Период Дзёмон
Часть серии о |
История Японии |
---|
В японской истории период Дзёмон ( 縄文 時代 , Дзёмон дзидай ) — это время между ок. 14 000 и 300 гг. до н.э. , [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] во время которого Япония была населена разнообразным населением охотников-собирателей и ранних земледельцев, объединенных общей культурой Дзёмон , которая достигла значительной степени оседлости и культурной сложности. Название «отмеченный шнуром» было впервые применено американским зоологом и востоковедом Эдвардом С. Морсом , который обнаружил черепки керамики японский в 1877 году и впоследствии перевел «узор соломенной веревки» на язык как Дзёмон . [ 4 ] Гончарный стиль, характерный для первых этапов культуры Дзёмон, был украшен вдавливанием шнуров в поверхность влажной глины и считается одним из старейших в мире. [ 5 ]
Период Дзёмон был богат инструментами и украшениями из кости, камня, ракушек и рогов; глиняные фигурки и сосуды; и лаковые изделия . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Ее часто сравнивают с доколумбовыми культурами северо-американского Тихоокеанского северо-запада и особенно с культурой Вальдивии в Эквадоре, потому что в этих условиях культурная сложность развивалась в основном в контексте охоты и собирательства с ограниченным использованием садоводства . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Хронология
[ редактировать ]Примерно 14 000-летний период Дзёмон условно делят на несколько фаз, постепенно сокращающихся: начальный (13 750–8 500 до н. э.), начальный (8 500–5 000), ранний (5 000–3 520), средний (3 520–2 470), поздний (2 470–2 470) . 1250) и Финал (1250–500). [ 14 ] Тот факт, что археологи дали всему этому периоду одно и то же название, не следует понимать как отсутствие значительного регионального и временного разнообразия; Время между самой ранней керамикой Дзёмон и более известным периодом Среднего Дзёмон примерно в два раза больше, чем промежуток, отделяющий здание Великой пирамиды в Гизе от 21 века.
Датирование подфаз Дзёмон основано в первую очередь на типологии керамики и, в меньшей степени, на радиоуглеродном датировании .
Недавние открытия позволили уточнить заключительную фазу периода Дзёмон до 300 г. до н.э. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] эры . Согласно радиоуглеродным данным, период Яёй начался между 500 и 300 годами до нашей эры, а керамика в стиле Яёи была найдена на стоянке Дзёмон на севере Кюсю уже в 800 году до нашей [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
Керамика
[ редактировать ]Самая ранняя керамика в Японии была изготовлена в начале периода зарождающегося Дзёмон или ранее. Небольшие фрагменты, датированные 14 500 годом до нашей эры, были найдены на стоянке Одай Ямамото I в 1998 году. Керамика примерно того же возраста впоследствии была найдена на других стоянках, таких как Камикуройва и пещера Фукуи . [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
Первая керамика Дзёмон характеризуется маркировкой шнура, которая дала название этому периоду, и теперь ее можно найти во многих местах. [ 21 ] Керамика того периода была разделена археологами примерно на 70 стилей, включая множество местных разновидностей этих стилей. [ 4 ] Древность керамики Дзёмон была впервые установлена после Второй мировой войны с помощью методов радиоуглеродного датирования . [ 7 ] [ а ] Самые ранние сосуды представляли собой в основном небольшие круглодонные чаши высотой 10–50 см, предположительно использовавшиеся для варки пищи и, возможно, ее предварительного хранения. Они принадлежали охотникам-собирателям , и размер сосудов мог быть ограничен необходимостью портативности. Поскольку более поздние чаши увеличиваются в размерах, это считается признаком все более оседлого образа жизни. Эти типы продолжали развиваться, предлагая все более сложные узоры декора, волнистые края и плоское дно, чтобы они могли стоять на поверхности. [ 22 ]
Производство керамических изделий обычно предполагает некоторую форму оседлого образа жизни , поскольку керамика тяжелая, громоздкая и хрупкая и поэтому обычно не подходит для охотников-собирателей . Однако, похоже, этого не было с первым народом Дзёмон, который, возможно, насчитывал 20 000 человек на всем архипелаге. [ 18 ] Похоже, что источники пищи были настолько обильны в естественной среде Японских островов, что могли поддерживать довольно большие полуоседлые популяции. Люди Дзёмон использовали колотые каменные орудия , шлифованные каменные орудия, ловушки и луки и, очевидно, были умелыми прибрежными и глубоководными рыболовами.
Хронологическая типология керамики
[ редактировать ]Зарождающийся Дзёмон (14 000–7 500 до н. э.) [ 23 ]
- Линейная аппликация
- Отпечаток ногтя
- Отпечаток шнура
- Муроя нижняя
Ранний Дзёмон (7500–4000 до н. э.) [ 24 ] [ 25 ]
- Ботасава
- Игуса
- Это требует
- Миф
- Нодзима
- Нижний Тадо
- Верхний Тадо
- Сибогути
- Каяма
- Угасима
Ранний Иоанн (5000–3520 до н. э.) [ 26 ]
- Горёгадай
- Ты скучный
- Кита-Сиракава
- Мороисо
- Окицу
- Спасибо
Ближний Восток (3520–2470 до н.э.) [ 27 ]
- Касори Э
- Попробуйте это
- Отамадай
Поздний Дземон (2470–1250 до н. э.)
