Мордва
Мордовский народ | |
---|---|
Общая численность населения | |
806,000 (2010) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Россия
| 484,450 (2021) [ 2 ] |
Языки | |
Преимущественно русский , также эрзя , мокша. | |
Религия | |
Большинство: Православное христианство Меньшинство: Родная религия мордовья Молокане и прыгуны [ 3 ] | |
Родственные этнические группы | |
Советские люди ( русские , украинцы , белорусы , казахи , азербайджанцы , армяне , грузины , узбеки , киргизы , таджики , туркмены , латыши , эстонцы , литовцы ) |
Мордва (также мордва , мордва ; русский : мордва , латинизированный : Мордва , букв. «мордва»; нет эквивалентов на мокшанском и эрзянском языках ) — официальный термин, используемый в Российской Федерации для обозначения как эрзей , так и мокшанцев с 1928 года. [ 4 ]
Эрзя-Мокшанская автономия
[ редактировать ]Эрзя -Мокшанская автономия [ 5 ] [ 6 ] был утвержден в 1928 году как Мордовский округ согласно личной позиции Иосифа Сталина , присутствовавшего на совещании. Заместитель председателя Верховного суда Мордовии Василий Мартышкин цитирует Сталина и Тимофея Васильева . Поскольку во многих губерниях мокшаны и эрзи проживали редко, Сталин считал невозможным создание многих автономных округов. И именно Микифор Сурдин , этнический мокша, предложил создать не эрзя-мокшанскую автономию, а мордовский округ. Сталину понравился его вариант. Именно за это его проклинают до сих пор, несмотря на то, что он был казнен во время Великой чистки . [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Это было время, когда название автономии изменилось на Мордовское . [ 10 ] только «этноним» мордовин . С тех пор в документах для эрзи и мокши допускался [ 11 ] [ 9 ] [ 1 ] [ 7 ]
Хронология восстановления эрзянских и мокшанских этнонимов
[ редактировать ]Ниже письмо
[ редактировать ]Mokshas from Altä velä wrote a collective open letter to Literaturnaya Gazeta in 1991.
Авторы письма, направленного в «Литературную газету» из мокшанского Алта-веля ( Мордовия) , называют этот этноним «весьма бессмысленным словом-паразитом», «матерью», «неловким прозвищем», которое можно обвинить в том, что «народ имеет пришли отречься от своего истинного происхождения и толпами ринулись (особенно молодежь) становиться русскими. И, быть может, история вскоре станет свидетелем того печального времени, когда мировая цивилизация в одно мгновение навсегда потеряет две замечательные народности, и Мордовия. быть не чем иным, как термином, обозначающим административную территорию…» [ 12 ]
Конгресс эрзянских и мокшанских народов.
[ редактировать ]На Первом съезде эрзянско-мокшанского народа в 1989 году первым пунктом Декларации съезда было переименование Мордовии в Мокшано-Эрзянскую Автономную Республику и запрет термина «мордва» . [ 13 ]
Последствия
[ редактировать ]Представители эрзянской и мокшанской интеллигенции, а именно профессор Дмитрий Цыганкин , признаются, что никогда не верили в проект единого мордовского народа. [ 14 ]
Мордовская автохтональная теория
[ редактировать ]Мокшаны отождествляются с дьяковской культурой с 1970-х годов; [ нужна ссылка ] а также с так называемой городецкой культурой , которая в настоящее время считается советской лженаукой, придуманной профессором Алексеем Смирновым и основанной на советской автохтонной теории (то есть теории о том, что все волжско-уральские этносы являются автохтонными для региона и никогда не мигрировал). [ 15 ] Эрзи имеют кочевое происхождение и связаны с [ нужны разъяснения ] с Окско-Рязанской культурой. [ 16 ]
Языки
[ редактировать ]Общая информация
[ редактировать ]Мордовские языки , подгруппа уральской семьи , — это эрзянский и мокшанский языки , носители каждого из которых составляют около 500 000 человек. Оба являются официальными языками Мордовии наряду с русским . Средневековый мещерский язык мог быть мордовским или близким к мордовскому. На эрзя говорят в северной, восточной и северо-западной частях Мордовии, а также в прилегающих к ним Нижегородской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Оренбургской и Ульяновской областях, а также в республиках Чувашия, Татарстан и Башкортостан. Мокшанский язык является преобладающим языком в западной части Мордовии.
Из-за различий в фонологии , лексике и грамматике эрзя и мокша не являются взаимопонятными, вплоть до того, что русский язык часто используется для межгруппового общения. Два мордовских языка также имеют отдельные литературные формы. эрзя Литературный язык был создан в 1922 году, мокшанский — в 1923 году. [ 17 ] Оба в настоящее время написаны с использованием стандартного русского алфавита .
Реконструкция мордовского языка
[ редактировать ]Мокшанский и эрзянский языки тесно связаны, поэтому считается, что они имеют общее происхождение. Что касается степени близости языков, Арно Фурне предполагает, что если мокшанский и эрзянский языки были одним языком, то они начали расходиться 1500 лет назад — в то же время, когда разделились французский и итальянский языки. [ 18 ] Серебреников доказывает, что мокша сохраняет более архаичные формы, чем существующие в эрзи. [ 19 ]
Классификация
[ редактировать ]До ок. В 2010-е годы большинство финских лингвистов считали мордовский и марийский языки единым подразделением так называемой волжско-финской ветви уральской семьи. В настоящее время этот подход отвергается большинством учёных. [ 20 ] а мордовский и марийский языки считаются отличными друг от друга: считается, что мордовские языки имеют общего предка с балто-финскими языками ( эстонским и финским ), тогда как марийские языки ближе к пермским языкам.
