Jump to content

Метатэ

Метате, мано и кукуруза, все примерно 12 века нашей эры, из каньона Чако , США.
Мано, метате и миска кукурузы. Музейная экспозиция артефактов предков пуэбло в национальном парке Меса-Верде .

Метате инструмента , (или мучной камень ) — это тип или разновидность керна , шлифованного каменного используемого для обработки зерна и семян . В традиционных мезоамериканских культурах метаты обычно используются женщинами, которые измельчают никстамализованную кукурузу и другие органические материалы во время приготовления пищи (например, при приготовлении лепешек ). Подобные артефакты были найдены в других регионах, таких как Сил-батта в Бихаре и Джаркханде, Индия. [1] а также другие точильные камни в Китае. [2]

Дизайн и использование

[ редактировать ]

Несмотря на различную морфологию, метаты обычно состоят из большого камня с гладким углублением или чашей, втертой в верхнюю поверхность. Материалы шлифуются на метате с помощью гладкого ручного камня, известного как мано или метлапил . [3] Это действие состоит из горизонтального измельчающего движения, которое отличается от вертикального дробящего движения, используемого в ступке и пестике . Глубина чаши варьируется, но обычно она не глубже, чем у ступки; более глубокие метатные чаши указывают либо на более длительный период использования, либо на большую степень активности (т. е. экономическую специализацию).

Особые углы метатного корпуса позволяют эффективно превращать зерна в муку. [4] Лесли Теллес описывает растирающее действие метате как использование «запястий для вращения метлапила вперед, одновременно сильно нажимая ладонями вниз». [3]

Метаты можно классифицировать по форме шлифовальной поверхности. Одна классификация выделяет четыре таких формы: плоскую, плоскую/вогнутую, чашу и корыто. [5] Метаты в форме чаши используются с круговым шлифовальным ходом, а плоские и корытообразные метаты - с возвратно-поступательным ходом или возвратно-поступательным покачиванием. [5]

Другой тип метата, называемый шлифовальной плитой, также можно найти среди валунов или обнаженных обнажений коренных пород . Верхняя грань камня используется для шлифовки таких материалов, как желуди , в результате чего поверхность камня сглаживается и образуются ямочки.

По оценкам, использование метатов началось в период верхнего сенолита в Мексике , где-то между ок. 5000 г. до н.э. – ок. 3000 г. до н. э. , [6] и в период средней архаики на юго-западе Америки , ок. 3500 г. до н.э. [5] Первые известные метаты имели плоскую или чашеобразную форму; Метаты желобообразной формы вошли в обиход на Юго-Западе около 450 г. н.э. [5]

Метаты до сих пор используются в некоторых областях. Например, в некоторых сельских районах Мексики женщины используют метаты для измельчения никстамализованной кукурузы для лепешек. [3]

Церемониальные метаты Коста-Рики

[ редактировать ]
Костариканец встречается с иконографией птиц в Бирмингемском художественном музее .

Резные из вулканического камня церемониальные метаты представляют собой одну из самых необычных и сложных традиций доколумбовых артефактов из Коста-Рики . Они бывают разных форм, и морфологические вариации соответствуют разным регионам и периодам времени. Они могут быть прямоугольными , круглыми , плоскими или изогнутыми. Они могут иметь или не иметь края и три или четыре ножки. Некоторые экспонаты имеют следы использования, в то время как другие не имеют следов износа и, по-видимому, были изготовлены специально для использования в качестве погребального инвентаря . Некоторые примеры, охарактеризованные как метате, на самом деле могли быть своего рода троном для сидения, а вовсе не метате.

