Jump to content

Этнические меньшинства в Азербайджане

Этнический состав Азербайджана (2024 г., после распада самопровозглашенной Нагорно -Карабахской Республики и бегства нагорно-карабахских армян в 2023 г.). [1] [2]
Этнический состав Азербайджана (1994-2020 годы, после Первой Нагорно-Карабахской войны и до Второй Нагорно-Карабахской войны ).

В данной статье основное внимание уделяется этническим меньшинствам в Азербайджанской Республике .

В Азербайджане проживают более 80 этнических групп. [3]

По словам профессора Дугласа Блюма:

Наконец, Азербайджан представляет несколько более двусмысленную картину. Он может похвастаться устоявшейся официальной национальной идентичностью, связанной с заявлениями об уникальном наследии, основанном на невероятной смеси тюркизма, зороастризма и умеренного ислама, а также своей исторической функцией «моста» между Азией и Европой на Шелковом пути. В то же время сохраняются сильные местные пристрастия и этнические различия, включая скрытую напряженность между азербайджанцами, русскими, а также лезгинами и талышами (помимо армян), а также упорные религиозные расколы (примерно 85% исламского населения составляют шииты 15 % суннитов). Такое сохранение местничества неудивительно, поскольку у азербайджанской элиты, которая серьезно пострадала от русификации и до сих пор в целом вяло проявляет пантюркизм, не было исторической основы для формирования национальной идентичности. Возможно, самым мощным источником социальной сплоченности и устаревшей легитимности является война в Нагорном Карабахе, которая, по крайней мере, породила некоторую степень коллективной идентичности жертвы армянской агрессии, возможно, тонкой тросточки, на которой можно построить национальную идентичность, способствующую развитию государственного строительства. в будущем. [4]

В июле 2005 года Freedom House сообщила, что некоторые этнические меньшинства столкнулись с дискриминацией в таких областях, как жилье, образование и трудоустройство. Комитет Организации Объединенных Наций по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД) отметил, что, хотя Азербайджан продемонстрировал улучшения, приняв законодательство, содержащее положения о расовой дискриминации, не было возбуждено ни одного дела, связанного с дискриминацией. В своем кратком отчете КЛРД поставил вопрос о том, как такое законодательство положит конец сообщениям о дискриминационной практике государственных должностных лиц и сотрудников правоохранительных органов. КЛРД также рекомендовал Азербайджану расширить свое до сих пор узкое понимание дискриминации, занимаясь не только ее «наиболее серьезными и крайними проявлениями», но и обычным явлением. Комитет также выразил обеспокоенность по поводу отсутствия программ поддержки языков меньшинств или программ, способствующих межкультурному образованию. Азербайджан попытался обуздать дискриминацию, приняв законы. [5] хотя

Лингвистические права

[ редактировать ]

Статья 21 («Государственный язык») раздела II Конституции Азербайджана гласит: [6]

*Я. Азербайджанский язык является государственным языком Азербайджанской Республики.

  • II. Азербайджанская Республика обеспечивает развитие азербайджанского языка .
  • III. Азербайджанская Республика гарантирует свободное использование и развитие других языков, на которых говорит население.

Кроме того, статья 45 («Право пользования родным языком») раздела III Конституции Азербайджана гласит: [6]

*Я. Каждый человек имеет право пользоваться родным языком. Каждый имеет право воспитываться и получать образование, заниматься творческой деятельностью на родном языке.

  • II. Никто не может быть лишен права пользования родным языком.

Согласно отчету Комиссии Совета Европы по борьбе против расизма и нетерпимости (ECRI) за 2007 год: [7]

Языки национальных меньшинств, проживающих в Азербайджане, преподаются в государственных школах в регионах компактного проживания этих меньшинств. Обычно два часа в неделю посвящаются преподаванию языков меньшинств с первого по четвертый класс. Помимо большого количества русских школ, особенно в столице Баку, есть также грузинские и еврейские в Азербайджане школы . ECRI отмечает, что власти Азербайджана в последнее время предприняли усилия для улучшения качества преподавания нескольких языков меньшинств, включая лезгинский и талышский . Они опубликовали учебники на этих языках, чтобы заменить старые или иностранные учебники, которые не подходили. Однако, по данным ряда источников, учебники для изучения других языков меньшинств, таких как татский и аварский, по-прежнему непригодны. Кроме того, учителей этих языков меньшинств слишком мало, и учителя плохо подготовлены. Власти Азербайджана заявили, что Министерство образования принимает меры для улучшения ситуации по этим вопросам.

По другим сообщениям, было несколько жалоб на этнические беспорядки в Азербайджане из-за политики ассимиляции правительства и его обращения с меньшинствами. Среди прочих аварцы, талыши, курды и таты. [8]

Общее представительство в общественной и политической жизни

[ редактировать ]

Согласно Резолюции о реализации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, принятой Советом Европы в 2004 году:

Азербайджан предпринял особенно похвальные усилия по открытию личной сферы применения Рамочной конвенции для широкого круга меньшинств. В Азербайджане признается важность защиты и продвижения культур национальных меньшинств и высоко ценится долгая история культурного разнообразия страны;