Имена
[ редактировать ]В то время как Роберт Г. Лэтэм определил Мордву как самоназвание, определив ее как вариант имени Мари , [ 21 ] [ анахронизм ] Алексей Шахматов в начале 20 века отмечал, что мордва не использовалась как самоназвание двумя мордовскими племенами эрзя и мокша. Николай Мокшин вновь заявляет, что этот термин использовался народом как внутренний самоопределяющий термин. [ сомнительно – обсудить ] чтобы составить их общее происхождение. [ 22 ] [ анахронизм ] Лингвист Габор Заич подчеркивает, что мордва не использует название «мордва» как самоназвание. [ 23 ] Феоктистов писал: «Так называемые тенгушевские мордвины — это эрзяне, говорящие на эрзянском диалекте с мокшанским субстратом, и фактически они представляют собой этническую группу эрзян, обычно называемых шокшами . Именно эрзяны исторически назывались мордвинами, а мокшаны обычно назывались упоминаются отдельно как «мокши». Нет никаких доказательств того, что мокшаны и эрзи были этническим единством в доисторические времена». [ 24 ] Изабель Т. Киндлер пишет:
Постепенно возникли серьезные различия в обычаях, языке и даже внешнем виде (до обращения в христианство эрзи и мокша не вступали в браки, да и сегодня смешанные браки редки). У этих двух подразделений мордвы нет общих народных героев – их старые народные песни поют только местных героев. Ни в одном языке нет общего термина для обозначения ни себя, ни своего языка. Когда говорящий желает обратиться к мордве в целом, он должен использовать термин «эрзя и мокша». [ 25 ]
Ранние ссылки
[ редактировать ]Этноним мордва , возможно, засвидетельствован в » Иордана « Гетике в форме морденов , которые, как он утверждает, были среди подданных готского короля Эрманарика . [ 26 ] под названием Мордия, находящаяся в десяти днях пути от печенегов земля Константина VII упоминается В «Об имперском управлении» . [ 27 ]
имена Мердас, Мердинис, Мердиум, Мордани, Мордуа, Мордуинос В средневековых европейских источниках появились . В Русской Первоначальной летописи этнонимы мордва и мордвичи впервые появились в XI веке. После монгольского нашествия на Русь имя Мордова редко упоминается в русских летописях и цитируется только после «Первой летописи» вплоть до XV–XVII веков. [ 28 ] [ 29 ]
Этимологии
[ редактировать ]название Мордва Считается, что происходит от иранского ( скифского ) слова мард , означающего «человек». К этому же происхождению восходит и мордовское слово мирде, обозначающее мужа или супруга. [ устаревший источник ] . Это слово, вероятно, также связано с последним слогом " удмуртского ", а также в коми : морт и, возможно, даже в марийском : марий . [ 30 ] [ анахронизм ]
Первым письменным упоминанием об Эрзе считается письмо, датированное 968 годом нашей эры, Иосифа , хазарского кагана , в форме ариса . Более спорно то, что его иногда связывают с аорси и аланорси, упомянутыми в произведениях Страбона и Птолемея . (Однако общепринятая точка зрения состоит в том, что , кочевое иранское племя из восточной части Центральной Азии, были также известны как аорси /аланорси.) Эстахри в 10 веке записал среди трех групп русского народа аль- аланы Арсания , чей царь жил в городе Арса . Люди иногда идентифицировались учеными как эрзя, иногда как народ ару , а также как удмурты . Историки предположили, что город Арса может относиться либо к современной Рязани , либо к Арску. [ 27 ] Считается, что в XIV веке имя Эрзя было упомянуто в форме арджани Рашид -ад-Дином Хамадани , [ 31 ] и как рзджан Юсуфа, ногайского хана [ 32 ] В русских источниках этноним эрза впервые появляется в XVIII веке. [ 33 ]
Самое раннее письменное упоминание о Мокше в форме Мокселя считается в трудах фламандского путешественника XIII века Вильгельма Рубрука и в персидской хронике Рашид-ад-Дина , который сообщил Золотой Орде о воевать с мокшанами и арджанами (эрзией) [ устаревший источник ] . В русских источниках «Мокша» появляется с 17 века. [ 34 ]
Этнический состав
[ редактировать ]Мордва делится на две этнические подгруппы. [ 35 ] [ 36 ] [ устаревший источник ] и еще три подгруппы: [ 21 ] [ 37 ] [ устаревший источник ]
- народ эрзя , или эрзяне, ( эрзя : Эрзят/ Erzyat ), носители эрзянского языка . Менее половины эрзян проживают в автономной республике Мордовия , Российская Федерация , на реках Суре и Волге . Остальные разбросаны по областям России Самарской , Пензенской , Оренбургской , а также Татарстану , Чувашии , Башкортостану , Сибири , Дальнему Востоку , Армении и США.
- народ мокша или мокшаны ( мокша : Мокшет/ Мокшет ), носители мокшанского языка . Менее половины населения Мокши проживает в автономной республике Мордовия , Российской Федерации в бассейне реки Волги . Остальные разбросаны по областям России Самарской , Пензенской , Оренбургской , а также по Татарстану , Сибири , Дальнему Востоку , Армении , Эстонии , Австралии и США.
- Шокшанские . или Теньгушевские мордвины составляют переходную группу между эрзя и мокшанами и проживают в Теньгушевском и Торбеевском районах Республики Мордовия
- Каратайская мордва или каратайцы проживают в Республике Татарстан . Они уже не говорят на волжско-финском языке, но ассимилировались с татарами .
- Терюханская мордва, проживающая под Нижним Новгородом, к 1900 году была полностью русифицирована и сегодня однозначно идентифицирует себя как этнических русских.
Мокшин заключает, что вышеуказанная группировка не представляет собой подразделения одинакового этнотаксономического порядка, и не учитывает шокшу, каратай и терюхан как этнонимы, определяя две мордовские субэтносы, эрзя и мокша , и две «этнографические группы», шокша и каратай. . [ 38 ] [ устаревший источник ]
Еще две ранее мордовские группы ассимилировались с (славянским и тюркским) суперстратным влиянием:
- Считается, что мещеряки — это мордва, принявшая православие и принявшая русский язык.
