Jump to content

Нивхи

Нивх

Группа нивхов
Нивхский но, 1902 год.
Общая численность населения
5800 (оценка)
Регионы со значительной численностью населения
 Россия 4,652 [1]
 Украина 584 (2001) [2]
Языки
Нивхский , русский
Религия
Шаманизм , Русское Православие
Родственные этнические группы
Палеосибиряки , айны , охотцы , мишихасэ , мосаны , камчадалы и ульчи.

Нивхи нивхи , или гиляки (также нивхи или , или гиляки ; этнонимы: Нивхгу, Н'ивхгу (Амур) или Ниғвңгун, Н'ивгугун (В. Сахалин) "народ"), [3] коренная этническая группа, населяющая северную половину острова Сахалин , нижнее течение реки Амур и побережье прилегающей материковой части России. Исторически они, возможно, населяли некоторые части Маньчжурии .

Поселения с нивхским населением по данным Всероссийской переписи 2002 года (без учета Хабаровска , Поронайска и Южно-Сахалинска ).
Расселение нивхов в Дальневосточном федеральном округе по городским и сельским населенным пунктам в %, перепись 2010 г.

Нивхи традиционно были рыбаками , охотниками и собаководами. Они вели полукочевой образ жизни, летом жили вблизи побережий и зимовали в глубине суши вдоль ручьев и рек для ловли лосося . Земля, населенная нивхами, представляет собой таежный лес с холодной снежной зимой и мягким летом с редким древесным покровом. [4] Считается, что нивхи являются коренными жителями региона и произошли от предполагаемого неолитического народа, мигрировавшего из Забайкалья в позднем плейстоцене . [5]

Нивхи издавна поддерживали торговые и культурные связи с соседними Китаем и Японией. Ранее находившаяся в Цинского Китая Российская сфере влияния империя аннексировала этот регион по двум договорам в 1858 и 1860 годах. Впоследствии традиционный образ жизни нивхов был существенно изменен в результате колонизации и коллективизации . [6] [7] Сегодня нивхи живут в жилищах русского типа, а из-за чрезмерного вылова рыбы и загрязнения рек и морей они переняли многие блюда русской кухни . Нивхи практикуют шаманизм , что важно для зимнего Медвежьего праздника , хотя некоторые из них перешли в православие . [8]

Численность нивхов уменьшалась с каждой из двух последних переписей: 3842 человека ( перепись 2021 года ) ; [9] 4652 ( Всероссийская перепись 2010 г. ) ; [10] 5287 ( перепись 2002 г. ) ; [11] . Большинство сегодня говорит по-русски говорят менее 5 процентов , а на родном нивхском языке . Нивхский язык считается изолированным или малой семьей , хотя для удобства его группируют с палеосибирскими языками . Нивх делится на четыре диалекта или языка. [12]

Этимология

[ редактировать ]

Нивх (множественное число Нивхгу на нивхском языке ), эндоним , означает «человек» на нивхском языке. Их также можно называть нивхами в западной литературе 1920-х годов из-за латинизации русского термина множественного числа « нивхи » от « нивх » ( нивх ). В XVII и XVIII веках русские исследователи впервые назвали группу гиляками (также гилиаками или гиляцкими ). Этимология названия «Гиляк» оспаривается лингвистами, причем некоторые полагают, что это название произошло от экзонима, данного нивхам соседней тунгусской группой. Другие ученые полагают, что «гиляк» происходит от килэ , другой близлежащей тунгусской группы, которую русские ошибочно назвали нивхами. [4] «Гиляк» - это русский перевод терминов, происходящих от тунгусского «Гилеке» и маньчжурско-китайского «Гилеми» (Гилими, Гилями) для обозначения культурно близких народов Приамурья , и в западной литературе применялся в основном к нивхам. [13]

Происхождение

[ редактировать ]
Гилиаки или Юпи (что означает «[люди, носящие одежду из] рыбьей кожи»; китайский экзоним , также используемый для народа Нани ) на французской карте начала 18-го века, изображающей пролив Вриса и Татарский пролив .

Происхождение нивхов трудно определить на основе современных археологических исследований. Их образ жизни рыболовством и прибрежной охотой на морских млекопитающих очень похож на существование коряков и ительменов на Камчатке . Оснащение собачьих упряжек также сходно с этими чукотско-камчатскими группами. Духовные верования аналогичны верованиям индейцев северо-западного побережья Северной Америки , чьи предки мигрировали из этой области. [8] Нивхи физически и генетически отличаются от окружающих народов, и ученые считают, что они являются коренными жителями этой местности. Современная археологическая модель предполагает, что субарктическая микролитическая культура , происходящая из Забайкалья , мигрировала через Сибирь и заселила Приамурье и Сахалинскую область в позднем плейстоцене или, возможно, раньше. [5] Ученые полагают, что люди этой культуры первыми мигрировали на восток, в Америку. [14]

Микролитическая культура технологически адаптирована к суровому климату Сибири во время последнего ледникового периода. После того, как лед отступил, тунгусские народы с юга вторглись в более теплые северные районы, вскоре доминируя над оседлыми народами. Нивхи считаются последней выжившей этнической группой, способной адаптироваться к более теплому климату и не быть ассимилированной или вытесненной пришельцами, отсюда и изолированный нивхский язык. [15] Самым ранним археологическим радиоуглеродным датированием Северного Сахалина по состоянию на 2004 год является неолита эпохи стоянка Имчин 2 , датируемая 4950–4570 годами до нашей эры, недалеко от устья реки Тымь на западном побережье. [16]

Майкл Фортескью предполагает, что нивхи могут быть связаны с мосанскими языками Северной Америки (однако мосан обычно считается Sprachbund, а не языковой семьей). [17] Фортескью также приводит доказательства того, что нивхи родственны чукотско-камчатцам , образуя чукотско-камчатско-амурскую семью, [18] счел доказательства «недостаточными» хотя Glottolog . [19]

Совсем недавно Сергей Николаев в двух статьях приводил доводы в пользу систематической связи между нивхами и алгическими языками Северной Америки, а также более отдаленной связи между этими двумя вместе и вакашанскими языками прибрежной Британской Колумбии . [20] [21]

