молокане
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2012 г. ) |
![]() Молоканские мужчины, 1870-е гг. | |
Основатель | |
---|---|
Семен Уклеин (1733–1809). | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Россия : 50 000–100 000 Украина : 10 000–20 000 Армения : 10 000–20 000 . Грузия : 5 000–15 000 США : 10 000 Азербайджан : 5 000–10 000 Мексика : 2000 Турция : 1000 (родословная) [1] | |
Религии | |
Христианство ( духовное христианство ) | |
Священные Писания | |
Библия | |
Языки | |
Русский Эрзян [2] | |
Родственные этнические группы | |
русские Мордва [2] | |
Веб-сайт | |
сдхм друг |
The Molokans (Russian: молокан , IPA: [məlɐˈkan] или молоконин , «едок молока») — российская духовно-христианская секта, развившаяся из восточного православия на восточнославянских землях. Их традиции, особенно употребление молочных продуктов во время христианских постов, не соответствовали традициям Русской Православной Церкви , и их считали еретиками ( сектантами ). Термин молокане - это экзоним , используемый их православными соседями. Члены склонны идентифицировать себя как духовные христиане ( духовные христиане , духовные христиане ).
Конкретные верования и практики резко различались между различными сектами молокан. Некоторые строили часовни для богослужений, хранили таинства и почитали святых и иконы, тогда как другие (как иконоборцы , «иконоборцы») отказались от этих практик в поисках индивидуальных подходов к Священному Писанию . В целом они отвергли институционализированный формализм православия и конфессий с аналогичными доктринами в пользу большего акцента на «первоначальном христианстве», как они его понимали. Они подчеркивали духовность и духовную практику; такие сакраментальные практики, как водное крещение, были разрешены только как материальные знаки и символы более важных духовных истин.
Подобно пресвитерианам среди протестантов, которых Православная церковь считает еретическими, они избирают совет доминирующих старейшин сохраняют своего рода апостольскую преемственность , которые , по их мнению, . У молокан были некоторые практики, схожие с европейскими квакерами и меннонитами , такие как пацифизм , общинная организация, духовные собрания и подгруппы, но они возникли в России вместе с духоборами и субботниками (также известными как субботники ) и аналогичными духовно-христианскими движениями Духовные кристиане и иконоборцы. Примерно в то же время они мигрировали в центральную Россию и на Украину. Таким образом, молокан сравнивают с определенными протестантами (такими как анабаптисты и баптисты), потому что они имеют множество схожих аспектов, поскольку они отвергают православное священство и иконы, имеют своих пресвитеров, считают Библию своим главным руководством и интерпретируют православное священство. таинства «духовно». Таким образом, они во многом похожи на христиан -анабаптистов и квакеров . [3] [4] [5] [6] [7]
Становление и развитие
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2015 г. ) |
XI–XIV вв. н. э. и истоки употребления молока во время Великого поста.
[ редактировать ]Существует около 200 постных дней, особенно Великий пост (пост), когда употребление молока было запрещено православными церковными властями. Практика питья молока во время этих постов была впервые санкционирована Несторианской церковью в 11 веке, чтобы обеспечить обращение около 200 000 тюркских христиан, питавшихся мясом и молоком, в несторианское христианство. [8]
Существуют две теории относительно формирования практики питья молока во время Великого поста:
Первый предполагает, что кераитский хан Маркус Буйрук-хан (бывший Садик-хан , [9] до обращения в христианство), обратился в несторианское христианство вместе с примерно 200 000 своих тюрко-монгольских кочевых племен в 1007 году нашей эры. Кераиты были одним из пяти доминирующих тюрко-монгольских племен Татарской конфедерации до Чингисхана. Чингисхан объединил татарские племена в Монгольскую империю. Кераиты проживали в Орхонских степях, к югу от озера Байкал и к северу от пустыни Гоби, также называемой Алтае-Саянским регионом. Несторианский митрополит по поводу обращения тюрко-монгольского народа спросил Патриарха Иоанна VI: [10] также известный как Престер Джон , [11] каким должен быть подходящий пост для новообращенных, и было постановлено, что новообращенные должны воздерживаться от употребления мяса и вместо питья «прокисшего» молока употреблять «сладкое» молоко. Мясо и кисломолочное конское молоко были основными продуктами тюрко-монгольской диеты до обращения в христианство, и вместо того, чтобы уничтожить давнюю традицию кочевых народов, они были христианизированы. Скисшее молоко относится к сквашенному молоку, а сладкое молоко относится к свежему молоку. [12]
Прибытие на Русь с татарским (монгольским) нашествием в XIII веке. [13] При Бату и Мункэ эта практика была перенята другими христианскими группами, имевшими скотоводческие общины на евразийских равнинах.