- Считается, что мишары — это мордва, попавшая под татарское влияние и перенявшая язык ( мишарский татарский диалект ) и мусульманскую религию суннитов . [ 39 ] Однако это только одна теория; по вопросу этногенеза Мишара нет единого мнения, и некоторые подвергли данную версию резкой критике. [ 40 ]
Религия
[ редактировать ]Эрзя исповедует христианство (православное православие и лютеранство, принесенное финскими миссионерами в 1990-х годах) и инешкипазу , местную монотеистическую религию. [ нужна ссылка ] с некоторыми элементами пантеизма. Почти все национально-ориентированные интеллектуалы исповедуют инешкипазию или лютеранство. [ нужна ссылка ]
Эрзянский поэт Мариз Кемаль также является организатором традиционных эрзянских религиозных общин. Это явление появилось после образования Мордовской епархии РПЦ в 1990 году. В те времена эрзянская интеллигенция надеялась внедрить эрзянский язык в богослужения, а также возродить эрзянскую религиозную и культурную самобытность даже внутри структуры РПЦ. Крушение этих надежд сделало многих эрзянских верующих более радикальными и стимулировало национально-ориентированных интеллектуалов возобновить свою этническую религию инешкипаза.
Появление
[ редактировать ]1911 года . Британская энциклопедия [ 41 ] отмечал, что мордва, хотя они в значительной степени отказались от своего языка, «сохранили значительную часть своей старой национальной одежды , особенно женщины, чьи обильно вышитые юбки, оригинальная прическа, большие серьги, которые иногда представляют собой просто заячьи хвосты, а многочисленные ожерелья, покрывающие всю грудь и состоящие из всевозможных украшений, легко отличают их от русских женщин».
Британника описала мордвинов как людей преимущественно с темными волосами и голубыми глазами, довольно маленького и узкого телосложения. Мокшанцев описывали как имеющих более темную кожу и более темные глаза, чем у эрзян, а каратайцев описывали как «смешанных с татарами».
Латам описал мордвинов как более высоких, чем марийцы, с тонкими бородами, плоскими лицами и каштановыми или рыжими волосами, причем рыжие волосы чаще встречаются у эрсадов, чем у мокшадов. [ 21 ]
Джеймс Брайс описал «своеобразную финскую физиономию» мордовской диаспоры в Армении, «переселенной сюда из Средней Волги по собственному желанию», характеризующуюся «широкими и гладкими лицами, длинными глазами, довольно приплюснутым носом». [ 42 ]
Культуры, фольклор и мифологии
[ редактировать ]По мнению Татьяны Девяткиной, несмотря на некоторые сходства, общей мордовской мифологии не возникло, поэтому мифологии Эрзы и Мокши определяются отдельно. [ 43 ]
В мифологии Эрзы высшие божества вылупились из яйца. Мать богов зовут Анге Патиай , за ней следует Бог Солнца Чипас , родивший Нишкепаза ; богу земли Масторон кирди ; и богу ветра Варманпазу . От союза Чипаза и Матери Урожая Норовавы родился бог подземного мира Масторпаз . Бог-громовержец Пургинепас родился от Нискенде Тейтерт , (дочери матери богов Анге Патиаи ). За созданием Земли последовало создание Солнца, Луны, человечества и Эрзы. Люди были созданы Чипазом , богом Солнца, который, по одной версии, слепил человечество из глины, а по другой — из почвы.
В мокшанской мифологии Верховного Бога зовут Виарде Скай . По преданиям, сотворение мира прошло несколько стадий: сначала Дьявол смачивал строительный материал во рту и выплевывал его. Выплюнутый кусок превратился в равнину, которая была смоделирована неравномерно, создавая пропасти и горы. Первые люди, созданные Виарде Скай, могли жить 700–800 лет и были гигантами из 99 архинн . Подземным миром в мокшанской мифологии управляла Масторация .
Лэтэм сообщил о сильных языческих элементах, переживших христианизацию. [ 21 ] 1911 года В «Британнике» отмечалось, как мордва:
… до сих пор сохраняют большую часть своей собственной мифологии, которую они адаптировали к христианской религии. По мнению некоторых авторитетов, у них, особенно у менее русифицированной мокши, сохранилась и практика похищения невест с обычными сражениями между партией жениха и семьей невесты. Поклонение деревьям , воде (особенно водному божеству, благоприятствующему браку), солнцу или Шкаю , главному божеству, луне , грому и морозу , а также домашнему божеству Кардаз-скрко. [ сомнительно – обсудить ] все еще существует среди них; небольшой каменный жертвенник или плоский камень, закрывающий небольшую яму для сбора крови забитых животных во многих домах можно найти . Их погребальные обычаи, похоже, основаны на поклонении предкам . На сороковой день после смерти родственника умерший не только должен вернуться домой, но и член его семьи представляет его и, выходя из могилы, говорит от его имени... Они также являются мастерами пчеловодства , и содружество пчел часто фигурирует в их поэзии и религиозных верованиях. У них имеется значительная литература популярных песен и легенд, некоторые из которых повествуют о деяниях царя Туштяна , жившего во времена Ивана Грозного. [ устаревший источник ] . [ 41 ]
История
[ редактировать ]Предыстория
[ редактировать ]Мордва возникла из общей волжской группы примерно в I веке нашей эры. [ 44 ] [ анахронизм ]
Доказательством того, что мордва издавна расселилась в окрестностях Волги, является также тот факт, что они до сих пор называют реку Рав имя Ра. , отражая записанное Птолемеем [ 45 ] [ 46 ] (ок. 100 – ок. 170 н. э.).
