Исаак Ной Мангеймер
Исаак Ной Мангеймер (17 октября 1793, Копенгаген — 17 марта 1865, Вена ) — раввин и член Палаты депутатов .
Биография
[ редактировать ]Сын хазана , он начал изучать Талмуд в раннем возрасте, хотя и не пренебрегая светскими занятиями. По окончании курса кафедральной школы в Копенгагене он изучал в университете философию , восточные языки и теологию , одновременно продолжая изучение Талмуда и еврейской науки. [ нужны разъяснения ] Когда евреи Дании были эмансипированы в 1814 году, конфирмация стала обязательной, и государство учредило должность катехизатора, Мангеймер первым из которых стал (1816 г.). Первое конфирмация состоялась в мае 1817 года. В 1821 году Мангеймер отправился в Вену , где тогда не было конгрегации, поскольку община была разделена на две фракции: реформистскую и православную . Мангеймеру, которого приветствовали обе фракции, вскоре удалось организовать конгрегацию, разработать программу и ритуал на традиционной основе и согласовать взгляды двух партий. Он вернулся в Копенгаген в декабре того же года. Потерпев неудачу в своей попытке обеспечить новую синагогу для реформаторских служб, он принял вызов на кафедру, оставленную Цунцем вакантной в Берлине . Однако немецкие службы в этом городе были запрещены; храм, ранее находившийся под служением Б. Бира, был закрыт, а приказ королевского кабинета от 26 декабря 1823, полученный православной партией , сорвал попытку приспособить старый ритуал к новым формам путем произнесения немецких проповедей в главной синагоге. Поэтому Мангеймер покинул Берлин и временно занял кафедру Гамбурге , проповедовал также в Лейпциге во время ярмарок. В 1824 году он женился на Лисеке Дамье, а в ноябре того же года его призвали в то, что тогда было новой синагогой, поддерживаемой государством Штадттемпель , в Вене по настоянию богатого бизнесмена-реформатора Михаэля Лазара Бидермана . [ 1 ] [ 2 ] По австрийским законам он не мог получить звание проповедника или раввина; в июне 1825 года он был назначен директором религиозной школы, или, точнее, «Директором Винера К.К. Genehmigten Oeffentlichen Israelitischen Religionsschule»; он освятил новую синагогу в апреле 1826 года и служил там до 1829 года.
Мангеймер активно пытался улучшить и признать политический статус евреев в Австрии. В 1826 году он начал практику регистрации рождений, браков и смертей венской еврейской общины; в 1831 году правительство официально поручило ему вести их в центральном реестре. [ 1 ] В 1842 году он сыграл важную роль в отклонении предложения об установлении квоты для евреев, поступающих в медицинскую школу. [ 1 ] Он также был ответственен за отмену « Клятвы More Judaico» — антисемитской, намеренно унизительной «клятвы», которую заставляли произносить евреи, чтобы их приняли в качестве свидетелей в суде.
Успех Мангеймера во многом был обусловлен его ораторским даром. Его проповеди были для своего времени образцовыми (Гейгер, Einleitung in das Studium der Jüdischen Theologie, в Nachgelassene Schriften, II, 31). Его немецкий перевод молитвенника и постных молитв, а также организация постной литургии имеют непреходящее значение для ритуала, консервативный дух, в котором была предпринята эта работа, привел к ее принятию многими общинами.
В 1848 году Мангеймер был избран Броуди в австрийский рейхсрат , где он произнес две памятные речи, одну о еврейском налоге (5 октября 1848 года). [ 1 ] и другой об отмене смертной казни (29 января 1849 г.). К 1850 году Мангеймер стал официальным «проповедником» всего города Вены. [ 1 ] В день его семидесятилетия город Вена удостоил его почетного гражданства. Подарки, подаренные ему по этому случаю общиной, он посвятил фонду помощи раввинам, проповедникам и учителям, который до сих пор носит его имя.