Вторая теория предполагает, что царь Грузии Давид IV обратил в христианство 40 000 племенных семей половцев и кипчаков и переселил их в Грузию между 1118-1120 годами нашей эры. Царь Давид IV ассимилировал эти северные тюркские племена, потому что он воевал с турками-мусульманами-сельджуками на юге и хотел реформировать свою армию. Каждая кыпчакская семья должна была предоставить одного воина с лошадью и оружием. Хотя Давид IV не считается религиозным приверженцем, он был пропагандистом христианской культуры .
Половцы, кипчаки, татары , монголы и башкиры (происходящие от кипчаков) имеют традицию изготовления кисломолочных продуктов. Половцы называют его кумыс , монголы называют его айраг, [14] Татары называют его азегай , а баскиры – азекай . [15] Это дает возможность второй теории, так же как и первой.
100 семей коренных молокан-карайтов были расселены в Галичине (в частности, во Львове) по договоренности между Даниилом Галицким и ханом Батыем в 1246 году нашей эры. [ нужна ссылка ]
15–16 вв. н. э.
[ редактировать ]Иудействующие . предшествовали современным молоканам Хотя их иногда еще называют «молоканами», они представляют собой самостоятельное движение. Их лидер Матвей Семёнович Далматов (Матвей Семёнович Далматов) был замучен до смерти в монастырской тюрьме, сломав колесо .
В 1428 году Крым стал независимым и поддержал первоначальных молокан-субботников, крымских караимов (кара-татар/карайлар), которые всегда играли важную роль в монгольской политике. [16] Лингвистически доминирующей церковью восточных караит-татар, имевшей сходное с хаварами происхождение, стали «Караимствующие» (или молоканские караиты).
17–18 вв. н. э.
[ редактировать ]Первое зарегистрированное использование термина «молокан» появляется в 1670-х годах по отношению к людям, которые практиковали не поститься и есть молочные продукты в течение 200 дней поста, предусмотренных Православной Церковью. ( Молоко в переводе с русского означает «молоко»). Тем не менее, это были «духовные христиане», не имеющие прямого отношения к группе, позже известной как «молокане».
«Молокане», известные сегодня под этим именем, отделились в 1779/80 году от духоборов , потому что считали, что духоборы пренебрегли Библией, полагая, что Бог вложил Слово прямо в их сердца. Однако молокане очень высоко ценили письменную Библию. Основатель молокан Семен Матвеевич Уклеин (1733-1809) был зятем духоборского вождя Илариона Поберохина (1720-1792), как поясняет О. Безносова: "Вскоре (примерно в 1779-1780 годах) группа откололась от учеников Побирохина. Ее возглавил его зять Семен Уклеин, который не разделял мистического духа и самообожествления бывшего вождя и отстаивал необходимость опоры на евангельские тексты в организации церкви. жизни (Маргаритов, 1914). Эта группа (называемая «молокане») стала «разумным» направлением духовного христианства в противовес «мистикам»-«христоверцам», «духоборам» и « скопцам ». [17]
Молокане Уклеина из Тамбова энергично занимались прозелитизмом в поселениях вдоль реки Волги и на юго-восточной границе России, распространяя молоканскую веру в Оренбургской , Саратовской и Астраханской губерниях и организуя общины до его смерти в 1809 году.
19–20 вв. н.э.
