Бочки
![]() Сайт бочек | |
Расположение | Провинция Чирики , Панама |
---|---|
Координаты | 8 ° 48' с.ш. 82 ° 42' з.д. / 8,800 ° с.ш. 82,700 ° з.д. |
Тип | Урегулирование |
Баррилес (известный также как Ситио Баррилес или под обозначением BU-24 ) — один из самых известных археологических памятников Панамы . Он расположен в высокогорье провинции Чирики в Западной Панаме на высоте 1200 метров над уровнем моря. Это в нескольких километрах к западу от современного города Вулкан. Это помещает это место в культурную зону Гран-Чирики (охватывающую Западную Панаму и большую часть Южной Коста-Рики, части еще более широкой Промежуточной зоны или Истмо-Колумбийской зоны). Первоначально это место было названо в честь нескольких небольших каменных бочек, найденных в этом районе, хотя они также были найдены в других местах в долине Рио-Чирики-Вьехо и в Коста-Рике. В этом районе прохладный весенний климат с ярко выраженным сезоном дождей с мая по ноябрь и сухим, но ветреным сезоном в остальную часть года. Этот регион расположен на западных склонах вулкана Бару , спящего вулкана и самой высокой горы Панамы.
Подобно Эль-Каньо в Центральной Панаме или Панама-Вьехо в Панама-Сити, Баррилес — один из немногих археологических памятников в Панаме, регулярно доступных для публики. Северо-западная часть объекта доступна для публики через усадьбу Ландау (которая является частной собственностью), у которой во дворе, в стенах фальшивого блока раскопок и в небольшом частном музее выставлены различные артефакты. . [ нужна ссылка ] Не все экспонаты, представленные на выставке, были найдены на месте. Семья предлагает экскурсии по коллекциям и их садам на испанском и английском языках. Пожертвования очень ценятся.
Считается, что это место когда-то было общественно-церемониальным центром со значительной численностью населения от 500 до 1000 человек. [1] Здесь находится небольшой курган, который когда-то был связан с рядом из 14 статуй. На десяти из них были изображены одинокие люди, а на четырех был один человек — часто более полный и высокий, одетый в коническую шляпу и украшения — верхом на плечах обнаженного мужчины, хотя некоторые из этих людей также носили конические шляпы. [2] Многие ученые интерпретировали эти двойные отдельные статуи как свидетельство существования социальных групп с более высоким и более низким статусом в Баррилесе. Большой метате (шлифовальный камень), край которого был украшен крошечными каменными головками, также интерпретировался как свидетельство насилия или человеческих жертвоприношений в прошлом. [3] Многие статуи и метате в настоящее время выставлены в Антропологическом музее королевы Торрес де Араус в Панама-Сити .
Хронология
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2023 г. ) |

Баррилес был в основном заселен в период Агуас Буэнас (300–900 гг. н.э.) (см. [4] [5] ), известный в местном масштабе как период Бугаба. Девять радиоуглеродных дат были взяты из Баррилеса, шесть из них относятся к периоду 500-800 гг. н. э. (или фазе позднего Бугабы). Керамика этого периода, как правило, не была окрашена и иногда включала гравировку, резь и аппликации. Каменные артефакты, в том числе небольшие сколы, образовавшиеся при изготовлении каменных орудий (например, лезвий, топоров и метатов), обычно изготавливались из андезита, базальта, риолита и кремня. Органические материалы, такие как растительные волокна и кости животных, плохо сохраняются в кислых почвах.
Периоду Агуас-Буэнас предшествовал архаический период тропических лесов (4600–2300 гг. До н. э.), который известен по каменным убежищам, обнаруженным за пределами долины. [6] Фаза Консепсьона (примерно с 300 г. до н.э. по 400 г. н. э.) была связана с появлением самого раннего населения, использовавшего керамику в этом районе. [7] и данные свидетельствуют о том, что популяции были небольшими и пространственно рассредоточенными, хотя больше мест известно на более низких высотах. Период Агуас-Буэнас был связан с развитием системы расселения, состоящей из больших деревень и небольших усадеб. Последующие фазы Чирики (900-1500 гг. н. э.) стали свидетелями распада предыдущих деревень, и население вернулось к эфемерному и пространственно рассредоточенному образу жизни. [8] Это предполагает, что крупная реорганизация населения во время этого периода могла быть связана с политическим и церемониальным взлетом и упадком Баррилеса.
