Jump to content

Нахманид

(Перенаправлено с Нахманида )
Нахманид
Моисей бен Нахман
Художественное изображение 21 века
Нахманида в Акре
Рожденный 1194
Умер 1270
Эра Средневековая философия
Область Еврейская философия
Основные интересы
Религиозное право

Моисей бен Нахман ( иврит : Моисей, сын Нахмана; 1194–1270), широко известный как Нахманид. [1] ( / n æ k ˈ m æ n ɪ d z / ; греческий : Ναχμανίδης Nakhmanídēs ), а также упоминается под аббревиатурой Рамбан ( / ˌ r ɑː m ˈ b ɑː n / ; רמב״ן ‎) и по современному прозвищу [2] Бонаструк са Порта ( Каталанский: [ˌbɔnəsˈtɾuk ˈpɔrtə] ; буквально « Мазель Тов у ворот», см. astruc ), ведущий средневековый еврейский учёный, каталонский раввин , философ , врач , каббалист и комментатор Библии . Он вырос, учился и большую часть своей жизни прожил в Жироне , Каталония . Он также считается важной фигурой в восстановлении еврейской общины в Иерусалиме после ее разрушения крестоносцами в 1099 году.

«Нахманид» ( Ναχμανίδης ) — греческое образование, означающее «сын Нахмана». Он также широко известен под еврейской аббревиатурой רמב ״ ן (Ра-М-Ба-Н, от рабейну Мошэ рабби Моисей , Нахман б Ан - , « Наш сын Нахмана»). Его каталонское имя было Бонаструк са Порта (также пишется Сапорта или де Порта ), буквально « Мазель Тов у ворот».

Биография

[ редактировать ]


Иуда бен Якар Натан бен Меир Азриэль из Жероны
Нахманид
Шломо ибн Адерет


Нахманид родился в Жироне в 1194 году, где он вырос и учился (поэтому его также называют Моше бен Нахман Геронди , или «Моисей, сын Нахмана Жирона»), и умер в Земле Израиля около 1270 года. [3] Он был потомком Исаака бен Рувима из Барселоны и двоюродным братом Ионы Геронди (Рабейну Йона). [4] [5] Среди его учителей Талмуда были Иуда бен Якар и Натан бен Меир из Тринкетайля , и, как говорят, его обучал Каббале (еврейский мистицизм) его соотечественник Азриэль из Жероны , [6] который, в свою очередь, был учеником Исаака Слепого .

Согласно ответу Шломо ибн Адерета [7] [4] Нахманид изучал медицину . В подростковом возрасте он начал приобретать репутацию образованного еврейского ученого. В 16 лет он начал писать по еврейскому праву . В своем «Мильхамот Хашем» («Войны Господни») он защищал решения Альфаси от критики Зерахии ха-Леви из Жироны . В этих сочинениях обнаруживается консервативная тенденция, отличавшая его более поздние произведения, — безграничное уважение к более ранним авторитетам. [5]

По мнению Нахманида, мудрость раввинов Мишны и Талмуда , а также геонимов (раввинов эпохи раннего средневековья) была несомненной. Их слова нельзя было ни подвергать сомнению, ни критиковать. «Мы преклоняемся, — говорит он, — перед ними, и даже когда причина их слов нам не совсем очевидна, мы подчиняемся им» ( Асейфат Зеккеним , комментарий к «Кетубот» ). Приверженность Нахманида словам более ранних авторитетов может быть связана с благочестием или влиянием еврейской школы мысли северной Франции. Однако считается, что это также может быть реакцией на быстрое принятие греко-арабской философии евреями Испании и Прованса ; это произошло вскоре после появления Маймонида « Путеводителя для растерянных» . Эта работа породила тенденцию аллегоризировать библейские повествования и преуменьшать роль чудес. Против этой тенденции боролся Нахманид и впадал в другую крайность, не позволяя даже подвергать сомнению высказывания непосредственных учеников геонимов. [5]

Отношение к Маймониду

[ редактировать ]

Призванный около 1238 года для поддержки Соломоном бен Авраамом Монпелье , который был отлучен от церкви сторонниками Маймонида , Нахманид обратился с письмом к общинам Арагона , Наварры и Кастилии , в котором противники Соломона получили строгий упрек. Однако большое уважение, которое он исповедовал к Маймониду (хотя и не разделял взглядов последнего), подкрепленное врожденной мягкостью характера, удерживало его от союза с антимаймонистской партией и побудило его взять на себя роль примирителя. [5] Маймониду было 58 лет, когда родился Нахманид.