- Нагорно-Карабахский конфликт и его последствия существенно затруднили усилия по реализации Рамочной конвенции. Несмотря на общий дух толерантности в Азербайджане, продолжающаяся оккупация значительной части азербайджанской территории и перемещение большого числа людей вызвали напряженность, которая привела к вызывающим беспокойство проявлениям нетерпимости. Остается надеяться, что будет найдено прочное и мирное решение существующего конфликта и что усилия в этом направлении будут ускорены. Окончательное решение должно защищать права всех заинтересованных лиц в соответствии с территориальной целостностью страны и другими принципами международного права;
- Некоторые общие проблемы прав человека, включая проблемы, связанные со свободой выражения мнений и процессом регистрации неправительственных организаций, также влияют на защиту национальных меньшинств и должны быть решены властями в приоритетном порядке;
- Несмотря на определенные положительные законодательные инициативы, в законодательстве, касающемся реализации Рамочной конвенции, имеется ряд недостатков. Закон о государственном языке 2002 года содержит прискорбные сокращения правовых гарантий, касающихся защиты национальных меньшинств. Это ставит под угрозу, например, некоторые похвальные практики в области электронных средств массовой информации. Процесс внесения поправок в указанный закон следует продолжить с целью приведения его в соответствие с Рамочной конвенцией;
- Существует необходимость соединить Закон о государственном языке с усовершенствованными правовыми гарантиями защиты национальных меньшинств в таких областях, как образование на языках меньшинств и использование языков меньшинств в отношениях с административными органами, с целью консолидации и расширения позитивных существующие практики. Приоритет должен быть отдан принятию нового закона о защите национальных меньшинств, обеспечивающего необходимые гарантии для реализации соответствующих языковых стандартов меньшинств;

- Азербайджану следует рассмотреть возможность дальнейшего развития консультативных структур для представителей национальных меньшинств, чтобы улучшить их участие в принятии решений. [9]

По данным Европейской комиссии против расизма и нетерпимости (ECRI), органа Совета Европы по правам человека : [7]

ЕКРН отмечает общее мнение, что национальные меньшинства хорошо представлены в общественной и политической жизни и особенно в парламенте. Однако в настоящее время не существует специального государственного органа, где представители национальных меньшинств могли бы выражать свои взгляды по интересующим их общественным делам. Так было с момента исчезновения Совета по делам национальных меньшинств, который был первоначально создан в 1993 году и больше не собирается. По данным нескольких источников, национальные меньшинства обычно не решаются заявить о своих языковых и культурных правах, особенно из-за общей обстановки, возникшей в результате конфликта вокруг Нагорного Карабаха . Похоже, что те, кто раньше пытался публично защищать права национальных меньшинств, по крайней мере, сталкивались с обвинениями в «работе на врага» или в «сепаратизме», например, со стороны некоторых СМИ или некоторых политиков.

Принудительная ассимиляция

[ редактировать ]

Согласно книге 1998 года «Языковые меньшинства в Центральной и Восточной Европе»: [10]

В 1993 году была предпринята попытка официально восстановить латиницу; очень немногие люди выступали за арабскую графику. Носители крыси и хиналуга, как и большинство цахуров, двуязычны и имеют тенденцию ассимилироваться с азербайджанцами. То же самое относится и к татышам, и несколько меньше к талышам. По крайней мере, официального признания, преподавания или публикации на этих языках в какой-либо форме не существует. Лезгины в Азербайджане очень решительно борются за свое языковое возрождение, но без особого успеха. В целом преобладает политика насильственной ассимиляции всех меньшинств, включая талышей, татов, курдов и лезгин. Сопротивление ассимиляции со стороны крыси, хиналугов, цахуров и татов практически отсутствует, а со стороны талышей сопротивление невелико. Имеют место отчаянные попытки сопротивления со стороны удинов, упорное сопротивление со стороны курдов и чрезвычайно активная борьба со стороны лезгин, желающих отделить лезгинские населенные районы как от Дагестана, так и от Азербайджана, чтобы создать автономную республику с лезгинским государством в качестве государства. язык.

Российский эксперт по национальному вопросу Валерий Тишков заявил, что Азербайджан является одним из крупнейших ассимиляторов бывших советских республик, двумя другими являются Грузия и Узбекистан. [11]

По словам аналитика организации «Радио Свободная Европа» Лиз Фуллер, некоторые этнические представители Азербайджана (например, Магомед Гусейнов из Аварского национального совета) выразили публичную обеспокоенность по поводу насильственной ассимиляции и этнических чисток с целью обеспечить преобладание азербайджанских тюрков в стране над лезгинами . Аварцы , талыши , таты , курды и другие меньшинства. [12]

Подавляющее большинство армян Азербайджана проживало в Нагорном Карабахе . Однако сейчас их насчитывается около 20 человек, причем значительно большее число находится в азербайджанских тюрьмах. По оценкам неофициальных источников, число армян, проживающих на территории Азербайджана за пределами Нагорного Карабаха и не находящихся в тюрьме, составляет от 2000 до 3000 человек и почти исключительно состоит из лиц, состоящих в браке с азербайджанцами или лиц смешанного армяно-азербайджанского происхождения. Число армян, которые, вероятно, не состоят в браке с азербайджанцами и не имеют смешанного армяно-азербайджанского происхождения, оценивается в 645 (36 мужчин и 609 женщин) и более половины (378 или 59 процентов армян в Азербайджане за пределами Нагорного Карабаха). живут в Баку, остальные в сельской местности. Скорее всего, это пожилые и больные люди, у которых, вероятно, нет других членов семьи. [7] [13] Армяне в Азербайджане подвергаются большому риску, пока нагорно-карабахский конфликт остается неурегулированным. [14]

Азербайджанская ССР

[ редактировать ]

