Японский палеолит
Период японского палеолита | |||
---|---|---|---|
35 000 г. до н. э. – 14 000 г. до н. э. | |||
Расположение | Япония | ||
Хронология
|
Часть серии о |
История Японии |
---|
Период японского палеолита ( 旧石器時代 , кюсэкки дзидай ) — это период обитания человека в Японии, предшествовавший развитию керамики, обычно до 10 000 г. до н. э. [1] Начальные даты этого периода обычно относят примерно к 40 000 году до нашей эры. [2] при этом недавние авторы предполагают, что существуют веские доказательства существования жилья от ок. 36000 г. до н.э. и далее. [3] Этот период продолжался до начала мезолита Дзёмон , или около 14 000 г. до н.э. [4]
Самые ранние человеческие кости были обнаружены в городе Хамамацу в префектуре Сидзуока , которые были определены с помощью радиоуглеродного датирования и датированы примерно 18 000–14 000 лет назад.
Археология периода палеолита
[ редактировать ]Изучение периода палеолита в Японии началось совсем недавно: первая палеолитическая стоянка была обнаружена только в 1946 году, сразу после окончания Второй мировой войны . [1] Из-за предыдущего предположения, что люди не жили в Японии до периода Дзёмон , раскопки обычно прекращались в начале слоя Дзёмон (14 000 г. до н. э.) и далее не продолжались. Однако со времени первой палеолитической находки Тадахиро Айзавы было обнаружено около 5000 памятников палеолита, некоторые из них находятся на существующих археологических памятниках Дзёмон, а некоторые относятся к эпохе плейстоцена . Стоянки были обнаружены от южного Кюсю до северного Хоккайдо , но большинство из них небольшие, и из-за высокой кислотности японской почвы сохранились только каменные орудия. Поскольку люди палеолита, вероятно, занимали широкие прибрежные шельфы, обнаженные из-за более низкого уровня моря в плейстоцене, большинство мест, скорее всего, затоплено. [1]
Изучение периода японского палеолита характеризуется высоким уровнем стратиграфической информации из-за вулканической природы архипелага: крупные извержения имеют тенденцию покрывать острова уровнями вулканического пепла , которые легко датируются и могут быть обнаружены по всей стране. ссылка. Очень важным таким слоем является АТ ( Айра - Тандзава ) пемза , покрывавшая всю Японию около 21 000–22 000 лет назад.
В 2000 году репутация японской археологии палеолита сильно пострадала из-за скандала, который стал известен как « японская мистификация палеолита» . Газета Mainichi Shimbun сообщила о фотографиях, на которых Шиничи Фудзимура , археолог-любитель из префектуры Мияги , закладывал артефакты на участке Камитакамори , где он «нашёл» артефакты на следующий день. В интервью газете он признал фальсификацию. Японская археологическая ассоциация исключила Фудзимуру из своих членов. Специальная следственная группа Ассоциации установила, что почти все найденные им артефакты были его выдумкой.
С момента открытия мистификации только несколько мест могут ориентировочно датировать деятельность человека в Японии 40 000–50 000 г. до н.э., а первая широко признанная дата присутствия человека на архипелаге может быть достоверно датирована ок. 35 000 г. до н.э. [5] Одним из наиболее важных мест, относящихся к этому времени, является озеро Нодзири , датируемое 37 900 годами ранее (~ 36 000 лет до нашей эры), где имеются свидетельства резни двух крупнейших вымерших видов мегафауны, обитающих в Японии: слона Palaeoloxodon naumanni и гигантский олень Sinomegaceros yabei . [3]
Шлифованный камень и полированные инструменты
[ редактировать ]Японский палеолит уникален тем, что он включает в себя один из самых ранних известных наборов шлифованных и полированных каменных орудий. в мире [6] хотя в Австралии были обнаружены более старые орудия из шлифованного камня. [7] [8] Инструменты, датированные примерно 30 000 годом до нашей эры, представляют собой технологию, связанную в остальном мире с началом неолита около 10 000 лет до нашей эры. Неизвестно, почему подобные инструменты были созданы так рано в Японии. [9]
Из-за этой своеобразности период японского палеолита в Японии не совсем соответствует традиционному определению палеолита, основанному на каменной технологии ( колотые каменные орудия). Таким образом, японские орудия палеолита демонстрируют черты мезолита и неолита уже в 30 000 г. до н.э. [6]
Палеоантропология
[ редактировать ]Палеолитическое население Японии, а также более позднее население Дзёмон, по-видимому, относится к древней палеоазиатской группе, которая занимала большую часть Азии до расширения популяций, характерных для сегодняшних народов Китая , Кореи и Японии . [10] [11]
В течение большей части этого периода Япония была связана с азиатским континентом сухопутными мостами из-за более низкого уровня моря. [1] Характеристики скелета указывают на множество сходств с другими аборигенами азиатского континента. Структуры зубов различимы, но в целом ближе к группе Сундадонт , чем к группе Синодонт, что указывает на происхождение от групп Юго-Восточной Азии или островов к югу от материка. Черты черепа, как правило, более выраженные, глаза сравнительно утоплены. [12] Согласно « Культуре Дзёмон и заселению Японского архипелага » Шмидта и Сегучи, доисторический народ Дзёмон произошел от палеолитического населения Сибири (в районе Горного Алтая ). Другие цитируемые ученые отмечают сходство между Дзёмон и различными сибиряками палеолита и бронзового века . Вероятно, имели место многочисленные миграции в древнюю Японию. [13]
