Охотская культура
![]() | |
Географический диапазон | Хоккайдо , Курилы и Сахалин. |
---|---|
Предшественник | Культура Сусуя [ 1 ] |
С последующим | Культура Тобинитай , культура айнов [ 2 ] |

Охотская культура — это археологическая культура прибрежного рыболовства и охотников-собирателей , которая развивалась вокруг южных прибрежных районов Охотского моря , включая Сахалин , северо-восточный Хоккайдо и Курильские острова, во второй половине первого тысячелетия до начала XX века. второй. Охотников часто называют предками нивхов . [ 3 ] в то время как другие утверждают, что их можно отождествить с ранними носителями языка айнов . [ 4 ] Предполагается, что культ медведя , практика, разделяемая различными народами Северной Евразии, айнами и нивхами , был важным элементом охотской культуры, но был редкостью в периода Дзёмон . Японии [ 5 ] Археологические данные свидетельствуют о том, что собственно охотская культура возникла в V веке нашей эры из культуры Сусуя южного Сахалина и северо-западного Хоккайдо. [ 6 ]
Этимология
[ редактировать ]Охотская культура названа в честь одноименного Охотского моря, названного в честь реки Охота , которая, в свою очередь, названа в честь эвенского слова окат ( okat ), означающего «река». [ 7 ]
История
[ редактировать ]Предполагается, что охотская культура сформировалась на Сахалине в результате смешения народа Дзёмон японского с древними палеосибирцами (представленными чукотско-камчатцами ) и последующим потоком генов Древней Северо-Восточной Азии из региона реки Амур . [ 8 ]
Кисао Исидзуки из Университета Саппоро предполагает, что люди охотской культуры были записаны под именем Мишихасэ в японской летописи Нихон Сёки , [ 9 ] в то время как другие предполагают, что термин Мишихасэ описывал другую группу или одно из нивхских племен. [ 10 ] В «Нихон Сёки» (720 г. н.э.) есть следующая запись за 544 год:
К мысу Минабе, на северной стороне острова Садо, прибыли на лодке люди Су-шена и остановились там. Весной и летом они ловили рыбу, которую использовали в пищу. Жители этого острова сказали, что они не люди. Их еще называли чертями и не смели приближаться к ним.
- Нихон Сёки, Книга XIX
Название написано китайскими иероглифами и относится к народу из Маньчжурии , который упоминается в китайских записях еще в VI веке до нашей эры. Считается, что имя Сушен обозначает тунгусский народ, который был предком мохэ и чжурчжэней ( Астон 1972, II, 58). Анахроническое использование слова «Сушэн» в японских записях спустя тысячу лет после того, как это имя было впервые использовано в Китае, было попыткой придать легитимность раннему государству Японии. В японском контексте термин Сушен, вероятно, лучше всего интерпретировать как традиционное обозначение «северного народа», а не конкретной этнической группы из Маньчжурии. Согласно более поздним записям в «Нихон сёки», сушэн также жили на Хоккайдо. [ 11 ] Во время правления императрицы Саймэй (годы правления 655–661) Абэ-но Оми , смотритель провинции Коси (современный регион Хокурику ), был отправлен в несколько военных экспедиций на север государством Ямато, базирующимся в западной Японии. . Во время этих экспедиций главными врагами Абэ-но Оми были сушэны, нападавшие на народ эмиси . В третьем месяце 660:
Абэ-но Оми был отправлен в экспедицию с флотом из 200 кораблей против земли Су-шэнь. Абэ-но Оми заставил какого-то Йемиси из Мичиноку сесть на борт его собственного корабля. Они подошли к большой реке. После этого собралось более тысячи Йемиси из Ватари-сима… и сказали: «Флот Су-шэнь прибыл с огромными силами и угрожает нас убить». (Астон 1972, II, 263–264)
- Нихон Сёки, Книга XXVI