Во времена советской власти вопрос Карабаха мучил армян. Армяне Карабаха заявляли об экономическом пренебрежении, обвиняя власти Азербайджана в недостаточных инвестициях в регион в попытке сохранить его нищим. Кроме того, Баку наложил ограничения на культурные связи с Арменией. Напряженность возросла в начале 1960-х годов, а в 1968 году вспыхнули столкновения между армянами и азербайджанцами в Степанакерте (столице Нагорного Карабаха). Армяне опасались, что армянский характер Карабаха исчезнет, ​​как это произошло в Нахичевани на протяжении десятилетий, где исчезло армянское население, а все армянские памятники систематически сносились и, как сообщается, уничтожались властями Азербайджана. В 1979 году в Нагорном Карабахе проживало 74% армян, но не было армянского телевидения и не было армянских высших учебных заведений. [14]

По словам Томаса Де Вааля: [15]

К 1979 году численность армян Нахичевана сократилась до уровня 1 процента населения, или трех тысяч человек. Карабахские армяне использовали пример медленной «деарменизации» Нахичевани в течение двадцатого века как пример того, чего, как они боялись, с ними может случиться.

Однако другие данные свидетельствуют о том, что армяне жили в Нагорном Карабахе в лучших условиях , чем азербайджанцы. По словам Ямскова, [16]

В Нагорном Карабахе, например, социальный статус армян в анклаве был выше, чем у азербайджанцев внутри и за пределами территории.

Советские законы гарантировали, что в Нагорном Карабахе «партийные и государственные органы были укомплектованы преимущественно армянами, которые не только обеспечили армянской культурной автономии с помощью армяноязычных газет, школ и искусств, но и укрепили ее» [17]

с 1991 по 2023 год

[ редактировать ]

Вскоре разразилась война из-за Нагорного Карабаха, которая закончилась в 1994 году, когда армянские сепаратисты установили контроль над этой территорией. Тюркский национализм является ведущей силой в Баку и, несомненно, способствовал конфликту с армянами, учитывая историческую вражду между армянами и Турцией. [14] Все основные наблюдатели за соблюдением прав человека согласились с тем, что положение армян, тех, кто состоит в браке или общается с армянами, а также тех, кто, как считается, симпатизирует армянам, чрезвычайно тяжелое. По всему Азербайджану также имели место многочисленные акты вандализма против Армянской Апостольской церкви. Армяне, все еще оставшиеся в Азербайджане, практически живут в бегах, а также сменили свои армянские имена и фамилии на азербайджанские имена и фамилии, поскольку им приходится вести себя крайне сдержанно, чтобы избежать преследований и физических нападений. Они продолжают жаловаться (в частном порядке из-за страха нападений), что по-прежнему подвергаются притеснениям и нарушениям прав человека и поэтому вынуждены скрывать свою личность. [18] Сообщается, что армянам и частично армянам, проживающим в Азербайджане, было отказано в разрешении покинуть страну. Они также сообщили, что Департамент виз и регистрации исключил их из списка резидентов. [19]

В отчете американского посольства в Баку за 1993 год отмечалось: [19]

…лица, состоящие в смешанных браках, не могут эмигрировать в Армению, поскольку азербайджанцы считают, что они будут подвергаться дискриминации так же, как и армяне здесь, и потому что ереванские армяне [этнические армяне из Армении] открыто враждебно относятся к бакинским армянам [этническим армянам из Азербайджана], и большинство азербайджанских армян не имеют никаких связей с Россией.

Согласно отчету Министерства юстиции за 1993 год: [19]

Очевидно, что армяне являются объектом насилия со стороны общественных сил и что правительство Азербайджана не может, а в некоторых случаях не желает контролировать насилие или акты дискриминации и преследования. Некоторые секторы правительства, такие как упомянутый выше Департамент виз и регистрации, похоже, не желают обеспечивать соблюдение заявленной политики правительства в отношении меньшинств. Пока продолжается армяно-азербайджанский конфликт по поводу судьбы Карабаха и, возможно, еще долго после достижения урегулирования, армянские жители Азербайджана не будут иметь никаких гарантий физической безопасности.

Азербайджан обвиняют в том, что он начал в 1998 году кампанию по полному уничтожению обширного кладбища средневековых армянских надгробий-хачкаров на археологическом объекте Джульфа , в Нахчыване анклаве Азербайджана. [20] Утверждения армян о том, что Азербайджан предпринял систематическую кампанию по разрушению и сносу памятников, впервые возникли в конце 1998 года, и эти обвинения были возобновлены в 2002 году и снова в декабре 2005 года после окончательного разрушения памятника.

Как армянскими, так и международными организациями были поданы многочисленные обращения, осуждающие правительство Азербайджана и требующие от него воздержаться от подобной деятельности. В 2006 году Азербайджан запретил членам Европейского парламента расследовать обвинения, обвинив их в «предвзятом и истерическом подходе» к этому вопросу и заявив, что он примет делегацию только в том случае, если она также посетит территорию, контролируемую Арменией. [21]

Согласно отчету Европейской комиссии против расизма и нетерпимости (ECRI) по Азербайджану за 2011 год, «постоянный негативный дискурс официальных лиц и СМИ в отношении Республики Армения помогает поддерживать негативный климат мнений в отношении людей армянского происхождения, которые остаются уязвимыми для дискриминации». [22]

с 2023 г. по настоящее время

[ редактировать ]

В сентябре 2023 года Азербайджан начал наступление на Нагорно-Карабахскую Республику . Война закончилась капитуляцией Нагорно-Карабахской Республики, что привело к массовому бегству почти всего населения Нагорного Карабаха в Армению. [1] [2]

Присутствие курдов в Азербайджане датируется XVIII веком. Территория между Карабахом и Зангезуром из Персии переселилась новая волна курдских мигрантов численностью 600 семей во главе с Михамедом Сефи Силтаном была заселена кочевым курдскими племенами в начале XIX века, когда в Карабахское ханство . Меньшее их количество также переселилось сюда в 1885 году из Османской империи. [23]