Поздний первый (1250–500 до н.э.) [ 30 ]
- Запрос [ 31 ]
- Фусэнмон
- Хокурикубанки
- Камегаока
- Меура
- Атакующий
- Нишихонмакен
- Нусамай
- Симоно
Зарождающийся и начальный Дзёмон ( 13 750–5 000 до н. э. )
[ редактировать ]Следы палеолитической культуры, в основном каменные орудия, встречаются в Японии примерно с 30 000 г. до н.э. [ 2 ] Самая ранняя фаза «Зарождающегося Дзёмон» началась, когда Япония все еще была связана с континентальной Азией как узкий полуостров. [ 18 ] Когда ледники растаяли после окончания последнего ледникового периода (приблизительно 12 000 г. до н. э. ), уровень моря поднялся, отделив Японский архипелаг от материковой части Азии; Ближайшая точка (на Кюсю ) примерно в 190 км (120 миль) от Корейского полуострова находится достаточно близко, чтобы периодически подвергаться влиянию континентальных событий, но достаточно далеко удалена, чтобы народы Японских островов могли развиваться независимо. Основная связь между Японским архипелагом и материковой Азией проходила через Корейский полуостров с Кюсю и Хонсю . Кроме того, Лусон , Тайвань , Рюкю и Кюсю составляют непрерывную цепочку островов, соединяющую Дзёмон с Юго-Восточной Азией , а Хонсю, Хоккайдо и Сахалин соединяли Дзёмон с Сибирью .
К концу ледникового периода растительность на архипелаге изменилась. На юго-западе Хонсю, Сикоку и Кюсю широколиственные вечнозеленые в лесах преобладали деревья, тогда как широколиственные лиственные деревья и хвойные деревья были распространены на северо-востоке Хонсю и южном Хоккайдо . Многие местные виды деревьев, такие как буки , каштаны , каштаны и дубы , давали съедобные орехи и желуди. Они обеспечивали важные источники пищи как для людей, так и для животных.
На северо-востоке еще одним важным источником пищи была обильная морская жизнь, переносимая на юг течением Оясио , особенно лосось . Поселения вдоль Японского моря и Тихого океана питались огромным количеством моллюсков, оставляя после себя характерные кучи (кучки выброшенных ракушек и других отходов), которые сейчас являются ценным источником информации для археологов. Другие источники пищи, заслуживающие особого упоминания, включают пятнистого оленя , дикого кабана (с возможным разведением диких свиней), [ 32 ] дикие растения, такие как клубни, похожие на ямс , и пресноводная рыба. Благодаря высокопродуктивным лиственным лесам и обилию морепродуктов, население было сконцентрировано на Хонсю и Кюсю, но территории Дзёмон простираются от Хоккайдо до островов Рюкю . Тигры когда-то существовали на Японском архипелаге, но вымерли еще в доисторические времена. [ 33 ]
Ранний Иоанн (5000–3520 до н. э.)
[ редактировать ]В период раннего Дзёмон наблюдался резкий рост населения, о чем свидетельствует количество более крупных деревень этого периода. [ 14 ] Этот период пришелся на климатический оптимум голоцена , когда местный климат стал теплее и влажнее. [ 34 ]
Раннее сельское хозяйство
[ редактировать ]Степень, в которой садоводство или мелкое сельское хозяйство, люди Дзёмон практиковали обсуждается. В настоящее время не существует научного консенсуса в поддержку концептуализации культуры периода Дзёмон только как культуры охотников-собирателей . [ 32 ] Есть основания полагать, что лесоводство практиковалось в виде выращивания лаковых рощ ( Toxicodendron verniciflua ) и орехов ( Castanea crenata и Aesculus turbinata ), производящих деревья, [ 35 ] [ 36 ] а также соевые бобы , бутылочная тыква , конопля , перилла , адзуки и другие. Эти характеристики ставят их где-то между охотой-собирательством и сельским хозяйством. [ 32 ]
По-видимому, одомашненная разновидность персика появилась очень рано на стоянках Дзёмон, в 6700–6400 годах до нашей эры (4700–4400 лет до нашей эры). [ 37 ] Это уже было похоже на современные культивируемые формы. Этот одомашненный сорт персика, по-видимому, был завезен в Японию из Китая. Тем не менее, в самом Китае этот сорт в настоящее время засвидетельствован лишь позднее, 5300–4300 лет назад. [ 37 ]
Ближний Восток (3520–2470 до н.э.)
[ редактировать ]С того времени сохранились богато украшенные керамические фигурки и сосуды догу , такие как так называемые сосуды «пламенного стиля», а также предметы из лакированного дерева. Хотя орнаментация керамики со временем увеличивалась, керамическая ткань всегда оставалась достаточно грубой. За это время каменные бусины Магатама превратились из обычного ювелирного изделия, которое можно было найти в домах, в служащее погребальным инвентарем. [ 38 ] Это период появления больших курганов и памятников. [ 14 ]
В этот период наблюдался рост сложности проектирования коттеджей , наиболее часто используемого метода жилищного строительства в то время. [ 39 ] а в некоторых даже есть мощеные каменные полы. [ 40 ] Исследование 2015 года показало, что такая форма жилища сохранялась вплоть до культуры Сацумон . [ 41 ] Согласно археологическим данным по количеству пыльцы, эта фаза является самой теплой из всех фаз. [ 42 ] К концу этой фазы теплый климат начинает сменяться тенденцией к похолоданию. [ 14 ]
Поздний и последний Дзёмон (2470–500 до н. э.)
[ редактировать ]После 1500 г. до н. э. климат , и популяция , похолодел, войдя в стадию неогляциации похоже, резко сократилась. [ 14 ] Сравнительно мало археологических памятников можно найти после 1500 г. до н.э.
Японский каштан Castanea crenata становится незаменимым не только как орехоплодное дерево, но и потому, что он был чрезвычайно прочным во влажных условиях и стал наиболее часто используемой древесиной для строительства домов в эпоху позднего Дзёмон. [ 43 ]
В период Последнего Дзёмон в западной Японии происходили медленные изменения: неуклонно растущие контакты с Корейским полуостровом в конечном итоге привели к созданию поселений корейского типа на западе Кюсю, начиная примерно с 900 г. до н. э . Поселенцы принесли с собой новые технологии, такие как влажное выращивание риса , металлургию бронзы и железа, а также новые стили керамики, аналогичные стилям гончарного периода Мумун . Поселения этих вновь прибывших, похоже, сосуществовали с поселениями Дзёмон и Яёи около тысячи лет.
