Икебана
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Икебана ( икебана , икебана , « аранжировка цветов » или « оживление цветов » ) — японское искусство цветочной композиции . [1] [2] Он также известен как кадо ( 華道 , « путь цветов » ) . Происхождение икебаны можно проследить до древнего японского обычая возводить вечнозеленые деревья и украшать их цветами в стиле ёрисиро ( 依代 ), чтобы пригласить богов.
Позже цветочные композиции стали использовать для украшения токономы (ниши) традиционного японского дома.
Икебана считается одним из трех классических японских искусств, наряду с кодо, обозначающим благовония, и чадо, обозначающим чай и чайную церемонию.
Этимология
[ редактировать ]Термин икебана происходит от комбинации японского икеру ( 生ける , « устраивать (цветы), иметь жизнь, быть живым » ) и хана ( 花 , « цветок » ) . Возможные переводы: « дать жизнь цветам » и « составить цветы » . [3]
История
[ редактировать ]Развлечение рассматривания растений и любования цветами в течение четырех сезонов зародилось в Японии еще в эпоху аристократии. Антологии поэзии вака , такие как Манъёсю и Кокин Вакасю ( периода Хэйан 794–1185), включали множество стихов на тему цветов. [4] С появлением буддизма подношение цветов к буддийским алтарям стало обычным явлением. Хотя лотос широко используется в Индии, где зародился буддизм, в Японии для каждого сезона для этой цели выбирали другие местные цветы. [4]
В течение долгого времени искусство аранжировки цветов не имело никакого значения и функционировало как просто размещение цветов в вазах для использования в качестве храмовых подношений и перед святилищами предков, без какой-либо системы или значимой структуры. Первые цветочные композиции были составлены с использованием системы, известной как син-но-хана , что означает « центральная цветочная композиция » . Посередине стояла огромная ветка сосны или криптомерии, вокруг которой располагались три-пять сезонных цветов. Эти ветви и стебли ставили в вазы в вертикальном положении, не пытаясь искусственно изогнуться. В целом симметричные по форме, эти композиции появились на религиозных изображениях в 14 веке как первая попытка изобразить природные пейзажи. Большое дерево в центре представляло далекий пейзаж, цветение сливы или вишни на среднем расстоянии и маленькие цветущие растения на переднем плане. Линии этих механизмов были известны как центр и субцентр. [5]
Позже, среди других типов буддийских подношений, размещение мицу-гусоку стало популярным в периоды Камакура (1185–1333) и Нанбоку-тё (1336–1392). [4] Различные буддийские писания были названы в честь цветов, таких как Кегон-кё ( Сутра цветочной гирлянды ) и Хокке-кё ( Лотосовая сутра ). Тёдзю -дзинбуцу-гига ( « Свиток резвящихся животных и людей » ) изображает лотос, преподносимый обезьяной перед лягушкой, имитирующей Будду. [4] [6]
С развитием архитектурного стиля сёин-дзукури , начавшимся в период Муромати (1336–1573), какэмоно (изображения в виде свитков) и контейнеры стали подходящими для демонстрации в качестве предметов искусства в осиита , предшественнике ниши токонома , и тигайдана . двухуровневые полки. В этих пространствах также были представлены цветочные композиции в вазах, которые повлияли на внутреннее убранство, которое со временем стало проще и изысканнее. [5] Этот стиль украшения назывался дзасики казари ( дзасики казари ) . [7] Набор из трех церемониальных предметов на буддийском алтаре мицугусоку состоял из свечей, зажженных в подсвечниках, кадила и цветов в вазе. Цветы в вазе были расположены в самом раннем стиле, называемом татебана или татехана ( 立花 , « стоячие цветы » ) , и состояли из син (мотоки) и ситакуса . [8] Недавние исторические исследования показывают, что практика татебаны [9] Выведенная из комбинации систем верований, в том числе буддийской, и синтоистской веры ёрисиро, скорее всего, является источником японской практики современной икебаны . Вместе они составляют основу оригинального, чисто японского происхождения практики икебаны .