[ редактировать ]После вмешательства графа Николая Зубова терпимо относились к молоканам (бесшапочникам), в 1795 году при Екатерине Великой но их ограничивали строгие правила, наложенные на них, призванные ограничить рост общины. [18] наказывали Тех, кто игнорировал ограничения, в царской России как еретиков . [19] Молоканские евангелисты и миссионеры подвергались тюремному заключению, ссылке и другим формам наказания. Запрещено побеждать новообращенных, [20] молокане были вынуждены вступить в эндогамию . Политика правительства заключалась в том, чтобы отослать молокан из центра России на Кавказ (1833 г.) и другие окраины, чтобы не допустить их влияния на других крестьян; их отправили в Армению , Азербайджан (1834 г.), Украину (1830-е гг.), Среднюю Азию и Сибирь , где многие общины сохранились до наших дней.
Говорят, что в 1900 году, несмотря на гонения, в Российской империи могло быть около полумиллиона духовных христиан. Однако эти цифры, по-видимому, сильно преувеличены. В 1912 году в России насчитывалось всего 133 935 молокан и 4 844 прыгуна (перепись Департамента духовных дел; см. Гленн Диннер : «Святое инакомыслие: еврейские и христианские мистики в Восточной Европе», 2011).
Менее тысячи молокан бежали из России в начале 1900-х годов (в основном в 1905-1912 годах), многие из которых поселились рядом с другими неправославными иммигрантами из России в этническом анклаве и рядом с ним в на холме Потреро Сан-Франциско , Калифорния , где они построили молитвенный дом. зал в 1929 году. Второй молитвенный зал был построен недалеко от Шеридана, Калифорния, для обслуживания тех, кто разбросан по Северной Калифорнии. В Уиттиере, Южная Калифорния, проживало молокане. По состоянию на 2022 год еще существует церковь под названием «Новая объединенная молоканская церковь». [21] Хотя некоторые духовно-христианские религиозные группы бежали из России в начале 1900-х годов, чтобы избежать призыва в армию, все подходящие молоканские мальчики зарегистрировались в соответствии с Законом о выборной службе 1917 года , но были дисквалифицированы как иностранцы, не говорившие по-английски. Во время Второй мировой войны 136 подходящих американских молоканских мальчиков были зачислены в армию во время Второй мировой войны, и двое отказались от военной службы по убеждениям . [22]
Поскольку по законам Российской империи им было запрещено приобретать новообращенных, они приняли эндогамию и были классифицированы при большевиках как этническая группа.
Группы молокан
[ редактировать ]С 1904 по 1920-е годы многие различные религиозные племена с Кавказа иммигрировали в Северную Америку под видом «молоканов». В 1899 году, когда около трети всех духобортцев ушло с Кавказа в центральную Канаду, канадское правительство также дало разрешение «молоканам» на миграцию и получение тех же привилегий (земельных, общинных, невоенных). Чтобы воспользоваться этой щедрой привилегией, многие различные религиозные племена духовных христиан на Кавказе заявили, что они «молокане», покидая Россию и перебравшись в Канаду. Большинство из них были переправлены из Канады в Лос-Анджелес Питером Деменсом , где они столкнулись, так и не объединившись. Многие потомки этих разных племен до сих пор претендуют на желанный ярлык молоканского наследия, что увековечивает путаницу. [23]
Постоянные молокане и молокане-прыгуны
[ редактировать ]
Русский термин «постоянный» (неизменный, стойкий, неизменный, оригинальное: постоянные : постоянные ), примененный к молоканам , использовался с двумя разными намерениями. Первыми молоканами , которые либо отказались от евангелизации протестантских конфессий, либо настаивали на том, что они сохранят свою веру неизменной благодаря возрожденческому движению «Джампер» в 1830-х годах. Первоначально они составляли самую большую часть молоканства. В 1833 году раскол произошел внутри молоканской веры. Это событие было создано коллективными катаклизмами болезней, голода и преследований. [24] [25] Часть молокан в это время начала испытывать харизматическое излияние Святого Духа, [26] аналогично более поздним пятидесятническим верованиям. Со временем эта секта превратилась в то, что сегодня известно как «Молоканские прыгуны». [27] Старых молокан называли Константами ( Постояние ), а вновь появившихся «молоканов-прыгунов» ( Прыгуны ), также называемых Скакуны (прыгуны). Молоканские прыгуны верили, что их посетило проявление Святого Духа, и эта новая, меньшая по размеру молоканская секта начала возрождение с сильным рвением, сообщая о чудесах, которые якобы могли соперничать с чудесами апостолов Христа.
