Jump to content

Охотская культура

Охотская культура
Географический диапазон Хоккайдо , Курилы и Сахалин.
Предшественник Культура Сусуя [ 1 ]
С последующим Культура Тобинитай , культура айнов [ 2 ]
ракушек Мойоро Завал из в Абасири, Хоккайдо.

Охотская культура — это археологическая культура прибрежного рыболовства и охотников-собирателей , которая развивалась вокруг южных прибрежных районов Охотского моря , включая Сахалин , северо-восточный Хоккайдо и Курильские острова, во второй половине первого тысячелетия до начала XX века. второй. Охотников часто называют предками нивхов . [ 3 ] в то время как другие утверждают, что их можно отождествить с ранними носителями языка айнов . [ 4 ] Предполагается, что культ медведя , практика, разделяемая различными народами Северной Евразии, айнами и нивхами , был важным элементом охотской культуры, но был редкостью в периода Дзёмон . Японии [ 5 ] Археологические данные свидетельствуют о том, что собственно охотская культура возникла в V веке нашей эры из культуры Сусуя южного Сахалина и северо-западного Хоккайдо. [ 6 ]

Этимология

[ редактировать ]

Охотская культура названа в честь одноименного Охотского моря, названного в честь реки Охота , которая, в свою очередь, названа в честь эвенского слова окат ( okat ), означающего «река». [ 7 ]

Предполагается, что охотская культура сформировалась на Сахалине в результате смешения народа Дзёмон японского с древними палеосибирцами (представленными чукотско-камчатцами ) и последующим потоком генов Древней Северо-Восточной Азии из региона реки Амур . [ 8 ]

Кисао Исидзуки из Университета Саппоро предполагает, что люди охотской культуры были записаны под именем Мишихасэ в японской летописи Нихон Сёки , [ 9 ] в то время как другие предполагают, что термин Мишихасэ описывал другую группу или одно из нивхских племен. [ 10 ] В «Нихон Сёки» (720 г. н.э.) есть следующая запись за 544 год:

К мысу Минабе, на северной стороне острова Садо, прибыли на лодке люди Су-шена и остановились там. Весной и летом они ловили рыбу, которую использовали в пищу. Жители этого острова сказали, что они не люди. Их еще называли чертями и не смели приближаться к ним.

- Нихон Сёки, Книга XIX

Название написано китайскими иероглифами и относится к народу из Маньчжурии , который упоминается в китайских записях еще в VI веке до нашей эры. Считается, что имя Сушен обозначает тунгусский народ, который был предком мохэ и чжурчжэней ( Астон 1972, II, 58). Анахроническое использование слова «Сушэн» в японских записях спустя тысячу лет после того, как это имя было впервые использовано в Китае, было попыткой придать легитимность раннему государству Японии. В японском контексте термин Сушен, вероятно, лучше всего интерпретировать как традиционное обозначение «северного народа», а не конкретной этнической группы из Маньчжурии. Согласно более поздним записям в «Нихон сёки», сушэн также жили на Хоккайдо. [ 11 ] Во время правления императрицы Саймэй (годы правления 655–661) Абэ-но Оми , смотритель провинции Коси (современный регион Хокурику ), был отправлен в несколько военных экспедиций на север государством Ямато, базирующимся в западной Японии. . Во время этих экспедиций главными врагами Абэ-но Оми были сушэны, нападавшие на народ эмиси . В третьем месяце 660:

Абэ-но Оми был отправлен в экспедицию с флотом из 200 кораблей против земли Су-шэнь. Абэ-но Оми заставил какого-то Йемиси из Мичиноку сесть на борт его собственного корабля. Они подошли к большой реке. После этого собралось более тысячи Йемиси из Ватари-сима… и сказали: «Флот Су-шэнь прибыл с огромными силами и угрожает нас убить». (Астон 1972, II, 263–264)