В письме, адресованном французским раввинам, он обращает внимание на добродетели Маймонида и утверждает, что Мишне Тора Маймонида – его Кодекс еврейского закона – не только не проявляет снисходительности в интерпретации запретов еврейского закона, но может даже рассматриваться как нечто большее. строгий, что, по мнению Нахманида, было положительным фактором. Что касается « Путеводителя для растерянных» Маймонида , Нахманид заявил, что оно предназначено не для тех, кто имеет непоколебимую веру, а для тех, кто был сбит с пути нееврейскими философскими трудами Аристотеля и Галена . проведенный Нахманидом, (Обратите внимание, что анализ « Путеводителя», не является общепринятой точкой зрения современных ученых.) «Если, — говорит он, — вы придерживались мнения, что ваш долг — объявить «Путеводитель» еретическим, то почему часть вашей паствы отступить от решения, как будто сожалея о своем шаге, правильно ли в таких важных делах капризничать, аплодировать сегодня одному, а завтра другому?» [5]

Чтобы примирить две стороны, Нахманид предложил отменить запрет на философскую часть Кодекса еврейского закона Маймонида, но запрет на публичное изучение «Путеводителя для растерянных » и против тех, кто отвергает аллегорическое толкование Библии, следует сохранять и даже укреплять.

Из-за существования трех вариантов редакции письма Нахманида ведутся споры относительно содержания предложенной им резолюции. Рукопись Саварала гласит следующее:

Пусть царственный приказ исходит от вас, когда вы станете единой группой и прочной связью, чтобы уничтожить поднятую руку, отлучить от церкви, запретить и подвергнуть проклятию каждый язык, говорящий высокомерно, который Бог уничтожит, того, кто насмехается над агадотом или открывает его уста против асмахтотов и тех, кто занимается изучением Путеводителя в группах. Великий раввин и писатель Маймонид повелел не предавать гласности и не разъяснять это.

- Культуры в столкновении и разговоре: Очерки интеллектуальной истории евреев, с. 122 (2011)

Этот компромисс, который мог бы положить конец борьбе, был отвергнут обеими сторонами, несмотря на авторитет Нахманида. [5]

Иггерет ха-Кодеш

[ редактировать ]
Письмо Нахманида своему сыну выставлено в синагоге Рамбана в Иерусалиме.

Книгу Иггерет ха-Кодеш (אגרת הקודש - Священное послание) на темы брака, святости и сексуальных отношений обычно приписывали Нахманиду, который предположительно написал ее для своего сына в качестве свадебного подарка. Однако современные ученые приписывают его другому автору, возможно, раввину Иосифу бен Аврааму Гикатилле . [8]

В этой книге автор критикует Маймонида за стигматизацию сексуальной природы человека как позора человека. По мнению автора, тело со всеми его функциями, являющееся творением Бога, свято, и поэтому ни одно из его нормальных сексуальных побуждений и действий не может считаться предосудительным.

Взгляды на смерть, траур и воскресение

[ редактировать ]

Нахманида В «Торате ха-Адам» , посвященном траурным обрядам, погребальным обычаям и т. д., Нахманид резко критикует писателей, стремившихся сделать человека равнодушным как к удовольствиям, так и к боли. Это, заявляет он, противоречит Закону, который повелевает человеку радоваться в день радости и плакать в день траура. В последней главе, озаглавленной «Шаар ха-Гемуль» , обсуждаются награды и наказания, воскресение и подобные темы. Он высмеивает самонадеянность философов, которые претендуют на знание сущности Бога и ангелов , в то время как даже состав их собственных тел является для них загадкой. [5]

Для Нахманида божественное откровение является лучшим руководством во всех этих вопросах, и он продолжает излагать свои взгляды на еврейские взгляды на загробную жизнь . Он считает, что, поскольку Бог в высшей степени справедлив, должны быть награда и наказание. Эта награда и наказание должны произойти в другом мире, ибо добро и зло этого мира относительны и преходящи. [5]