Произошло стремительное исчезновение охотских памятников и артефактов с Курильского архипелага. Как установлено в радиоуглеродной записи Курильских островов, резкое снижение радиоуглеродных дат происходит около 800 лет назад, при этом почти нет радиоуглеродных образцов, позволяющих датировать период между 600 и 400 годами назад. На Хоккайдо отсутствие охотских останков после 800 г. до н.э. в значительной степени считается продуктом ассимиляции охотской культуры с соседней и одновременно расширяющейся культурой Сацумон южного и западного Хоккайдо. С наступлением еще одного холодного периода, Малого ледникового периода , можно предположить, что обменные отношения, которые Курильско-Охотский регион поддерживал с населением Камчатки, не обеспечивали необходимого доступа к материалам или партнерства по обмену, чтобы оставаться жизнеспособными в центральной и северо-центральной частях страны. регионы. С увеличением продолжительности зимы, усложнением условий передвижения и потенциально меньшим спросом или увеличением цен на морские продукты стимулы для дальнейшего проживания на отдаленных Курилах, возможно, снизились. Учитывая одновременное сочетание экономических, социальных и экологических факторов, ограничивающих проживание в этом регионе, охотское население, возможно, просто решило покинуть свои поселения на Курильских островах. [ 12 ]
Археогенетика
[ редактировать ]
Морфологические исследования останков скелетов охотчан показали их большое сходство с популяциями, живущими в настоящее время в бассейне Амура и на севере Сахалина, но также намекают на более гетерогенный состав. [ 13 ] Полный анализ генома охотских останков показал, что они произошли от трех основных источников, в частности, от древних жителей Северо-Восточной Азии , древних палеосибирцев и народа Дзёмон в Японии. Анализ примесей показал, что они содержат c. 54% Древняя Северо-Восточная Азия, ок. 22% древний палеосибирский, и ок. 24% предков Дзёмон соответственно. [ 8 ]
Гаплогруппы
[ редактировать ]Гаплогруппы митохондриальной ДНК Y1 , G1b и N9b , которые с высокой частотой были распространены среди популяций Нижнего Приамурья, часто обнаруживались среди охотских скелетных останков (Сато и др., 2009b), что позволяет предположить, что охотчане произошли из Нижнего Приамурья. Частоты митохондриальных гаплогрупп в 37 останках охотского скелета по данным исследования 2009 г. были следующими: A - 8,1%; В5 , 2,7%; С3 – 5,4%; Г1 — 24,3%; М7 — 5,4%; Н9 – 10,8%; Да , 43,2%. Таким образом, в митохондриальном генофонде охотчан гаплогруппа Y была основной. Эта генетическая особенность аналогична таковой у популяций, населяющих в настоящее время нижние районы реки Амур, таких как ульчи , нивхи и негидальцы . Результаты показывают, что охотчане генетически ближе к популяциям, населяющим в настоящее время нижние районы реки Амур, а также к айнам Хоккайдо. Более того, исследование показывает, что охотчане также пострадали от потока генов с полуострова Камчатка. [ 14 ]
Пропитание
[ редактировать ]Отличительной чертой охотской культуры была ее стратегия существования, традиционно относимая к специализированной системе сбора морских ресурсов. [ 15 ] Это согласуется с географическим распределением археологических памятников в прибрежных районах и подтверждается исследованиями останков и орудий животных, свидетельствующими об интенсивной морской охоте, рыболовстве и собирательстве. [ 16 ] Исследования стабильных изотопов азота в человеческих останках также указывают на диету с высоким содержанием белка, полученного из морских организмов. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Анализ коллагена человеческих костей выявил относительный вклад морского белка в диапазоне от 60 до 94% для людей с острова Ребун и от 80 до 90% для людей с восточного Хоккайдо. Однако имеется достаточно данных, позволяющих предположить, что рацион охотчан был гораздо более разнообразным, чем предполагают изотопные данные. Их рацион, вероятно, дополнялся наземными млекопитающими, такими как олени , лисы , кролики и куницы . Следы порезов на костях домашних собак позволяют предположить, что они также были частью рациона, а останки домашних свиней встречаются только к северу от Хоккайдо. Имеются также данные об использовании в культуре ячменя и в кормовых целях дикорастущих растений, в том числе аралии , горца , актинидии , витиса , бузины , водяники , рубуса sp. , Phellodendron amurense и Juglans . Мало что известно о роли этих растений в экономике, а также о том, выполняли ли они диетическую или ритуальную роль. [ 20 ]
