барселоне, 1263 г.
[ редактировать ]Нахманид, сначала в качестве раввина Жироны , а затем в качестве главного раввина Каталонии , по-видимому, вел в основном спокойную жизнь. Однако, когда он уже был в преклонном возрасте, его жизнь была прервана событием, которое заставило его покинуть свою семью и свою страну и скитаться по чужеземным землям. Это был религиозный диспут, в котором он был призван защищать свою веру в 1263 году. Дебаты были инициированы Пабло Кристиани , евреем, принявшим христианство, которого послал доминиканский магистр генерал - Раймон де Пеньяфорт к королю Якову. Я Арагонский с просьбой, чтобы король приказал Нахманиду ответить на обвинения против иудаизма. [5]
Пабло Кристиани пытался обратить евреев в христианство. Полагаясь на сдержанность, которую его противник будет вынужден проявить из-за боязни оскорбить чувства христиан, Пабло заверил короля, что он докажет истинность христианства с помощью Талмуда и других раввинских сочинений. Нахманид выполнил приказ царя, но попросил полную свободу слова предоставить ему . В течение четырех дней (20–24 июля) он дискутировал с Пабло Кристиани в присутствии короля, двора и многих церковников. [13] [5]
Обсуждались следующие темы: [5]
- ли Мессия ; появился
- следует ли считать Мессию, провозглашенного пророками , божеством или человеком, рожденным от человеческих родителей
- обладали ли иудеи или христиане истинной верой.
Кристиани утверждал, основываясь на нескольких отрывках из агады , что мудрецы -фарисеи верили, что Мессия жил в период Талмуда, и что они якобы верили, что Мессией, следовательно, был Иисус . Нахманид возразил, что интерпретации Кристиани были искажениями; раввины не намекали на то, что Иисус был Мессией, и в то же время открыто выступали против него как такового. Далее он сказал, что если бы мудрецы Талмуда верили, что Иисус был мессией, то они наверняка были бы христианами, а не евреями, и тот факт, что мудрецы Талмуда были евреями, не подлежит сомнению. Нахманид приступил к предоставлению контекста доказательствам, цитируемым Кристиани, показывая, что они наиболее явно понимались иначе, чем предлагалось Кристиани. Более того, Нахманид продемонстрировал на основе многочисленных библейских и талмудических источников, что традиционная еврейская вера противоречит постулатам Кристиани.
Нахманид утверждал, что библейские пророки считали будущего мессии человеком, личностью из плоти и крови, а не божеством, как христиане видят Иисуса. Он заявил, что их обещания о царствовании всеобщего мира и справедливости еще не выполнены, что со времени появления Иисуса мир наполнился насилием и несправедливостью и что среди всех конфессий христиане были самыми воинственными.
[...самым странным кажется, что... ] Создатель Неба и Земли обратился во чрево некоей еврейской женщины, рос там девять месяцев и родился младенцем, а потом вырос и был предан в руками своих врагов, которые приговорили его к смерти и казнили, и что после... он ожил и вернулся на прежнее место. Разум еврея, да и любого другого человека, просто не может вынести подобных утверждений. Вы всю свою жизнь слушали священников, которые наполнили ваш мозг и весь мозг ваших костей этим учением, и оно укоренилось в вас благодаря этой привычке. [Я бы сказал, что если бы вы впервые услышали эти идеи сейчас, будучи взрослым человеком], вы бы никогда их не приняли.
Он отметил, что вопросы о Мессии имели для евреев меньше догматического значения, чем представляет себе большинство христиан. Причина этого смелого заявления заключалась в том, что евреям было более достойно соблюдать заповеди под властью христианского правителя, находясь в изгнании и страдая от унижений и оскорблений, чем под правлением Мессии, когда каждый вынужден был действовать. в соответствии с Законом. [5]
Поскольку спор, казалось, повернулся в пользу Нахманида, евреи Барселоны, опасаясь негодования доминиканцев, умоляли его прекратить спор; но король, которого Нахманид ознакомил с опасениями евреев, попросил его продолжить путь. Поэтому спор возобновился и завершился тем, что считалось полной победой Нахманида, который был уволен королем с подарком в триста золотых монет в знак своего уважения. [5] Король заметил, что он никогда не встречал человека, который, хотя и был не прав, но так хорошо отстаивал свою позицию. В альтернативном тексте, воспроизведенном Юлием Эйзенштейном в его «Оцар Викухим» (цитируемом Чарльзом Бером Чавелем в его издании собрания сочинений Нахманида), король говорит, что он никогда не видел, чтобы человек без юридического образования так успешно аргументировал дело.
