Израильское законодательство
Израильское право основано в основном на правовой системе общего права , хотя оно также отражает разнообразную историю территории Государства Израиль на протяжении последних ста лет (которая происходила в разное время до обретения независимости под османским , а затем британским суверенитетом), поскольку а также правовые системы основных религиозных общин . Израильская правовая система основана на общем праве , которое также включает в себя аспекты гражданского права . Декларация независимости Израиля официальная конституция . утверждала, что будет написана [1] хотя с 1950 года его постоянно откладывали. Вместо этого Основные законы Израиля ( иврит : חוקי היסוד , латинизированный : ħuqey ha-yesod страны ) действуют как конституционные законы . Законодательные акты, принятые Кнессетом , в частности Основные законы, обеспечивают основу, обогащенную политическими прецедентами и судебной практикой . Иностранные и исторические влияния на современное израильское право разнообразны и включают Мецелле ( иврит : מג'לה ; гражданский кодекс Османской империи ) и немецкое гражданское право , религиозное право (еврейская Галаха и мусульманский шариат ; в основном относящиеся к этой области). семейного права ) и британского общего права. В последние годы израильские суды находились под влиянием американского и канадского права. [2] и в меньшей степени по континентальному праву (в основном из Германии ). [3]
История
[ редактировать ]Ядро израильского права вытекает из правовой системы общего права, созданной британцами на территориях, которые они захватили во время палестинской кампании 1918 года. Эта правовая система была создана старшим судебным чиновником Ормом Биглендом Кларком , который был назначен генералом Эдмундом Алленби в 1918. [4] Эта правовая система продолжала действовать во время британской военной администрации Палестины (1917–20) и гражданского правительства Подмандатной Палестины , которое действовало в соответствии с Конституцией Подмандатной Палестины , принятой британским приказом в Совете . Эта система общего права заимствована из английского права с некоторыми изменениями, такими как отсутствие суда присяжных. Другие аспекты закона были кодифицированы , например, уголовное право , которое было практически таким же, как уголовный кодекс, используемый в Британской Индии и различных других британских колониях. [ нужна ссылка ]
14 мая 1948 года была подписана Декларация независимости Израиля , провозгласившая создание нового Государства Израиль. Эта декларация включает в себя перечень принципов нового государства: [5]
ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ будет открыто для еврейской иммиграции и сбора изгнанников; оно будет способствовать развитию страны на благо всех ее жителей; оно будет основано на свободе, справедливости и мире, как это предсказывали пророки Израиля; оно обеспечит полное равенство социальных и политических прав всем его жителям независимо от религии, расы и пола; оно будет гарантировать свободу религии, совести, языка, образования и культуры; он защитит святые места всех религий; и он будет верен принципам Устава Организации Объединенных Наций.
Однако декларация не является конституцией, и изложенные в ней принципы были признаны непосредственно Верховным судом Израиля не имеющими обязательной юридической силы . Вместо этого декларация рассматривается как изложение принципов израильского государства, которые должны приниматься во внимание судьями при толковании законодательства или общего права. [6] Например, в деле «Движение за качественное правительство в Израиле против Кнессета» (2024 г.) президент Эстер Хают заявила: «По моему мнению, Декларация независимости, Основные законы и статуты, принятые Кнессетом на протяжении многих лет, а также Прецедентное право этого суда ясно сообщает нам, что идентичность Государства Израиль как еврейского и демократического государства не может подвергаться сомнению – даже со стороны учредительной власти». [7]
Существующее британское общее право, использовавшееся в Подмандатной Палестине на момент обретения независимости, оставалось обязательным; однако он стал предметом изменений израильских судей при разработке прецедентного права и законодательства, принятого Кнессетом. Эта рецепция существующего закона стала возможным благодаря первому законодательному акту Временного государственного совета , который принял закон о рецепции как часть «Постановления о законе и управлении», опубликованного 19 мая 1948 года, через четыре дня после Декларации независимости. [8]
Некоторые аспекты турецко -османского законодательства продолжают действовать и сегодня. [update], такие как передача личного статуса и закона о браке в руки религиозных судов . Кроме того, турки приняли в наполеоновском стиле систему регистрации земли , документируя владение землей посредством последовательности «блоковых и лотовых записей» для управления и учета собственности на землю. [ нужны разъяснения ] . Многие турецкие земельные законы остаются в силе. [ нужна ссылка ]
После обретения независимости молодое Государство Израиль стремилось получить признание на международной арене, присоединяясь к международным договорам и активно участвуя в переговорах по международным договорам, например, Варшавской конвенции 1929 года .