проживало около 41 000 курдов в Азербайджане В советское время . [24] Местные курды всегда были в хороших отношениях с азербайджанским большинством, курдская радиостанция, газета и многочисленные школы пытаются сохранить курдскую культуру, но все меньше семей удосуживаются преподавать свой родной язык. [24]

По словам Томаса де Вааля: [15]

Меньшие национальности, такие как курды, также жаловались на ассимиляцию. В 1920-е годы у азербайджанских курдов был свой регион, известный как Красный Курдистан, к западу от Нагорного Карабаха; в 1930 году он был упразднен, и большинство курдов постепенно были переведены в категорию «азербайджанцев». По оценкам курдского лидера, в настоящее время в Азербайджане проживает около 200 000 курдов, но официальная статистика фиксирует лишь около 12 000.

Географическими районами концентрации курдов в Азербайджане были Кельбаджарский , Лачинский , Губадлинский и Зангиланский районы, зажатые между Арменией и Нагорно-Карабахским регионом Азербайджана . В ходе Первой Нагорно-Карабахской войны эти регионы оказались под оккупацией армянских войск. [25] В результате курды вместе со всем азербайджанским населением этих регионов были переселены в другие части Азербайджана . [25]

К 1920-м годам курдская община в Азербайджане значительно сократилась, когда многие из них переехали в Армению, где были созданы курдские деревни. [26] Примерно в то же время у азербайджанских курдов был свой регион под названием Красный Курдистан в Лачинском районе, который находился к западу от Карабаха. Фактически, Лачин с главными городами Кельбаджар, Кубадлы и Зангилан и административными подразделениями Каракушлак, Котурли, Мурад-Ханлы и Курд-Хаджи были в основном населены курдами. [27] В 1930 году оно было упразднено, и большинство оставшихся курдов постепенно были переведены в категорию азербайджанцев . [28] В конце 1930-х годов советские власти депортировали большую часть курдского населения Азербайджана и Армении в Казахстан , а курды Грузии также стали жертвами сталинских чисток в 1944 году. [29]

Проблема в том, что исторические записи курдов в Азербайджане заполнены пробелами. [30] Например, в 1979 году по переписи населения курдов не было. [31] Турция и Азербайджан не только проводили идентичную политику против курдов, но даже использовали одинаковые методы, такие как насильственная ассимиляция, манипулирование численностью населения, расселение некурдов в районах, где преобладают курды, подавление публикаций и упразднение курдского языка как средства обучения. в школах. [31] Курдские исторические деятели, такие как Шараф Хан Битлисский и Ахмад Хани, а также династия Шаддадидов в целом, описывались как азербайджанцы. [31] Курды, которые сохранили в своих внутренних паспортах «курдское» гражданство в качестве своей национальности, а не «азербайджанца», не смогли найти работу. [31]

По переписи 1926 года в Азербайджанской ССР проживало 77 039 человек . С 1959 по 1989 год талыши не включались как отдельный этнос ни в одну перепись, а были включены в состав тюркоязычных азербайджанцев, хотя талыши говорят на иранском языке . В 1999 году правительство Азербайджана заявило, что в Азербайджане проживает всего 76 800 талышей, но считается, что это заниженное представительство, учитывая проблемы с регистрацией в качестве талышей. Некоторые утверждают, что численность талышей, населяющих южные районы Азербайджана, составляет 500 тысяч человек. [32] Талышские националисты всегда утверждали, что численность талышей в Азербайджане существенно превышает официальную статистику. [33] [34]

Получить точную статистику сложно из-за отсутствия надежных источников, смешанных браков и упадка талышского языка . [35] [36] и Радио Свободная Европа/Радио Свобода [37] выразили обеспокоенность по поводу ареста Новрузали Мамедова , председателя Талышского культурного центра и главного редактора газеты «Толыши садо».

В Азербайджанской ССР

[ редактировать ]

Талышская идентичность в советское время сильно подавлялась. В ранний советский период существовали талышские средние школы, издавалась газета «Красный талыш» и несколько книг на талышском языке, но к концу 1930-х годов эти школы были закрыты, а талышская идентичность не признавалась в официальной статистике. Талыш классифицируется как «азербайджанец». [32]

С 1991 года по настоящее время

[ редактировать ]

Историческое подавление идентичности и неспособность практиковать свою культуру и язык привели талышей к внутреннему самоподавлению. [32] Это затрудняет оценку поддержки любого типа талышского движения. [32] По словам Хемы Котеча, многие талыши опасаются, что их будут ассоциировать с сепаратистской Талыш-Муганской Автономной Республикой , с Россией или с Арменией , если они признают или попытаются рассказать о своих убеждениях в публичной сфере. Одним из примеров нынешних репрессий было то, что школа в Лерике хотела пригласить поэта из Ленкорани устроить вечер в его честь и выступить перед детьми; директору сказали, что он будет уволен, если мероприятие состоится. Страх перед полицией также является еще одним фактором этого молчания, хотя поддержка светской демократии и общие азербайджанско-талышские чувства по отношению к Нагорному Карабаху также способствуют этому. [32]

Лезгины являются крупнейшим этническим меньшинством в Азербайджане . УВКБ ООН заявляет, что лезгины составляют 40% населения Гусарского и Хачмазского районов , а в Большом Баку 1,8% населения составляют лезгины. Официальная статистика правительства Азербайджана утверждает, что лезгинское население составляет лишь 2% от общей численности населения страны, в результате чего их число достигает 178 000 человек, однако эта цифра может увеличиться вдвое. Ариф Юнус предполагает, что эта цифра ближе к 250-260 тысячам, тогда как некоторые лезгинские националисты утверждают, что их численность превышает 700 тысяч. По данным местного офиса Хельсинкского комитета неправительственной организации, город Гусар на 90–95% населен лезгинами. [32]

