Jump to content

Судебный отборочный комитет (Израиль)

Израильский комитет по отбору судей Хаваада ливчират шофтим иврит : является ( ) органом, который назначает судей в израильские суды .

Комитет был создан в 1953 году после принятия Закона о судьях. Целью создания комитета было предотвращение внешнего политического давления и, таким образом, обеспечение независимости судей. До создания Государства Израиль 14 мая 1948 года в соответствии с Декларацией независимости суды и судьи выбирались в соответствии с Британским мандатом , включающим и дополняющим более ранние османские законы. [ 1 ]

Назначение судей до создания комитета

[ редактировать ]
Первые пять судей Верховного суда Израиля. Фртл: Чешин , Дункельблюм , Смойра , Ассаф , Ольшан .

До принятия законопроекта о судьях судьи назначались министром юстиции . Только назначение судей в Верховный суд требовало одобрения Кабинета министров и Кнессета .

Когда было создано Государство Израиль , британские судьи, назначенные мандатным правительством, покинули страну, но в большинстве судов остались еврейские судьи, что позволило судам продолжить работу после Декларации независимости . В Верховном суде только один судья-еврей, Гад Фрумкин в то время работал .

Пинхас Розен , первый министр юстиции , решил не продолжать должность Фрумкина и назначил пять новых судей, которые были утверждены временным правительством и временным государственным советом в июле 1948 года. Пять судей были назначены на партийной основе: председатель суда Моше Смойра и Ицхак Ольшан отождествлялись с Мапаем ; Менахем Дункельблюм был связан с « Общими сионистами» ; Раввин Симха Ассаф представлял религиозную фракцию; а Залмана Чешина ошибочно считали ревизионистом , хотя на самом деле он принадлежал к Хагане .

Закон о судьях

[ редактировать ]

«В первые годы существования штата процесс назначения судей был явно политическим. Министр юстиции выбирал судей для работы в магистратских и окружных судах. Назначение судей Верховного суда было более сложным, но оно также было полностью политическим. После его открытия в сентябре 1948 года в Верховный суд первоначально были назначены пять судей... В 1949-1950 годах первое правительство назначило в суд двух новых дополнительных судей». [ 2 ] «В 1953 году Кнессет принял Закон о судьях. Он создал Комитет по отбору судей в составе девяти членов, который существует до сих пор». [ 3 ]

Структура комитета сегодня

[ редактировать ]

Согласно Основному закону «О судебной власти» , принятому в 1984 году, в состав комитета входят девять членов, а именно: [ 4 ]

  • Министр юстиции – председатель
  • Министр Кабинета, выбранный Кабинетом министров.
  • Два члена Кнессета, выбранные Кнессетом (с 1992 года они обычно назначают одного члена от коалиции и одного от оппозиции). [ 5 ]
  • Два члена Коллегии адвокатов Израиля (обычно избираются двумя крупнейшими фракциями в бюро).
  • Главный судья и два других судьи Верховного суда (заменяются каждые три года коллегией судей, отбор обычно осуществляется по старшинству).

Текущий состав

[ редактировать ]

Представители Верховного суда

Представители коллегии адвокатов

Представители правительства Израиля

Представители Кнессета

Процесс отбора судей

[ редактировать ]

Процесс избрания судей регулируется Регламентом Комиссии по отбору судей 1984 года. [ 6 ]

Этот процесс включает в себя: [ 7 ]

  • Заявление об избрании заявителя. Включает заполненную анкету; резюме; рекомендации; и т. д.
  • Проверка рекомендаций администрацией суда.
  • Публикация списка кандидатов в «Решумоте» с последующим периодом ожидания продолжительностью не менее 21 дня, в течение которого каждый гражданин может обратиться в комитет до начала слушаний с аргументированным объяснением несогласия с конкретным кандидатом.
  • Собеседование кандидата проводится подкомиссией Судебной отборочной комиссии, состоящей не менее чем из трех членов (не менее одного судьи, одного адвоката и одного депутата Кнессета).
  • Окончательное решение Комитета об утверждении или отклонении кандидата.

Решение Комитета о назначении судьи во все суды (кроме Верховного суда) принимается простым большинством присутствующих на заседании членов. Для назначения судей Верховного суда требуется большинство в 7 из 9 членов комитета или на два меньше числа присутствующих на заседании (6 из 8, 5 из 7 и т. д.).

