Литическая редукция
В археологии , в частности каменного века , каменная редукция — это процесс превращения камней или скал из их естественного состояния в инструменты или оружие путем удаления некоторых частей. Он интенсивно изучался, и многие археологические отрасли почти полностью идентифицируются по каменному анализу точного стиля их инструментов и технологической цепочке используемых ими методов обработки.
Обычно отправной точкой является выбор куска инструментального камня , отделившегося в результате естественных геологических процессов и имеющего подходящий размер и форму. В некоторых случаях твердая порода или более крупные валуны могут быть добыты в карьере и разбиты на подходящие более мелкие куски, а в других отправной точкой может быть кусок дебитажа , отщеп, удаленный в результате предыдущей операции для изготовления более крупного инструмента. Выбранный фрагмент называется каменным ядром (также известным как «объективный фрагмент»). Основное различие заключается в том, что между чешуйчатым или расколотым камнем (основной предмет здесь) и предметами из шлифованного камня, изготовленными путем шлифовки. Удаление чешуйчатого камня включает использование твердого молотка, такого как молоток , мягкого молотка (сделанного из дерева , кости или рога ) или деревянного или рогового пробойника для отделения каменных отщепов от каменного ядра. По мере последовательного отделения отщепов первоначальная масса камня уменьшается; отсюда и термин для этого процесса. Каменное восстановление может быть выполнено для получения острых отщепов, из которых можно изготовить различные инструменты, или для черновой обработки заготовки для последующей обработки в наконечник снаряда , нож или другой предмет. Чешуйки обычного размера, длина которых как минимум в два раза превышает ширину, называются пластинками . Каменные орудия, изготовленные таким способом, могут быть двусторонними (отслаивающимися с обеих сторон) или односторонними (отслаивающимися только с одной стороны).
скрытокристаллические или аморфные камни, такие как кремень , кремень , обсидиан и халцедон , а также другой мелкозернистый каменный материал, такой как риолит , фельзит и кварцит В качестве исходного материала для изготовления каменных орудий использовались . Поскольку у этих материалов отсутствуют естественные плоскости разделения , раковистые трещины при ударе по ним с достаточной силой возникают ; для этих камней этот процесс называется раскалыванием . Распространение силы через материал принимает форму конуса Герца , который возникает из точки удара и приводит к отделению материала от объективного куска, обычно в форме частичного конуса, широко известного как каменный отщеп . Этот процесс предсказуем и позволяет кремневому мастеру контролировать и направлять приложение силы, чтобы придать форму обрабатываемому материалу. Контролируемые эксперименты могут проводиться с использованием стеклянных стержней и постоянного приложения силы, чтобы определить, как различные факторы влияют на уменьшение стержней. [1]
Было показано, что этапы последовательности каменной редукции могут вводить в заблуждение и что лучший способ оценить данные — рассматривать их как континуум. Предположения, которые иногда делают археологи относительно последовательности редукции, основанной на помещении отщепа в ярус, могут оказаться необоснованными. Например, значительное количество коры может присутствовать на чешуйке, снятой ближе к самому концу последовательности восстановления. [2] Удаленные чешуйки демонстрируют черты, характерные для раковистого излома, включая ударные платформы , луковицы силы и иногда перииллюры отщепа (маленькие вторичные чешуйки, отделившиеся от луковицы силы ). Чешуйки часто довольно острые, с дистальными краями толщиной всего в несколько молекул, когда они имеют перьевое окончание. Эти чешуйки можно использовать непосредственно в качестве инструментов или модифицировать в другие утилитарные инструменты, такие как бритвы и скребки .
