Десятый тевет
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2020 г. ) |
Десятый тевет | |
---|---|
Официальное название | Иврит : десять в скинии. |
Тип | еврейская религиозная , национальная |
Значение | Вспоминает осаду Иерусалима Навуходоносором II Вавилонским . |
Обряды | Пост |
Начинается | 10 тевета за 72 минуты до восхода солнца. |
Заканчивается | в начале 11 тевета |
Дата 2023 года | 22 декабря 2023 г. |
Частота | Ежегодный (по еврейскому календарю) [ примечание 1 ] |
Десятый день тевета ( иврит : עשרה בטבת , Асара беТевет ), десятый день еврейского месяца тевет , является днем поста в иудаизме . Это один из малых постов, соблюдаемых от рассвета до наступления темноты. Пост проводится в знак траура по осаде Иерусалима Навуходоносором II Вавилонским ( — событию, которое началось в этот день и в конечном итоге завершилось разрушением Храма Соломона Первого Храма), падением Иудейского царства и вавилонским изгнанием еврейский народ.
День поста не связан с Ханукой , но следует за ним на неделю. Наступит ли 10 тевета через 7 или 8 дней после последнего дня Хануки, зависит от того, имеет ли предшествующий еврейский месяц кислев 29 или 30 дней в соответствующем году.
История
[ редактировать ]Согласно II Царств , [ 2 ] в 10-й день 10-го месяца (Тевет), [ примечание 2 ] На девятом году правления Седекии (588 г. до н. э.) Навуходоносор II , второй нововавилонский император , начал осаду Иерусалима. Восемнадцать месяцев спустя, 17 таммуза в конце одиннадцатого года правления Седекии (586 г. до н.э.), он прорвал городские стены; римляне аналогичным образом прорвутся через стены Иерусалима 17 таммуза . (В библейском календаре каждый год правления царей Иуды или Израиля датируется 1 Нисаном. Следовательно, Тевет (десятый месяц) 9-го года Седекии находится всего за 18 месяцев до Таммуза (четвертого месяца) 11-го года. Седекии.)
Осада закончилась разрушением Храма три недели спустя, в Тиша бе-Ав , в конце первых Королевств. Элита Иудеи была отправлена в плен в Вавилон . Десятый тевет является частью цикла трех постов, связанных с этими событиями. [ 3 ]
Первое упоминание о посте десятого тевета появляется в 8 главе Захарии , где он назван «постом десятого месяца». Одно мнение в Талмуде [ 4 ] утверждает, что «пост десятого месяца» относится к пятому тевету, когда, по словам Иезекииля , [ 5 ] Весть о разрушении Храма дошла до тех, кто уже находился в изгнании в Вавилоне. Однако десятая дата – это дата, наблюдаемая сегодня, согласно другому мнению, изложенному в Талмуде. [ 6 ] Другие упоминания о посте и скорби можно найти в Книге Иезекииля (осада). [ 7 ] и Книга Иеремии .
Согласно традиции, описанной в литургии дневного слихота , пост также отмечает другие бедствия, произошедшие на протяжении всей еврейской истории в десятый тевет и в два предшествующих ему дня:
- Восьмого тевета одного года в III веке до нашей эры , во время эллинистического правления Иудеей в период Второго Храма , Птолемей II Филадельф , фараон Египта-Птолемея , приказал перевести еврейскую Библию на греческий язык. Это произведение позже стало известно как Септуагинта . [ 8 ] Семьдесят два мудреца поместили в одиночную камеру и приказали перевести Тору на греческий язык.
Иудаизм рассматривает это событие как трагедию, отражающую лишение и принижение божественной природы Торы и подрыв ее духовных и литературных качеств. Они полагали, что юридические кодексы Торы и более глубокие смысловые слои будут потеряны при переводе с оригинального иврита. Многие еврейские законы сформулированы с использованием конкретных еврейских слов, используемых в Торе; без оригинальной еврейской формулировки аутентичность и суть правовой системы были бы подорваны. Мистические идеи, содержащиеся в Торе, также заимствованы из оригинального еврейского текста. Таким образом, к ним не смогут получить доступ люди, изучающие Тору только на греческом (или любом другом языке).