По данным Центра международного развития и управления конфликтами Университета Мэриленда: [38]

Хотя многие опасались, что требования лезгин о создании независимого « Лезгистана » приведут к новой сепаратистской войне в Азербайджане, эти опасения пока оказались необоснованными. В настоящее время представляется менее вероятным, чем когда-либо, что лезгины прибегнут к каким-либо устойчивым коллективным действиям для решения своих проблем, хотя отдельные инциденты все же случаются. За последние восемь лет они не участвовали ни в каких серьезных протестах и ​​только в двух случаях насилия; они также продемонстрировали готовность вести переговоры и идти на компромисс по своим самым трудным требованиям. Лезгинские националистические движения не получают широкой поддержки среди лезгин, недостаточно организованных на низовом уровне.

По словам Томаса де Вааля: [39]

Несмотря на отсутствие дискриминационной политики в их отношении на личном уровне, кампания лезгин* за национально-культурную автономию категорически отвергается властями Азербайджана. Дагестанские лезгины опасаются, что дальнейшее существование их этнических родственников в Азербайджане как отдельной общины находится под угрозой из-за того, что они считают тюркской националистической политикой насильственной ассимиляции. Межэтническая напряженность между лезгинами и азербайджанцами перекинулась и из Азербайджана в Дагестан. Они начались в 1992 году, когда к власти в Азербайджане пришел Народный фронт, но достигли пика в середине 1994 года, во время тяжелых потерь на карабахском фронте. В мае того же года ожесточенные столкновения произошли в Дербенте (Дагестан), а в июне — в Гусарском районе Азербайджана. С тех пор ситуация стабилизировалась, хотя власти Азербайджана заявляют о связи между лезгинскими активистами и карабахскими армянами, и облако подозрений окружает лезгинскую общину в Азербайджане.

По словам националиста Сванте Э. Корнелла: [40]

Хотя официально число лезгин, зарегистрированных как таковые в Азербайджане, составляет около 180 000, лезгины утверждают, что число лезгин, зарегистрированных в Азербайджане, намного превышает эту цифру, причем по некоторым данным в Азербайджане проживает более 700 000 лезгин. Эти цифры отрицаются правительством Азербайджана, но в частном порядке многие азербайджанцы признают тот факт, что лезгины – если на то пошло, талыши или курды – население Азербайджана намного превышает официальные цифры...

Для лезгин в Азербайджане наличие этнического родства в Дагестане имеет большое значение.важность. Нариман Рамазанов, один из политических лидеров лезгин, утверждает, чточто, тогда как талыши, таты и курды Азербайджана потеряли большую часть своегоязыка и этнической идентичности, лезгины смогли сохранить своюих контакты с Дагестаном, где политики азербайджанцев, естественно, не былоассимиляция. ….Лезгинская проблема остается одной из самых острых и непредсказуемыхсовременный Кавказ. При этом условия для мирного разрешенияконфликт присутствует. Ни прошлые конфликты, ни тяжелые взаимные предрассудки не делаютуправление конфликтом невозможно; также не произошла этническая мобилизация длязначительной степени. Таким образом, реальных препятствий для деэскалации конфликта нет.конфликт на народном уровне. Однако на политическом уровне воинственность Садвал и жесткая позиция правительства Азербайджана дают повод для беспокойства.может помешать урегулированию конфликта посредством компромисса, такого как свободная торговлязона. За лезгинской проблемой нужно следить и следить за ней внимательнее.детали, и его продолжающаяся волатильность подтверждается напряжением вокруг недавнего

Срочный съезд в Дагестан.

Русские являются вторым по численности этническим меньшинством в Азербайджане , а также крупнейшей русской общиной на Южном Кавказе и одной из крупнейших за пределами России . [41] [42] С момента своего прибытия в конце восемнадцатого века русские играли важную роль во всех сферах жизни, особенно в царский и советский период , особенно в столице городе Баку .

События «Черного января» , экономический спад и война с Арменией в сочетании с растущим пессимизмом и психологическим дискомфортом, а также давлением со стороны азербайджанских беженцев из Армении и азербайджанских вынужденных переселенцев из Нагорного Карабаха и сопредельных территорий привели к исходу азербайджанцев. Русскоязычное население Азербайджана. В период с 1989 по 1999 год численность населения России упала с 392 000 до 142 000 человек. По состоянию на 2009 год население России насчитывало 119,3 тыс. человек.

Представитель молокан ( этнических русских) в интервью 21 июля 2005 года сообщил, что в Азербайджане нет конфликта между этническими русскими и азербайджанцами и что "нет нетерпимости к русскому языку, культуре или народу", согласно парламентскому чиновнику. Аналогичным образом, служба новостей «Интерфакс» 6 июля 2004 г. сообщила, что представитель МИД России заявил: «У нас, русских , нет особых проблем в Азербайджане». [5]

Демография

[ редактировать ]

Этнические группы по данным переписи 2019 года

  Лезгины (1,68%)
  Армяне (0%)
  Талыши (0,88%)
  Аварцы (0,49%)
  Турки (0,35%)
  Татары (0,18%)
  Таты (0,28%)
  Украинцы (0,14%)
  Цахурс (0,13%)
  Удисы (0,04%)
  Грузины (0,11%)
  Евреи (0,1%)
  Курды (0,07%)
  Другие (0,16%)