Индекс сокращения [ править ]
Понимая сложные процессы редукции камня, археологи признают, что характер и степень редукции оказывают огромное влияние на композиции каменных комплексов. Одним из измерений является геометрический индекс редукции. В этом индексе есть два элемента: «t» и «T». «Т» — это «высота» максимальной толщины бланка, а «Т» — высота ретушированного рубца от вентральной поверхности. Отношение между t и T представляет собой геометрический показатель уменьшения. Теоретически это соотношение должно находиться в диапазоне от 0 до 1. [3] Чем больше число, тем больше потерян вес каменных отщепов. С помощью логарифмической шкалы подтверждена линейная зависимость между геометрическим индексом и процентом массы исходного отщепа, потерянной в результате ретуши. [4] При выборе индекса сокращения важно понимать сильные и слабые стороны каждого метода, а также то, как они соответствуют намеченному вопросу исследования, поскольку разные индексы предоставляют разные уровни информации. [5] Например, геометрический индекс одностороннего сокращения Куна (GIUR), который описывает отношение высоты рубца к толщине чешуйки, сильно зависит от морфологии заготовки чешуйки, что ограничивает применимость этого индекса редукции. [5]
Техники [ править ]
Отопление [ править ]
Помимо различных методов ударов и манипуляций, описанных ниже, есть свидетельства того, что, по крайней мере, иногда использовалось тепло. Экспериментальная археология показала, что нагретые камни иногда гораздо легче расколоть: например, из кремня получаются более крупные отщепы. В некоторых случаях нагревание меняет цвет камня. [6]
Уменьшение перкуссии [ править ]
Ударное уменьшение, или ударное отслаивание, означает удаление чешуек ударом. [7]
Используемые методы:
- Удары по ручному сердечнику молотком или перкустором
- Биполярная перкуссия или биполярная техника с использованием наковальни и ударного инструмента. [7]
- Удар снарядом : объективный камень брошен на наковальню. [7]
- Непрямая перкуссия : отщеп выбивается из сердцевины пробойником. [8]
Ручное ядро [ править ]
Обычно ядро или другую предметную деталь, например частично сформированный инструмент, держат в одной руке и наносят удары молотком или перкуссией. [7] Ударные инструменты традиционно представляют собой каменный булыжник или гальку, часто называемую молотком , или заготовку из кости, рога или дерева. [7]
Биполярная перкуссия [ править ]
Когда предмет объектива помещается на неподвижную наковальню и отщеп отделяется ударным инструментом, этот метод известен как биполярная перкуссия или биполярная техника. [7] [9] Полученный отщеп представляет собой двойную перкуссионную луковицу, по одной на каждом конце; в качестве альтернативы, особенно в случае кварцевых чешуек, на каждом конце произойдет раздавливание. [9]
При биполярной перкуссии предметный кусок камня-инструмента помещается на наковальню, а затем к камню-инструменту прикладывается ударная сила. [10] Как и при ударе снарядом, камень-инструмент скорее всего расколется, а не оставит один отщеп. В отличие от ударов снарядом, эта техника имеет некоторую степень контроля. Биполярная перкуссия не пользуется популярностью среди любителей, но есть свидетельства того, что биполярная перкуссия была предпочтительным способом решения определенных проблем. Преимущество биполярной перкуссии заключается в том, что образуется множество острых отщепов и треугольных кусков камня, которые можно использовать в качестве сверл. Биполярная перкуссия также не требует, чтобы производитель находил платформу перед тем, как приступить к работе, а биполярная перкуссия может производить острые отщепы размером почти с исходный кусок инструментального камня. Отсутствие контроля делает биполярную перкуссию нежелательной во многих ситуациях, но ее преимущества означают, что ее часто можно использовать, особенно если рабочий материал встречается редко. Биполярная перкуссия часто используется, чтобы разбить небольшие булыжники или получить второй шанс с отработанными каменными ядрами, сломанными бифасами и инструментами, которые были переработаны настолько, что невозможно создать дальнейшие полезные инструменты, используя традиционную каменную редукцию. Конечным результатом биполярной перкуссии часто является большой беспорядок, и лишь несколько кусочков могут быть полезны в качестве сердцевин или отщепов для дальнейшей работы, но если другие методы приведут к полному тупику, биполярная перкуссия может оказаться желательной.
Альтернативный взгляд на технику биполярной репозиции предложен Яном Виллемом Ван дер Дрифтом, который противоречит предположению о незначительном контроле над переломом. Характеристики биполярной редукции отличаются от характеристик, происходящих при раковистом переломе, и поэтому часто неправильно интерпретируются археологами и экспертами по камню.