Досовременная история

[ редактировать ]

Сахалинские нивхи заселили остров в период позднего плейстоцена , когда остров был связан с Азиатским континентом через открытый Татарский пролив . Когда ледниковый период отступил, уровень океанов поднялся и нивхи разделились на две группы. [22] Предполагается, что нивхи присутствовали на обширной территории Северо-Восточной Азии и оказывали влияние на другие народы и их культуры. Нивхи могут быть связаны с культурой Сусуя , Охотской и Тобинитай , дошедшей до Хоккайдо и встретившейся с культурой Сацумон . [23] Некоторые историки предполагают, что нивхи присутствовали в царстве Когурё . Есть указания на то, что предки нивхов, возможно, играли гораздо более заметную роль в до- и протоисторической Маньчжурии. [24] Нивхские земли простирались вдоль северного побережья Маньчжурии от русской крепости в Тугурском заливе на восток до устья Амура у Николаевска , затем на юг через Татарский пролив до залива Де Кастри . Раньше их территории простирались на запад, по крайней мере, до реки Уды и Шантарских островов, пока не были вытеснены маньчжурами , а затем и русскими . [ нужна ссылка ]

Считается, что самое раннее упоминание о нивхах в истории содержится в китайских хрониках XII века, в которых упоминается народ под названием Джилиэми ( китайский : 吉列迷 ), который находился в контакте с монгольскими правителями Юаньского Китая . [12] Они были в союзе с монголами с 1263 года, и монголы вторглись на Сахалин, чтобы помочь нивхам против айнов , вторгавшихся на Сахалин с Хоккайдо . [25] В 1643 году Василий Поярков был первым русским, написавшим о нивхах, назвав их гиляками , тунгусским экзонимом , под которым их называли до 1920-х годов. [26]

После периода Юань айны и нивхи Сахалина стали данниками династии Мин китайской после того, как Маньчжурия перешла под власть Мин в составе Нурганской региональной военной комиссии . Болуохэ, Нангар и Улихе были юаньскими постами, созданными для приема дани от айнов после окончания их войны с юанями в 1308 году. Китайские аванпосты Мин на Сахалине и в районе реки Амур получали дань из шкур животных от айнов на Сахалине, Уильте и Нивхе в 15 век после того, как Тире в храм Юннин в 1409 году основал император Юнлэ вместе с форпостами Нуркан (Нурган). Мин также занимал пост в Улиэхе и получал дань из куньих шкурок от помощника командира Алиге в 1431 году с Сахалина после Мин присвоил вождям коренных народов Сахалина такие титулы, как вэйчжэньфу (чиновник, ответственный за подчинение), чжихуэй цяньши (помощник), чжихуэй тунчжи (заместитель командира) и чжихуэйши (командир). Мин получил дань от глав Алинге, Туолинги, Санчихи и Жалухи в 1437 году.

Положение старосты у коренных народов Сахалина передавалось по отцовской линии от отца к сыну, и сыновья приезжали вместе со своими отцами в Улихе. Минские чиновники после уплаты дани выдали сахалинским айнам, уильтам и нивхам шелковые мундиры соответствующего ранга. В Приморье существовала система «Мин» для реализации порабощенных народов в ней для коренных народов Сахалина. [ нужны разъяснения ] Благодаря этой торговле Сахалин получал железные инструменты из материковой Азии, когда в 1456–1487 годах к ней присоединились группы тунгусов. Местные коренные иерархии предоставили китайцам династии Мин политические посты, интегрированные с ними. Системе Мин на Сахалине подражали Цин. [27]

Нивхские мужчины и женщины, ок. 1810 г.

Нивхские женщины на Сахалине выходили замуж за ханьских китайских чиновников Мин, когда Мин брала дань с Сахалина и Приамурья. [28] [29] Маньчжурские чиновники взяли своих дочерей в жены местных сахалинских вождей, что было санкционировано династией Цин, когда Цин осуществлял юрисдикцию на Сахалине и брал с них дань. [30] [29]

Из-за правления Мин в Маньчжурии, китайского культурного и религиозного влияния, такого как китайский Новый год , «Китайский бог», китайские мотивы, такие как дракон, спирали, свитки, а также материальные блага, такие как сельское хозяйство, земледелие, отопление, железные кастрюли, шелк, и хлопок распространился среди амурских аборигенов, таких как удэгейцы , ульчи и нанайцы . [31]

Царская Россия и императорская Япония

[ редактировать ]

На протяжении многих веков нивхи были данниками маньчжуров. После Нерчинского мира 1689 года они выполняли функцию посредников между русскими , маньчжурами и японцами , а также айнами, которые были вассалами японцев. Ранние контакты с айнами южного Сахалина в целом были враждебными, хотя торговля между ними была очевидна. [32]

Нивхи сильно пострадали от казачьего завоевания и навязывания царской России; последних они называли кинрш (дьяволами). [33] Российская империя получила полный контроль над нивхскими землями после Айгунского договора 1858 года и Пекинской конвенции 1860 года . [26] Русские основали на Сахалине исправительную колонию ( каторгу ), которая действовала с 1857 по 1906 год. Туда они переправляли многочисленных русских преступников и политических ссыльных, в том числе Льва Штернберга , важного раннего этнографа нивхов. Нивхи вскоре оказались в меньшинстве; иногда их использовали в качестве тюремных охранников и для отслеживания сбежавших заключенных. [7] Нивхи страдали от эпидемий оспы , чумы и гриппа , занесенных переселенцами и распространявшихся в переполненной, антисанитарной тюремной среде. [34]

Хотя Японская империя никогда не контролировала северную часть Сахалина, Япония и Россия совместно управляли островом в рамках Симодского договора 1855 года . С Санкт-Петербургского договора 1875 года до Портсмутского договора 1905 года Россия управляла всем Сахалином. С 1905 по 1945 год Сахалин был разделен между Россией и Японией по 50-й параллели. Россия разрешила японским рыбакам-предпринимателям посещать нивхские земли с 1880-х по 1948 год. [35] Российское Приамурское генерал-губернаторство с трудом находило российскую рабочую силу и позволяло японским и нивхским рыбакам осваивать этот район, хотя они облагались высокими налогами. Российские власти не позволяли нивхам ловить рыбу в прежних прибрежных и речных системах посредством запретов и высоких налогов на запрятанную рыбу. Первый из многих случаев чрезмерной эксплуатации рыболовства японцами (а позже и русскими) в Татарском проливе и нижнем Амуре произошел в 1898 году. Это привело к голодной смерти многих нивхов , если они не могли импортировать дорогие российские продукты. [35]

Под советской властью

[ редактировать ]
Нивхское село в начале 20 века.