По данным переписи 2019 года, этнические меньшинства в Азербайджане составляют 5,2% населения, в том числе лезгины (самое крупное меньшинство, составляющее 1,7% населения), русские (0,7%) и другие, такие как талыши , таты (мусульмане и иудео-таты ), авары , грузины и евреи-ашкенази , составляющие оставшиеся 2,8%. [43]

Хотя азербайджанцы составляли устойчивое большинство, стоит отметить, что в современном Азербайджане произошел сдвиг в демографических тенденциях еще до распада Советского Союза и Первой Нагорно-Карабахской войны , что привело к исходу некоторых этнических меньшинств, в частности армян из и русских , и, наоборот, большой приток азербайджанских беженцев Армении и азербайджанских вынужденных переселенцев из Нагорного Карабаха и прилегающих территорий , что придает Азербайджану более однородный характер.

Население Азербайджана по этническим группам 1926–2009 гг. [44] [45]
Этнический
группа
Перепись 1926 г. 1 Перепись 1939 г. 2 Перепись 1959 года 3 Перепись 1970 года 4 Перепись 1979 года 5 Перепись 1989 года 6 Перепись 1999 г. 6 Перепись 2009 г. [46] Перепись 2019 года
Число % Число % Число % Число % Число % Число % Число % Число % Число %
Азербайджан 1,437,977 62.1 1,870,471 58.4 2,494,381 67.5 3,776,778 73.8 4,708,832 78.1 5,804,980 82.7 7,205,464 90.6 8,172,800 91.6 9,436,123 94.8
Лезгины 37,263 1.6 111,666 3.5 98,211 2.7 137,250 2.7 158,057 2.6 171,395 2.4 178,021 2.2 180,300 2.02 167,570 1.68
Армянский 282,004 12.2 388,025 12.1 442,089 12.0 483,520 9.4 475,486 7.9 390,505 5.6 120,745 8 1.5 120,300 8 1.35 178
русские 220,545 9.5 528,318 16.5 501,282 13.6 510,059 10.0 475,255 7.9 392,304 5.6 141,687 1.8 119,300 1.35 71,046 0.7
Талыш 77,323 3.3 87,510 2.7 85 0.0 21,169 0.3 76,841 1.0 112,000 1.26 87,578 0.88
аварцы 19,104 0.8 15,740 0.5 17,254 0.5 30,735 0.6 35,991 0.6 44,072 0.6 50,871 0.6 49,800 0.56 48,636 0.49
турки 95 0.0 600 0.0 202 0.0 8,491 0.2 7,926 0.1 17,705 0.3 43,454 0.5 38,000 0,43 30,516 0.35
татары 9,948 0.4 27,591 0.9 29,370 0.8 31,353 0.6 31,204 0.5 28,019 0.4 30,011 0.4 25,900 0,29 17,712 0.18
Тат и иудео-таты 28,443 1.2 2,289 0.1 5,887 0.2 7,769 0.2 8,848 0.1 10,239 0.1 10,922 0.1 25,200 0.28 27,657 0.28
украинцы 18,241 0.8 23,643 0.7 25,778 0.7 29,160 0.6 26,402 0.4 32,345 0.5 28,984 0.4 21,500 0,24 13,947 0.14
Цахурс 15,552 0.7 6,464 0.2 2,876 0.1 6,208 0.1 8,546 0.1 13,318 0.2 15,877 0.2 12,300 0.14 13,361 0.13
Удины 2,445 0.1 3,202 0.1 5,492 0.1 5,841 0.1 6,125 0.1 4,152 0.1 3,800 0.04 3,540 0.04
грузины 9,500 0.4 10,196 0.3 9,526 0.3 13,595 0.3 11,412 0.2 14,197 0.2 14,877 0.2 9,900 0.11 8,442 0.08
евреи 20,578 0.9 41,245 1.3 40,198 1.1 48,652 1.0 35,487 0.6 30,792 0.4 8,916 0.1 9,100 0.1 5,094 0.05
Курды 41,193 7 1.8 6,005 0.2 1,487 0.0 5,488 0.1 5,676 0.1 12,226 0.2 13,075 0.2 6,100 0.07 4,105 0.04
Другие 94,360 4.1 85,387 2.7 25,889 0.7 22,531 0.4 31,552 0.5 31,787 0.5 9,541 0.1 9,500 0.11 15,904 0.16
Общий 2,314,571 3,205,150 3,697,717 5,117,081 6,026,515 7,021,178 7,953,438 8,922,400 9,951,409
1 Источник: [3] . 2 Источник: [4] . 3 Источник: [5] . 4 Источник: [6] . 5 Источник: [7] . 6 Источник: [8] . 7 Источник [9] Почти все курды проживали в Курдистанском уезде , территории между Арменией и Нагорным Карабахом . В конце 1930-х годов советские власти депортировали большую часть курдского населения Азербайджана в Казахстан. 8 Почти все армяне проживают в отколовшемся регионе Нагорного Карабаха с начала 1990-х годов до бегства армян Нагорного Карабаха в 2023 году.

Иностранное вмешательство

[ редактировать ]

Азербайджан утверждает, что соседние страны – Армения , Иран и, в меньшей степени, Россия – поддерживают сепаратистские настроения в Азербайджане .