- Нихон Сёки, Книга XXVI

Произошло стремительное исчезновение охотских памятников и артефактов с Курильского архипелага. Как установлено в радиоуглеродной записи Курильских островов, резкое снижение радиоуглеродных дат происходит около 800 лет назад, при этом почти нет радиоуглеродных образцов, позволяющих датировать период между 600 и 400 годами назад. На Хоккайдо отсутствие охотских останков после 800 г. до н.э. в значительной степени считается продуктом ассимиляции охотской культуры с соседней и одновременно расширяющейся культурой Сацумон южного и западного Хоккайдо. С наступлением еще одного холодного периода, Малого ледникового периода , можно предположить, что обменные отношения, которые Курильско-Охотский регион поддерживал с населением Камчатки, не обеспечивали необходимого доступа к материалам или партнерства по обмену, чтобы оставаться жизнеспособными в центральной и северо-центральной частях страны. регионы. С увеличением продолжительности зимы, усложнением условий передвижения и потенциально меньшим спросом или увеличением цен на морские продукты стимулы для дальнейшего проживания на отдаленных Курилах, возможно, снизились. Учитывая одновременное сочетание экономических, социальных и экологических факторов, ограничивающих проживание в этом регионе, охотское население, возможно, просто решило покинуть свои поселения на Курильских островах. [ 12 ]

Археогенетика

[ редактировать ]
График примесей на основе геномных данных Охотской (NAT002), Дзёмонской (F23) и современных популяций.

Морфологические исследования останков скелетов охотчан показали их большое сходство с популяциями, живущими в настоящее время в бассейне Амура и на севере Сахалина, но также намекают на более гетерогенный состав. [ 13 ] Полный анализ генома охотских останков показал, что они произошли от трех основных источников, в частности, от древних жителей Северо-Восточной Азии , древних палеосибирцев и народа Дзёмон в Японии. Анализ примесей показал, что они содержат c. 54% Древняя Северо-Восточная Азия, ок. 22% древний палеосибирский, и ок. 24% предков Дзёмон соответственно. [ 8 ]

Гаплогруппы

[ редактировать ]

Гаплогруппы митохондриальной ДНК Y1 , G1b и N9b , которые с высокой частотой были распространены среди популяций Нижнего Приамурья, часто обнаруживались среди охотских скелетных останков (Сато и др., 2009b), что позволяет предположить, что охотчане произошли из Нижнего Приамурья. Частоты митохондриальных гаплогрупп в 37 останках охотского скелета по данным исследования 2009 г. были следующими: A - 8,1%; В5 , 2,7%; С3 – 5,4%; Г1 — 24,3%; М7 — 5,4%; Н9 – 10,8%; Да , 43,2%. Таким образом, в митохондриальном генофонде охотчан гаплогруппа Y была основной. Эта генетическая особенность аналогична таковой у популяций, населяющих в настоящее время нижние районы реки Амур, таких как ульчи , нивхи и негидальцы . Результаты показывают, что охотчане генетически ближе к популяциям, населяющим в настоящее время нижние районы реки Амур, а также к айнам Хоккайдо. Более того, исследование показывает, что охотчане также пострадали от потока генов с полуострова Камчатка. [ 14 ]

Пропитание

[ редактировать ]

Отличительной чертой охотской культуры была ее стратегия существования, традиционно относимая к специализированной системе сбора морских ресурсов. [ 15 ] Это согласуется с географическим распределением археологических памятников в прибрежных районах и подтверждается исследованиями останков и орудий животных, свидетельствующими об интенсивной морской охоте, рыболовстве и собирательстве. [ 16 ] Исследования стабильных изотопов азота в человеческих останках также указывают на диету с высоким содержанием белка, полученного из морских организмов. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Анализ коллагена человеческих костей выявил относительный вклад морского белка в диапазоне от 60 до 94% для людей с острова Ребун и от 80 до 90% для людей с восточного Хоккайдо. Однако имеется достаточно данных, позволяющих предположить, что рацион охотчан был гораздо более разнообразным, чем предполагают изотопные данные. Их рацион, вероятно, дополнялся наземными млекопитающими, такими как олени , лисы , кролики и куницы . Следы порезов на костях домашних собак позволяют предположить, что они также были частью рациона, а останки домашних свиней встречаются только к северу от Хоккайдо. Имеются также данные об использовании в культуре ячменя и в кормовых целях дикорастущих растений, в том числе аралии , горца , актинидии , витиса , бузины , водяники , рубуса sp. , Phellodendron amurense и Juglans . Мало что известно о роли этих растений в экономике, а также о том, выполняли ли они диетическую или ритуальную роль. [ 20 ]

