Йом ХаАлия
Йом ХаАлия יום העלייהВознесенский день | |
---|---|
![]() Иисус Навин ведет израильтян через реку Иордан 10 нисана. | |
Официальное название | Йом ха-Алия ( День алии ) на иврите : День алии. |
Наблюдается | Государство Израиль |
Значение | Прославление алии как основной ценности еврейского народа и признание продолжающегося вклада Олима в израильское общество. Согласно Библии, десятого числа еврейского месяца нисана Иисус Навин повел израильтян, несущих Ковчег Завета, через реку Иордан в Галгале в Землю Обетованную. |
Начинается | 10 нисана (еврейский календарь) и отмечается в школах 7 хешвана (еврейский календарь) |
Дата | 10 нисана национальный праздник и отмечается в школах 7 хешван |
Дата 2023 года | Закат, 31 марта – наступление ночи, 1 апреля (истор.) Закат, 21 октября – наступление ночи, 22 октября (наблюдение) |
Дата 2024 года | Закат, 17 апреля – наступление ночи, 18 апреля (истор.) Закат, 7 ноября – наступление ночи, 8 ноября (набл.) |
Дата 2025 года | Закат, 7 апреля – наступление ночи, 8 апреля (истор.) Закат, 28 октября – наступление ночи, 29 октября (наблюдение) |
Дата 2026 г. | Закат, 27 марта – наступление ночи, 28 марта (истор.) Закат, 17 октября – наступление ночи, 18 октября (наблюдение) |
Частота | Ежегодный |
Йом ха-Алия , или День алии ( иврит : יום העלייה ), — израильский национальный праздник, отмечаемый ежегодно согласно еврейскому календарю десятого числа еврейского месяца нисана в память о еврейского народа вхождении в Землю Израиля , как написано в еврейской Библии. , что произошло десятого числа еврейского месяца нисана ( иврит : י' ניסן ). [ 1 ] Праздник также был учрежден для того, чтобы признать в еврейское государство , алию, иммиграцию евреев как основную ценность Государства Израиль , и отметить продолжающийся вклад олимов , еврейских иммигрантов, в израильское общество. Йом ха-Алия также отмечается в израильских школах седьмого числа еврейского месяца хешван . [ 2 ]
Вступительная часть Закона Йом ХаАлия на иврите гласит:
Целью этого закона является установление ежегодного памятного дня для признания важности иммиграции в Землю Израиля как основы существования Государства Израиль, его развития и формирования как мультикультурного общества, а также для обозначения этой даты. вхождения в Землю Израиля, которое произошло 10 нисана. [ 3 ]
Английский перевод:
Целью этого закона является установление ежегодного праздника в знак признания важности еврейской иммиграции в Землю Израиля как основы существования Государства Израиль, его развития и конструирования как мультикультурного общества, а также для празднования даты вступление в Землю Израиля, произошедшее десятого нисана.
История
[ редактировать ]
Йом ха-Алия, как современный праздник, который привел к принятию закона Кнессета, начался в 2009 году как инициатива низового сообщества и самостоятельная инициатива молодых олимов в Тель-Авиве, возглавляемая организацией TLV Internationals Фонда « Ам Исраэль» . [ 4 ] [ 5 ] 21 июня 2016 года Кнессет двадцатого созыва проголосовал за закрепление инициативы масс в законе, официально добавив Йом ха-Алия в национальный календарь Израиля. [ 6 ] Законопроект о Йом ХаАлия [ 7 ] Спонсорами выступили члены Кнессета от разных партий, что является редким примером сотрудничества всего политического спектра оппозиции и коалиции. [ 8 ] Ключевыми парламентариями Кнессета, которые первоначально работали над окончательной успешной версией законопроекта о Йом ха-Алия, были Мики Зохар из «Ликуда» , Хилик Бар из Израильской Лейбористской партии и Михаэль Орен из «Кулану» . [ 9 ] На других сессиях Кнессета уже предпринимались неудачные попытки создать аналогичный закон, ни одна из которых не имела отношения к конечному успешному созданию праздника, а именно члены Кнессета Авраам Негизе , Йоэль Развозов , Роберт Илатов , Яаков Кац со своим помощником в Кнессете Ишаем Флейшером. . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Значение