Тем не менее доминиканцы заявили о своей победе, и Нахманид почувствовал себя обязанным опубликовать текст дебатов. Из этой публикации Пабло выбрал некоторые отрывки, которые он истолковал как богохульство против христианства и донес главе своего ордена Раймону де Пеньяфорту . Затем было предъявлено обвинение в смертной казни, а королю была подана официальная жалоба на произведение и его автора. Джеймс был вынужден принять обвинение, но, не доверяя доминиканскому суду, созвал чрезвычайную комиссию и приказал вести разбирательство в его присутствии. Нахманид признал, что он высказал много вещей против христианства, но он не написал ничего, чего бы он не использовал в своем диспуте в присутствии царя, который предоставил ему свободу слова. [5]
Справедливость его защиты была признана королем и комиссией, но, чтобы удовлетворить доминиканцев, Нахманид был приговорен к ссылке на два года, а его брошюра была приговорена к сожжению. Возможно, его также оштрафовали, но это было отменено как услуга Бенвенисте са Порта, который, по мнению некоторых авторитетов, [14] был братом Нахманида. Доминиканцы, однако, сочли это наказание слишком мягким, и через Папу Климента IV им, похоже, удалось превратить двухлетнее изгнание в вечное изгнание. [5]
Другие ученые [15] считают, что отождествление Бонаструкса Порта с Нахманидом неверно. Если это так, то на самом деле было два человека, которые были признаны богохульными в один и тот же период времени и в одном и том же месте.
В Иерусалиме
[ редактировать ]Нахманид покинул Арагон и три года прожил где-нибудь в Кастилии или в южной части Французского королевства . [5] В 1267 году, ища убежища от гонений на христиан в мусульманских землях, [16] он совершил алию в Иерусалим . Там он основал синагогу в Старом городе , существующую до наших дней, известную как Синагога Рамбана . Затем Нахманид поселился в Акре , где он очень активно распространял еврейское образование, которым в то время в Святой Земле очень пренебрегали. Он собрал вокруг себя кружок учеников, и люди толпами приходили, даже из окрестностей Евфрата, чтобы послушать его. караимы Говорят, что его лекции посещали , в том числе Аарон бен Иосиф Старший, который позже стал одним из величайших караимских авторитетов (хотя Грец пишет, что это не соответствует действительности). Именно для того, чтобы пробудить интерес местных евреев к толкованию Библии, Нахманид написал величайшее из своих произведений — вышеупомянутый комментарий к Торе. [5]
Несмотря на то, что Нахманид был окружен друзьями и учениками, он остро чувствовал муки изгнания. «Я оставил свою семью, я покинул свой дом. Там, с моими сыновьями и дочерьми, милыми, дорогими детьми, которых я воспитывал на своих коленях, я оставил и свою душу. Мое сердце и мои глаза останутся с ними навсегда». Во время своего трехлетнего пребывания в Святой Земле Нахманид поддерживал переписку с родиной, посредством которой стремился установить более тесную связь между Иудеей и Испанией. Вскоре после прибытия в Иерусалим он обратился с письмом к своему сыну Нахману, в котором описал запустение Священного города, где в то время проживало всего два еврейских жителя — братья-красильщики по профессии. В более позднем письме из Акры он советует своему сыну развивать смирение, которое он считает первой из добродетелей. В другом, адресованном своему второму сыну, занимавшему официальную должность при кастильском дворе, Нахманид рекомендует читать ежедневные молитвы и предостерегает прежде всего от безнравственности. [5]
Смерть и погребение
[ редактировать ]Нахманид умер на Святой Земле, когда ему исполнилось семьдесят лет. [5] или семьдесят шесть. Различные предания предполагают, что он был похоронен в Хайфе . [17] [5] Акра , Хеврон или в Пещере Рамбана в Иерусалиме . [18]
Работает
[ редактировать ]Нахманид, как указано выше, был ведущим знатоком Торы средневековья, автором крупных комментариев к Торе и Талмуду . Далее в качестве посека он писал самостоятельные произведения на галахическую тематику, а также труды по мистике, науке и философии.