Семена исхода
[ редактировать ]Секта «Постоянные» молокане осудила новую секту перед властями, что привело к предательству и тюремному заключению многих молоканских прыгунов. Некоторые из этих молоканских прыгунов называли себя «новыми израильтянами», когда один Прыгунов вождь Максим Рудометкин в Никитино Эриванской губернии был объявлен «Царем духов» в 1853 году. Группа, также известная как «Максимисты», считала Ефима Герасимовича Клубникина (1842-1915) в Романовке Карской области, вдохновленный Богом 12-летний мальчик-пророк. Он предсказал «наступающее время, которое будет невыносимым, и что время покинуть Россию пришло сейчас». под руководством около 2000 Прыгунов эмигрировали в Соединенные Штаты , сначала поселившись в восточной части Лос-Анджелеса . Большинство из них, ищущих сельской изоляции, переехали в Нижнюю Мексику, затем в Аризону, Центральную Калифорнию и некоторые другие части Западного побережья и Канады. получил земельный грант от правительства Мексики и поселился в долине Гуадалупе в Нижней Калифорнии , Мексика. .
В Лос-Анджелесе небольшое количество молокан-прыгунов присоединилось к развитию Американского возрождения под названием « Пятидесятническое возрождение на улице Азуза ». Основатель Ассоциации деловых людей Полного Евангелия связывает это пятидесятническое возрождение с ребенком-пророком молоканских прыгунов Е.Г. Клубникиным.
Диаспора
[ редактировать ]Около 20 000 человек идентифицируют себя как молокане, по крайней мере этнически, в бывшем Советском Союзе. Молоканских церквей около 200, из них 150 в России и Азербайджане . Они также жили на Северном Кавказе , Южной Украине , в Армении и Средней Азии , куда давно были сосланы их предки.
В Соединенных Штатах проживают около 25 000 молокан, из которых около 5 000 «этнически» идентифицируют себя как «молокане». Большинство из них живут в Лос-Анджелесе или его окрестностях , особенно в Восточном Лос-Анджелесе , Бойл-Хайтс и Коммерсе . [28]
В 1960-е годы другие молокане поселились на юге Аляски и в Австралии . Говорят, что молокан в Австралии много . Большинство из них проживают в Южной Австралии , несколько семей проживают в Западной Австралии , а небольшая группа проживает в Квинсленде . Более 1000 человек проживают в Канаде в провинции Британская Колумбия и еще сотни в Альберте , сохраняя свой традиционный общинный образ жизни. Группа молоканских семей проживает также в Латинской Америке, в долине Гуадалупе, Мексике и в стране Уругвай .
Небольшая молоканская община располагалась в восточной провинции Карс , Турция . Большая часть общины вернулась в Россию много лет назад; в XXI веке в Карсе осталась только одна семья молокан. [29]
Духовные практики
[ редактировать ]Молокане сравнивали с анабаптистами , возникшими в результате радикальной Реформации , и с квакерами . [30] У них протестантский взгляд на авторитет Священного Писания, однако, трактуя Библию аллегорически или «духовно», они видят таинства «духовно», отвергают использование икон, изображений креста и церковной иерархии наряду с почитанием святых. [31] [5] [6] [7] [4] Молокане выступают за пацифизм, собираются в собственных домах, не пьют и не курят, выступают против контрацепции и современных технологий. [32] [33]
Молокане следуют законам Ветхого Завета, отказываясь от употребления в пищу свинины, моллюсков и нечистой пищи, а также отказываются подчиняться православным предписаниям о посте. [34]
Расовая, этническая и семейная родословная
[ редактировать ]
Молокане Тамбова, занимавшиеся прозелитизмом в поселениях вдоль реки Волги, в Оренбургской, Саратовской и Астраханской губерниях, были в основном славянского происхождения. К 17 веку Тамбовская область была полностью заселена славянами. Во всех регионах, где они обращались в свою веру, было или до сих пор проживает большое количество приверженцев ислама и людей «татарского» или тюркского происхождения.