[ редактировать ]Первоначальная календарная дата, выбранная для Йом ха-Алии, десятого нисана, полна символизма. Хотя это современный праздник, созданный Кнессетом Израиля, десятое нисана является датой, имеющей религиозное значение для еврейского народа, как это описано в еврейской Библии и в традиционной еврейской мысли . [ 11 ] Кроме того, дата наблюдения 7 хешвана была выбрана из-за ее близости к еженедельной главе Торы Параша Леха Лехи , в которой Бог повелел Аврааму идти в Землю Израиля. [ 13 ]
Библейский
[ редактировать ]

десятого нисана Согласно библейскому повествованию в Книге Иисуса Навина , Иисус Навин , возглавляя израильтян, переправился через реку Иордан в Галгале в Землю Обетованную , неся Ковчег Завета . Таким образом, это была первая задокументированная «массовая алия». В тот день Бог повелел израильтянам почтить память и отпраздновать это событие, воздвигнув двенадцать камней с выгравированным на них текстом Торы . Камни олицетворяли все двенадцать колен еврейского народа и их благодарность за Божий дар Земли Израиля ( ивр .: אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל , современный : Эрец Исраэль , тиверийский : ʼÉreṣ Yiśrāʼel ) им. [ 14 ] 10-е число нисана также имеет большое значение, поскольку это был первый Шаббат ха-Гадоль , который состоялся за пять дней до того, как израильтяне покинули Египет и начали Исход . В этот же день Мириам умерла сестра Моисея и , согласно библейскому повествованию, высох ее колодец, который чудесным образом путешествовал с израильтянами по пустыне (Числа 20:1–2). [ 15 ] [ 16 ]
Десятый день еврейского месяца Нисан, который является первым месяцем в соответствии с порядком еврейского календаря, неоднократно упоминается в библейском тексте в связи с Алией. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
еврейский народ
[ редактировать ]
Массовый въезд в Землю Израиля имел большое значение для еврейского народа как исторически, так и в наше время. Помимо индивидуального религиозного значения законов Торы, которым можно следовать только в Израиле, а не тогда, когда евреи живут по всему миру, существуют традиционные заповеди, которые уникальным образом влияют на еврейский народ как на всю нацию после совершения алии. [ 21 ]
Ибо ты переходишь Иордан, чтобы овладеть землей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и ты овладеешь ею и будешь жить на ней. И ты должен продолжать исполнять все постановления и постановления, которые я предлагаю тебе сегодня.
- Второзаконие 11:31–32. [ 22 ]
Когда израильтяне впервые пересекли реку Иордан и вошли в Землю Израиля 10 нисана, согласно традиционному еврейскому учению, они взяли на себя особое измерение концепции «аревут» или «взаимной ответственности». [ 23 ] Аревут также известен благодаря талмудическому еврейско-арамейскому изречению, упомянутому в Шевуот 39а: «Коль Исраэль Ареивим Зех баЗе», «Весь Израиль друг в друге являются арабами», что означает «Все евреи ответственны друг за друга». [ 24 ] Махараль Праги , раввин Иуда Лев бен Бецалель, комментирует утверждение Талмуда о том, что израильтяне несут настоящую ответственность друг за друга до тех пор, пока они не пересекут Иордан. [ 25 ] Аревут предполагает обязанность всех евреев обеспечивать заботу о духовных и основных потребностях других евреев. Просто будучи евреем, живущим в Земле Израиля, человек несет повышенную ответственность за благополучие других евреев. [ 26 ] Ожидается, что евреи станут «светом для народов», представляя образец нравственности и братской ответственности. В частности, что касается «Коль Исраэль», есть надежда, что другие страны по всему миру также увидят, как евреи помогают друг другу, живя в Израиле, и попытаются сделать то же самое для своего народа. [ 27 ]
Религиозный
[ редактировать ]
Согласно еврейской религиозной традиции, совершив алию, переправившись через реку Иордан и войдя в Землю Израиля, Иисус Навин составил молитву «Алейну», благодарящую Бога. Эта идея впервые была высказана в Коль Бо конца 14 века. [ 28 ]
