Арад острака

Арадская острака , также известная как Архив Элиашиба , представляет собой коллекцию из более чем 200 керамических черепков с надписями (также известных как черепки или черепки ), найденных в Тель-Араде в 1960-х годах археологом Йохананом Ахарони . [ 1 ] Арад был фортом железного века на южной окраине Иудейского царства , недалеко от Беэр-Шевы в современном Израиле . [ 2 ]
Сто семь остраков написаны палео -еврейским алфавитом и датированы примерно 600 годом до нашей эры. Большинство острак, датированных более поздними периодами, написаны на арамейском языке , а некоторые — на греческом и арабском . [ 3 ]
Большая часть острак на иврите представляет собой списки имен и административные письма командирам форта; повседневная переписка между военными мастерами снабжения, запросы на снабжение и т.п. Большинство из них адресованы Элиашиву (также транслитерируемому Эльяшиву; не путать с библейским первосвященником Элиашивом ), который считается квартирмейстером Арада. [ 4 ]
В камере казематной стены форта было найдено восемнадцать острак, состоящих в основном из писем, адресованных Элиашибу. [ 5 ] Они известны как Архив Элиашиба .
Уровень грамотности
[ редактировать ]В 2020 году алгоритмическое исследование почерка показало, что у арадской остраки должно было быть как минимум двенадцать разных авторов, из которых 4–7 проживали в Араде. [ 6 ] Поскольку гарнизон Арада насчитывает всего около 20–30 солдат, этот результат подтверждает высокий уровень грамотности в Иудейском царстве . [ 7 ] Автор исследования предположил, что высокий уровень грамотности может означать, что некоторые библейские книги были написаны до вавилонского завоевания Иудеи . [ 8 ]
осколки
[ редактировать ]Остракон 1
[ редактировать ]ʾl`lyšb в - Элиашиву: И ʿt ntn lktym теперь отдай Киттиму yyn b(tm) 3 w - три ба(ты) вина, и ктб шм хим напиши название дня. wmʿwd hqmḥ И из остатка хрень т - первую муку ты сделаешь ркб ⊢ 1 кв.м. печень одна мерка муки lʿšt lhm l - чтобы они сделали б- хм, я продаю читать. Из вина hʾgnt ttn [ 9 ] из мисок дай (им немного). [ 10 ]
Киттимы были греческими наемниками, вероятно, с Кипра и с островов Эгейского моря, нанятыми Иудой для защиты южной границы. [ 11 ]
Остракон 3
[ редактировать ]Надав Нааман переводит текст следующим образом: [ 12 ]
Элиашиву: А теперь дай от вина три кувшина для ванны, ибо Ханания повелевает тебе идти в Вирсавию с вьюком пары ослов. И упакуйте с ними тесто или [br]ea[d]. Рассчитай (количество) пшеницы и хлеба и возьми себе из [магазина?].
Нааман также расшифровал и перевел обратную сторону остракона следующим образом: [ 13 ]
Тебе. И [ПН ? ] прокляну ?? [их ? ] относительно вашего ? Крупный рогатый скот ?? , ибо [они ? ] отвернулись.
Остракон 7
[ редактировать ]Похоже, это относится к тому, как Элиашив предлагал подарки Киттимам накануне празднования дня новолуния. [ 14 ]
Остракон 16
[ редактировать ]Остракон начертан как спереди, так и сзади ( лицевая и оборотная стороны ). На лицевой стороне написано: [ 15 ]
ʾhbk ḥnnyhw šlḥ lšl - Ваш друг Ханания (настоящим) передает приветствие: м`лышб влшлм бытк бр - (тебе), Елиашиву и твоему дому. я бл- kt[k] lyhwh wʿt kṣʾty эсс [тебе] от Яхве. И теперь, когда я ушел mbytk wšlḥty ʾt твой дом, я отправил сп[р] зх лпный гълихв б - получение Геалии в (the) y[dʿ]zryhw wʾt hṣrwr рука Азарии – кошелек, šʾ ʾtk Whšbt[м?] k[lw] носите его с собой! И вернуть [все] i[t]. ʾм ксп 5 [ḥʾr] wʾm y[š b] - Если (еще есть) деньги, ищите 5 шекелей. И если еще есть, то в [m]sbk šmn, šlḥ твой [п]ост, масло осталось — присылай! ...хнх в'л тшлх (Что касается другого,) брось это, не отправляй это/один [неразборчивые следы]
И обратная сторона: [ 15 ]
ʾm hyyn tšlḥ < wkl ḥpṣ - Если есть вино, пришлите (1/2? 1/4?). Если есть что-то (еще), что вам нужно- k tšlḥ wʾm yš h[ ... ] lh[м] -ed, отправь (= напиши мне об этом). А если еще есть [...], дайте[ве] их]...