Однако две вещи сделали Септуагинту в конечном итоге нежелательной для евреев. Его расхождение с принятым текстом (впоследствии названным масоретским) было слишком очевидным; и поэтому оно не могло служить основой для богословских дискуссий или гомилетических толкований. Это недоверие усугублялось тем фактом, что оно было принято новой верой в качестве Священного Писания.
- Девятого тевета «что-то произошло, но мы не знаем, что это было…» ( Шулхан Арух ). В литургии селихот этого дня говорится, что Ездра , великий лидер, который вернул некоторых евреев в Святую Землю из вавилонского изгнания и положил начало эпохе Второго Храма , умер в этот день, и это подтверждается Коль Бо. . Но согласно более ранним источникам ( Геоним , записанные Бахагом и цитируемые в Тур Орах Хаим 580), конкретная трагедия 9 тевета неизвестна. В некоторых рукописях Симеона Кайяры (не доступных Туру ) добавляется , что Ездра и Нехемия умерли в этот день — но только после того, как сначала было сказано, что Хазал не объяснил, почему этот день трагичен. Даны и другие предположения относительно того, почему девятый тевет также примечателен. [ 11 ]
Соблюдение
[ редактировать ]Как и все малые тааниты или дни поста, десятый тевет начинается на рассвете ( алот ха-шахар ) и заканчивается с наступлением темноты ( цейт хакохавим ). Следуя общим правилам малых постов, изложенным в Шулхан Арухе , [ 12 ] и, в отличие от Тиша бе-Ав, здесь нет дополнительных физических ограничений, помимо поста (например, запрет на купание или ношение кожаной обуви).
Поскольку это малый день поста, Галаха освобождает от поста больных, даже если их болезни не опасны для жизни, а также беременных и кормящих женщин, которым поститься трудно. [ 13 ] Мишна Берура отмечает, что по-прежнему похвально соблюдать все ограничения Тиша бе-Ав в малые дни поста, за исключением ограничения на ношение кожаной обуви. Несмотря на это, говорится в нем, не следует воздерживаться от омовения в рамках подготовки к Шабату , когда десятый тевет выпадает на пятницу. [ 14 ]
молитва , Чтение Торы, Анейну в Амидах и молитва Авину Малкеину добавляются как к службам шахарит так и к минхе во многих общинах, если только пост не приходится на пятницу, когда Таханун и Авину Малкейну не произносятся на минхе. На шахарита службах Слихот также произносятся Хафтара . , а на минхе в ашкеназских общинах читается [ 15 ]
Десятый день Тевета — единственный малый день поста, который может совпадать с пятницей в нынешнем еврейском календаре . Когда это происходит, происходит необычное событие чтения Торы и Хафтара на минхе прямо перед Шаббатом. Это довольно редко; последнее событие произошло в 2023 году, а следующее произойдет в январе 2025 года (согласно празднованию 2024 года). Если он выпадает на пятницу, пост необходимо соблюдать до наступления темноты, хотя Шаббат начинается до захода солнца (до 72 минут раньше, в зависимости от галахического авторитета), и даже если для этого необходимо войти в Шаббат голодным после поста, что обычно избегал. [ нужна ссылка ] Невозможно определить наверняка, будет ли такое же правило действовать и в отношении других постов, поскольку ни один другой день поста не может выпадать на пятницу, за исключением поста первенцев , когда Пасха начинается в пятницу вечером. [ примечание 3 ]
Хотя этот пост считается второстепенным, Давид Абудархам приписал ему дополнительную теоретическую строгость, не разделяемую ни одним другим постом, кроме Йом Кипура , а именно: если десятый тевет выпадает на Шаббат , этот пост будет соблюдаться в Шаббат. . (Этого не может произойти при нынешнем устройстве еврейского календаря.) Причина, по которой посты десятого тевета и Йом Кипура должны соблюдаться в тот день, в который они происходят, заключается в фразе «тот самый день» ( עצם היום הזה ) используется в отношении них обоих в Иезекииля 24:2. [ 16 ] о десятом тевете, а также о Йом Кипуре в Левит 23:28 . [ 17 ] Эта точка зрения отвергается « Бейт Йосеф» и всеми другими крупными галахическими авторитетами, но была популяризирована раввином Моисеем Софером , который написал комментарий, основанный на философии, лежащей в основе этой точки зрения. [ нужна ссылка ]