С городецкой культурой, датируемой примерно 500 г. до н.э., связана [ кем? ] с этими людьми. Северо-западными соседями были муромцы и мерийцы , говорившие на родственных финно-угорских языках . К северу от мордвины жили марийцы , а к югу – хазары . Восточными соседями мордвы, возможно, остатками гуннов , стали булгары . около 700 г. н.э. [ нужна ссылка ]
Предков эрзя и мокша с середины I в. н.э. исследователи различают по разной направленности их захоронений и элементам костюмов, а также по разнообразию бронзовых украшений, найденных археологами на их древних кладбищах. Эрзянские могилы этой эпохи были ориентированы с севера на юг, а мокшанские – с юга на север. [ 27 ]
Мордовский язык начал расходиться на мокшанский и эрзянский в течение I тысячелетия нашей эры. [ 47 ] [ 48 ] [ анахронизм ] Эрзяне жили в северных частях края, недалеко от современного Нижнего Новгорода . Мокшаны жили южнее и западнее современной Мордовии , ближе к соседним иранским, болгарским и тюркским племенам и попали под их культурное влияние.
Общественная организация мокши и эрзи зависела от патриархата ; племена возглавлялись старейшинами куда-ти, которые избирали текштай , старших старейшин, ответственных за координацию более широких регионов. [ анахронизм ]
Ранняя история
[ редактировать ]Около 800 г. н. э. две крупные империи [ анахронизм ] по соседству возникли: Русь в Новгороде , которая со временем приняла православие , Болгарское царство , расположенное у слияния рек Камы и Волги, приняло ислам , а некоторые мокшанские области стали данниками последней до XII века. [ анахронизм ] .
После основания Нижнего Новгорода Русью . в 1221 году территория мордовии все больше попадала под российское господство [ анахронизм ] , вытесняя мордовское население на юг и восток за Урал и уменьшая его сплоченность.
Наступление русских было остановлено Монгольской империей , а мордва стала подданной Золотой Орды. [ анахронизм ] до начала 16 века.
Христианизация мордовских народов произошла в XVI-XVIII веках, и сегодня большинство мордвы принадлежат к Русской Православной Церкви и носят русские православные имена. В 19 веке Латам сообщил о сильных языческих элементах, переживших христианизацию, при этом главных богов эрзян и мокшанцев называли Паас и Шкай соответственно.
Современная история
[ редактировать ]Хотя мордва получила автономную территорию в качестве титульной нации в составе Советского Союза в 1928 году, русификация усилилась в 1930-е годы, а знание мордовских языков к 1950-м годам быстро пришло в упадок.
После распада Советского Союза мордва, как и другие коренные народы России , пережила подъем национального самосознания. Эрзянский национальный эпос называется «Масторава », что означает «Мать-Земля». Он был составлен А.М. Шароновым и впервые опубликован в 1994 году на эрзянском языке (с тех пор переведен на мокшанский и русский языки). Масторава — это также название движения этнического сепаратизма, основанного Д. Надкиным из Мордовского государственного университета, действовавшего в начале 1990-х годов. [ 49 ]
Финно-угорские народы , территории которых входили в состав бывшего СССР, как и многие другие, пережили очень короткий период национального возрождения в 1989–1991 годах. Финно-угорские народы Идель-Урала смогли провести свои национальные съезды: удмурты (ноябрь 1991 г.), эрзя и мокша (март 1992 г.), [ 50 ] Марийский (октябрь 1992 г.), объединенный съезд финно-угорских народов России в Ижевске (май 1992 г.). Все эти съезды приняли аналогичные резолюции с призывом к демократизации политической и общественной жизни в своих республиках и поддержке национального возрождения финно-угорских народов. Эстония оказала сильное влияние на настроения и мнения, которые доминировали в этих конвенциях (особенно среди национально-ориентированной интеллигенции), поскольку многие студенты Тартуского университета были выходцами из финно-угорских республик России.
На момент распада Советского Союза эрзя и мокша составляли лишь 32,5% в общей структуре населения Мордовии. Возвращению многих эрзян и мокшан к своей национальной идентичности серьезно препятствовали русификация, урбанизация и демографический кризис. Кроме того, часть мокшанских национальных элит (и в меньшей степени эрзян) высказала идею, что эрзяне и мокшаны являются всего лишь субэтническими группами внутри единой мордовской нации. Эта концепция была охотно поддержана российскими властями, однако большинство представителей эрзянского национального движения отнеслись к ней крайне негативно. Национальные активисты восприняли идею «единой мордовской нации» как еще один инструмент жесткой русификации.
В 1989 году в Мордовии появляется общественный центр «Вельмема». Очень скоро оно становится популярным, привлекая как эрзян, так и мокшан. Через какое-то время только культурная деятельность становится для части радикальных активистов довольно узкой сферой деятельности, и в Вельмеме происходит серьезный раскол. Умеренные члены создают организацию «Вайгель», ориентированную на возрождение и популяризацию национальных традиций, а более радикальная группа основала «Масторава», эрзан-мокшанское гражданское движение, целью которого является не только культурное возрождение обоих народов, но и желание представления своих интересов в органах власти.
Национальные представительные органы
[ редактировать ]Эрзя имеет свою систему национальных представительных органов. Каждый раз перед Раскеном Озком , который проводится раз в три года, Атань Эзем ( букв. « Совет старейшин » созывается ). «Атань Эзем» — коллективный орган, обсуждающий основные проблемы эрзянского народа. Атан Эзем тайным голосованием избирает главного старейшину Инязора. Иньязор представляет весь эрзянский народ до следующего Раськен-Оза.
В период с 1999 по 2019 год должность Иньязора занимал Кшуманцян Пиргуж, награжденный в 2014 году Президентом Эстонии орденом Креста Земли Святой Марии. В 2019 году во время очередного Раськен' Озкс Сырес' Боляен' председатель общества «Эржан Вал», соучредитель общественного движения «Свободный Идель-Урал» Новым Инязором избран . Его кандидатуру поддержали 12 из 18 старейшин. Российские власти не признают легитимность национальных представительных органов эрзянского народа. Сырес «Болиаен» сейчас находится в изгнании в Украине, а представители «Атань езем», а также первый Инязор Кшуманцян «Пиргуж», неоднократно сообщали о политическом давлении со стороны российских властей.