В 1863 году Мангеймер вместе с Лазарем Горовицем защищал Генриха Греца в венском суде, когда Греца обвинили в ереси за статью, опубликованную Леопольдом Компертом в местном журнале. Грец писал, что главы Исайи, в которых говорится о Мессии, следует интерпретировать не буквально, и что они относятся к национальному Мессии, а не к личному. Исаак Хирш Вайс опубликовал брошюру под названием «Нецах Исраэль» в поддержку своих показаний. См. Генрих Грец #The Kompert Affair .
Религиозные взгляды
[ редактировать ]Мангеймер первоначально следовал реформистскому иудаизму, но со временем стал более консервативным на практике. Хотя он поддерживал украшение богослужений, он не соглашался с некоторыми практиками реформы, такими как включение органа, сопровождающего службу; его сочетание как современных, так и традиционных элементов иудаизма, таких как еврейские богослужения, обрезание и молитвы за восстановление Сиона , предотвратило крупный раскол среди австрийских евреев между реформистской и ортодоксальной группировками. [ 1 ] Вместе с хазаном Саломоном Зульцером Мангеймер сформировал так называемый Венский Устав. [ 3 ]
Мангеймер был первым еврейским лидером в Вене, который ввел церемонию совершеннолетия (конфирмации) для девочек до появления бат-мицвы . [ 4 ]
Работает
[ редактировать ]Мангеймер опубликовал следующие работы: Prædikener Holdte ved det Mosaiske Troes-Samfund's Andagts-Övelser i Modersmaalet i Sommerhalvaaret 1819 (Копенгаген, 1819); Богослужебные лекции, проведенные в израильском молельном доме в Вене в месяц Тишри 5594 года (Вена, 1834 г.); Богослужебные лекции на еженедельные части года, т. i, Бытие и Исход (там же, 1835 г.; частично переведен на иврит Э. Каттнером , там же, 1865 г.); перевод молитвенника и постных молитв по обряду Венского храма (1840; часто переиздается). Его полемика и ответы включают: Отчет для молитвенника Гамбургского храма (1841 г.); Доклад против Партии реформ во Франкфурте-на-Майне по вопросу обрезания (1843 г.); Несколько слов о евреях и иудаизме (приложение к Oesterreichische Medicinische Wochenschrift, 1842, № 34), направленное против высказываний профессора Розы по поводу еврейского вопроса (1848). Два номера его лекций о поклонении появилось посмертно под редакцией С. Хаммершлага (Вена, 1876).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Райс, Эмануэль (1 января 1990 г.). Фрейд и Моисей: Долгий путь домой . СУНИ Пресс. стр. 55–57. ISBN 978-0-7914-0453-9 .
- ^ Бергер, Наталья (2 октября 2017 г.). Еврейский музей: история и память, идентичность и искусство от Вены до Национального музея Бецалель в Иерусалиме . БРИЛЛ. стр. 105–107. ISBN 978-90-04-35388-6 .
- ^ Фридманн, Джонатан Л. (2012). Социальные функции синагогальной песни: дюркгеймовский подход . Лексингтонские книги. п. 98. ИСБН 978-0-7391-6831-8 .
- ^ Хилтон, Майкл (01 июня 2014 г.). Бар-мицва, история . Университет Небраски Пресс. стр. 84, 86. ISBN. 978-0-8276-0947-1 .
Источники
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Мангеймер, Исаак Ной» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- Литература Иссака Ноя Мангеймера и о нем в университетской библиотеке JCS Франкфурт-на-Майне: цифровые коллекции иудаики
Библиография
[ редактировать ]- Г. Вольф , Исак Ноа Мангеймер, Проповедник: Биографический очерк , Вена, 1863 г. (итальянский перевод Лелио делла Торре , Триест, 1863 г.)
- Мейер Кайзерлинг , Библиотека еврейских ораторов с кафедры , т.е. 285, и приведенная там библиография
- М. Розенманн , Исак Ноа Мангеймер. Из жизни и творчества , Вена, 1915 год.
- То же самое , Исак Ноа Мангеймер. Его жизнь и творчество , Вена, 1922 год.