Считалось, что гипотетическое извержение близлежащего вулкана Бару в 600 году нашей эры разрушило другие археологические поселения выше по течению от Баррилеса, что спровоцировало перемещение и последующую колонизацию водораздела Карибского моря. [9] [10] Недавние геологические и археологические исследования поставили под сомнение достоверность извержения 600 года нашей эры, и теперь данные указывают на гораздо более позднее извержение, возможно, около 1400 года нашей эры. [11] [12] [13] [14] Недавние археологические работы в водоразделе Карибского бассейна также выявили возможность более раннего и более плотного заселения, чем предполагалось ранее. [15] [16] [17]
История исследований
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2023 г. ) |
Баррилес был объектом ранних археологических исследований доктора Мэтью Стирлинга (конец 1940-х годов). [18] который не публиковал широко своих выводов. Стирлинг был археологом, который обнаружил фрагменты статуй Баррилеса и большого метата. Ален Ишон и Вольфганг Хаберланд (1950-е и 1960-е годы) интересовались изучением керамики из Баррилеса и собрали образцы из нескольких небольших раскопок.
В начале 1970-х годов этот регион (и другие районы Западной Панамы) оказался в центре внимания многолетнего проекта «Адаптивная радиация», возглавляемого панамским археологом доктором Ольгой Линарес . [19] В проекте приняли участие несколько влиятельных деятелей современной центральноамериканской археологии, в том числе доктор Ричард Кук, доктор Энтони Ранер и доктор Пейсон Шитс. В рамках этого проекта была обследована часть долины Рио-Чирики-Вьехо и выявлены десятки участков. Они пришли к выводу, что Рио-Чирики-Вьехо когда-то был домом для значительного и сложного населения, поддерживаемого выращиванием кукурузы. По их мнению, это было не так легко возможно в соседних карибских низменностях, где не было такой сложной социальной организации, как в горах. Точность и значение последнего пункта стали предметом серьезных дискуссий. Некоторые коллекции керамики и каменных изделий из этого проекта хранятся в Университете Темпл. Затем в 1980-х годах это место ненадолго посетила доктор Кэтрин Шелтон, но большая часть ее работы была связана с участками, расположенными на более низких высотах. Аргентинский ученый доктор Видал Фрайттс изучал статуи Баррилеса в 1990-х годах, но не проводил новых полевых исследований на этом месте.
Первое десятилетие 21 века стало свидетелем возобновления интереса к этому месту. Немецко-панамская группа археологов раскопала остатки сооружения в 2001 году, что позволило им предположить, что Баррилес, вероятно, был деревней, а не пустым церемониальным центром или кладбищем. [20] Этот большой блок раскопок сегодня открыт для посещения туристами. Доктор Карен Холмберг (Университет Брауна) взяла образцы вулканических пород из этих раскопок. [21] хотя большая часть ее работы в конечном итоге проводилась недалеко от современных городов Бокете и Кальдера на другой стороне вулкана. Доктор Скотт Палумбо (Колледж округа Лейк) недавно провел самую обширную работу на этом месте, отобрав образцы из различных секторов экономики с помощью сотен небольших раскопок. [22] Его работа показала, что в Баррилесе жилое население гораздо более плотное, чем в других местах региона, и что деятельность, привлекавшая людей в деревню, скорее всего, была церемониальными пиршествами, возможно, связанными с погребальными ритуалами. Однако различия между социальными рангами были тонкими и далеко не такими явными, как различия, предположительно рекламируемые в двойных отдельных статуях.
Мифы и заблуждения
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2023 г. ) |
Поскольку Баррилесу уделялось относительно мало археологического внимания по сравнению с более яркими памятниками в Мезоамерике или Перу, он стал предметом многочисленных слухов и спекуляций.