Когда остракон был найден, текст на обратной стороне был неразборчивым, но в 2017 году группа исследователей смогла реконструировать текст, используя методы мультиспектральной визуализации. [ 16 ]
Остракон 18
[ редактировать ]Остракон 18, также известный как остракон Дома Яхве , [ 17 ] имеет надпись:
ʾl`dny`ly - Моему господину Элиа- sb yhwh yš - Шиб: пусть Яхве спросит- ʾllšlmk, что заботьтесь о своем благополучии. И теперь, тн лшмрыхв отдать Шемарии ⥊ wlqrsy меру (муки) и керосита ТТН ߈ мир - ты дашь меру (муки). А по поводу мат- брʾшр ṣ - тер, о котором вы со- какой хлам - приказал мне, это хорошо. byt yhwh В Доме Яхве, х'йшб [ 9 ] он остается. [ 10 ]
«Керосит» может относиться к кому-то, кто был нефинимом , храмовым слугой. [ 10 ]
Остракон примечателен окончанием « дом ЯХВЕ », которое, по мнению многих ученых, может быть ссылкой на Иерусалимский храм . [ 18 ] Филип Дж. Кинг и Лоуренс Э. Стагер утверждают, что, поскольку храм в Араде был снесен за 100 лет до того, как был написан остракон, он, следовательно, должен относиться к Иерусалимскому храму. [ 19 ] Другие ученые сомневаются, относится ли эта надпись к иерусалимскому храму. [ 20 ]
Остракон 24
[ редактировать ]Острака 24 гласит следующее:
mʿrd ⌉ wmqyn[ч...] От Арада, 50 лет, и от Кина[ах...] wšlḥtm ʾtm rmt ng[b by] - И отправь их в Рамат-Неге[б за ха]- d mlkyhw bn qrbʾwr Whb - и Малхия, сын Керабура, и он кыдмъл ыдълышъ бн ырмы - отдайте их Елисею, сыну Иеремии, hw brmt ngb pn yqrh ʾt h - ах, в Рамат-Негебе, чтобы ничего не случилось с ʿyr dbr wdbr hmlk ʾtkm город. И слово короля возложено на вас bnbškm hnh šlḥty lh'yd для самой твоей жизни! Вот, я послал предупредить бкм гым хъншмътълыш - Предупреждаю тебя [Элиашива] сегодня: [Отведи] людей в Элиш- ʿ pn tbʾ ʾdm šmh [ 21 ] а: чтобы Едом не пришел туда! [ 22 ]
Письмо было истолковано как приказ командиру форта направить подкрепление, чтобы противостоять нападению идумеян . [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Щука 2020 , с. 203: Около двухсот надписей было обнаружено в Араде при раскопках, проводившихся с 1962 по 1964 год, большинство из них - острака; Ахарони 1968 , с. 9: найдено более 200 остраков.
- ^ Мендель-Геберович и др. 2017 , с. 113; Sci-News.com 2020 ; Щука 2020 , с. 203; Борщ-Дан 2020
- ^ Щука 2020 , с. 203: Сто семь надписей из Арада написаны на иврите... Основная часть оставшихся надписей в Араде представляет собой остраку, написанную на арамейском языке (пятый-четвертый века до н. э.), с несколькими более поздними надписями на греческом и арабском языках. .; Кершнер 2016 : составлено на древнееврейском языке с использованием палеоеврейского алфавита.
- ^ Боршель-Дан 2020 : Черепки использовались для повседневной переписки между мастерами военного снабжения и в основном были адресованы человеку по имени Эльяшив, который считается интендантом крепости; Щука 2020 , с. 204; Кершнер 2016 : Элиашиб, интендант отдаленной крепости в пустыне.
- ^ Бордман, Эдвардс и Соллбергер 1992 , стр. 399: Он известен и в этот более поздний период по небольшому архиву, состоящему из восемнадцати остраков, которые были найдены в одной из камер казематной стены... Эти остраки представляют собой в основном письма, адресованные ему как «Элиашибу».
- ^ Шаус и др. 2020 , Введение.
- ^ Шаус и др. 2020 , Аннотация.
- ^ Sci-News.com 2020 : «Среди экспертов ведутся оживленные споры о том, были ли книги Второзаконие, Иисус Навин, Судьи, Самуил и Царств составлены в последние дни Иудейского царства или после разрушения Первого Храм, построенный вавилонянами», — сказал доктор Арье Шаус из Тель-Авивского университета, ведущий автор исследования. «Один из способов попытаться разобраться в сути этого вопроса — спросить, когда же существовала возможность написания таких сложных исторических работ».
- ^ Перейти обратно: а б АХАРОНИ, Ю. «Еврейская острака из Тель-Арада». Израильский журнал исследований, том. 16, нет. 1, 1966, с. 1–7. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/27925035 . Доступ 7 дек. 2023.
- ^ Перейти обратно: а б с Щука 2020 , с. 204.
- ^ Щука 2020 , с. 204; Кинг 1993 , с. 57; Кершнер, 2016 : очевидно, имеется в виду подразделение греческих наемников, находящееся в этом районе.
- ^ Нааман 2011 , с. 84.
- ^ Нееман 2021 , с. 224.