За пределами Хоккайдо на смену Последнему Дзёмон пришла новая сельскохозяйственная культура Яёи (ок. 300 г. до н. э. – 300 г. н. э.), названная в честь археологического памятника недалеко от Токио. [ 7 ]
На Хоккайдо на смену Дзёмон пришла охотская культура и культура Дзоку-Дзёмон (пост-Дзёмон) или Эпи-Дзёмон, которая позже заменила или слилась с культурой Сацумон примерно в VII веке.
Сокращение численности населения
[ редактировать ]В конце периода Дзёмон местное население резко сократилось. Ученые предполагают, что это, возможно, было вызвано нехваткой продовольствия и другими экологическими проблемами. Они пришли к выводу, что не все группы Дзёмон пострадали от этих обстоятельств, но общая численность населения сократилась. [ 44 ] Изучение останков людей, живших на протяжении периода Дзёмон, выявило доказательства того, что эти смерти не были вызваны войной или насилием в достаточно большом масштабе, чтобы стать причиной этих смертей. [ 45 ]
Мифы о фундаменте
[ редактировать ]Мифы происхождении о японской цивилизации восходят к периодам, которые сейчас считаются частью периода Дзёмон, но они практически не имеют отношения к нынешнему археологическому пониманию культуры Дзёмон. Традиционная дата основания японской нации императором Дзимму — 11 февраля 660 г. до н.э. Однако эта версия японской истории исходит из первых письменных источников страны, Кодзики и Нихон Сёки , датируемых VI-VIII веками, после того, как Япония переняла китайские иероглифы ( Го-он / Кан-он ). [ 46 ]
Некоторые элементы современной японской культуры могут датироваться этим периодом и отражать влияние смешанной миграции с северного азиатского континента и южной части Тихого океана, а также местных народов Дзёмон. Среди этих элементов — предшественники синтоизма , брачные обычаи, архитектурные стили и технологические разработки, такие как лакированные изделия , ламинированные луки, называемые « юми », и обработка металлов.
Происхождение и этногенез
[ редактировать ]Отношения народа Дзёмон с современными японцами ( народом Ямато ), рюкюанцами и айнами не ясны. Морфологические исследования зубных вариаций и генетические исследования показывают, что люди Дзёмон были довольно разнообразны, а исследования митохондриальной ДНК показывают, что люди Дзёмон были тесно связаны с современными жителями Восточной Азии. [ 47 ] [ 48 ] Современный японский народ произошел от смеси различных древних племен охотников-собирателей периода Дзёмон и земледельцев риса Яёй , и эти две основные группы предков пришли в Японию разными маршрутами в разное время. [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ]
Современное японское население примерно на 30% имеет отцовское происхождение от Дзёмон. Это намного выше, чем материнский вклад Дзёмон, составляющий около 15%, и аутосомный вклад, составляющий 10%, в население Японии. Это несбалансированное наследование было названо «парадоксом примеси», и считается, что оно дает ключ к разгадке того, как смешение культур Дзёмон и Яёи . произошло [ 56 ] По словам Мицуру Сакитани, люди Дзёмон представляют собой смесь нескольких палеолитических популяций. Он предполагает, что гаплогруппы Y-хромосомы C1a1 и D-M55 являются двумя линиями Дзёмон. [ 57 ] Материнские гаплогруппы M7a , N9b и G1b были идентифицированы из древних образцов Дзёмон. [ 56 ]
Согласно исследованию « Культура Дзёмон и заселение Японского архипелага Шмидта и Сегучи » (2014), доисторические люди Дзёмон произошли от разнообразных палеолитических популяций, неоднократно мигрировавших в Японию периода Дзёмон. Они пришли к выводу: « В этом отношении биологическая идентичность Дзёмон неоднородна и может указывать на разные народы, которые, возможно, принадлежали к общей культуре, известной как Дзёмон ». [ 58 ]
Исследование Ли и Хасегавы из Университета Васэда пришло к выводу, что население Хоккайдо периода Дзёмон состояло из двух различных популяций, которые позже слились, образовав протоайнов на севере Хоккайдо. Язык айнов можно отнести к « охотскому компоненту», распространившемуся на юг. Далее они пришли к выводу, что «теория двойной структуры» относительно истории населения Японии должна быть пересмотрена и что народ Дзёмон имел большее разнообразие, чем предполагалось первоначально. [ 59 ]
Исследование 2015 года обнаружило специфические аллели генов , связанные со строением и чертами лица у некоторых айнов, которые в основном произошли от местных групп Дзёмон на Хоккайдо. Эти аллели обычно связаны с европейцами, но отсутствуют у других жителей Восточной Азии (включая японцев), что предполагает поток генов из неустановленной в настоящее время исходной популяции в популяцию периода Дзёмон на Хоккайдо . Хотя эти специфические аллели могут объяснить необычный внешний вид некоторых айнов по сравнению с другими жителями Северо-Восточной Азии, точное происхождение этих аллелей остается неизвестным. [ 60 ] [ 61 ]