Экономика

[ редактировать ]

Кикучи [ 21 ] показало, что многие бронзовые изделия и другие экзотические артефакты, найденные на охотских стоянках, происходят из Маньчжурии и Дальнего Востока России. В то же время давно высказывались предположения, что торговля мехами животных была значимой составляющей охотской экономики. [ 22 ] [ 23 ] Однако существует мало свидетельств, позволяющих предположить важность международной торговли или специализированного производства для обмена. Предметы, явно полученные в результате торговли с территориями за пределами охотской культуры, редки. Большинство таких предметов происходит из двух стоянок, Менаси-домари и Мойоро, и мало товаров было обнаружено на охотских стоянках в Соевом проливе или на Сахалине. Таким образом, имеющиеся археологические и документальные свидетельства мало подтверждают предположения о том, что охотчане активно участвовали в торговле продуктами морских млекопитающих в Маньчжурию или Японию. [ 15 ] Композиционный анализ керамики [ 24 ] и обсидиан [ 25 ] показывают, что охотские популяции, проживающие на отдаленных Курильских островах, имели более широкую и плотную сеть обмена по сравнению с популяциями эпи-дзёмона. В частности, источники обсидиана свидетельствуют об обширной добыче и использовании камчатского обсидиана охотским населением, населяющим отдаленные острова. [ 26 ]

Культура

[ редактировать ]

Керамика

[ редактировать ]
Примеры четырех наиболее распространенных первичных декоративных мотивов керамики охотской культуры Северного Хоккайдо, присутствующих на стоянке Хаманака 2 в слоях V, IV, IIIa-e и IIb-c.

Охотская керамика имеет плоскую основу и простой тулово. Орнамент сконцентрирован вокруг внешней части венчика, демонстрируя несколько типов легко различимых декоративных мотивов. Культурную последовательность Охотской области на севере Хоккайдо можно разделить на четыре этапа в соответствии с четырьмя основными стилями керамики. Учитывая проблемы, связанные с датировкой охотских культурных комплексов (поскольку большинство материалов, подлежащих датированию, сильно подвержены воздействию морских резервуаров), большая часть хронологических работ по Охотску основана на сравнительном анализе керамики и сериации. [ 27 ] Наиболее характерной и распространенной внешней особенностью охотских керамических емкостей является густой остаточный органический остаток внутри и снаружи отверстия, а также на верхней части стенок, а иногда и в нижней части. Фосфатно-химический анализ остатка выявил высокое содержание фосфора , что указывает на животное происхождение богатого жиром органического вещества. Основной функцией этой керамики было приготовление продуктов животного происхождения. [ 28 ]

Костяная игольница периода охотской культуры (раскопки на острове Бентен в Немуро , Хоккайдо). На поверхности выгравирован узор, изображающий охоту на китов.

О некоторых новациях свидетельствуют комплексы керамики позднего этапа охотской культуры. К ним относятся несколько уменьшение роли больших кухонных сосудов и появление ряда маленьких кастрюль с широким горлышком. Это явление можно объяснить социальными, экологическими и технологическими изменениями, произошедшими на позднем этапе развития охотской культуры, охватывающем X-XIII вв. В этот период произошел рост использования импортных металлических изделий. На некоторых участках имеются свидетельства наличия железных котлов, очевидно, использовавшихся для приготовления пищи. Такие емкости гораздо эффективнее и долговечнее негерметичных и хрупких керамических сосудов. Учитывая суровые климатические условия Сахалина, проблематичные для гончарного дела, вероятен постепенный упадок этого ремесла с приходом металлических горшков. [ 28 ]

