Jump to content

История альтернативной медицины

«Болезнь не может существовать», октябрь 1899 года, реклама в журнале People's Home Journal . вельтмеризма, формы «магнитного исцеления»

История альтернативной медицины охватывает историю группы разнообразных медицинских практик, которые с 1970-х годов коллективно пропагандировались как « альтернативная медицина », до сбора индивидуальных историй членов этой группы или истории западных медицинских практик, которые были названы западным медицинским истеблишментом «неправильной практикой». [1] [2] [3] [4] Он включает в себя историю дополнительной медицины и интегративной медицины . «Альтернативная медицина» — это широко определенный и очень разнообразный набор продуктов, практик и теорий, которые, по мнению пользователей, оказывают лечебное воздействие медицины , но не основаны на доказательствах, собранных с использованием научного метода . [5] [6] [7] не являются частью биомедицины , [8] [9] [10] [11] или противоречат научным данным или установленной науке. [4] [12] [13] «Биомедицина» — это та часть медицинской науки , которая применяет принципы анатомии , физики , химии , биологии , физиологии и других естественных наук к клинической практике , используя научные методы для установления эффективности этой практики.

Многое из того, что сейчас классифицируется как альтернативная медицина, было разработано как независимые, законченные медицинские системы, было разработано задолго до биомедицины и использования научных методов и было разработано в относительно изолированных регионах мира, где было мало или вообще не было медицинских контактов с доисторическими людьми. научной западной медицины или с системами друг друга. Примерами являются традиционная китайская медицина , европейская гуморальная теория аюрведическая медицина Индии и . Другие методы альтернативной медицины, такие как гомеопатия , были разработаны в Западной Европе в противовес западной медицине, в то время, когда западная медицина была основана на ненаучных теориях, догматически навязанных западными религиозными авторитетами. Гомеопатия была разработана до открытия основных принципов химии , которые доказали, что гомеопатические лекарства не содержат ничего, кроме воды. Но гомеопатия с ее лекарствами, приготовленными из воды, была безвредна по сравнению с ненаучной и опасной ортодоксальной западной медициной, практиковавшейся в то время, которая включала использование токсины и истощение крови , что часто приводит к необратимому уродству или смерти. [1] Другие альтернативные практики, такие как хиропрактика и остеопатия , были разработаны в Соединенных Штатах в то время, когда западная медицина начала включать научные методы и теории, но биомедицинская модель еще не была полностью создана. Такие практики, как хиропрактика и остеопатия, каждую из которых медицинский истеблишмент считал неправильными, также противостояли друг другу, как риторически, так и политически, с помощью лицензионного законодательства. Практикующие остеопаты добавили курсы и обучение биомедицине к своей лицензии, а обладатели лицензии доктора остеопатической медицины начали сокращать использование ненаучных источников в этой области, и без оригинальных практик и теорий остеопатическая медицина в Соединенных Штатах теперь считается той же самой. как биомедицина.

До 1970-х годов западные практикующие врачи, не входящие в медицинский истеблишмент, назывались «нерегулярными практикующими врачами» и отвергались медицинским истеблишментом как ненаучные или шарлатанские . [1] Нерегулярная практика все больше маргинализировалась как шарлатанство и мошенничество, поскольку западная медицина все больше включала научные методы и открытия и, соответственно, увеличивала успех своих методов лечения. В 1970-х годах нерегулярные практики были сгруппированы с традиционными практиками незападных культур и с другими недоказанными или опровергнутыми практиками, которые не были частью биомедицины, при этом группа пропагандировалась как «альтернативная медицина». После контркультурного движения 1960-х годов, вводящих в заблуждение маркетинговых кампаний, продвигающих «альтернативную медицину» как эффективную «альтернативу» биомедицине, а также изменения общественного отношения к отказу от использования химических веществ, бросая вызов истеблишменту и авторитетам любого рода, чувствительности к предоставлению равных мер. ценностям и убеждениям других культур и их практик посредством культурного релятивизма , добавления постмодернизма и деконструктивизма к способам мышления о науке и ее недостатках, а также с растущим разочарованием и отчаянием пациентов по поводу ограничений и побочных эффектов доказательной медицины , использование альтернативной медицины на Западе начало расти, а затем имело взрывной рост, начиная с 1990-х годов, когда высокопоставленные политические деятели начали продвигать альтернативную медицину и начали перенаправлять государственные фонды медицинских исследований на исследования альтернативных, дополнительных и интегративная медицина. [1] [2] [3] [4] [14] [15] [16]

