Генрих Грец
Доктор Генрих Грец | |
---|---|
![]() Генрих Грец, ок. 1885 г. | |
Рожденный | Цви Хирш Грец 31 октября 1817 г. |
Умер | 7 сентября 1891 г. | ( 73 года
Национальность | немецкий |
Образование | Университет Бреслау , позже Йенский университет |
Род занятий | Историк, директор, педагог, экзегет |
Заметная работа | История евреев |
Супруг |
Мари Монаш |
Дети | 5, включая Лео |
Генрих Грец (англ. Немецкий: [ɡʁɛts] ; 31 октября 1817 — 7 сентября 1891) — немецкий экзегет и один из первых историков, написавших всеобъемлющую историю еврейского народа с еврейской точки зрения.
Цви Хирш Грец родился в семье мясника в Сионе (ныне Ксенж-Велькопольский ), Великое герцогство Позенское , в Пруссии (ныне в Польше ), он учился в университете Бреслау , но, поскольку евреям в то время было запрещено получать там докторскую степень, он получил докторскую степень в Йенском университете . [ 1 ] После 1845 года он был директором еврейской православной школы общины Бреслау , а позже преподавал историю в Еврейской теологической семинарии Бреслау (ныне Вроцлав, Польша).
Его выдающийся опус «История евреев» стал первой еврейской историей, которая связала воедино единую национальную историю всех еврейских общин мира. Он был быстро переведен на другие языки и вызвал интерес к еврейской истории во всем мире , а позже использовался в качестве учебника в израильских школах. В результате Греца многие считали сионистом или протосионистом, но историки также отметили его поддержку европейской ассимиляции. [ 2 ]
В 1869 году Бреслауский университет (Вроцлав) присвоил ему звание почетного профессора. В 1888 году он был назначен почётным членом Испанской королевской академии наук .
Биография
[ редактировать ]Первое обучение Грец получил в Зеркове , куда переехали его родители, а в 1831 году был отправлен в Вольштейн , где посещал ешиву до 1836 года, приобретая светские знания путем частного обучения. Neunzehn Briefe über Judentum («Девятнадцать писем об иудаизме») Книга Самсона Рафаэля Хирша , опубликованная под псевдонимом «Бен Узиэль» в Альтоне в 1836 году, произвела на него сильное впечатление; и он решил подготовиться к академическому обучению, чтобы отстаивать дело ортодоксального иудаизма . Его первым намерением было поехать в Прагу , куда его привлекла слава старой ешивы и возможности, предоставляемые университетом. Получив отказ со стороны иммиграционной службы, он вернулся в Зерков и написал Хиршу, тогдашнему раввину Ольденбурга, изложив свое желание. Хирш предложил ему место в своем доме. Грец прибыл туда 8 мая 1837 года и провел три года у своего покровителя в качестве ученика, компаньона и секретаря . [ 1 ] В 1840 году он принял наставничество в семье в Острово , а в октябре 1842 года поступил в университет Бреслау.
В то время полемика между ортодоксальным и реформистским иудаизмом была в самом разгаре, и Грец, верный принципам, которые он усвоил от Хирша, начал свою литературную карьеру с написания статей в журнале «Восток» под редакцией Юлиуса Фюрста , в котором он подверг резкой критике партию Реформ, а также ( учебник Гейгера Мишны « Восток», 1844). Эти вклады и его поддержка консерваторов во время реформистских раввинских конференций сделали его популярным среди ортодоксальной партии. Это было особенно актуально, когда он агитировал за вотум доверия Захариасу Франкелю после того, как он в знак протеста покинул Вторую раввинскую конференцию во Франкфурте в 1845 году после того, как большинство решило отказаться от молитв на иврите и перейти к молитвам на народном языке. [ 1 ] После того, как Грец получил докторскую степень. После окончания Йенского университета (его диссертация «De Auctoritate et Vi Quam Gnosis in Judaismum Habuerit», 1845 г.; опубликована годом позже под названием « Gnosticismus und Judentum») он был назначен директором религиозной школы, основанной консерваторами в Йене. Бреслау, опять же под руководством Франкеля. [ 1 ] В том же году его пригласили произнести пробную проповедь перед общиной Гляйвица , Силезия , но он потерпел полную неудачу.