На некоторых стоянках, отнесенных к Охотску, обнаружены остатки термических сооружений, использовавшихся для отопления и приготовления пищи. Эти сооружения строились из глиняных или каменных плит и располагались внутри ямных домов. Термические конструкции для отопления и приготовления пищи известны в археологических памятниках Хоккайдо, датируемых VI-VII-XIII веками. Эти данные можно интерпретировать как вероятное свидетельство того, что охотчане были знакомы с принципами тепловых процессов и строили специальные тепловые сооружения не только для обогрева и приготовления пищи, но и для примитивной металлообработки и обжига гончарных изделий. [ 28 ]

Охотцы с острова Ребун перевозили взрослых медведей и медвежат ( Ursus arctos ) с материка Хоккайдо для церемониальных мероприятий, а также занимались мелкомасштабным выращиванием свиней ( Sus scrofa inoi ) и собак ( Canis Domesticus ). [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]

Десять фигурок из слоновой кости, изображающих женщин в изысканной одежде, известны из охотских стоянок как на севере, так и на востоке Хоккайдо. Четвероногий ребенок на фигурке из стоянки Хаманака 2 на Ребуне был интерпретирован Маэдой как медвежонок. [ 32 ] Если это правда, это может связывать женщин с выращиванием медведей для ритуалов. Это важно, поскольку медведи, вероятно, стали «социально ценным товаром» в охотском обществе, а анализ ДНК останков бурого медведя из Кафукая показал, что молодые медведи были доставлены на лодках с юго-запада Хоккайдо на остров Ребун. Медвежьи ритуалы играли важную роль в охотских домохозяйствах, но нет никаких свидетельств (например, из погребений) о том, что статус женщин повышался из-за их участия в шаманской деятельности, связанной с медвежьими церемониями. [ 15 ]

Как и айны, охотчане, по-видимому, также занимались выращиванием живых медвежат, и эти более ранние традиции, по-видимому, являются истоками более поздних айнских обычаев. Многие интерпретации значения взаимодействия человека и животных в Охотске основаны на прямых исторических аналогиях с айнами. Параллели часто поражают – например, почти во всех домохозяйствах охотской культуры черепа медведя собираются в священной задней части дома и помещаются на специальную приподнятую платформу-святилище – это могло образовывать священную область, где, вероятно, только некоторые членам группы предоставляется доступ. Многие памятники охотской культуры также содержат множество свидетельств гораздо более широкого репертуара сложной и глубоко уважительной мифологии, связанной с животными, включая захоронения животных, скопления костей животных, подвергнутых ритуальной обработке, а некоторые группы найдены в сочетании со сложными резными предметами, которые вместе могут использовались как часть определенных ритуалов. [ 27 ]

Еще одним измерением космологических отношений человека и животных является святость кучи ракушек . Опять же, кажется, существует глубокая преемственность между традициями охотской и айнской культур. В культуре айнов кучи ракушек включают в себя широкий спектр представителей морской фауны, например, раковины морских ушек , которые рассматриваются не как выброшенная еда или мусор, а скорее как священные места, принадлежащие духам и предкам. Внутри и вокруг этих кучи ракушек животные, растения, инструменты и другие предметы, важные для айнов, складываются – и отправляются обратно божествам – посредством совершения обрядов отправки. Эта традиция хорошо согласуется с материальной культурой и структурой расселения, наблюдаемой на многочисленных стоянках Охотска, где вокруг мест обитания и других социальных пространств скапливаются остатки ракушек. Множество материальных свидетельств позволяют предположить, что в этих местах проводились ритуалы, и, например, на стоянке Хаманака 2 было зарегистрировано несколько захоронений людей и собак в окружении снарядов. Таким образом, охотчане, возможно, относились к кучей ракушек аналогичным образом или даже передали эту традицию айнам в начале 2-го тысячелетия. [ 27 ]