В 1922 году в России произошла Октябрьская революция, в результате которой образовался Советский Союз . Новое правительство изменило предыдущую политику Российской империи в отношении нивхов, которая соответствовала коммунистической идеологии . Советские чиновники приняли автоним «Нивх» вместо старого термина «Гиляк » как отличительный признак нового самоопределения коренных народов. [36] краткий автономный округ . Для нивхов был создан [ нужна ссылка ] Правительство предоставило им обширные права на рыбную ловлю, которые не были отменены до 1960-х годов. [36] Но другая советская политика оказалась разрушительной. Нивхов загнали в массовые сельскохозяйственные и промышленные трудовые коллективы, называемые колхозами . [26] Нивхских рыбаков было трудно привлечь к земледелию из-за их убеждения, что пахать землю – грех. [26] Вскоре нивхи стали работать и жить как второсортное меньшинство среди огромной российской рабочей силы. [36]

Эти коллективы безвозвратно изменили образ жизни нивхов. Традиционный образ жизни охотников-собирателей исчез. [36] Советские власти представили нивхов как «образцовую» нацию для культуры, быстро трансформирующейся от неолита к социалистической индустриальной модели. Они запретили использование нивхского языка в школах и на площадях. Русский язык был обязательным, и русификация нивхов ускорилась. Многие нивхские истории, верования и родовые связи были забыты новыми поколениями. [36]

С 1945 по 1948 год многие нивхи, а также половина ороков и все сахалинские айны , проживавшие под японской юрисдикцией в южной половине Сахалина, были вынуждены переселиться в Японию вместе с этническими японскими поселенцами. Многие коренные жители позже вернулись в этот район. [37] Согласно книге «Современные айны: романтика этнической миграции» («Современные айны: романтика этнической миграции», автор Косуге Сугавара, 1966 год при Генбунсе), эти нивхи в Японии проживали в Абасири, Хакодатэ и Саппоро. Один известный вытеснил нивхов из страны. Карафуто Абасири был Чиё Накамура (1906–1969), шаман из Поронайска ( японский : Сикокачо , латинизированный : Сисука-мати ). [38] [39] [40] К 2004 году община нивх-ороков в Абашири, очевидно, исчезла. [41]

Чунер Таксами , антрополог, считается первым современным нивхским литературным деятелем и сторонником сибирских прав. [36] В постсоветском российском содружестве наций нивхи жили лучше, чем айны или ительмены , но хуже, чем чукчи или тувинцы . Советское правительство в 1962 году переселило многих нивхов в меньшее количество более плотных поселений, в результате чего к 1986 году количество поселений на Сахалине сократилось с 82 до 13. [42] Это переселение было осуществлено через советские коллективы, от которых нивхи оказались в такой зависимости. Закрытие финансируемых государством объектов инфраструктуры, таких как школа или генератор электроэнергии, побудило граждан переезжать в поселения, предпочитаемые правительством. [36]

После распада СССР

[ редактировать ]

После распада Советского Союза в 1991 году колхозные коллективы были заброшены. Нивхи зависели от финансируемых государством коллективов, и с их роспуском и без того обедневшее население повлекло за собой быстрые экономические трудности. [43] В настоящее время нивхи, живущие на севере Сахалина, видят, что их будущее находится под угрозой из-за гигантских проектов по добыче нефти на море, известных как «Сахалин-1» и «Сахалин-2» , которыми управляют иностранные западные фирмы. С января 2005 года нивхи во главе со своим избранным лидером Алексеем Лиманзо начали ненасильственные акции протеста, требуя независимой этнологической оценки планов Shell и Exxon. Акции солидарности прошли в Москве , Нью-Йорке , а затем и в Берлине . [44] Ежемесячная нивхская газета «Нивх Диф» , основанная в 1990 году, издается на западно-сахалинском диалекте, штаб-квартира находится в селе Некрасовка . [45]

Общество

[ редактировать ]

Деревенская жизнь

[ редактировать ]

Нивхи были полуоседлыми охотниками -собирателями с летними и зимними поселениями. Нивхские деревни состояли из трех-четырех дворов, разделенных несколькими семьями, более крупные деревни были редки и в основном располагались в устье Амура. [46] Домохозяйства были разделены из соображений общности и выживания в суровые холодные зимы. Деревни просуществовали несколько десятилетий, но были подвержены наводнениям и иногда исчезали. Многие из них были уничтожены во время разрушительных наводнений на Амуре 1915 и 1968 годов. [46] Часто в домохозяйствах были семьи, не состоящие в родстве. Деревня обычно состояла из людей от двух до восьми разных кланов, четыре из которых были стандартными. [46]

Поздней осенью трудоспособные нивхские мужчины покидали деревни, чтобы поохотиться на окрестных охотничьих угодьях, а женщины собирали еду в лесу. [46] Нивхи переселялись на зимние поселения возле рек, чтобы пережить суровые снегопады и поймать нерестящийся лосось (см. список нивхских поселений ). Нивхи были очень гостеприимны, так что нанайцы , проживающие вверх по течению Амура, в случае наступления трудных времен часто посещали нивхские деревни или останавливались в них. [46]

Нивхские роды ( хал ) представляли собой группу людей, объединенных брачными узами, общим производным божеством, организующим браки и ответственным за разрешение групповых споров. Клан разделен на три экзогамных подклана. [47] Клан сотрудничал с другими членами в охоте и рыбалке, когда находился вдали от деревни. [47] Род нивхов считал, что у них есть «один (общий) ахмалк или имги , один огонь, один горец, один медведь, один черт, один тхусинд (выкуп или родовое наказание) и один грех». [48]