Некоторые средневековые комментаторы заметили, что более короткое имя Иисуса Навина, Осия, появляется в первых нескольких стихах Алейну в обратном акростихе: ע – עלינו, ש – שלא שם, ו – ואנחנו כורעים, ה – הוא אלוק ינו. В «Тешувот ха-Геоним», ответе Геонов , обсуждается, что Иисус Навин составил «Алейну», потому что, хотя израильтяне совершили алию в Землю Обетованную , они были окружены другими народами, и он хотел, чтобы евреи провели четкое различие между собой, которые знали и принимали суверенитет Бога и тех народов мира, которые этого не сделали. [ 29 ] В современную эпоху религиозные евреи по-прежнему молятся Алейну, вдохновленному алией, три раза в день, в том числе по праздникам . Молитва Алейну начинается:
Наш долг — восхвалять Владыку всего, превозносить Творца Вселенной, который не сделал нас подобными народам мира и не поставил нас в подобие семьям земным, который не запланировал нашу судьбу быть как у них, и наша участь не такая, как у всего их множества. [ 30 ]

Согласно древним мудрым раввинам Талмуда в трактате Берахот 54а Гемары , еврей должен произнести особое благословение, увидев место первоначального перехода реки Иордан еврейским народом, потому что Бог совершил там великое чудо для Израиля.
«Благословен Сотворивший отцам нашим чудеса на этом месте». - «Блажен, кто сотворил чудеса для наших предков в этом месте» [ 31 ]
В той же главе Талмуд подробно описывает то, что он считает чудом 10 нисана.
Правда, чудеса при переходе через море подробно описаны в Торе, как сказано: «И пошли израильтяне в море посуху, и вода была для них стеной справа и слева» ( Исход 14:22). Так же и чудо при переходе через Иордан, как сказано: «Священники, несшие ковчег завета Божия, стояли на суше внутри Иордана, в то время как весь Израиль переходил посуху, пока весь народ не перешел Иордан. '. [ 32 ]
Государство Израиль
[ редактировать ]
Алия ( США : / ˌ æ l i ˈ ɑː / , Великобритания : / ˌ ɑː -/ ; На иврите : עֲלִיָּה , «восхождение») — иммиграция евреев из диаспоры в Землю Израиля . Также определяемое как «восхождение», «совершение алии» путем переезда в Землю Израиля, является одним из самых основных принципов иудаизма и, следовательно, сионизма . [ 33 ] Закон Государства Израиль о возвращении дает евреям, а в некоторых случаях и их потомкам, автоматические права на проживание и израильское гражданство .
С момента основания Государства Израиль почитание алии как основной ценности нации и Израиля как Родины еврейского народа очевидно даже в тексте Декларации независимости Израиля , наиболее глубоко в первых нескольких строках:
Земля Израиля была местом рождения еврейского народа. Здесь формировалась их духовная, религиозная и политическая идентичность. Здесь они впервые обрели государственность, создали культурные ценности национального и общечеловеческого значения и подарили миру вечную Книгу Книг. Будучи насильно изгнанным со своей Земли, Народ сохранял ей веру на протяжении всего своего рассеяния и не переставал молиться и надеяться на свое возвращение в нее и восстановление в ней своей политической свободы. Движимые этой исторической и традиционной привязанностью, евреи в каждом последующем поколении стремились вновь утвердиться на своей древней родине. В последние десятилетия они вернулись в свои массы. Пионеры, иммигранты и защитники, они заставили пустыни цвести, возродили иврит, построили деревни и города и создали процветающее сообщество, контролирующее свою экономику и культуру, любящее мир, но знающее, как защитить себя, приносящее всем блага прогресса. жителей страны и стремящихся к независимой государственности. -Декларация независимости Израиля.
Алию как основную ценность Государства Израиль можно увидеть в его национальном гимне « Хатиква » («Надежда»), который был адаптирован из стихотворения еврейского поэта XIX века Нафтали Герца Имбера .
Пока в сердце, внутри, Еще тоскует еврейская душа, И вперед, к краям востока, еще око смотрит на Сион;
Наша надежда еще не потеряна, Надежда, которой две тысячи лет, Быть свободным народом на нашей земле, Земле Сиона и Иерусалима.