Конфиденциальность по закону применяется к обсуждениям комитета, и они не публикуются для публичного ознакомления. Этот конфиденциальный процесс назначения уникален, поскольку процесс отбора на любую другую государственную должность по закону требует регистрации и публикации протоколов заседаний комитета.

Споры о составе комитета

[ редактировать ]

За время существования Судебного комитета влияние членов комитета Верховного суда было почти абсолютным: хотя они и составляли лишь одну треть комитета из девяти членов, они образовывали наиболее сплоченный и относительно стабильный блок. Более того, до реформы, проведенной министром юстиции Гидеоном Сааром в 2008 году, простого большинства было достаточно для избрания всех судей, включая судей Верховного суда. До реформы Саара судьи доминировали в Комитете благодаря альянсу, созданному с единомышленниками из Коллегии адвокатов. Эти две фракции могли определить, какие судьи будут выбраны. В те годы критики Суда, особенно те, кто выступал против его судебной активности, окрестили систему отбора «один друг приводит другого». Однако после реформы Саара для назначения судей в Верховный суд требуется большинство в семь судей, а блок судей сбалансирован тремя членами правящей коалиции в комитете. Каждая из сторон достаточно велика, чтобы наложить вето на любого кандидата.

Состав суда радикально изменился после отставки Барака и назначения более центристских или правых министров юстиции, включая Циппи Ливни , Гидеона Саара и Айелет Шакед . Эти министры активно стремились диверсифицировать состав судей. За время правления Шакед (2015-2019 гг.), члена правых партий «Еврейский дом» и «Новые правые», в Верховный суд было назначено шесть новых судей. По данным Израильского института демократии , четверо из них были консервативными, а двое — либеральными. После последнего раунда назначений Шакед заявила, что «кампания по переделке Верховного суда завершена. [ 8 ]

Несмотря на эти изменения, некоторые правые критики даже сейчас утверждают, что процесс отбора не отражает должным образом общественное мнение и что, поскольку Верховный суд неизбежно обсуждает политически спорные вопросы, этот процесс подрывает принципы демократии. Так объясняют лидеры коалиции, включая министра юстиции Ярива Левина и председателя юридического комитета Кнессета Симху Ротмана , «капитальную реформу» судебной системы, которую они пытаются осуществить, которая включает в себя состав комиссии по отбору судей. В частности, «капитальный ремонт» Левина включает замену двух членов Коллегии адвокатов Израиля представителями общественности, которые будут назначаться министром юстиции. Оппоненты правительства по этому вопросу предупреждают, что данные изменения приведут к политизации комитета на основе политических взглядов и принадлежности его членов, а не профессиональных навыков. [ 9 ] Во время попытки Левина провести реформу судебной системы считалось, что суд сбалансирован поровну: консервативные и либеральные судьи разделились почти посередине. [ 10 ] Так, при голосовании в 2023 году по ключевому коалиционному законопроекту, предусматривающему существенное сокращение полномочий Верховного суда, судьи проголосовали за отклонение закона незначительным большинством в 8–7 голосов. [ 11 ]

Дэниел Фридман был назначен министром юстиции в феврале 2007 года. Ранее он критиковал судебную систему и был ярым противником Верховного суда и процесса отбора в комитет. [ 12 ] его выбрал тогдашний премьер-министр Эхуд Ольмерт , чтобы встряхнуть судебную систему. Его оппоненты раскритиковали его назначение как политический маневр с целью повлиять на судебную систему, в частности, дело против близкого друга и важного союзника Ольмерта и предшественника Фридмана на посту министра юстиции Хаима Рамона . Фридман раскритиковал решение суда по делу Рамона в статье всего за несколько дней до своего назначения; Позже он также раскритиковал обвинительный приговор Рамону. [ 13 ]

Фридман предложил комитету некоторые фундаментальные изменения, в том числе количество членов и способ их избрания. [ 14 ] У него было несколько широко освещавшихся встреч с председателем Верховного суда Дорит Бейниш и ее предшественником Аароном Бараком по поводу его предложений по реформе и других связанных с этим вопросов. Барак даже сказал о некоторых предложениях Фридмана, что они похожи на «приставление пистолета к главе Верховного суда». [ 15 ] В конце концов, ему удалось реализовать некоторые из предложенных им изменений, но критики системы по-прежнему утверждали, что их было недостаточно. [ нужна ссылка ]