браки, как правило, были экзогамными В отличие от многих палеосибирских групп, . Хотя внутри рода брак эндогамный , а подкланы экзогамный. [47] Нивхские брачные обычаи были очень сложны и контролировались родом. [47] Брак между двоюродными братьями, по-видимому, был первоначальным обычаем клана, а последняя была необходимостью, когда клан не мог заключать браки с отдельными людьми, не нарушая табу. [47] Выкуп за невесту , вероятно, ввели неосибиряки. [47] Приданое . делилось по роду Число мужчин в целом превышало количество женщин. Трудно было найти жен, так как их было мало и они были дорогими. Это привело к тому, что у более богатых мужчин было более одной жены, а у бедных мужчин не было возможности найти жен. [48]

Традиционная религия нивхов была основана на анимистических верованиях, особенно через шаманизм , до того, как колониальные русские предприняли попытки обратить население в восточно-православное христианство . [49] Нивхские анимисты считают, что остров Сахалин — это гигантский зверь, лежащий на брюхе, волосы которого — деревья острова. Когда зверь расстроен, он просыпается и трясет землю, вызывая землетрясения. [50] У нивхов есть пантеон нечетко определенных богов ( ыз, ызнг ). [ нужны разъяснения ] который господствовал над горами, реками, морями и небом. [51] У нивхов имеется обширный фольклор, песни и мифы о том, как были созданы люди и вселенная, а также о том, как в древние времена фантастические герои, духи и звери сражались друг с другом. Некоторые нивхи обратились в православие или другие религии, хотя многие по-прежнему исповедуют традиционные верования. Огонь особенно почитается. Это символ единства рода. Огонь считается божеством их предков, защищающим их от злых духов и охраняющим их род от бед. [52] Открытому огню «кормили» лист табака , специи или порцию водки , чтобы угодить духам для защиты. Нивхи также часто предлагали божествам предметы посредством «кормления». [53] Морю «накормили» важный предмет, чтобы морской бог защищал путешественников.

Шаманизм

[ редактировать ]

Основная роль шаманов ( чам ) заключалась в диагностике и лечении болезней нивхов. Редкие шаманы обычно носили сложные пальто с поясами, часто сделанными из металла. [54] Для лечения болезней использовались средства, состоящие из растений, а иногда и животных веществ. Талисманы использовались или предлагались пациентам для предотвращения болезней. [54] Шаманы также выполняли функцию проводника для борьбы и отражения злых духов, вызывающих смерть. Услуги шамана обычно вознаграждались товарами, жильём и едой. [54]

Медвежий фестиваль

[ редактировать ]
Медвежий праздник нивхов около 1903 года.

Нивхские шаманы также председательствовали на Медвежьем празднике, традиционном празднике, который отмечается с января по февраль в зависимости от клана. Медведей отлавливали и несколько лет выращивали в загоне местные женщины, которые относились к медведю как к ребенку. [55] Медведь считался священным земным проявлением нивхских предков и богов в медвежьем облике (см. Культ медведя ). Во время праздника медведя одевали в специально сшитый церемониальный костюм. Им будет предложен пир, который можно будет вернуть в царство богов, чтобы проявить благосклонность к кланам. [50] После банкета медведя приносили в жертву и съедали в ходе сложной религиозной церемонии. Собак также часто приносили в жертву. Дух медведя вернулся к богам горы «счастливым» и наградил нивхов обильными лесами. [56] Фестиваль обычно устраивали родственники в честь смерти родственника. Обычно Медвежий праздник представлял собой межклановую церемонию, во время которой клан берущих жен восстанавливал связи с кланом дающих жен после разрыва связи в результате смерти родственника. [57] Медвежий фестиваль был запрещен во время советской оккупации, хотя после распада Советского Союза фестиваль умеренно возродился, хотя и как культурная, а не религиозная церемония. [58]

Очень похожая церемония, Иоманте , практикуется айнами в Японии . [ нужна ссылка ]

холодный На Дальнем Востоке России и суровый климат. В богатом рыбой устье реки Амур в Нижне-Амруском и Тахтинском районах зимой наблюдаются сильные ветры и обильные снегопады, средняя температура в середине зимы обычно составляет от -28 до -20 ° C (от -18 до -4 ° F). Лето влажное и умеренно теплое, от 16 до 20 ° C (от 61 до 68 ° F). территории Биом характеризуется тайгой и вечнозелеными хвойными лесами, состоящими из лиственницы , тиса, , березы клена , сирени, жимолости и обширных низинных болотных трав. На возвышенностях растут ели , пихты , ясени , липы , орехи , а на вершинах гор растут кедр и лишайники . Медведи, лисицы, соболи , зайцы, амурские тигры , лоси , тетерева и олени характерны для устья Амура, которое обычно разливается в сезон дождей. [59] [60]

Северный Сахалин экологически более суров и состоит преимущественно из тайги. Зимы длиннее, со средней температурой -19 ° C (-2 ° F), однако короткое лето теплее, в среднем на 15 ° C (59 ° F) из-за более теплых тихоокеанских течений, движущихся вокруг острова. Сильные снегопады покрывают остров Сахалин ( Йх-миф на нивхском языке ) зимой из-за муссонных ветров, дующих из Сибири, притягивающих влагу при прохождении над Охотским морем , Японским морем и Татарским проливом . На севере преобладает бесплодная тундра с редкими деревьями, такими как лиственница, береза ​​и различные травы, а по мере продвижения на юг встречаются ели и пихты. Медведи, лисы , выдры , рыси и северные олени — обычные представители дикой природы. [60] [61] Крупнейшие реки острова — Тымь и Поронай , богатые рыбой, особенно лососем . До российской колонизации нивхские деревни встречались на этих реках примерно через каждые 5 км. [62]

Ширина Татарского пролива в настоящее время составляет всего 20 километров (12 миль), и он достаточно мелкий, поэтому ледяной мост зимой образуется , который можно преодолеть пешком или на собачьих упряжках. Во время ледникового максимума ледникового периода уровень моря был на 100 метров (330 футов) ниже, чем сегодня. Континент Евразия был соединен с Сахалином через Татарский пролив и Хоккайдо через Соевый пролив , через который мигрировали люди. Эта связь объясняет сходство деревьев, растений и животных, включая ныне вымерших мамонтов . Отступающий ледниковый период согрел этот район, что позволило нивхам получить больше древесного покрова и дикой природы, что привело к появлению новых ресурсов, которые могли бы использовать нивхи. Открытие Сои, а затем и более мелкого Татарского пролива позволило теплым тихоокеанским течениям омывать остров и нижнее течение Амура. [63]