По мнению Мицуру Сакитани , люди Дзёмон представляли собой смесь двух отдельных этнических групп: более древней группы (носителей Y-хромосомы D1a), которая присутствовала в Японии более 30 000 лет назад, и более поздней группы (носителей Y-хромосомы C1a). ), мигрировавшие в Японию около 13 000 лет назад (дзёмон). [14]
Генетический анализ сегодняшних популяций не однозначен и имеет тенденцию указывать на значительное генетическое смешение между самыми ранними популяциями Японии и более поздними пришельцами ( Кавалли-Сфорца ). Подсчитано, что современные японцы имеют около 10% предков Дзёмон. [15]
Было обнаружено, что люди Дзёмон очень неоднородны. Образцы Дзёмон из памятника Одай Ямамото I отличаются от образцов Дзёмон с Хоккайдо и географически близкого восточного Хонсю . Было обнаружено, что Одай Ямамото Дзёмон имеет C1a1 и генетически близок к древним и современным группам Северо-Восточной Азии, но примечательно отличается от других образцов Дзёмон, таких как Икавазу или Урава Дзёмон. Точно так же нагано -дзёмон из пещеры Югора тесно связаны с современными жителями Восточной Азии, но генетически отличаются от народа айнов , которые являются прямыми потомками дзёмон с Хоккайдо. [16] [17]
Одно исследование, опубликованное в издательстве Кембриджского университета в 2020 году, предполагает, что люди Дзёмон были довольно разнородными и что многие группы Дзёмон произошли от древнего, «алтайского» населения (близкого к современным тунгусским языкам, представленным Орокеном ). который утвердился среди местных охотников-собирателей. Это «алтайское» население мигрировало из Северо-Восточной Азии примерно в 6000 году до нашей эры и сосуществовало с другими несвязанными племенами или смешивалось с ними, прежде чем было заменено более поздним народом яёй . C1a1 и C2 связаны с « тунгусскими людьми », которые прибыли на архипелаг периода Дзёмон из Северо-Восточной Азии примерно в 6000 году до нашей эры и представили зарождающуюся культуру Дзёмон, типичным примером которой являются ранние керамические культуры, такие как памятник Одай Ямамото I. [18]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Кэмпбелл, Аллен; Нобель, Дэвид С. (1993). Япония: Иллюстрированная энциклопедия . Коданша. п. 1186. ИСБН 406205938X .
- ^ Музей Хосино Исэки, преф. Тотиги.
- ^ Jump up to: а б Кондо, Ю.; Такешита, Ю.; Ватанабэ, Т.; Секи, М.; Группа исследования раскопок Нодзири-ко (апрель 2018 г.). «Геология и четвертичная среда палеолитической стоянки Татегахана в Нодзири-ко (озеро Нодзири), Нагано, Центральная Япония» . Четвертичный интернационал . 471 : 385–395. Бибкод : 2018QuInt.471..385K . дои : 10.1016/j.quaint.2017.12.012 .
- ^ [1] «Древний Дзёмон Японии», Хабу Джинко, Cambridge Press, 2004 г. [https://web.archive.org/web/20070827214726/http://www.jomon.or.jp/ebulletin11.html. Архивировано в 2007 г. -08-27 в Wayback Machine
- ^ Доисторические археологические периоды в Японии , Чарльз Т. Келли
- ^ Jump up to: а б Ода, Сидзуо (26 мая 2017 г.). полированный каменный топор и руины Курихара, изучающие древнейшую палеолитическую культуру «Старейший в мире архипелага6 » 6] Тама Археология . 47 .
- ^ «Старейшие в мире фрагменты каменного топора с лезвием, найденные в Западной Австралии» . abc.net.au. 11 мая 2016 года . Проверено 3 апреля 2018 г.
- ^ «Доисторическая Япония, Новые взгляды на островную Восточную Азию», Кейджи Имамура, University of Hawaii Press , Гонолулу, ISBN 0-8248-1853-9
- ^ «Загадка происхождения первых в мире полированных каменных орудий» . наследие Японии. 17 ноября 2011 г. Проверено 28 декабря 2016 г.
- ^ «О Японии: ресурс для учителя» . О японском обществе . Проверено 28 декабря 2016 г.
- ^ «Население и расселение — Япония: уникальная страна» . Jkephartjapan Weebly . Проверено 28 декабря 2016 г.
- ^ «Происхождение палеолитических народов Японии» . наследие Японии . 11 июля 2007 г. Проверено 28 декабря 2016 г.
- ^ Шмидт, Сегучи (31 августа 2013 г.). «Культура Дзёмон и заселение Японского архипелага» (PDF) .
- ^ Мицуру Сакия, «Новая история Японского архипелага, раскрытая в результате междисциплинарных исследований ДНК, археологии и языка» (Bensei Publishing, 2009) (на японском языке)
- ^ « Женщина Дзёмон помогает разгадать генетическую тайну Японии» . Новости NHK WORLD-JAPAN . Проверено 10 июля 2019 г.
- ^ Адачи и др. 2013 год
- ^ Канзава-Кирияма 2013
- ^ Чаубей, Гьянешвер; Дрим, Джордж ван (2020). «Языки мунда являются родными, а японский и корейский — нет» . Эволюционные гуманитарные науки . 2 : е19. дои : 10.1017/ehs.2020.14 . ISSN 2513-843X . ПМЦ 10427457 . ПМИД 37588351 .
Библиография
[ редактировать ]- История и география человеческих генов, Кавалли-Сфорца, Princeton University Press, ISBN 0-691-08750-4
- Айны: Дух северного народа, Национальный музей естественной истории, Смитсоновский институт , ISBN 0-9673429-0-2
- Шо Ямада (2002). Ежеквартальный журнал Harvard Asia «Политика и личность: худший археологический скандал в Японии», том VI, № 3. Лето