Полный анализ генома в 2020 и 2021 годах позволил получить дополнительную информацию о происхождении народа Дзёмон. Генетические результаты предполагают раннее смешение различных групп в Японии уже во время палеолита , за которым последовал постоянный поток генов из прибрежных восточноазиатских групп, что привело к образованию гетерогенной популяции, которая затем гомогенизировалась до прибытия народа яёи. Поток генов из Северо-Восточной Азии в период Дзёмон связан с линиями C1a1 и C2, поток генов из Тибетского нагорья и Южного Китая связан с линиями D1a2a (ранее D1b) и D1a1 (ранее D1a). Также был обнаружен поток генов из древней Сибири к северному народу Дзёмон на Хоккайдо, а позже был обнаружен поток генов из Хоккайдо в части северного Хонсю ( Тохоку ). Предполагается, что линии передачи K и F были представлены в ранний период Дзёмон, но были заменены C и D. Анализ образца Дзёмон (курган из ракушек Икавазу, Тахара , Япония) и древнего образца с Тибетского нагорья (Чохопани) , Китай) обнаружили лишь частично общее происхождение, что указывает на «положительное генетическое узкое место» в распространении гаплогруппы D от древних «восточноазиатских горцев» (связанных с современными Народы туцзя , народ яо и тибетцы , а также народ трипури ). Генетические данные свидетельствуют о том, что исходная популяция из Восточной Азии, расположенная недалеко от Гималайского хребта , внесла свой вклад в происхождение населения Японии периода Дзёмон и в меньшей степени — древних жителей Юго-Восточной Азии. Авторы пришли к выводу, что это указывает на внутреннюю миграцию через южный или центральный Китай в сторону Японии во время палеолита. Другой компонент предков, похоже, прибыл из Сибири на Хоккайдо. [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] Археологические и биологические данные связывают южную культуру Дзёмон на Кюсю, Сикоку и некоторых частях Хонсю с культурами южного Китая и Северо-Восточной Индии . Общая культура, известная как «культура широколиственных вечнозеленых лесов», простиралась от юго-западной Японии через южный Китай до северо-восточной Индии и южного Тибета и характеризовалась выращиванием бобов адзуки . [ 65 ]
Некоторые лингвисты предполагают, что японские языки уже присутствовали на Японском архипелаге и в прибрежной Корее еще до периода Яёй и могут быть связаны с одной из популяций Дзёмон на юго-западе Японии, а не с Яёи или Кофун земледельцами риса более позднего периода . Затем в период Яёй население, говорящее на японском языке, расширилось, ассимилировав пришельцев, освоив выращивание риса и соединив технологии материковой Азии с местными традициями. [ 66 ]
Вовин (2021) представил аргументы в пользу присутствия австронезийских народов на Японском архипелаге в период Дзёмон, основываясь на предыдущих лингвистических исследованиях и специфической австронезийской лексике, заимствованной в основной словарь (островного) японского языка. Он предполагает, что носители австронезийского языка прибыли в Японию в период Дзёмон и до прибытия мигрантов периода Яёй , что связано с распространением японских языков. Эти носители австронезийского языка впоследствии были ассимилированы с японской этнической принадлежностью. Свидетельства существования неайнусских, неавстронезийских и некорейских заимствований встречаются среди островных японских языков и, вероятно, произошли от неизвестных и вымерших языков Дзёмон. [ 67 ]
Культурное возрождение
[ редактировать ]Современное общественное восприятие Дзёмона постепенно изменилось от примитивного и устаревшего до захватывающего: [ 68 ]
- В начале 21 века стиль маркировки шнура Дзёмон был возрожден и использовался на одежде, аксессуарах и татуировках. Археолог Дзюн Такаяма предположил, что узоры на Догу представляют собой татуировки.
- В 1970-х годах началось движение по воспроизведению древних техник керамики в стиле Дзёмон. Современная керамика Дзёмон основана на керамике и фаянсовых изделиях в стиле Дзёмон, которые были воспроизведены с помощью древних техник, таких как костер.
- Мотивы артефактов Дзёмон используются в качестве вдохновения для сосудов и оригами, печенья, конфет, блокнотов и галстуков.
- В 2018 году выставку Дзёмон в Токийском национальном музее посетило 350 000 человек, что в 3,5 раза больше, чем ожидалось.
- Коттеджи в стиле Дзёмон были воссозданы в таких местах, как исторический сад деревни Дзёмон.
- Такие журналы, как Дзёмонзинэ, освещают доисторический период.
Галерея
[ редактировать ]-
Глиняная статуя позднего Дзёмона, Казахари I, префектура Аомори , 1500–1000 гг. до н.э.
-
Глиняная голова позднего Дзёмон, Сиданай, префектура Иватэ , 1500–1000 гг. до н.э.
-
Ближневосточная молитва. 2000 г. до н.э.
-
Последняя банка Дзёмон в стиле Камегаока.
-
Глиняная статуя, поздний период Дзёмон (1000–400 до н. э.), Токийский национальный музей.
См. также
[ редактировать ]- Расческа Керамическая
- Кошинто
- Доисторическая Азия
- Неофициальная система нэнго (частный номер эпохи)
- Период Яёй
Сноски
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Перри, Анджела Р. (2016). «Охотничьи собаки как адаптация к окружающей среде в Японии Дзёмон» (PDF) . Античность . 90 (353): 1166–1180. дои : 10.15184/aqy.2016.115 . S2CID 163956846 .
- ^ Jump up to: а б с Тимоти Джинам; Хидеаки Канзава-Кирияма; Наруя Сайто (2015). «Генетическое разнообразие человека на Японском архипелаге: двойная структура и за ее пределами» . Гены и генетические системы . 90 (3): 147–152. дои : 10.1266/ggs.90.147 . ПМИД 26510569 .
- ^ Jump up to: а б Роббитс, Мартин (2015), Диахрония морфологии глаголов: японский и трансъевразийские языки , Де Грюйтер, стр. 26, ISBN 978-3-11-039994-3
- ^ Jump up to: а б Мейсон, 14 лет
- ^ Кузьмин Ю.В. (2006). «Хронология древнейшей керамики в Восточной Азии: прогресс и подводные камни». Античность . 80 (308): 362–371. дои : 10.1017/s0003598x00093686 . S2CID 17316841 .
- ^ Бирмингемский художественный музей (2010). Бирмингемский художественный музей: Путеводитель по коллекции . Бирмингем, Алабама: Художественный музей Бирмингема. п. 40. ИСБН 978-1-904832-77-5 .