По российским законам деятельность национальных политических партий (эрзянских, марийских, татарских, чувашских и любых других) запрещена. Следовательно, общенациональное представительство эрзя является единственно возможным инструментом выражения политических устремлений эрзя.
Благодаря деятельности Вельмемы, Вайгеля и Масторавы ситуация с правами человека эрзян и мокшан в Мордовии существенно изменилась. В республике были созданы Мордовский национальный театр и факультет национальной культуры, принят Закон о языке, налажены продуктивные связи и контакты с зарубежными диаспорами. Вышеупомянутые организации стали «литейницей талантов» для новых объединений эрзя и мокши, а именно Од Вий, Ерзава, Литова и Юрхтава; а также для газет «Масторава» и «Эржан Мастор». Именно благодаря деятельности всех упомянутых организаций и обществ эрзянское и мокшанское национальные движения получают возможность перейти от этнографического этапа своей борьбы к политическому. [ 51 ]
правозащитник Пиргуж Кшуманцян и поэт Мариз Кемаль В конце 1980-х годов лидерами эрзянского национального движения стали . Они возродили традицию Раськен' Озкс ( букв. « Семейная молитва » ). За пять дней до этого самый первый Раськен Озкс Кшуманцян, как главный организатор мероприятия, был арестован российскими властями. Полиция заставила его отказаться от проведения молитвы, однако он отказался выполнить требования. В 1999 году Пиргуж Кшуманцян был избран первым инязором (главным старейшиной) в новейшей истории эрзянского народа. Эту должность он занимал до 2019 года.
Мариз Кемаль придерживался принципа «Кавто келть – кавто рашкеть» ( букв. « Два языка – два народа » ), отрицавшего существование единой мордовской нации как соединения субэтносов, а именно эрзян и мокшанцев. Национальная жизнь в Республике Мордовия начала ухудшаться с приходом к власти Владимира Путина. Новый президент России считал национальные республики и коренные народы «внутренними врагами».
1 мая 2020 года Атань Эзем утвердил новую систему национальных представительных органов. Положение о создании и функционировании национальных представительных органов эрзянского народа состоит из шести глав, в которых описываются цели и задачи эрзянского национального движения, его руководящие органы, их полномочия и структура. Согласно документу, национальное движение под руководством Промкса – съезд делегатов от эрзянских политических партий и общественных организаций. Съезд формирует Атань Эзем, действующий между сессиями Промкса, и избирает Инязора, который представляет эрзя и говорит от имени всей нации. В случае, если существуют какие-либо законодательные ограничения на создание и деятельность национальных партий (такой запрет существует и в настоящее время в Российской Федерации), то полномочия Промкса осуществляет Атань Эзем. Основная цель Промкс, Атань Эзем и Инязор – обеспечение и защита национальных, политических, экономических и культурных прав эрзя, включая право на национальное самоопределение. в пределах национальных эрзянских территорий. [ 52 ]
Генетика
[ редактировать ]Аутосомно мокшаны и эрзи демонстрируют гомогенность. [ 53 ] Около 11% их предков имеют нганасанское происхождение. [ 54 ] [ 53 ] Этот восточно-евразийский компонент типичен для уралоязычных популяций. [ 53 ] У них также высокий уровень примеси, связанной со Степью , поскольку ее можно смоделировать так, чтобы она составляла примерно половину их предков. [ 55 ]
Демография
[ редактировать ]Латам (1854 г.) указал, что общая численность населения составляет 480 000 человек. [ 21 ] Мастюгина (1996) называет 1,15 миллиона. [ 56 ] Российская перепись 2002 года сообщает о 0,84 миллиона человек.
По оценкам Тартуского университета, сделанным в конце 1970-х гг., [ нужна ссылка ] менее трети мордвы проживало в автономной республике Мордовия , в бассейне р. Волги .
Остальные разбросаны (2002 г.) по ( Самарской (22 850 ) 116 475), Пензенской (86 370), Оренбургской (68 880) и Нижнему Новгороду (36 705), Ульяновской (61 100), Саратовской (23 380), Москве , Татарстану (28 860 ) ), Чувашии (18 686), Башкортостана (31 932), Сибири (65 650), Дальнего Востока (29 265). [ нужна ссылка ]
Население в частях бывшего Советского Союза, которые сейчас не входят в состав России, составляет: Кыргызская Республика 5 390 человек, Туркменистан 3 490 человек, Узбекистан 14 175 человек, Казахстан (34 370 человек), Азербайджан (1 150 человек), Эстония (985 человек), Армения (920 человек). [ нужна ссылка ]
Перепись | 1926 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2002 | 2010 | 2021 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Население | 1,306,798 | 1,375,558 | 1,211,105 | 1,177,492 | 1,111,075 | 1,072,939 | 843,350 | 744,237 | 484,450 |
Процент | 1.41% | 1.27% | 1.03% | 0.91% | 0.81% | 0.73% | 0.59% | 0.54% | 0.37% |
Список известных мордвинов
[ редактировать ]Эрзяне
[ редактировать ]- Алёна Ержимасская (умерла в 1670 г.), эрзянский военачальник 17 века, героиня гражданской войны. [ нужна ссылка ]
- Степан Эрьзя (Степан Нефедов) (1876–1959), скульптор. [ нужна ссылка ]
- Федор Видяев (1912-1943), командир подводной лодки Великой Отечественной войны, герой войны. [ нужна ссылка ]
- Aleksandr Sharonov (born 1942), philologist, poet, writer [ нужна ссылка ]
- Kuzma Alekseyev , leader of Teryukhan unrest in 1806-1810 [ нужна ссылка ]
- Валерий Васюхин, профессор биологии рака Вашингтонского университета. [ 57 ]
- Василий Чапаев (1887–1919), русский солдат и командир Красной Армии.