Перкуссия твёрдым молоточком [ править ]
Для удаления крупных хлопьев камня обычно используются методы твердого молотка. Первые мастера по добыче кремня и любители, копирующие их методы, часто использовали булыжники из очень твердого камня, такого как кварцит . Кремневики могут использовать эту технику для удаления широких отщепов, из которых можно сделать более мелкие инструменты. Считается, что этот метод производства использовался для изготовления некоторых из самых ранних когда-либо найденных каменных орудий, некоторые из которых датируются более чем 2 миллионами лет назад. [11]
Именно применение ударов твердым молотком чаще всего приводит к образованию типичных особенностей раковистого излома на отколовшемся отщепе , таких как луковица удара и компрессионные кольца. [12]
Мягкая перкуссия [ править ]
При ударе мягким молотком в качестве ударного инструмента используется заготовка, обычно изготовленная из дерева, кости или рога. Этим более мягким материалам легче придать форму, чем каменным молоткам, и поэтому из них можно сделать более точные инструменты. Мягкие молотки также деформируются вокруг острых краев обработанного камня, а не раскалываются насквозь, что делает их желательными инструментами для обработки камня, который уже был в некоторой степени обработан ранее. Мягкие молотки, конечно, также не обладают такой большой силой, как твердые молотки. Чешуйки, полученные мягким молотком, обычно меньше и тоньше, чем те, которые производятся твердым молотком; таким образом, отслаивание мягким молотком часто используется после отслаивания твердым молотком в последовательности каменного восстановления для выполнения более тонкой работы. [13] Кроме того, мягкие молотки могут производить более длинные отщепы, что способствует сохранению материалов, поскольку они создают более длинную режущую кромку на единицу потерянной массы. [14]
В большинстве случаев величины давления, приложенного к предмету объектива при перкуссии мягким молотком, недостаточно для образования типичного раковистого перелома. Скорее, чешуйки с мягким молотком чаще всего образуются в результате так называемого изгибного перелома, названного так потому, что чешуйка буквально сгибается или «отслаивается» от предметного куска. Излом на изгиб можно произвести твердым молотком. [15] У чешуек, удаленных таким способом, отсутствует ударная колба , и вместо этого они отличаются наличием небольшой кромки в том месте, где ударная платформа чешуйки отделяется от предметной части. [16]
Ударный снаряд [ править ]
Удар также можно выполнить, бросив предмет в наковальню. Иногда это называют ударом снаряда. [7]
Удары снарядом настолько просты, что их нельзя считать техникой. Он включает в себя бросание инструмента в неподвижную наковальню. Этот метод практически не обеспечивает контроля над тем, как инструментальный камень будет фрагментироваться, и поэтому приводит к сильному разрушению и небольшому количеству отколов. Трудно с уверенностью сказать, был ли этот метод восстановления камня когда-либо обычным явлением, хотя обнаружение острых краев на разбитом камне могло побудить древних людей впервые осознать ценность восстановления камня.
Косвенная перкуссия [ править ]
Часто чешуйки выбивают из сердцевины с помощью пробойника , и в этом случае ударник никогда не соприкасается с объектом. Этот метод называется непрямой перкуссией. [17]
Косвенная перкуссия предполагает использование пробойника и молотка. Пробойник и молоток позволяют прикладывать большую силу к очень маленьким участкам каменного орудия. Поэтому непрямая перкуссия часто используется для детальной работы с более мелкими инструментами. Некоторые современные любители используют почти исключительно непрямую перкуссию, практически не оказывая давления для завершения своей работы.
Поскольку непрямая перкуссия может быть нанесена так точно, платформа на отщепах, полученных таким способом, часто оказывается намного меньше, чем при других методах удаления отщепов. Конечно, для непрямой перкуссии необходимо держать набор ударных инструментов двумя руками. Один держит молоток, другой держит удар. Поэтому современные любители должны использовать третий предмет, чтобы удерживать целевой кусок инструментального камня, пока они ударяют по нему. Часто используют какой-нибудь зажим или тиски. В археологических записях пока не обнаружено никаких свидетельств существования таких устройств, но отчасти это связано с тем, что обычно они изготавливаются из скоропортящихся материалов, а отчасти потому, что их конструкция может сильно различаться.