Технология

[ редактировать ]

Нивхи жили в двух типах самостоятельно построенных зимних жилищ. Самым древним из них был рыв (или то ). Жилище представляло собой круглую землянку диаметром около 7,5 метров (23 фута), укрепленную деревянными столбами и покрытую утрамбованной землей и травой. [64] дыма . В центре рива имелся камин и дымовое отверстие для выхода света и Другой тип зимнего жилища — чарыв, аналогичный нанайскому дио , созданный по образцу маньчжурских и китайских жилищ Приамурья. [64] Чардыв представляли собой однокомнатные постройки с двускатной крышей и каном (китайской печью) для отопления. [46] В соседнем сарае хранились сани, лыжи, лодки и собаки. [46]

Нивхские мужчины, носящие ский и коск

Нивхи традиционно носили халаты ( кий мужской , женский - хухт ) с тремя пуговицами, застегивающимися на левой стороне тела. [64] Зимнюю одежду шили из шкур рыб, тюленя, соболя, меха выдры, рыси, лисицы, собаки. Женские хухты простирались ниже колена и были светлыми разноцветными, со сложной вышивкой и разнообразными орнаментами, нашитыми на рукавах, воротнике и подоле . [64] Украшения представляли собой монеты, колокольчики или бусы из дерева, стекла или металла, в основном происходящие от маньчжурских и китайских торговцев. [64] Мужские лыжи были более темного цвета, короче и имели карманы, встроенные в рукава. Мужская одежда была менее сложной, с орнаментом на рукаве и левом лацкане . Мужчины также носили свободный килт, называемый коск, во время охоты или путешествий на собачьих упряжках. [64] Сапоги делались из рыбьей, тюленьей или оленьей кожи и были очень водонепроницаемыми. Зимой носили меховые шапки ( хаки ), причем спину и макушку шапки часто украшали пушистые хвосты и уши животного. Летние шапки ( хив хак ) имели коническую форму и изготавливались из бересты. После советской коллективизации нивхи в основном носят западную одежду массового производства, но традиционную одежду носят на праздники и культурные мероприятия. [64]

Мос – традиционное нивхское блюдо.

У нивхов была разнообразная диета, поскольку до колонизации они вели полуоседлый образ жизни. Основным источником пищи нивхов была рыба, в том числе горбуша , тихоокеанская и кета , а также форель , красноглазка, налим и щука, обитающие в реках и ручьях. Морской промысел давал навагу , камбалу и морского бычка, пойманного на прибрежных побережьях Татарского пролива , Охотского моря и Тихого океана , хотя чрезмерный промысел российскими и японскими траулерами истощил многие из этих рыбных запасов. Кроме того, промышленное загрязнение фенолами реки Амур и тяжелыми металлами привело к опустошению рыбных запасов и повреждению почвы эстуариев . [65] Существует традиционный процесс консервирования, называемый юкола , включающий нарезку рыбы определенным образом и сушку полосок, подвешивая их на холодном воздухе без соли. [66] В процессе консервации образовалось много сушеных рыбных отходов, неприятных для употребления в пищу человеком, но используемых в качестве корма для собак. [46] Измельчение сушеной рыбы и смешивание ее с рыбьей шкурой, водой, тюленьим жиром и ягодами до консистенции сметаны — излюбленное нивхское блюдо « мось» . [67] Нивхи охотились на тюленей ( ларгу , кольчатых , ленточных , сивучей ), уток , соболей , выдр. Они собирали разные ягоды, черемшу , луковицы лилий , орехи . [66] Контакты с китайцами , маньчжурами и японцами в XII веке привели к появлению в рационе нивхов новых продуктов, таких как соль, сахар, рис, просо , бобовые и чай. Русская колонизация 19-го века принесла муку , хлеб , картофель , водку, табак, масло , консервированные овощи и фрукты и другое мясо. [68]

Популяционная генетика

[ редактировать ]
Иллюстрация 1862 года, изображающая айна (слева) и пару нивхов (справа).

Гаплогруппы ДНК Y-хромосомы

[ редактировать ]

Лелль и др. (2002) протестировали выборку из семнадцати нивхских мужчин и установили, что шесть из них (35%) принадлежали к гаплогруппе C-M48 , шесть из них (35%) принадлежали к гаплогруппе P-M45 (x Q-M3 , R-M17 ). , двое из них (12%) принадлежали к гаплогруппе С-М130 (хМ48), двое из них (12%) принадлежали к гаплогруппе К-М9 (хО-М119, О-М122, Н-Тат, Р-М45) и один из них (6%) принадлежал к гаплогруппе О-М119 . [69]

Тадзима и др. (2004) протестировали выборку из двадцати одного нивхского мужчины и обнаружили, что восемь из них (38%) принадлежали к гаплогруппе C-M217 , гаплогруппе, которая также распространена среди коряков , ительменов , юкагиров , тунгусских народов и монголов ; шесть (29%) принадлежали к гаплогруппе К-М9 ( xO-M122 , O-M119 , P-P27 ), четверо из них (19%) принадлежали к гаплогруппе P-P27 ( xR-SRY10831.2 ), двое из них ( 9,5%) принадлежали к R-SRY10831.2 , а один из них (4,8%) принадлежал к гаплогруппе BT-SRY10831.1 ( xC-RPS4Y711 , DE-YAP , K-M9 ). [70]

Согласно автореферату на докторскую диссертацию Владимира Николаевича Харькова , выборка из 52 нивхов Сахалинской области содержала следующие гаплогруппы Y-ДНК: 71% (37/52) C-M217 (xC-M77/M86, C-M407) , 7,7% (4/52) О-М324 (xO-M134), 7,7% (4/52) Q-M242 (xQ-M346), 5,8% (3/52) D-M174 , 3,8% (2/52) ) О-М175 (хО-П31, О-М122), 1,9% (1/52) О-П31 и 1,9% (1/52) Н-М46/М178 . [71]

Гаплогруппы митохондриальной ДНК

[ редактировать ]
Исследование митохондриальной ДНК народов Сибири. Нивхи (обозначенные NIV) можно рассматривать как не связанное с другими людьми.