- ^ Нааман, Надав (2006). «Переосмысленный остракон № 7 из Арада» . В Гитине, Сеймур; Райт, Дж. Эдвард; Дессель, JP (ред.). Противостояние прошлому: археологические и исторические очерки древнего Израиля в честь Уильяма Дж. Девера . Пенн Стейт Пресс. стр. 265–267. ISBN 978-1-57506-571-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Мендель-Геберович и др. 2017 , с. 122
- ^ Мендель-Геберович и др. 2017 , с. 113
- ^ «Журнал древнего ближневосточного общества» . 1999.
- ^ Бордман, Эдвардс и Соллбергер 1992 , стр. 400: «дом Яхве», вероятно, Храм в Иерусалиме; Девер 2001 , с. 212: возможно, это относится к храму в Иерусалиме.
- ^ Кинг и Стагер 2001 , с. 314.
- ^ Portia & Bonnet 2017 , параграф 12.
- ^ Аарон, Йоханан. «Три еврейские остраки из Арада». Бюллетень американских школ восточных исследований, вып. 197, 1970, стр. 16–42. JSTOR, https://doi.org/10.2307/1356384 . Доступ 9 декабря. 2023.
- ^ Перейти обратно: а б Кинг 1993 , с. 57.
Источники
[ редактировать ]- Пайк, Дана М. (4 февраля 2020 г.). «Израильские надписи времен Иеремии и Легия» . Архив ученых УБЯ . Проверено 2 декабря 2020 г.
- Боршель-Дан, Аманда (9 сентября 2020 г.). «Полицейские судебно-медицинские эксперты присоединяются к алгоритмам искусственного интеллекта, чтобы выследить, кто и когда написал Библию» . Таймс Израиля . Проверено 8 декабря 2020 г.
- Мендель-Геберович, Анат; Шаус, Арье; Файгенбаум-Головин, Шира; Трезвый, Барак; Кордонский, Майкл; Пясецкий, Эли; Финкельштейн, Израиль (2017). «Совершенно новая старая надпись: Арад Остракон 16, заново открытая с помощью мультиспектральной визуализации». Бюллетень американских школ восточных исследований . 378 : 113–125. doi : 10.5615/bullamerschoorie.378.0113 . ISSN 0003-097X . S2CID 165648832 .
- Шаус, Арье; Гербер, Яна; Файгенбаум-Головин, Шира; Трезвый, Барак; Пясецкий, Эли; Финкельштейн, Израиль (2020). «Судебно-медицинская экспертиза документов и алгоритмический почерковедческий анализ иудейских надписей библейского периода выявили значительный уровень грамотности» . ПЛОС ОДИН . 15 (9): e0237962. Бибкод : 2020PLoSO..1537962S . дои : 10.1371/journal.pone.0237962 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 7480862 . ПМИД 32903283 .
- «В Иудейском царстве библейского периода уровень грамотности был выше, чем ожидалось» . Последние новости науки . 10 сентября 2020 г. Проверено 8 декабря 2020 г.
- Девер, Уильям Г. (10 мая 2001 г.). Что знали библейские писатели и когда они это знали?: Что археология может рассказать нам о реальности Древнего Израиля . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2126-3 .
- Кинг, Филип Дж.; Стагер, Лоуренс Э. (1 января 2001 г.). Жизнь в библейском Израиле . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22148-5 .
- Бордман, Джон; Эдвардс, IES; Соллбергер, Э. (16 января 1992 г.). Кембриджская древняя история . Издательство Кембриджского университета. стр. 400–. ISBN 978-0-521-22717-9 .
- Нааман, Надав (2011). «Текстовые и исторические заметки об архиве Элиашиба из Арада». Тель-Авив . 38 (1): 83–93. дои : 10.1179/033443511x12931017059503 . ISSN 0334-4355 . S2CID 191518723 .
- Нааман, Надав (2021). «Новый свет на шесть надписей из Арада». Тель-Авив . 48 (2): 213–235. дои : 10.1080/03344355.2021.1958616 .
- Кинг, Филип Дж. (15 апреля 1993 г.). Иеремия: археолог-спутник . Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 57–. ISBN 978-0-664-22443-1 .
- Кершнер, Изабель (11 апреля 2016 г.). «Новые доказательства того, когда была написана Библия: древние списки покупок» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 9 декабря 2020 г.
- Порция, Фабио; Бонне, Коринн (2017). «Иерусалимский храм между «теологией» и археологией: какие проблемы, какой диалог?» . Палетнология (9). doi : 10.4000/palethnologie.336 . ISSN 2108-6532 .
- Ахарони, Йоханан (февраль 1968 г.). «Арад: его надписи и храм» . Библейский археолог . 31 (1). Издательство Чикагского университета: 2–32. дои : 10.2307/3211023 . JSTOR 3211023 . S2CID 166155618 .
- Аарон, Йоханан (1981). на плуге Надписи Серия «Иудейская пустыня». Израильское исследовательское общество. OCLC 7957845 .