Между 1600-ми и концом 1800-х годов смешанные браки между этническими русскими и татарами (татарами на данном этапе подразумевались люди тюркского происхождения) были обычным явлением. Для татарина женитьба на русском была способом повысить социальный статус или класс. [35] Татары-мусульмане, принявшие христианство, были освобождены от налогов и получили другие привилегии.
Хорошо известно, что часть этнических русских представляет собой смесь ближневосточных или монгольских тюркских и славянских групп. [36]
Молокане как частичная смесь славянской и тюркской генетики также подтверждаются и другими сведениями. Молокане усложнили работу Восточной Православной Церкви по обращению татарских или тюркских мусульман, поскольку молокане учили, что религиозная иконография является грехом. Молокане – известные иконоборцы, что было ересью для Православной Церкви. Мусульмане, также будучи иконоборцами, нашли привлекательность в молоканской вере, поскольку она сохранила некоторые исламские традиции. [37] Также известно, что новообращенные мусульмане в России обращались в христианство, чтобы получить преимущества обращения, но позже снова обращались в ислам. Молокане, будучи принужденными к эндогамии и вступая в брак в рамках своей религии, вступали в брак с новообращенными, независимо от их генетического происхождения.
Молокане в США
[ редактировать ]
История
[ редактировать ]Примерно 3500 молокан покинули Россию в период с 1901 по 1911 год в поисках религиозной свободы, спасаясь от преследований со стороны Русской Православной Церкви и государства. Примерно с начала 1900-х годов многие молокане поселились в районе Потреро-Хилл в Сан-Франциско, Калифорния. [38] Дом района Потреро-Хилл был построен в 1922 году Калифорнийским синодальным обществом Home Mission, Inc. и пресвитерианской церковью с целью поддержки сообщества и проведения занятий для взрослых, а также общественного центра и детского сада. [39] [40] [41] К 1970-м годам община Потреро-Хилл все еще существовала, но другие более мелкие группы молокан ассимилировались с более широкой русско-американской общиной.
Сегодня молокане в Соединенных Штатах в значительной степени ассимилировались с общей опорой американской культуры. Однако они работают над сохранением уникальности своих традиций и культуры, например, используя русский язык в своих церковных службах, общественных обедах (называемых «обед») и разделяя соблюдение диеты, основанной на их религиозных убеждениях. [42]
Восприятие молокан
[ редактировать ]По прибытии в США молокане и их религиозные обряды показались американцам очень странными. Молоканские колонии и общины были названы «культами», а молокане подвергались преследованиям со стороны американцев, создавших уничижительный термин «молоканские бездельники». Молокане получили это прозвище прежде всего потому, что они не хотели участвовать в Первой мировой войне , поскольку были отказниками от военной службы по убеждениям . [43]
Юридические вопросы
[ редактировать ]8 июня 1917 года Республика Аризона сообщила, что молоканская община в Глендейле, штат Аризона, отказалась регистрироваться в соответствии с Законом о выборочной службе 1917 года . Вероятным результатом может стать арест молокан, отказавшихся подписать приказ. Молокане утверждали, что их религиозные предписания не позволяют им подписать такое соглашение. Цари заставили их пойти в армию, и именно поэтому они бежали из России в Соединенные Штаты. Молокане опасались, что история повторится в Америке. [44]
9 августа 1917 года газета Daily Missoulian сообщила, что 35 молокан были арестованы и приговорены к одному году тюремного заключения каждый за неподчинение Закону о выборной службе 1917 года. Еще тридцать три молокане были арестованы за создание беспорядков за пределами тюрьмы; женщины ударили полицейских зонтиками, а мужчину с ножом пришлось одолеть. После того, как 35 мужчинам были вынесены приговоры, молокане в зале суда разразились экстатическим пением и танцами, а некоторые участники получили легкие ранения во время усмирения. [45]