Искусство аранжировки цветов развивалось, и многие школы возникли только в конце 15 века, после периода гражданской войны. Восьмой сёгун , Асикага Ёсимаса (1436–1490), был покровителем искусств и величайшим пропагандистом тя-но-ю – чайной церемонии – и икебаны – цветочных композиций. Позже Ёсимаса отрекся от своего поста, чтобы посвятить свое время искусству, и разработал концепции, которые затем способствовали формулированию правил икебаны ; Одним из наиболее важных является то, что цветы, предлагаемые во всех церемониальных случаях и возлагаемые в качестве подношений перед богами, не должны предлагаться свободно, а должны символизировать время и мысль. [5]
Современники Ёсимасы также внесли большой вклад в развитие аранжировки цветов; Знаменитый художник Соами , друг Ёсимасы, задумал изобразить три элемента неба, людей и земли, из чего выросли принципы устройства, используемые сегодня в некоторых школах икебаны. получила в Серебряном павильоне Ёсимасы в Киото Наибольшее развитие икебана , наряду с искусством чайной церемонии и ко-авасэ , церемонией благовоний. [5]
Художники школы Кано , такие как Сэссю Тойо (1420–1506), Сэссон, Кано Масанобу , Кано Мотонобу (1476–1559) и Сюгецу 16 века, были любителями природы, и икебана продвинулась на шаг дальше в этот период. Помимо формы украшения храма и комнаты, большее внимание уделяется естественной красоте цветочной композиции. В то время икебана была известна как рикка . [5]
В тот же период другая форма цветочной композиции, известная как нагейребана была разработана ; Рикка и нагейребана — две ветви, на которые икебана разделилась . Популярность этих двух стилей колебалась между ними на протяжении веков. Вначале рикка был строгим, формальным и более декоративным стилем, тогда как нагейребана был более простым и естественным. [5]
Хотя нагейребана начала входить в моду в период Хигасияма , рикке предпочтение по-прежнему отдавалось , а нагейребана по-настоящему завоевала популярность только в период Момояма, примерно через сто лет после Асикага Ёсимаса. Именно в этот период чайная церемония достигла своего наивысшего развития и оказала сильное влияние на икебану , поскольку практикующий чай, скорее всего, также был последователем икебаны . [5]
Будучи зависимым от Рикки , нагейребана разветвилась, получив независимость и собственную популярность в 16 веке благодаря своей свободе линий и естественной красоте. Оба стиля, несмотря на то, что они зародились в период Хигасияма, отражают периоды времени, в которые они приобрели популярность: рикка отражает вкусы периода Хигасияма, а нагеиребана - вкусы периода Момояма. Рикка утратила часть своей популярности в период Момояма, но в первой половине периода Эдо (1603–1668 гг.) возродилась и стала более популярной, чем когда-либо прежде. [5] В период Хигасиямы рикка использовалась только в качестве украшения помещений во время церемоний, но теперь к ней относились как к изобразительному искусству и считали достижением и развлечением высших классов. [5] Рикка достигла наибольшей популярности в эпоху Гэнроку . [5]
Икебана всегда считалась достойным достижением. Все самые знаменитые японские генералы особенно практиковали аранжировку цветов, считая, что это успокаивает их разум и делает их решения на поле боя более ясными; Среди известных военных практиков - Тоётоми Хидэёси , один из самых известных генералов Японии.
Многие работы различных школ по икебане были опубликованы на протяжении веков, от эпохи Кенэй (1206–1207) до эпохи Гэнроку (1668–1704), и все они основаны на идее Соами о трех элементах. Также существовал ряд текстов, документирующих икебану , хотя немногие из них содержали непосредственно обучающее содержание; однако эти книги были полностью иллюстрированы, что документировало постепенный прогресс искусства.
В ранний период Эдо (17 век) публикации в Японии быстро развивались. Книги об икебане издавались подряд. В это время был опубликован Сенденсё ( 仙伝抄 ) , старейшее опубликованное руководство. «Кавари Каден Хисё» ( 替花伝秘書 ) было опубликовано в Канбуне 1 (1661 г.). Это тщательно написанный и поучительный текст икебаны с подробно описанными правилами и принципами. [5] и была второй публикацией текстов икебаны в период Эдо после Сенденсё . Хотя текст аналогичен содержанию комментариев периода Муромати, иллюстрации показали, как можно наслаждаться татибаной , которая распространилась от монахов к воинам и далее к горожанам. « Кокон Рикка-сю» ( 古今立花集 ) был старейшим опубликованным трудом о рикка в Канбуне 12 (1672 г.). Кокон Рикка-тайдзен ( 古今立花大全 ) , опубликованный в Tenna 3 (1683 г.), был самым известным по рикка руководством . « Рикка Имайо Сугата» ( 立華時勢粧 ) вышел в Джокё 5 (1688 г.).