  1. ^ Джунно, Ари; Оно, Хироко; Хирасава, Ю; Като, Хирофуми; Джордан, Питер Д.; Амано, Тецуя; Исакссон, Свен (20 июня 2022 г.). «Культурная адаптация и экология острова: понимание меняющихся моделей использования керамики на этапах Сусуя, Охотска и Сацумон на стоянках Кафукай, остров Ребун, Япония» . Четвертичный интернационал . Среда голоцена, существование человека и адаптация в Северной и Восточной Евразии. 623 : 19–34. дои : 10.1016/j.quaint.2021.12.001 . ISSN   1040-6182 . S2CID   244902084 .
  2. ^ «Тема C: Изучение симбиоза между человеком и природой и наслаждение им из истории» . Совет по продвижению геопарка горы Апои . Япония.
  3. ^ Згуста, Ричард (2015). Народы Северо-Восточной Азии во времени: доколониальные этнические и культурные процессы вдоль побережья между Хоккайдо и Беринговым проливом . Лейден, Нидерланды: Koninklijke Brill. п. 91. ИСБН  9789004300439 . OCLC   912504787 .
  4. ^ Ли, Шон; Хасэгава, Тошиказу (26 апреля 2013 г.). «Эволюция айнского языка в пространстве и времени» . ПЛОС ОДИН . 8 (4): e62243. дои : 10.1371/journal.pone.0062243 . ISSN   1932-6203 . ПМЦ   3637396 . ПМИД   23638014 .
  5. ^ Трехсвятский, Анатолий (2007). «На дальнем краю китайской Ойкумены: взаимоотношения коренного населения Сахалина с династиями Юань и Мин». Журнал истории Азии . 41 (2): 134–135. JSTOR   41933457 .
  6. ^ Моисеев В.Г. (март 2008 г.). «О происхождении охотского населения Северного и Восточного Хоккайдо: черепные свидетельства» . Археология, этнология и антропология Евразии . 33 (1): 134–141. дои : 10.1016/j.aeae.2008.04.003 .
  7. ^ "Охота" . Вода России (in Russian) . Retrieved 15 June 2020 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Сато, Такехиро, Кимура, Рёсукэ; Йонеда, Минору; Тадзима, Ацуши; Канзава-Кирияма, Хироми; ; Шинода, Кен-ичи; Цунэхико; Анджей (19 августа 2021 г.). Полногеномное секвенирование 900-летнего человеческого скелета подтверждает два прошлых события миграции с Дальнего Востока России в Северную Японию» Геномная биология и эволюция . 13 (9) . « 10.1093/gbe . ISSN   1759-6653 / evab192   8449830.PMID PMID  34410389 .
  9. ^ « Четвертая древняя история Хоккайдо и региона Ибури» (на японском языке), Университет Томакомай Комадзава , дата обращения 22 февраля 2011 г.
  10. ^ «Интернет-журнал Камуи Минтара - Климат и культура Хоккайдо: Охотская культура и куча ракушек Мойоро Абасири Три поколения отца и сына и исследователей, очарованных тайнами и романтикой древних людей, пришедших с дрейфующим льдом» [Интернет-журнал Камуи Минтара-Хоккайдо Климат и культура]: Люди охотской культуры и Мойоро Шелл Мидден Абашири Три поколения отцов и сыновей и исследователей, очарованных тайнами и романтикой древних людей, пришедших с дрейфующим льдом]. kamuimintara.net (на японском языке) . Проверено 14 мая . 2019 .
  11. ^ Билл, Финлейсон (2017). «Охотск и Сушен: история и разнообразие морских охотников-собирателей железного века северной Японии». У Уоррена, Грэм (ред.). Разнообразие прошлого охотников-собирателей . Книги Оксбоу. ISBN  978-1-78570-591-5 . OCLC   1162258707 .
  12. ^ Гьесфьельд., Эрик В. О горшках и людях: исследование гончарного производства и социальных сетей охотников-собирателей на Курильских островах . OCLC   894716423 .