Торрони и др. (1993) сообщили о сборе образцов крови у 57 «неродственных и негибридизированных нивхов, живущих в селах Рыбновск и Некрасовка на севере Сахалина». [72] По данным Стариковской и др. (2005) и Бермишева и др. (2005), представители этой выборки нивхов относятся к гаплогруппе Y (37/57 = 64,9%), гаплогруппе D (16/57 = 28,1%), гаплогруппе G1 (3/57 = 5,3%) и гаплогруппе M ( xC, Z, D, G) (1/57 = 1,8%). [73] [74]

В другой выборке нивхов, возможно, «живущих на континенте» (хотя в исходном тексте, похоже, есть ошибка), Бермишева и др. (2005) обнаружили следующие гаплогруппы мтДНК: 67,3% (37/55) гаплогруппа Y , 25,5% (14/55) гаплогруппа G , 3,6% (2/55) гаплогруппа D , 1,8% (1/55) гаплогруппа M ( xC, Z, D, G) и 1,8% (1/55) гаплогруппы N или R (xA, B, F, Y). [74]

По данным Даггана и др. (2013), представители выборки из 38 нивхов, собранной на Северном Сахалине, принадлежали к гаплогруппе Y1a (25/38 = 65,8%), гаплогруппе D4m2 (10/38 = 26,3%) и гаплогруппе G1b (3/38 = 7,9%). ). [75] Один идентичный гаплотип Y1a был общим для восьми нивхов, другой гаплотип Y1a был общим для шести нивхских особей, а два других гаплотипа Y1a были общими для трех нивхских особей каждый, что указывает на низкое генетическое разнообразие этой популяции. [75] Аналогично, один идентичный гаплотип D4m2 был общим у четырех нивхов, другой гаплотип D4m2 был общим у двух нивхов, а третий гаплотип D4m2 был общим у двух или трех нивхов и одного северо-восточного якута . [75] Авторы также обнаружили гаплогруппу Y1a у 13,3% (2/15) березовских эвенов, 12,5% (3/24) таймырских эвенков, 6,5% (2/31) удэгейцев, 2,6% (1/39) камчатских эвенов. и 2,3% (2/88) центральных якутов, и они отметили, что другие исследования сообщили о нахождении этой гаплогруппы с высокой частотой у ульчей и негидальцев, у 9%-10% коряков и восточных эвенков, а также у низкая частота у центральных и вилюйских якутов. Помимо нивхов, авторы также обнаружили мтДНК, принадлежащую гаплогруппе D4m2, у 8,7% (2/23) саккырырских эвенов, 3,7% (1/27) томпоских эвенов и 3,1% (1/32) северо-восточных якутов с северо-восточными Якутская особь имеет одинаковый гаплотип с несколькими нивхами. Авторы отметили, что последовательности мтДНК, принадлежащие к одной и той же ветви гаплогруппы D, были обнаружены у эвенков, эвенов, юкагиров, южносибирских бурят и тюркоязычных народов, а в другом исследовании сообщалось об одном случае D4m2 в выборке из 154 долган . [76] Что касается G1b, другой гаплогруппы мтДНК, обнаруженной у нивхов, Duggan et al. (2013) также обнаружили его в своих выборках камчатских эвенов (6/39 = 15,4%), коряков (2/15 = 13,3%), юкагиров (2/20 = 10,0%), иенгрских эвенков (2/21 = 9,5). %) и томпо-эвенов (1/27 = 3,7%), и они цитировали Стариковскую и др. (2005) в качестве доказательства своего утверждения о том, что гаплогруппа G1 также распространена в Негидале . По данным YFull и Дрёмова с соавт. (2020), два представителя гаплогруппы G1b из нивхской выборки Даггана и др. (2013) принадлежат G1b-G16129A!*, тогда как оставшийся член гаплогруппы G1b из этой выборки принадлежит G1b1a-G16244A. [77] [78]

М. А. Губина и др. (2013) исследовали митохондриальную ДНК выборки семнадцати нивхов из села Ноглики Ногликского района Сахалинской области и установили, что они принадлежат к гаплогруппе Y (8/17 = 47,1%, все Y1a+T16189C!), гаплогруппе D ( 3/17 = 17,6 %, в том числе 2/17 D4e5b и 1/17 D4j4a), гаплогруппа G (3/17 = 17,6 %, в том числе 2/17 G1b1-16207 и 1/17 G1b1a-16244), гаплогруппа H (2/ 17 = 11,8%) и гаплогруппа U5 (1/17 = 5,9%). [79] нет совпадений Помимо влияния Западной Евразии, очевидного в присутствии гаплогрупп H и U5 среди нивхов Ногликов, также примечательно, что между нивхскими выборками Дуггана и др. . (2013) и Губина и др. (2013) в отношении субкладов гаплогрупп D4 и G1b, к которым они принадлежат, за исключением одного члена G1b1a-G16244A в каждой выборке.