В эпоху Кенэй рикка была простой и естественной, без крайних кривых в расположении, но в эпоху Гэнроку линии усложнились, а формы стали похожими на узоры, следуя общим тенденциям высокого художественного развития и выразительности того периода. ; В период Гэнроку все изобразительные искусства были высоко развиты, прежде всего нанесение рисунков на ткани и украшения. Во второй половине 17 века Корин, известный художник по лаку, известный своими изысканными рисунками, оказал сильное влияние на икебану . В этот период сочетание узора или рисунка с линиями, повторяющими естественный рост растения, давало наиболее приятные и изящные результаты. [5]
Во второй половине 17 века икебана получила наибольшее распространение и достигла высшей степени совершенства как искусство. Тем не менее, время от времени случались отступления в сторону неестественных изгибов и искусственных стилей подачи, которые вызывали сдвиг, и более натуралистичный стиль нагейребана снова возрождался только одна ветвь икебаны . До этого одновременно преподавалась , следуя вкусам того времени, но теперь существовали конкурирующие учителя как в рикка , так и в нагейребане . [5]
Рикка достигла наибольшей популярности в эпоху Гэнроку. С этого времени нагейребана получила название икебана . В эпоху Тэнмэй (1781–1789) нагейребана , или икебана , быстро приобрела популярность и приобрела невероятную красоту линий. Представители этого искусства не только свободно изучали природу, но и сочетали эти знания со знаниями рикка , еще больше развивая результаты икебаны .
После эпохи Тэнмэй возникла официальная форма договоренностей. Эта форма имеет фиксированное правило или модель, известную как «небо, человек и земля». [5] Известна ли она как Сэйка ( 生花 ) . В школе Мишо-рю форма называется Какубана ( 格花 ) .
Самые популярные сегодня школы, в том числе Икэнобо , Энсю-рю и Мишо-рю , среди прочих, придерживаются некоторых принципов, но в Токио и Киото есть много мастеров икебаны , которые обучают более простым формам Корю и Ко. -Син-рю эпох Гэнроку и Тэммей. [5]
Старейшая международная организация Ikebana International была основана в 1956 году; [10] Принцесса Такамадо — почетный президент. [11]
Практикующие
[ редактировать ]Последователи и практикующие икебану , также называемую кадо , известны как кадока ( 華道家 ) . Учителя кадо зовут сэнсэй ( 先生 ) .
Известные японские практикующие включают Дзюнъити Какидзаки , Мокичи Окада и Юки Цудзи . На конференции TEDx в марте 2015 года в Симидзу, Сидзуока , Цудзи подробно остановился на связи икебаны с красотой. [12]
После того, как землетрясение и цунами 2011 года опустошили Японию, известный практик икебаны Тосиро Кавасе начал каждый день публиковать в Интернете изображения своих аранжировок в рамках проекта под названием «Один день, один цветок». [13] [14]
Другая практикующая – голливудская актриса Марсия Гей Харден , которая начала, когда еще ребенком жила в Японии. [15] и опубликовала книгу по икебане со своими собственными работами. [16] Ее мать, Беверли Харден, была практикующей школы Согецу. [17] [18] Позже она также стала президентом отделения Ikebana International в Вашингтоне, округ Колумбия. [19]
Школы
[ редактировать ]Мэри Аверилл (1913) дает обзор многочисленных школ икебаны . Школу обычно возглавляет иэмото , который часто передается в семье из поколения в поколение. [20] Самая старая из этих школ, Икэнобо, восходит к 8 веку ( период Хэйан ). Эта школа берет свое начало со строительства Роккаку-до в Киото, второго старейшего буддийского храма в Японии, построенного в 587 году принцем Сётоку , который разбил лагерь возле пруда на территории нынешнего центрального Киото и установил там небольшую статую ее.
В 13 веке Оно-но-Имоко, официальный государственный эмиссар, привез из Китая практику возложения буддийских цветов на алтарь. Он стал священником в храме и остаток своих дней провел, занимаясь аранжировкой цветов. Первоначальные жрецы храма жили на берегу пруда, что по-японски означает «ике» ( 池 ) , а слово «бо» ( 坊 ) , означающее «жрец», соединенное притяжательной частицей «но» ( の ) , дает слово «икэнобо». ( 池坊 , « жрец озера » ) . Имя «Икенобо», данное императором, закрепилось за местными священниками, которые специализировались на устройстве алтарей.
Икэнобо — единственная школа, в названии которой нет окончания -рю , поскольку она считается исходной школой. Первые систематизированные классические стили, в том числе рикка , появились в середине 15 века. Первыми учениками и учителями были буддийские священники Икэнобо и члены буддийской общины. Со временем появились другие школы, изменились стили, и икебана стала традицией среди всего японского общества. [21]
- Икенобо ( 池坊 ) является развитием рикка и считается старейшей школой.
- Сёгэцудо Корю - создан монахом Мёэ (1171–1231).
- Ко-рю ( 古流 ) - создан Оун Хоси или Мацунэ Исиро (1333–1402).