В мае 2005 года Армения организовала «Первую международную конференцию по талышским исследованиям». Мероприятие было организовано факультетом иранистики ЕГУ и ереванским Центром иранистики в армянском курортном городе Цахкадзор. По словам Владимира Сокора : [47]

Почти наверняка за этой инициативой стояли некоторые политические круги в Армении. Конференция, похоже, была призвана, по крайней мере частично, возродить вопрос автономии талышей в Азербайджане. Подобные намерения черпают вдохновение из будущей «Талыш-Муганской республики», провозглашенной 21 июня 1993 года на юго-востоке Азербайджана группой этнических талышских офицеров под руководством полковника Аликрама Гумбатова. Их восстание было связано с массированным армянским наступлением на карабахском фронте и захватом армянскими войсками территорий в глубине западного Азербайджана. Талышские повстанцы провозгласили независимость семирайонного региона на юго-востоке Азербайджана, но не получили значительной поддержки среди своей этнической группы.

В апреле 1996 года Министерство национальной безопасности Азербайджана заявило, что армянская разведка завербовала и обучила армянских членов базирующейся в Дагестане лезгинской сепаратистской организации «Садвал», которые впоследствии совершили взрыв в бакинском метро в марте 1994 года, в результате которого погибло 14 человек. [48]

По словам Хемы Котеча: [32]

В первые годы независимости Иран придерживался патерналистского подхода к Азербайджану, существовали некоторые идеи интеграции Азербайджана с Ираном и «Иран ожидал/делал вид, что Азербайджан является очень несчастливым местом»... Истории о давлении на Тегеран со стороны США спонсируя свои меньшинства и инакомыслящие группы, он усиливает чувство незащищенности и давление, которое он оказывает на Баку, чтобы тот не поддерживал США. Частью влияния Ирана на Азербайджан является религиозное влияние на общество, и в моменты напряженности местные наблюдатели говорят, что они ощущают усиление участия «иранской пропаганды», когда Иран натягивает нити своего влияния на людей на юге.

