Яёи люди
Народ яёй ( 弥生弥生人 , Яёй дзин ) — древний народ, иммигрировавший [1] на Японский архипелаг в период Яёй (300 г. до н.э. – 300 г. н.э.) и характеризуются материальной культурой Яёй. [2] [3] [4] [5] Некоторые утверждают, что период Яёй начался раньше, между 1000 и 800 годами до нашей эры, но эта дата является спорной. [1] Люди культуры яёй считаются распространителями сельского хозяйства и японских языков по всему архипелагу и характеризуются как местными охотниками-собирателями Дзёмон, так и мигрантами из материковой Азии. [6]
Источник
[ редактировать ]Термины Яёи и Ваджин можно использовать как взаимозаменяемые, хотя «Ваджин» (倭人) относится к народу Ва , а «Вадзин» (和人) — другое название современного народа Ямато . [7]
Определение народа яёи сложное: термин «народ яёи» описывает как фермеров, так и охотников-собирателей, живущих исключительно на Японском архипелаге, а также их переходный период в сельском хозяйстве. Народ яёй относится конкретно к смешанным потомкам охотников-собирателей Дзёмон с мигрантами из материковой Азии, которые переняли (рисовое) сельское хозяйство и другую континентальную материальную культуру. [8]
Существует несколько гипотез о географическом происхождении мигрантов из материковой Азии:
- иммигранты с Южного или Центрально-Корейского полуострова [9] [10] [11]
- иммигранты из Цзяннани недалеко от дельты реки Янцзы в древнем Китае [12]
- множественное происхождение из разных регионов Азии, включая Юго-Восточную Азию [13] [14] [15] [16] [17]
По словам Александра Вовина , яёи присутствовали в центральной и южной частях Кореи до того, как были вытеснены и ассимилированы прибывшими протокорейцами. [18] [19] Аналогичную точку зрения высказал Уитмен (2012), отметив далее, что яёи не имеют тесного родства с носителями протокорейского языка и что корейский язык прибыл из Маньчжурии в Корею позже, примерно в 300 г. до н.э., и сосуществовал с носителями японского языка. Оба оказали влияние друг на друга, а более поздний эффект основателя уменьшил внутреннее разнообразие обеих языковых семей. [20]
Генетика
[ редактировать ]На сегодняшний день о народе яёи обнаружено не так уж много генетических данных. Два образца «северо-западных яёй» из стоянки Симомотояма на севере Кюсю в префектуре Нагасаки были проанализированы и показали смешанное происхождение, большинство из которых происходит от местных охотников-собирателей Дзёмон, а также в различной степени восточноазиатскую примесь. [21]
Согласно исследованиям современных японцев, компонент Яёи составляет большинство предков японцев. [22] [23] Другой анализ ДНК четырех останков яёи показал, что «иммигранты яёи уже были смешаны с коренным народом Дзёмон». Авторы отметили, что «необходимо переосмыслить традиционную теорию формирования японского населения». Формирование японского народа и его культуры уходит корнями в местных охотников-собирателей Дзёмон, которые переняли материальную культуру материковой Азии и смешались с иммигрантами из континентальной Азии, а не были заменены. Народ яёи представляет собой переходный период и формирование «старой японской культуры» и их культуры до получения дальнейшего влияния со стороны континентальной Восточной Азии в период Кофун. [24] Другие генетики поддерживают эту интерпретацию. [25] [26]
В 2022 году Ван и Ван утверждали, что народы яёи в Японии на 60% имеют предков Дзёмон, а остальная часть приходится на древнюю Северо-Восточную Азию, что доказывает сосуществование Дзёмон и Яёи. Но эта родословная Дзёмон была разбавлена до 13–15% у народов Кофун и современных японцев из-за последующего появления предков, связанных с северными ханьскими китайцами. [27]
Внешний вид
[ редактировать ]По мнению многих ученых, ранние иммигранты Яёй напоминали китайцев эпохи неолита . У них были совершенно крупные и плоские черты лица, большая высота лица, круглые глазницы и крупные зубы. [28]
Морские люди
[ редактировать ]Некоторые историки называют народ яёй «народом моря» (海人族, Кайдзиндзоку, Амадзоку, 海神族, Ватацумидзоку), постулируя, что они мигрировали в Японию по морю, возможно , из других мест, особенно через Желтое море и Восточно-Китайское море .
Язык
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шинья Сёда (2007). «Комментарий к спору о датировке периода Яёи» . Бюллетень Общества восточноазиатской археологии . 1 . Архивировано из оригинала 1 августа 2019 года.