Один из наиболее популярных слухов заключается в том, что Баррилес был заселен двумя группами населения: одним африканского происхождения, а другим азиатского происхождения (что мало чем отличается от современной Панамы). Сторонники этой теории указывают на предполагаемые этнические характеристики, которые, как они утверждают, они видят на статуях Баррилеса. Есть три причины сомневаться в такой возможности. Во-первых, керамические стили и модели домашней организации, изученные в Баррилесе, имеют идентифицируемых и прямых предшественников из предыдущей фазы Консепсьона, а не представляют собой навязчивый комплекс артефактов, привезенных откуда-то еще. Вторая причина усомниться в этой теории заключается в том, что сами статуи выглядят весьма стилизованными, что позволяет предположить, что определенные физические особенности (например, идеально квадратные плечи) могли быть частью древнего художественного канона скульпторов, а не точной копией реальных физических характеристик. Последняя причина заключается в том, что лица некоторых статуй были интерпретированы как лица, возможно, изувеченных людей. [23]
Указание на плохо продемонстрированные трансокеанские контакты является примером гипердиффузионной теории. Такие теории часто не отдают должного уважения потомкам коренных народов за их древние культурные достижения, и такая практика может быть истолкована как неявно расистская и колониальная.
Другой распространенный миф заключается в том, что население Баррилеса было завоевано группами майя из Мезоамерики (Мексика, Белиз, Гватемала, части Гондураса и Сальвадора). Часть этой теории основана на наличии расписной полихромной керамики в конце последовательности. Именно эта керамика обычно ассоциируется с более поздним периодом Чирики (или Борука) и была подробно описана археологами из соседних Коста-Рики. Нет никаких доказательств контактов или занятий майя, признанных профессиональными археологами.
Антропологическое значение
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2023 г. ) |
По мнению некоторых, Баррилес, как полагают, был резиденцией небольшого регионального сообщества поселений, связанных церемониальными узами, войной, а также производством или обменом полированных каменных топоров, используемых для вырубки леса и деревообработки. Возможная связь политической или религиозной организации с различной степенью или формами социального неравенства стала предметом недавнего исследования. [24]
Изменения в социальной организации, особенно те, которые связаны с ранним развитием и сохранением политических иерархий или социального неравенства, представляют теоретический интерес для многих археологов-антропологов, которые стремятся понять эти важные сдвиги в истории человечества.
Баррилес играет важную роль в дискуссиях об идентичности макро-чибчан , основанных на генетических, лингвистических и археологических исследованиях, проведенных в других частях Центральной Америки. Лица, носящие конические шапки на статуях, возможно, связаны с шаманской религиозной традицией. [25]
Однако исследования идентичности макро-чибчан в значительной степени основывались на качествах предметов торговли, которые, как предполагается, связывали различные группы, говорящие на чибчане, с одинаковой религиозной традицией, предметов, которые полностью отсутствуют в Баррилесе.
Галерея
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ (Паламбо 2009)
- ^ (Видал Фриаттс, 1993)
- ^ (Грэм, 1996)
- ^ (Хаберланд 1955>
- ^ (Хупс, 1996)
- ^ (Грабители, 1980)
- ^ (Шелтон 1984)
- ^ (Паламбо 2009)
- ^ (Линарес, 1977)
- ^ (Линарес, 1980)
- ^ (Белинг 2000)
- ^ (Клемент и Хорн, 2001)
- ^ (Хольмберг 2009)
- ^ (Шеррод и др. 2007)
- ^ (Григгс 2005)
- ^ (Пробуждение, 2006)
- ^ (Уэйк и др. 2004)
- ^ (Стерлинг, 1950)
- ^ (Линарес и Ранере, ред. 1980 г.)
- ^ (Бейльке-Фойгт 2002)
- ^ (Хольмберг 2009)
- ^ (Паламбо 2009)
- ^ (Видал Фриаттс, 1994)
- ^ (Паламбо 2009)
- ^ (Хупс, 2005)
Ссылки
[ редактировать ]- Белинг, Х. 2000. Запись пыльцы и древесного угля с высоким разрешением за 2860 лет из Кордильер-де-Таламанка в Панаме: история антропогенного и вулканического нарушения лесов. Голоцен 10:387-393.
- Бейлке-Фойгт, VI 2002 Археологические исследования в Панаме. Этнографо-археологический журнал 43:605-613.