Хотя десятый тевет является ежегодным праздником по еврейскому календарю, его размещение примерно в конце года по григорианскому календарю означает, что в некоторые годы по григорианскому календарю пост не соблюдается, а в другие годы пост соблюдается дважды. Таким образом, десятый тевет в 2019 году вообще не наступил. Вместо этого «2019» соблюдение поста состоялось в январе 2020 года, а последующее соблюдение — в декабре 2020 года. [ 18 ]
День всеобщего кадиш
[ редактировать ]Главный раввинат Израиля решил отмечать десятое тевета как «общий день кадиш » ( йом хакадиш ха'клалли ), чтобы позволить родственникам жертв Холокоста , чьи ярцеиты (годовщины их смерти) неизвестны, соблюдать традиционные обряды ярцайта по умершим, включая зажжение поминальной свечи, изучение мишнайота и чтение кадиш. Согласно политике Главного раввината Израиля, поминальная молитва читается также в синагогах после чтения Торы на утренних службах. [ 19 ] [ 20 ] Для некоторых религиозных евреев этот день предпочтительнее как день памяти Йом ха-Шоа, поскольку последний приходится на месяц Нисан , в который траур традиционно запрещен. [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]- Пост Гедалии
- Пост Эстер
- Пост семнадцатого тамуза
- Пост Тиша бе-Ав
Примечания
[ редактировать ]- ^ В «светском» (григорианском) календаре это может привести к тому, что некоторые григорианские годы не наступят, а другие — два. Например, событие произошло в декабре 2021 года. Следующее событие произошло в январе 2023 года (2022 год пропущен), а событие после этого — в декабре 2023 года (два события в 2023 году).
- ^ Отсчет от нисана , согласно Исходу 12:1–2. См. Еврейский календарь § Новый год .
- ^ Однако Девятое Ава может выпадать с вечера субботы на воскресенье, и в этом случае соблюдаются все строгости поста (кроме запрета на ношение кожаной обуви) с захода солнца в субботу вечером.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Асара бе-Тевет – Пост в память осады Иерусалима» . www.hebcal.com . Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ 2 Царств 25: 1–25: 4.
- ^ Связь между постами
- ^ Рош ха-Шана 18б.
- ^ Иезекииль 33:21
- ^ "Десятый тевет"
- ^ Хаммер, Джилл (2010). Еврейская книга дней: спутник на все времена . Еврейское издательское общество. п. 135. ИСБН 978-0-8276-1013-2 .
- ^ Тур Орах Хаим 580, цитируя Симеона Кайяра .
- ^ Ошибка цитирования: именованная ссылка
Ross2021
был вызван, но так и не был определен (см. страницу справки ). - ^ Той, Кроуфорд Хауэлл ; Готтейл, Ричард (1906). «Переводы Библии: Септуагинта» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс . Проверено 25 декабря 2022 г.
- ^ «Еврейские взгляды на раннее христианство - Ниттель, Девятый из Тевеса и Папа Симон Петр (доктор Шнайер Лейман)» . www.yutorah.org . 4 июня 2023 г.
- ↑ Шулхан Арух, Орах Хаим 549–550, 561–562.
- ^ Шулхан Арух , Орах Хаим 550:2.
- ^ Шулхан Арух, Орах Хаим 550 ск 6.
- ^ Шулхан Арух, Орах Хаим 566
- ^ Иезекииль 24:2
- ^ Левит 23:28
- ^ «Асара бе-Тевет – Пост в память осады Иерусалима – עשרה בטבת | Еврейский еврейский календарь» . www.hebcal.com . Проверено 1 июля 2018 г.
- ^ 10 Тевета - Праздники
- ^ Амар, Шломо. «Письмо Ришон ле-Циона о 10 тевета» (PDF) (на иврите). Архивировано из оригинала (PDF) 13 декабря 2013 года . Проверено 16 декабря 2013 г.
- ^ «Шулхан Арух, Ора Хаим 429:2» .