-Хатиква
Почитание алии также лежит в основе религиозного сектора Государства Израиль. Молитва о благополучии Государства Израиль — это молитва, произносимая во многих еврейских синагогах в субботу и в еврейские праздники как в Израиле, так и по всему миру. Молитва просит божественного провидения для Государства Израиль, его лидеров, а также чтобы Бог помог с алией, а именно, чтобы все еще изгнанный еврейский народ был собран обратно в Землю Израиля.
...Помните братьев наших, весь дом Израилев, во всех землях рассеяния их. Поскорее приведите их в Сион , в город ваш, в Иерусалим , жилище имени вашего, как написано в Торе раба вашего Моисея : «Даже если изгнанники ваши будут на краю небес, Господь, Бог ваш, соберет вас». оттуда, и Он возьмет тебя оттуда. И приведет тебя Господь, Бог твой, в землю, которой владели отцы твои, и ты овладеешь ею, и сделает тебе добро, и сделает тебя многочисленнее отцов твоих». -Молитва за благополучие Государства Израиль
Молитва была учреждена в 1948 году главными сефардскими и ашкеназскими главными раввинами образованного Государства Израиль раввином Бен-Ционом Меиром Хай Узиэлем Ицхаком ха-Леви Херцогом соответственно . недавно раввином и [ 34 ]

Еврейская мысль
[ редактировать ]
Алия — важная еврейская религиозная концепция и фундаментальный компонент сионизма. На протяжении большей части еврейской истории большинство еврейского народа жило в диаспоре, где алия развивалась как национальное стремление еврейского народа. Это закреплено в Законе Израиля о возвращении, который предоставляет любому еврею (считающемуся таковым согласно Галахе и израильскому светскому закону ) законное право на помощь в иммиграции и поселении в Израиле, а также на израильское гражданство.
Того, кто «совершает алию», называют «Олех» (м.; мн. «Олим») или «Олах» (ф.; мн. «Олот»). евреи поддерживают алию как возвращение в Землю Обетованную и рассматривают ее как исполнение обещания Бога библейского Многие религиозные потомкам еврейских патриархов Авраама , Исаака и Иакова . Раввин Моше Бен Нахман, также известный как Нахманид или Рамбан, включает алию в свой перечень 613 заповедей . [ 35 ]
Еврейская Библия полна упоминаний о будущем, когда еврейский народ массово вернется в Землю Израиля. В Библии рассказывается, что, когда Бог отправил евреев из Святой Земли примерно 2500 лет назад, Он дал обещание о будущем алии:
И будет, что в тот день Господь продолжит протягивать руку Свою во второй раз, чтобы приобрести остальной народ Свой, который останется от Ассирии, и от Египта, и от Патроса, и от Хуша, и от Элама, и от Шумера. и из Емафа и с островов морских. -Исайя 11:11
Бог обещал, что однажды Он соберет Своих детей со всех концов земли и вернет их домой, в Землю Израиля:
И поднимет Он знамя народам, и соберет потерянных Израиля, и рассеянных Иудеев Он соберет с четырех концов земли. -Исайя 11:12
И вернутся искупленные Господом, и придут в Сион с песней и с вечной радостью на головах своих; радость и веселие охватят их; печаль и воздыхания уйдут. -Исаия 51:11
Не бойся, я с тобой; с востока принесу семя твое, и с запада соберу тебя. Я скажу северу: «Дай», и югу: «Не удерживай»; приведите Моих сыновей издалека и Моих дочерей с края земли. -Исаия 43:5-6 [ 36 ]
В Талмуде , в конце трактата Кетубот, Мишна говорит:
Человек может заставить весь свой дом пойти с ним в Землю Израиля, но не может заставить его уйти.
Обсуждение этого отрывка в Мишне подчеркивает важность жизни в Израиле:
Всегда следует жить в Земле Израиля, даже в городе, где большинство жителей — идолопоклонники, но пусть никто не живет за пределами Земли, даже в городе, большинство жителей которого — израильтяне; ибо всякого, кто живет в Земле Израиля, можно считать имеющим Бога , а того, кто живет за пределами Земли Израиля, можно считать тем, у кого нет Бога.