- ^ Jump up to: а б с Имамура, К. (1996) Доисторическая Япония: новые перспективы островной Восточной Азии . Гонолулу: Гавайский университет Press
- ^ Мидзогучи, Кодзи (2002). Археологическая история Японии, 30 000 г. до н.э. - 700 г. н.э. Университет Пенсильвании Пресс, Инкорпорейтед. ISBN 978-0-8122-3651-4 .
- ^ Музей истории префектуры Нагано (01 июля 1996 г.) «Жизнь народа Дзёмон» . Полная база данных отчетов об археологических раскопках в Японии . Проверено 2 сентября 2016 г.
- ^ Кояма, Сюдзо и Дэвид Херст Томас (ред.). (1979). Богатые собиратели: восточное и западное побережья Тихого океана. Этнологические исследования Сэнри № 9. Осака: Национальный музей этнологии.
- ^ Эйкенс, К. Мелвин (1992). Тихоокеанская Северо-Восточная Азия в доисторические времена: охотники-рыболовы-собиратели, земледельцы и социально-политические элиты . ВГУ Пресс. ISBN 978-0-87422-092-6 .
- ^ Фидель, Стюарт Дж. (1992). Предыстория Америки . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521425445 .
- ^ «Археология | Исследования изучают признаки трансокеанских контактов» . Сообщение «Колумбус» . Проверено 4 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Сакагути, Такаши (2009). «Адаптации к хранению среди охотников-собирателей: количественный подход к периоду Дзёмон». Журнал антропологической археологии . 28 (3). Сан-Диего: Elsevier Inc.: 290–303. дои : 10.1016/j.jaa.2009.05.001 .
- ^ Зильберман и др., 154–155.
- ^ Широкауэр и др., 133–143.
- ^ Сёда, Шинья (2007). «Комментарий к спору о датировке периода Яёи» . Бюллетень Общества восточноазиатской археологии . 1 .
- ^ Jump up to: а б с Мейсон, 13 лет
- ^ Хадсон, Марк Дж. (1999). Руины идентичности: этногенез на Японских островах . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-2156-2 .
- ^ Хабу, Джунко (2004). Древний Дземон Японии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-77670-7 .
- ^ Крейг и Сол 2013 .
- ^ Мейсон, 15, 17
- ^ Дреснер, Мелвин. 2016. Керамика Дзёмон как технология охотников-собирателей . Институт археологии UCL. Приступлено 18 сентября 2023 года.
- ^ Кудо, Юичиро (июнь 2007 г.). «Временные соответствия между археологическими: хронологией и изменениями окружающей среды от 11 500 до 2 800 кал. лет назад на равнине Канто, Восточная Япония» . Четвертичные исследования . 46 (3): 187–194. doi : 10.4116/jaqua.46.187 – через J-Stage.
- ^ Мотохаси, Эмико (25 января 1996 г.). «Разработка каменного сырья Дземон на островах Идзу, Токио, Япония» . Бюллетень Индо-Тихоокеанской ассоциации предыстории . 2 (15): 131–137 . Проверено 18 ноября 2023 г. - через Open Journal Systems.
- ^ Хабу, Джунко; Холл, Марк Э. (1999). «Гончарное производство Дзёмон в Центральной Японии» . Азиатские перспективы . 38 (1): 90–110. ISSN 0066-8435 . JSTOR 42928448 .
- ^ «Японское искусство – Дзёмон, Керамика, Скульптура | Британника» . www.britanica.com . Проверено 17 ноября 2023 г.
- ^ «Керамика Дзёмон на Всемирной Колумбийской выставке» . web.sas.upenn.edu . Проверено 17 ноября 2023 г.
- ^ Холл, Марк Э. (01 октября 2004 г.). «Гончарное производство в период позднего Дзёмона: выводы химического анализа керамики Касори Б» . Журнал археологической науки . 31 (10): 1439–1450. дои : 10.1016/j.jas.2004.03.004 . ISSN 0305-4403 .
- ^ Кобаяши, Сейджи (24 января 2008 г.). «Восточно-японская керамика во время перехода Дзёмон-Яёй: исследование взаимодействия собирателей и фермеров» . Бюллетень Индо-Тихоокеанской ассоциации предыстории . 5 (21): 37–42 . Проверено 17 ноября 2023 г. - через Open Journal Systems.
- ^ Кушихара, Коичи (2014). «Период Дзёмон» (PDF) . Японская археология . 2 : 74–77 . Проверено 17 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Кроуфорд, Гэри В. (2011). «Достижения в понимании раннего сельского хозяйства в Японии». Современная антропология . 52 (С4): С331–С345. дои : 10.1086/658369 . JSTOR 10.1086/658369 . S2CID 143756517 .
- ^ Хасэгава, Ю.; Томида, Ю.; Кохно, Н.; и др. (1988). «Четвертичные позвоночные из района Ширия, Симокита-Пининсула, северо-восток Японии». Мемуары Национального музея науки . 21 : 17–36.
- ^ Фрэнсис Э. Мэйл; Дэвид Бирлинг ; Уильям Д. Гослинг; Марк Б. Буш (2004). «Реакция экосистем Амазонки на изменения климата и атмосферного углекислого газа со времени последнего ледникового максимума» . Философские труды: Биологические науки . 359 (1443): 499–514. дои : 10.1098/rstb.2003.1434 . ПМЦ 1693334 . ПМИД 15212099 .
- ^ Мацуи, А.; Канехара, М. (2006). «Вопрос доисторического растениеводства в период Дзёмон в Японии». Мировая археология . 38 (2): 259–273. дои : 10.1080/00438240600708295 . S2CID 162258797 .