- Клемент, Р.М. и С.П. Хорн, 2001 г. Доколумбовая история землепользования в Коста-Рике: 3000-летний отчет о вырубке лесов, сельском хозяйстве и пожарах в Лагуне Зончо. Голоцен 11 (4): 419–426.
- Грэм, М.М. 1996 Торговцы и металлообработка в Средней Америке. В книге «Пути к предыстории Центральной Америки» под редакцией Ф. В. Ланге, стр. 237–252. Университетское издательство Колорадо, Нивот, Колорадо
- Григгс, Дж. 2005 Археология Центрально-Карибской Панамы. Неопубликованный доктор философии. диссертация, кафедра антропологии, Техасский университет, Остин.
- Хаберланд, В. Предварительный отчет о комплексе Агуас Буэнас, Коста-Рика, 1955 г. Этнос 20(4): 224-230.
- Хольмберг, К. 2009. Природа, материал, культура и вулкан: археология вулкана Бару в Хайленд Чирики. Неопубликованный доктор философии. диссертация, факультет антропологии, Колумбийский университет, Нью-Йорк.
- Хупс, Дж. 1996. Поселение, существование и истоки социальных сложностей в Большом Чирики: переоценка традиции Агуас Буэнас. В книге «Пути к предыстории Центральной Америки» под редакцией Ф. Ланге, стр. 15–48. Университетское издательство Колорадо, Нивот.
- -----. 2005 Возникновение социальной сложности в мире чибчан на юге Центральной Америки и Северной Колумбии, 300-600 гг. н.э. Журнал археологических исследований 13 (1): 1-47.
- Линарес, О. 1977 Адаптивные стратегии в Западной Панаме. Мировая археология 8 (3): 304–319.
- -----. Выводы 1980 года. В книге «Адаптивная радиация в доисторической Панаме» под редакцией О. Линареса и А. Ранере, стр. 233–247. Монографии музея Пибоди, том. 5. Издательство Гарвардского университета, Кембридж.
- Линарес О. и А. Ранере (ред.) 1980 Адаптивная радиация в доисторической Панаме. Монографии музея Пибоди, том. 5. Издательство Гарвардского университета, Кембридж.
- Палумбо, С. 2009 Развитие сложного общества в регионе Вулкан Бару в Западной Панаме. Неопубликованный доктор философии. диссертация, кафедра антропологии, Питтсбургский университет, Питтсбург
- Ранере, А. 1980. Докерамические убежища в хребте Таламанкан. В книге «Адаптивная радиация в доисторической Панаме» под редакцией О. Линареса и А. Ранере, стр. 16–43. Монографии музея Пибоди, том. 5. Издательство Гарвардского университета, Кембридж.
- Шелтон, К. 1984 Формирующее поселение в Западном Чирики, Панама: керамическая хронология и фазовые отношения. Неопубликованный доктор философии. диссертация, факультет антропологии, Университет Темпл, Филадельфия.
- Шеррод, Д.Р., Валланс, Дж.В., Тапиа Эспиноза, А., и МакГихин, Дж.П., 2007 г. – История извержений вулкана Бару и оценка вулканических опасностей: Открытый отчет Геологической службы США за 2007–1401 гг., 33 стр., 1 пластина, масштаб 1 : 100 000. Доступно по адресу http://pubs.usgs.gov/of/2007/1401.
- Стирлинг, М. 1950. Исследование древней Панамы на вертолете. Журнал National Geographic 97 (2): 227–246.
- Видал Фриаттс, МЛ 1993 «Статуи» Баррилеса, Чирики – Республика Панама. Издание Rosario Foundation, Буэнос-Айрес.
- Уэйк, Т. 2006 г. Доисторическая эксплуатация болотной пальмы (Raphia taedigera: Arecacea) на участке Драго, остров Колумбус, провинция Бокас-дель-Торо, Панама. Карибский научный журнал 42 (1): 11–19.
- Уэйк, Т., Дж. де Леон и К. Бернал, 2004 г. Доисторический Ситио Драго, Бокас-дель-Торо, Панама. Античность 78 (галерея онлайн-проектов). https://web.archive.org/web/20080626142956/http://antiquity.ac.uk/ProjGall/wake/index.html