Помимо животной души , которая происходит от «Высших сил» и присуща всем существам, человек обладает особой душой. Эта особая душа, являющаяся прямой эманацией Бога, существовала еще до сотворения мира. [5] Через человека оно входит в материальную жизнь; и при растворении своей среды он либо возвращается к своему первоначальному источнику, либо входит в тело другого человека. Эта вера является, по мнению Нахманида, основой левиратного брака , ребенок которого наследует не только имя брата своего плотского отца, но и его душу и таким образом продолжает свое существование на земле. О воскресении, о котором говорили пророки, которое произойдет после пришествия Мессии, Нахманид относит к телу. Физическое тело может под влиянием души превратиться в настолько чистую сущность, что станет вечной. [5]

Комментарий к Торе

[ редактировать ]

Комментарий Нахманида к Торе (пяти книгам Моисея) был его последней и самой известной работой. Он часто цитирует и критикует комментарии Раши , а также предлагает альтернативные интерпретации там, где он не согласен с интерпретацией Раши. Его побудили записать свой комментарий по трем мотивам: (1) удовлетворить умы изучающих Закон и стимулировать их интерес критическим рассмотрением текста; (2) оправдать пути Божии и раскрыть скрытый смысл слов Священного Писания, «ибо в Торе сокрыто всякое чудо и всякая тайна, и в ее сокровищницах запечатана всякая красота мудрости»; (3) успокаивать умы учеников простыми объяснениями и приятными словами, когда они читают назначенные разделы Пятикнижия в субботы и праздники. [5] Его изложение, перемешанное с агадическими и мистическими интерпретациями, основано на тщательной филологии и оригинальном изучении Библии. [5]

Его комментарий о сотворении мира описывает сотворение небес и земли из бестелесной субстанции:

Теперь послушайте правильное и ясное объяснение стиха в его простоте. Святой, благословен Он, сотворил все сущее из абсолютного небытия. На священном языке у нас нет выражения, обозначающего возникновение чего-либо из ничего, кроме слова бара (сотворенный). Все, что существует под солнцем или над ним, изначально не было создано из небытия. Вместо этого Он создал из тотального и абсолютного ничего очень тонкую субстанцию, лишенную телесности, но обладающую силой потенции, способную принимать форму и переходить из потенциальности в реальность. Это была первичная материя, созданная Б-гом; греки называют ее хилы (материя). После хилы Он ничего не сотворил, но образовал и сотворил ею вещи, и из этой хилии Он все произвел в существование, облек формы и привел их в законченное состояние. [9]

Как и в своих предыдущих работах, он яростно нападает на греческих философов , особенно на Аристотеля Маймонида , и часто критикует библейские интерпретации . Таким образом, он критикует интерпретацию Маймонидом Быт. 18:8: [10] утверждая, что предпочтительное понимание Маймонида противоречит очевидному смыслу библейских слов и что греховно даже слышать его. В то время как Маймонид пытался свести чудеса Библии до уровня природных явлений , Нахманид подчеркивает их, заявляя, что «ни один человек не может участвовать в Торе нашего учителя Моисея, если он не верит, что все наши дела, касаются ли они масс или отдельных людей, чудесным образом контролируются, и что ничто не может быть приписано природе или порядку мира». Подробнее об этой дискуссии см. в разделе «Божественное провидение» . Дэвид Бергер утверждал, что Нахманид действительно поддерживал существование естественного порядка. [11]

Рядом с верой в чудеса Нахманид помещает три других верования, которые, по его мнению, являются иудейскими принципами веры , а именно: вера в сотворение из ничего , во всеведение Бога и в божественное провидение .

Нахманид в этом комментарии часто резко критиковал раввина Авраама ибн Эзру , особенно в отношении негативного отношения ибн Эзры к Каббале . [5] Тем не менее, он питал огромное уважение к ибн Эзре, о чем свидетельствует его предисловие к комментарию.

Со временем Нахманид обновил свой комментарий как минимум в 250 местах, особенно после переезда из Испании в землю Израиля. Эти обновления засвидетельствованы в различных версиях его комментариев, сохранившихся в рукописи. [12]

Диспут в Барселоне, 1263 г.