Он оставался в Бреслау до 1848 года, когда по совету друга отправился в Вену, намереваясь сделать журналистскую карьеру. По дороге он остановился в Никольсбурге , где Гирш проживал в качестве главного раввина Моравии. Хирш, который тогда подумывал об открытии раввинской семинарии, временно нанял Греца учителем в Никольсбурге и назначил его директором еврейской школы в соседнем городе Лунденбурге (1850 г.). В октябре 1850 года Грец женился на Мари Монаш, дочери печатника и издателя Б. Л. Монаша из Кротощина . [ 3 ] Похоже, что отъезд Хирша из Никольсбурга повлиял на позицию Греца; поскольку в 1852 году последний покинул Лунденбург и отправился в Берлин, где прочитал курс не очень успешных лекций по еврейской истории студентам-раввинам. Его поддержка подхода Франкеля привела его к тесному контакту с последним, для журнала которого он часто писал статьи; и соответственно в 1854 году он был назначен членом преподавательского состава семинарии в Бреслау, которой руководил Франкель. На этой должности он оставался до самой смерти, преподавая историю и толкование Библии, а также пройдя подготовительный курс по Талмуду . В 1869 году правительство присвоило ему звание профессора, и с тех пор он читал лекции в университете Бреслау.
В 1872 году Грец отправился в Палестину в компании своего друга Готшалька Леви из Берлина с целью изучения сцен самого раннего периода еврейской истории, которые он рассмотрел в первом и втором томах своей истории, опубликованных в 1874–1876 годах; эти тома завершили эту великую работу. Находясь в Палестине, он дал первый толчок созданию там детского приюта. Он также проявлял большой интерес к прогрессу Вселенского израильского союза и участвовал в качестве делегата в съезде, собравшемся в Париже в 1878 году в интересах румынских евреев. Имя Греца широко упоминалось в антисемитской полемике, особенно после того, как Трейчке опубликовал свою работу «Ein Wort über Unser Judentum» (1879–1880), в которой последний, ссылаясь на одиннадцатый том истории, обвинил Греца в ненависти к Христианство и предвзятое отношение к немецкому народу , цитируя его как доказательство того, что евреи никогда не смогут ассимилироваться со своим окружением.

Это обвинение Греца оказало решающее влияние на общественность. Даже друзья евреев, такие как Моммзен , и защитники иудаизма внутри еврейской общины выразили свое осуждение страстных высказываний Греца. Именно из-за этой сравнительной непопулярности Греца не пригласили присоединиться к комиссии, созданной союзом немецких еврейских общин ( Deutsch-Israelitischer Gemeindebund ) для содействия изучению истории евреев Германии (1885). С другой стороны, его слава распространилась по зарубежным странам; и организаторы англо-еврейской выставки пригласили его в 1887 году открыть выставку лекцией. Его семидесятилетие стало для его друзей и учеников поводом засвидетельствовать всеобщее уважение, которым он пользовался среди них; в его честь был опубликован том научных эссе («Jubelschrift zum 70. Geburtstage des Prof. Dr. H. Graetz», Бреслау, 1887). Год спустя (27 октября 1888 г.) он был назначен почетным членом Испанской академии. , которому в знак благодарности он посвятил третье издание восьмого тома своей истории.
Лето 1891 года он, как обычно, провел в Карловых Варах ; но тревожные симптомы болезни сердца заставили его прекратить употребление воды. Он поехал в Мюнхен навестить своего сына Лео , профессора университета этого города , и умер там после непродолжительной болезни. Похоронен в Бреслау. Помимо Лео, у Греца осталось трое сыновей и одна дочь.