Именование в честь иммиграции
[ редактировать ]Молокане известны тем, что имеют разное написание фамилий в пределах одной и той же семьи по нескольким причинам. Когда молокане прибыли в Соединенные Штаты, некоторые фамилии были написаны с ужасными ошибками сотрудниками иммиграционной службы, которые не умели читать кириллицу — например, «Сусоев» превратился в «Сессоев», что непроизносимо на английском языке. Кроме того, как и члены других пацифистских общин, некоторые молокане изменили написание своих имен, чтобы избежать депортации. Многие предпочли использовать американские версии своих имен. Таким образом, «Василий Букрофф» станет «Биллом», или «Уильям Букрофф», или «Иван Метчиков» станет «Джоном Митчеллом», а «Дуня Тикунова» станет «Джули Тайлер». Они также иногда используют «имена», которые не являются их официальными именами и основаны на прозвищах из детства в церкви, которые прижились к людям во взрослом возрасте. Например, «Хейзел Валов» стала известна как «Перси Валов» за то, что она была очень «настойчивой». Еще один обычай именования, который может сбить с толку тех, кто незнаком с общиной, практиковался молоканами, поселившимися в долине Гуадалупе в Мексике. Многие поселенцы приняли мексиканские версии своих имен, поэтому Родион Павлов стал «Родольфо Паблофф», и они назвали своих детей по мексиканскому формату. Соответственно, можно увидеть, что русское имя типа «Иван Павлович Паблофф» (Иван сын Павла (Павела) (Павлов)), девичья фамилия матери которого «Самарин», станет «Хуан Пабло Паблофф де Самарин» или «Хуан Пабло Паблофф де Самарин». Хуан Самарин Паблофф». Во всех этих случаях отслеживание семейной истории может быть очень трудным. В противном случае они придерживаются общепринятой практики именования. Многому можно научиться из русских надгробий, которые обычно восходят к использованию русского протокола именования, независимо от того, какое имя человек использовал при жизни. Если перевести правильно, следует узнать имена отца и деда человека по надгробию мужчины. Если он отображается внизу на английском языке, скорее всего, он не будет содержать информации. [ нужна ссылка ]
Экуменические отношения
[ редактировать ]В России молокане исторически поддерживали тесные связи с баптистами . [46]
См. также
[ редактировать ]- Духовное христианство
- Subbotniks
- Doukhobor
- Христианский анархизм
- Церковь мира
- Список пацифистских конфессий
- Простая жизнь
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Акча, Байрам; Киянч, Синан (июнь 2017 г.). «Следы малакан в Анатолии» . Журнал социальных и гуманитарных исследований . 18 (39): 22–43.
- ^ Jump up to: а б Исследование традиционной культуры и быта молокан-эрзя в Армении . НИИ ГН при правительстве Республики Мордовия
- ^ «Среди молокан Армении» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 18 марта 2015 года . Проверено 3 июля 2024 г.
Молокане иногда сравнивают с амишами или меннонитами в Соединенных Штатах за их пацифизм.
- ^ Jump up to: а б Уордин, Альберт В. (28 октября 2013 г.). На грани: баптисты и другие свободные церковные евангелисты в царской России, 1855–1917 гг . Wipf и Stock Publishers. ISBN 978-1-62032-962-7 .
- ^ Jump up to: а б Бусс, Андреас (01 ноября 2018 г.). Русско-православная традиция и современность . БРИЛЛ. ISBN 978-90-474-0272-5 .
- ^ Jump up to: а б Моллика, Марчелло (2016). Фундаментализм: этнография меньшинств, дискриминации и транснационализма . ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN 978-3-643-80201-9 .
- ^ Jump up to: а б «Протестанты в России: активное меньшинство» . New Eastern Europe – новостной журнал, выходящий раз в два месяца, посвященный делам Центральной и Восточной Европы . 12.10.2017 . Проверено 08 августа 2022 г.
