Горские евреи
Джухур Чурро | |
---|---|
Общая численность населения | |
2004 г.: 150 000–270 000 (оценка) 1970: 50,000–53,000 1959: 42 000–44 000 (оценка) 1941: 35,000 1926: 26,000 [1] (оцененный) 1897: 31,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Израиль | 100,000–140,000 |
Азербайджан | 22,000–50,000 [2] |
Соединенные Штаты | 10,000–40,000 [3] |
Россия | 266 (2021) [4] |
Австрия | 220 (2012) [5] |
Языки | |
Иврит , иудео-тат (Джухури), русский , азербайджанский | |
Религия | |
иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Персидские евреи , грузинские евреи , бухарские евреи , евреи-мизрахи , советские евреи , представители других еврейских этнических групп. |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Горские евреи или кавказские евреи , также известные как Джухуро, Джувуро, Джухури, Джувури , Джухурим, кавказские евреи или горские евреи ( иврит : יְהוּדֵי־קַוְקָז народ). еврейский кавказский Йехудей хе -Харим ; Русское : Горские евреи , латинизированное : Горские евреи , [6] азербайджанский : Dağ Yəhudiləri ), — евреи Восточного и Северного Кавказа , главным образом Азербайджана , и различных республик Российской Федерации : Чечни , Ингушетии , Дагестана , Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии . Горские евреи составляют персоязычное еврейство наряду с евреями Ирана , Афганистана и Средней Азии . Горские евреи являются потомками персидских евреев из Ирана и относятся к Мизрахи . категории евреев [7] [8] Горские евреи сформировались как община после того, как Каджарский Иран уступил территории, на которых они жили, Российской империи в рамках Гюлистанского договора 1813 года. [9]
Предшественники горской еврейской общины населяли Древнюю Персию с V века до нашей эры. Язык, на котором говорят горские евреи, называемый иудео-тат , представляет собой древний юго-западный иранский язык, который объединяет многие элементы древнего иврита . [10]
Считается, что горские евреи в Персии еще в VIII веке до нашей эры продолжали мигрировать на восток; расселяясь в горных районах Кавказа. Горские евреи пережили многочисленные исторические перипетии, поселившись в чрезвычайно отдаленных и горных районах. Они были известны как опытные воины и наездники. [11]
Горские евреи отличаются от грузинских евреев Кавказских гор . Эти две группы культурно дифференцированы: они говорят на разных языках и имеют много различий в обычаях и культуре. [12]
История [ править ]
Ранняя история [ править ]
Горские евреи, или евреи Кавказа, населяли Кавказ с пятого века нашей эры. Будучи потомками персидских евреев Ирана , их миграция из собственно Персии на Кавказ произошла в сасанидскую эпоху (224–651). [7] Считается, что они прибыли в Персию из древнего Израиля еще в 8 веке до нашей эры. [13] Другие источники свидетельствуют, что горские евреи присутствовали в регионе Азербайджана по крайней мере с 457 г. до н.э. [14] [15] Однако горские евреи оформились как община только после того, как Каджарский Иран уступил территории, на которых они жили, Российской империи по Гюлистанскому договору 1813 года. [9]
У горских евреев существует устная традиция, передаваемая из поколения в поколение, о том, что они происходят от десяти потерянных племен, изгнанных царем Ассирии (Ашуром), который правил северным Ираком из Мосула (за рекой Тигр от древнего города Ниневия ). Скорее всего, речь идет о Салманасаре , царе Ассирии, упомянутом во 4 Царств 18:9–12. [ нужна ссылка ] Согласно местной еврейской традиции, около 19 000 евреев покинули Иерусалим (здесь он используется как общее название Земли Израиля) и прошли через Сирию, Вавилонию и Персию, а затем, направляясь на север, вошли в Мидию. [ нужна ссылка ]
Горские евреи сохранили сильные военные традиции. По этой причине некоторые историки [16] полагают, что они могут быть потомками еврейских военных колонистов, поселившихся парфянскими и сасанидскими правителями на Кавказе в качестве пограничников от вторжений кочевников из понтийских степей .
Исследование 2002 года, проведенное генетиком Дрором Розенгартеном, показало, что отцовские гаплотипы горских евреев «были общими с другими еврейскими общинами и соответствовали средиземноморскому происхождению». [16] Кроме того, тестирование Y-ДНК горских евреев показало, что у них есть гаплотипы Y-ДНК, родственные гаплотипам других еврейских общин. [16] Семитское . происхождение горских евреев также проявляется в их культуре и языке [16]
е годы: «Еврейская долина » 1600–1800 -
К началу 17 века горские евреи образовали множество небольших поселений по горным долинам Дагестана . [17] [ ненадежный источник? ] Одна долина, расположенная в 10 км к югу от Дербента , недалеко от берега Каспийского моря , была населена преимущественно горскими евреями. Их соседи-мусульмане называли эту местность «Еврейской долиной». Еврейская долина превратилась в полунезависимое еврейское государство, духовный и политический центр которого располагался в крупнейшем поселении Аба-Сава (1630–1800). [17] Долина процветала до конца XVIII века, когда ее поселения были жестоко разрушены в войне между Шейх-Али-ханом, присягнувшим на верность Российской империи , и Сурхай-ханом, правителем Кумуха . [ нужна ссылка ] Многие горские евреи были убиты, а выжившие бежали в Дербент, где получили защиту Фатали-хана , правителя Кубинского ханства . [ нужна ссылка ]
В Чечне горские евреи частично ассимилировались с чеченским обществом, образовав еврейский тейп Жугтии. [18] В чеченском обществе этнические меньшинства, проживающие в районах, где демографически доминируют чеченцы, имеют возможность сформировать тейп, чтобы должным образом участвовать в развитии чеченского общества, например, заключать союзы и получать представительство в Мехк Хелле , высшем этнонациональном совете, который время от времени создается. по сравнению с парламентом. [19] Тейпы меньшинства также составляли этнические поляки, немцы, грузины, армяне, кумыки, русские, калмыки, черкесы, андийцы, аварцы, даргинцы, лакцы, персы, арабы, украинцы и ногайцы. [18] [20] причем немецкий тейп образовался совсем недавно, в 1940-х годах, когда немцы в сибирской ссылке, жившие среди чеченцев, ассимилировались. [19]
Горские евреи также поселились на территории современного Азербайджана. Главным горско-еврейским поселением в Азербайджане был и остается Кырмызы Кысəбə , называемый также Иерусалимом Кавказа. [21] [22] In Russian, Qırmızı Qəsəbə was once called Еврейская Слобода (translit. Yevreyskaya Sloboda ), "Jewish Village"; but during Soviet times it was renamed Красная Слобода (translit. Krasnaya Sloboda ), "Red Village". [23]
В XVIII–XIX веках горские евреи переселялись с высокогорья в прибрежные низменности, но несли с собой название «горские евреи». В деревнях ( аулах ) горские евреи селились отдельными участками. В равнинных городах они также жили концентрированными кварталами, но их жилища не отличались от жилищ соседей. Горские евреи сохранили одежду горцев. Они продолжают следовать еврейским диетическим законам и подтверждают свою веру в семейную жизнь. [ нужна ссылка ]
В 1902 году газета «Нью-Йорк Таймс» сообщила, что в отдаленных районах Восточного Кавказа были обнаружены кланы еврейского происхождения, сохраняющие многие обычаи и основные формы религиозного поклонения своих предков. [24]
Советские времена, Холокост и современная история [ править ]
К 1926 году более 85% горских евреев Дагестана уже относились к городским. Горские евреи были в основном сконцентрированы в городах Махачкала , Буйнакск , Дербент , Нальчик и Грозный на Северном Кавказе; а также Губа и Баку в Азербайджане. [25]
Во время Второй мировой войны некоторые поселения горских евреев на Северном Кавказе, включая часть их ареала в Кабардино-Балкарии, были оккупированы немецким Вермахтом в конце 1942 года. За этот период они убили несколько сотен горских евреев, пока немцы не отступили. начало 1943 года. 19 августа 1942 года немцы убили 472 горских еврея у села Богдановка, а 20 сентября немцы убили 378 евреев в селе Менжинское. [26] [27] Всего во время Холокоста пулями было убито около 1000–1500 горских евреев . Однако многие горские евреи выжили, потому что немецкие войска не достигли всех их территорий; кроме того, удалось убедить местные власти Германии в том, что эта группа была «религиозными», а не «расовыми» евреями. [28] [29]
Наступление Советской Армии в этом районе поставило нальчик под свою защиту. [30] Горско-еврейская община Нальчика была крупнейшей горско-еврейской общиной, оккупированной нацистами. [30] и подавляющее большинство населения выжило. С помощью своих кабардинских соседей горские евреи Нальчика убедили местные немецкие власти в том, что они таты , коренные народы, подобные другим горным народам Кавказа, не связанные с этническими евреями, которые просто приняли иудаизм. [30] Уничтожение горских евреев было приостановлено в зависимости от расового расследования. [28] Хотя нацисты внимательно следили за деревней, раввин Начамиль бен Хизкияху спрятал книги Сефер Торы , похоронив их во время фальшивой церемонии захоронения. [31] Через несколько месяцев город был освобожден. [ нужна ссылка ]
В 1944 году НКВД депортировало все чеченское население, окружавшее горских евреев в Чечне, и переселило другие этнические группы в их дома; Горские евреи в основном отказывались брать дома депортированных чеченцев [32] хотя есть сообщения о том, что депортированные чеченцы доверяют свои дома евреям, чтобы обеспечить их безопасность. [33]
Учитывая заметные изменения, произошедшие в 1990-е годы после распада Советского Союза и роста национализма в регионе, многие горские евреи навсегда покинули свои родные города на Кавказе и переехали в Москву или за границу. [34] Во время Первой чеченской войны многие горские евреи уехали из-за российского вторжения и неизбирательных бомбардировок гражданского населения со стороны российских военных. [35] Несмотря на исторически тесные отношения между евреями и чеченцами, многие из них также пострадали от большого количества похищений и насилия со стороны вооруженных этнических чеченских банд, которые выкупили свою свободу «Израилю и международной еврейской общине». [33] Многие горские евреи эмигрировали в Израиль или США. [36] [37]
Сегодня Кырмызы Qəsəbə в Азербайджане остается крупнейшим поселением горских евреев в мире, с нынешним населением более 3000 человек. [ нужна ссылка ]
Экономика [ править ]
Если в других частях Российской империи евреям было запрещено владеть землей (исключая евреев Сибири и Средней Азии ), то в конце 19 — начале 20 века горские евреи владели землей и были земледельцами и садоводами, выращивая в основном зерно. Их древнейшим занятием было выращивание риса, но они также разводили шелковичных червей , выращивали табак и виноградники. Горские евреи и их соседи-христиане-армяне были основными производителями вина, поскольку мусульманам их религия запрещала производить или употреблять алкоголь. Иудаизм ограничил употребление некоторых видов мяса. В отличие от своих соседей, евреи разводили мало домашних животных , хотя дубление было третьим по значимости видом экономической деятельности после земледелия и садоводства. В конце XIX века этим ремеслом занимались 6% евреев. Ремеслом и торговлей в основном занимались евреи в городах.
Советские власти связали горских евреев колхозами , но разрешили им продолжать традиционное выращивание винограда, табака и овощей; и делать вино. На практике евреи больше не изолированы от других этнических групп.
По мере роста урбанизации и советизации слой интеллигенции к 1930-м годам начал формироваться . К концу 1960-х годов академические специалисты, такие как фармацевты, врачи и инженеры, были обычным явлением в обществе. Горские евреи работали на более профессиональных должностях, чем грузинские евреи , хотя и на меньших, чем советская община ашкенази, проживавшая в крупных городах России. Значительное количество горских евреев работало в индустрии развлечений Дагестана. [38] Республиканским танцевальным ансамблем « Лезгинка » с 1958 по 1979 год руководил Танхо Исраилов . горский еврей [39] [40]
Религия [ править ]
Горские евреи не являются сефардами (с Пиренейского полуострова) и не ашкенази (из Центральной Европы), а скорее персидского еврейского происхождения, и большинство из них следуют Эдот ха-Мицрах обычаям . Горские евреи на протяжении веков стойко держались своей религии, развивая свои уникальные традиции и религиозные обычаи. [41] Традиции горских евреев пропитаны учениями Каббалы и еврейского мистицизма . [42] Горские евреи также развили и сохранили уникальные обычаи, отличные от обычаев других евреев, такие как говгиль , пикник в конце Пасхи , в котором участвует вся община.
Горские евреи традиционно поддерживали двухуровневый раввинат , разделяя раввина и даяна . «Раввин» — титул, присваиваемый религиозным лидерам, выполнявшим функции литургических проповедников ( маггидов ) и канторов ( хазанов ) в синагогах («нимаз»), учителей в еврейских школах ( хедерах ), шохетах . Даян и представлял высшую был главным раввином города, руководил бейт-динами религиозную власть в городе и близлежащих небольших поселениях. [43] Даяне были избраны демократическим путем лидерами общины.
Религиозное выживание общины проходило не без трудностей. В период процветания Еврейской долины (примерно 1600-1800 гг.) духовный центр горских евреев располагался в поселении Аба-Сава. [17] На Аба-Саве было написано множество произведений религиозного значения. Здесь Элиша бен Шмуэль Ха-Катан написал несколько своих пийютов . [17] Богослов Гершон Лала бен Мошке Накди, живший в Аба-Саве в 18 веке, написал комментарий к Торе Маймонида Мишне . Раввин Маттатия бен Шмуэль ха-Коэн написал свое каббалистическое эссе «Коль Хамевасер» в Аба-Саве. [17] Однако после жестокого разрушения Аба-Савы примерно в 1800 году нашей эры религиозный центр горских евреев переместился в Дербент .
Среди выдающихся раввинов горских евреев девятнадцатого века были: раввин Гершом, сын раввина Реувена из Кырмызы-Кесба , Шалом бен Мелек из Темир-Хан-Шуры (сегодня известный как Буйнакск ), главный раввин Дагестана раввин Яаков бен Хизакия из Нальчика , чей сын, раввин Нахамиил бен Хизкияху, позже сыграл решающую роль в спасении еврейской общины Нальчика от нацистов . [22] [44] [45] В первые десятилетия существования Советского Союза правительство предпринимало шаги по подавлению религии . Так, в 1930-е годы Советский Союз закрыл синагоги, принадлежавшие горским евреям. Те же процедуры применялись и среди представителей других национальностей и религий. Советские власти пропагандировали миф о том, что горские евреи вообще не были частью мирового еврейского народа, а скорее членами татской общины, поселившейся в этом регионе. [42] Советская антисемитская риторика усилилась во время . правления Хрущева Некоторые синагоги были вновь открыты позже, в 1940-х годах. Закрытие синагог в 1930-х годах было частью коммунистической идеологии, сопротивлявшейся любой религии. [21]
В начале 1950-х годов синагоги существовали во всех крупных горско-еврейских общинах. Сообщается, что к 1966 году осталось шесть синагог; [25] некоторые были конфискованы советскими властями. [46] В то время как горские евреи соблюдали ритуалы обрезания , бракосочетания и погребения, а также еврейские праздники , [47] другие заповеди иудейской веры соблюдались менее тщательно. [25] Тем не менее, несмотря на советские усилия, этническая идентичность общины оставалась непоколебимой. [48] Случаи смешанных браков с мусульманами в Азербайджане и Дагестане были редки, поскольку обе группы практикуют эндогамию. [49] [50] После распада Советского Союза горские евреи пережили значительное религиозное возрождение, при этом возросло религиозное соблюдение представителей молодого поколения. [51]
Учебные заведения, язык, литература [ править ]
Горские евреи говорят на иудео-татском языке , также называемом джухури, форме персидского языка ; принадлежит к юго-западной группе иранского отдела индоевропейских языков . Иудо-татский язык имеет семитские (иврит/арамейский/арабский) элементы на всех языковых уровнях. [52] Среди других семитских элементов в иудео-татском языке есть еврейский звук « айин » (ע), тогда как ни в одном из соседних языков его нет. До раннего советского периода язык писался полукурсивным еврейским алфавитом . Позже иудео-татские книги, газеты, учебники и другие материалы печатались на латинице и, наконец, на кириллице, которая до сих пор наиболее распространена. [52] Первая газета на иудео-татском языке «Захметкеш» («Трудящиеся») выходила в 1928 и действовала до второй половины ХХ века. [53]
Первоначально в синагогальных школах получали образование только мальчики. Начиная с 1860-х годов многие зажиточные семьи перешли на домашнее обучение, нанимая частных репетиторов, которые обучали своих сыновей не только ивриту, но и русскому языку . [54] В начале 20-го века, с наступлением советизации , иудео-тат стал языком обучения в недавно основанных начальных школах, в которых обучались как горско-еврейские мальчики, так и девочки. Эта политика продолжалась до начала Второй мировой войны , когда школы перешли на русский язык, поскольку центральное правительство подчеркивало, что русский язык стал официальным языком Советского Союза.
Горская еврейская община имела видных деятелей в области здравоохранения, образования, культуры и искусства. [55]
В 21 веке российское правительство начало поощрять возрождение культурной жизни национальных меньшинств. В Дагестане и Кабардино-Балкарии в традиционно горско-еврейских школах введены иудео-татские курсы и курсы иврита. В Дагестане поддерживается возрождение иудео-татского театра и издание газет на этом языке. [55]
Культура [ править ]
Военная традиция [ править ]
«А мы, таты
Мы, Самсона , воины
Наследники Бар-Кохбы ...
мы шли в бой
и горько, героически
боролся за нашу свободу
- «Песня горских евреев» [56]
Горские евреи имеют военные традиции и исторически считались жестокими воинами. Некоторые историки предполагают, что эта группа ведет свое начало от персидско-еврейских солдат, которые были размещены на Кавказе сасанидскими царями в пятом или шестом веке для защиты этой территории от набегов гуннов и других кочевых захватчиков с востока. [57] Мужчины, как правило, были хорошо вооружены, а некоторые спали, не снимая оружия. [44]
Платье [ править ]
Со временем горские евреи переняли одежду своих соседей -мусульман . Мужчины обычно носили чохи и покрывали голову папахами , многие вариации которых могли символизировать социальный статус мужчины. Платье более богатых мужчин украшалось множеством украшений, в том числе украшенным серебром и золотом оружием, булавками, цепочками, поясами или кисетами (небольшой кошелек, используемый для хранения табака или монет). [58] Женское платье, как правило, было более простого дизайна, темных тонов, шилось из шелка , парчи , бархата , атласа, а позже и шерсти. Ткань украшали бисером, золотыми булавками или пуговицами, серебряными позолоченными поясами. Вне дома как одинокие, так и замужние женщины покрывали волосы платками . [58]
Кухня [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2022 г. ) |
Горско-еврейская кухня вобрала в себя типичные блюда различных народов Кавказа , азербайджанской и персидской кухни, приспособив некоторые рецепты к законам кашрута , уделив большое внимание использованию риса (ош) для сопровождения многих блюд. Типичные горско-еврейские блюда включают:
- Чуду – разновидность мясного пирога.
- Шашлык – кусочки мяса на вертеле, например бараньи отбивные или куриные крылышки.
- Долма – овощи, такие как виноградные листья, лук, перец, помидоры и баклажаны, которые фаршируют мясным фаршем, а затем отваривают.
- Курзе или Душпаре – пельмени, которые отваривают, а затем обжаривают в масле с обеих сторон до золотистого цвета и хрустящей корочки.
- Ярпаги – листья капусты, фаршированные мясом и приготовленные с айвой, бараньими ребрышками и соусом из чернослива (алча).
- Гитоб
- Ингар - суп с пельменями квадратной формы и мясом (курица/говядина/баранина), иногда с добавлением тамариндовой пасты.
- Ингарполи – пельмени, подаваемые сверху с фаршем, приправленным томатной пастой.
- Дем Турши – рисовый суп, приправленный чесноком, сушеной мятой и сушеной алычой.
- Тара – тушеная мальва с кусочками мяса, сушеной алычой, чесноком, укропом и клинтаро. В Баку иногда его готовят веганским с каштанами вместо мяса.
- Нермов или Гендумадуш – куриное или другое мясное рагу с пшеницей и фасолью, которое традиционно готовят на ночь с пятницы на субботу.
- Дапчунда Ош – рисовый плов с кусочками баранины, газмаком и сухофруктами, такими как изюм, абрикосы и золотистые сливы.
- Ош Лобейи – Рисовый плов с вигной и копченой рыбой.
- Ош Кюду - Тыквенно-рисовый плов с морковью, тыквой, газмаком и сухофруктами, традиционно подаваемый на Хануку.
- Ош Маст – Белый рис с Мастом , разновидностью йогурта, сверху.
- Шомо-Кофте бебейи – фрикадельки из фарша и лука, приготовленные с картофелем, иногда подаются с рисом ( ош ).
- Бугламе – (карри, похожее на тушеную рыбу или курицу с рисом ( ош ). [59]
- Эшкене – персидский суп, приготовленный из баранины, картофеля, лука, яиц, сушеной алычи, корицы и таких трав, как кинза, зеленый лук, петрушка и шпинат, приготовленный на Песах .
- Яхни Нисонуи - Дербендский вариант ешкене, состоящий из баранины, картофеля, лука, яиц, сушеной алычи, корицы, но без трав, приготовленный в первый день Песаха .
- Яхни Нахути – суп из баранины, нута, картофеля и чернослива, приготовленный в супе на основе томатной пасты. подается с рисом.
- Хошалево – (медовые угощения из семян подсолнечника или грецких орехов), которые обычно готовят на Пурим .
- Биски – жареное тесто с горячим медовым сиропом, которое обычно готовят на Пурим .
- Халлег – приготовленное из смеси яблок, грецких орехов, меда, изюма, корицы и вина, ритуальное блюдо, приготовленное на Песах .
- Пахлава
- Фади-шири – молочный пирог из муки, яиц, сливочного масла, молока, сахара, куркумы, изюма, грецких орехов, кунжута и мака, подаваемый во время Шавуота .
- Пертеш - блюдо, состоящее из лаваша , пропитанного сиропом на основе меда и наполненного молочной кашей внутри, подается на Шавуот.
- Хашил – сладкая каша из муки, масла, меда, корицы и куркумы с хрустящей корочкой.
- Ловуш Рогани
- Хашлама – отварные куски мяса, обычно говядины, телятины или баранины, а также овощей, таких как сладкий перец, картофель, помидоры и лук, в горячей воде.
- Хоягушт - мясной пирог из яиц, куркумы, мяса медленного приготовления (обычно бараньего или козьего) и его бульона, часто считающийся «национальным блюдом» горских евреев.
- Хоягушт Кярги – Хоягушт с курицей вместо красного мяса.
- Хояхушт Бодимджон – Хоягушт с баклажанами вместо мяса, без куркумы.
- Нухоруш – говядина или баранина, приготовленная с айвой, изюмом, сушеным золотистым черносливом, курагой, каштанами и приправленная куркумой, иногда подается вместе с рисом ( ош ).
- Нухоруш марджумеки – тушеная чечевица с картофелем, кабачками, луком и морковью, приправленная кинзой, укропом, тмином и куркумой.
- Гейл или Хайл – блюдо из зелени, лука и яиц.
- Дугово — суп, приготовленный из йогурта с небольшим количеством риса и различными свежими травами, такими как укроп, мята и кориандр.
- Араг – крепкий алкогольный напиток из дистиллированного сброженного сока шелковицы. Его можно сделать как из черной, так и из белой шелковицы.
- Кислота
- Харисса - блюдо горских евреев северных районов Дагестана из мяса, картофеля и сушеной алычи, приготовленное в томатном соусе, традиционно используемое на свадьбах.
Музыка [ править ]
Музыка горских евреев в основном основана на стандартной литургии, молитве и праздновании праздников. Праздничная музыка, исполняемая во время свадеб и подобных мероприятий, обычно оптимистична с использованием различных инструментов, которые придают звуку многослойность. [60]
горские Известные евреи
- Омер Адам , израильский певец
- Уди Адам , израильский генерал [61]
- Йекутиэль Адам (1927–1982), бывший заместитель начальника штаба Сил обороны Израиля. [61]
- Альберт Агарунов (1969–1992), азербайджанский солдат. [61]
- Яков Агарунов (1907–1992), советский поэт и драматург.
- Астрикс , продюсер транс-музыки
- Daniil Atnilov (1913–1968), Soviet poet
- Gyulboor Davydova (1892–1983), Soviet winegrower
- Хизгиль Авшалумов (1913–2001), прозаик, поэт и драматург. [62]
- Миши Бахшиев (1910–1972), советский писатель и поэт.
- Манувах Дадашев (1913–1943), советский поэт.
- Михаил Гаврилов (1926–2014), советский писатель и поэт.
- Сарит Хадад , израильская певица [63]
- Гаврил Абрамович Илизаров (1921–1992), советский врач (отец - горский еврей, мать - еврейка-ашкенази). [61]
- Тельман Исмаилов , бизнесмен [64]
- Танхо Исраэлов (1917–1981), танцор, хореограф.
- Сергей Изгияев (1922–1972), автор, переводчик и автор песен. [65]
- Тамара Мусаханова (1924–2014), советский скульптор и керамист.
- Владимир Якубов , математик СССР
- Мушаил Мушаилов (1941–2007), советский/российский художник и педагог.
- Год Нисанов , российский бизнесмен [66]
- Герман Захарьяев (1971 г.р.) – бизнесмен, вице-президент Российского еврейского конгресса. [67]
- Gennady Simeonovich Osipov (1948–2020), Russian scientist and professor
- Иосиф Пригожин , российский музыкальный продюсер.
- Лиор Рафаэлов — израильский футболист. [61]
- Зоя Семендуева (1929–2020), советский и израильский поэт.
- Роберт Тивиаев , израильский политик, бывший депутат Кнессета [68] [69]
- Исраэль Цвайгенбаум , российско-американский художник (отец-ашкеназский еврей, мать-горская еврейка)
- Яффа Яркони (1925–2012), израильский певец, лауреат Премии Израиля 1998 года за песню на иврите. [70]
- Анатолий Ягудаев (1935–2014), скульптор.
- Zhasmin (née Sara Manakimova ), Russian pop-singer (2005) [71]
- Екутиэль Раваев (1881-1916), горский еврей, иммигрировавший в Эрец-Исраэль во времена Османской империи. [72]
Галерея [ править ]
- Делегаты горских евреев с Теодором Герцлем на Первом сионистском конгрессе , проходившем в Базеле , Швейцария (1897 г.)
- Горский еврей ок. 1898 г.
- Горская еврейка из Дагестана . 1870–1880.
- Горская еврейка и ее дети ок. 1900 г.
- Горские евреи Кавказа ок. 1900 г.
См. также [ править ]
- Горские евреи в Израиле
- Красная слобода , основное поселение горских евреев Азербайджана (3600 человек).
- История евреев в Азербайджане
- История евреев в Дербенте
- История евреев Махачкалы.
- Всемирный конгресс горских евреев
- Музей горских евреев
- Иудаизм в Дагестане
Ссылки [ править ]
- ^ «Красная книга народов Российской империи» . www.eki.ee. Архивировано из оригинала 2 декабря 2009 года . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ Ганцман, Ли. «Взгляд в скрытый полностью еврейский город Азербайджана» . www.timesofisrael.com .
- ^ Хабиб Борджиан и Дэниел Кауфман, «Джухури: от Кавказа до Нью-Йорка», специальный выпуск: Ближневосточные языки в диаспорных сообществах США, в Международном журнале социологии языка, выпуск под редакцией Марьям Борджиан и Чарльза Хеберла, выпуск 237, 2016, стр. 51–74. [1] .
- ^ «Всероссийская перепись населения 2020» . rosstat.gov.ru . Проверено 16 января 2023 г.
- ^ «В Вене проживает около 220 кавказских евреев» (на немецком языке).
- ^ Брук, Кевин Алан (2006). Евреи Хазарии (2-е изд.). Rowman & Littlefield Publishers, Inc. с. 223. ИСБН 978-1442203020 .
Традиционный язык горских евреев является частью иранской языковой семьи и содержит много элементов иврита. На Джухури они называют себя Джухури (дербентский диалект) или Джувури (кубинский диалект), а по-русски они известны как Горские Еврей .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брук, Кевин Алан (2006). Евреи Хазарии (2-е изд.). Rowman & Littlefield Publishers, Inc. с. 223. ИСБН 978-1442203020 .
Традиционный язык горских евреев, джухури, является частью иранской языковой семьи и содержит много элементов иврита. (...) В действительности горские евреи в основном происходят от персидских евреев, пришедших на Кавказ в пятом и шестом веках.
- ^ «Горские евреи - журнал Tablet - Еврейские новости и политика, еврейское искусство и культура, еврейская жизнь и религия» . Планшетный журнал . 26 августа 2010 г. Проверено 27 декабря 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шапира, Дэн Д.Ю. (2010). «Кавказ (Горские евреи)» . В Нормане А. Стиллмане (ред.). Энциклопедия евреев в исламском мире . Брилл Онлайн.
Горские евреи — ираноязычная община, сложившаяся на Восточном и Северном Кавказе после того, как территории, на которых они проживали, были аннексированы Россией у Каджарского Ирана в 1812 и 1813 годах.
- ^ «Горские евреи: обычаи и повседневная жизнь на Кавказе , Леха Микдаш-Шема», Лия Микдаш-Шамайлова, Музеон Исраэль (Иерусалим), UPNE, 2002, стр. 17
- ^ Голубов, Саша (6 марта 2012 г.). Русские евреи: беспорядки в московской синагоге . Пенсильванский университет. п. 125. ИСБН 978-0812202038 .
- ^ Горские евреи: обычаи и повседневная жизнь на Кавказе , Леах Мидаш-Шемаилов, Лия Микдаш-Шамайлов, Музеон Исраэль (Иерусалим), UPNE, 2002, стр. 9
- ^ Горские евреи: обычаи и повседневная жизнь на Кавказе , Леах Михдаш-Шемаилов, Лия Микдаш-Шамайлов, Музеон Исраэль (Иерусалим), UPNE, 2002, стр. 19
- ^ Ездра 8:17
- ^ Грелот, «Ономастические заметки к арамейским текстам Египта», Semitica 21 , 1971, особенно. стр. 101-17, отмечено Рюдигером.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Розенгартен, Д. (2002). «Гаплотипы Y-хромосомы среди членов еврейских общин Кавказа». Древние биомолекулы.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и "Еврейское поселение Аба-Сава, Блоги на сайте СТМЭГИ" . Stmegi.com. Archived from the original on 2014-10-17 . Retrieved 2015-05-22 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джаймуха, Амджад. Чеченцы: Справочник . Страница 276
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Усманов, Лёма. «Чеченский народ: портрет этнических особенностей» . 9 января 1999 г.
- ↑ Вайнахские тайпы: вчера и сегодня. Архивировано 7 августа 2017 г. в Wayback Machine . 25 января 2005 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Журнал «Видения Азербайджана» ::: Ислам и секуляризм – опыт Азербайджана» . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б "Рабби Гершон Мизрахи – праведный раввин общины горских евреев" . Archived from the original on 28 March 2016 . Retrieved 20 September 2017 .
- ^ Шварц, Брайан, «Разбросаны среди народов», Visual Anthropology Press, 2015.
- ^ «На Кавказе обнаружена еврейская колония. Странное открытие, сделанное путешественником в отдаленном горном районе. Древние религиозные обычаи, которым неукоснительно соблюдаются. Привычная умеренность в употреблении спиртных напитков. Одна черта, которой не хватает» . Нью-Йорк Таймс . 14 сентября 1902 года . Проверено 1 февраля 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Пинкус Б. и Франкель Дж. (1984). Советское правительство и евреи, 1948–1967: документированное исследование. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ «Богдановка» . Яд Вашем . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ «Холокост горских евреев» . Яд Вашем . Проверено 30 октября 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ицхак Арад , Холокост в Советском Союзе , Раздел «Горские евреи», стр. 294-297.
- ^ Кирил Феферман: «Нацистская Германия и горские евреи: была ли политика?» , в: Ричард Д. Брейтман (ред.): Исследования Холокоста и геноцида, том 21, весна 2007 г., Oxford University Press , стр. 96–114.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с "Горские евреи — жертвы Холокоста - Горские евреи. История, этнография, культура" . Istok.ru. Archived from the original on 2015-04-06 . Retrieved 2015-05-22 .
- ^ Дима Мордэхай Раханаев (2012-09-19). "Рабби Нахамиль, Автор статьи Дима Мордэхай Раханаев, Новости горских евреев" . Stmegi.com. Archived from the original on 2015-07-12 . Retrieved 2015-05-22 .
- ^ Rouslan Isacov, Kavkaz Center 01.02.2005
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б ДТА. (2000). Вокруг еврейского мира: «Российские горские евреи поддерживают войну в Чечне, но стремятся оттуда выбраться». По состоянию на 12 ноября 2013 г.
- ^ Городецкий, Л. (2001). «Евреи с Кавказа: вымирающая порода?» По состоянию на 12 ноября 2013 г.
- ^ Американский еврейский ежегодник, 1998, стр. 14.
- ↑ Сара Маркус, «Горские евреи: новое прочтение еврейской жизни» , журнал Tablet Magazine, по состоянию на 12 ноября 2013 г.
- ^ Браун, Ф. (2002). «Горские евреи изо всех сил пытаются сохранить культуру нетронутой» , Chicago Tribune, 22 ноября 2002 г. По состоянию на 12 ноября 2013 г.
- ^ Пинкус Б. и Франкель Дж. (1984). Советское правительство и евреи, 1948–1967: документированное исследование. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. Чикаго
- ^ "Еврейский архитектор ЛЕЗГИНКИ" . Горские Евреи JUHURO.COM . Archived from the original on 10 June 2015 . Retrieved 15 September 2014 .
- ^ "ИЗРАИЛОВ Танхо Селимович" . Словари и энциклопедии на Академике . Retrieved 15 September 2014 .
- ^ Кнаан Лифшиз. (2013). «Еврейское местечко в Азербайджане выживает среди мусульманского большинства». Доступ осуществлен 12 ноября 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мидаш-Шемаилов, Л. (2002). Горские евреи: обычаи и быт на Кавказе (т. 474). УПНЕ. Чикаго
- ^ "горские евреи. Электронная еврейская энциклопедия" . Eleven.co.il. 2006-07-04 . Retrieved 2015-05-22 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «ДАГЕСТАН — JewishEncyclepedia.com» . Проверено 15 сентября 2014 г.
- ^ "Рабби Нахамиль, Автор статьи Дима Мордэхай Раханаев, Новости горских евреев" . Archived from the original on 17 October 2014 . Retrieved 15 September 2014 .
- ↑ Еврейская виртуальная историческая библиотека, Азербайджан , по состоянию на 11 ноября 2013 г.
- ^ Кнаан Лифшиз. (2013). «Еврейское местечко в Азербайджане выживает среди мусульманского большинства». По состоянию на 12 ноября 2013 г.
- ^ Хедаполь, Джеки (15 августа 2012 г.). «Евреи, которые путешествуют | Детройтские еврейские новости» .
- ^ Александр Муринсон. «Евреи в Азербайджане: история, охватывающая три тысячелетия». По состоянию на 12 ноября 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Бехар, Д.М., Метспалу, Э., Кивисилд, Т., Россет, С., Цур, С., Хадид, Ю., ... и Скорецки, К. (2008). «Подсчет основателей: матрилинейное генетическое происхождение еврейской диаспоры», PLOS One, 3 (4), e2062.
- ^ БРАЙАН ШВАРЦ. «Подростки ведут азербайджанских евреев на духовную гору», JWeekly, доступ 12 ноября 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Джухури — Альянс исчезающих языков» . Проверено 15 сентября 2014 г.
- ^ "Горско-еврейские газеты советского периода, Автор статьи Хана Рафаэль, Новости горских евреев" . Archived from the original on 19 April 2014 . Retrieved 15 September 2014 .
- ^ "Горские евреи в русской школе - Горские евреи. История, этнография, культура" . Archived from the original on 10 November 2014 . Retrieved 15 September 2014 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Горские евреи» . Проверено 15 сентября 2014 г.
- ^ с. 158 «Горские евреи Дагестана. Еврейские общины в экзотических местах» , Кен Блейди (Нортвейл, Нью-Джерси: Jason Aronson Inc., 2000).
- ^ Блади (2000), Горские евреи Дагестана, стр. 158-159.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б "Национальная одежда и украшения горских евреев" . DataLife Engine . Retrieved 15 September 2014 .
- ^ «Чуду — горские пироги — The Jewish Times» . Еврейская газета Таймс . Архивировано из оригинала 19 октября 2014 года . Проверено 15 сентября 2014 г.
- ^ «Музыка горских евреев — Центр еврейской музыки» . www.jewish-music.huji.ac.il . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «Горские евреи Азербайджана и Дагестана, Новости горских студентов» . Архивировано из оригинала 17 октября 2014 года . Проверено 15 сентября 2014 г.
- ^ «Доброе имя — очень ценная вещь». Из интервью его дочери Людмилы Хизгиловны Авшалумовой. Проверено 08.06.2011.
- ^ «Сарит Хаддад» . Лесные евреи JUHURO.COM . Архивировано из оригинала 25 октября 2014 года . Проверено 15 сентября 2014 г.
- ^ «Это полностью еврейский город, но нет, он не в Израиле – Еврейская хроника» . Проверено 15 сентября 2014 г.
- ^ "Воспоминания об отце" . Горские Евреи JUHURO.COM . Archived from the original on 19 October 2014 . Retrieved 15 September 2014 .
- ^ "Официальное опубликование правовых актов в электронном виде" . Pravo.gov.ru:8080. 2014-01-14. Archived from the original on 2016-01-07 . Retrieved 2015-05-22 .
- ^ «Герман Захарьяев: «Я преодолеваю жизненные препятствия и грусть молитвой Богу» » . Новости еврейского бизнеса . 24 декабря 2015 года . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ «Депутаты Кнессета — Роберт Тивиаев» . www.knesset.gov.il . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ «Депутаты Кнессета» . www.knesset.gov.il . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ «Яффа Яркони — Архив еврейских женщин» . Проверено 15 сентября 2014 г.
- ^ «Жасмин» . IMDB . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ «Падший герой, Екутиэль Раваев» . www.izkor.gov.il . Проверено 14 января 2024 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Шапира, Дэн Д.Ю. (2010). «Кавказ (Горские евреи)» . В Нормане А. Стиллмане (ред.). Энциклопедия евреев в исламском мире . Брилл Онлайн.
Внешние ссылки [ править ]
- juhuro.com , веб-сайт, созданный Вадимом Алхасовым в 2001 году. Ежедневные обновления отражают жизнь общины горских евреев (джушуро) по всему миру.
- newfront.us , New Frontier — ежемесячная горско-еврейская газета, основанная в 2003 году. Международное распространение осуществляется через веб-сайт.
- kechev-k.com , израильский сайт горских евреев.
- gorskie.ru , горские евреи, сайт на русском языке
- «Иудео-Тат» , Этнолог