- Хигасияма Дзисё-ин-рю ( 東山銀閣院流 ) – создан сёгуном Асикага Ёсимаса (1436–1490), которого также называли Хигасияма-доно или Дзисё-ин. Филиалами этой школы являются:
- Сензан-рю
- Хигасияма-Ко-Сей-рю
- Хигасияма-рю ( 东山流 )
- Соами-рю ( 相阿米流 )
- Сэнкэ-Ко-рю – создан знаменитым чайным мастером Сэн-но Рикю в 1520 году.
- Бисёку-рю - создан Гото Дайгакуноками или Бисёкуи Докаку в 1545 году.
- Энсю-рю ( 遠州流 ) - создан лордом Кобори Энсю (1579–1647). Филиалов этой школы множество:
- Нихонбаши Энсю-рю
- Син Энсю-рю
- Анго Энсю-рю
- Мияко Энсю-рю
- Сейфу Энсю-рю
- Асакуса Энсю-рю, а также многие другие.
- Ко-Син-рю - создан Син-тэцу-саем, учителем сёгуна Токугавы Хидэтада (1579–1632).
- Сэкисю-рю - создан Катагири Иваминоками Садамасой (1604–1673).
- Дзикей-рю - создан Сёкэном Дзикеем в 1699 году.
- Сенкей-рю - основан примерно в 1669 году Сэнкеем Томихаруноки.
- Тогэн-Рю - начато Тогенсаем Масаясу о
- Согены
- Муракумо-рю
- Токо-рю
- Сикишима-рю
- Донин-рю
- Генги-рю - основан Тиба Рёбоку в 1772 году.
- Мишо-рю ( 无生流 ) - основан Иппо Мишосаем (1761–1824) в Осаке.
- Ёсин Го-рю - разработан в период Эдо.
- Сэй-рю - основан Досейкеном Иттоку в 1818 году.
- Сёко-рю - основан Хакусуисаем в 1896 году.
- Охара-рю ( 小原流 ) - основан в 1895 году Охарой Унсином.
- -рю - Софу. Согецу основан в 1927 году Тесигахарой
- Сага Го-рю ( 嵯峨御流 ) — основана в 1930-х годах, корни которой восходят к императору Саге , который правил с 809 по 823 год нашей эры.
- Итиё ( 一叶 ) – основан в 1937 году.
Другие школы включают Банми Сёфу-рю ( 晩美生風流 ) , основанную в 1962 году Бесси «Ёнеко Банми» Фукс, и Каден-рю ( 華伝流 ) , основанную Кикуто Сакагавой в 1987 году на основе школы Икенобо.
Теория
[ редактировать ]Поскольку цветочная композиция ( китайский : 插花 ; пиньинь : чахуа ) пришла в Японию из Китая вместе с буддизмом, она, естественно, была пропитана буддийской философией. Буддийское желание сохранить жизнь лежит в основе большей части практики икебаны и создало большинство правил цветочной композиции, контролируя также форму цветочных ваз, созданных для продления жизни цветов. [22] Важным моментом также является рассмотрение вазы как чего-то большего, чем просто держатель для цветов. Поверхность воды всегда обнажена, рядом с поверхностью земли, на которой растет группа цветов. Это помогает создать эффект изображения целого растения, растущего как можно ближе к естественным условиям. [22]
это не просто помещение цветов в контейнер, Икебана — это дисциплинированная форма искусства, в которой природа и человечество объединены. Вопреки идее разноцветных или разноцветных цветов, икебана часто подчеркивает другие части растения, такие как его стебли и листья, и делает упор на форму , линию и форму . Хотя икебана является выражением творчества, ее формой управляют определенные правила, например, идея добра и зла при выборе материала и формы композиции.
