Удинцы
Общая численность населения | |
---|---|
в. 10 000 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Россия | 2,551 (2020) |
Азербайджан | 4,100 |
Украина | 592 [2] |
Армения | 202 [3] |
Грузия | 174 [4] |
Языки | |
Удинский , азербайджанский и русский | |
Религия | |
Албано-Удинская церковь , Восточное православие | |
Родственные этнические группы | |
Другие на Северо-Восточном Кавказе народы, говорящие Особенно агулы , лезгины и табасаранцы. |
Удины (эндоним уди или ути ) — коренные жители Кавказа , которые в настоящее время проживают в основном в России и Азербайджане , с меньшим населением в Грузии , Армении , Казахстане , Украине и других странах. Их общая численность составляет около 10 000 человек. Они говорят на удинском языке , который принадлежит к северо-восточно-кавказской языковой семье . Некоторые также говорят на азербайджанском , русском , грузинском или армянском языке , в зависимости от того, где они проживают. Их религия – христианство .
История
[ редактировать ]Удины считаются одним из 26 племен Кавказской Албании поздней античности . По мнению классических авторов, удины населяли территорию Восточного Кавказа вдоль побережья Каспийского моря, на территории, простирающейся на до реки Куры севере . Существовала также провинция царства Армянского Утик (позже присоединенная к Кавказской Албании), носившая, вероятно, имя предков удинов. [5] [6]
Начиная с V века, народ удины часто упоминается в армянских источниках. Более обширная информация содержится в «Истории земли Алуанк». [7] Мовсес Каланкатуаци . Уды были одним из господствующих кавказских албанских племен. [8]
Из-за своего кавказского удинского языка и христианской веры удины считаются последними остатками старых кавказских албанцев. Под арабским, а затем и персидским правлением некоторые из них приняли ислам и вскоре переняли азербайджанский язык. Другие ассимилировались с грузинами или армянами . Армянская Апостольская Церковь проводила богослужения исключительно на армянском языке и отказалась рукоположить местного удинского священника, против чего удины протестовали: [9]
...наше сильное желание состоит в том, чтобы наш пастырь был представителем нашего народа, ибо хотя мы и принадлежим к Церкви Св. Григория Просветителя, наш язык другой: мы ути и знаем, что эти люди не живут нигде, кроме как села Ниж и Вардашен. Мы не владеем ни малейшим армянским языком; и мы понятия не имеем о том, что говорит Евангелие...
Сегодня большинство удинов принадлежат Восточной православной церкви , а в Нидже они принадлежат Армянской апостольской (или григорианской) церкви и раньше проводили службы на армянском языке. Столетия жизни в армянской , иранской и турецкой сферах повлияли на их культуру, что выражено в народных традициях удинов и их материальной культуре. [10]
В то время как удины Варташена остались в Армянской Апостольской церкви, удины Ниджа перешли из Армянской церкви в Русскую Православную Церковь вскоре после начала российского правления. [9] В 2003 году в Азербайджане была основана «Албано-удинская христианская религиозная община», которая стремится восстановить Албанскую Апостольскую Церковь как независимую от Армянской Апостольской Церкви церковь. [11]
Удинские деревни
[ редактировать ]До 1991 года основными селами удинов были Варташен (ныне Огуз ) и Нидж в Азербайджане, а также село Зинобиани в Грузии. В недавнем прошлом удины также проживали в Мирзабейли , Солтан-Нуха , Джоурлу , Михликува , Варданлы (ныне Керимли), Баджане, Кирзане и Еникенде . В настоящее время они в основном ассимилировались с азербайджанским народом. [12]
Варташен был в основном удинским селом, где на Варташенском диалекте удинского языка в 1980-х годах говорили около 3000 человек. Удины Варташена принадлежали к Армянской Апостольской церкви и имели армянские фамилии. Во время Нагорно-Карабахского конфликта удины, как и армяне, ушли в Армению. [13] Среди примерно 7000 этнических азербайджанцев в городе, переименованном в Огуз, осталось около 50 удинцев. [14]
Сегодня единственными местами сосредоточения удинцев являются село Нидж в Азербайджане и село Зинобиани в Грузии, основанное удийскими беженцами из Варташена в 1920-х годах. [14] [12]
Значительная группа удинцев проживает в грузинском селе Зинобиани, основанном уди из Варташена в 1920-х годах. Небольшие группы проживают в России в Ростовской области (Шахты, Таганрог , Ростов-на-Дону , Азов , Александровка); в Краснодарском крае ( Краснодар , Динской, Ленинградский, Кущевский районы); в Ставропольском крае (Минводы, Пятигорск); в Волгоградской области ( г. Волгоград , Дубовый Овраг); а также в Свердловской , Ивановской, Калужской областях, Москве , Санкт-Петербурге , Астрахани ; в Грузии в окрестностях Тбилиси , Поти , Рустави , в Армении преимущественно в Лорийской области и Актау в Казахстане . живут в Украины Некоторые из них также Харьковской области . [14]
Язык
[ редактировать ]Удинский язык — северо-восточно-кавказский язык лезгинской ветви . Двумя основными диалектами являются Нидж (Нидж) и Варташен. Сегодня люди также говорят на азербайджанском , русском и грузинском языках . Удины обычно двуязычны, реже трехъязычны, в зависимости от места жительства и работы. Многие используют уди только в повседневной жизни, но в официальных целях удины используют язык страны, в которой они проживают, например азербайджанский, русский или армянский.
