Йона Джеронди
Иона бен Авраам Геронди ( ивр .: Гиронди Йона — , Авраам букв. бен 'Иона, сын Авраама Жиронца '; умер в 1264 г.), [ 1 ] Также известный как Иона Жиронский и раввин Иона ( רבינו יונה ), был каталонским раввином и моралистом, двоюродным братом Нахманида . Он наиболее известен своим этическим трудом «Врата покаяния» ( иврит : שערי תשובה ).
Соломон Монпелье | |||||||||||||
יוֹנָה גִירוֹנְדִיЖирондский голубь | |||||||||||||
Гилель из Вероны | רשב״א | ||||||||||||
Биография
[ редактировать ]Большая часть того, что известно о его жизни, взято из ответа Соломона бен Симона Дюрана , одного из его потомков. [ 2 ]
Иона Геронди происходил из Жироны , в Каталонии (современная Испания ). Он был самым видным учеником Соломона бен Авраама Монпелье , лидера противников философских трудов Маймонида , и был одним из тех, кто подписал провозглашенный в 1233 году запрет на «Путеводитель для растерянных» и « Сефер ха-Мадда» . По словам его ученика, Гиллеля бен Самуэля , Геронди был инициатором публичного сожжения сочинений Маймонида по приказу властей в Париже в 1233 году, и негодование, которое это вызвало среди всех классов евреев, было направлено главным образом против него. Впоследствии (не через сорок дней, как гласит традиция, а в 1242 г.) [ 3 ] Когда двадцать четыре фургона Талмудов были сожжены на том же месте, где были уничтожены философские сочинения Маймонида, Геронди увидел глупость и опасность обращения к христианским церковным властям по вопросам еврейской доктрины и публично признался в синагоге Монпелье , что он был не прав во всех своих действиях против произведений и славы Маймонида.
В знак покаяния он поклялся отправиться в Израиль, пасть ниц на могиле Маймонида и просить его о помиловании в присутствии десяти мужчин в течение семи дней подряд. С этим намерением он покинул Францию , но был задержан сначала в Барселоне , а затем в Толедо . Он остался в Толедо и стал одним из величайших учителей Талмуда своего времени. Во всех своих лекциях он цитировал Маймонида, всегда упоминая его имя с большим почтением. Внезапная смерть Геронди от редкой болезни многими рассматривалась как наказание за неисполнение плана путешествия к могиле Маймонида. Однако некоторые полагают, что это был лишь миф, созданный последователями Маймонида. [ 4 ] Он умер в Толедо в Королевстве Кастилия в ноябре 1263 года. Текст его надгробия позже был переписан Самуэлем Давидом Луццатто , [ 5 ] с возможностью чтения месяца и, возможно, дня его смерти.
Работает
[ редактировать ]Джеронди оставил множество произведений, из которых сохранились лишь немногие. « Хиддушим на » Альфаси Берахоте , приписываемые «Рабейну Йоне», на самом деле были написаны от имени Геронди одним, если не несколькими, его учениками. Первоначально « Хиддушим» охватывал всю работу Альфаси, но сохранилась только упомянутая часть. Геронди написал новеллы по Талмуду , которые часто упоминаются в ответах и решениях его ученика Соломона Адерета и других великих раввинов, а некоторые из них включены в «Шитта Мекуббецет» Р. Бецалеля Ашкенази . Азулай новеллы Геронди по трактатам Баба Батра и Синедрион . имел в своем распоряжении рукописные [ 6 ] Его новеллы по первому трактату с тех пор были опубликованы под названием «Алиот де-Раббену Йона» , а новеллы по последнему трактату составляют часть собрания комментариев к Талмуду древних авторов, опубликованного Авраамом бен Элиэзер ха-Леви под титул Сам Хаим . [ 7 ] Его комментарий к «Пиркей Авот» был впервые опубликован Симхой Долицким из Белостока (Берлин и Альтона, 1848 г.) и впервые переведен на английский язык раввином Дэвидом Седли из TorahLab. Работу «Иссур ве-Хетер» ошибочно приписывают Геронди. Его комментарий к Притчам , получивший очень высокую оценку (см. Бахья бен Ашера предисловие к его комментарию к Пятикнижию ), существует в рукописи. Среди других второстепенных неопубликованных работ, которые, как известно, принадлежат ему, — «Мегилат Сефарим» , «Хилкот Ханука» и «Хилкот Йом Кипур» .
