Доисторическая медицина
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2016 г. ) |

медицина – это любое использование лекарств до изобретения письменности . и документированной истории медицины Доисторическая Поскольку время изобретения письменности зависит от культуры и региона, термин «доисторическая медицина» охватывает широкий диапазон периодов времени и дат. [1]
Изучение доисторической медицины во многом опирается на артефакты и человеческие останки , а также на антропологию . Ранее не имевшие контактов народы и некоторые коренные народы , ведущие традиционный образ жизни, стали объектом антропологических исследований с целью получить представление как о современных, так и о древних практиках. [2]
и смертность Болезни
Некоторые болезни и недуги были более распространены в доисторические времена, чем сегодня; есть свидетельства того, что многие люди страдали остеоартритом , вероятно, вызванным подъемом тяжелых предметов, что было бы повседневной и необходимой задачей в их обществе. [ нужна ссылка ] Например, транспортировка камней латте , практика, начавшаяся в эпоху неолита, которая включала чрезмерное разгибание и скручивание нижней части спины при перетаскивании камней, могла способствовать развитию микропереломов позвоночника и последующему спондилолизу . Такие вещи, как порезы, синяки и переломы костей, без антисептиков, соответствующих помещений или знаний о микробах могли бы стать очень серьезными в случае заражения, поскольку у них не было достаточных способов лечения инфекции. [3] [ ненадежный источник? ] Имеются также данные о рахите , деформации костей и атрофии костей ( остеомаляции ). [4] что вызвано недостатком витамина D.
Продолжительность жизни в доисторические времена была невысокой – 25–40 лет. [5] мужчины живут дольше, чем женщины; Археологические данные о женщинах и младенцах, найденных вместе, позволяют предположить, что многие женщины умерли бы при родах, что, возможно, объясняет более низкую продолжительность жизни у женщин, чем у мужчин. Другим возможным объяснением более короткой продолжительности жизни доисторических людей может быть недоедание; Кроме того, мужчины-охотники иногда могли получать лучшую пищу, чем женщины, которые, следовательно, были менее устойчивы к болезням. [6]
Лечение болезней [ править ]
Растительные материалы [ править ]

Растительные материалы ( травы и вещества, полученные из природных источников ) [10] были среди методов лечения болезней в доисторических культурах. [ который? ] [11] Поскольку растительные материалы в большинстве случаев быстро гниют, историкам вряд ли удастся до конца понять, какие виды использовались в доисторической медицине. Предположительную картину можно получить, исследовав климат соответствующего общества, а затем проверив, какие виды продолжают расти в аналогичных условиях сегодня. [12] и посредством антропологических исследований существующих коренных народов. [13] [14] В отличие от древних цивилизаций, которые могли получать растительные материалы по всему миру, доисторические общества были ограничены локализованными территориями, хотя кочевые племена могли иметь в своем распоряжении большее разнообразие растительных материалов, чем более стационарные общества.
Эффекты различных растительных материалов можно было обнаружить методом проб и ошибок. [15] [ ненадежный источник? ] В большинстве культур сбором и раздачей растительного сырья занимались женщины, которые заботились о здоровье своей семьи. [16] Растительные материалы были важным средством лечения болезней на протяжении всей истории. [17] Этот фонд знаний передавался устно из поколения в поколение.
Березовый полипоровый гриб, обычно встречающийся в альпийских условиях, возможно, использовался в качестве слабительного доисторическими людьми, жившими в Северной Европе, поскольку известно, что он вызывает короткие приступы диареи при приеме внутрь, и был найден среди вещей мумифицированного человека. . [18]
Использование земли и глины [ править ]
Земля и глина , возможно, предоставили доисторическим народам некоторые из их первых лекарств. Это связано с геофагией , которая чрезвычайно широко распространена среди животных в дикой природе, а также среди домашних животных. В частности, геофагия широко распространена среди современных приматов. [19] Кроме того, древние люди могли узнать об использовании различных целебных глин , наблюдая за поведением животных. Такую глину применяют как внутрь, так и наружно, например, для лечения ран, а также после операций (см. ниже). [ нужна ссылка ] Геофагия и наружное использование глины все еще довольно широко распространены среди аборигенов по всему миру, а также среди доиндустриального населения.