[ редактировать ]

Нахманид, сначала в качестве раввина Жироны , а затем в качестве главного раввина Каталонии , по-видимому, вел в основном спокойную жизнь. Однако, когда он уже был в преклонном возрасте, его жизнь была прервана событием, которое заставило его покинуть свою семью и свою страну и скитаться по чужеземным землям. Это был религиозный диспут, в котором он был призван защищать свою веру в 1263 году. Дебаты были инициированы Пабло Кристиани , евреем, принявшим христианство, которого послал доминиканский магистр генерал - Раймон де Пеньяфорт к королю Якову. Я Арагонский с просьбой, чтобы король приказал Нахманиду ответить на обвинения против иудаизма. [5]

Пабло Кристиани пытался обратить евреев в христианство. Полагаясь на сдержанность, которую его противник будет вынужден проявить из-за боязни оскорбить чувства христиан, Пабло заверил короля, что он докажет истинность христианства с помощью Талмуда и других раввинских сочинений. Нахманид выполнил приказ царя, но попросил полную свободу слова предоставить ему . В течение четырех дней (20–24 июля) он дискутировал с Пабло Кристиани в присутствии короля, двора и многих церковников. [13] [5]

Обсуждались следующие темы: [5]

  1. ли Мессия ; появился
  2. следует ли считать Мессию, провозглашенного пророками , божеством или человеком, рожденным от человеческих родителей
  3. обладали ли иудеи или христиане истинной верой.

Кристиани утверждал, основываясь на нескольких отрывках из агады , что мудрецы -фарисеи верили, что Мессия жил в период Талмуда, и что они якобы верили, что Мессией, следовательно, был Иисус . Нахманид возразил, что интерпретации Кристиани были искажениями; раввины не намекали на то, что Иисус был Мессией, и в то же время открыто выступали против него как такового. Далее он сказал, что если бы мудрецы Талмуда верили, что Иисус был мессией, то они наверняка были бы христианами, а не евреями, и тот факт, что мудрецы Талмуда были евреями, не подлежит сомнению. Нахманид приступил к предоставлению контекста доказательствам, цитируемым Кристиани, показывая, что они наиболее явно понимались иначе, чем предлагалось Кристиани. Более того, Нахманид продемонстрировал на основе многочисленных библейских и талмудических источников, что традиционная еврейская вера противоречит постулатам Кристиани.

Нахманид утверждал, что библейские пророки считали будущего мессии человеком, личностью из плоти и крови, а не божеством, как христиане видят Иисуса. Он заявил, что их обещания о царствовании всеобщего мира и справедливости еще не выполнены, что со времени появления Иисуса мир наполнился насилием и несправедливостью и что среди всех конфессий христиане были самыми воинственными.

[...самым странным кажется, что... ] Создатель Неба и Земли обратился во чрево некоей еврейской женщины, рос там девять месяцев и родился младенцем, а потом вырос и был предан в руками своих врагов, которые приговорили его к смерти и казнили, и что после... он ожил и вернулся на прежнее место. Разум еврея, да и любого другого человека, просто не может вынести подобных утверждений. Вы всю свою жизнь слушали священников, которые наполнили ваш мозг и весь мозг ваших костей этим учением, и оно укоренилось в вас благодаря этой привычке. [Я бы сказал, что если бы вы впервые услышали эти идеи сейчас, будучи взрослым человеком], вы бы никогда их не приняли.

Он отметил, что вопросы о Мессии имели для евреев меньше догматического значения, чем представляет себе большинство христиан. Причина этого смелого заявления заключалась в том, что евреям было более достойно соблюдать заповеди под властью христианского правителя, находясь в изгнании и страдая от унижений и оскорблений, чем под правлением Мессии, когда каждый вынужден был действовать. в соответствии с Законом. [5]

Поскольку спор, казалось, повернулся в пользу Нахманида, евреи Барселоны, опасаясь негодования доминиканцев, умоляли его прекратить спор; но король, которого Нахманид ознакомил с опасениями евреев, попросил его продолжить путь. Поэтому спор возобновился и завершился тем, что считалось полной победой Нахманида, который был уволен королем с подарком в триста золотых монет в знак своего уважения. [5] Король заметил, что он никогда не встречал человека, который, хотя и был не прав, но так хорошо отстаивал свою позицию. В альтернативном тексте, воспроизведенном Юлием Эйзенштейном в его «Оцар Викухим» (цитируемом Чарльзом Бером Чавелем в его издании собрания сочинений Нахманида), король говорит, что он никогда не видел, чтобы человек без юридического образования так успешно аргументировал дело.