  13. ^ Мацумура, Хирофуми; Хадсон, Марк Дж; Кошида, Кенитиро; Минакава, Ёичи (2006). «Воплощение охотской этнической принадлежности: останки человеческого скелета из дюны Аонаэ, остров Окусири, Хоккайдо» . Азиатские перспективы . 45 (1): 1–23. дои : 10.1353/asi.2006.0010 . hdl : 10125/17243 . ISSN   1535-8283 . S2CID   53332214 .
  14. ^ Сато, Такехиро; Амано, Тецуя; Оно, Хироко; Исида, Хадзиме; Кодера, Харуто; Мацумура, Хирофуми; Йонеда, Минору; Масуда, Рюичи (2009). «Гаплогруппировка митохондриальной ДНК охотомордников на основе анализа древней ДНК: промежуточный продукт потока генов от континентальных сахалинцев к айнам» . Антропологическая наука . 117 (3): 171–180. дои : 10.1537/ase.081202 . ISSN   0918-7960 . S2CID   84011111 .
  15. ^ Перейти обратно: а б с Хадсон, Марк Дж. (14 июня 2007 г.). «Извращенные реалии перемен: объединение мировой системы и охотская культура Хоккайдо». Журнал антропологической археологии . 23 (3): 290–308. дои : 10.1016/j.jaa.2004.05.002 .
  16. ^ Клей, Кристиан; Сергушева Елена Александровна; Мюллер, Стефани; Шпенглер, Роберт Н.; Гослар, Томас; Като, Хирофуми; Вагнер, Майк; Вебер, Эндрю В.; Тарасов, Павел Евгеньевич (2017). «Ячмень ( Hordeum vulgare ) в охотской культуре (V–X вв. н. э.) северной Японии и роль культурных растений в охотничье-собирательском хозяйстве» . ПЛОС ОДИН 12 (3): e0174397. Бибкод : 2017PLoSO..1274397L . дои : 10.1371/journal.pone.0174397 . ПМЦ   5371317 . ПМИД   28355249 .
  17. ^ Эйкенс, К. Мелвин; Ри, Сон Най; Тихоокеанская конференция по предыстории, ред. (1992). Тихоокеанская Северо-Восточная Азия в доисторические времена: охотники-рыболовы-собиратели, земледельцы и социально-политические элиты . Пуллман, Вашингтон: WSU Press . ISBN  9780874220926 . ОСЛК   26403218 .
  18. ^ Йонеда, Минору; Оно, Хироко; Амано, Тецуя; Исида, Хадзиме; Додо, Юкио; Хонч, Ной В.; Шибата, Иисус; Мукаи, Хитоши; Окоучи, Наохико (2010). «Диетическая реконструкция охотской культуры Хоккайдо, Япония, на основе азотистого состава аминокислот: значение для коррекции воздействия морского резервуара 14С на кости человека» . Радиоуглерод . 52 (2): 671–681. дои : 10.1017/S0033822200045690 .
  19. ^ Йонеда, Минору; Исида, Хадзиме; Наито, Юичи И.; Цутая, Такуми (2014). «Анализ изотопов углерода и азота в рационе человека и собак в охотской культуре: перспективы на участке Мойоро, Япония» . Антропологическая наука . 122 (2): 89–99. дои : 10.1537/ase.140604 .
  20. ^ Клей, Кристиан; Сергушева Елена Александровна; Мюллер, Стефани; III, Роберт Н. Шпенглер; Гослар, Томас; Като, Хирофуми; Вагнер, Майк; Вебер, Эндрю В.; Тарасов Павел Евгеньевич (29 марта 2017 г.). «Ячмень (Hordeum vulgare) в охотской культуре (V–X вв. н.э.) северной Японии и роль культурных растений в хозяйстве охотников-собирателей» . ПЛОС ОДИН 12 (3): e0174397. Бибкод : 2017PLoSO..1274397L . дои : 10.1371/journal.pone.0174397 . ISSN   1932-6203 . ПМЦ   5371317 . ПМИД   28355249 .
  21. ^ Кикучи, Тошихико (1976). «Погремушка в охотской культуре». 10 Исследование : 31–117.
  22. ^ Амано, Тецуя (1978) «Пересмотр хронологии охотской культуры на востоке Хоккайдо» . (25): 81–106
  23. ^ Като, Шинпей (1975) «Охотники на морских чудовищ: истоки охотской культуры Дорумен (6): 47–90».