- ^ Кроуфорд, GW (1992). «Переходы к сельскому хозяйству в Японии». В Гебауэре, AB; Прайс, ТД (ред.). Переходы к земледелию в предыстории . Мэдисон, Висконсин: Издательство Университета Висконсина. стр. 117–132.
- ^ Jump up to: а б Ян, Сяоянь; Чжэн, Юнфэй; Кроуфорд, Гэри В.; Чен, Сюгао (2014). «Археологические свидетельства выращивания и одомашнивания персика ( Prunus persica ) в Китае» . ПЛОС ОДИН . 9 (9): е106595. Бибкод : 2014PLoSO...9j6595Z . дои : 10.1371/journal.pone.0106595 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 4156326 . ПМИД 25192436 .
- ^ Нисимура, Ю. (2018). Эволюция изогнутых бус ( Магатама 勾玉/曲玉 ) в период Дзёмон в Японии и развитие индивидуальной собственности. Азиатские перспективы 57 (1), 105–158. doi:10.1353/asi.2018.0004.
- ^ «Найдена деревушка раннего Дзёмона» . Джапан Таймс . 27 мая 1997 г.
- ^ Мория, Тоёхито (2015). «Исследование использования древесины для строительства ямных жилищ эпохи эпи-дзёмон» (PDF) . Журнал Высшей школы литературы . 10 : 71–85. дои : 10.14943/jgsl.10.71 .
- ^ Мория 2015 .
- ^ Кусака, Соитиро, Хёдо, Фудзио, Юмото, Такакадзу и Накацукаса, Масато. (2010). Анализ стабильных изотопов углерода и азота в рационе популяций Дзёмон из двух прибрежных регионов Японии. Журнал археологической науки, 37 (8), 1968–1977. ЛОНДОН: Elsevier BV.
- ^ Носиро, Шуичи и Сасаки, Юка. (2014). Досельскохозяйственное управление растительными ресурсами в период Дзёмон в Японии — сложная система существования на растительных ресурсах. Журнал археологической науки, 42 (1), 93–106. ЛОНДОН: Elsevier BV.
- ^ Охаси, июнь; Токунага, Кацуши; Хитоми, Юки; Савай, Хироми; Хор, Сейк-Сун; Нака, Идзуми; Ватанабэ, Юсуке (17 июня 2019 г.). «Анализ всей последовательности Y-хромосомы раскрывает историю японского населения в период Дзёмон» . Научные отчеты 9 (1): 8556. Бибкод : 2019NatSR... 9.8556W дои : 10.1038/s41598-019-44473-z . ISSN 2045-2322 . ПМК 6572846 . ПМИД 31209235 .
- ^ Накао, Хисаси, Тамура, Кохей, Аримацу, Юи, Накагава, Томоми, Мацумото, Наоко и Мацуги, Такэхико. (2016). Насилие в доисторический период Японии: пространственно-временная модель скелетных доказательств насилия в период Дзёмон. Письма по биологии (2005), 12 (3), 20160028. Историческая статья, ЛОНДОН: Королевское общество.
- ^ Окимори Такуя «1600 лет истории на японском кандзи» «ベレ出版» . Архивировано из оригинала 17 октября 2012 г. Проверено 23 октября 2012 г.
- ^ «Из Сунда японского Дзёмона» . Юго-Восточная Азия. Скрибд . Науки о Земле и жизни . Проверено 5 июля 2017 г.
- ^ Канзава-Кирияма, Хидеаки; Сасо, Айко; Вор, генерал; Сайто, Наруя (2013). «Древние последовательности митохондриальной ДНК образцов зубов Дзёмон из Сангандзи, район Тохоку, Япония» . Антропологическая наука . 121 (2): 89–103. дои : 10.1537/под.121113 . Получено 18 апреля.
- ^ Ханихара, К. (1984). «Происхождение и сходство японцев с точки зрения черепных измерений». Акта Антропогенетика . 8 (1–2): 149–158. ПМИД 6537211 .
- ^ Хаммер, Майкл Ф.; Карафет Татьяна М.; Пак, Хваён; Омото, Кэйичи; Харихара, Синдзи; Стоункинг, Марк; Хорай, Сатоши (2006). «Двойное происхождение японцев: общая основа для Y-хромосом охотников-собирателей и фермеров» . Журнал генетики человека . 51 (1): 47–58. дои : 10.1007/s10038-005-0322-0 . ПМИД 16328082 .
- ^ Рита Растейро; Лунес Чихи (2009). «Возвращение к заселению Японии: взгляд на примесь» . Журнал генетики человека . 54 (6): 349–354. дои : 10.1038/jhg.2009.39 . ПМИД 19424284 .
- ^ Он, Юнган; Ван, Вэй Р.; Сюй, Шухуа; Джин, Ли (2012). «Палеолитический контингент в современных японцах: оценка и выводы с использованием общегеномных данных» . Научные отчеты . 2 (355): 47–58. Бибкод : 2012NatSR...2E.355H . дои : 10.1038/srep00355 . ПМК 3320058 . ПМИД 22482036 .
- ^ Сато, Юичи; и др. (2014). «Обзор генетических вариаций Y-хромосомы современных японских мужчин» . Антропологическая наука . 122 (3): 131–136. дои : 10.1537/ase.140709 .
- ^ Канзава-Кирияма, Хидеаки; Крюков Кирилл; Джинам, Тимоти А.; Хосомичи, Кадзуёси; Сасо, Айко; Вор, генерал; и др. (февраль 2017 г.). «Частичный ядерный геном Дзёмонов, живших 3000 лет назад в Фукусиме, Япония » Журнал генетики человека . 62 (2): 213–221. дои : 10.1038/jhg.2016.110 . ПМЦ 5285490 . ПМИД 27581845 .
- ^ Нара, Такаши; Адачи, Минору; Хагихара, Ясуо; Саеки, Коибучи, Рёко; Такахаши, Рёхей (2019) . " . Антропологическая наука . 127 (1): 65–72. doi : 10.1537/ase.190307 . ISSN 0918-7960 .