Тем не менее доминиканцы заявили о своей победе, и Нахманид почувствовал себя обязанным опубликовать текст дебатов. Из этой публикации Пабло выбрал некоторые отрывки, которые он истолковал как богохульство против христианства и донес главе своего ордена Раймону де Пеньяфорту . Затем было предъявлено обвинение в смертной казни, а королю была подана официальная жалоба на произведение и его автора. Джеймс был вынужден принять обвинение, но, не доверяя доминиканскому суду, созвал чрезвычайную комиссию и приказал вести разбирательство в его присутствии. Нахманид признал, что он высказал много вещей против христианства, но он не написал ничего, чего бы он не использовал в своем диспуте в присутствии царя, который предоставил ему свободу слова. [5]

Справедливость его защиты была признана королем и комиссией, но, чтобы удовлетворить доминиканцев, Нахманид был приговорен к ссылке на два года, а его брошюра была приговорена к сожжению. Возможно, его также оштрафовали, но это было отменено как услуга Бенвенисте са Порта, который, по мнению некоторых авторитетов, [14] был братом Нахманида. Доминиканцы, однако, сочли это наказание слишком мягким, и через Папу Климента IV им, похоже, удалось превратить двухлетнее изгнание в вечное изгнание. [5]

Другие ученые [15] считают, что отождествление Бонаструкса Порта с Нахманидом неверно. Если это так, то на самом деле было два человека, которые были признаны богохульными в один и тот же период времени и в одном и том же месте.

В Иерусалиме

[ редактировать ]

Нахманид покинул Арагон и три года прожил где-нибудь в Кастилии или в южной части Французского королевства . [5] В 1267 году, ища убежища от гонений на христиан в мусульманских землях, [16] он совершил алию в Иерусалим . Там он основал синагогу в Старом городе , существующую до наших дней, известную как Синагога Рамбана . Затем Нахманид поселился в Акре , где он очень активно распространял еврейское образование, которым в то время в Святой Земле очень пренебрегали. Он собрал вокруг себя кружок учеников, и люди толпами приходили, даже из окрестностей Евфрата, чтобы послушать его. караимы Говорят, что его лекции посещали , в том числе Аарон бен Иосиф Старший, который позже стал одним из величайших караимских авторитетов (хотя Грец пишет, что это не соответствует действительности). Именно для того, чтобы пробудить интерес местных евреев к толкованию Библии, Нахманид написал величайшее из своих произведений — вышеупомянутый комментарий к Торе. [5]

Его имя носит улица в Иерусалиме.

Несмотря на то, что Нахманид был окружен друзьями и учениками, он остро чувствовал муки изгнания. «Я оставил свою семью, я покинул свой дом. Там, с моими сыновьями и дочерьми, милыми, дорогими детьми, которых я воспитывал на своих коленях, я оставил и свою душу. Мое сердце и мои глаза останутся с ними навсегда». Во время своего трехлетнего пребывания в Святой Земле Нахманид поддерживал переписку с родиной, посредством которой стремился установить более тесную связь между Иудеей и Испанией. Вскоре после прибытия в Иерусалим он обратился с письмом к своему сыну Нахману, в котором описал запустение Священного города, где в то время проживало всего два еврейских жителя — братья-красильщики по профессии. В более позднем письме из Акры он советует своему сыну развивать смирение, которое он считает первой из добродетелей. В другом, адресованном своему второму сыну, занимавшему официальную должность при кастильском дворе, Нахманид рекомендует читать ежедневные молитвы и предостерегает прежде всего от безнравственности. [5]

Смерть и погребение

[ редактировать ]

Нахманид умер на Святой Земле, когда ему исполнилось семьдесят лет. [5] или семьдесят шесть. Различные предания предполагают, что он был похоронен в Хайфе . [17] [5] Акра , Хеврон или в Пещере Рамбана в Иерусалиме . [18]

Работает

[ редактировать ]

Нахманид, как указано выше, был ведущим знатоком Торы средневековья, автором крупных комментариев к Торе и Талмуду . Далее в качестве посека он писал самостоятельные произведения на галахическую тематику, а также труды по мистике, науке и философии.