- Nadezhda Kadysheva (born 1959) singer
Мокшаны
[ редактировать ]- Mikhail Devyatayev (1917–2002), a Soviet fighter pilot, escaped from a Nazi concentration camp [ нужна ссылка ]
- Андрей Кижеватов (1907–1941), советский пограничник, руководитель обороны Брестской крепости во время операции «Барбаросса».
- Олег Маскаев (1969 г.р.), бывший российский боксер.
- Василий Шукшин (1929–1974), советский писатель и актер. [ 58 ]
См. также
[ редактировать ]- Марья
- Meshchera
- Мордовская кухня
- Родная религия мордовья
- Мордовские языки
- Муромян
- Волжские финны
- Артания
Ссылки и примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Голубчик 2022
- ^ Этнические группы России в переписи 2021 года . (на русском языке)
- ^ Молокане и прыгуны - русские, украинцы, чуваши, мордва, армяне...
- ^ Zamyatin 2022 , p. 88
- ^ Козлов 1958 , с. 47
- ^ Grekov & Lebedev 1940 , p. 47
- ^ Jump up to: а б Аношкин, Николай (18 мая 2022 г.). «Происхождение экзоэтнонима. Страница истории» . Эрзян Мастор [Эрзиаланд] . Проверено 19 мая 2022 г.
- ^ * «Республика Мордовия» . vseruss.com . Проверено 18 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Вотяне, бесермяне и другие народы России, которых, казалось бы, никогда не было, но они есть» . Культурология.ру . Проверено 18 мая 2022 г.
- ^ Martyshkin 2014
- ^ Васильев 2007 г.
- ^ Мокшин 1991 г.
- ^ Надкин, Дмитрий (1989). «Духовная культура эрзя и мокши и проблемы общества «Родина». Из доклада Первого мокшано-эрзянского съезда» . Инженерные системы и технологии (на русском языке) (4): 38–41 . Проверено 15 мая 2022 г.
- ^ {{{Пурешева волость. Мокша [Состояние Пуреша. Мокша]}}}
- ^ Ставицкий 2009.
- ^ Воронья, РФ; Зеленцова О.В.; Енговатова А.В. (2004), Никитинское могильное поле 1977-1978. (PDF) (на русском языке), Москва: Институт археологии РАН, ISBN 5943750304
- ^ Виксман, Рональд (1984). Народы СССР . Я Шарп. п. А137. ISBN 978-0-87332-506-6 .
- ^ Фурне 2011
- ↑ Серебренников 1967.
- ^ Пииспанен, Питер С. Статистическое датирование финно-мордовских языков посредством сравнительной лингвистики и звуковых законов: серия Fenno-Ugrica Suecana Nova. 15 (2016). П. 1-1
- ^ Jump up to: а б с д и Лэтэм, Роберт Гордон (1854). Коренные народы Российской империи . Х. Байьер. п. 91 .
- ^ Бальцер, Марджори; Николай Мокшин (1995). Воплощение культуры: отечественная антропология из России . Я Шарп. ISBN 978-1-56324-535-0 .
- ^ Янсе, Марк; Тол, Сиджмен, ред. (2003). Смерть языка и сохранение языка: теоретические, практические и описательные подходы . Издательство Джона Бенджамина. п. 115. ИСБН 90-272-4752-8 .
- ^ Feoktistov A. P. K probleme mordovsko-tyurkskikh yazykovykh kontaktov // Etnogenez mordovskogo naroda. – Saransk, 1965. – pp. 331–343
- ^ Изабель Т. Кейндлер (1 января 1985 г.). «Обреченная советская национальность?» . Записные книжки русского и советского мира . 26 (1). ЭХЕС: 43–62. дои : 10.3406/смр.1985.2030 . Проверено 22 октября 2010 г.
- ^ (Getica XIII, 116) «Среди племен, которые он [Эрманарих] завоевал, были Golthescytha, Thiudos, Inaunxis, Vasinabroncae, Merens, Mordens, Imniscaris, Rogas, Tadzans, Athaul, Navego, Bubegenae и Coldae» - Происхождение и деяния готы (116).
- ^ Jump up to: а б с Климат, Ласло (1996). Языковая близость волжских финно-угров (PDF) . Фенно-угорские исторические общества. ISBN 978-951-97040-1-2 .
- ^ (Кирьянов 1971, 148–149) Ласло
- ^ Каппелер (1982) Таагепера
- ^ Брайант, Эдвин; Лори Л. Паттон (2005). Индоарийский спор . PA201: Рутледж. ISBN 978-0-7007-1463-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ (Сборник... 1941, 96) см. Ласло
- ^ (Сафаргалиев 1964, 12) Ласло
- ^ (Мокшин 1977, 47) Ласло
- ^ (Мокшин 1977, 47) Ласло
- ^ Бромли, Джулиан (1982). Современные этнические процессы в СССР . Издательство «Прогресс». ISBN 9780714719061 .
- ^ «МОРДВИНЫ (эрзи и мокши)» . Информационный центр финно-угорских народов . Проверено 14 октября 2008 г.
- ^ Мокшин (1995), с. 43. Лэтам в своем отчете «Туземные расы Российской империи» (1854 г.) разделил мордву на три группы, а именно. Эрсад . , на реке Оке , Мокшад , на реке Суре и Каратай в окрестностях Казани ,
- ^ «Этнический состав мордовского народа в настоящее время выявляет два субэтноса – эрзянский и мокшанский – и две этнографические группы – так называемые шокшанские и каратайские» Мокшин (1995), с. 43
- ^ Теньгушевская мордва , каратайская мордва , терюханская мордва , мещеряки , мишари в Стюарт, Джеймс (1994). Этноисторический словарь Российской и Советской империй . Издательская группа Гринвуд. стр. A491, 492, 545. ISBN. 978-0-313-27497-8 .