До своего назначения на пост министра юстиции профессор Даниэль Фридман писал, что крайне важно внести изменения в состав комитета. Он предложил, чтобы вместо выбора всех трех судей в комитет из Верховного суда двое были судьями окружных судов или судьями окружных судов в отставке. Некоторыми из преимуществ будет рассредоточение власти (что предотвратит влиятельное положение относительно небольшой группы судей Верховного суда в управлении всей судебной системой); более объективный подход к кандидатам; и что окружные судьи будут лучше знакомы с кандидатами в нижестоящие суды, которых они должны назначить. [ нужны разъяснения ]

Еще одно предложение об изменении состава Судейской отборочной комиссии было недавно сделано Мордехаем Хеллером, правым сторонником правительственной реформы судебной системы. Он предложил систему назначений, напоминающую систему федеральных судов в Соединенных Штатах, и в некоторой степени метод который использовался в Израиле до 1953 года: разрешение премьер-министру предлагать кандидатов, которые будут назначены Кнессетом после публичных слушаний. [ 16 ] Хеллер поднял вопрос о возможности создания профессионального комитета для обеспечения соответствия кандидатов соответствующему квалификационному уровню.

Напротив, Израильский институт демократии поддерживает сохранение статус-кво и включает существующую систему в предлагаемую Конституцию без каких-либо изменений. Бывший глава Коллегии адвокатов Израиля Юрий Гай-Рон (2007-2015) также выступает за сохранение существующей системы. (В отставке) Председатель Верховного суда Аарон Барак решительно осудил предложенные изменения в отборе судей. Он утверждал, что, хотя израильская система не свободна от проблем, она все же превосходит все предложения по ее улучшению, и что в этом вопросе было бы лучше, чтобы другие страны учились у Израиля, а не наоборот.

Несколько членов Кнессета в разное время пытались изменить законодательство и структуру комитета, в том числе Давид Таль и Михаэль Эйтан , в то время председатель Комитета Кнессета по Конституции, закону и правосудию , но их предложения не получили достаточной поддержки.

В июне 2009 года, с избранием в комитет двух правых депутатов Кнессета, Ури Ариэля ( «Национальный союз» ) и Давида Ротема ( «Исраэль Бейтейну» ), вспыхнул конфликт между различными фракциями депутатов Кнессета. Первое заседание комитета привело к фундаментальным изменениям в процессе назначения, когда было постановлено, что кандидаты должны будут пройти тесты и корректировку курса, а также будут оценены психологом для проверки их умственной пригодности - несмотря на яростное сопротивление председателя Верховного суда Дорит. Бейниш . [ нужна ссылка ]

Сравнения

[ редактировать ]

Согласно исследованию 2019 года, проведенному Политическим форумом Кохелет (правая организация, работающая над изменением текущего процесса назначения), из 37 государств-членов ОЭСР 31 страна предоставляет контроль над отбором членов высшего конституционного суда избранным общественным органам. чиновники. Из них: В десяти странах члены суда избираются совместно исполнительной и законодательной ветвями власти; в шести странах только законодательная власть выбирает своих членов; в десяти странах они избираются исключительно исполнительной властью; а в пяти странах используется модель разделения, когда избранные государственные должностные лица контролируют личность большинства действующих судей, но не всех из них. Так, например, в США президент США выбирает судей Верховного суда с одобрения Сената . Во Франции члены Конституционного совета избираются президентом и обеими палатами парламента. В Австралии генеральный прокурор выбирает членов Верховного суда. В Япония , они выбираются японским правительством с одобрения всей страны посредством общественного референдума. Несколько отличаясь от приведенной выше модели, в Италии избранные государственные должностные лица несут ответственность за выбор десяти из 15 членов Конституционного суда (остальные выбираются правовой системой). Изучение процесса отбора судей в каждом штате США выявляет еще более четкую тенденцию, чем указано выше, поскольку во всех них процесс отбора членов высшего конституционного суда так или иначе отдан выборным государственным должностным лицам.

Только Израиль и пять других стран передают право определять личность всех или большинства членов Конституционного суда в руки организаций, которые не являются выборными государственными должностными лицами. Остальные пять стран – это Великобритания , Люксембург , Турция , Греция и Колумбия . Однако из пяти вышеперечисленных стран в Великобритании и Люксембурге суд не имеет полномочий отменять законодательство, и поэтому общественность — через своих избранных представителей — продолжает контролировать определение политики.