Концепция ханакотоба ( 花言葉 ) — это японская форма языка цветов , в которой растениям придаются определенные закодированные значения, варьирующиеся в зависимости от цвета цветов, наличия шипов на высоте высоких растений, сочетания цветов используется в гирляндах и самих различных типах цветов, среди других факторов. Например, цвета некоторых цветов считаются неудачными. Красные цветы, которые используются на похоронах, нежелательны из-за своего болезненного значения, а также потому, что красный цвет должен напоминать красное пламя огня. Нечетное количество цветов приносит удачу, а четное количество – неудачно и, следовательно, нежелательно и никогда не используется в цветочных композициях. При использовании нечетных чисел избегается симметрия и равный баланс, особенность, которая на самом деле редко встречается в природе и которая, с японской точки зрения, никогда не является привлекательной в искусстве любого описания. Они создают особое впечатление о природе и передают замысел художника, стоящий за каждой аранжировкой, что проявляется через цветовые сочетания произведений, естественные формы, изящные линии и подразумеваемый эмоциональный смысл аранжировки без использования слов. Все цветочные композиции, преподносимые в подарок, передаются с цветами в бутоне, чтобы человек, которому они посылаются, мог иметь удовольствие видеть их открытыми, в отличие от западного представления о цветочных композициях, где цветы уже цветут раньше. дается. [22]
Нет такого случая, который нельзя было бы предположить по тому, как расположены цветы. [22] Например, об уходе из дома можно сообщить необычной композицией цветов; благоприятные материалы, такие как ветки ивы, используются для обозначения надежд на долгую и счастливую жизнь и особенно используются для мероприятий, отмечающих прощание, при этом длина ветки означает благополучное возвращение из долгого путешествия, особенно если ветвь сделана так, чтобы образовать полный круг. [22] Для новоселья используют белые цветы, так как они предлагают воду для тушения огня; Традиционные японские дома, построенные почти исключительно из дерева, были особенно подвержены возгоранию: все, кроме крыши, было легковоспламеняющимся. Чтобы отпраздновать наследство, можно использовать все виды вечнозеленых растений или хризантем или любые долгоживущие цветы, чтобы передать идею о том, что богатство или имущество могут остаться навсегда. [22] Есть также соответствующие приготовления для печальных случаев. Цветочная композиция, сделанная в честь смерти, обычно состоит из белых цветов с несколькими мертвыми листьями и ветвями, которые выражают мир.
Еще одним распространенным, но не исключительным аспектом икебаны является использование минимализма . Некоторые композиции могут состоять лишь из минимального количества цветов, вкрапленных среди стеблей и листьев. Структура некоторых японских цветочных композиций основана на разностороннем треугольнике , очерченном тремя основными точками, обычно ветками, которые в некоторых школах считаются символами неба , человека и земли или солнца , луны и земли . [22] Использование этих терминов ограничено определенными школами и не принято в более традиционных школах. Заметным исключением является традиционная форма рикка , которая следует другим заповедям. Сосуд может быть ключевым элементом композиции, при его изготовлении могут использоваться различные стили керамики. В некоторых школах контейнер рассматривается только как сосуд для хранения воды и должен подчиняться устройству.
Времена года также выражаются в цветочных композициях: цветы группируются по-разному в зависимости от времени года. Например, в марте, когда преобладают сильные ветры, необычные изгибы ветвей создают впечатление сильного ветра. Летом используются низкие и широкие цветочные горшки, в которых визуально преобладает вода, что создает более прохладную и освежающую композицию, чем в вертикальных вазах. [22]
Духовный аспект икебаны считается очень важным для ее практикующих. Некоторые практикующие считают, что при создании цветочной композиции необходима тишина, в то время как другие считают, что в этом нет необходимости, хотя обе стороны обычно сходятся во мнении, что аранжировка цветов — это время оценить аспекты природы, которые обычно упускают из виду в повседневной жизни. Считается, что практика аранжировки цветов помогает человеку стать более терпеливым и терпимым к различиям в природе и жизни, обеспечивая расслабление разума, тела и души и позволяя человеку отождествлять себя с красотой во всех видах искусства.
Растения играют важную роль в японской религии синто . Ёрисиро — это объекты, к которым призываются божественные духи. Вечнозеленые растения, такие как кадомацу, являются традиционным новогодним украшением , которое размещают парами перед домами, чтобы приветствовать духов предков или ками урожая. [4]
Стили
[ редактировать ]Икебана вначале была очень простой и состояла всего из нескольких стеблей цветов и вечнозеленых ветвей. Эта первая форма икебаны называлась куге ( 供華 ) . Узоры и стили развивались, и к концу 15-го века аранжировки стали достаточно распространены, чтобы их оценили простые люди, а не только императорская семья и ее вассалы. За это время стили икебаны изменились, превратив эту практику в вид искусства с фиксированными инструкции. Об этом искусстве были написаны книги, старейшая из которых - Сэдэнсё , охватывающая период с 1443 по 1536 год. Икебана стала основной частью традиционных фестивалей, время от времени проводились выставки.
Первые стили характеризовались высокой вертикальной центральной ножкой, сопровождаемой двумя более короткими ножками. В период Момояма , 1560–1600 гг., было построено несколько великолепных замков, в которых дворяне и королевские слуги создавали большие декоративные цветочные композиции рикка , которые считались подходящим украшением замков. Многие красивые композиции икебаны использовались в качестве украшения замков в период Момояма, а также в праздничных целях.