Комментарий к Торе
[ редактировать ]Как подробно описано выше , комментарий Рамбана к Торе «Биур» или Перуш аль ха-Тора считается ведущим произведением в этом жанре ; это был его последний и самый известный.Как уже отмечалось, он часто критикует более ранние комментарии – особенно Раши , Ибн Эзры и Рамбама – и включает в себя каббалистические учения. Этот комментарий также отражает его любовь к Эрец Исраэль . [19]
Талмудический комментарий
[ редактировать ]Основная работа Рамбана по Талмуду называется «Чиддушей ха-Рамбан» . Комментарий отражает глубину его знаний и глубокое уважение к правовым авторитетам, существовавшим до него. [20] Он не представляет собой комментарий к Талмуду; вместо этого он фокусируется на конкретных частях обсуждения Талмуда . [21] В своем подходе он полностью использует тосафистский диалектический стиль и систематически интегрирует его с классическими сефардскими учениями . [21] Таким образом, оно имеет явное сходство с сочинениями тосафистов ; здесь, однако, это часто дает другой взгляд на различные вопросы.Он также находится под сильным влиянием учения Прованса .
Другие работы
[ редактировать ]Нахманид был ведущим и плодовитым ученым; его произведения, как указано, охватывали Галаху , мистицизм, науку и философию.
- Известные галахические произведения Нахманида - по образцу Исаака Альфаси. [5] - являются: [5]
- Мишпетей ха-Черем , законы об отлучении от церкви, воспроизведенные в Коль Бо.
- Хилхот Бедикка , об исследовании легких забитых животных, цитируемый Шимшоном бен Цемахом Дюраном в его «Явин Шмуа».
- Торат ха-Адам , о законах траура и погребальных церемоний, в тридцати главах, последняя из которых, озаглавленная Шаар ха-Гемуль , посвящена эсхатологии (Константинополь, 1519 г., часто переиздается).
- Сочинения Нахманида в защиту Симеона Кайяры и Альфаси также относятся к категории его талмудических и галахических произведений. Эти сочинения: [5]
- Мильхамот ха-Шем , защищающий Альфаси от критики Зеракии ха-Леви из Жироны (опубликовано в «Альфаси», Венеция, 1552 г.; часто переиздается; отдельное издание, Берлин, 1759 г.)
- Сефер ха-Зехут , в защиту Альфаси от критики Авраама бен Давида Авраама Мелдолы (RABaD; напечатано вместе с «Шивой Энаим Ливорно» , 1745 г.; под названием «Махасе у-Маген» , Венеция, 1808 г.)
- Хассагот (Константинополь, 1510 г.; часто переиздается), в защиту Симеона Кайяры от критики Маймонида « Сефер Хамицвот» (Книга наставлений). [5]
- Этические, мистические и философские произведения: [5]
- Дераша , проповедь, произнесенная в присутствии короля Кастилии.
- Сефер ха-Геула , или «Сефер Кец ха-Геула», во время прибытия Мессии (в книге Азарии деи Росси « Ме'ор Энайим Имре Бина», гл. xliii, часто переиздается). )
- Иггерет ха-Мусар , этическое письмо, адресованное его сыну (в «Сефер ха-Йира» или «Иггерет ха-Тшува» Ионы Геронди)
- Иггерет ха-Хемда , письмо, адресованное французским раввинам в защиту Маймонида (с «Таалумот Хокма» Джозефа Дельмедиго)
- Виккуах , религиозный спор с Пабло Кристиани (в «Милхамот Хова»)
- Перуш Ийов , комментарий к Иову
сборник респонсов Нахманиду также обычно приписывают ; на самом деле они могли быть написаны его учеником Шломо ибн Адеретом . [22] Содот ха-Тефила , еврейская рукопись, приписываемая Нахманиду, также, вероятно, принадлежит Елеазару из Вормса . [23]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Теперь также встречается в частично переведенной форме Nahmanides / n ə ˈ m æ n ɪ d iː z , n ɑː x ˈ m ɑː n ɪ d iː z / .
- ^ Альберч и Фугерас, Рамон; Арагон, Нарсис-Жорди (1994). Евреи в Жироне . Провинция Жирона. например 27. ISBN 9788480670333 . «Его звали Мойзес, в честь великого вождя пустыни, но жители Жироны, среди которых у него были хорошие друзья, знали его как Бонаструк де Порта».
