Рош Ходеш
![]() Соблюдение Рош Ходеш изображено в «Juedisches Ceremoniel» , немецкой книге, опубликованной в 1724 году. | |
Галахические тексты, относящиеся к этой статье | |
---|---|
Тора : | Исход 12:1–2 |
Вавилонский Талмуд : | Мегилла 22б |
Часть серии о |
иудаизм |
---|
![]() ![]() ![]() |
В иудаизме ( Рош Ходеш или Ходеш Рош ראש חודש ; транс . Начало месяца ; горит . Head of the Month ) — второстепенный праздник, отмечаемый в начале каждого месяца еврейского календаря , знаменующийся рождением новой луны . [ 1 ] Рош Ходеш соблюдается один или два дня, в зависимости от того, было ли в предыдущем месяце 29 или 30 дней. [ 2 ]
Источник
[ редактировать ]Книга Исход устанавливает новолуние Нисан , первый месяц Авив , как начало еврейского календаря :
И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: «Этот месяц будет для вас началом месяцев; это будет первый из месяцев года для вас».
- Исход 12:1-2 [ 3 ]
В Книге Чисел Бог говорит Моисею о праздновании новолуния:
И в ваши радостные дни — ваши установленные праздники и дни новолуния — вы будете трубить в трубы над вашими всесожжениями и вашими жертвами благополучия.
— Числа 10:10 [ 3 ]
В Псалме 80:4 и новолуние, и полнолуние упоминаются как время признания евреев:
Подуйте в рог в новолуние, в полнолуние на наш праздник. [ 3 ] [ 4 ]
В Библии Рош Ходеш часто называют просто «Ходеш», поскольку еврейское слово «ходеш» может означать как «месяц», так и «новый месяц». [ 5 ]
Объявление месяца
[ редактировать ]В иудаизме используется лунно-солнечный календарь , поэтому Рош Ходеш празднуется в связи с датой новолуния . Первоначально дата Рош Ходеш была подтверждена на основании показаний свидетелей, наблюдавших за новолунием, - процедура, известная как кидуш хаходеш (освящение месяца). [ 6 ] После того, как Синедрион объявил Рош Ходеш либо полным (30-дневным), либо неполноценным (29-дневным) месяцем, новости об этом будут распространяться по всему Израилю и диаспоре.
Эта система зависела от функционирования Синедриона, который объявлял месяц и сообщал об этом месяце обширным еврейским общинам. был установлен фиксированный календарь из 29- и 30-дневных месяцев ( см. В еврейском календаре подробности В 4 веке н.э. это стало невозможным, и вместо этого Гиллелем II ) . [ 7 ] В конце 29-дневного месяца Рош Ходеш празднуется один день, в первый день нового месяца. В конце 30-дневного месяца Рош Ходеш празднуют два дня – 30-го числа предыдущего месяца и первого дня нового месяца. [ 2 ]
Соблюдение
[ редактировать ]Объявление
[ редактировать ]Несмотря на существование фиксированного календаря, Рош Ходеш по-прежнему объявляется в синагогах в предшествующий Шаббат (называемый Шаббат Мевархим — Шаббат благословения [новый месяц]). Объявление делается после прочтения Сефер Торы перед возвращением ее в ковчег Торы . Во время молитвы сообщается название нового месяца и день недели, на который он приходится. Некоторые общины обычно предшествуют молитве объявлением точной даты и времени новолуния, называемого моладом , или «рождением». [ 8 ] [ 1 ] Рош Ходеш Тишрей (который также является Рош Ха-Шана ) никогда не объявляется, хотя, согласно фиксированному еврейскому календарю, он является определяющим фактором для всех отсрочек (Дехиот), которые определяют, когда фактически соблюдается каждый Рош Ходеш.
Традиционные обряды
[ редактировать ]молитва Яале Ве- добавляется В Рош Ходеш к благословению Аводы Амиды Яво . Утром читается «половина Халель » ( Псалмы 113–118, с опущенными двумя абзацами) (кроме Рош Ходеш Тевет, то есть во время Хануки, когда читается полный Халель). , Читается Тора в частности Числа 28: 1–15 , в которых описаны жертвоприношения Рош Ходеш. Дополнительный молебен, называемый Муссаф , добавлен в память о жертвоприношениях Рош Ходеш в Храме . Его среднее благословение начинается с «Рошей Хадашим». После службы многие читают 104-й Псалом.
Если Рош Ходеш выпадает на Шаббат , обычное чтение Торы дополняется чтением Чисел 28:9-15. В Германии принято петь полукадиш, предшествующий Мафтиру, на особую мелодию. [ 9 ] Обычная Хафтара заменяется особой Рош Ходеш Хафтара. Молитва Муссаф также изменяется, когда Рош Ходеш выпадает на Шаббат. Центральное благословение заменено альтернативной версией ( Ата Яцарта ), в которой упоминаются как Шаббат, так и Рош Ходеш. Если Рош Ходеш выпадает на воскресенье, другая Хафтара, Махар Ходеш («Завтра новолуние», I Царств читается 20: 18-42). Кидуш Левана читается вскоре после Рош Ходеш, обычно в первую субботу вечером после Рош Ходеш.