  24. ^ Йесфьельд, Эрик (февраль 2018 г.). «Композиционный анализ керамики охотников-собирателей Курильских островов» . Журнал археологической науки: отчеты . 17 : 1025–1034. дои : 10.1016/j.jasrep.2016.03.049 . ISSN   2352-409X .
  25. ^ Филлипс, С. Колби; Спикмен, Роберт Дж. (июнь 2009 г.). «Первоначальная источниковая оценка археологического обсидиана с Курильских островов Дальнего Востока России с помощью портативного РФА» . Журнал археологической науки . 36 (6): 1256–1263. дои : 10.1016/j.jas.2009.01.014 . ISSN   0305-4403 .
  26. ^ Колби., Филлипс, Стивен (февраль 2011 г.). Сетевое стекло: потребление каменного сырья и социальные сети на Курильских островах, Дальний Восток России . OCLC   741329774 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  27. ^ Перейти обратно: а б с Юнно, Арипекка Оскари (26 октября 2020 г.). Приведение домашних животных: финальная стадия пищевых технологий дзёмон и охотской культуры (Диссертация). Университет Гронингена. дои : 10.33612/дисс.134868900 . hdl : 11370/df08ed08-d9a8-408b-a57b-92db0302ff86 .
  28. ^ Перейти обратно: а б с Тиина, Спанген, Марте Салми, Анна-Кайса Айкяс (2015). Арктическая антропология . Стокгольмский университет, археолог. OCLC   1234133274 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  29. ^ Масуда, Рюичи; Амано, Тецуя; Оно, Хироко (июль 2001 г.). «Древний анализ ДНК бурого медведя (Ursus arctos) остается с археологического памятника на острове Ребун, Хоккайдо, Япония» . Зоологическая наука . 18 (5): 741–751. дои : 10.2108/zsj.18.741 . ISSN   0289-0003 . S2CID   86086736 .
  30. ^ Ватанобе, Такума; Исигуро, Наотака; Окумура, Наохико; Накано, Масуо; Мацуи, Акира; Грибок, Хитоми; Уширо, Хироши (март 2001 г.). «Древняя митохондриальная ДНК раскрывает происхождение Sus scrofa с острова Ребун, Япония» . Журнал молекулярной эволюции . 52 (3): 281–289. дои : 10.1007/s002390010156 . ISSN   0022-2844 . ПМИД   11428465 . S2CID   8382857 .
  31. ^ Юнно, да; Дьюри, Джек PR; Клей, Кристиан; Вагнер, Майк; Тарасов Павел Евгеньевич; Хирасава, Ю; Джордан, Питер Д.; Като, Хирофуми (апрель 2021 г.). «Построение хронологии северного Хоккайдо с высоким разрешением - исследование позднеголоценовой стоянки Хаманака 2 на острове Ребун, Хоккайдо (Япония)» . Журнал археологической науки: отчеты . 36 : 102867. doi : 10.1016/j.jasrep.2021.102867 . ISSN   2352-409X . S2CID   233526353 .
  32. ^ «Социальные издержки охотников-собирателей и нежизнеспособность субмаргинальных сред» . Журнал антропологических исследований . 49 (1): 39–71. Апрель 1993 г. doi : 10.1086/jar.49.1.3630629 . ISSN   0091-7710 . S2CID   160093657 .
[ редактировать ]
  • Охи, Харуо (1975). «Охотская культура, морская культура Южного Приохотоморья». В Фитцхью, Уильям (ред.). Доисторические морские адаптации циркумполярной зоны . стр. 123–58. дои : 10.1515/9783110880441.123 . ISBN  978-3-11-088044-1 .
  • Окада, Ацуко (1998). «Морская адаптация на Хоккайдо». Арктическая антропология . 35 (1): 340–9. JSTOR   40316474 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 11c90d19d78bbfddae5db26fa495fe9e__1720389120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/11/9e/11c90d19d78bbfddae5db26fa495fe9e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Okhotsk culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)