- Рикка « ( Татибана , » цветы стоячие ) ; [23] стиль был разработан как буддийское выражение красоты пейзажей в природе. Ключом к этому стилю являются девять ветвей, которые представляют собой элементы природы. [24] Один из стилей аранжировки рикка называется -но-моно ( аранжировка суна « песочная » ) . [25]
Когда возникла чайная церемония, для комнат чайной церемонии был введен другой стиль, названный чабана . Этот стиль является противоположностью стилю Момояма и подчеркивает деревенскую простоту. Чабана не считается стилем икебаны , а является отдельным видом. Простота чабана , в свою очередь, помогла создать стиль нагейребана , или стиль « бросок » .
- Нагейребана ( 投入花 , « брошенные цветы » ) — это неструктурированный дизайн, который привел к развитию стиля сэйка или шока . Для него характерен плотный пучок стеблей, образующих треугольную трехветвистую асимметричную композицию, считавшуюся классической. Оно также известно под краткой формой нагеире .
- Сэйка ( 生花 , « чистые цветы » ) [26] Стиль состоит всего из трех основных частей, известных в некоторых школах как тэн ( « небеса » ), чи ( « земля » ) и цзинь ( « человек » ). Это простой стиль, призванный показать красоту и уникальность самого растения. Формализация стиля нагэйре для использования в японской нише привела к созданию формального стиля шока .
- В морибана ( 盛花 , « сложенные цветы » ) цветы располагаются в неглубокой вазе или суйбане , сосуде для компота или корзине и закрепляются на кензане или заостренных игольницах, также известных как металлические лягушки.
- В диюка ( Бесплатные цветы , « бесплатные цветы » ) [27] подчеркивается стиль, креативность оформления цветочной композиции, с использованием любого разрешенного к использованию материала, в том числе нецветочного. В 20 веке, с приходом модернизма , три школы икебаны частично уступили место тому, что широко известно в Японии как «свободный стиль».
- Художник киотской икебаны Хаято Нисияма говорит, что ему нравится создавать дизайны с одним цветком, «чтобы помочь людям сконцентрироваться, помочь им сосредоточиться на том, чтобы увидеть красоту человека». [28]
Галерея
[ редактировать ]- Традиционная сёка
- Нагейре из Банми Сёфу-рю. школы
- хидаригатте) школы Сага Горю Морибана косейтай (
- Джиюка вольным стилем Аранжировка
Суда
[ редактировать ]Сосуды, используемые в аранжировке цветов, бывают самых разнообразных. Традиционно они считаются не только красивыми по форме, материалу и дизайну, но и изготавливаются с учетом того, для чего они будут использоваться, так что цветок всегда можно поместить в подходящий сосуд, возможно, в тот, который специально предназначен для этого конкретного случая. сорт цветка. [29]
Японцы больше всего ищут в форме вазы то, что лучше всего продлит жизнь цветам. По этой причине вазы широко открыты у устья, поскольку, в отличие от западной аранжировки цветов, они не зависят от самой вазы, чтобы удерживать цветы на месте, полагая, что кислород, поступающий через горлышко, так же необходим растению, как и кислород он получает непосредственно из воды; таким образом, вода остается сладкой гораздо дольше, чем в вазах с небольшим горлышком. [29]
С этими сосудами связано множество идей. Например, подвесные вазы вошли в употребление благодаря идее, что цветы, подаренные уважаемым другом, не следует размещать там, где на них можно смотреть сверху вниз, поэтому их поднимали и подвешивали. В подвесных бамбуковых вазах большая круглая поверхность сверху символизирует луну, а отверстие для гвоздя — звезду. Разрез или отверстие под верхушкой называется фукумуки , « ветер, проходящий сквозь место » . [29]
Помимо разнообразия в форме цветочных горшков, низкие плоские вазы, которые больше используются летом, чем зимой, позволяют размещать луковичные и водные растения в естественных положениях. [29]
Что касается цвета ваз, то распространены мягкие пастельные оттенки, особенно популярны бронзовые вазы. Японцам бронзовый цвет больше всего напоминает мать-землю и поэтому лучше всего подходит для подчеркивания красоты цветов. [29]
Бамбук с его простотой линий и нейтральным цветом делает вазу очаровательной, но ваза из цельного бамбука непрактична в некоторых странах за пределами Японии, где из-за сухости погоды она раскалывается. Корзины из бамбукового тростника мягких коричневых оттенков приятно контрастируют с разнообразными оттенками цветов и практичны в любом климате. [29]
Не следует упускать из виду крошечную подвесную вазу, найденную в простом крестьянском доме: какой-то любопытный корень, бесплатно взятый и приданный ему в форме, подходящей для одного цветка или виноградной лозы. Такие вазы может сделать каждый без особых усилий, и они найдут место практически где угодно. [29]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Икебану преподают в школах. Он также появлялся в манге , аниме и был показан по телевидению.