Известные нивхи

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. Российская перепись 2010 г.: Население по этнической принадлежности. Архивировано 4 декабря 2013 г. в Wayback Machine (на русском языке).
  2. ^ «Укрценсус.gov.ua» . [ постоянная мертвая ссылка ]
  3. ^ Груздева 1998, стр.5.
  4. ^ Jump up to: а б Галл, стр.2-4.
  5. ^ Jump up to: а б Фитцхью, Уильям и Дюрбрей, стр. 39, 40.
  6. ^ Бассетт, стр.1
  7. ^ Jump up to: а б Выставка Джесупа: «Культура: нивхи (гиляки)». Архивировано 12 февраля 2008 г. в Wayback Machine - Американский музей естественной истории.
  8. ^ Jump up to: а б Шоссоне, стр. 34, 35.
  9. ^ Федеральная служба государственной статистики России. Всероссийская перепись населения 2020 года. Том 1 [Всероссийская перепись населения 2020 года. 1] (XLS) (на русском языке). Федеральная служба государственной статистики .
  10. ^ Федеральная служба государственной статистики России (2011). Всероссийская перепись населения 2010 года. Том 1 [Всероссийская перепись населения 2010 года. 1]. Всероссийская перепись населения 2010 года [2010 All-Russia Population Census] (на русском языке). Федеральная служба государственной статистики .
  11. ^ Федеральная служба государственной статистики (21 мая 2004 г.). Численность населения России, субъектов Российской Федерации в составе федеральных округов, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов – районных центров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более человек [Население России, ее федеральных округов, субъектов федерации, округов, городских населенных пунктов, сельских населенных пунктов - административных центров и сельских населенных пунктов с населением более 3000 человек] (XLS) . Всероссийская перепись населения 2002 года [All-Russia Population Census of 2002] (на русском языке).
  12. ^ Jump up to: а б Маттиссен, стр.515
  13. ^ Згуста 2015 , с. 71.
  14. ^ Фицхью, Уильям и Дюрбрей, стр.35; «Коренные малочисленные народы Российского Севера, Сибири и Дальнего Востока» Арктической сети поддержки коренных малочисленных народов Российской Арктики
  15. ^ Шоссоне, стр. 35
  16. ^ Kuzmin, Vasilevski, Gorbunov, Burr, Jull, Orlova Shubina, pp. 355, 359-360
  17. ^ Фортескью, М. (1998). Языковые отношения через Берингов пролив: переоценка археологических и лингвистических данных
  18. ^ Фортескью, Майкл (2011). «Возвращение к взаимоотношениям нивхов с Чукотко-Камчатком». Лингва . 121 (8): 1359–1376. дои : 10.1016/j.lingua.2011.03.001 .
  19. ^ Хаммарстрем, Харальд; Форкель, Роберт; Хаспельмат, Мартин, ред. (2017). «Нивх» . Глоттолог 3.0 . Йена, Германия: Институт истории человечества Макса Планка.
  20. ^ Николаев, Сергей Львович Николаев / Сергей Львович. «С.Л. Николаев. 2015. На пути к реконструкции протоалгонкинско-вакашанского языка. Часть 1: Доказательство алгонкинско-вакашанского родства» – через www.academia.edu. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  21. ^ Николаев, Сергей Львович Николаев / Сергей Львович. «С.Л.Николаев. 2016. К реконструкции праалгонкинско-вакашского языка. Часть 2: Алгонкинско-вакашанские звуковые соответствия» – через www.academia.edu. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  22. ^ Фицхью, Уильям и Дюрбрей, стр. 32.
  23. ^ Згуста 2015 , стр. 60–101.
  24. ^ Старый, Джованни (2006). Йесен Аку: Маньчжурские исследования в честь Джованни Старого Издательство Отто Харрасовица. ISBN  9783447053785 .
  25. ^ Згуста 2015 , с. 96.
  26. ^ Jump up to: а б с д Колга, с. 269-273
  27. ^ Уокер, Бретт Л. (2001). Завоевание земель айнов: экология и культура в японской экспансии, 1590-1800 гг . NIPPON FOUNDATION (иллюстрировано под ред.). Издательство Калифорнийского университета. стр. 133, 134. ISBN.  0520227360 .
  28. ^ ( Сей Вада , « Аборигены нижнего течения Амура в китайских записях », Мемуары научно-исследовательского отдела Тойо Бунко, № 10, 1938, стр. 40–102) (Сина но кисаи ни араварэтару Кокурюко карюики-но додзин 支那の記載に現はれたる黒龍江下流域の土人 (Туземцы нижнего течения Амура, как они представлены в китайских записях), Тоагаку 5, том 1, сентябрь 1939 г.) Вада, «Уроженцы нижнего течения Амура», с. 82. В документах упоминается народ под названием «Чи-ли-ми» (термин, обычно используемый в ранних китайских текстах для обозначения нивхов), живший рядом с Ку-у (айнами).
  29. ^ Jump up to: а б Моррис-Сузуки, Тесса (15 ноября 2020 г.). «Дипломатия коренных народов: сахалинские айны (энчив) в формировании современной Восточной Азии (Часть 1: Торговцы и путешественники)» . Япония в фокусе: Азиатско-Тихоокеанский журнал . 18 (22).
  30. ^ (Сиро Сасаки, «История трансграничной деятельности коренных народов Дальнего Востока между Российской и Китайской империями», Senri Ethnological Studies, том 92, 2016, стр. 161–193.) Сасаки, «История дальнего зарубежья». Трансграничная деятельность коренных народов Востока», с. 173.
  31. ^ Форсайт, Джеймс (1994). История народов Сибири: Российская североазиатская колония 1581-1990 (иллюстрировано, переиздание, исправленное издание). Издательство Кембриджского университета. п. 214. ИСБН  0521477719 .
  32. ^ Шоссоне, с. 35
  33. ^ Shternberg, p. 183
  34. Smolyak, p.175
  35. ^ Jump up to: а б С камином, стр.269
  36. ^ Jump up to: а б с д и ж г Shternberg and Grant, pp.184-194
  37. ^ Шоссоннер стр.35
  38. ^ «С 1947 по 1975 год» (на японском языке). Город Абасири . Проверено 20 апреля 2024 г.
  39. ^ Ежегодный сборник очерков ] (на японском языке) , по японской литературе: 1993. Современный Том 2003. Хобун Шуппан.