- ^ Jump up to: а б Осада, Наоки; Каваи, Ёске (2021). «Изучение моделей миграции людей на Японский архипелаг с использованием полногеномных генетических данных» . Антропологическая наука . 129 (1). Антропологическое общество Японии: 45–58. дои : 10.1537/ase.201215 . ISSN 0918-7960 . «Высокая частота Y-хромосомного гаплотипа Дзёмон (~30%) ясно показывает, что происхождение Дзёмон в современном японском населении гораздо сильнее по Y-хромосомам, чем по аутосомам (Sato et al., 2014b). Напротив, Доля предков Дзёмон в митохондриальных геномах менее определена, поскольку частота гаплогрупп M7a и N9b у людей Дзёмон несколько варьируется на территории Японского архипелага (Adachi et al., 2009), если предположить, что доля гаплогрупп M7a и N9b у Дзёмон. составлял около 70%, митохондриальное происхождение Дзёмон будет составлять около 15% у современных японцев. Наблюдаемый дисбаланс происхождения Дзёмон среди аутосомных, Y-хромосомных и митохондриальных геномов, который мы называем «парадоксом примеси», кажется. сбивает с толку, но стоит продолжить изучение, чтобы прояснить процесс смешения генетических компонентов Дзёмон и Яёи».
- ^ Мицуру Сакия, «Новая история Японского архипелага, раскрытая в результате междисциплинарных исследований ДНК, археологии и языка» (Bensei Publishing, 2009) (на японском языке)
- ^ Шмидт; Сегучи (2014). «Культура Дзёмон и заселение Японского архипелага» (PDF) .
Эти результаты предполагают уровень межрегиональной неоднородности, не ожидаемый среди групп Дзёмон. Это наблюдение дополнительно подтверждается исследованиями Канзава-Кириямы и др. (2013) и Адачи и др. (2013). Канзава-Кирияма и др. (2013) проанализировали краниометрию и извлекли адДНК из музейных образцов, взятых из кургана из ракушек Сангандзи в префектуре Фукусима, датированных заключительным периодом Дзёмон. Они проверили региональные различия и обнаружили, что Тококу Дзёмон (северный Хонсю) больше похож на Дзёмон Хоккайдо, чем на географически соседний Дзёмон Канто (центральный Хонсю).
Адачи и др. (2013) описали краниометрию и последовательность адДНК человека Дзёмон из Нагано (пещерная стоянка Югора), датированную серединой начального периода Дзёмон (7920–7795 кал. л.н.). Этот человек имел родословную, которая широко распространена среди современных аборигенов Восточной Азии (Nohira et al. 2010; Umetsu et al. 2005) и напоминала современные сравнительные образцы Северо-Восточной Азии, а не географически близкую выборку Урава Дзёмон.{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Ли, Шон; Хасэгава, Тошиказу (апрель 2013 г.). «Эволюция айнского языка в пространстве и времени» . ПЛОС ОДИН . 8 (4): e62243. Бибкод : 2013PLoSO...862243L . дои : 10.1371/journal.pone.0062243 . ПМЦ 3637396 . ПМИД 23638014 .
В этой статье мы реконструировали пространственно-временную эволюцию 19 разновидностей языка айнов, и результаты полностью согласуются с гипотезой о том, что недавнее увеличение численности охотского народа сыграло решающую роль в формировании айнов и их культуры. Вместе с недавними археологическими, биологическими и культурными данными наша филогеографическая реконструкция языка айнов убедительно свидетельствует о том, что традиционная модель двойной структуры должна быть усовершенствована, чтобы объяснить эти новые данные. Случай происхождения языка айнов, о котором мы сообщаем здесь, также вносит дополнительные подробности в глобальную картину языковой эволюции, а наша языковая филогения может также предоставить основу для дальнейших выводов о культурной динамике носителей айнов [44,45].
- ^ Джинам, Тимоти А.; Канзава-Кирияма, Хидеаки; Иноуэ, Итуро; Токунага, Кацуши; Омото, Кэйичи; Сайто, Наруя (октябрь 2015 г.). «Уникальные особенности населения айнов Северной Японии» . Журнал генетики человека . 60 (10): 565–571. дои : 10.1038/jhg.2015.79 . ISSN 1435-232X . ПМИД 26178428 . S2CID 205166287 .
- ^ Лю, Ф., ван дер Лейн, Ф., Шурманн, К., Чжу, Г., Чакраварти, ММ, Хиси, П.Г. и др . Полногеномное исследование ассоциации выявило пять локусов, влияющих на морфологию лица у европейцев. ПЛОС Генет. 8, е1002932 (2012).
- ^ Ян, Мелинда А.; Фань, Сунь, Бо; Лан, Цзяньфэн; Цан, Чэн-хва; Ван, Цинчуань; и южном Китае». Бибкод / 17 июля 2020 г.). «Древняя ДНК указывает на сдвиги и смешение : 2020Sci ...369..282Y : 10.1126 человеческих популяций в северном science . .aba0909 . ISSN 0036-8075 . PMID 32409524 .
- ^ Бур, Элизабет де; Ян, Мелинда А.; Каваго, Эйлин; Барнс, Джина Л. (2020). «Япония рассматривается с точки зрения гипотезы распространения фермеров/языков» . Эволюционные гуманитарные науки . 2 : е13. дои : 10.1017/ehs.2020.7 . ISSN 2513-843X . ПМЦ 10427481 . PMID 37588377 .
- ^ Ватанабэ, Юсуке; Охаси, июнь (08 марта 2021 г.). «Комплексный анализ истории населения Японского архипелага путем выявления полиморфизмов маркеров происхождения без использования данных древней ДНК». bioRxiv 10.1101/2020.12.07.414037 .