В 1960-е годы наблюдалась спешка кодифицировать большую часть общего права в области контрактов и правонарушений. Новые законы сочетали в себе общее право, местную судебную практику и свежие идеи. В 1977 году Кнессет кодифицировал Уголовный кодекс. С 1990-х годов Министерство юстиции Израиля вместе с ведущими юристами работает над полной рекодификацией всех законов, касающихся гражданских дел. Этот новый предлагаемый Гражданский кодекс был представлен в 2006 году, но его принятие через законодательство, как ожидается, займет много лет, если не десятилетий. [ нужна ссылка ]
В результате закона анклава значительная часть израильского законодательства применяется в израильских поселениях и к израильским жителям на оккупированных территориях . [9]
Судебная система
[ редактировать ]Правовая система Израиля построена вокруг трех основных уровней судов, действующих по иерархическому принципу: мировые суды, окружные суды и Верховный суд.
Мировой суд ( Бейт Мишпат ха-Шалом ) рассматривает гражданские дела на сумму менее 2,5 миллионов шекелей , исключая споры о праве собственности на землю, а также уголовные дела, по которым максимальный срок наказания составляет 7 лет. Мировые суды имеются в большинстве израильских городов. Мировой суд состоит из 6 подразделений. (1) Суд по делам несовершеннолетних рассматривает уголовные правонарушения, совершенные лицами, не достигшими 18 лет на день привлечения к ответственности, а также некоторые вопросы, связанные с изъятием детей из-под опеки родителей. (2) Суд по семейным делам рассматривает все гражданские дела, сторонами которых являются близкие члены семьи. (3) Суд мелких тяжб рассматривает дела на сумму менее 30 тысяч шекелей. (4) «Хотаа Лапоал» — это служба судебных приставов по взысканию задолженности. (5) Транспортный суд рассматривает все нарушения правил дорожного движения. (6) Суд местных дел рассматривает все правонарушения, преследуемые местными властями (штрафы за парковку, нарушения планирования и т. д.).
Окружной суд ( Бейт Мишпат Мехози ) служит судом первой инстанции по широкому кругу дел, включая серьезные уголовные преступления, гражданские иски на суммы, превышающие 2,5 миллиона шекелей , споры о праве собственности на недвижимость и конкретные вопросы, определенные законом. Он обладает юрисдикцией в отношении большинства административных дел и рассматривает апелляции мирового суда. Есть шесть судов, по одному в каждом из округов Израиля : Иерусалим (также обладает дополнительной юрисдикцией по внетерриториальным делам), Тель-Авив , Хайфа , Центр (в Петах-Тикве ), Южный (в Беэр-Шеве ) и Север (в Назарете ). . [10]
Верховный суд Израиля ( Бейт Мишпат Элион ) в основном рассматривает апелляции окружного суда, но также выполняет функции Высшего суда правосудия (Багац) с полномочиями рассматривать петиции против государственных органов, других органов или лиц, занимающих государственные должности. Он может выносить решения по любому вопросу, который сочтет необходимым для правосудия, особенно по тем, которые находятся за пределами юрисдикции других судов или трибуналов.
Трибуналы по трудовым спорам ( Батей Хадин Леавода ) рассматривают все дела, в которых сторонами являются работодатель и работник, все дела против Института национального страхования и некоторые другие социально ориентированные дела. это независимая система, состоящая из пяти окружных трибуналов (Иерусалим, Тель-Авив, Хайфа, Южный и Северный) и одного национального трибунала в Иерусалиме ( Бейт Хадин Хаарци ).
В Израиле также есть религиозные трибуналы. Некоторые конкретные юридические вопросы в Израиле (например, вопросы личного статуса, такие как брак и развод ) подпадают под юрисдикцию системы религиозных трибуналов. Существует список юридически признанных религиозных общин: еврейская , мусульманская , греческая православная , католическая и т. д. Небольшая протестантская христианская община в Израиле не признана; В состав еврейской общины для этой цели не входят представители неправославных конфессий, реформистской и консервативной . Каждая религиозная община имеет свой религиозный суд. Например, еврейские свадьбы санкционируются только местным религиозным советом, а разводы евреев рассматриваются исключительно раввинскими судами. Все судьи ( даяним ) еврейских раввинских судов — ортодоксальные раввины. Суд по семейным делам обладает параллельными полномочиями по вопросам, связанным с разводом, таким как распределение имущества и опека над детьми, что позволяет как семейным, так и раввинским судам решать эти вопросы в зависимости от предпочтений пары или отдельного лица.