У многих есть обычай в честь Рош Ходеш есть особую трапезу, как рекомендует Шулхан Арух . [ 10 ] Это дает возможность читать Яале Ве-Яво в Биркат Хамазон. Некоторые евреи-хасиды во время еды поют 104-й псалом.
Работа
[ редактировать ]В настоящее время евреи обычно относятся к Рош Ходеш как к любому другому будничному дню (за исключением расширения молитвенного служения). [ 1 ] Тора не запрещает работу ( мелаху ) в Рош Ходеш. [ 11 ] а Талмуд утверждает, что в Рош Ходеш работа разрешена. [ 12 ] Иерусалимский Талмуд утверждает, что женщины воздерживаются от работы в Рош Ходеш, но только по обычаю, а не по закону. [ 13 ] Этот обычай записан в Шулхан Арухе . [ 14 ] но, похоже, в наше время это не практикуется.
Однако на протяжении большей части ранней еврейской истории Рош Ходеш соблюдался гораздо серьезнее. В некоторых библейских источниках Рош Ходеш описывается как день, когда не ведутся дела. [ 15 ] и который, кажется, был посвящен поклонению [ 16 ] и пиршество. [ 17 ] Это подтверждается надписью из Арадской остраки (ок. 600 г. до н.э.), в которой военачальнику приказано доставить товары первого числа месяца, но письменно зафиксировать эту доставку только второго числа месяца (по-видимому, потому, что письмо считалось запретной мелахой ). [ 18 ] Согласно некоторым источникам, и в период Второго Храма Рош Ходеш считался днем отдыха. [ 19 ] В период Талмуда в одном отрывке Рош Ходеш считался днем прекращения работы ( биттул ); [ 20 ] другой отрывок предполагает, что работа прекращалась ( биттул ), но не была запрещена ( ассур ). [ 21 ] Чтобы объяснить нынешнее согласие на работу в Рош Ходеш, Шаагат Арье предположил, что действительно существовал общий запрет на работу в Рош Ходеш, пока стоял Храм, поскольку жертвоприношение муссаф приносилось от имени всего народа, и существует общий принцип, согласно которому человек не может работать в день принесения своей жертвы. [ 22 ]
Рош Ходеш и женщины
[ редактировать ]Согласно Талмуду , женщины не занимаются работой в Рош Ходеш. [ 23 ] Раши , комментируя этот отрывок, определяет виды деятельности, от которых им следует воздерживаться: прядение, ткачество и шитье — навыки, которые женщины внесли в строительство Мишкана ( Скинии ). Шулхан Арух пишет, что «у тех женщин, у которых есть обычай не работать в [Рош Ходеш], есть хороший обычай». [ 14 ]
Мидраш Пирке де-рабби Элиезер дает историческое объяснение этой практики:
Аарон спорил сам с собой, говоря: «Если я скажу Израилю: «Отдайте мне золото и серебро», они тотчас принесут; но вот, я скажу им: «Отдайте мне серьги жен ваших и «И сказал им Аарон: выломайте золотые кольца». Женщины услышали (это), но не пожелали отдать серьги свои своим сыновьям». мужья; но они сказали им: «Вы желаете сделать истукан из литого кумира, не имея в себе никакой действенной силы». Святой, благословен Он, дал женщинам награду в этом мире и мире грядущем. Какую награду Он дал им в этом мире? Что им следует соблюдать новолуния строже, чем людям, и какую награду Он даст им в мире грядущем? Им суждено обновляться, как новолуниям, как сказано: «Кто насыщает годы твои благами, так что юность твоя обновляется, как орел». [ 24 ]
В наше время соблюдение Рош Ходеш, ориентированное на женщин, варьируется от группы к группе, но многие из них сосредоточены на небольших собраниях женщин, называемых группами Рош Ходеш. Часто возникает особый интерес к Шекине , которую каббала считает женским аспектом Бога. Эти группы участвуют в самых разных мероприятиях, посвященных вопросам, важным для еврейских женщин, в зависимости от предпочтений членов группы. Многие группы Рош Ходеш изучают духовность, религиозное образование, ритуалы, вопросы здоровья, музыку, пение, искусство и/или кулинарию. Некоторые группы также предпочитают обучать молодых еврейских женщин в своей общине вопросам сексуальности, самооценки и других проблем психического и физического здоровья женщин. [ 25 ]
Чаша Мириам (для пророка Мириам ) возникла в 1980-х годах в Бостонской группе Рош Ходеш; его изобрела Стефани Лу, которая наполнила его майим хаим (живой водой) и использовала в феминистской церемонии управляемой медитации . [ 26 ] Некоторые седеры (включая первоначальный женский седер, но не ограничиваясь седерами только для женщин) теперь устанавливают чашу Мириам, а также традиционную чашу пророка Илии, иногда сопровождаемую ритуалом в честь Мириам. [ 27 ] Чаша Мириам связана с мидрашем колодца Мириам , который «представляет собой раввинскую легенду, повествующую о чудесном колодце, который сопровождал израильтян в течение 40 лет их пребывания в пустыне во время исхода из Египта». [ 28 ] [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]- иудаизм
- Еврейский календарь
- Солнечный год
- Лунный цикл
- Еврейский феминизм
- Йом Кипур Катан – исповедальный ритуал накануне Рош Ходеш.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Кософски, Скотт-Мартин (13 октября 2009 г.). Книга обычаев: полное руководство к еврейскому году . ХарперКоллинз. стр. 91–92. ISBN 978-0-06-173954-5 .