Некоторые примеры известны как метате с головой животного , на одном конце которого изображена голова животного , а сам метате составляет тело существа. Обычно изображаются животные – ягуар , крокодил или птицы . Самый сложный тип церемониального метате — это класс, называемый метате «летающая панель». Этот стиль происходит из региона водораздела Атлантического океана , включая город Гуаябо , и представляет собой высокий уровень мастерства и сложности. Вырезанные из цельного куска камня, эти метаты обычно содержат несколько фигур как под пластиной, так и на ногах. трофейные головы, птицы, ягуары, обезьяны и ящеры Наиболее распространенными темами являются . Считается, что метате «летающая панель» является предшественником отдельно стоящих скульптурных фигур, более распространенных позже в регионе водораздела Атлантического океана.

Временные и региональные вариации

[ редактировать ]
Каменный шлифовальный инструмент коренных американцев или «метате» из Центральной Мексики.
Метате и мано

Самые ранние традиции каменной скульптуры в Коста-Рике, включая церемониальный метате, зародились в конце IV периода (1–500 гг. Н.э.). Метата из региона Никойя/Гуанакасте имеет продольно изогнутые пластины без оправы. Те, что происходят из Атлантического водораздела, имеют пластину, плоскую по горизонтали и имеющую края. Оба связаны с погребальными товарами , что позволяет предположить, что внутри этих сообществ существовал различный социальный статус. Три основных типа каменных скульптур Коста-Рики того времени — треножник-метат, головы булавы и нефритовые подвески «бог-топор» — достигли пика и пришли в упадок в использовании в период V (500–1000 гг. н.э.).

Каменная скульптура больше никогда не была популярна в регионе Никойя / Гуанакасте, но в Атлантическом водоразделе (например, из Гуаябо ) к периоду VI (1000–1500 гг. Н.э.) вошли в употребление отдельно стоящая фигурная скульптура и новые формы церемониального метате. Эти новые типы метате могут быть прямоугольными с четырьмя ножками, как примеры с изображением головы ягуара, или могут иметь круглую форму с основанием на пьедестале. Эти последние типы часто имеют резные человеческие головы (или просто примечательные насечки) по краю, что подразумевает связь с ритуальным взятием трофейных голов. На эту конкретную форму метата, по-видимому, повлияли каменные скульптуры панамского городища Баррилес .

На месте Лас-Уакаса было раскопано пятнадцать метатов из шестнадцати могил. Ни один из этих метатов не имел маноса ( точильных камней ), что позволяет предположить, что резной метате как предмет погребения имел более глубокое символическое значение , чем просто обработка пищевых продуктов. Основное механическое назначение метате — это платформа, на которой (в основном) кукуруза перемалывается в муку. Это превращение зерна в муку имеет символическое значение, связанное с жизнью, смертью и возрождением. До сих пор неясно, была ли кукуруза основным источником пищи, и вполне возможно, что кукуруза предназначалась для приготовления чичи (пива) и использования в ритуальных застольях. Учитывая их роль погребального инвентаря, кажется, что метата имела большое значение для человеческой жизни, смерти и надежды на какое-то возрождение или трансформацию.

Иконография

[ редактировать ]
Два предмета, обычно используемые коренными мексиканцами. Ступка называется Метате, а лежащий на ней камень — Мано. Его держат обеими руками и используют для измельчения кукурузы, какао и других основных продуктов.

Тремя наиболее популярными иконографическими элементами церемониального метате являются ящеры , птицы и ягуары. Обезьяны также распространены. Уникальной особенностью церемониального метате является отсутствие человеческих фигур. Бестелесные головы — единственное исключение. Хотя человеческие фигуры становятся основным предметом отдельно стоящих скульптур, изображающих обнаженных женщин или мужчин-воинов с трофейными головами и связанными пленниками-мужчинами, они, похоже, не изображались на метате. Метаты летающих панелей часто имеют антропоморфные фигуры, но всегда с головами животных (часто крокодилов).