Экономика
[ редактировать ]Кикучи [ 21 ] показало, что многие бронзовые изделия и другие экзотические артефакты, найденные на охотских стоянках, происходят из Маньчжурии и Дальнего Востока России. В то же время давно высказывались предположения, что торговля мехами животных была значимой составляющей охотской экономики. [ 22 ] [ 23 ] Однако существует мало свидетельств, позволяющих предположить важность международной торговли или специализированного производства для обмена. Предметы, явно полученные в результате торговли с территориями за пределами охотской культуры, редки. Большинство таких предметов происходит из двух стоянок, Менаси-домари и Мойоро, и мало товаров было обнаружено на охотских стоянках в Соевом проливе или на Сахалине. Таким образом, имеющиеся археологические и документальные свидетельства мало подтверждают предположения о том, что охотчане активно участвовали в торговле продуктами морских млекопитающих в Маньчжурию или Японию. [ 15 ] Композиционный анализ керамики [ 24 ] и обсидиан [ 25 ] показывают, что охотские популяции, проживающие на отдаленных Курильских островах, имели более широкую и плотную сеть обмена по сравнению с популяциями эпи-дзёмона. В частности, источники обсидиана свидетельствуют об обширной добыче и использовании камчатского обсидиана охотским населением, населяющим отдаленные острова. [ 26 ]
Культура
[ редактировать ]Керамика
[ редактировать ]
Охотская керамика имеет плоскую основу и простой тулово. Орнамент сконцентрирован вокруг внешней части венчика, демонстрируя несколько типов легко различимых декоративных мотивов. Культурную последовательность Охотской области на севере Хоккайдо можно разделить на четыре этапа в соответствии с четырьмя основными стилями керамики. Учитывая проблемы, связанные с датировкой охотских культурных комплексов (поскольку большинство материалов, подлежащих датированию, сильно подвержены воздействию морских резервуаров), большая часть хронологических работ по Охотску основана на сравнительном анализе керамики и сериации. [ 27 ] Наиболее характерной и распространенной внешней особенностью охотских керамических емкостей является густой остаточный органический остаток внутри и снаружи отверстия, а также на верхней части стенок, а иногда и в нижней части. Фосфатно-химический анализ остатка выявил высокое содержание фосфора , что указывает на животное происхождение богатого жиром органического вещества. Основной функцией этой керамики было приготовление продуктов животного происхождения. [ 28 ]

О некоторых новациях свидетельствуют комплексы керамики позднего этапа охотской культуры. К ним относятся несколько уменьшение роли больших кухонных сосудов и появление ряда маленьких кастрюль с широким горлышком. Это явление можно объяснить социальными, экологическими и технологическими изменениями, произошедшими на позднем этапе развития охотской культуры, охватывающем X-XIII вв. В этот период произошел рост использования импортных металлических изделий. На некоторых участках имеются свидетельства наличия железных котлов, очевидно, использовавшихся для приготовления пищи. Такие емкости гораздо эффективнее и долговечнее негерметичных и хрупких керамических сосудов. Учитывая суровые климатические условия Сахалина, проблематичные для гончарного дела, вероятен постепенный упадок этого ремесла с приходом металлических горшков. [ 28 ]
На некоторых стоянках, отнесенных к Охотску, обнаружены остатки термических сооружений, использовавшихся для отопления и приготовления пищи. Эти сооружения строились из глиняных или каменных плит и располагались внутри ямных домов. Термические конструкции для отопления и приготовления пищи известны в археологических памятниках Хоккайдо, датируемых VI-VII-XIII веками. Эти данные можно интерпретировать как вероятное свидетельство того, что охотчане были знакомы с принципами тепловых процессов и строили специальные тепловые сооружения не только для обогрева и приготовления пищи, но и для примитивной металлообработки и обжига гончарных изделий. [ 28 ]