  1. ^ Перейти обратно: а б «Поскольку исход этнических армян превысил 100 000 человек, ООН готовится к визиту в Нагорный Карабах» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 2023-09-30. Архивировано из оригинала 30 сентября 2023 года . Проверено 30 сентября 2023 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б «Более 80% населения Нагорного Карабаха бегут, поскольку будущее для тех, кто останется, неясно» . Канадская пресса . Yahoo! Финансы . 29 сентября 2023 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2023 года . Проверено 29 сентября 2023 г.
  3. ^ «Азербайджан» . Всемирная книга фактов . Проверено 20 апреля 2024 г.
  4. ^ Дуглас Блюм, «Спорные национальные идентичности и слабые государственные структуры в Евразии» (стр. в Шон Кей, С. Виктор Папакосма, Джеймс Сперлинг, Ограничивающие институты?: Вызов управления евразийской безопасностью, Manchester University Press, 2003.
  5. ^ Перейти обратно: а б Совет по иммиграции и беженцам Канады [ постоянная мертвая ссылка ]
  6. ^ Перейти обратно: а б «Конституция Азербайджана» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г. Проверено 18 июня 2007 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Европейская комиссия против расизма и нетерпимости (ECRI), Второй доклад по Азербайджану, CRI(2007)22, 24 мая 2007 г.
  8. ^ "Сегодня.Az - Силы, желающие разжечь этнический конфликт в Азербайджане, пытаются использовать представителей аварского народа" . Архивировано из оригинала 30 октября 2018 г. Проверено 16 июля 2008 г.
  9. ^ Совет Европы, Комитет министров, Резолюция ResCMN-2004-8 о выполнении Азербайджаном Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, принятая Комитетом министров 13 июля 2004 г. на 893-м заседании заместителей министров. .
  10. ^ Кристина Брэтт (EDT) Полстон, Дональд Пекхэм (ред.), Лингвистические меньшинства в Центральной и Восточной Европе, издатель Multilingual Matters, 1998, ISBN   1-85359-416-4 , с. 106
  11. ^ Томас де Ваал. Черный сад: Армения и Азербайджан через мир и войну. , Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета, 2003, ISBN   0-8147-1945-7 , с. 133
  12. ^ Лиз Фуллер. Анализ: сталкиваются ли этнические меньшинства Азербайджана с принудительной ассимиляцией? , РСЕ/РС [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
  13. ^ «Определения национальной идентичности, национализма и этнической принадлежности в постсоветском Азербайджане в 1990-е годы» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 14 мая 2011 г. Проверено 15 декабря 2010 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с «Центр международного развития и управления конфликтами Университета Мэриленда. Меньшинства в опасности: оценка армян в Азербайджане, онлайн-отчет, 2004 г.» . Архивировано из оригинала 25 мая 2011 г. Проверено 15 июня 2007 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б де Ваал, Томас (2003). Черный сад: Армения и Азербайджан через мир и войну. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN   0-8147-1945-7 . стр. 133
  16. ^ А.Ямсков. Этнический конфликт в Закавказье: на примере Нагорного Карабаха. В теории и обществе, Vol. 20, № 5, 1991, стр. 631-660.
  17. ^ Одри Алстатд. Азербайджанские тюрки: сила и идентичность под властью России (Исследования национальностей). Hoover Institution Press, 1992, стр.126.
  18. ^ «Реализация Хельсинкских соглашений: права человека и демократизация в новых независимых государствах бывшего Советского Союза» (Вашингтон, округ Колумбия: Конгресс США, Комиссия по безопасности и сотрудничеству в Европе, январь 1993 г.), стр. 118
  19. ^ Перейти обратно: а б с «Азербайджан: Статус армян, русских, евреев и других меньшинств» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 22 ноября 2010 г. Проверено 19 июня 2007 г.
  20. ^ Пикман, Сара. Трагедия на Араксе . Археологический институт Америки . 29 декабря 2008 г. Проверено 16 апреля 2007 г.
  21. ^ Касл, Стивен. Азербайджан «сравнял с землей» священное армянское место. Архивировано 15 июня 2006 г. в Wayback Machine . Независимый . 16 апреля 2006 г. Проверено 16 апреля 2007 г.
  22. ^ Европейская комиссия против расизма и нетерпимости (ECRI) (31 мая 2011 г.). «ОТЧЕТ ECRI ПО АЗЕРБАЙДЖАНУ (четвертый цикл мониторинга)» (PDF) . Совет Европы . Проверено 5 июня 2011 г.
  23. ^ Дмитрий Пирбари. Курды – исконные обитатели Ближнего и Среднего Востока Archived 2012-09-11 at archive.today . Kurdishcenter.ru.
  24. ^ Перейти обратно: а б Рауф Оруджев. «Азербайджан: курды снова стали объектом нападения», Институт освещения войны и мира , Кавказская служба, CRS № 174, 11 апреля 2003 г.
  25. ^ Перейти обратно: а б «Резолюции Совета Безопасности ООН 1993 года по Нагорному Карабаху № 822, № 853, № 874 и № 884», интернет-публикация, веб-сайт Государственного департамента США.
  26. ^ Энциклопедия мировых культур, Дэвид Левинсон, GK Hall & Co. (1991), стр.225
  27. ^ Курды: современный обзор, Филип Г. Крейенбрук, Стефан Сперл, Routledge, (1992), ISBN   0-415-07265-4 , стр.201.
  28. ^ Черный сад: Армения и Азербайджан через мир и войну, Томас Де Ваал, NYU Press, ISBN   0-8147-1945-7 , стр.133
  29. ^ (in Russian) Партизаны на поводке.
  30. ^ Этноисторический словарь Российской и Советской империй, Джеймс Стюарт Олсон, Ли Бриганс Паппас, Николас Чарльз Паппас, Greenwood Publishing Group (1994), ISBN   0-313-27497-5 , стр.409.
  31. ^ Перейти обратно: а б с д Курды: современный обзор, Филип Г. Крейенбрук, Стефан Сперл, Рутледж, ISBN   0-415-07265-4 , (1992), стр.204.
  32. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хема Котеча, Исламская и этническая идентичность в Азербайджане: новые тенденции и напряженность, ОБСЕ, Баку, июль 2006 г. [2] Архивировано 5 марта 2009 г. в Wayback Machine.
  33. ^ «Спорная численность талышей в Азербайджане» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 г. Проверено 31 января 2009 г.
  34. ^ Причины спора о численности талышей в Азербайджане : Одна Европа, множество наций: Исторический словарь европейских национальных групп , Джеймс Минахан, Гринвуд, 2000, ISBN   0-313-30984-1 , ISBN   978-0-313-30984-7 , с. 674 (доступно для просмотра в Google Книгах )
  35. ^ «Обвинение в нарушении прав меньшинств в Азербайджане» . Washprofile.org. Архивировано из оригинала 07.11.2007 . Проверено 29 декабря 2007 г.
  36. ^ «Талыш: редактор арестован» . unpo.org . Проверено 29 декабря 2007 г.
  37. ^ «ВЛАСТИ АЗЕРБАЙДЖАНА ОБВИНЕНЫ В ДИСКРИМИНАЦИИ ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ» . hri.org . Проверено 29 декабря 2007 г.
  38. ^ «Центр международного развития и управления конфликтами Университета Мэриленда. Меньшинства в опасности: оценка лезгин в Азербайджане, онлайн-отчет, 2004 г.» . Архивировано из оригинала 22 июня 2011 г. Проверено 21 июня 2007 г.
  39. ^ де Ваал, Томас (2003). Черный сад: Армения и Азербайджан через мир и войну. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN   0-8147-1945-7 . стр. 122
  40. ^ Корнелл, Сванте Э. Малые народы и великие державы: исследование этнополитического конфликта на Кавказе. Ричмонд, Суррей, Великобритания: Curzon Press Limited, 2000. стр. 262.
  41. ^ «Русская община Азербайджана отметила 15-летие» . Архивировано из оригинала 7 июня 2013 г. Проверено 27 августа 2012 г.
  42. ^ «Русская община Азербайджана» . Архивировано из оригинала 25 апреля 2012 г. Проверено 27 августа 2012 г.
  43. ^ Самадов (www.anarsamadov.net), Анар. «Население Азербайджана» . Государственный комитет по статистике Азербайджанской Республики (на азербайджанском языке) . Проверено 7 января 2024 г.
  44. ^ Статистический ежегодник Азербайджана 2006 , Госкомстат, Баку, таблица 2.6, стр. 69
  45. ^ «Население Азербайджана» . Архивировано из оригинала 28 марта 2018 г. Проверено 27 августа 2012 г.
  46. Переписи населения Азербайджанской Республики 1979, 1989, 1999, 2009 гг. Архивировано 30 ноября 2012 г., в Wayback Machine.
  47. ^ Владимир Сокор. «Талышская проблема, дремлющая в Азербайджане, вновь открылась в Армении», Фонд Джеймстауна, 27 мая 2005 г. Архивировано 30 сентября 2007 г., в Wayback Machine.
  48. ^ Лиз Фуллер. «Азербайджан: Баку вовлекает армянскую разведку в предполагаемую попытку государственного переворота», Радио Свободная Европа/Радио Свобода, 5 августа 2005 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 00841c43da295ae9635d91c19eac25a9__1717258080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/00/a9/00841c43da295ae9635d91c19eac25a9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ethnic minorities in Azerbaijan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)