- ^ Борбоне, Пьер Джорджио. «Некоторые аспекты тюрко-монгольского христианства в свете литературных и эпиграфических сирийских источников (Пьер Джорджио Борбоне) — Academia.edu» . Pisa.academia.edu . Проверено 20 сентября 2012 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Тоган, Исенбике. (1998). Гибкость и ограниченность в степных образованиях: Кераитское ханство и Чингисхан . Лейден: Брилл. ISBN 90-04-10802-5 . ОСЛК 37806168 .
- ^ Унник, Виллем Корнелис (1 января 1970 г.). Несторианские вопросы об отправлении Евхаристии, Ишо'Яб IV: Вклад в историю Евхаристии в Восточной Церкви . Издательство Джона Бенджамина. ISBN 978-90-6032-122-5 .
- ^ Большой. стр. 191.
{{cite book}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Хальбертсма, Тьяллинг ХФ (28 июля 2015 г.). Раннехристианские руины Внутренней Монголии: открытие, реконструкция и присвоение. Издание второе, переработанное, обновленное и расширенное . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-28886-7 .
- ^ Чешир, Гарольд Т. (1926). «Великое татарское нашествие в Европу». Славянское обозрение . 5 (13): 89–105. JSTOR 4202032 .
- ^ «Айраг — кисломолочное кобылье — монгольский напиток» . www.mongolfood.info . Проверено 12 июля 2020 г.
- ^ Чаки, Ева (2006). Среднемонгольские заимствованные слова в языках волжских кыпчаков . Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN 978-3-447-05381-5 .
- ^ Данлоп, DM (июнь 1944 г.). «Караиты Восточной Азии». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 11 (2): 276–289. дои : 10.1017/s0041977x00072463 . ISSN 0041-977X . S2CID 128460011 .
- ^ Безносова О. (декабрь 2016 г.). «Восприятие в религиозном пространстве: оценка влияния западных реформаторских идей на религиозные движения русско-украинского степного приграничья в XVIII – начале XIX веков» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 236 : 320–326. дои : 10.1016/j.sbspro.2016.12.037 . ISSN 1877-0428 .
- ^ А. Львов. Геры и субботники - "талмудисты" и "караимы" (на русском языке).
- ^ "А. Львов. "Иудействовать и молоканить недозволено" " .
- ^ А. Львов. Русские иудействующие: проблемы, источники и методы исследования (на русском языке).
- ^ Коновалов Андрей. «Систематика 3-х духовных христианских групп: молокане, прыгуны и духи-жизники — книги, общение, праздники, пророки и песни» . Молокане.org.
- ^ Samarin, Pavel I., ed. (August 1943). "(Molokane v armii Ameriki) Russian Molokans in U. S. Service". Molokanskoe Obozprenie (The Molokan Review) . 1 (4): 26–27.
- ^ Коновалов Андрей. «Систематика трех духовных христианских групп России: молокане, прыгуны и духи-жизники — книги, общение, праздники, пророки и песни» . Духовные христиане во всем мире . Проверено 12 мая 2024 г.
- ^ Клэй, Дж. Юджин (2011). Женщина, одетая в солнце: пацифизм и апокалиптический дискурс среди русских духовных христиан-молоканских прыгунов . п. 117.
- ^ Bulgakov, F. O. "Sionskaia knizhka bogodukhnovennykh izrechenii Davyda Essevicha, on zhe Fedor Osipovich Bulgakov," in Bozhestvennyia izrecheniia nastavnikov i stradal'tsev za slovo bozhie, veru Iisusa i dukh sviatoi religii dukhovnykh khristian molokan- prygunov, ed. Ivan Gur'evich Samarin, 2nd ed. (Los Angeles: "Dukh i zhizn'," 1928), 80 .
- ^ Клэй, Дж. Юджин. Женщина, одетая в солнце: пацифизм и апокалиптический дискурс среди русских духовных христиан-молоканских прыгунов . п. 115.
- ^ Клэй, Дж. Юджин. Женщина, одетая в солнце: пацифизм и апокалиптический дискурс среди русских духовных христиан-молоканских прыгунов .
- ^ Мартин, Хьюго (14 сентября 1998 г.). «Похоронен среди предков» . Лос-Анджелес Таймс .