Религия
[ редактировать ]Охотцы с острова Ребун перевозили взрослых медведей и медвежат ( Ursus arctos ) с материка Хоккайдо для церемониальных мероприятий, а также занимались мелкомасштабным выращиванием свиней ( Sus scrofa inoi ) и собак ( Canis Domesticus ). [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]
Десять фигурок из слоновой кости, изображающих женщин в изысканной одежде, известны из охотских стоянок как на севере, так и на востоке Хоккайдо. Четвероногий ребенок на фигурке из стоянки Хаманака 2 на Ребуне был интерпретирован Маэдой как медвежонок. [ 32 ] Если это правда, это может связывать женщин с выращиванием медведей для ритуалов. Это важно, поскольку медведи, вероятно, стали «социально ценным товаром» в охотском обществе, а анализ ДНК останков бурого медведя из Кафукая показал, что молодые медведи были доставлены на лодках с юго-запада Хоккайдо на остров Ребун. Медвежьи ритуалы играли важную роль в охотских домохозяйствах, но нет никаких свидетельств (например, из погребений) о том, что статус женщин повышался из-за их участия в шаманской деятельности, связанной с медвежьими церемониями. [ 15 ]
Как и айны, охотчане, по-видимому, также занимались выращиванием живых медвежат, и эти более ранние традиции, по-видимому, являются истоками более поздних айнских обычаев. Многие интерпретации значения взаимодействия человека и животных в Охотске основаны на прямых исторических аналогиях с айнами. Параллели часто поражают – например, почти во всех домохозяйствах охотской культуры черепа медведя собираются в священной задней части дома и помещаются на специальную приподнятую платформу-святилище – это могло образовывать священную область, где, вероятно, только некоторые членам группы предоставляется доступ. Многие памятники охотской культуры также содержат множество свидетельств гораздо более широкого репертуара сложной и глубоко уважительной мифологии, связанной с животными, включая захоронения животных, скопления костей животных, подвергнутых ритуальной обработке, а некоторые группы найдены в сочетании со сложными резными предметами, которые вместе могут использовались как часть определенных ритуалов. [ 27 ]
Еще одним измерением космологических отношений человека и животных является святость кучи ракушек . Опять же, кажется, существует глубокая преемственность между традициями охотской и айнской культур. В культуре айнов кучи ракушек включают в себя широкий спектр представителей морской фауны, например, раковины морских ушек , которые рассматриваются не как выброшенная еда или мусор, а скорее как священные места, принадлежащие духам и предкам. Внутри и вокруг этих кучи ракушек животные, растения, инструменты и другие предметы, важные для айнов, складываются – и отправляются обратно божествам – посредством совершения обрядов отправки. Эта традиция хорошо согласуется с материальной культурой и структурой расселения, наблюдаемой на многочисленных стоянках Охотска, где вокруг мест обитания и других социальных пространств скапливаются остатки ракушек. Множество материальных свидетельств позволяют предположить, что в этих местах проводились ритуалы, и, например, на стоянке Хаманака 2 было зарегистрировано несколько захоронений людей и собак в окружении снарядов. Таким образом, охотчане, возможно, относились к кучей ракушек аналогичным образом или даже передали эту традицию айнам в начале 2-го тысячелетия. [ 27 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джунно, Ари; Оно, Хироко; Хирасава, Ю; Като, Хирофуми; Джордан, Питер Д.; Амано, Тецуя; Исакссон, Свен (20 июня 2022 г.). «Культурная адаптация и экология острова: понимание меняющихся моделей использования керамики на этапах Сусуя, Охотска и Сацумон на стоянках Кафукай, остров Ребун, Япония» . Четвертичный интернационал . Среда голоцена, существование человека и адаптация в Северной и Восточной Евразии. 623 : 19–34. дои : 10.1016/j.quaint.2021.12.001 . ISSN 1040-6182 . S2CID 244902084 .