Судьи различных судов избираются комитетом, состоящим из девяти членов: трех судей Верховного суда, двух министров правительства (один - министр юстиции), двух членов Кнессета (один от оппозиции) и двух представителей Израиля . Коллегия адвокатов . Состав комитета немного отличается, когда он выбирает судей суда по трудовым спорам или судей религиозных трибуналов.
Текущие законодательные предложения по изменению судебной системы
[ редактировать ]— Судебная реформа Израиля 2023 года это предложенная серия изменений в судебной системе и балансе сил в Израиле , выдвинутая нынешним правительством Израиля и инициированная заместителем премьер-министра и министром юстиции Яривом Левиным и председателем Кнессета . Комитет по Конституции, закону и правосудию, Симха Ротман . Он стремится ограничить влияние судебной власти на законотворчество и государственную политику, ограничивая полномочия Верховного суда по осуществлению судебного надзора , предоставляя правительству контроль над назначениями судей и ограничивая полномочия государственных юрисконсультов. В случае принятия реформа предоставит Кнессету право отменять решения Верховного суда большинством в 61 или более голосов, ограничит возможности суда проводить судебный надзор за законодательством и административными действиями, запретит суду выносить решения о конституционности. основных законов и изменить состав Комитета по отбору судей таким образом, чтобы большинство его членов назначались правительством. Законопроект в настоящее время рассматривается Кнессетом и соответствующими комитетами.
12 сентября 2023 года Высокий суд Израиля (Багац) провел решающее заседание для оценки «положения о разумности». Эта сессия привела к отмене конкретной поправки к Основному закону: «О судебной власти». Эта поправка ранее предусматривала, что Суду запрещено оценивать разумность решений, принятых правительством, в том числе решениями Премьер-министра и других министров. Постановление большинства предоставило Высокому суду полномочия отменять Основные законы и вмешиваться в крайних и исключительных случаях, когда Кнессет превышает свои основополагающие полномочия. Это решение вызвало широкую общественную и политическую реакцию, что имело серьезные последствия для демократической системы Израиля и баланса сил между ветвями власти.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ ... МЫ ЗАЯВЛЯЕМ, что с момента прекращения действия мандата, наступающего сегодня вечером, накануне субботы, 6-го ияра 5708 года (15 мая 1948 г.), до установления выборных регулярных властей Государство в соответствии с Конституцией, которая будет принята Выборным Учредительным собранием не позднее 1 октября 1948 года.
- ^ Слотер, Анн-Мари. «Настоящий новый порядок», Foreignaffs , 76.5(14):183-97.
- ^ Рут Левуш (15 января 2001 г.). «Особенности – Путеводитель по израильской правовой системе» . ЛЛРКС . Проверено 7 мая 2017 г.
- ↑ Отец-основатель , «Джерузалем Пост».
- ^ «Декларация о создании Государства Израиль» . Министерство иностранных дел . Правительство Израиля . Проверено 28 мая 2024 г.
- ^ Рогачевский, Нил; Зиглер, Дов (2023). «Законы Израиля и Декларация независимости». Декларация независимости Израиля: история и политическая теория момента основания нации . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета . дои : 10.1017/9781009090841.013 . ISBN 978-1-316-51477-1 .
- ^ Хают, Эстер (1 января 2024 г.). «Движение за качественное правительство в Израиле против Кнессета» . Versa Мнения Верховного суда Израиля . Юридическая школа Кардозо . пункт. 206.
- ^ Постановление о законе и управлении , 1948 г. - №1, раздел 11.
- ^ Орна Бен-Нафтали; Майкл Сфард; Хеди Витербо (10 мая 2018 г.). Азбука ОПТ: правовой лексикон израильского контроля над оккупированной палестинской территорией . Издательство Кембриджского университета. стр. 52–. ISBN 978-1-107-15652-4 .
- ^ Наследник отказывается продавать квартиру
Библиография
[ редактировать ]- Шимон Шитрит, Уолтер Хомолка, Еврейское и израильское право – Введение , Де Грюйтер, Бостон/Берлин, 2017.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Путеводитель по израильскому праву
- Основные законы Государства Израиль от Министерства иностранных дел Израиля.
- Судебная власть
- Коллегия адвокатов Израиля
- Суды Израиля (Судебная власть Израиля)
- Кнессет (Законодательная власть Израиля)
- Министерство юстиции Израиля (орган исполнительной власти, отвечающий за судебную власть Израиля)
- Договорное право Израиля