  40. ^ Танака Рё (1993). Сахалин ( на 50-й параллели севера ). на японском языке. ISBN  9784876480975 .
  41. ^ Chuner Taksami (2004). Siro Sasaki (ed.). "Культурное наследие нивхов : Этнографические коллекции нивхов в музеях Японии" [Cultural heritage of the Nivkhs: Ethnographic collections of the Nivkhs in museums in Japan] (PDF) (in Russian). National Museum of Ethnology, Osaka. pp. 37–38, 41, 45–46, 64 . Retrieved 2024-04-20 .
  42. ^ Моте, стр.140.
  43. ^ Shternberg and Grant, p.196
  44. ^ «Нефтяные компании пытаются подавить протест коренных народов Сахалина». Архивировано 14 марта 2007 г. в Wayback Machine - Экологическая вахта Сахалина (SEW) - (по адресу www.sakhalin.environment.ru) - 19 января 2005 г.
  45. ^ Сираиси, стр. 8,14.
  46. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Smolyak, pp.174-180
  47. ^ Jump up to: а б с д и ж Чаплицка и Коллинз, стр. 52-54.
  48. ^ Jump up to: а б Штернберг и Грант, стр.154.
  49. ^ Рид, стр. 156-157.
  50. ^ Jump up to: а б Шоссоне, стр.35,81.
  51. ^ Фридрих и Даймонд, стр.285; Штернберг и Грант, с.158
  52. ^ Shternberg and Grant, p.155-158
  53. ^ Чаплицка и Коллинз, стр.56; Штернберг и Грант, стр.155-158.
  54. ^ Jump up to: а б с Фридрих и Даймонд, стр.283
  55. ^ Блэк, с. 94
  56. ^ Shternberg and Grant, p.160
  57. ^ Chaussonnet, pp.35; Shternberg and Grant, p.158
  58. ^ Галл, стр.4-6.
  59. ^ Галл, стр.1
  60. ^ Jump up to: а б Фицхью, Уильям и Дюрбрей с.35
  61. ^ Галл, стр.2
  62. ^ Shternberg and Grant, XXXV
  63. ^ Фицхью, Уильям и Дюрбрей, стр. 32-40.
  64. ^ Jump up to: а б с д и ж г Галл, стр. 4-11.
  65. ^ «Коренные народы Российского Севера, Сибири и Дальнего Востока: нивхи» Арктической сети поддержки коренных народов Российской Арктики.
  66. ^ Jump up to: а б Смоляк, стр.174; «Программа консультаций коренных народов: оценка социального воздействия». Архивировано 28 мая 2008 г. в Wayback Machine . Инвестиционная компания «Сахалин Энерджи». стр. 13 - ( Adobe Acrobat *.PDF) документ
  67. ^ «Коренные народы» . Museum.sakh.com . Сахалинский областной музей. Архивировано из оригинала 1 января 2006 г. Проверено 1 января 2006 г.
  68. ^ Галл, стр.5
  69. ^ Джеффри Т. Лелл, Рем И. Сукерник, Елена Б. Стариковская, Бинг Су, Ли Цзинь, Теодор Г. Шурр, Питер А. Андерхилл и Дуглас К. Уоллес, «Двойное происхождение и сибирское сходство Y-хромосом коренных американцев» ." Американский журнал генетики человека 70:192–206, 2002.
  70. ^ Ацуши Тадзима, Масанори Хаями, Кацуши Токунага, Такео Дзюдзи, Масафуми Мацуо, Сангкот Марзуки, Кейичи Омото и Сатоши Хорай, «Генетическое происхождение айнов, выведенное на основе комбинированного анализа ДНК материнских и отцовских линий». Журнал генетики человека (2004) 49:187–193. DOI 10.1007/s10038-004-0131-x
  71. ^ "KHARKOV, Vladimir Nikolaevich, "СТРУКТУРА И ФИЛОГЕОГРАФИЯ ГЕНОФОНДА КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ СИБИРИ ПО МАРКЕРАМ Y-ХРОМОСОМЫ," Genetika 03.02.07 and "АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени доктора биологических наук," Tomsk 2012" (PDF) . Archived from the original (PDF) on 2023-03-21 . Retrieved 2022-07-16 .
  72. ^ Антонио Торрони, Рем И. Сукерник, Теодор Г. Шурр, Елена Б. Стариковская, Маргарет Ф. Кэбелл, Майкл Х. Кроуфорд, Энтони Г. Комуззи и Дуглас К. Уоллес, «Вариации мтДНК аборигенов Сибири обнаруживают явное генетическое сходство». с коренными американцами». Американский журнал генетики человека 53:591-608, 1993.
  73. ^ Елена Б. Стариковская, Рем И. Сукерник, Ольга А. Дербенева и др. (2005), «Разнообразие митохондриальной ДНК у коренных народов южной части Сибири и происхождение гаплогрупп коренных американцев». Анналы генетики человека 69, 67–89. doi: 10.1046/j.1529-8817.2003.00127.x
  74. ^ Jump up to: а б М.А. Бермишева, И.А. Кутуев, В.А. Спицын, Р. Виллемс, А.З. Батырова, Т.Ю. Коршунова, Е.К. Хуснутдинова. Анализ изменчивости митохондриальной ДНК в популяции ороков. Российский генетический журнал , Vol. 41, № 1, 2005, стр. 66–71. Перевод с Генетики , Том. 41, № 1, 2005, стр. 78–84.
  75. ^ Jump up to: а б с Дагган А.Т., Уиттен М., Вибе В., Кроуфорд М., Баттоф А. и др. (2013), «Исследование предыстории тунгусских народов Сибири и Амуро-Уссурийского региона с помощью полных последовательностей генома мтДНК и маркеров Y-хромосомы». PLoS ONE 8(12): e83570. doi:10.1371/journal.pone.0083570
  76. ^ Сардана А. Федорова, Маере Рейдла, Эне Мецпалу и др. , «Аутосомные и однородительские портреты коренного населения Саха (Якутия): значение для заселения Северо-Восточной Евразии». Эволюционная биология BMC 2013, 13:127. http://www.biomedcentral.com/1471-2148/13/127
  77. ^ «МТри» . www.yfull.com .
  78. ^ Станислав В. Дрёмов, Елена Б. Стариковская, Ажар М. Нажмиденова и др. (2020), «Генетическое наследие культур, коренных жителей побережья Северо-Восточной Азии, в митохондриальных геномах почти вымерших морских племен». Эволюционная биология BMC (2020) 20:83. https://doi.org/10.1186/s12862-020-01652-1
  79. ^ М. А. Губина, Л.А. Гырголькай, В.Н. Бабенко и др. (2013), «Полиморфизм митохондриальной ДНК в популяциях аборигенов Дальнего Востока». Генетика , 2013, Том. 49, № 7, с. 862–876.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e5f4091308e8fc392c0debd4db9174ed__1722771120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e5/ed/e5f4091308e8fc392c0debd4db9174ed.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nivkh people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)