- ^ Jump up to: а б В еврейском календаре месяцы состоят из 29 или 30 дней. Почему в течение 29-дневного месяца (известного как выбор) мы соблюдаем только один день Рош Ходеш, а в 30-дневном месяце (который называется моле) мы соблюдаем 2 дня Рош Ходеш?
- ^ Jump up to: а б с JPS Иврит-английский Танах , второе издание. Филадельфия: Еврейское издательское общество, 2003.
- ^ Некоторые переводы относятся к «назначенному времени», а не к полнолунию, например, Версия короля Джеймса и Библия Уиклифа : последний гласит: «Дуйте в трубу в новолуние; в благородный день вашего торжества»
- ^ Согласование - Словарь: Месяц
- ^ Мишна Рош ха-Шана 1
- ^ Рош Ходеш
- ^ Техиллат ХаШем , Mercos L'Inyonei Chinuch, 1988 (Стандартный молитвенник Любовича)
- ^ Пример см . Чазан Майкл Фридман (2014). «Нусач по ашкеназской традиции» . Иерусалим: К'хал Адас Йешурун.
- ^ Шулхан Арух 419
- ↑ Числа 28:11–15 , в отличие от праздников в оставшейся части главы, где указан запрет на работу.
- ^ Хагига 18а
- ^ Иерусалим Таанит 1:6 ; , где представлена другая формулировка того же постановления. см. Тур Орах Хаим 417
- ^ Jump up to: а б Шулхан Арух, Орах Хаим 417
- ^ Амос 8:5 ; 1 Царств 20:19 (имеется в виду день перед Рош Ходеш как «день работы»)
- ^ 2 Царств 4:23 ; Исаия 66:23 ; Иезекииля 46:1
- ^ 1 Царств 20: 24–29.
- ^ Левенстамн «Остракан 7 из Арада, свидетельствующий о соблюдении дня новолуния Сэмюэл Э. ? 21: 330-332; https://www.jstor.org/stable/23503560
- ^ 1 Маккавеев, 10:34
- ^ Рош ха-Шана 23а.
- ^ Мегила 22б
- ^ Турей Эвен , Мегилла 22б. См. также Джозеф Б. Соловейчик , Шиурим лезечер абба мори , «Хахразат Рош Ходеш Вехол Хамоед», который утверждает, что исключение добавления Яале Веяво из молитв Рош Ходеш не требует повторения молитвы ночью, поскольку это чтение по сути является следствием муссафа . жертвоприношение, которое приносилось только днем.
- ^ Талмуд , б. Мегилла 22б
- ^ Пирке де раввин Элиезер: Главы раввина Элиэзера Великого согласно тексту рукописи, принадлежащей Аврааму Эпштейну из Вены . Перевод Фридлендера, Джеральда. Нью-Йорк: Хермон Пресс. 1965. стр. 353–354. (глава 45)
- ^ Готлиб, Линн (1995). «Глава 12: Посвящение новой еврейской женщины». Та, которая обитает внутри: феминистское видение обновленного иудаизма . Сан-Франциско: Харпер Сан-Франциско.
- ^ «Почему Кубок Мириам? Потому что без Мириам еврейская жизнь не существовала бы | j. Еженедельник еврейских новостей Северной Калифорнии» . Дж . Jweekly.com. 2 апреля 2015 г. Проверено 13 апреля 2015 г.
- ^ Чаша Мириам: Ритуалы Чаши Мириам для семейного пасхального седера. Архивировано 4 мая 2015 г. в Wayback Machine . Мириамскап.com. Проверено 18 октября 2011 г.
- ^ Эссерман, Рэйчел (1 сентября 2006 г.). «Размораживание иудаизма: взгляд на веб-сайт Ritualwell» (PDF) . Репортер . Бингемтон, Нью-Йорк. Еврейская федерация Большого Бингемтона. п. 5. Архивировано из оригинала (Печать) 7 апреля 2014 года . Проверено 29 января 2014 г.
- ^ «Кубок Мириам» . Мое еврейское образование. 22 января 2014 г. Проверено 13 апреля 2015 г.