Отслаивание под давлением [ править ]
Давление отслаивания - это метод обрезки края каменного орудия путем удаления мелких каменных отщепов путем нажатия на камень острым инструментом, а не ударов по нему ударником. Этот метод, в котором часто используются пробойники, сделанные из кости или рога (или, среди современных любителей, медные пробойники или даже гвозди), обеспечивает более эффективные средства контроля направления и количества приложенной силы, чем при использовании даже самого осторожного ударного отслаивания. . Медные ретушеры для облегчения этого процесса широко использовались в раннем бронзовом веке и, следовательно, могут быть связаны с культурой кубков в северо-западной Европе.
Обычно предмет объектива держится в руке кремневщика, а прочный кусок ткани или кожи защищает ладонь кремневщика от остроты удаляемых чешуек. Кончик отщепляющего инструмента прикладывают к краю каменного орудия и сильно нажимают, снимая небольшой линейный или полулунный с противоположной стороны отщеп. Этот процесс также включает в себя частую подготовку края для формирования лучшей платформы для отжима хлопьев. Обычно это достигается с помощью абрайдеров из крупнозернистого камня, такого как базальт или кварцит . При отслаивании под давлением необходимо проявлять особую осторожность, чтобы не возникло порочных переломов , разрушающих весь инструмент. Иногда разрывы выхода происходят, когда сила распространяется поперек инструмента таким образом, что весь противоположный край удаляется. [18]
Использование стружки под давлением способствовало раннему производству более острых и детализированных инструментов. Отслаивание под давлением также дало производителям инструментов возможность создавать выемки, в которых объектив можно было более надежно прикрепить к древку оружия или инструмента , что повысило полезность объекта.
Археологическое открытие, сделанное в 2010 году в пещере Бломбос в Южной Африке , указывает на то, что древние люди использовали отслаивание под давлением для изготовления каменных орудий еще в 73 000 году до нашей эры, что на 55 000 лет раньше, чем считалось ранее. Ранее принятая дата «не более 20 000 лет назад» [19] был основан на самых ранних ранее доступных свидетельствах, полученных из находок культуры верхнего палеолита солютрейской во Франции и Испании . [20]
Заготовки и преформы [ править ]
Заготовка — это камень подходящего размера и формы для обработки в каменном орудии . Заготовки являются отправной точкой процесса восстановления камня, и в доисторические времена их часто перевозили или продавали для последующей обработки в другом месте. Заготовками могут быть камни или булыжники в том виде, в каком их оставили естественные процессы, или куски, добытые в карьере , или отщепы, оставшиеся после изготовления другого куска. Каким бы ни было их происхождение, по большинству определений до сих пор не предпринято никаких дальнейших шагов для их формирования, или они становятся заготовкой. [21]
На следующем этапе создается заготовка или кусок камня грубой формы, который, вероятно, раскрывает окончательную форму инструмента, но не является завершенным. [21] Преформы также можно транспортировать или продавать. Обычно заготовка представляет собой сформированный остаток каменного ядра . Он больше и толще, чем предполагаемый инструмент, ему не хватает окончательной обработки и доработки, которые присутствуют в готовом артефакте . Иногда были инициированы базовые элементы, такие как стержни и выемки. В большинстве случаев этот термин относится к неполной точке снаряда .
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Макгрегор (2005)
- ^ Шотт, MJ (1996). «Модели стадии и континуума в скоплении обломков от производства рифленого бифаса». Литическая технология . 21 (1): 6–22. дои : 10.1080/01977261.1996.11754381 .
- ^ Кун, Стив (1990). «Геометрический показатель уменьшения односторонних каменных орудий». Журнал археологической науки . 17 (5): 583–593. дои : 10.1016/0305-4403(90)90038-7 .
- ^ Хискок, Питер; Кларксон, Крис (2005). «Экспериментальная оценка геометрического индекса сокращения Куна и проблемы плоских чешуек». Журнал археологической науки . 32 (7): 1015–1022. CiteSeerX 10.1.1.482.4543 . дои : 10.1016/j.jas.2005.02.002 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хискок, Питер; Табретт, Эми (2010). «Обобщение, вывод и количественная оценка каменной редукции». Мировая археология . 42 (4): 545–561. дои : 10.1080/00438243.2010.517669 . S2CID 162434327 .