И в Никойе, и в регионах Атлантического водораздела метаты часто создаются с изображениями ящеров (особенно крокодилов, аллигаторов или кайманов). Считается, что ящер символизирует поверхность земли, что связано с плодородием сельского хозяйства. [7] Одна из старейших и наиболее известных тем в искусстве чибча — это бог-крокодил. Изображенный как антропоморфное существо с головой крокодила, он был вырезан на метатах с летающими панелями, иногда его изображали стоящим на двуглавом ящере, а иногда - на ягуаре. Как символ, двуглавый ящер имеет самое продолжительное использование и распространение из всех иконографических элементов в Истмо-Колумбийском регионе.

Метаты летающих панелей Коста-Рики датируются I и VII веками. Однако некоторые черты бога-крокодила, изображенного на метатах летающих панелей, показывают, что у него неестественные U-образные локти и длинные узкие пальцы, как это видно на богах-крокодилах, выполненных из золота, датируемых X-XVI веками. Эти стилистические формы имеют смысл для использования в мелких золотых украшениях, выполненных в технике выплавки, но кажутся странными для использования в резном камне. Возможно, эти метаты датируются гораздо позже, чем считалось ранее, и были вдохновлены изображениями в золоте. [8]

Еще одна популярная тема — птицы с длинными изогнутыми клювами, которые напоминают стервятников, туканов или, может быть, колибри. Впервые найденные в Коста-Рике на керамике фазы Павас и Эль-Боске, они являются обычным элементом в метатах с летающими панелями, иногда изображаются с человеческими головами или клюют их.

Коллекции

[ редактировать ]

Самая большая коллекция находится в Национальном музее Коста-Рики . Коллекцию из более чем 20 метатов можно найти в Британском музее. [9]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ http://www.reference-wordsmith.com/cgi-bin/lookup.cgi?exact=1&terms=ding [ мертвая ссылка ]
  2. ^ «Дискуссия о происхождении шлифовальных инструментов, ступки и пестика» . Карлтон . Архивировано из оригинала 7 апреля 2005 года . Проверено 23 марта 2018 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Теллез, Лесли (16 июля 2010 г.). «Уроки изнурительной мезоамериканской кулинарии: как приправить метате» . Хроники Михи . Архивировано из оригинала 27 ноября 2011 года.
  4. ^ Лаудан, Рэйчел (2013). Кухня и Империя . Издательство Калифорнийского университета. п. 32. ISBN  978-0-520-26645-2 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Адамс, Дженни (16 ноября 2017 г.). «Требуется и то, и другое: определение типов мано и метате» . Компания Desert Archaeology, Inc. Архивировано из оригинала 8 апреля 2020 года.
  6. ^ Эрнандес Диас, Вероника. «Метате Аподо» . Музей Ампаро . Архивировано из оригинала 8 августа 2020 года.
  7. ^ Грэм 1981:119.
  8. ^ Квилтер и Хупс 2003: 73-75.
  9. ^ Коллекция Британского музея
  10. ^ Надо сказать, что рядом с этой традиционной кухней свадьбы Марии Хименес и Хелиодоро Мартинеса также работает газовая плита.
  • Грэм, ММ (1981). Традиции каменной скульптуры Коста-Рики. Между континентами/между морями: доколумбовое искусство Коста-Рики , стр. 113–134. Гарри Н. Абрамс, Инк. Нью-Йорк.
  • Ланге, ФРВ (1996). Пути к предыстории Центральной Америки . Университетское издательство Колорадо. Нивот, Колорадо.
  • Квилтер Дж. и Хупс Дж. (2003). Золото и власть в древней Коста-Рике, Панаме и Колумбии . Думбартон-Оукс. Вашингтон, округ Колумбия
  • Снарскис, МЮ (1981). Археология Коста-Рики. Между континентами/между морями: доколумбовое искусство Коста-Рики , стр. 15–84. Гарри Н. Абрамс, Инк. Нью-Йорк.
  • Стоун, Д. (1977). Доколумбовый человек в Коста-Рике . Пресса Музея Пибоди. Кембридж, Массачусетс.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c0e50711209e4773164d833b059cc39d__1710130680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/9d/c0e50711209e4773164d833b059cc39d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Metate - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)