Работает
[ редактировать ]История евреев
[ редактировать ]Грец известен главным образом как еврейский историк, хотя он также проделал значительную работу в области экзегезы . Его Geschichte der Juden заменил все прежние произведения такого рода, особенно произведение Йоста , в свое время весьма замечательное произведение; и она была переведена на многие языки. Первым был опубликован четвертый том, начиная с периода после разрушения Иерусалима. Оно появилось в 1853 году; но публикация не имела финансового успеха, и издатель отказался ее продолжать. Однако издательское общество Institut zur Förderung der Israelitischen Litteratur , основанное Людвигом Филиппсоном , только что возникло и взяло на себя публикацию последующих томов, начиная с третьего, охватывающего период от смерти Иуды Маккавея до разрушение Иерусалимского Храма . Он был опубликован в 1856 году, за ним последовал пятый, после чего тома появлялись в регулярной последовательности вплоть до одиннадцатого, который был опубликован в 1870 году и отнес историю к 1848 году, и в этом году автор закрылся, не желая включать живые произведения. лица.
Несмотря на эту сдержанность, он серьезно оскорбил Либеральную партию, которая на основании статей, опубликованных Грецем в Monatsschrift , сделала вывод, что он не проявит особой симпатии к реформаторскому элементу, и поэтому отказалась публиковать этот том, пока рукопись не будет представлена на экспертизу. Грец отказался это сделать; и поэтому этот том появился без поддержки издательского общества. Тома I и II были опубликованы, как указано выше, после возвращения Греца из Палестины. Эти тома, из которых второй практически состоял из двух, появились в 1872–1875 годах и завершили колоссальное начинание. Для более популярных целей Грец позже опубликовал отрывок из своей работы под названием Volksthümliche Geschichte der Juden , в котором он перенес историю к своему времени.
Четвертый том «Истории евреев» получил подробный обзор раввина Самсона Рафаэля Хирша в серии эссе в томах. II-IV (1855-8) своего ежемесячного журнала «Ешурун» . В этих эссе Хирш утверждает, что Грец виновен в неряшливости научных исследований: например, Грец опускает вторые половины цитат, которые, если их цитировать целиком, противоречат его тезису. Грец утверждает, основываясь на цитатах некоторых талмудических мудрецов, что они «имели обыкновение делать» что-то – несмотря на источники, прямо утверждающие обратное – и продолжает развивать эти предположения в теории, затрагивающие всю традицию Торы. Хирш обвиняет Греца в фальсификации дат, перестановке поколений, преувеличении результатов, неправильном толковании и искажении талмудической традиции в целях удовлетворения своих повествовательных потребностей. Дэвид Н. Майерс утверждает, что критика Хиршем работ его бывшего студента была мотивирована полным различием во мнениях о ценности историзма. [ 4 ] «Хирш стал считать своего бывшего ученика воплощением разрушительных тенденций истории». [ 5 ]
Перевод на английский язык был начат С. Туской , который в 1867 году опубликовал в Цинциннати перевод части Тома. IX под названием «Влияние иудаизма на протестантскую Реформацию ». Четвертый том был переведен Джеймсом К. Гутеймом под эгидой Американского еврейского издательского общества под названием «История евреев от падения еврейского государства до заключения Талмуда» (Нью-Йорк, 1873 г.). .
Пятитомное английское издание было опубликовано в Лондоне в 1891–1892 годах под названием «История евреев с древнейших времен до наших дней» (5 томов; отредактировано и частично переведено Беллой Лёви). Согласно обзору, опубликованному в выпуске Quarterly Review за январь – апрель 1893 года , он «проходил через прессу в своей английской версии и получил последние штрихи автора, когда Грец умер в сентябре 1891 года». [ 6 ] В 1919 году нью-йоркское издательство Jordan Publishing Co. опубликовало двухтомное «улучшенное» издание с дополнением о недавних событиях доктора Макса Рэйзена. Раввин А.Б. Рейн предоставил английский перевод.
Экзегеза
[ редактировать ]Исторические исследования Греца, восходящие к библейским временам, естественно, привели его в область экзегезы . Еще в пятидесятых годах он написал в Monatsschrift эссе, посвященное экзегетическим темам, как «Fälschungen in dem Texte der LXX». (1853 г.) и «Die Grosse Versammlung: Keneset Hagedola» (1857 г.); и с его перевода и комментариев к Экклезиасту и Песням (Бреслау, 1871 г.) он начал публикацию отдельных экзегетических трудов. Затем последовали комментарий и перевод Псалмов (ib. 1882–1883). К концу своей жизни он планировал издать всю еврейскую Библию со своими собственными текстовыми поправками . Проспект этого произведения появился в 1891 году. Незадолго до смерти автора часть его, «Исайя и Иеремия» , вышла в том виде, в каком автор намеревался ее опубликовать; остальное содержало только текстовые примечания, а не сам текст. Его отредактировал В. Бахер (Бреслау, 1892–1894) под названием «Emendationes in Plerosque Sacræ Scripturæ Veteris Testi Libros».