Альтернативная медицина

[ редактировать ]

Концепция альтернативной медицины проблематична, поскольку она не может существовать автономно как самостоятельный объект исследования, а всегда должна определяться в отношении нестатической и преходящей медицинской ортодоксальности. [17] Он также делит медицину на две области: мейнстрим и маргинальную медицину, что, отдавая предпочтение ортодоксальности , создает трудности в построении исторического анализа, независимого от часто предвзятых и полемических взглядов обычных практикующих врачей. [18] Описание нетрадиционной медицины как альтернативы усиливает как ее маргинальность, так и центральную роль официальной медицины. [19] или рекламные обозначения, такие как « шарлатанство » или », «популярный», «маргинальный», хотя и более нейтральны, чем уничижительные Родственные термины, такие как «нетрадиционный», « неортодоксальный », «неофициальный», «нерегулярный», « народный «натуральная медицина». , «дополнительные», « интегративные » или «неортодоксальные» определяют свой объект в сравнении со стандартами традиционной биомедицины, [20] влекут за собой особые точки зрения и суждения, часто несут моральный подтекст и могут быть неточными. [21] Традиционные врачи на Западе, начиная с девятнадцатого века, использовали некоторые из этих и подобных терминов как средство определения границы «законной» медицины, отмечая разделение между тем, что является научным , и тем, что нет. [22] Определение основной медицины, под которым обычно понимают систему лицензированной медицины , которая пользуется государственной и правовой защитой в юрисдикции, [n 1] также очень специфичен для времени и места. В таких странах, как Индия и Китай, традиционные системы медицины в сочетании с западной биомедицинской наукой могут считаться традиционными и общепринятыми. [21] Меняющийся характер этих терминов подчеркивается недавними попытками разграничить альтернативные методы лечения на основе эффективности и безопасности и объединить эти методы лечения с научно обоснованной ценностью в комплементарную медицину как плюралистическое дополнение к традиционной практике. [n 2] Это введет новую линию разделения, основанную на медицинской достоверности. [25]

До «бахромы»

[ редактировать ]
«Брак в моде, пластина 3, (Сцена с шарлатаном)» Уильяма Хогарта, 1745 г.

До девятнадцатого века европейское медицинское образование и практика якобы саморегулировались посредством множества старинных корпораций, гильдий или колледжей . [26] Среди обычных практикующих врачей врачи с университетским образованием составляли медицинскую элиту, в то время как провинциальные хирурги и аптекари , обучавшиеся своему ремеслу в процессе ученичества , составляли меньшие ряды. [27] В старом режиме Франции лицензии практикующим врачам выдавались медицинскими факультетами крупных университетов, таких как Парижский медицинский факультет. Доступ был ограничен, и успешные кандидаты, помимо прочего, должны были сдавать экзамены и платить регулярные сборы. [27] В Австрийской империи медицинские лицензии выдавали университеты Праги и Вены. [28] В немецких государствах ведущие врачи имели академическую квалификацию и обычно работали в медицинских колледжах, связанных с королевским двором. [28] Теории и практики включали науку об анатомии и о том, что кровь циркулирует в работающем сердце, и содержали некоторую эмпирически полученную информацию о прогрессировании заболевания и хирургическом вмешательстве, но в остальном были ненаучными, почти полностью неэффективными и опасными.