- ^ «Период Яёи (300 г. до н.э. – 250 г. н.э.) | Японский модуль» .
- ^ «Сроки: ЯПОНИЯ | Азия для преподавателей | Колумбийский университет» .
- ^ «Музей Боди-Арта Питта Риверса | Бронзовое зеркало» .
- ^ Келли, Чарльз Т. (3 июня 2006 г.). «Культура Яёй» . Японская археология . Чарльз Т. Келли . Проверено 19 марта 2010 г.
- ^ Бур, Элизабет де; Ян, Мелинда А.; Каваго, Эйлин; Барнс, Джина Л. (2020). «Япония рассматривается с точки зрения гипотезы распространения фермеров/языков» . Эволюционные гуманитарные науки . 2 : е13. дои : 10.1017/ehs.2020.7 . ISSN 2513-843X . ПМЦ 10427481 . PMID 37588377 . S2CID 218926428 .
- ^ Дэвид Блейк Уиллис и Стивен Мерфи-Сигэмацу: Транскультурная Япония: на границе расы, пола и идентичности, Архивировано 6 января 2017 г. в Wayback Machine , стр. 272: «Вадзин», написанное китайскими иероглифами, которые также можно прочитать как «Ямато-но хито» (человек Ямато)».
- ^ Бур, Элизабет де; Ян, Мелинда А.; Каваго, Эйлин; Барнс, Джина Л. (2020). «Япония рассматривается с точки зрения гипотезы распространения фермеров/языков» . Эволюционные гуманитарные науки . 2 : е13. дои : 10.1017/ehs.2020.7 . ISSN 2513-843X . ПМЦ 10427481 . PMID 37588377 . S2CID 218926428 .
Термин «Яёи» имеет четыре значения, что может вызвать большую путаницу. Во-первых, это обозначение периода, начинающегося с появления рисового земледелия около 1000 г. до н.э. до появления культуры курганных гробниц в третьем веке нашей эры. Яёи — обозначение периода, эксклюзивное для Японии; он включает в себя как фермеров, так и охотников-собирателей и влечет за собой переход к сельскому хозяйству в рамках трансгрессивного во времени и регионально несопоставимого процесса. Во-вторых, «народ яёй» может относиться к любому, кто жил на Японских островах в период Яёи, или, в-третьих, яёй может относиться конкретно к смешанным людям (мумун + Дзёмон в разных пропорциях и на больших расстояниях). В-четвертых, Яёи может указывать на аккультурацию: освоение (рисового) сельского хозяйства (и другой континентальной материальной культуры) людьми линии Дзёмон в период Яёи. Все эти противоречивые аспекты яёи необходимо иметь в виду и четко определять в любом обсуждении.
- ^ Даймонд, Джаред. «В поисках японских корней» . Откройте для себя журнал .
- ^ Ватанабэ, Юсуке; Нака, Идзуми; Хор, Сейк-Сун; Савай, Хироми; Хитоми, Юки; Токунага, Кацуши; Охаси, июнь (17 июня 2019 г.). «Анализ всей последовательности Y-хромосомы раскрывает историю японского населения в период Дзёмон» . Научные отчеты . 9 (1): 8556. Бибкод : 2019NatSR...9.8556W . дои : 10.1038/s41598-019-44473-z . ISSN 2045-2322 . ПМК 6572846 . ПМИД 31209235 .
- ^ Новые разработки в исследованиях неолита на Дальнем Востоке России. Архивировано 26 августа 2017 г. в Wayback Machine (на японском языке).
- ^ Мицуру Сакия, «Новая история Японского архипелага, раскрытая в результате междисциплинарных исследований ДНК, археологии и языка» (Bensei Publishing, 2009) (на японском языке)
- ^ Кацуши Токунага (2003) «HLA и миграция людей» Наука о человечности Бенсей (42), 4–9, Токио: Bensei Publishing (на японском языке)
- ^ Масао Ока, «Иностранцы и другие: происхождение японской этнической культуры и формирование японской нации», Gensosha 1979 (на японском языке)
- ^ «Яванское влияние на японцев» . Языки мира . 9 мая 2011 г. Архивировано из оригинала 25 июля 2018 г. Проверено 25 июля 2018 г.
