Иуда, сын Верзеллия
Иуда бен Верзеллай (Албаргелони) [1] был каталонским талмудистом конца XI — начала XII веков. О его жизни почти ничего не известно. Он происходил из очень знатной семьи, из-за чего его нередко называли «ха-Наси» (принц) — почетный титул, который носили также его потомки в Барселоне .
Весьма сомнительно, чтобы Иуда был учеником Исаака бен Рувима , как утверждают некоторые; имена его собственных учеников и был ли среди них Авраам бен Исаак из Люнеля также невозможно определить (РАБаД II). Достоверно известно, что Авраам бен Исаак лично знал Иуду и советовался с ним в трудных случаях. Однажды у Иуды возник спор со своим ученым согражданином Авраамом бен Хийей . Последний, по-видимому, пытался отложить свадьбу, потому что звезды показывали неблагоприятные предзнаменования, тогда как Иуда считал такой курс противоречащим закону, поскольку в Священном Писании запрещено рассматривать приметы .
Работает
[ редактировать ]Иуда был одним из величайших кодификаторов Средневековья . За исключением нескольких фрагментов, его галахические сочинения утеряны. Однако на них часто ссылаются как на авторитетные Рабад II, Исаак бен Абба Мари (для обоих он просто «ХаРав» или «ХаРав хаМехаббер»), Авраам бен Давид (РАБаД III) и Зарахия бен Исаак ха-Леви. .
Работы Маймонида и Яакова бен Ашера , [2] опубликованный век спустя, привел к тому, что кодекс Иуды был игнорирован, хотя отдельные ученые вплоть до 16 века им пользовались. Из цитат, встречающихся в трудах более сорока авторов, видно, что Иуда систематизировал весь закон, ритуальный и гражданский. Его Сефер ха-Иттим, фрагменты рукописи которого существуют, [3] цитируется по имени. Фрагменты содержат правила о Шабате , но первоначально в книгу вошли не только правила о Шабате, праздниках и Рош Ходеш , но также почти весь материал, рассмотренный в первой части Тура , и, вероятно, даже больше этого. Часть Сефер ха-Иттим напечатана в Коронеля « Зехер Натан» . [4] Часть кодекса, посвященная законам о браке и родственным темам, некоторые называют Седер Нашим ; другие - Йихус Шеэр Босар. Гражданский закон содержался в « Сефер ха-Диним» (так читал Хальберштам вместо «Сефер ха-Дайяним »), которая была разделена на пять «ворот», о масштабах которых можно судить по той ее части, которая была опубликована как «Сефер ха-Диним». -Шеарот [5] занимает 138 страниц и рассматривает различные формы договоров в соответствии с раввинским законом.
Помимо этого галахического труда, Иуда написал подробный комментарий к « Сефер Йецира» . Как и большинство комментариев к «Сефер Йецира» , комментарий Иуды мало помогает пониманию текста; напротив, он содержит довольно расплывчатые, полумистические, полуфилософские богословские рассуждения самого Иуды. Автор демонстрирует поразительное знакомство с талмудической и мидрашской литературой и приводит выдержки из произведений геонимов, которые иначе неизвестны.
Иуда был знаком с философскими сочинениями Саадии и Самуила бен Хофни , но не с произведениями Соломона ибн Габироля и Бахии . Он не проявляет особого таланта к богословским или философским предметам. Он решительно выступает против обвинения караимов в том, что раввины отдают предпочтение антропоморфизмам . « Сефер Йецира» была впервые опубликована Хальберштамом в 1885 году (Берлин).
Трактат об изготовлении свитков Торы [6] приписывается Иуде, но без достаточных оснований. В своем комментарии к «Сефер Йецира» Иуда упоминает еще одно свое произведение, «Земаним», о котором больше ничего не известно. Если судить по некоторым намекам на Иуду, может показаться, что он также написал комментарий к Библии ; во всяком случае, он планировал такую работу.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ По-арабски это означает «из Барселоны». На иврите имя переводится как «ха-Барцелони».
- ^ В статье Еврейской энциклопедии, из которой это было взято, вместо этого ошибочно упоминается Иуда бен Ашер .
- ^ В библиотеке Еврейского колледжа ( в Лондоне Хиршфельд , в JQR xiv. 191-192)
- ^ стр. 129 и последующие, Вена, 1872 г.
- ^ С. И. Хальберштам, Берлин, 1898 г.
- ^ Опубликовано Э. Адлером в JQR ix. 681-716
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Соломон Шехтер , Луис Гинзберг (1901–1906). «Иуда бен Верзеллай» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Его библиография:
- Бахер , в JQR x. 381-382
- то же, в REJ xvii. 272-284
- Э. Адлер , ib. 669-681
- Хальберштам , во введении к комментариям Иуды бен Барзиллая к Сефер Йецира и Сефер ха-Шеарот.
- то же самое, в JQR x. 165-167
- Дэвид Кауфманн , в дополнениях к комментарию Иуды «Йезира»
- Дж. Х. Вайс , в Ха-Асифе , iv. 221-225
- Леопольд Цунц , в «Каталоге... Лейпциг» , с. 321