- ^ Бар Илан CD-ROM
- ^ Jump up to: а б Энциклопедия иудаики | второе издание | том 14 | стр. 741
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление «МОИСЕЙ БЕН НАХМАН ГЕРОНДИ — JewishEncyclepedia.com» . www.jewishencyclepedia.com .
- ^ Кауфман Колер и Исаак Бройде . «АЗРИИЛ (ЭЗРА) БЕН МЕНАЕМ (БЕН СОЛОМОН)» . Еврейская энциклопедия . Проверено 8 октября 2006 г.
- ^ Раздел 1, ответы 120 и 167.
- ^ «Иггерет ха-Кодеш — Архив еврейских женщин» . jwa.org .
- ^ Рамбан (Нахманид) Комментарий к Торе, Пер. Доктор Чарльз Б. Чавел (Нью-Йорк: Издательство Shilo, 1971), стр.23
- ↑ В своем «Маамар Техийят Хаметим» («Трактат о воскресении») Маймонид называет «полными глупцами» любого, кто верит, что три ангела, посетившие шатер Авраама, на самом деле «ели» «творог, молоко и теленка». «что Авраам приготовил для них, несмотря на явный язык текста. Вместо этого Маймонид придерживается рационалистического подхода, согласно которому, поскольку ангелы бестелесны, они не потребляют пищу, как обычный человек, и поэтому только «казалось», что они ели, или что у Авраама было пророческое видение о том, как ангелы едят. См. Фред Рознер, пер., «Трактат Моисея Маймонида о воскресении» (изд. Rowman & Littlefield, 2004 г.), ISBN 978076575954-2 , с. 27.
- ^ Культуры в столкновении и разговоре ( Дэвида Бергера Academic Studies Press, 2011), стр. 129-151
- ^ «Комментаторы: Обновления Рамбана – AlHaTorah.org» . alhatorah.org .
- ^ Рамбан. Сочинения Рамбана . Учреждение раввина Кука.
- ^ Грец, История евреев, том VII, стр. 440–441; Чазан, Барселона и за ее пределами, с. 199
- ^ Майер Кайзерлинг JQR Review 8, 1896, стр. 494
- ^ с. 73 в Джонатане Саксе (2005) Чтобы исцелить расколотый мир: этика ответственности . Лондон: Континуум ( ISBN 9780826480392 )
- ^ «Рамбан (раввин Моисей бен Нахман — «Нахманид») — 4954-5029; 1195-1270» . www.chabad.org .
- ^ «Пещера Рамбана – Поездка в Иерусалим» . Архивировано из оригинала 17 декабря 2017 г. Проверено 16 декабря 2017 г.
- ^ Сефария : Рамбан в книге Бытия
- ^ Сефария : Чиддушей Рамбан на Берахоте
- ^ Jump up to: а б Арье Лейбовиц (2018). Комментарий Рамбана к Талмуду
- ^ Тешувот хаРашба Меючас ЛехаРамбан ; см. введение Бейт Йосефа к Туру, где обсуждается авторство.
- ^ Трахтенберг, Джошуа (2004) [первоначально опубликовано в 1939 году]. «ИВРЕЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ В РУКОПИСАХ» . Еврейская магия и суеверия . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета . п. 322. ИСБН 9780812218626 . Проверено 9 февраля 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Капуто, Нина, Нахманид в средневековой Каталонии: история, сообщество и мессианство . Нотр-Дам, Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам, 2008. Стр. 384.
- Джозеф Э. Дэвид, «Живя в рамках закона: юридическое богословие Нахманида», Оксфордский журнал права и религии (2013), стр. 1–21.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Видеолекция доктора Генри Абрамсона о Нахманиде
- Иггерес ха-Рамбан - Письмо Нахманида сыну
- Игерес Харамбан – Программа одиннадцати шагов
- Перуш Ха-Тора - Комментарии к Пятикнижию, Лиссабон, 1489 г. , в Национальной библиотеке Португалии.
- Нахманид
- Каталонские раввины XIII века
- Раввины XIII века в Иерусалиме
- 1194 рождения
- 1270 смертей
- Авторы книг по еврейскому праву
- Комментаторы Библии
- Еврейские апологеты
- Средневековые еврейские философы
- Еврейские беженцы
- Евреи и иудаизм в Иерусалимском королевстве
- Каббалисты
- Раввины из Жироны
- Философы из Каталонии
- Каталонские евреи XIII века
- Философы иудаизма
- Раввины в Иерусалиме
- Авторы работ по Талмуду