- ^ Койман (2000) , стр. 65–67
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Дрисколл, Киллиан; Гарсиа-Рохас, Майте (2014). «Их губы запечатаны: определение твердого камня, мягкого камня и прямой перкуссии молотка из рога при производстве призматических клинков палеолита» (PDF) . Журнал археологической науки . 47 : 134–141. дои : 10.1016/j.jas.2014.04.008 . Проверено 19 июля 2017 г.
- ^ Андрефский (2005) , с. 12
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «биполярная техника» в Кратком Оксфордском археологическом словаре . По состоянию на 21 марта 2024 г.
- ^ Рода Гилаберт, Ксавье; Мора, Рафаэль; Мартинес-Морено, Хорхе (2015). «Идентификация биполярного раскола на мезолитической стоянке Фонт-дель-Рос (северо-восток Иберии)» . Философские труды Королевского общества B: Биологические науки . 370 (1682): 20140354. doi : 10.1098/rstb.2014.0354 . ПМЦ 4614717 . ПМИД 26483532 .
- ^ Андрефский (2005) , с. 31
- ^ Коттерелл и Камминга (1987) , с. 986
- ^ Коттерелл и Камминга (1987) , с. 867
- ^ Пельчин, А. (1997). «Влияние типа индентора на атрибуты отщепов: данные контролируемого эксперимента» . Журнал археологической науки . 24 (7): 613–621. дои : 10.1006/jasc.1996.0145 .
- ^ Пельчин, А. (1997). «Формирование чешуек: роль толщины платформы и внешнего угла платформы в образовании зарождения и окончания чешуек». Журнал археологической науки . 24 (12): 1107–1113. дои : 10.1006/jasc.1996.0190 .
- ^ Андрефский (2005) , стр. 18–20; Коттерелл и Камминга (1987) , с. 690
- ^ Андрефский (2005) , с. 12
- ^ Коттерелл и Камминга (1987) , стр. 700–745
- ^ Бауэр, Брюс (29 октября 2010 г.). «Жители каменного века отточили навыки на 55 000 лет раньше, чем считалось» . Проводной .
- ^ Тамар Кан (29 октября 2010 г.). «Ученые нашли древнейшие доказательства способа изготовления оружия» . Вся Африка .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Койман (2000) , с. 47
Ссылки [ править ]
- Андрефский, В. (2005). Литика: макроскопические подходы к анализу . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-61500-3 .
- Коттерелл, Б.; Камминга, Дж. (1987). «Образование хлопьев». Американская древность . 52 : 675–708. дои : 10.2307/281378 . JSTOR 281378 . S2CID 163565502 .
- Койман, Брайан Патрик (2000). Понимание каменных орудий и археологических памятников . УНМ Пресс. ISBN 9780826323330 .
- Макгрегор, О.Дж. (2005). «Резкие прекращения и потенциал уменьшения количества каменных артефактов». В Кларксоне, К.; Лэмб, Л. (ред.). Литики «внизу»: австралийские подходы к сокращению, использованию и классификации литиков . Международная серия монографий Британских археологических отчетов S1408. Оксфорд: Археопресс.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Уолдорф, округ Колумбия (1994). Искусство вырубки кремня (мягкая обложка) (Четвертое изд.). Книги Mound Builder Books, Брэнсон, Миссури, США. п. 76. ИСБН 9780943917016 . (Превосходные иллюстрации Валери Вальдорф процессов, техник, ручных инструментов, древних и современных артефактов [в основном североамериканских]. На передней и задней обложке представлены фотографии точно изготовленных копий доисторических точек, а внутри текста — черно-белые фотографии, включая две полноформатные. масштаб [12⅝ дюйма и 10¾ дюйма] Реплики «датского кинжала», сделанные автором.)
- Инизан, МЛ; и др. (1999). Технология и терминология расколотого камня . CREP, Медон, Франция. п. 193.