Комментарий к Торе

[ редактировать ]

Как подробно описано выше , комментарий Рамбана к Торе «Биур» или Перуш аль ха-Тора считается ведущим произведением в этом жанре ; это был его последний и самый известный.Как уже отмечалось, он часто критикует более ранние комментарии – особенно Раши , Ибн Эзры и Рамбама – и включает в себя каббалистические учения. Этот комментарий также отражает его любовь к Эрец Исраэль . [19]

Талмудический комментарий

[ редактировать ]

Основная работа Рамбана по Талмуду называется «Чиддушей ха-Рамбан» . Комментарий отражает глубину его знаний и глубокое уважение к правовым авторитетам, существовавшим до него. [20] Он не представляет собой комментарий к Талмуду; вместо этого он фокусируется на конкретных частях обсуждения Талмуда . [21] В своем подходе он полностью использует тосафистский диалектический стиль и систематически интегрирует его с классическими сефардскими учениями . [21] Таким образом, оно имеет явное сходство с сочинениями тосафистов ; здесь, однако, это часто дает другой взгляд на различные вопросы.Он также находится под сильным влиянием учения Прованса .

Другие работы

[ редактировать ]

Нахманид был ведущим и плодовитым ученым; его произведения, как указано, охватывали Галаху , мистицизм, науку и философию.

  • Известные галахические произведения Нахманида - по образцу Исаака Альфаси. [5] - являются: [5]
    • Мишпетей ха-Черем , законы об отлучении от церкви, воспроизведенные в Коль Бо.
    • Хилхот Бедикка , об исследовании легких забитых животных, цитируемый Шимшоном бен Цемахом Дюраном в его «Явин Шмуа».
    • Торат ха-Адам , о законах траура и погребальных церемоний, в тридцати главах, последняя из которых, озаглавленная Шаар ха-Гемуль , посвящена эсхатологии (Константинополь, 1519 г., часто переиздается).
  • Сочинения Нахманида в защиту Симеона Кайяры и Альфаси также относятся к категории его талмудических и галахических произведений. Эти сочинения: [5]
    • Мильхамот ха-Шем , защищающий Альфаси от критики Зеракии ха-Леви из Жироны (опубликовано в «Альфаси», Венеция, 1552 г.; часто переиздается; отдельное издание, Берлин, 1759 г.)
    • Сефер ха-Зехут , в защиту Альфаси от критики Авраама бен Давида Авраама Мелдолы (RABaD; напечатано вместе с «Шивой Энаим Ливорно» , 1745 г.; под названием «Махасе у-Маген» , Венеция, 1808 г.)
    • Хассагот (Константинополь, 1510 г.; часто переиздается), в защиту Симеона Кайяры от критики Маймонида « Сефер Хамицвот» (Книга наставлений). [5]
  • Этические, мистические и философские произведения: [5]
    • Дераша , проповедь, произнесенная в присутствии короля Кастилии.
    • Сефер ха-Геула , или «Сефер Кец ха-Геула», во время прибытия Мессии книге Азарии деи Росси « Ме'ор Энайим Имре Бина», гл. xliii, часто переиздается). )
    • Иггерет ха-Мусар , этическое письмо, адресованное его сыну (в «Сефер ха-Йира» или «Иггерет ха-Тшува» Ионы Геронди)
    • Иггерет ха-Хемда , письмо, адресованное французским раввинам в защиту Маймонида (с «Таалумот Хокма» Джозефа Дельмедиго)
    • Виккуах , религиозный спор с Пабло Кристиани (в «Милхамот Хова»)
    • Перуш Ийов , комментарий к Иову