- ^ «Тема C: Изучение симбиоза между человеком и природой и наслаждение им из истории» . Совет по продвижению геопарка горы Апои . Япония.
- ^ Згуста, Ричард (2015). Народы Северо-Восточной Азии во времени: доколониальные этнические и культурные процессы вдоль побережья между Хоккайдо и Беринговым проливом . Лейден, Нидерланды: Koninklijke Brill. п. 91. ИСБН 9789004300439 . OCLC 912504787 .
- ^ Ли, Шон; Хасэгава, Тошиказу (26 апреля 2013 г.). «Эволюция айнского языка в пространстве и времени» . ПЛОС ОДИН . 8 (4): e62243. дои : 10.1371/journal.pone.0062243 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 3637396 . ПМИД 23638014 .
- ^ Трехсвятский, Анатолий (2007). «На дальнем краю китайской Ойкумены: взаимоотношения коренного населения Сахалина с династиями Юань и Мин». Журнал истории Азии . 41 (2): 134–135. JSTOR 41933457 .
- ^ Моисеев В.Г. (март 2008 г.). «О происхождении охотского населения Северного и Восточного Хоккайдо: черепные свидетельства» . Археология, этнология и антропология Евразии . 33 (1): 134–141. дои : 10.1016/j.aeae.2008.04.003 .
- ^ "Охота" . Вода России (in Russian) . Retrieved 15 June 2020 .
- ^ Перейти обратно: а б Сато, Такехиро, Кимура, Рёсукэ; Йонеда, Минору; Тадзима, Ацуши; Канзава-Кирияма, Хироми; ; Шинода, Кен-ичи; Цунэхико; Анджей (19 августа 2021 г.). Полногеномное секвенирование 900-летнего человеческого скелета подтверждает два прошлых события миграции с Дальнего Востока России в Северную Японию» Геномная биология и эволюция . 13 (9) . « 10.1093/gbe . ISSN 1759-6653 / evab192 8449830.PMID PMID 34410389 .
- ^ « Четвертая древняя история Хоккайдо и региона Ибури» (на японском языке), Университет Томакомай Комадзава , дата обращения 22 февраля 2011 г.
- ^ «Интернет-журнал Камуи Минтара - Климат и культура Хоккайдо: Охотская культура и куча ракушек Мойоро Абасири Три поколения отца и сына и исследователей, очарованных тайнами и романтикой древних людей, пришедших с дрейфующим льдом» [Интернет-журнал Камуи Минтара-Хоккайдо Климат и культура]: Люди охотской культуры и Мойоро Шелл Мидден Абашири Три поколения отцов и сыновей и исследователей, очарованных тайнами и романтикой древних людей, пришедших с дрейфующим льдом]. kamuimintara.net (на японском языке) . Проверено 14 мая . 2019 .
- ^ Билл, Финлейсон (2017). «Охотск и Сушен: история и разнообразие морских охотников-собирателей железного века северной Японии». У Уоррена, Грэм (ред.). Разнообразие прошлого охотников-собирателей . Книги Оксбоу. ISBN 978-1-78570-591-5 . OCLC 1162258707 .
- ^ Гьесфьельд., Эрик В. О горшках и людях: исследование гончарного производства и социальных сетей охотников-собирателей на Курильских островах . OCLC 894716423 .