За пределами этих формальных медицинских структур существовало множество других практикующих врачей, часто называемых нерегулярными, которые предлагали широкий спектр услуг и товаров. [29] Медицинский рынок восемнадцатого века, период, который часто называют «золотым веком шарлатанства». [30] [n 3] была в высшей степени плюралистической, в которой отсутствовало четко определенное и контролируемое разделение на «традиционных» и «нетрадиционных» практикующих врачей. [32] В большей части континентальной Европы средства правовой защиты служили для контроля, по крайней мере, самых вопиющих форм «нерегулярной» медицинской практики, но медицинский рынок как в Великобритании, так и в Америке был менее ограничен регулированием. [33] Шарлатанство в период, предшествовавший современной медицинской профессионализации, не следует считать эквивалентом альтернативной медицины, поскольку те, кого обычно считают шарлатанами, не были по умолчанию второстепенными фигурами и не обязательно продвигали оппозиционные и альтернативные медицинские системы. Действительно, обвинение в «шарлатанстве», которое могло подразумевать медицинскую некомпетентность, алчность или мошенничество, было совершенно без разбора выдвинуто против различных классов практикующих врачей, будь то обычные врачи, такие как иерархические корпоративные классы врачей, хирургов и аптекарей в Англии. или нерегулярные люди, такие как торговцы ноздрями , костоправы и местные мудрецы. [34] Однако обычно шарлатанство ассоциировалось с ростом медицинского предпринимательства как среди постоянных, так и нерегулярных практикующих врачей в сфере предоставления товаров и услуг, а также с соответствующими методами рекламы и саморекламы на медицинском рынке. [35] Составляющими особенностями медицинского рынка в восемнадцатом веке были развитие медицинского потребительства и высокая степень власти и выбора пациента при выборе лечения, ограниченная эффективность доступных медицинских методов лечения, [36] и отсутствие как медицинского профессионализма, так и принудительного регулирования рынка. [35]

Медицинская профессионализация

[ редактировать ]

В конце восемнадцатого и девятнадцатого веков постоянные и нерегулярные практикующие врачи стали более четко различаться на большей части территории Европы. [37] Частично это было достигнуто за счет процессов государственного медицинского регулирования. [38] Различные типы регулирующих медицинских рынков, созданные в Европе и Америке девятнадцатого века, отражали разные исторические модели формирования государств . [38] Там, где государства традиционно обладали сильной централизованной властью, например, в немецких землях, правительству было легче взять на себя контроль над медицинским регулированием. [38] В штатах, которые имели более слабую центральную власть и приняли модель свободного рынка , например, в Великобритании, правительство постепенно взяло на себя больший контроль над медицинским регулированием в рамках усиления внимания государства к вопросам общественного здравоохранения . [38] Этот процесс был значительно осложнен в Великобритании продолжительным существованием исторических медицинских колледжей. [38] Похожий процесс наблюдается в Америке с 1870-х годов, но этому способствовало отсутствие медицинских корпораций. [38] Однако на протяжении девятнадцатого века большинство западных государств объединились в создании юридически разграниченных и полузащищенных медицинских рынков. [38] Именно в этот момент «официальная» медицина, созданная в сотрудничестве с государством и использующая научную риторику легитимности , становится узнаваемой сущностью, и концепция альтернативной медицины как исторической категории становится обоснованной. [39]

Франция представляет собой, пожалуй, один из самых ранних примеров возникновения санкционированной государством медицинской ортодоксальности – а, следовательно, и условий для развития форм альтернативной медицины – начало которой можно проследить до конца восемнадцатого века. [40] В дополнение к традиционным французским медицинским факультетам и сложной иерархии практикующих врачей, которыми они руководили, государство все активнее поддерживало новые учреждения, такие как Société Royale de Médecine ( Королевское медицинское общество ), получившее королевскую хартию в 1778 году и игравшее важную роль. роль в контроле за медицинской практикой и продаже медицинских лекарств. [41] Эта система была радикально преобразована на ранних этапах Французской революции, когда как традиционные факультеты, так и новые учреждения, находящиеся под королевской поддержкой, были ликвидированы и был создан совершенно нерегулируемый медицинский рынок. [42] Эта анархическая ситуация была исправлена ​​в условиях войны, когда в 1793 году государство установило национальный контроль над медицинским образованием; при Наполеоне в 1803 г. государственный контроль был распространен на лицензирование практикующих врачей. [42] Эта последняя реформа привела к новому иерархическому разделению между практикующими врачами, создав медицинскую элиту из дипломированных врачей и хирургов , которые имели право практиковать на всей территории штата, и скромными офицерами здравоохранения , которые получили меньшую подготовку и могли предлагать свои услуги только бедняков, и им было ограничено место, где они могли практиковать. [43] Эта национальная система медицинского регулирования, находящаяся под контролем государства, экспортировалась в регионы наполеоновского завоевания, такие как Италия, Рейнская область и Нидерланды. [44] стала парадигмой на Западе и в странах, принявших западные медицинские системы. [45] Предлагая государственную защиту лицензированным врачам и устанавливая медицинскую монополию в принципе, это, однако, не устранило конкуренцию со стороны нелегальных практикующих врачей. [46]