Слава Герондия основана главным образом на его моральных и аскетических произведениях, которые, как предполагается, он написал, чтобы искупить свои прежние нападки на Маймонида и подчеркнуть свое покаяние. Его Иггерет ха-Тшува» ( « Письмо о покаянии » ), «Шаарей Тшува» ( « Врата покаяния » ) и «Сефер ха-Йира» относятся к стандартным еврейским этическим трудам средневековья « и до сих пор популярны среди ортодоксальных евреев. ученые. «Сефер ха-Йира» была опубликована еще в 1490 году как приложение к « бен Иосифа Йешуа Халикот Олам» . [ 8 ] « Шаарей тшува» впервые появилась в Фано (1505 г.) вместе с «Сефер ха-Йира» , а « Иггерет ха-Тшува» впервые была опубликована в Кракове (1586 г.). Все они неоднократно переиздавались отдельно и вместе, как и многочисленные выдержки из них; они также переведены на идиш , итальянский и английский языки . Часть Иггерет ха-Тешува (проповедь 3) впервые появилась под названием Дат ха-Нашим в Соломона Алами » «Иггерет Мусар . [ 9 ] Оценку этических работ Геронди и его частичной задолженности перед хасидами Сефер см . в «Истории еврейской этической литературы средних веков» . [ 10 ] Предполагается, что он также упоминается под именем «Р. Иона» пять раз в « Тосафот » . [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Авраам Закуто , Сефер Ючасин. Архивировано 29 ноября 2014 г., в Wayback Machine , Краков, 1580 г. (иврит), стр. 263 в PDF, год смерти которого соответствовал 5024 anno mundi .
- ^ Ответ 291, Соломон бен Симон Дюран.
- ↑ См. примечание 5 к Х. Гретцу , History, vol. VII.
- ^ Жиронди Йона . Еврейская энциклопедия Даат (на иврите). Герцогский колледж . Проверено 4 июля 2012 г.
- ^ Авней Зикарон (Прага, 1841 г.), 17
- ^ Шем ха Гедолим, с. 75, Вильно, 1852 г.
- ^ Ливорно, 1806 г.; см. Вениакоб , Оар ха-Сефарим, с. 422
- ^ См. Джозеф Зеднер , Cat. евр. Книги Брит. Муз. п. 783.
- ^ См. Бенджакоб , lcp 123.
- ^ В Брюлля год b.-vi. 83 и далее.
- ^ Шаббат 39б; Моед Каттан 19а, 23б; Недарим 82б, 84а; См. Zunz , ZG, с. 52, Берлин, 1845 г.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Соломон Шехтер и Питер Верник (1901–1906). «ГЕРОНДИ, ИОНА Б. АВРААМ (ХЕХАСИД), СТАРШИЙ» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Его библиография:
- Мориц Штайншнейдер , кот. Бодл. № 5859;
- Зеви Хирш Эдельманн , Ширта Генуза , No. 6 (письма Р. Гиллеля из Вероны), Кенигсберг, 1856 г.;
- Генрих Гретц , владелец бизнеса том. vii., указатель;
- Юлиус Фюрст , Библ. Еврей. в. 327–328;
- Дэвид Конфорте , Коре ха-Дорот, стр. 37–38, Берлин, 1845 г.;
- Азулай , Шем ха-Гедолим, изд. Бенджакоб, стр. 75–76;
- Густав Карпелес , владелец бизнеса еврейской литературы, стр. 621 и далее;
- Зима и пожелания, Еврейская литература, ii. 425–426, Тревес, 1894 г.;
- Фуэнн , Кенесет Исраэль, стр. 448–449, Варшава, 1886 г.;
- Хейман Джозеф Майкл , Ор ха-Хайим, № 1038, Франкфурт-на-Майне, 1891 г.