- ^ Салахова, Э.Х. (2016). «Происхождение мишарских татар и тептяров в творчестве Г. Н. Ахмарова» .
- ^ Jump up to: а б Элиот, Чарльз Нортон Эджкамб (1911). . Британская энциклопедия . Том. 18 (11-е изд.). стр. 820–821.
- ^ Брайс, Джеймс (2005) [1877]. Закавказье и Арарат: записи отпускного тура осенью 1876 года . Лондон: Macmillan and Co. → Adamant Media Corporation. п. 172. ИСБН 1-4021-6823-3 .
- ^ Девяткина, Татьяна (2001). «Некоторые аспекты мордовской мифологии» (PDF) . Народная вера и медиа-группа ELM . Проверено 13 октября 2008 г.
- ^ Мокшин, с. 32
- ^ До-и протоисторические финны Аберкромби, стр. 8.
- ^ Тейлор, Исаак (1898). Имена и их история . Ривингтоны. с. 289 Волга Ра Птолемея, финское имя, сохранившееся у мордвы .
- ^ Таагепера, с. 152
- ^ Мокшин (1995), с. 33.
- ^ Татьяна Мастюгина, Лев Перепелкин, Виталий Вячеславович Наумкин, Ирина Звягельская, Этническая история России: от дореволюционных времен до наших дней , Издательская группа Greenwood (1996), ISBN 0-313-29315-5 , p. 133; Timur Muzaev, Ėtnicheskiĭ separatizm v Rossii (1999), p. 166ff.
- ^ Замятин, Константин (1 января 2013 г.). «Финно-угорские республики и их государственные языки: баланс сил в конституционном порядке в начале 1990-х годов» . Журнал Suomalais-Ugrilainen Seurat . 2013 (94): 337–381. дои : 10.33340/susa.82605 . ISSN 1798-2987 .
- ^ Властей Мордовии призвали не вмешиваться в деятельность Совета старейшин эрзянского народа https://www.idelreal.org/a/30062876.html
- ^ Эрзя утвердила структуру своих национальных представительных органов http://idel-ural.org/en/archives/erzya-approved-structure-of-their-national-representative-bodies/
- ^ Jump up to: а б с Тамбетс, Кристина; Юнусбаев, Баязит; Худяшов, Георгий; Илумяэ, Анне-Май; Швеция, Сирия; Хонкола, Терхи; Весакоски, Оути; Аткинсон, Квентин; Скоглунд, Понт; Кушнеревич Алена; Литвинов Сергей; Рейдла, Маере; Мецпалу, Эне; Пила, Лист; Рантанен, Тимо (2018). «Гены обнаруживают следы общей недавней демографической истории для большинства уральскоязычного населения» . Геномная биология . 19 (1): 139. дои : 10.1186/s13059-018-1522-1 . ISSN 1474-760X . ПМК 6151024 . ПМИД 30241495 .
- ^ Jeong, Choongwon; Balanovsky, Oleg; Lukianova, Elena; Kahbatkyzy, Nurzhibek; Flegontov, Pavel; Zaporozhchenko, Valery; Immel, Alexander; Wang, Chuan-Chao; Ixan, Olzhas; Khussainova, Elmira; Bekmanov, Bakhytzhan; Zaibert, Victor; Lavryashina, Maria; Pocheshkhova, Elvira; Yusupov, Yuldash (2019). "The genetic history of admixture across inner Eurasia" . Nature Ecology & Evolution . 3 (6): 966–976. Bibcode : 2019NatEE...3..966J . doi : 10.1038/s41559-019-0878-2 . ISSN 2397-334X . PMC 6542712 . PMID 31036896 .
- ^ Ламнидис, Тисей К.; Махандер, Кертту; Чон, Чунгвон; Салмела, Элина; Вессман, Анна; Моисеев Вячеслав; Хартанович, Валерий; Балановский Олег; Онгерт, Матиас; Вейманн, Антье; Саджантила, Антти; Келсо, Джанет; Главный босс Сванте; Онкамо, Пяйви; Хаак, Вольфганг (27 ноября 2018 г.). «Древние геномы Фенноскандинавии раскрывают происхождение и распространение сибирского происхождения в Европе» . Природные коммуникации . 9 (1): 5018. Бибкод : 2018NatCo...9.5018L . дои : 10.1038/s41467-018-07483-5 . ISSN 2041-1723 . ПМК 6258758 . ПМИД 30479341 .
- ^ Мастюгина, Татьяна; Лев Перепелкин (1996). Этническая история России . Издательская группа Гринвуд. стр. А133. ISBN 978-0-313-29315-3 .
- ^ «Онкологический центр Фреда Хатчинсона, Вашингтонский университет» .
- ^ «Мы процентов на 90 - мордва...» [We are 90% Mordvin] - Vecherniy Saransk, 29 April 2016. Quote from Shukshin's daughter: «Почему Саранск? Мы мордва. Предки Василия Макаровича из Мордовии, мы знаем, что сначала они переселились в Самарскую область, а затем в Алтайский край.» ["Why Saransk ? Because we are Mordvin. The ancestors of Vasily Shukshin came from Mordovia; we know they first settled in Samara Oblast and then in Altai Krai "]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Британская энциклопедия . Том. 16 (9-е изд.). 1883. стр. 813–814. .
- Аберкромби, Джон (1898). До- и протоисторические финны . Д. Натт.
- Devyatkina, Tatiana . Mythology of Mordvins: Encyclopaedia. Saransk , 2007. (Russian: Девяткина Т. П. Мифология мордвы: энциклопедия. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Саранск: Красный Октябрь, 2007. - 332 с. )
- Минахан, Джеймс (2000). Одна Европа, много наций: Исторический словарь европейских национальных групп . Академик Блумсбери. стр. 489–492. ISBN 978-0-313-30984-7 .