Наиболее характерными чертами экзегезы Греца являются его смелые текстовые поправки, которые часто заменяют масоретский текст чем-то предположительным, хотя он всегда внимательно сверялся с древними версиями. Он также слишком уверенно определял период библейской книги или определенного отрывка, тогда как в лучшем случае могла существовать только вероятная гипотеза. Таким образом, его гипотеза о происхождении Экклезиаста во времена Ирода Великого , хотя и блестящая в своем изложении, вряд ли выдерживает критику. Его текстовые поправки демонстрируют тонкий такт и в последнее время становятся все более уважаемыми и принятыми.
Другое литературное произведение
[ редактировать ]Грец публиковал научные статьи по иудаизму и истории в научных периодических изданиях, основанных Франкелем с момента его окончания университета в 1846 году. Он неуклонно продолжал выполнять эту задачу, как только Monatsschrift für die Geschichte und Wissenschaft des Judentums прочно обосновался под редакцией Франкеля в Бреслау. между 1851 и 1853 годами. Франкель и Грец практически взяли на себя руководство изданием, возглавив концепцию Wissenschaft des Judentums от инициаторов реформы Леопольда Цунца и Эдуарда Ганса . После ухода Франкеля с поста редактора в 1869 году Грец сам взял на себя эту задачу в течение следующих 18 лет, пока в 1887 году ему не исполнилось 70 лет. [ 1 ]
Деятельность Греца не ограничивалась своей специальной областью. Он обогатил другие отрасли еврейской науки и писал здесь и там по общей литературе или по вопросам современности. К области общей литературы принадлежит также его эссе о « Шейлоке », опубликованное в « Monatsschrift » за 1880 год. В первые годы антисемитского движения он написал, помимо статей, в которых защищался от обвинений Трейчке, еще анонимное эссе под названием «Briefwechsel einer Englischen Dame über Judentum und Semitismus» (Штутгарт, 1883 г.). В дополнение к своим лекциям по еврейской литературе он опубликовал антологию неоеврейской поэзии под названием «Leḳeṭ Shoshannim» (Бреслау, 1862 г.), в которой допустил ошибку, прочитав стихи стихотворения горизонтально, а не вертикально, что допустило ошибку Гейгера. беспощадно критикуется ( «Jüdische Zeitschrift für Wissenschaft und Leben» , 1, с. 68-75). Весьма похвальной работой было его издание Иерусалимского Талмуда в одном томе (Кротощин, 1866). Библиографию его работ предоставил Исраэль Абрахамс в The Jewish Quarterly Review (4, стр. 194–203).
Дело Комперта
[ редактировать ]Эссе Греца «Омоложение еврейского племени» в книге Вертхаймер-Комперта « für Israelten подаст Jahrbuch » описывает иск, который Себастьян Бруннер против него за клевету как антисемита. Поскольку Грец не был подданным Австрии , номинально иск был подан против Леопольда Комперта как редактора, и последний был найден (30 декабря 1863 г.).
Грец интерпретировал главы 52 и 53 Исайи как относящиеся не к личному Мессии , а ко всему народу Израиля. Грец и Комперт предстали перед судом в Вене за публикацию заявлений, противоречащих католической вере, а также еврейской традиции. Венские раввины Исаак Ной Мангеймер и Лазар Горовиц защищали Греца, а Азриэль Хильдесхаймер критиковал их за это; Исаак Хирш Вайс опубликовал брошюру под названием «Нецах Исраэль» в поддержку их показаний.