Хирургия [ править ]
Трепанация (иногда трепанация ) была основной хирургической операцией, при которой в черепе просверливали или выскабливали отверстие. Это осуществлялось в доисторических обществах по всему миру. [20] [21] хотя данные свидетельствуют о концентрации этой практики в Перу . [17] [20] [22] Некоторые теории ставят под сомнение причину трепанации; его можно было использовать для лечения определенных заболеваний, таких как головные боли и эпилепсия . [23] [24] Обнаружены свидетельства того, что костная ткань, окружающая хирургическое отверстие, частично отросла, поэтому, по крайней мере, в некоторых случаях процедура сохранялась. [17]
Первая известная операция трепанации была проведена ок. 5000 г. до н. э. , Энсисхайм , Франция. [25] Возможная ампутация была проведена c. 4900 г. до н.э. в Бютье-Бюланкур, Франция.
Многие доисторические народы, [ который? ] Там, где это было возможно (географически и технологически), они могли вправить сломанные или сломанные кости, используя глиняные материалы. Травмированный участок покрывали глиной, которая затем затвердевала, чтобы кость могла правильно сраститься без вмешательства. [1] Кроме того, в основном в Америке , клещи некоторых видов муравьев использовались для закрытия ран от инфекции; муравья держали над раной до тех пор, пока он не укусил, после чего ему удаляли голову, позволяя клешням оставаться и удерживать рану закрытой. [26]
Маги и знахари [ править ]

Знахари (также знахари, шаманы) поддерживали здоровье своего племени, собирая и раздавая травы, выполняя мелкие хирургические процедуры, [28] предоставление медицинских консультаций и сверхъестественных методов лечения, таких как чары, заклинания и амулеты для отпугивания злых духов. [29] В обществе апачей , как, вероятно, и во многих других, знахари инициируют церемонию над пациентом, на которой присутствуют члены семьи и друзья. Он состоит из магических формул, молитв и барабанного боя. Затем знахарь, исходя из воспоминаний пациентов о своем прошлом и возможных нарушений их религии или племенных правил, раскрывает природу болезни и способы ее лечения.
Племя считало, что они способны вступать в контакт с духами или богами и использовать свои сверхъестественные силы, чтобы вылечить пациента и, в процессе, изгнать злых духов. Если ни этот метод, ни трепанация не помогали, дух считался слишком могущественным, чтобы его можно было изгнать из человека. [ нужна ссылка ] Знахари, вероятно, были центральными фигурами в племенной системе из-за своих медицинских знаний и потому, что они, по-видимому, могли связаться с богами. Их религиозное и медицинское образование обязательно передавалось устно . [30]
Стоматология [ править ]
Самый ранний пример просверленного и запломбированного зуба датируется 13 000 лет назад в Италии, где зуб был заполнен смесью битума, волос и растительных волокон. [31] Археологи в Мергархе в провинции Белуджистан на территории современного Пакистана обнаружили, что жители цивилизации долины Инда раннего Хараппского периода ( ок. 3300 г. до н.э. ) обладали знаниями в области медицины и стоматологии . Физический антрополог, проводивший исследования, профессор Андреа Кучина из Университета Миссури , сделал открытие, когда чистил зубы одному из мужчин. Более поздние исследования в том же районе обнаружили доказательства того, что зубы были просверлены, датируемые 7000 годом до нашей эры. [32]
Проблема доказательств [ править ]
Не существует письменных свидетельств, которые можно было бы использовать для исследования доисторического периода истории по определению. Историки должны использовать другие источники, такие как человеческие останки и антропологические исследования обществ, живущих в аналогичных условиях. При использовании вышеупомянутых источников возникают разнообразные проблемы.
Человеческие останки этого периода редки, и многие из них, несомненно, были уничтожены в ходе погребальных ритуалов или стали бесполезными в результате повреждений. [33] [34] [ циклическая ссылка ] Наиболее информативными археологическими свидетельствами являются мумии — останки, сохранившиеся замерзанием или в торфяниках ; [35] [36] не существует никаких доказательств того, что доисторические люди мумифицировали умерших по религиозным причинам, как это делали древние египтяне . Эти органы могут предоставить ученым данные субъектов (на момент смерти): вес, заболевания, рост, диету, возраст и состояние костей. [37] [ циклическая ссылка ] которые дают жизненно важные указания на то, насколько развитой была доисторическая медицина.