- В Мэджик-кюн! В эпоху Возрождения главная героиня Айгасаки Кохана практикует икебану , как и ее мать до нее. [30]
- Сёдзё Зиг -манга « Заг» фокусируется на мальчике по имени Такааки Асакура (по прозвищу «Тайю» (солнце)) и его любви к цветам. [31]
- В Girls und Panzer один из главных героев Центральной темой и хобби Исузу Ханы является икебана . Свою страсть к этому делу она сочетает с танками. Ваза ограниченного специального выпуска в форме резервуара была изготовлена в печи для обжига посуды Касама , которая была показана в аниме. [32] [33] [34]
- В 1957 году кинорежиссер и гроссмейстер школы Согецу-рю Икебаны Хироши Тесигахара снял фильм «Икебана» , в котором описывается его школа. [35]
- «Цветок и меч» , вышедший в 2017 году, рассказывает историю развития икебаны в период Сэнгоку в 16 веке. Режиссер Тэцуо Синохара , он был основан на романе Тадаси Оницука. [36] Мастера и их помощники школы Икэнобо участвовали в создании различных аранжировок рикка , шока и суна-но-моно для фильма. [37]
См. также
[ редактировать ]- Цветок рождения
- Цветочный дизайн
- Цветочная лягушка / Кензан
- Язык цветов
- Символика растений
- Ваби-саби
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Икебана Интернешнл» . www.ikebanahq.org . Архивировано из оригинала 12 июля 2014 года.
- ^ «Определение ИКЕБАНА» . www.merriam-webster.com . Архивировано из оригинала 9 октября 2017 года.
- ^ Японско-английский словарь символов современного читателя, Компания Чарльза Э. Таттла, ISBN 0-8048-0408-7
- ^ Jump up to: а б с д и «История икебаны – ИКЭНОБО ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИКЕБАНА» . www.ikenobo.jp . Архивировано из оригинала 10 декабря 2016 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Аверилл, Мэри. «Глава I» . Японская цветочная композиция . Архивировано из оригинала 1 октября 2017 г. - через Wikisource.
- ^ Содзё, Тоба. «Английский: Рисунок священников в карикатурном виде животных» . Архивировано из оригинала 8 августа 2017 года – через Wikimedia Commons.
- ^ Система, пользователи сети японской архитектуры и искусства. «ЯАНУС / зашикиказари 座敷飾» . www.aisf.or.jp. Архивировано из оригинала 10 ноября 2016 года.
- ^ «История икебаны – ИКЭНОБО ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИКЕБАНА» . www.ikenobo.jp . Архивировано из оригинала 10 декабря 2016 года.
- ^ «татэбана – японский художественный стиль» . Архивировано из оригинала 5 октября 2016 года . Проверено 19 октября 2016 г.
- ^ «Икебана Интернешнл» . Архивировано из оригинала 21 октября 2016 года . Проверено 19 октября 2016 г.
- ^ «Икебана Интернешнл» . www.ikebanahq.org . Архивировано из оригинала 21 октября 2016 года.
- ^ Выступления TEDx (14 апреля 2015 г.). «Икебана ~За пределами японского искусства цветов~ – Юки Цудзи – TEDxShimizu» . Архивировано из оригинала 11 ноября 2017 года — на YouTube.
- ^ Нидлман, Дебора (6 ноября 2017 г.). «Расцвет современной икебаны» . Журнал стиля «Нью-Йорк Таймс» . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ «Икебана – Увидеть Вселенную в одном цветке – Великолепие» . 6 апреля 2020 г. Проверено 11 февраля 2023 г.
- ^ «Икебана» . 17 августа 2011 г. Архивировано из оригинала 2 октября 2017 г.
- ^ Марсия Гей Харден. Времена года моей матери: воспоминания о любви, семье и цветах . Книги Атрии. 2018. ISBN 978-1501135705
- ^ «Некролог Беверли Харден (1937–2018) – Кингсленд, Техас – The Washington Post» . Legacy.com .
- ^ «Марша Гей Харден о влиянии диагноза болезни Альцгеймера у ее матери | InStyle» .
- ^ «Бывшие президенты - Международное отделение Икебаны № 1, Вашингтон, округ Колумбия» 28 августа 2016 г.
- ^ Аверилл, Мэри. «Глава XXII» . Японская цветочная композиция . Архивировано из оригинала 13 сентября 2017 г. - через Wikisource.