Диалекты
[ редактировать ]Удинский язык имеет два диалекта: нидж и варташен. Ниджский диалект имеет поддиалекты, которые делятся на три подгруппы – нижнюю, промежуточную, верхнюю. Лингвисты полагают, что диалекты возникли по географическим группировкам удинов из Таузского района: села Кирзан и Арцах (Карабах, с. Сейсилла, Гасанкала) перешли в Нидж и Огуз. [15] Варташенский диалект имеет два поддиалекта: Варташен и Октомберри.
История
[ редактировать ]В прошлом удинский язык был одним из распространенных языков Кавказской Албании, на основе которого в V веке возникла кавказско-албанская письменность. [16] был создан армянским монахом Месропом Маштоцем . [17] В алфавите было 52 буквы. Этот язык широко использовался, поскольку основные тексты Библии были переведены на кавказский албанский язык. [ нужна ссылка ] В нем проводились церковные службы. После падения Албанского государства кавказский албанский богослужебный язык постепенно заменялся в церкви армянским. [ нужна ссылка ]
Население и изменения
[ редактировать ]В 1880 году население удинов, проживавших в окрестностях Габалы на севере Азербайджана. [18] оценивалось в 10 000. В 1897 году численность удинов составляла около 4000, в 1910 году — около 5900. По переписи 1926 года их насчитывалось 2500, в 1959 году — 3700, в 1979 году — 7000, а в 1989 году численность удинов насчитывалась 8652 человека. По переписи 1999 года в Азербайджане насчитывалось 4152 удина. [19]
По данным переписи населения России 2002 года , 3721 житель был идентифицирован как удины. Большая часть удинов (1573 человека) в России прописана в Ростовской области. [ нужна ссылка ]
Известные люди Уди
[ редактировать ]- Степан Пачиков , соучредитель ParaGraph Intl., Parascript, Evernote Corp. и других компаний-разработчиков программного обеспечения, которые внесли большой вклад в развитие технологий распознавания рукописного ввода и VRML.
- Георгий Кечаари , удинский писатель, просветитель, общественный деятель и учёный.
- Ворошил Гукасян , советский лингвист, кавказовед, специалист по удийскому языку и кавказско-албанским надписям.
- Мовсес Силикян , генерал-майор Российской императорской армии во время Первой мировой войны, а затем армии Первой Армянской Республики .
- Зиноби Силикашвили , основатель удинского села Зинобиани.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Этнические группы в Грузии №3 – удины» . Джорджиан Таймс. 17 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 29 августа 2008 г. Проверено 17 апреля 2008 г.
- ^ Государственный комитет статистики Украины - Национальный состав населения, перепись 2001 г. (украинский)
- ^ «Курды-мусульмане и христианские удины» . Хетк Онлайн. 13 ноября 2006 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2013 г. . Проверено 13 ноября 2006 г.
- ^ «Этнический состав Грузии 2014» . 23 июля 2022 г. Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ Шнирельман, Виктор А. (2003). Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье (на русском языке). Москва: Академкнига. стр. 226–228. ISBN 5-94628-118-6 .
- ^ Хьюсен, Роберт Х. (1983). «Королевство Арцах». В Самуэляне, Т.; Стоун, М. (ред.). Средневековая армянская культура . Чико, Калифорния.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Мовсес Каганчатвасий, История Алуанка (в 3-х книгах)» . Архивировано из оригинала 12 июня 2018 года . Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ "K. V. Trever K voprosu o kul'ture Kavkazskoy Albanii (doklad na XXV Mezhdunarodnom kongresse vostokovedov, 1960 god)" К. В. Тревер К вопросу о культуре Кавказской Албании (доклад на XXV Международном конгрессе востоковедов, 1960 год) [К.В. Тревер К вопросу о культуре Кавказской Албании (доклад на XXV Международном съезде востоковедов, 1960)] (на русском языке). Архивировано из оригинала 12 июня 2018 года . Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Карапетян, Самвел. «Краткое историческое сведение о селе Ниж» . Исследование армянской архитектуры . Архивировано из оригинала 15 января 2018 года.
- ^ «Красная книга народов: Удины» . eki.ee .
- ^ Ага, Джавид (7 июня 2021 г.). «Перспективы | Кем были кавказские албанцы?» . eurasianet.org . Проверено 14 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б "Игорь Кузнецов. Удины" Игорь Кузнецов. Удины [Игорь Кузнецов. Удине] (на русском языке).
- ^ Аветисян, Армине. «Затухание – о том, как быть уди в Армении» . Чайхана .
- ^ Jump up to: а б с Шульце, Вольфганг (2005). «К истории Уди» (PDF) . Международный журнал диахронической лингвистики . 1 : 55–91.
- ^ Игорь Кузнецов. Удины.
- ^ И. В. Кузнецов. Заметки к изучению агванского (кавказско-албанского) письма
- ^ Йост Гипперт и Вольфганг Шульце. Некоторые замечания о кавказских албанских палимпсестах (2007), стр. 210.
- ^ Карта, показывающая темно-зеленым район Уди в 1800 году.
- ^ Петрушевский И. П., Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI – начале XIX в.в., Л., 1949, с. 28