- ^ [1] , Сегодняшний Заман
- ^ Георгиев, Димана Транькова; фотография Энтони (24 сентября 2015 г.). «КТО ТАКИЕ МОЛОКАНЕ?» . бродяга . Проверено 12 августа 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Молокане в Армении: 20 лет назад и сейчас» . Английский Джемньюс . 03.09.2021 . Проверено 12 августа 2022 г.
- ^ «Секта этнических русских борется за выживание в Азербайджане | Eurasianet» . eurasianet.org . Проверено 12 августа 2022 г.
- ^ Георгиев, Димана Транькова; фотография Энтони (24 сентября 2015 г.). «КТО ТАКИЕ МОЛОКАНЕ?» . бродяга . Проверено 12 августа 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Среди молокан Армении» . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода . Проверено 12 августа 2022 г.
- ^ Холломан, Регина Э.; Арутюнов, Сергей А. (15 июня 2011 г.). Взгляды на этническую принадлежность . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-080770-7 .
- ^ «Русская генетика – ДНК восточнославянского народа России» . www.khazaria.com . Проверено 12 июля 2020 г.
- ^ Кефели, Аньес Нилюфер (18 декабря 2014 г.). Становление мусульманином в царской России: обращение, отступничество и грамотность . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-5476-9 .
- ^ Нолте, Карл (16 марта 2019 г.). «Они избежали преследований со стороны России и поселились на вершине холма Потреро. История иммигранта» . Хроники Сан-Франциско . Проверено 24 мая 2023 г.
- ^ Линенталь, Питер; Джонстон, Эбигейл (1 апреля 2009 г.). Потреро Хилл . Издательство Аркадия. п. 33. ISBN 978-0-7385-5966-7 .
- ^ Карлссон, Крис. «Соседский дом» . НайденСФ . Проверено 23 мая 2023 г.
- ^ «Достопримечательность Сан-Франциско № 86: Дом в районе Потреро-Хилл» . noehill.com . Проверено 23 мая 2023 г.
- ^ Данн, Этель (1976-12-31), «Американские молокане и канадские духоборы: экономическое положение и этническая идентичность» , «Этническая принадлежность в Америке » , DE GRUYTER MOUTON, стр. 97–114, doi : 10.1515/9783110803501.97 , ISBN 978-90-279-3268-6 , получено 29 декабря 2023 г.
- ^ «Превращение бездельников в лояльных граждан, изображение 10» . The Sun (Нью-Йорк, Нью-Йорк) . 21 января 1920 г. с. 10. ISSN 2166-1820 . Проверено 9 марта 2018 г.
- ^ «Республика Аризона. (Финикс, Аризона) 1890–1930, 8 июня 1917 года, изображение 8» . Аризонский республиканец . 08.06.1917. п. 8. ISSN 2157-135Х . Проверено 9 марта 2018 г.
- ^ «The Daily Missoulian. (Миссула, Монтана) 1904–1961, 9 августа 1917 г., изображение 5» . Ежедневная газета Миссулиан . 09.08.1917. п. 5. ISSN 2329-5457 . Проверено 9 марта 2018 г.
- ^ Брок, Питер; Сокнат, Томас Пол (1999). Вызов Марсу: Очерки пацифизма с 1918 по 1945 год . Университет Торонто Пресс. п. 23. ISBN 9780802043719 .
Баптисты поддерживали тесные отношения как с меннонитами, так и с молоканами на протяжении всей истории Союза баптистов.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Molokane.org
- Происхождение и значение молоканских фамилий
- Служба в Русской молоканской церкви, 14 сентября 1938 г.
- Гость - фильм 2007 года о духовных христианах восточной Турции.
- Таксономия трех духовных христианских групп: Молокане , Прыгуны и Дух-и-жизники — книги, общение, праздники, пророки и песни , Андрей Коновалов, обновлено в июле 2019 г.
- The Economist - «Последний из молокан»
- Иконоборцы молокане в Азербайджане
- Ивановка.нет (ru)
- pryguny.ru: сайт о молоканах-прыгунах (ru)