Этот случай, известный как «Дело Комперта», сыграл важную роль в определении клина между ортодоксальным иудаизмом и зарождающимся консервативным иудаизмом, отстаиваемым такими людьми, как Грец и Захариас Франкель. Таким образом, внутри еврейской общины судебный процесс также имел свои последствия, поскольку православные выдвинули против Греца обвинение в ереси, поскольку он отрицал личный характер пророческого Мессии . [ нужна ссылка ]
Наследие
[ редактировать ]История Греца в свое время стала очень популярной и влиятельной. Столь разнообразный материал по еврейской истории, столь разрозненные источники в литературе всех народов и столь часто прерывающаяся хронологическая последовательность делали изложение этой истории в целом весьма трудной задачей. Грец мастерски выполнил свою задачу, овладев большинством деталей, не упуская при этом из виду целого. Еще одна причина популярности произведения – сочувственное отношение к нему. Кроме того, Грецу приписывают обнаружение ошибки копирования в 1 Коринфянам 1:12, которая должна была относиться к очень раннему христианскому учителю. [ 7 ] Эту историю евреев написал не хладнокровный наблюдатель, а сердечный еврей. С другой стороны, некоторые из этих похвальных особенностей являются в то же время недостатками. [ по мнению кого? ]
В своем предисловии к сборнику эссе Греца 1975 года, переведенному на английский язык, раввин и историк Исмар Шорш писал об «Истории евреев» : «[Она] по-прежнему остается, столетие спустя, лучшим отдельным введением во всю еврейскую историю... . Необычайное сочетание повествовательного мастерства и фундаментальных исследований, которое было отличительной чертой работ Греца, никогда не имело себе равных». [ 8 ]
Некоторые характеризуют основные элементы еврейского опыта Греца на протяжении веков как «страдания и духовную ученость», в то время как более поздние еврейские научные работы, такие как « Сало В. Барона 1937 года Социальная и религиозная история евреев» , противостоят взгляду на еврейскую историю как на «сплошная тьма и отсутствие света» и стремились восстановить баланс, написав социальную историю. Барон стремился интегрировать религиозное измерение еврейской истории в полную картину еврейской жизни и интегрировать историю евреев в более широкую историю эпох и обществ, в которых они жили. Барон привнес в свою ученость весьма своеобразные взгляды. Он выступал против того, что он называл «слезливой концепцией еврейской истории», которую иногда отождествляли с Генрихом Грецем. В интервью 1975 года Барон сказал: «Страдания — это часть судьбы [евреев], но также и повторяющаяся радость, а также окончательное искупление». По словам Артура Герцберга , Барон писал социальную историю, настаивая на том, что духовное творчество и политическая ситуация порождаются живым обществом и его меняющимися формами. [ 9 ]
Библиография
[ редактировать ]- История евреев с древнейших времен до наших дней : в 11 тт. (История евреев; 1 1853–75), имп. и доп. изд., Лейпциг: Лейнер, 2 1900 г., перепечатка издания из последней руки (1900 г.): Берлин: Арани, 1998, ISBN 3-7605-8673-2 .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Запись в Энциклопедии иудаики (2007, 2-е изд.) Шмуэля Эттингера и Маркуса Пики «Грец, Генрих».
- ^ Бреннер, М.; Рендалл, С. (2010). Пророки прошлого: интерпретаторы еврейской истории . Издательство Принстонского университета. п. 50, 76. ISBN 978-1-4008-3661-1 . Проверено 17 сентября 2023 г.