- ^ Мацумура, Хирофуми; Хадсон, Марк Дж; Кошида, Кенитиро; Минакава, Ёичи (2006). «Воплощение охотской этнической принадлежности: останки человеческого скелета из дюны Аонаэ, остров Окусири, Хоккайдо» . Азиатские перспективы . 45 (1): 1–23. дои : 10.1353/asi.2006.0010 . hdl : 10125/17243 . ISSN 1535-8283 . S2CID 53332214 .
- ^ Сато, Такехиро; Амано, Тецуя; Оно, Хироко; Исида, Хадзиме; Кодера, Харуто; Мацумура, Хирофуми; Йонеда, Минору; Масуда, Рюичи (2009). «Гаплогруппировка митохондриальной ДНК охотомордников на основе анализа древней ДНК: промежуточный продукт потока генов от континентальных сахалинцев к айнам» . Антропологическая наука . 117 (3): 171–180. дои : 10.1537/ase.081202 . ISSN 0918-7960 . S2CID 84011111 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хадсон, Марк Дж. (14 июня 2007 г.). «Извращенные реалии перемен: объединение мировой системы и охотская культура Хоккайдо». Журнал антропологической археологии . 23 (3): 290–308. дои : 10.1016/j.jaa.2004.05.002 .
- ^ Клей, Кристиан; Сергушева Елена Александровна; Мюллер, Стефани; Шпенглер, Роберт Н.; Гослар, Томас; Като, Хирофуми; Вагнер, Майк; Вебер, Эндрю В.; Тарасов, Павел Евгеньевич (2017). «Ячмень ( Hordeum vulgare ) в охотской культуре (V–X вв. н. э.) северной Японии и роль культурных растений в охотничье-собирательском хозяйстве» . ПЛОС ОДИН 12 (3): e0174397. Бибкод : 2017PLoSO..1274397L . дои : 10.1371/journal.pone.0174397 . ПМЦ 5371317 . ПМИД 28355249 .
- ^ Эйкенс, К. Мелвин; Ри, Сон Най; Тихоокеанская конференция по предыстории, ред. (1992). Тихоокеанская Северо-Восточная Азия в доисторические времена: охотники-рыболовы-собиратели, земледельцы и социально-политические элиты . Пуллман, Вашингтон: WSU Press . ISBN 9780874220926 . ОСЛК 26403218 .
- ^ Йонеда, Минору; Оно, Хироко; Амано, Тецуя; Исида, Хадзиме; Додо, Юкио; Хонч, Ной В.; Шибата, Иисус; Мукаи, Хитоши; Окоучи, Наохико (2010). «Диетическая реконструкция охотской культуры Хоккайдо, Япония, на основе азотистого состава аминокислот: значение для коррекции воздействия морского резервуара 14С на кости человека» . Радиоуглерод . 52 (2): 671–681. дои : 10.1017/S0033822200045690 .
- ^ Йонеда, Минору; Исида, Хадзиме; Наито, Юичи И.; Цутая, Такуми (2014). «Анализ изотопов углерода и азота в рационе человека и собак в охотской культуре: перспективы на участке Мойоро, Япония» . Антропологическая наука . 122 (2): 89–99. дои : 10.1537/ase.140604 .
- ^ Клей, Кристиан; Сергушева Елена Александровна; Мюллер, Стефани; III, Роберт Н. Шпенглер; Гослар, Томас; Като, Хирофуми; Вагнер, Майк; Вебер, Эндрю В.; Тарасов Павел Евгеньевич (29 марта 2017 г.). «Ячмень (Hordeum vulgare) в охотской культуре (V–X вв. н.э.) северной Японии и роль культурных растений в хозяйстве охотников-собирателей» . ПЛОС ОДИН 12 (3): e0174397. Бибкод : 2017PLoSO..1274397L . дои : 10.1371/journal.pone.0174397 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 5371317 . ПМИД 28355249 .
- ^ Кикучи, Тошихико (1976). «Погремушка в охотской культуре». 10 Исследование : 31–117.