Противники планов правительства по изменению состава судейской отборочной комиссии указывают на то, что в Израиле особенно необходима независимая судебная власть, способная ограничивать власть правительства. По мнению Янива Рознай, доцента и заместителя декана юридической школы Гарри Радзинера, и профессора Амихая Коэна на юридическом факультете Академического колледжа Оно , не хватает механизмов разделения властей и установления проверок и баланс в израильской системе управления. [ 17 ] Они утверждают, что в других странах существует шесть различных институциональных механизмов, которые могут помочь распределить политическую власть и предотвратить ее концентрацию в одном институте. К ним относятся две законодательные палаты (двупалатность), президентская система, федерализм, региональные избирательные системы, наднациональные организации и наднациональные суды. Эти механизмы облегчают представление различных голосов, улучшают процессы принятия решений и помогают сбалансировать отношения между интересами большинства и меньшинства. Авторы провели исследование 66 стран, отнесенных Freedom House к категории «свободных государств» , базирующейся в США организации, которая отслеживает и поддерживает демократический прогресс во всем мире. Они обнаружили, что среди этих стран «Израиль выделяется как единственная страна, не имеющая структурных, внутренних или внешних политических ограничений для законодательной власти». [ 17 ]

Американский юрист Алан Дершовиц считает, что «...(израильская) система намного лучше, чем американская. У нас было много-много неквалифицированных судей, назначенных в Верховный суд (США) с политической точки зрения. Слушания по утверждению в Сенате - это катастрофа." [ 18 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «История права и правосудия» . Правительство Израиля . 25 октября 2022 г.
  2. ^ Вайц, Йехиам (27 января 2023 г.). «Первые законодатели Израиля были непреклонны в отношении независимости судебной власти» . Гаарец .
  3. ^ Коэн, Амихай; Шани, Юваль (16 февраля 2023 г.). «Борьба за назначения судей в Израиле» . Законность .
  4. ^ «ОСНОВНОЙ ЗАКОН: СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ» (PDF) . Кнессет . Проверено 26 марта 2024 г.
  5. ^ Лурье, Гай (6 ноября 2023 г.). «Решение министра юстиции о созыве комиссии по отбору судей» . Израильский институт демократии .
  6. ^ «Комитет по отбору судей» . Правительство Израиля . 8 октября 2017 г.
  7. ^ «Отбор и назначение судей и старших регистраторов» . Правительство Израиля . 18 января 2021 г.
  8. ^ «Конец делегитимации Верховного суда» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . 03.03.2018 . Проверено 29 марта 2024 г.
  9. ^ Рубинштейн, Эльяким (5 февраля 2023 г.). «Израильская судебная система должна быть сохранена» . Центр стратегических исследований Бегина-Садата .
  10. ^ Кейнон, Херб (12 сентября 2023 г.). «Кто такие судьи Высокого суда, которые формируют судьбу Израиля?» . «Джерузалем Пост» .
  11. ^ Горовиц, Дэвид (1 января 2024 г.). «Если бы только «закон о разумности», отклоненный высшим судом Израиля, никогда не был инициирован» . Времена Израиля .
  12. ^ «СМИ имеют значение: судя по репортажам...» « Джерузалем Пост» . 3 мая 2009 г. Проверено 9 июня 2011 г.
  13. ^ www.israelnationalnews.com https://www.israelnationalnews.com/news/200957 . Проверено 29 марта 2024 г. {{cite web}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  14. ^ Зино, Авирам (2 января 2008 г.). «Фридман инициирует революцию, судьи: мы примем кампании» . йнет . Проверено 31 августа 2019 г.
  15. ^ Лович, Варед (2 апреля 2008 г.). «Аарон Барак: Прикрепление пистолета к храму суда» . Проверено . 31 августа 2019 года
  16. ^ Хеллер, Мордехай (1999). «Регистрация судей: решение величайшего кризиса» (PDF) . Синий в сети .
  17. ^ Перейти обратно: а б Рожнай, Янив; Коэн, Амихай (ноябрь 2023 г.). «Популистский конституционализм и реформа судебной системы в Израиле» . Обзор законодательства Израиля . 56 (3): 502–520. дои : 10.1017/S0021223723000201 . ISSN   0021-2237 .
  18. ^ Уильямс, Дэн (9 декабря 2022 г.). «Американский юрист Алан Дершовиц обеспокоен предложенной Израилем судебной реформой» . Рейтер .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bdb383bbe869cee7e4001403cc279b93__1720502220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/93/bdb383bbe869cee7e4001403cc279b93.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Judicial Selection Committee (Israel) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)