Сифре говорит, что мицва (заповедь) жить в Эрец Исраэль так же важна, как и все остальные мицвот вместе взятые. Есть много заповедей, таких как шмита , субботний год для земледелия, которые можно выполнить только в Земле Израиля. [ 37 ]
Согласно традиционному еврейскому порядку книг Танаха ( Ветхого Завета), самое последнее слово последней книги на еврейском языке (2 Паралипоменон 36:23) — v. и йаал , форма ругательного глагола, происходящая от того же корня , что и «Алия», что означает «и пусть он пойдет» (в Иерусалим в Земле Израиля). [ 38 ]
Поскольку десятое нисана приходится на несколько дней до праздника Песах , когда израильские школы не работают, школьная система также будет чтить алию седьмого числа еврейского месяца хешван . Эта дата также символична, поскольку отрывок Торы , читаемый в синагогах на этой неделе, Лех Леха , рассказывает историю о том, как библейскому патриарху Аврааму Бог приказал покинуть свой дом, место своего рождения и свою семью и отправиться в Землю Израиля. . добавляется дополнительная молитва о дожде Это также дата, когда в Амида , которую евреи в Израиле читают три раза в день. [ 39 ]
Современный
[ редактировать ]
Джей М. Шульц, президент фонда «Ам Исраэль» , инициатор и движущая сила создания израильского национального праздника Йом ха-Алия, [ 40 ] [ 41 ] считает, что праздник даст возможность евреям...
связать библейскую историческую истину о переходе Иисуса Навина через Иордан с нашей современной практической реальностью... особенно когда евреи во всем мире празднуют Песах и вспоминают Исход, им следует принять близко к сердцу, что конечным пунктом выхода из Египта был вход в Землю Израиля. . Часто повторяемую фразу « Л'Шана хабаа бе-Йерушалаим – следующий год в Иерусалиме » не следует произносить напрасно. Никогда еще в истории не было более легкого времени для жизни еврея в Израиле. Пришло время каждому еврею вернуться Домой. [ 41 ]
Хотя это не был повторяющийся праздник, первое современное публичное празднование в честь «Дня алии» о еврейских иммигрантах, заселивших Землю Израиля, было организовано Керен ха-Йесод в Тель-Авиве второго ноября 1950 года.

Первое современное публичное израильское празднование алии было учреждено в 1948 году первым премьер-министром Израиля Давидом Бен-Гурионом и названо «Йом кибуц галуйот», «יום קיבוץ גלויות» или «День сбора изгнанников». [ 42 ]
См. также
[ редактировать ]- Государственные праздники в Израиле
- Культура Израиля
- Еврейские праздники
- Собирание Израиля
- Атчалта Де'Геула
- Вернуться в Сион
- Еврейская диаспора
- Родина еврейского народа
- Досовременная алия
- Протосионизм
- Л'Шана Хабаа Б'Йерушалаим
- Закон о возвращении
- Закон о израильском гражданстве 1952 года.
- Еврейский календарь
- Список праздников, установленных еврейским календарем
- Святая Земля
- История евреев и иудаизма в Земле Израиля
- История сионизма
- Изгнание и исход евреев
- Исход евреев из арабских и мусульманских стран
- Израильский паспорт
- Отрицание диаспоры
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Атали, Амихай (19 июня 2016 г.). «Правительство утвердит новый праздник: «День алии» » . Инетньюс . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ Яшар, Ари (24 марта 2014 г.). «Кнессет предлагает законопроект об отпуске алии» . Национальные новости Израиля . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ «Закон о Дне алии, 2016 г.» [Закон о Дне алии, 2016 г.] (PDF) (на иврите, 23 июня 2016 г. Проверено 4 февраля 2021 г. ).