Технически не классифицируемые как «письменные свидетельства», доисторические люди оставили на стенах пещер множество видов картин, используя краски из минералов, таких как известь, глина и древесный уголь, а также кисти из перьев, меха животных или веток. Хотя считается, что многие из этих картин имеют духовную или религиозную цель, [38] были такие, как человек с рогами (считавшийся знахарем), которые раскрыли некоторую часть доисторической медицины. На многих наскальных рисунках человеческих рук изображены отсутствующие пальцы (ни один из них не был изображен без больших пальцев), что позволяет предположить, что они были отрезаны в жертвенных или практических целях, как это имеет место у пигмеев и койхоев . [39]
Письма некоторых культур (например, римлян) можно использовать в качестве доказательства того, как их современные доисторические культуры практиковали медицину. Люди, которые сегодня ведут подобный кочевой образ жизни, также использовались в качестве источника доказательств, но очевидно, что существуют явные различия в среде, в которой жили кочевые люди; Например, доисторических людей, которые когда-то жили в Британии , нельзя эффективно сравнивать с аборигенами Австралии из-за географических различий. [40]
См. также [ править ]
- Антропология
- Медицина Буша
- Человеческий жир
- Мелифицированный человек
- Этноботаника коренных американцев
- Палеолитическая диета
- Примитивные навыки
- Парная
- Венера Виллендорфская
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Келли, Найджел; Рис, Боб; Шутер, Пол (2003). Медицина сквозь время . Хайнеманн . ISBN 978-0-435-30841-4 .
- ^ «Традиционная медицина» . Всемирная организация здравоохранения . Архивировано из оригинала 25 июня 2012 года . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ «История медицины, предыстория» . Справочные и вспомогательные материалы для студентов . Колледж Святого Бонифация . Проверено 19 февраля 2009 г.
- ^ «Вавилон в Бирмингем. Короткое путешествие через медицину в конец XVIII века» . Революционные игроки . История Уэст-Мидлендса. 18 мая 2015 года . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ Проект истории школ (26 сентября 1996 г.). Медицина и здоровье во времени: исследование развития МГЭ . Ходдерское образование . ISBN 978-0719552656 .
- ^ «Доисторическая медицина» . HealthGuidance.Org . Проверено 19 февраля 2009 г.
- ^ Браунинг, Мари (1999). Натуральное мыловарение . Стерлинг Паблишинг . п. 128. ИСБН 978-0-8069-6289-4 .
- ^ «Использование растений аборигенами на юго-востоке Австралии» . Правительство Австралии, Австралийский национальный ботанический сад . Архивировано из оригинала 13 мая 2015 г. Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ «Медицинское применение специй» . Библиотека Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе , исторические и специальные коллекции . Проверено 19 февраля 2009 г.
- ^ «Использование специй в качестве лекарств» . Библиотека Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе , исторические и специальные коллекции . Проверено 19 февраля 2009 г. Упоминает специи, которые использовались некоторыми доисторическими культурами.
- ^ Саморини, Джорджо (01.06.2019). «Старейшие археологические данные, свидетельствующие о связи Homo sapiens с психоактивными растениями: мировой обзор» . Журнал психоделических исследований . 3 (2): 63–80. дои : 10.1556/2054.2019.008 .
- ^ Лок, Робин (2002). Растения биома влажных тропиков . Книги «Проект Эдем». п. 128. ИСБН 978-1-90391913-2 .
- ^ Моерман, Дэниел Э. (2009). Лекарственные растения коренных американцев: этноботанический словарь . Портленд, Орегон / Лондон: Timber Press . ISBN 978-0-88192-987-4 .
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ «Индейские травяные средства» . Чероки Мессенджер . Культурное общество чероки Хьюстона. 1996. Архивировано из оригинала 23 июля 2011 г. Проверено 19 февраля 2009 г.
- ^ Проект истории школы. «BBC - GCSE Bitesize, доисторическая цивилизация» . GCSE Bitesize . Би-би-си .
Они сделали это посредством процесса проб и ошибок и естественного отбора.
- ^ Хоббс, Кристофер (6 декабря 2000 г.). «Фитотерапия: очерк истории траволечения, обзор и список литературных ресурсов» . здоровый.нет . Мир здоровья онлайн . Проверено 30 декабря 2015 г.
... женщины готовили еду и лечебные зелья - женщины обычно ежедневно занимались травничеством, заботясь о недугах других членов семьи или племени.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Примитивная медицина» . ИсторияМир . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ Уилфорд, Джон Ноубл (8 декабря 1998 г.). «Уроки доисторической аптечки ледяного человека» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ Кришнамани, Р.; Махани, Уильям К. (2000). «Геофагия среди приматов: адаптивное значение и экологические последствия». Поведение животных . 59 (5): 899–915. дои : 10.1006/anbe.1999.1376 . ПМИД 10860518 . S2CID 43702331 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Доколумбовая трепанация» . НЕЙРОХИРУРГИЯ://ПО ВЫЗОВУ/Кибер-музей нейрохирургии . Американская ассоциация неврологических хирургов и Конгресс неврологических хирургов . Архивировано из оригинала 20 октября 2018 г. Проверено 19 февраля 2009 г.