- ^ Кубо, Кейко (2013). "введение". Икебана Кейко: современный подход к традиционному японскому искусству аранжировки цветов . Издательство Таттл. ISBN 978-1-4629-0600-0 . Проверено 25 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Аверилл, Мэри. «Глава II» . Японская цветочная композиция . Архивировано из оригинала 2 октября 2017 г. - через Wikisource.
- ^ «Что такое Тачибана Сёфутай и Тачибана Синпуутай? Происхождение икебаны: Икенобо, аранжировщик цветов» из Архивировано www.ikenobo.jp. оригинала 4 октября 2017 года.
- ^ «ikebana-flowers.com» . Архивировано из оригинала 12 марта 2015 года . Проверено 19 октября 2016 г.
- ^ «Что такое песок? - Котобанк» . Архивировано . 11 ноября 2017 года Проверено 11 ноября 2017 года .
- ^ «Что такое Икебана Сёфутай и Икебана Синпуутай? Происхождение Икебаны: Икенобо, аранжировщик цветов» из Архивировано www.ikenobo.jp. оригинала 4 октября 2017 года.
- ^ «Что такое Джиюхана? Происхождение икебаны: Икенобо, аранжировщик цветов» из Архивировано www.ikenobo.jp. оригинала 4 октября 2017 года.
- ^ «Красота аранжировок икебаны: учитесь у мастера из Японии» . 31 августа 2020 г. Проверено 11 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Аверилл, Мэри. «Глава ХХ» . Японская цветочная композиция . Архивировано из оригинала 2 октября 2017 г. - через Wikisource.
- ^ «Дайджест первых впечатлений — Токен Ранбу: Ханамару, Мэджик-Кюн! Возрождение, милый дом Чи, 2016 — Затерянные в аниме» . 3 октября 2016 г.
- ^ «Zig·Zag GN 1-2 – Обзор – Сеть новостей аниме» . 10 августа 2023 г.
- ^ «Гарупан производит товары, которые превосходят воображение! Официально признанная главой школы Исузу, ваза в форме танка Касама-яки!|Яраон! »
- ^ «Ваза Girls & Panzer Tank достаточно элегантна - Интерес - Сеть новостей аниме» . 10 августа 2023 г.
- ^ «WoT «Garpan Special Pack 9.6 с установщиком» уже доступен! |Официальный сайт финальной главы Girls & Panzer» . 25 февраля 2015 г.
- ^ «Икебана» . 15 мая 1957 г. Архивировано из оригинала 10 февраля 2017 г. - на сайте www.imdb.com.
- ^ «Цветок и меч» . 3 июня 2017 г. Архивировано из оригинала 13 марта 2017 г. – на сайте www.imdb.com.
- ^ «Икебана |Официальный сайт фильма «Ханасенса» . Официальный сайт фильма «Ханасенса» . Архивировано из оригинала 7 октября 2017 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аверилл, Мэри (1913). Японская цветочная композиция . Нью-Йорк: Компания Джона Лейна.
- Кондер, Иосия (1899). Цветочное искусство Японии . Токио: Келли и Уолш, Ltd.
- Эмбер М. и Эмбер ЧР (2001). Страны и их культуры . New York Pearson Education, Inc. Получено 30 июля 2008 г. из NetLibrary (база данных UMUC).
- Ингеларе-Брандт, Мит; Ван Мербеке, Катриен (2015). Поэтическая икебана . Осткамп: Фонд художественной книги. ISBN 978-9058565198 .
- Кубо, Кейко (2006). Икебана Кейко: современный подход к традиционному японскому искусству аранжировки цветов . Северный Кларендон: Издательство Tuttle. ISBN 978-0-8048-3651-7 .
- Лиман, Оливер , изд. (2013). «Архивная копия» . Энциклопедия азиатской философии . Лондон и Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис Рутледж. ISBN 978-0-415-86253-0 . Архивировано из оригинала 23 сентября 2018 года . Проверено 30 июля 2008 г.
- О, Минобу; Икенобо, Сенэй ; Охара, Хун ; Тешигахара, «Спящая красавица» (1996). Стир, Уильям К. (ред.). икебаны Цветочная композиция: путь Токио: Шуфунотомо. ISBN 978-4079700818 .
- Окакура, Какудзо (1906). «Цветы» . Иллюстрированная книга чая . Лондон и Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма.
- Сато, Сёдзо (1968). Искусство аранжировки цветов: полное руководство по японской икебане . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс . ISBN 978-0-8109-0194-0 .
- Замперини Пуччи, Эви (1973). Дэвидсон, Джорджи (ред.). Японская цветочная композиция . Лондон: Книга Орбис. ISBN 978-0-85613-139-4 .