- ^ Руди, Элиана (29 июня 2016 г.). «Йом ха-Алия: Они сделали для нас этот день!» . JNS.org . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ Лаве, Иегуда (25 октября 2020 г.). «Какой еврейский праздник отмечается дважды в году?» . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ «Новый национальный праздник в Израиле» . J-провод . 22 июня 2016 г. Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ «Закон о Дне алии, 2016» [Закон о Дне алии, 2016]. he.wikisource.org (на иврите) . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ Кляйн, Стивен (23 июня 2016 г.). «Рядовые лица: День алии становится официальным праздником» . Гаарец . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ Коэн, Джастин (22 июня 2016 г.). «Израиль утверждает праздник, посвященный вкладу иммигрантов» . Еврейские новости . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ Харьков, Лахав (21 июня 2016 г.). «Официально: День алии станет национальным праздником» . «Джерузалем Пост» . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Харьков, Лахав (18 марта 2014 г.). «Законопроект стремится установить национальный день алии» . «Джерузалем Пост» . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ ХаЛеви, Эзра (4 мая 2008 г.). «Понедельник объявлен «Международным днем алии» » . Аруц Шева . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ «Предлагаемый закон» (PDF) . Кнессет . Проверено 20 октября 2021 г.
- ^ «Иегошуа – Иисус Навин – Глава 4» . Хабад.орг . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ Терванотко, Ханна К. (2016). Отрицая свой голос: образ Мириам в древней еврейской литературе . Ванденхук и Рупрехт. п. 257. ИСБН 978-3647551050 .
- ^ ван ден Бош, Ян Виллием (2016). «Глава 13 Колодец Мириам и его мифологические предки» . В Хаутмане, Альбердина; Кадари, Тамар; Поортуис, Марсель; Тохар, Веред (ред.). Религиозные истории в трансформации: конфликт, пересмотр и рецепция . Брилл. ISBN 978-9-00433481-6 .
- ^ «Деварим – Второзаконие – Глава 27» . Хабад.орг . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ «Иегошуа – Иисус Навин – Глава 1» . Хабад.орг . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ «Иегошуа – Иисус Навин – Глава 3» . Хабад.орг . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ «Иегошуа – Иисус Навин – Глава 4» . Хабад.орг . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ «Ницавим: Взаимная ответственность в Эрец Исраэль» . Национальные новости Израиля . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ «Второзаконие, глава 11:31-32» . Хабад.орг . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ Циммерман, рав Биньямин. «Шиур №20: Аревут и Тохача» . Виртуальный Бейт-Мидраш Исраэля Кошицкого . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ Лихтенштейн, ХаРав Аарон. «Взаимная ответственность в еврейском государстве» . Виртуальный Бейт-Мидраш Исраэля Кошицкого . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ Гершуни, Иегуда (1972). «Тора Израиля и государства» . Традиция: журнал ортодоксальной еврейской мысли . 12 (3/4) . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ «Весь Израиль ответственен друг за друга» . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ «Фраза «Коль Исраэль аревим зе ла-зе» означает «все евреи (или весь народ Израиля) несут ответственность друг за друга » . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ Бик, рав Эзра. «Шиур №18: Алейну» . Виртуальный Бейт-Мидраш Исраэля Кошицкого . Архивировано из оригинала 23 января 2021 года . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ «Происхождение Алейну» . Конгрегация Анше Шолом . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ «Онлайн-Сидур с комментариями» . Хабад.орг . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ «Берахот 54а» . Сефария.орг .
- ^ «Берахот 54а» . Сефария.орг .
- ^ «Введение – «Алия» – слово и его значение» . Архивировано из оригинала 19 декабря 2009 года . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ Герцог, раввин Ицхак ха-Леви (1948). «Молитва о благополучии Государства Израиль». OpenSiddur.org (на иврите) . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ «Совершение алии — мицва?» . Ответ в мгновение ока . Архивировано из оригинала 13 июня 2017 года . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ «Йешаяу – Исаия – Глава 1» . Хабад.орг . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ «Мицва алии» . www.kefintl.com . Архивировано из оригинала 27 декабря 2013 года . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ Яари, Авраам. «Аспиранты и их корни в Израиле» (на иврите).
- ^ «Бареч Алейну» . Галахипедия . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ Шульц, Джей М. (14 августа 2018 г.). «Министерство алии по поводу Йом ха-Алии» .
- ^ Jump up to: а б Шульц, Джей М. (17 октября 2021 г.). «Всемирная сионистская организация и Еврейское агентство Израиля по поводу Йом ха-Алия» .
- ^ «Журнал Tablet — Йом Кибуц Галуйот» . Планшетный журнал . 30 ноября 2021 г.