- ^ Кензабуро Торигоэ, «Миграция народа Хара Яёй» (Кадокава Сётэн, 1982), «От племени ва к японцам» (Кобундо, 1985), «Древняя Корея и племя ва» (Чукосинсё, 1992), « Племя Ва «Тораджа» (в соавторстве с Хироко Вакабаяси, Тайшукан Шотен, 1995), «Происхождение культуры Яёй» (в соавторстве с Хироко Вакабаяси, Тайшукан Шотен, 1998), «Древний Китай и Ва'' (Чукошинсё, 2000 г.), «Полная интерпретация официальной истории Китая Ваджин/Вакокудэн» (Тюокорон-Синша, 2004 г.)
- ^ Харуо Сува (редактор) «Вазоку и древняя Япония» (Yuzankaku Publishing, 1993) и Haruo Suwa News 100
- ^ Янхунен, Юха (2010). «Реконструкция языковой карты доисторической Северо-Восточной Азии». Студия Восточная (108): 281–304.
есть веские основания полагать, что соседнее государство Пэкче (на юго-западе) было преимущественно японоязычным, пока оно не было лингвистически кореейизировано.
- ^ Вовин, Александр (2013). «От Когурё до Тамны: Медленное путешествие на юг с носителями протокорейского языка». Корейская лингвистика . 15 (2): 222–240.
- ^ Уитмен, Джон (1 декабря 2011 г.). «Лингвистическая экология Северо-Восточной Азии и появление рисового хозяйства в Корее и Японии» . Рис . 4 (3): 149–58. дои : 10.1007/s12284-011-9080-0 . ISSN 1939-8433 .
- ^ Бур, Элизабет де; Ян, Мелинда А.; Каваго, Эйлин; Барнс, Джина Л. (2020). «Япония рассматривается с точки зрения гипотезы распространения фермеров/языков» . Эволюционные гуманитарные науки . 2 : е13. дои : 10.1017/ehs.2020.7 . ISSN 2513-843X . ПМЦ 10427481 . PMID 37588377 . S2CID 218926428 .
- ^ Бур, Элизабет де; Ян, Мелинда А.; Каваго, Эйлин; Барнс, Джина Л. (2020). «Япония рассматривается с точки зрения гипотезы распространения фермеров/языков» . Эволюционные гуманитарные науки . 2 : е13. дои : 10.1017/ehs.2020.7 . ISSN 2513-843X . ПМЦ 10427481 . PMID 37588377 . S2CID 218926428 .
- ^ Осада, Наоки; Каваи, Ёске (2021). «Изучение моделей миграции людей на Японский архипелаг с использованием полногеномных генетических данных» . Антропологическая наука . 129 (1): 45–58. дои : 10.1537/ase.201215 . S2CID 234247309 .
- ^ «Анализ отношений между Дземоном и иммигрантами народа Яёи с использованием данных полногеномного секвенирования» . КАКЕН . Проверено 23 февраля 2023 г.
- ^ Шинода, Кен-ичи; Канзава-Кирияма, Хидеаки; Какуда, Цунео; Адачи, Нобору (2019). «Генетические характеристики народа яёи на северо-западе Кюсю» . Антропологическая наука (японская серия) . 127 (1): 25–43. дои : 10.1537/asj.1904231 . S2CID 198267247 .
- ^ Кук, Найл П.; Маттиангели, Валерия; Кэссиди, Лара М.; Окадзаки, Кендзи; Стоукс, Кэролайн А.; Онбэ, Шин; Хатакеяма, Сатоши; Мачида, Кеничи; Касаи, Кенджи; Томиока, Наото; Мацумото, Акихико; Ито, Масафуми; Кодзима, Ёситака; Брэдли, Дэниел Г.; Гакухари, Такаши (2021). «Древняя геномика раскрывает трехстороннее происхождение японского населения» . Достижения науки . 7 (38): eabh2419. Бибкод : 2021SciA....7.2419C . дои : 10.1126/sciadv.abh2419 . ISSN 2375-2548 . ПМЦ 8448447 . ПМИД 34533991 .
- ^ Ван, Руи; Ван, Чуан-Чао (8 августа 2022 г.). «Генетика человека: двойное происхождение корейцев периода Троецарствия» . Современная биология . 32 (15): Р844–Р847. дои : 10.1016/j.cub.2022.06.044 . ISSN 0960-9822 . ПМИД 35944486 . S2CID 251410856 .
- ^ Миядзато, Эри; Ямагучи, Кёко; Фукасе, Хитоши; и др. (2014). «Сравнительный анализ морфологии лица жителей острова Окинава и материковых японцев с использованием трехмерных изображений» . Американский журнал биологии человека – через онлайн-библиотеку Wiley.