- ^ Амано, Тецуя (1978) «Пересмотр хронологии охотской культуры на востоке Хоккайдо» . (25): 81–106
- ^ Като, Шинпей (1975) «Охотники на морских чудовищ: истоки охотской культуры Дорумен (6): 47–90».
- ^ Йесфьельд, Эрик (февраль 2018 г.). «Композиционный анализ керамики охотников-собирателей Курильских островов» . Журнал археологической науки: отчеты . 17 : 1025–1034. дои : 10.1016/j.jasrep.2016.03.049 . ISSN 2352-409X .
- ^ Филлипс, С. Колби; Спикмен, Роберт Дж. (июнь 2009 г.). «Первоначальная источниковая оценка археологического обсидиана с Курильских островов Дальнего Востока России с помощью портативного РФА» . Журнал археологической науки . 36 (6): 1256–1263. дои : 10.1016/j.jas.2009.01.014 . ISSN 0305-4403 .
- ^ Колби., Филлипс, Стивен (февраль 2011 г.). Сетевое стекло: потребление каменного сырья и социальные сети на Курильских островах, Дальний Восток России . OCLC 741329774 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Юнно, Арипекка Оскари (26 октября 2020 г.). Приведение домашних животных: финальная стадия пищевых технологий дзёмон и охотской культуры (Диссертация). Университет Гронингена. дои : 10.33612/дисс.134868900 . hdl : 11370/df08ed08-d9a8-408b-a57b-92db0302ff86 .
- ^ Перейти обратно: а б с Тиина, Спанген, Марте Салми, Анна-Кайса Айкяс (2015). Арктическая антропология . Стокгольмский университет, археолог. OCLC 1234133274 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Масуда, Рюичи; Амано, Тецуя; Оно, Хироко (июль 2001 г.). «Древний анализ ДНК бурого медведя (Ursus arctos) остается с археологического памятника на острове Ребун, Хоккайдо, Япония» . Зоологическая наука . 18 (5): 741–751. дои : 10.2108/zsj.18.741 . ISSN 0289-0003 . S2CID 86086736 .
- ^ Ватанобе, Такума; Исигуро, Наотака; Окумура, Наохико; Накано, Масуо; Мацуи, Акира; Грибок, Хитоми; Уширо, Хироши (март 2001 г.). «Древняя митохондриальная ДНК раскрывает происхождение Sus scrofa с острова Ребун, Япония» . Журнал молекулярной эволюции . 52 (3): 281–289. дои : 10.1007/s002390010156 . ISSN 0022-2844 . ПМИД 11428465 . S2CID 8382857 .
- ^ Юнно, да; Дьюри, Джек PR; Клей, Кристиан; Вагнер, Майк; Тарасов Павел Евгеньевич; Хирасава, Ю; Джордан, Питер Д.; Като, Хирофуми (апрель 2021 г.). «Построение хронологии северного Хоккайдо с высоким разрешением - исследование позднеголоценовой стоянки Хаманака 2 на острове Ребун, Хоккайдо (Япония)» . Журнал археологической науки: отчеты . 36 : 102867. doi : 10.1016/j.jasrep.2021.102867 . ISSN 2352-409X . S2CID 233526353 .
- ^ «Социальные издержки охотников-собирателей и нежизнеспособность субмаргинальных сред» . Журнал антропологических исследований . 49 (1): 39–71. Апрель 1993 г. doi : 10.1086/jar.49.1.3630629 . ISSN 0091-7710 . S2CID 160093657 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Охи, Харуо (1975). «Охотская культура, морская культура Южного Приохотоморья». В Фитцхью, Уильям (ред.). Доисторические морские адаптации циркумполярной зоны . стр. 123–58. дои : 10.1515/9783110880441.123 . ISBN 978-3-11-088044-1 .
- Окада, Ацуко (1998). «Морская адаптация на Хоккайдо». Арктическая антропология . 35 (1): 340–9. JSTOR 40316474 .