- ^ Пик Дж., Лидке Г., Тербергер Т., фон Смекал У., Гааб М.Р. (июль 1999 г.). «Хирургия черепа каменного века в Мекленбурге-Передней Померании: систематическое исследование». Нейрохирургия . 45 (1): 147–51, обсуждение 151. doi : 10.1097/00006123-199907000-00033 . ПМИД 10414577 . Небольшой, но информативный текст
- ^ «Трепанация, древняя хирургия» . UIC Oral Sciences OSCI 590: Эволюция гоминид, стоматологическая антропология и вариации человека . Университет Иллинойса в Чикаго . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 30 декабря 2015 г.
В перуанской практике имеется немало свидетельств того, что многие операции проводились с натуралистической целью удаления фрагмента кости... а трепанация проводилась как сверхъестественная лечебная процедура шаманами (санкойоками) с небольшими техническими навыками хирургов.
- ^ Зигфрид, Джульетта. «История хирургии головного мозга» . Brain-Surgery.com . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ Ослер, сэр Уильям (1922). Эволюция современной медицины: серия лекций, прочитанных в Йельском университете Фондом Силлимана в апреле 1913 года . Мемориальные лекции Силлимана. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . стр. 6–9. См. раздел «Происхождение медицины».
- ^ Уокер А.А. (сентябрь – октябрь 1997 г.). «Неолитическая хирургия» . Архив журнала «Археология» . 50 (5).
- ^ Гаджер, EW (1925). «Зашивание ран челюстями муравьев и жуков». Дж. Ам. Мед. доц. 84 : 1861–4.
- ^ Фиенуп-Риордан, Энн (1994). Границы и переходы: правило и ритуал в устной традиции юпиков-эскимосов . Норман, ОК: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 978-0-585-12190-1 .
- ^ «Тайны Африки» . Встреча с Южной Африкой . Журнал «Встреча». Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 30 декабря 2015 г. Истории знахарей в Африке
- ^ Акеркнехт, Эрвин Хайнц (1982) [1955]. Краткая история медицины (изд. Джонса Хопкинса в мягкой обложке). Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса . ISBN 978-0-8018-2726-6 .
- ^ «Целительные секреты медицины аборигенов Буша» . Большая Река Интернет. Архивировано из оригинала 6 марта 2019 года . Проверено 30 декабря 2015 г.
Обученные с раннего возраста старейшинами и посвященные в глубочайшие тайны племени...
- ^ «Самую старую зубную пломбу изготовил дантист ледникового периода в Италии» .
- ^ «Человек каменного века пользовался стоматологической бормашиной» . Новости Би-би-си . 6 апреля 2006 г. Проверено 22 мая 2010 г.
- ^ Коулсон, Ян. «Доисторическая медицина в Кенте» . История здравоохранения и медицины в Кенте . Совет графства Кент. Архивировано из оригинала 2 декабря 2008 года . Проверено 30 декабря 2015 г.
Это вопрос удачи, потому что выживают лишь некоторые скелеты.
- ↑ Статья в Википедии «Эци-Ледяной человек »: «...три или четыре его правых ребра были раздавлены, когда он лежал лицом вниз после смерти или там, где лед раздавил его тело».
- ^ «myDigiGuide: лучший телегид Великобритании» . www.mydigiguide.com . Архивировано из оригинала 13 сентября 2012 г. Проверено 21 июля 2019 г.
- ^ Малам, Джон (2001). Тайные миры: мумии и тайны Древнего Египта . Мегабайты. ДК Дети . ISBN 978-0-78947976-1 .
- ^ Статья в Википедии о мумии Хуаните.
- ^ Ганери, Анита; Мартелл, Хейзел Мэри; Уильямс, Брайан (2007). Энциклопедия мировой истории: полное и всестороннее руководство по мировой истории . Паррагон . ISBN 978-1-40549120-4 .
- ^ Янссенс П.А. (октябрь 1957 г.). «Медицинские взгляды на доисторические изображения человеческих рук» . Мед Хист . 1 (4): 318–22. дои : 10.1017/s0025727300021499 . ПМЦ 1034309 . ПМИД 13476920 . Страницы 318–21 представляют особый интерес по этой теме.
- ^ «Доисторическая медицина» . GCSE по истории / Уроки истории медицины . Образовательный форум . Проверено 5 апреля 2021 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Сем, Татьяна. «Шаманские ритуалы исцеления» . Российский этнографический музей.
- Психоделическая временная шкала Тома Фрейма