- ^ Исемура, Такехиса (2011). «Сравнение особенностей одомашнивания культур двух азиатских бобов: фасоли адзуки (Vigna angularis) и рисовой фасоли (V. umbellata)» .
- ^ Чаубей, Гьянешвер; Дрим, Джордж ван (2020). «Языки мунда являются родными, а японский и корейский — нет» . Эволюционные гуманитарные науки . 2 : е19. дои : 10.1017/ehs.2020.14 . ISSN 2513-843X . ПМЦ 10427457 . ПМИД 37588351 .
Люди раннего Дзёмон, говорящие на японском языке, должно быть, были привлечены к сбору сельскохозяйственных урожаев Яёи, и Яёи, возможно, процветали и преуспели в умножении своих отцовских линий именно потому, что им удалось приспособиться к Дзёмон лингвистически и материально. "
«Двойственный характер структуры японского населения был выдвинут Миллером, который предположил, что местное население Дзёмон говорило на алтайском языке, являющемся предком современного японского языка, и что этот алтайский язык подвергся австронезийскому влиянию, когда островитяне поглотили носителей инкурсивной культуры Яёй. - ^ Вовин, Александр (21 декабря 2021 г.). «Австронезийцы в северных водах?» . Международный журнал евразийской лингвистики . 3 (2): 272–300. дои : 10.1163/25898833-00320006 . ISSN 2589-8833 . S2CID 245508545 .
- ^ «Возрождение Дзёмона» . Джапан Таймс . 21 декабря 2019 г. Архивировано из оригинала 20 января 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Айкенс, К. Мелвин и Такаясу Хигучи. (1982). Предыстория Японии . Исследования в области археологии. Нью-Йорк: Академическая пресса. (основной текст 337 страниц; текст Дзёмон 92 страницы) ISBN 0-12-045280-4
- Крейг, штат Огайо; Саул, Х. (2013). «Самые ранние свидетельства использования керамики». Природа . 496 (7445): 351–4. Бибкод : 2013Natur.496..351C . дои : 10.1038/nature12109 . ПМИД 23575637 . S2CID 3094491 .
- Хабу, Джунко (2004). Древний Дзёмон Японии . Кембридж, Массачусетс: Cambridge Press. ISBN 978-0-521-77670-7 .
- Хабу, Джунко, «Системы существования и расселения в межсайтовой изменчивости в фазе Мороисо раннего периода Дзёмон в Японии»
- Хадсон, Марк Дж., Руины идентичности: этногенез на Японских островах , University of Hawai`i Press, 1999, ISBN 0-8248-2156-4
- Имамура, Кейджи, Доисторическая Япония , Гавайский университет Press, 1996, ISBN 0-8248-1852-0
- Кобаяши, Тацуо. (2004). Размышления Дзёмон: жизнь и культура собирателей на доисторическом Японском архипелаге . Эд. Саймон Канер и Оки Накамура. Оксфорд, Англия: Oxbow Books. (основной текст 186 страниц, все на Дзёмоне) ISBN 978-1-84217-088-5
- Кояма, Сюдзо и Дэвид Херст Томас (ред.). (1979). Богатые собиратели: восточное и западное тихоокеанские побережья . Сэнри Этнологические исследования № 9. Осака: Национальный музей этнологии.
- Мейсон, Пенелопа Э., с Дональдом Динвидди, История японского искусства , 2-е изд. 2005 г., Пирсон Прентис Холл, ISBN 0-13-117602-1 , 9780131176027
- Майкл, Генри Н., «Эпоха неолита в Восточной Сибири». Генри Н. Майкл. Труды Американского философского общества , Новая серия, Том. 48, № 2 (1958), стр. 1–108. ( ламинированный лук из Корекавы, Аомори )
- Мидзогучи, Кодзи, Археологическая история Японии: 10 000 г. до н.э. - 700 г. н.э. , University of Pennsylvania Press, 2002, ISBN 0-8122-3651-3
- Пирсон, Ричард Дж., Джина Ли Барнс и Карл Л. Хаттерер (ред.). (1986). Окна в японское прошлое: исследования по археологии и предыстории . Анн-Арбор, Мичиган: Центр японоведов Мичиганского университета. (основной текст 496 страниц; текст Дзёмон 92 страницы)
- Широкауэр, Конрад (2013). Краткая история китайской и японской цивилизаций . Бостон: Обучение Уодсворта Сенгеджа.
- Зильберман, Нил Ашер (2012). Оксфордский справочник по археологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Темпл, DH (2007). «Стресс и вариации в питании среди доисторических собирателей Дзёмон». Американский журнал физической антропологии . 133 (4): 1035–1046. дои : 10.1002/ajpa.20645 . ПМИД 17554758 .
- Темпл, DH (2008). «Что различия в росте могут рассказать о различиях в окружающей среде между доисторическими собирателями Дзёмон? Понимание влияния стресса развития на стабильность окружающей среды». Американский журнал биологии человека . 20 (4): 431–439. дои : 10.1002/ajhb.20756 . ПМИД 18348169 . S2CID 8905568 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Аудиофайл BBC (15 минут) . Обсуждение горшков Дзёмон. История мира в 100 объектах .
- Отдел азиатского искусства. «Культура Дзёмон (ок. 10 500–ок. 300 до н. э.)» . В Хайльбрунне «Хронология истории искусств». Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. (октябрь 2002 г.)
- Комплексная база данных отчетов об археологических раскопках в Японии, Национальный исследовательский институт культурных ценностей Нара.
- Память о периоде Дзёмон в Университетском музее Токийского университета.
- Доисторическая археология Японии Исторического музея префектуры Ниигата.
- Хронология периода Дзёмон
- Культура Дзёмон профессора Чарльза Т. Келли
- Культура яёй профессора Чарльза Т. Келли
- Жизнь народа Дзёмон, Университет Тамагава