сборник респонсов Нахманиду также обычно приписывают ; на самом деле они могли быть написаны его учеником Шломо ибн Адеретом . [22] Содот ха-Тефила , еврейская рукопись, приписываемая Нахманиду, также, вероятно, принадлежит Елеазару из Вормса . [23]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Теперь также встречается в частично переведенной форме Nahmanides / n ə ˈ m æ n ɪ d z , n ɑː x ˈ m ɑː n ɪ d z / .
  2. ^ Альберч и Фугерас, Рамон; Арагон, Нарсис-Жорди (1994). Евреи в Жироне . Провинция Жирона. например 27. ISBN  9788480670333 . «Его звали Мойзес, в честь великого вождя пустыни, но жители Жироны, среди которых у него были хорошие друзья, знали его как Бонаструк де Порта».
  3. ^ Бар Илан CD-ROM
  4. ^ Jump up to: а б Энциклопедия иудаики | второе издание | том 14 | стр. 741
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление «МОИСЕЙ БЕН НАХМАН ГЕРОНДИ — JewishEncyclepedia.com» . www.jewishencyclepedia.com .
  6. ^ Кауфман Колер и Исаак Бройде . «АЗРИИЛ (ЭЗРА) БЕН МЕНАЕМ (БЕН СОЛОМОН)» . Еврейская энциклопедия . Проверено 8 октября 2006 г.
  7. ^ Раздел 1, ответы 120 и 167.
  8. ^ «Иггерет ха-Кодеш — Архив еврейских женщин» . jwa.org .
  9. ^ Рамбан (Нахманид) Комментарий к Торе, Пер. Доктор Чарльз Б. Чавел (Нью-Йорк: Издательство Shilo, 1971), стр.23
  10. В своем «Маамар Техийят Хаметим» («Трактат о воскресении») Маймонид называет «полными глупцами» любого, кто верит, что три ангела, посетившие шатер Авраама, на самом деле «ели» «творог, молоко и теленка». «что Авраам приготовил для них, несмотря на явный язык текста. Вместо этого Маймонид придерживается рационалистического подхода, согласно которому, поскольку ангелы бестелесны, они не потребляют пищу, как обычный человек, и поэтому только «казалось», что они ели, или что у Авраама было пророческое видение о том, как ангелы едят. См. Фред Рознер, пер., «Трактат Моисея Маймонида о воскресении» (изд. Rowman & Littlefield, 2004 г.), ISBN   978076575954-2 , с. 27.
  11. ^ Культуры в столкновении и разговоре ( Дэвида Бергера Academic Studies Press, 2011), стр. 129-151
  12. ^ «Комментаторы: Обновления Рамбана – AlHaTorah.org» . alhatorah.org .
  13. ^ Рамбан. Сочинения Рамбана . Учреждение раввина Кука.
  14. ^ Грец, История евреев, том VII, стр. 440–441; Чазан, Барселона и за ее пределами, с. 199
  15. ^ Майер Кайзерлинг JQR Review 8, 1896, стр. 494
  16. ^ с. 73 в Джонатане Саксе (2005) Чтобы исцелить расколотый мир: этика ответственности . Лондон: Континуум ( ISBN   9780826480392 )
  17. ^ «Рамбан (раввин Моисей бен Нахман — «Нахманид») — 4954-5029; 1195-1270» . www.chabad.org .
  18. ^ «Пещера Рамбана – Поездка в Иерусалим» . Архивировано из оригинала 17 декабря 2017 г. Проверено 16 декабря 2017 г.
  19. ^ Сефария : Рамбан в книге Бытия
  20. ^ Сефария : Чиддушей Рамбан на Берахоте
  21. ^ Jump up to: а б Арье Лейбовиц (2018). Комментарий Рамбана к Талмуду
  22. ^ Тешувот хаРашба Меючас ЛехаРамбан ; см. введение Бейт Йосефа к Туру, где обсуждается авторство.
  23. ^ Трахтенберг, Джошуа (2004) [первоначально опубликовано в 1939 году]. «ИВРЕЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ В РУКОПИСАХ» . Еврейская магия и суеверия . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета . п. 322. ИСБН  9780812218626 . Проверено 9 февраля 2023 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Капуто, Нина, Нахманид в средневековой Каталонии: история, сообщество и мессианство . Нотр-Дам, Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам, 2008. Стр. 384.
  • Джозеф Э. Дэвид, «Живя в рамках закона: юридическое богословие Нахманида», Оксфордский журнал права и религии (2013), стр. 1–21.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e7147e9e8ebe65299b749ea110871656__1721871480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e7/56/e7147e9e8ebe65299b749ea110871656.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nachmanides - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)