- Мокшин, Николай Ф. « Мордва - этноним или этнофолизм », глава 5 книги Марджори Мандельштам Бальцер (редактор), « Воплощение культуры: родная антропология из России» , М. Е. Шарп (1995), ISBN 978-1-56324-535-0 , 29–45 (английский перевод статьи Советской этнографии 1991 года ).
- Petrukhin, Vladimir . Mordvins Mythology // Myths of Finno-Ugric Peoples. Moscow, 2005. p. 292 - 335. (Russian: Петрухин В. Я. Мордовская мифология // Мифы финно-угров. М., 2005. С. 292 - 335. )
- Синор, Денис (1990). Кембриджская история ранней Внутренней Азии . Издательство Кембриджского университета. п. 251. ИСБН 978-0-521-24304-9 .
- Таагепера, Рейн (1999). Финно-угорские республики и Российское государство . Рутледж. стр. 147–196. ISBN 978-0-415-91977-7 .
- Акчурин, Максум; Ишеев, Мулланур (2017), «Темников: город тюменского полководца. История городов «мордовской периферии» в XV–XVI веках», «Золотоордынское обозрение» , 5 (3), Казань: 629–658, дои : 10.22378/2313-6197.2017-5-3.629-658
- Акчурин, Максум (2012), Буртасы в документах XVII века , Казань: Этнологические исследования в Татарстане. Ш. Институт истории Марджани АН Татарстана. Изд.
- Замятин, Константин (2022). «Мордовия » В Козле-Надь, Марианна; Лаксус, Джоанна; Скрибник, Елена (ред.). Оксфордский путеводитель по уральским языкам. мира Оксфордские путеводители по языкам Издательство Оксфордского университета . п. 88. ИСБН 978-0191080289 .
- Майоров, Александр (2021). «Женщина, дипломатия и война. Русские князья в переговорах с Батыем перед монгольским нашествием» . Шаги/Шаги . 7 (3). Журнал шагов: 124–199.
- Штерешис, Майкл (2013), Тамерлан и евреи , Лондон и Нью-Йорк: Routledge, ISBN 9781136873669
- Stavitsky, Vladimir (2009), "Main Concepts of Ancient Mordva Ethnogenesis. Historiography Review" , Известия Самарского Научного Центра Российской Академии Наук , 11 (6–1), Penza State Pedagogical University: 261–266
- Мокшин, Николай (2012), «У истоков мордовско-еврейских этнокультурных связей» , Социальные и политические науки (на русском языке) (4): 6–8.
- Мартышкин, Н.В. (2 октября 2014 г.), Мордовский харизматичный человек, Тимофей Васильев. Патриот, Юрист-просветитель. Первый юрист-международник Gredat Britain (на русском языке), Верховный суд Мордовской Республики Пресс-центр [ постоянная мертвая ссылка ]
- Забелин, Иван (1908), История русской жизни с древнейших времен. Часть 1 , Москва
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Балановский Олег (12 ноября 2015 г.). «Народная панорама на фоне Европы. Неславянские народы Восточной Европы. Серия 3» . Генофонд.рф.
- Козлов, В.И. (1958). «Мордовское переселение». Советская этнография (на русском языке) (2).
- Греков, Б.Д.; Лебедев В.И., ред. (1940), Документы и материалы по истории Мордовской АССР (на русском языке), вып. 1, Мордовский научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики, с. 182
- Серебренников, В.А. (1967). Историческая морфология мордовских языков (на русском языке). Москва.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Фурне, Арно (6 января 2011 г.), мокша, уральский язык: презентация, идиолекты, фонология, аттестации и древние тексты, глоссарий (на французском языке), Саарбрюккен: Editions Universitaires Européennes, ISBN 978-6131557514
- Мокшин, Николай (1991). «Этноним или этнофолизм?» . Антропология и археология Евразии . 31 (1): 10–23. дои : 10.2753/AAE1061-1959310110 .
- Васильев, Тимофей (2007). Мордовия (PDF) (на русском языке). Саранск: Мордовский научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «МОРДВИНЫ (эрзи и мокши)» . Информационный центр финно-угорских народов . Проверено 14 октября 2008 г.
- Кемаль, Мариз. "Эрза, мы!" . Информационный центр финно-угорских народов . Проверено 13 октября 2008 г.
- Девяткина, Татьяна (2001). «Некоторые аспекты мордовской мифологии» (PDF) . Народная вера и медиа-группа ELM . Проверено 13 октября 2008 г.
- Филюшкин, Александр (2008). Иван Грозный: Военная история . Фронтовые книги. ISBN 978-1848325043 .
- Библиотека Конгресса: Страновое исследование: Советский Союз (бывший)
- Степные финны и их мордовские имена — Статья о мордовской культуре и именах
- Ivan Tverdovsky /Dmitry Tsygankin/ (2013). Puresheva Volost. Moksha [Puresh's State. Moksha] (Documentary). Mokshaland: Russian Federation Ministry Of Culture. Kultura Live.
Новости Мордовии
- Инфо-РМ (на английском языке)
- Инфо-РМ (На мокшанском языке )
- Инфо-РМ (На эрзянском языке )
Мордовская топонимия
- Сандро Матицак, Нина Казаева. «История исследования мордовской топонимики» (Onomasticauralica)
- Инфо-РМ новости Республики Мордовия в Мокше
- Новости финно-угорского мира, статьи на мокшанском языке
- [1] Мокша-англо-мокшанский онлайн-словарь
- Голубчик, Владислав (10 января 2022 г.). «Спасибо, товарищ Сталин, за нашу Мордовскую автономию» . Столица С [Капитал С] . Проверено 18 мая 2022 г.
- «Отец Мордовии или собачья смерть для собаки» . livejournal.com . Проверено 19 мая 2022 г.