В то же время во второй половине девятнадцатого века развился новый вариант еврейской историографии, в котором страстный упор делался на существование единой еврейской национальной истории. Ее начало можно найти в работе самого важного еврейского историка девятнадцатого века Генриха Греца... Именно этому Грецу, в некоторых местах настолько измененному, что его невозможно было узнать, суждено было пройти многочисленные издания на иврите, а затем быть используется в качестве учебника в израильских школах. Это объясняет, почему читатели еврейских изданий часто считали Греца сионистом. Однако правда сложнее. Его поддержка строительства Палестины столь же несомненна, как и его позитивное отношение к продолжению существования еврейской нации. Кроме того, он с энтузиазмом рассказывал о своем путешествии в Палестину. Но в то же время он чувствовал себя немцем, не желавшим обратить вспять завоевания эмансипации, отвергавшим планы создания еврейского государства и не собиравшимся покидать родину. «Забор вокруг Талмуда превращает каждый еврейский дом в мире в четко очерченную Палестину», — писал он в своей книге «Die Konstruktion der juedischen Geschichte» («Построение еврейской истории»). Однако до недавнего времени израильские историки пытались представить Греца как протосиониста. Однако типичным для нерешительности Греца в вопросе о «возвращении» в Палестину может быть то, что в своей художественной «Переписке с английской дамой об иудаизме и семитизме», впервые опубликованной анонимно в 1883 году, он ответил на все вопросы своего корреспондента, но оставил открытым последний вопрос. один, в котором она спросила его о его отношении к строительству Палестины. Ее комментарий: «Значит, вы не сказали ничего, что бы указывало на то, что вы думаете о палестинском вопросе», применимо к его общему отношению к этому вопросу. Последнее предложение последнего письма: «Вы должны позже объяснить, что вы думаете по этому поводу» — осталось невыполненным требованием.
- ^ «Воспоминания Б.Л. Монаша Кротошинского», под редакцией и переводом Питера Френкеля . Ежегодник Института Лео Бека (1979) 24 (1): 195–223; здесь: стр. 213. дои: 10.1093/leobaeck/24.1.195 .
- ^ Дэвид Н. Майерс, Сопротивление истории: историзм и его недовольство в немецко-еврейской мысли . Принстон: Издательство Принстонского университета, 2003, стр. 30–34.
- ^ Майерс, Сопротивляясь истории , с. 31.
- ^ «Ежеквартальный обзор» (январь и апрель 1893 г.).
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) Перепечатано в Литтел, Элиаким; Проект «Создание Америки»; Литтел, Роберт С. (1893). «Живой век Литтела» . 197 (апрель – июнь 1893 г.).{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Грец, История евреев , III ii 5 423 №3; ср. п. 371 п.4 и IV 3 77 н. Я у Джозефа Клаузнера, «Иисус из Назарета» , The Macmillan Company, 1925, стр. 60–1. См. Светоний, Клавдий 25 .
- ^ Шорш, «Идеология и история в эпоху эмансипации», введение в «Структуру еврейской истории и другие очерки» , Генрих Грец, изд. и транс. Исмар Шорш. Нью-Йорк: Еврейское издательское общество, 1975, с. 1.
- ^ Сало В. Барон, 94 года, ученый еврейской истории, умер , Питер Стейнфелс, 26 ноября 1989 г., The New York Times
Ссылки
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Дойч, Готард ; Певец, Исидор (1901–1906). «Гретц, Генрих (Хирш)» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- Запись в Энциклопедии иудаики (2007, 2-е изд.) Шмуэля Эттингера и Маркуса Пики «Грец, Генрих».
- Библиография: Риппнер, в третьем издании первого тома «Истории» Греца;
- И. Абрахамс, «Х. Грец, еврейский историк», The Jewish Quarterly Review , Vol. 4 (январь 1892 г.), стр. 165–203.
- Ф. Блох, в указательном томе английского перевода работы Греца «История евреев Филадельфии», 1898 г.
- М. Винер, «Об оценке процедуры Г...», Бен Чананджа , 1863, №№. 22, 23.
- С.В. Барон, История и еврейские историки , 1964.
- Джеффри К. Блютингер, «Письмо для масс: Генрих Грец, популяризация еврейской истории и восприятие национального иудаизма» . доктор философии дисс. (Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, 2003).
- Маркус Пика, Еврейская идентичность с Генрихом Грецем (Геттинген, 2008) (Еврейская религия, история и культура (JRGK), 5).
- Джордж Ю. Колер: «Генрих Грец и Каббала», в «Каббала - Журнал по изучению еврейских мистических текстов» , том. 40, 2018, стр. 107–130.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1817 рождений
- 1891 смертей
- Немецкие писатели-мужчины XIX века
- Немецкие евреи XIX века
- Еврейские историки
- Немецкие историки XIX века
- Историки евреев и иудаизма
- Выпускники Йенского университета
- хазарские исследования
- Люди из округа Срем
- Люди из провинции Познань
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы