Этнические меньшинства в Азербайджане


В данной статье основное внимание уделяется этническим меньшинствам в Азербайджанской Республике .
Обзор
[ редактировать ]В Азербайджане проживают более 80 этнических групп. [3]
По словам профессора Дугласа Блюма:
Наконец, Азербайджан представляет несколько более двусмысленную картину. Он может похвастаться устоявшейся официальной национальной идентичностью, связанной с заявлениями об уникальном наследии, основанном на невероятной смеси тюркизма, зороастризма и умеренного ислама, а также своей исторической функцией «моста» между Азией и Европой на Шелковом пути. В то же время сохраняются сильные местные пристрастия и этнические различия, включая скрытую напряженность между азербайджанцами, русскими, а также лезгинами и талышами (помимо армян), а также упорные религиозные расколы (примерно 85% исламского населения составляют шииты 15 % суннитов). Такое сохранение местничества неудивительно, поскольку у азербайджанской элиты, которая серьезно пострадала от русификации и до сих пор в целом вяло проявляет пантюркизм, не было исторической основы для формирования национальной идентичности. Возможно, самым мощным источником социальной сплоченности и устаревшей легитимности является война в Нагорном Карабахе, которая, по крайней мере, породила некоторую степень коллективной идентичности жертвы армянской агрессии, возможно, тонкой тросточки, на которой можно построить национальную идентичность, способствующую развитию государственного строительства. в будущем. [4]
В июле 2005 года Freedom House сообщила, что некоторые этнические меньшинства столкнулись с дискриминацией в таких областях, как жилье, образование и трудоустройство. Комитет Организации Объединенных Наций по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД) отметил, что, хотя Азербайджан продемонстрировал улучшения, приняв законодательство, содержащее положения о расовой дискриминации, не было возбуждено ни одного дела, связанного с дискриминацией. В своем кратком отчете КЛРД поставил вопрос о том, как такое законодательство положит конец сообщениям о дискриминационной практике государственных должностных лиц и сотрудников правоохранительных органов. КЛРД также рекомендовал Азербайджану расширить свое до сих пор узкое понимание дискриминации, занимаясь не только ее «наиболее серьезными и крайними проявлениями», но и обычным явлением. Комитет также выразил обеспокоенность по поводу отсутствия программ поддержки языков меньшинств или программ, способствующих межкультурному образованию. Азербайджан попытался обуздать дискриминацию, приняв законы. [5] хотя
Лингвистические права
[ редактировать ]Статья 21 («Государственный язык») раздела II Конституции Азербайджана гласит: [6]
*Я. Азербайджанский язык является государственным языком Азербайджанской Республики.
- II. Азербайджанская Республика обеспечивает развитие азербайджанского языка .
- III. Азербайджанская Республика гарантирует свободное использование и развитие других языков, на которых говорит население.
Кроме того, статья 45 («Право пользования родным языком») раздела III Конституции Азербайджана гласит: [6]
*Я. Каждый человек имеет право пользоваться родным языком. Каждый имеет право воспитываться и получать образование, заниматься творческой деятельностью на родном языке.
- II. Никто не может быть лишен права пользования родным языком.
Согласно отчету Комиссии Совета Европы по борьбе против расизма и нетерпимости (ECRI) за 2007 год: [7]
Языки национальных меньшинств, проживающих в Азербайджане, преподаются в государственных школах в регионах компактного проживания этих меньшинств. Обычно два часа в неделю посвящаются преподаванию языков меньшинств с первого по четвертый класс. Помимо большого количества русских школ, особенно в столице Баку, есть также грузинские и еврейские в Азербайджане школы . ECRI отмечает, что власти Азербайджана в последнее время предприняли усилия для улучшения качества преподавания нескольких языков меньшинств, включая лезгинский и талышский . Они опубликовали учебники на этих языках, чтобы заменить старые или иностранные учебники, которые не подходили. Однако, по данным ряда источников, учебники для изучения других языков меньшинств, таких как татский и аварский, по-прежнему непригодны. Кроме того, учителей этих языков меньшинств слишком мало, и учителя плохо подготовлены. Власти Азербайджана заявили, что Министерство образования принимает меры для улучшения ситуации по этим вопросам.
По другим сообщениям, было несколько жалоб на этнические беспорядки в Азербайджане из-за политики ассимиляции правительства и его обращения с меньшинствами. Среди прочих аварцы, талыши, курды и таты. [8]
Общее представительство в общественной и политической жизни
[ редактировать ]Согласно Резолюции о реализации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, принятой Советом Европы в 2004 году:
Азербайджан предпринял особенно похвальные усилия по открытию личной сферы применения Рамочной конвенции для широкого круга меньшинств. В Азербайджане признается важность защиты и продвижения культур национальных меньшинств и высоко ценится долгая история культурного разнообразия страны;
- Нагорно-Карабахский конфликт и его последствия существенно затруднили усилия по реализации Рамочной конвенции. Несмотря на общий дух толерантности в Азербайджане, продолжающаяся оккупация значительной части азербайджанской территории и перемещение большого числа людей вызвали напряженность, которая привела к вызывающим беспокойство проявлениям нетерпимости. Остается надеяться, что будет найдено прочное и мирное решение существующего конфликта и что усилия в этом направлении будут ускорены. Окончательное решение должно защищать права всех заинтересованных лиц в соответствии с территориальной целостностью страны и другими принципами международного права;
- Некоторые общие проблемы прав человека, включая проблемы, связанные со свободой выражения мнений и процессом регистрации неправительственных организаций, также влияют на защиту национальных меньшинств и должны быть решены властями в приоритетном порядке;
- Несмотря на определенные положительные законодательные инициативы, в законодательстве, касающемся реализации Рамочной конвенции, имеется ряд недостатков. Закон о государственном языке 2002 года содержит прискорбные сокращения правовых гарантий, касающихся защиты национальных меньшинств. Это ставит под угрозу, например, некоторые похвальные практики в области электронных средств массовой информации. Процесс внесения поправок в указанный закон следует продолжить с целью приведения его в соответствие с Рамочной конвенцией;
- Существует необходимость соединить Закон о государственном языке с усовершенствованными правовыми гарантиями защиты национальных меньшинств в таких областях, как образование на языках меньшинств и использование языков меньшинств в отношениях с административными органами, с целью консолидации и расширения позитивных существующие практики. Приоритет должен быть отдан принятию нового закона о защите национальных меньшинств, обеспечивающего необходимые гарантии для реализации соответствующих языковых стандартов меньшинств;- Азербайджану следует рассмотреть возможность дальнейшего развития консультативных структур для представителей национальных меньшинств, чтобы улучшить их участие в принятии решений. [9]
По данным Европейской комиссии против расизма и нетерпимости (ECRI), органа Совета Европы по правам человека : [7]
ЕКРН отмечает общее мнение, что национальные меньшинства хорошо представлены в общественной и политической жизни и особенно в парламенте. Однако в настоящее время не существует специального государственного органа, где представители национальных меньшинств могли бы выражать свои взгляды по интересующим их общественным делам. Так было с момента исчезновения Совета по делам национальных меньшинств, который был первоначально создан в 1993 году и больше не собирается. По данным нескольких источников, национальные меньшинства обычно не решаются заявить о своих языковых и культурных правах, особенно из-за общей обстановки, возникшей в результате конфликта вокруг Нагорного Карабаха . Похоже, что те, кто раньше пытался публично защищать права национальных меньшинств, по крайней мере, сталкивались с обвинениями в «работе на врага» или в «сепаратизме», например, со стороны некоторых СМИ или некоторых политиков.
Принудительная ассимиляция
[ редактировать ]Согласно книге 1998 года «Языковые меньшинства в Центральной и Восточной Европе»: [10]
В 1993 году была предпринята попытка официально восстановить латиницу; очень немногие люди выступали за арабскую графику. Носители крыси и хиналуга, как и большинство цахуров, двуязычны и имеют тенденцию ассимилироваться с азербайджанцами. То же самое относится и к татышам, и несколько меньше к талышам. По крайней мере, официального признания, преподавания или публикации на этих языках в какой-либо форме не существует. Лезгины в Азербайджане очень решительно борются за свое языковое возрождение, но без особого успеха. В целом преобладает политика насильственной ассимиляции всех меньшинств, включая талышей, татов, курдов и лезгин. Сопротивление ассимиляции со стороны крыси, хиналугов, цахуров и татов практически отсутствует, а со стороны талышей сопротивление невелико. Имеют место отчаянные попытки сопротивления со стороны удинов, упорное сопротивление со стороны курдов и чрезвычайно активная борьба со стороны лезгин, желающих отделить лезгинские населенные районы как от Дагестана, так и от Азербайджана, чтобы создать автономную республику с лезгинским государством в качестве государства. язык.
Российский эксперт по национальному вопросу Валерий Тишков заявил, что Азербайджан является одним из крупнейших ассимиляторов бывших советских республик, двумя другими являются Грузия и Узбекистан. [11]
По словам аналитика организации «Радио Свободная Европа» Лиз Фуллер, некоторые этнические представители Азербайджана (например, Магомед Гусейнов из Аварского национального совета) выразили публичную обеспокоенность по поводу насильственной ассимиляции и этнических чисток с целью обеспечить преобладание азербайджанских тюрков в стране над лезгинами . Аварцы , талыши , таты , курды и другие меньшинства. [12]
Армяне
[ редактировать ]Подавляющее большинство армян Азербайджана проживало в Нагорном Карабахе . Однако сейчас их насчитывается около 20 человек, причем значительно большее число находится в азербайджанских тюрьмах. По оценкам неофициальных источников, число армян, проживающих на территории Азербайджана за пределами Нагорного Карабаха и не находящихся в тюрьме, составляет от 2000 до 3000 человек и почти исключительно состоит из лиц, состоящих в браке с азербайджанцами или лиц смешанного армяно-азербайджанского происхождения. Число армян, которые, вероятно, не состоят в браке с азербайджанцами и не имеют смешанного армяно-азербайджанского происхождения, оценивается в 645 (36 мужчин и 609 женщин) и более половины (378 или 59 процентов армян в Азербайджане за пределами Нагорного Карабаха). живут в Баку, остальные в сельской местности. Скорее всего, это пожилые и больные люди, у которых, вероятно, нет других членов семьи. [7] [13] Армяне в Азербайджане подвергаются большому риску, пока нагорно-карабахский конфликт остается неурегулированным. [14]
Азербайджанская ССР
[ редактировать ]Во времена советской власти вопрос Карабаха мучил армян. Армяне Карабаха заявляли об экономическом пренебрежении, обвиняя власти Азербайджана в недостаточных инвестициях в регион в попытке сохранить его нищим. Кроме того, Баку наложил ограничения на культурные связи с Арменией. Напряженность возросла в начале 1960-х годов, а в 1968 году вспыхнули столкновения между армянами и азербайджанцами в Степанакерте (столице Нагорного Карабаха). Армяне опасались, что армянский характер Карабаха исчезнет, как это произошло в Нахичевани на протяжении десятилетий, где исчезло армянское население, а все армянские памятники систематически сносились и, как сообщается, уничтожались властями Азербайджана. В 1979 году в Нагорном Карабахе проживало 74% армян, но не было армянского телевидения и не было армянских высших учебных заведений. [14]
По словам Томаса Де Вааля: [15]
К 1979 году численность армян Нахичевана сократилась до уровня 1 процента населения, или трех тысяч человек. Карабахские армяне использовали пример медленной «деарменизации» Нахичевани в течение двадцатого века как пример того, чего, как они боялись, с ними может случиться.
Однако другие данные свидетельствуют о том, что армяне жили в Нагорном Карабахе в лучших условиях , чем азербайджанцы. По словам Ямскова, [16]
В Нагорном Карабахе, например, социальный статус армян в анклаве был выше, чем у азербайджанцев внутри и за пределами территории.
Советские законы гарантировали, что в Нагорном Карабахе «партийные и государственные органы были укомплектованы преимущественно армянами, которые не только обеспечили армянской культурной автономии с помощью армяноязычных газет, школ и искусств, но и укрепили ее» [17]
с 1991 по 2023 год
[ редактировать ]Вскоре разразилась война из-за Нагорного Карабаха, которая закончилась в 1994 году, когда армянские сепаратисты установили контроль над этой территорией. Тюркский национализм является ведущей силой в Баку и, несомненно, способствовал конфликту с армянами, учитывая историческую вражду между армянами и Турцией. [14] Все основные наблюдатели за соблюдением прав человека согласились с тем, что положение армян, тех, кто состоит в браке или общается с армянами, а также тех, кто, как считается, симпатизирует армянам, чрезвычайно тяжелое. По всему Азербайджану также имели место многочисленные акты вандализма против Армянской Апостольской церкви. Армяне, все еще оставшиеся в Азербайджане, практически живут в бегах, а также сменили свои армянские имена и фамилии на азербайджанские имена и фамилии, поскольку им приходится вести себя крайне сдержанно, чтобы избежать преследований и физических нападений. Они продолжают жаловаться (в частном порядке из-за страха нападений), что по-прежнему подвергаются притеснениям и нарушениям прав человека и поэтому вынуждены скрывать свою личность. [18] Сообщается, что армянам и частично армянам, проживающим в Азербайджане, было отказано в разрешении покинуть страну. Они также сообщили, что Департамент виз и регистрации исключил их из списка резидентов. [19]
В отчете американского посольства в Баку за 1993 год отмечалось: [19]
…лица, состоящие в смешанных браках, не могут эмигрировать в Армению, поскольку азербайджанцы считают, что они будут подвергаться дискриминации так же, как и армяне здесь, и потому что ереванские армяне [этнические армяне из Армении] открыто враждебно относятся к бакинским армянам [этническим армянам из Азербайджана], и большинство азербайджанских армян не имеют никаких связей с Россией.
Согласно отчету Министерства юстиции за 1993 год: [19]
Очевидно, что армяне являются объектом насилия со стороны общественных сил и что правительство Азербайджана не может, а в некоторых случаях не желает контролировать насилие или акты дискриминации и преследования. Некоторые секторы правительства, такие как упомянутый выше Департамент виз и регистрации, похоже, не желают обеспечивать соблюдение заявленной политики правительства в отношении меньшинств. Пока продолжается армяно-азербайджанский конфликт по поводу судьбы Карабаха и, возможно, еще долго после достижения урегулирования, армянские жители Азербайджана не будут иметь никаких гарантий физической безопасности.
Азербайджан обвиняют в том, что он начал в 1998 году кампанию по полному уничтожению обширного кладбища средневековых армянских надгробий-хачкаров на археологическом объекте Джульфа , в Нахчыване анклаве Азербайджана. [20] Утверждения армян о том, что Азербайджан предпринял систематическую кампанию по разрушению и сносу памятников, впервые возникли в конце 1998 года, и эти обвинения были возобновлены в 2002 году и снова в декабре 2005 года после окончательного разрушения памятника.
Как армянскими, так и международными организациями были поданы многочисленные обращения, осуждающие правительство Азербайджана и требующие от него воздержаться от подобной деятельности. В 2006 году Азербайджан запретил членам Европейского парламента расследовать обвинения, обвинив их в «предвзятом и истерическом подходе» к этому вопросу и заявив, что он примет делегацию только в том случае, если она также посетит территорию, контролируемую Арменией. [21]
Согласно отчету Европейской комиссии против расизма и нетерпимости (ECRI) по Азербайджану за 2011 год, «постоянный негативный дискурс официальных лиц и СМИ в отношении Республики Армения помогает поддерживать негативный климат мнений в отношении людей армянского происхождения, которые остаются уязвимыми для дискриминации». [22]
с 2023 г. по настоящее время
[ редактировать ]В сентябре 2023 года Азербайджан начал наступление на Нагорно-Карабахскую Республику . Война закончилась капитуляцией Нагорно-Карабахской Республики, что привело к массовому бегству почти всего населения Нагорного Карабаха в Армению. [1] [2]
немцы
[ редактировать ]Курды
[ редактировать ]Присутствие курдов в Азербайджане датируется XVIII веком. Территория между Карабахом и Зангезуром из Персии переселилась новая волна курдских мигрантов численностью 600 семей во главе с Михамедом Сефи Силтаном была заселена кочевым курдскими племенами в начале XIX века, когда в Карабахское ханство . Меньшее их количество также переселилось сюда в 1885 году из Османской империи. [23]
проживало около 41 000 курдов в Азербайджане В советское время . [24] Местные курды всегда были в хороших отношениях с азербайджанским большинством, курдская радиостанция, газета и многочисленные школы пытаются сохранить курдскую культуру, но все меньше семей удосуживаются преподавать свой родной язык. [24]
По словам Томаса де Вааля: [15]
Меньшие национальности, такие как курды, также жаловались на ассимиляцию. В 1920-е годы у азербайджанских курдов был свой регион, известный как Красный Курдистан, к западу от Нагорного Карабаха; в 1930 году он был упразднен, и большинство курдов постепенно были переведены в категорию «азербайджанцев». По оценкам курдского лидера, в настоящее время в Азербайджане проживает около 200 000 курдов, но официальная статистика фиксирует лишь около 12 000.
Географическими районами концентрации курдов в Азербайджане были Кельбаджарский , Лачинский , Губадлинский и Зангиланский районы, зажатые между Арменией и Нагорно-Карабахским регионом Азербайджана . В ходе Первой Нагорно-Карабахской войны эти регионы оказались под оккупацией армянских войск. [25] В результате курды вместе со всем азербайджанским населением этих регионов были переселены в другие части Азербайджана . [25]
К 1920-м годам курдская община в Азербайджане значительно сократилась, когда многие из них переехали в Армению, где были созданы курдские деревни. [26] Примерно в то же время у азербайджанских курдов был свой регион под названием Красный Курдистан в Лачинском районе, который находился к западу от Карабаха. Фактически, Лачин с главными городами Кельбаджар, Кубадлы и Зангилан и административными подразделениями Каракушлак, Котурли, Мурад-Ханлы и Курд-Хаджи были в основном населены курдами. [27] В 1930 году оно было упразднено, и большинство оставшихся курдов постепенно были переведены в категорию азербайджанцев . [28] В конце 1930-х годов советские власти депортировали большую часть курдского населения Азербайджана и Армении в Казахстан , а курды Грузии также стали жертвами сталинских чисток в 1944 году. [29]
Проблема в том, что исторические записи курдов в Азербайджане заполнены пробелами. [30] Например, в 1979 году по переписи населения курдов не было. [31] Турция и Азербайджан не только проводили идентичную политику против курдов, но даже использовали одинаковые методы, такие как насильственная ассимиляция, манипулирование численностью населения, расселение некурдов в районах, где преобладают курды, подавление публикаций и упразднение курдского языка как средства обучения. в школах. [31] Курдские исторические деятели, такие как Шараф Хан Битлисский и Ахмад Хани, а также династия Шаддадидов в целом, описывались как азербайджанцы. [31] Курды, которые сохранили в своих внутренних паспортах «курдское» гражданство в качестве своей национальности, а не «азербайджанца», не смогли найти работу. [31]
Талыш
[ редактировать ]По переписи 1926 года в Азербайджанской ССР проживало 77 039 человек . С 1959 по 1989 год талыши не включались как отдельный этнос ни в одну перепись, а были включены в состав тюркоязычных азербайджанцев, хотя талыши говорят на иранском языке . В 1999 году правительство Азербайджана заявило, что в Азербайджане проживает всего 76 800 талышей, но считается, что это заниженное представительство, учитывая проблемы с регистрацией в качестве талышей. Некоторые утверждают, что численность талышей, населяющих южные районы Азербайджана, составляет 500 тысяч человек. [32] Талышские националисты всегда утверждали, что численность талышей в Азербайджане существенно превышает официальную статистику. [33] [34]
Получить точную статистику сложно из-за отсутствия надежных источников, смешанных браков и упадка талышского языка . [35] [36] и Радио Свободная Европа/Радио Свобода [37] выразили обеспокоенность по поводу ареста Новрузали Мамедова , председателя Талышского культурного центра и главного редактора газеты «Толыши садо».
В Азербайджанской ССР
[ редактировать ]Талышская идентичность в советское время сильно подавлялась. В ранний советский период существовали талышские средние школы, издавалась газета «Красный талыш» и несколько книг на талышском языке, но к концу 1930-х годов эти школы были закрыты, а талышская идентичность не признавалась в официальной статистике. Талыш классифицируется как «азербайджанец». [32]
С 1991 года по настоящее время
[ редактировать ]Историческое подавление идентичности и неспособность практиковать свою культуру и язык привели талышей к внутреннему самоподавлению. [32] Это затрудняет оценку поддержки любого типа талышского движения. [32] По словам Хемы Котеча, многие талыши опасаются, что их будут ассоциировать с сепаратистской Талыш-Муганской Автономной Республикой , с Россией или с Арменией , если они признают или попытаются рассказать о своих убеждениях в публичной сфере. Одним из примеров нынешних репрессий было то, что школа в Лерике хотела пригласить поэта из Ленкорани устроить вечер в его честь и выступить перед детьми; директору сказали, что он будет уволен, если мероприятие состоится. Страх перед полицией также является еще одним фактором этого молчания, хотя поддержка светской демократии и общие азербайджанско-талышские чувства по отношению к Нагорному Карабаху также способствуют этому. [32]
Лезгины
[ редактировать ]Лезгины являются крупнейшим этническим меньшинством в Азербайджане . УВКБ ООН заявляет, что лезгины составляют 40% населения Гусарского и Хачмазского районов , а в Большом Баку 1,8% населения составляют лезгины. Официальная статистика правительства Азербайджана утверждает, что лезгинское население составляет лишь 2% от общей численности населения страны, в результате чего их число достигает 178 000 человек, однако эта цифра может увеличиться вдвое. Ариф Юнус предполагает, что эта цифра ближе к 250-260 тысячам, тогда как некоторые лезгинские националисты утверждают, что их численность превышает 700 тысяч. По данным местного офиса Хельсинкского комитета неправительственной организации, город Гусар на 90–95% населен лезгинами. [32]
По данным Центра международного развития и управления конфликтами Университета Мэриленда: [38]
Хотя многие опасались, что требования лезгин о создании независимого « Лезгистана » приведут к новой сепаратистской войне в Азербайджане, эти опасения пока оказались необоснованными. В настоящее время представляется менее вероятным, чем когда-либо, что лезгины прибегнут к каким-либо устойчивым коллективным действиям для решения своих проблем, хотя отдельные инциденты все же случаются. За последние восемь лет они не участвовали ни в каких серьезных протестах и только в двух случаях насилия; они также продемонстрировали готовность вести переговоры и идти на компромисс по своим самым трудным требованиям. Лезгинские националистические движения не получают широкой поддержки среди лезгин, недостаточно организованных на низовом уровне.
По словам Томаса де Вааля: [39]
Несмотря на отсутствие дискриминационной политики в их отношении на личном уровне, кампания лезгин* за национально-культурную автономию категорически отвергается властями Азербайджана. Дагестанские лезгины опасаются, что дальнейшее существование их этнических родственников в Азербайджане как отдельной общины находится под угрозой из-за того, что они считают тюркской националистической политикой насильственной ассимиляции. Межэтническая напряженность между лезгинами и азербайджанцами перекинулась и из Азербайджана в Дагестан. Они начались в 1992 году, когда к власти в Азербайджане пришел Народный фронт, но достигли пика в середине 1994 года, во время тяжелых потерь на карабахском фронте. В мае того же года ожесточенные столкновения произошли в Дербенте (Дагестан), а в июне — в Гусарском районе Азербайджана. С тех пор ситуация стабилизировалась, хотя власти Азербайджана заявляют о связи между лезгинскими активистами и карабахскими армянами, и облако подозрений окружает лезгинскую общину в Азербайджане.
По словам националиста Сванте Э. Корнелла: [40]
Хотя официально число лезгин, зарегистрированных как таковые в Азербайджане, составляет около 180 000, лезгины утверждают, что число лезгин, зарегистрированных в Азербайджане, намного превышает эту цифру, причем по некоторым данным в Азербайджане проживает более 700 000 лезгин. Эти цифры отрицаются правительством Азербайджана, но в частном порядке многие азербайджанцы признают тот факт, что лезгины – если на то пошло, талыши или курды – население Азербайджана намного превышает официальные цифры...
Для лезгин в Азербайджане наличие этнического родства в Дагестане имеет большое значение.важность. Нариман Рамазанов, один из политических лидеров лезгин, утверждает, чточто, тогда как талыши, таты и курды Азербайджана потеряли большую часть своегоязыка и этнической идентичности, лезгины смогли сохранить своюих контакты с Дагестаном, где политики азербайджанцев, естественно, не былоассимиляция. ….Лезгинская проблема остается одной из самых острых и непредсказуемыхсовременный Кавказ. При этом условия для мирного разрешенияконфликт присутствует. Ни прошлые конфликты, ни тяжелые взаимные предрассудки не делаютуправление конфликтом невозможно; также не произошла этническая мобилизация длязначительной степени. Таким образом, реальных препятствий для деэскалации конфликта нет.конфликт на народном уровне. Однако на политическом уровне воинственность Садвал и жесткая позиция правительства Азербайджана дают повод для беспокойства.может помешать урегулированию конфликта посредством компромисса, такого как свободная торговлязона. За лезгинской проблемой нужно следить и следить за ней внимательнее.детали, и его продолжающаяся волатильность подтверждается напряжением вокруг недавнего
Срочный съезд в Дагестан.
русские
[ редактировать ]Русские являются вторым по численности этническим меньшинством в Азербайджане , а также крупнейшей русской общиной на Южном Кавказе и одной из крупнейших за пределами России . [41] [42] С момента своего прибытия в конце восемнадцатого века русские играли важную роль во всех сферах жизни, особенно в царский и советский период , особенно в столице городе Баку .
События «Черного января» , экономический спад и война с Арменией в сочетании с растущим пессимизмом и психологическим дискомфортом, а также давлением со стороны азербайджанских беженцев из Армении и азербайджанских вынужденных переселенцев из Нагорного Карабаха и сопредельных территорий привели к исходу азербайджанцев. Русскоязычное население Азербайджана. В период с 1989 по 1999 год численность населения России упала с 392 000 до 142 000 человек. По состоянию на 2009 год население России насчитывало 119,3 тыс. человек.
Представитель молокан ( этнических русских) в интервью 21 июля 2005 года сообщил, что в Азербайджане нет конфликта между этническими русскими и азербайджанцами и что "нет нетерпимости к русскому языку, культуре или народу", согласно парламентскому чиновнику. Аналогичным образом, служба новостей «Интерфакс» 6 июля 2004 г. сообщила, что представитель МИД России заявил: «У нас, русских , нет особых проблем в Азербайджане». [5]
евреи
[ редактировать ]турки
[ редактировать ]Цыгане
[ редактировать ]Демография
[ редактировать ]По данным переписи 2019 года, этнические меньшинства в Азербайджане составляют 5,2% населения, в том числе лезгины (самое крупное меньшинство, составляющее 1,7% населения), русские (0,7%) и другие, такие как талыши , таты (мусульмане и иудео-таты ), авары , грузины и евреи-ашкенази , составляющие оставшиеся 2,8%. [43]
Хотя азербайджанцы составляли устойчивое большинство, стоит отметить, что в современном Азербайджане произошел сдвиг в демографических тенденциях еще до распада Советского Союза и Первой Нагорно-Карабахской войны , что привело к исходу некоторых этнических меньшинств, в частности армян из и русских , и, наоборот, большой приток азербайджанских беженцев Армении и азербайджанских вынужденных переселенцев из Нагорного Карабаха и прилегающих территорий , что придает Азербайджану более однородный характер.
Этнический группа | Перепись 1926 г. 1 | Перепись 1939 г. 2 | Перепись 1959 года 3 | Перепись 1970 года 4 | Перепись 1979 года 5 | Перепись 1989 года 6 | Перепись 1999 г. 6 | Перепись 2009 г. [46] | Перепись 2019 года | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | |
Азербайджан | 1,437,977 | 62.1 | 1,870,471 | 58.4 | 2,494,381 | 67.5 | 3,776,778 | 73.8 | 4,708,832 | 78.1 | 5,804,980 | 82.7 | 7,205,464 | 90.6 | 8,172,800 | 91.6 | 9,436,123 | 94.8 |
Лезгины | 37,263 | 1.6 | 111,666 | 3.5 | 98,211 | 2.7 | 137,250 | 2.7 | 158,057 | 2.6 | 171,395 | 2.4 | 178,021 | 2.2 | 180,300 | 2.02 | 167,570 | 1.68 |
Армянский | 282,004 | 12.2 | 388,025 | 12.1 | 442,089 | 12.0 | 483,520 | 9.4 | 475,486 | 7.9 | 390,505 | 5.6 | 120,745 8 | 1.5 | 120,300 8 | 1.35 | 178 | |
русские | 220,545 | 9.5 | 528,318 | 16.5 | 501,282 | 13.6 | 510,059 | 10.0 | 475,255 | 7.9 | 392,304 | 5.6 | 141,687 | 1.8 | 119,300 | 1.35 | 71,046 | 0.7 |
Талыш | 77,323 | 3.3 | 87,510 | 2.7 | 85 | 0.0 | 21,169 | 0.3 | 76,841 | 1.0 | 112,000 | 1.26 | 87,578 | 0.88 | ||||
аварцы | 19,104 | 0.8 | 15,740 | 0.5 | 17,254 | 0.5 | 30,735 | 0.6 | 35,991 | 0.6 | 44,072 | 0.6 | 50,871 | 0.6 | 49,800 | 0.56 | 48,636 | 0.49 |
турки | 95 | 0.0 | 600 | 0.0 | 202 | 0.0 | 8,491 | 0.2 | 7,926 | 0.1 | 17,705 | 0.3 | 43,454 | 0.5 | 38,000 | 0,43 | 30,516 | 0.35 |
татары | 9,948 | 0.4 | 27,591 | 0.9 | 29,370 | 0.8 | 31,353 | 0.6 | 31,204 | 0.5 | 28,019 | 0.4 | 30,011 | 0.4 | 25,900 | 0,29 | 17,712 | 0.18 |
Тат и иудео-таты | 28,443 | 1.2 | 2,289 | 0.1 | 5,887 | 0.2 | 7,769 | 0.2 | 8,848 | 0.1 | 10,239 | 0.1 | 10,922 | 0.1 | 25,200 | 0.28 | 27,657 | 0.28 |
украинцы | 18,241 | 0.8 | 23,643 | 0.7 | 25,778 | 0.7 | 29,160 | 0.6 | 26,402 | 0.4 | 32,345 | 0.5 | 28,984 | 0.4 | 21,500 | 0,24 | 13,947 | 0.14 |
Цахурс | 15,552 | 0.7 | 6,464 | 0.2 | 2,876 | 0.1 | 6,208 | 0.1 | 8,546 | 0.1 | 13,318 | 0.2 | 15,877 | 0.2 | 12,300 | 0.14 | 13,361 | 0.13 |
Удины | 2,445 | 0.1 | 3,202 | 0.1 | 5,492 | 0.1 | 5,841 | 0.1 | 6,125 | 0.1 | 4,152 | 0.1 | 3,800 | 0.04 | 3,540 | 0.04 | ||
грузины | 9,500 | 0.4 | 10,196 | 0.3 | 9,526 | 0.3 | 13,595 | 0.3 | 11,412 | 0.2 | 14,197 | 0.2 | 14,877 | 0.2 | 9,900 | 0.11 | 8,442 | 0.08 |
евреи | 20,578 | 0.9 | 41,245 | 1.3 | 40,198 | 1.1 | 48,652 | 1.0 | 35,487 | 0.6 | 30,792 | 0.4 | 8,916 | 0.1 | 9,100 | 0.1 | 5,094 | 0.05 |
Курды | 41,193 7 | 1.8 | 6,005 | 0.2 | 1,487 | 0.0 | 5,488 | 0.1 | 5,676 | 0.1 | 12,226 | 0.2 | 13,075 | 0.2 | 6,100 | 0.07 | 4,105 | 0.04 |
Другие | 94,360 | 4.1 | 85,387 | 2.7 | 25,889 | 0.7 | 22,531 | 0.4 | 31,552 | 0.5 | 31,787 | 0.5 | 9,541 | 0.1 | 9,500 | 0.11 | 15,904 | 0.16 |
Общий | 2,314,571 | 3,205,150 | 3,697,717 | 5,117,081 | 6,026,515 | 7,021,178 | 7,953,438 | 8,922,400 | 9,951,409 | |||||||||
1 Источник: [3] . 2 Источник: [4] . 3 Источник: [5] . 4 Источник: [6] . 5 Источник: [7] . 6 Источник: [8] . 7 Источник [9] Почти все курды проживали в Курдистанском уезде , территории между Арменией и Нагорным Карабахом . В конце 1930-х годов советские власти депортировали большую часть курдского населения Азербайджана в Казахстан. 8 Почти все армяне проживают в отколовшемся регионе Нагорного Карабаха с начала 1990-х годов до бегства армян Нагорного Карабаха в 2023 году. |
Иностранное вмешательство
[ редактировать ]Азербайджан утверждает, что соседние страны – Армения , Иран и, в меньшей степени, Россия – поддерживают сепаратистские настроения в Азербайджане .
Армения
[ редактировать ]В мае 2005 года Армения организовала «Первую международную конференцию по талышским исследованиям». Мероприятие было организовано факультетом иранистики ЕГУ и ереванским Центром иранистики в армянском курортном городе Цахкадзор. По словам Владимира Сокора : [47]
Почти наверняка за этой инициативой стояли некоторые политические круги в Армении. Конференция, похоже, была призвана, по крайней мере частично, возродить вопрос автономии талышей в Азербайджане. Подобные намерения черпают вдохновение из будущей «Талыш-Муганской республики», провозглашенной 21 июня 1993 года на юго-востоке Азербайджана группой этнических талышских офицеров под руководством полковника Аликрама Гумбатова. Их восстание было связано с массированным армянским наступлением на карабахском фронте и захватом армянскими войсками территорий в глубине западного Азербайджана. Талышские повстанцы провозгласили независимость семирайонного региона на юго-востоке Азербайджана, но не получили значительной поддержки среди своей этнической группы.
В апреле 1996 года Министерство национальной безопасности Азербайджана заявило, что армянская разведка завербовала и обучила армянских членов базирующейся в Дагестане лезгинской сепаратистской организации «Садвал», которые впоследствии совершили взрыв в бакинском метро в марте 1994 года, в результате которого погибло 14 человек. [48]
Иран
[ редактировать ]По словам Хемы Котеча: [32]
В первые годы независимости Иран придерживался патерналистского подхода к Азербайджану, существовали некоторые идеи интеграции Азербайджана с Ираном и «Иран ожидал/делал вид, что Азербайджан является очень несчастливым местом»... Истории о давлении на Тегеран со стороны США спонсируя свои меньшинства и инакомыслящие группы, он усиливает чувство незащищенности и давление, которое он оказывает на Баку, чтобы тот не поддерживал США. Частью влияния Ирана на Азербайджан является религиозное влияние на общество, и в моменты напряженности местные наблюдатели говорят, что они ощущают усиление участия «иранской пропаганды», когда Иран натягивает нити своего влияния на людей на юге.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Поскольку исход этнических армян превысил 100 000 человек, ООН готовится к визиту в Нагорный Карабах» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 2023-09-30. Архивировано из оригинала 30 сентября 2023 года . Проверено 30 сентября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Более 80% населения Нагорного Карабаха бегут, поскольку будущее для тех, кто останется, неясно» . Канадская пресса . Yahoo! Финансы . 29 сентября 2023 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2023 года . Проверено 29 сентября 2023 г.
- ^ «Азербайджан» . Всемирная книга фактов . Проверено 20 апреля 2024 г.
- ^ Дуглас Блюм, «Спорные национальные идентичности и слабые государственные структуры в Евразии» (стр. в Шон Кей, С. Виктор Папакосма, Джеймс Сперлинг, Ограничивающие институты?: Вызов управления евразийской безопасностью, Manchester University Press, 2003.
- ^ Перейти обратно: а б Совет по иммиграции и беженцам Канады [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б «Конституция Азербайджана» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г. Проверено 18 июня 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Европейская комиссия против расизма и нетерпимости (ECRI), Второй доклад по Азербайджану, CRI(2007)22, 24 мая 2007 г.
- ^ "Сегодня.Az - Силы, желающие разжечь этнический конфликт в Азербайджане, пытаются использовать представителей аварского народа" . Архивировано из оригинала 30 октября 2018 г. Проверено 16 июля 2008 г.
- ^ Совет Европы, Комитет министров, Резолюция ResCMN-2004-8 о выполнении Азербайджаном Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, принятая Комитетом министров 13 июля 2004 г. на 893-м заседании заместителей министров. .
- ^ Кристина Брэтт (EDT) Полстон, Дональд Пекхэм (ред.), Лингвистические меньшинства в Центральной и Восточной Европе, издатель Multilingual Matters, 1998, ISBN 1-85359-416-4 , с. 106
- ^ Томас де Ваал. Черный сад: Армения и Азербайджан через мир и войну. , Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета, 2003, ISBN 0-8147-1945-7 , с. 133
- ^ Лиз Фуллер. Анализ: сталкиваются ли этнические меньшинства Азербайджана с принудительной ассимиляцией? , РСЕ/РС [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Определения национальной идентичности, национализма и этнической принадлежности в постсоветском Азербайджане в 1990-е годы» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 14 мая 2011 г. Проверено 15 декабря 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Центр международного развития и управления конфликтами Университета Мэриленда. Меньшинства в опасности: оценка армян в Азербайджане, онлайн-отчет, 2004 г.» . Архивировано из оригинала 25 мая 2011 г. Проверено 15 июня 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б де Ваал, Томас (2003). Черный сад: Армения и Азербайджан через мир и войну. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 0-8147-1945-7 . стр. 133
- ^ А.Ямсков. Этнический конфликт в Закавказье: на примере Нагорного Карабаха. В теории и обществе, Vol. 20, № 5, 1991, стр. 631-660.
- ^ Одри Алстатд. Азербайджанские тюрки: сила и идентичность под властью России (Исследования национальностей). Hoover Institution Press, 1992, стр.126.
- ^ «Реализация Хельсинкских соглашений: права человека и демократизация в новых независимых государствах бывшего Советского Союза» (Вашингтон, округ Колумбия: Конгресс США, Комиссия по безопасности и сотрудничеству в Европе, январь 1993 г.), стр. 118
- ^ Перейти обратно: а б с «Азербайджан: Статус армян, русских, евреев и других меньшинств» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 22 ноября 2010 г. Проверено 19 июня 2007 г.
- ^ Пикман, Сара. Трагедия на Араксе . Археологический институт Америки . 29 декабря 2008 г. Проверено 16 апреля 2007 г.
- ^ Касл, Стивен. Азербайджан «сравнял с землей» священное армянское место. Архивировано 15 июня 2006 г. в Wayback Machine . Независимый . 16 апреля 2006 г. Проверено 16 апреля 2007 г.
- ^ Европейская комиссия против расизма и нетерпимости (ECRI) (31 мая 2011 г.). «ОТЧЕТ ECRI ПО АЗЕРБАЙДЖАНУ (четвертый цикл мониторинга)» (PDF) . Совет Европы . Проверено 5 июня 2011 г.
- ^ Дмитрий Пирбари. Курды – исконные обитатели Ближнего и Среднего Востока Archived 2012-09-11 at archive.today . Kurdishcenter.ru.
- ^ Перейти обратно: а б Рауф Оруджев. «Азербайджан: курды снова стали объектом нападения», Институт освещения войны и мира , Кавказская служба, CRS № 174, 11 апреля 2003 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Резолюции Совета Безопасности ООН 1993 года по Нагорному Карабаху № 822, № 853, № 874 и № 884», интернет-публикация, веб-сайт Государственного департамента США.
- ^ Энциклопедия мировых культур, Дэвид Левинсон, GK Hall & Co. (1991), стр.225
- ^ Курды: современный обзор, Филип Г. Крейенбрук, Стефан Сперл, Routledge, (1992), ISBN 0-415-07265-4 , стр.201.
- ^ Черный сад: Армения и Азербайджан через мир и войну, Томас Де Ваал, NYU Press, ISBN 0-8147-1945-7 , стр.133
- ^ (in Russian) Партизаны на поводке.
- ^ Этноисторический словарь Российской и Советской империй, Джеймс Стюарт Олсон, Ли Бриганс Паппас, Николас Чарльз Паппас, Greenwood Publishing Group (1994), ISBN 0-313-27497-5 , стр.409.
- ^ Перейти обратно: а б с д Курды: современный обзор, Филип Г. Крейенбрук, Стефан Сперл, Рутледж, ISBN 0-415-07265-4 , (1992), стр.204.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хема Котеча, Исламская и этническая идентичность в Азербайджане: новые тенденции и напряженность, ОБСЕ, Баку, июль 2006 г. [2] Архивировано 5 марта 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ «Спорная численность талышей в Азербайджане» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 г. Проверено 31 января 2009 г.
- ^ Причины спора о численности талышей в Азербайджане : Одна Европа, множество наций: Исторический словарь европейских национальных групп , Джеймс Минахан, Гринвуд, 2000, ISBN 0-313-30984-1 , ISBN 978-0-313-30984-7 , с. 674 (доступно для просмотра в Google Книгах )
- ^ «Обвинение в нарушении прав меньшинств в Азербайджане» . Washprofile.org. Архивировано из оригинала 07.11.2007 . Проверено 29 декабря 2007 г.
- ^ «Талыш: редактор арестован» . unpo.org . Проверено 29 декабря 2007 г.
- ^ «ВЛАСТИ АЗЕРБАЙДЖАНА ОБВИНЕНЫ В ДИСКРИМИНАЦИИ ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ» . hri.org . Проверено 29 декабря 2007 г.
- ^ «Центр международного развития и управления конфликтами Университета Мэриленда. Меньшинства в опасности: оценка лезгин в Азербайджане, онлайн-отчет, 2004 г.» . Архивировано из оригинала 22 июня 2011 г. Проверено 21 июня 2007 г.
- ^ де Ваал, Томас (2003). Черный сад: Армения и Азербайджан через мир и войну. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 0-8147-1945-7 . стр. 122
- ^ Корнелл, Сванте Э. Малые народы и великие державы: исследование этнополитического конфликта на Кавказе. Ричмонд, Суррей, Великобритания: Curzon Press Limited, 2000. стр. 262.
- ^ «Русская община Азербайджана отметила 15-летие» . Архивировано из оригинала 7 июня 2013 г. Проверено 27 августа 2012 г.
- ^ «Русская община Азербайджана» . Архивировано из оригинала 25 апреля 2012 г. Проверено 27 августа 2012 г.
- ^ Самадов (www.anarsamadov.net), Анар. «Население Азербайджана» . Государственный комитет по статистике Азербайджанской Республики (на азербайджанском языке) . Проверено 7 января 2024 г.
- ^ Статистический ежегодник Азербайджана 2006 , Госкомстат, Баку, таблица 2.6, стр. 69
- ^ «Население Азербайджана» . Архивировано из оригинала 28 марта 2018 г. Проверено 27 августа 2012 г.
- ↑ Переписи населения Азербайджанской Республики 1979, 1989, 1999, 2009 гг. Архивировано 30 ноября 2012 г., в Wayback Machine.
- ^ Владимир Сокор. «Талышская проблема, дремлющая в Азербайджане, вновь открылась в Армении», Фонд Джеймстауна, 27 мая 2005 г. Архивировано 30 сентября 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ Лиз Фуллер. «Азербайджан: Баку вовлекает армянскую разведку в предполагаемую попытку государственного переворота», Радио Свободная Европа/Радио Свобода, 5 августа 2005 г.