Нетрадиционная медицина девятнадцатого века

[ редактировать ]

С конца восемнадцатого века и более энергично с середины девятнадцатого века на Западе развивался ряд нетрадиционных медицинских систем, которые предлагали оппозиционные медицинские системы, критиковали ортодоксальных врачей, подчеркивали ориентацию на пациента и предлагали замену методам лечения, предлагаемым медицинский мейнстрим. [47] Хотя ни медицинский рынок, ни нерегулярные практикующие врачи не исчезли в девятнадцатом веке, сторонники альтернативных медицинских систем во многом отличались от предприимчивых шарлатанов прошлого века тем, что избегали показной саморекламы и вместо этого принимали более трезвую и серьезную самопрезентацию. [48] Отношения между медицинской ортодоксальностью и инакомыслием были сложными, обе категории содержали значительное разнообразие, подвергались существенным изменениям на протяжении всего периода, а различия между ними часто были размытыми. [49]

Многие альтернативные представления выросли из движения «Лебенсреформ» , которое подчеркивало благость природы, вред обществу, людям и природе, причиненный индустриализацией, важность целостного человека, тела и разума, силу солнца и доброта «старых способов». [50] [51] [52] [53] [54]

Разнообразие альтернативных медицинских систем, возникших в этот период, можно приблизительно классифицировать в зависимости от предлагаемой формы лечения. Это были: те, кто использовал духовные или психологические методы лечения, такие как гипноз ( месмеризм ); диетотерапия, основанная на специальных диетах, таких как медицинская ботаника; медикаментозная и биологическая терапия, такая как гомеопатия и гидротерапия ; и манипулятивную физиотерапию, такую ​​как остеопатия и хиропрактика- массаж. [55] Нетрадиционная медицина может определять здоровье с точки зрения концепций баланса и гармонии или поддерживать виталистические доктрины тела. Болезнь можно понимать как вызванную накоплением телесных токсинов и нечистот, возникшую в результате магических, духовных или сверхъестественных причин, или как возникающую из-за энергетических блокировок в теле, так что лечебные действия могут представлять собой передачу энергии от практикующего к пациенту. [55]

Месмеризм

[ редактировать ]
Франц Антон Месмер (1734–1815)

Месмеризм — это медицинская система, предложенная в конце восемнадцатого века врачом, получившим образование в Вене, Францем Антоном Месмером (1734–1815), в честь которого она названа. [56] Основой этой доктрины было заявленное Месмером открытие новой эфирной жидкости, животного магнетизма , которая, как он утверждал, пронизывает вселенную и тела всех живых существ и правильный баланс которой имеет основополагающее значение для здоровья и болезней. [57] Животный магнетизм был лишь одним из ряда постулируемых тонких жидкостей и веществ, таких как теплород , флогистон , магнетизм и электричество , которые затем наполнили научную литературу. [58] В нем также отражена докторская диссертация Месмера De Planatarum Influxu («О влиянии планет»), в которой исследовалось влияние гравитационного воздействия планетарных движений на заполненные жидкостью ткани тела. [59] Его внимание к магнетизму и терапевтическому потенциалу магнитов было основано на чтении Парацельса , Афанасия Кирхера и Иоганна Баптиста ван Гельмонта . [60] Однако непосредственный толчок к его медицинским спекуляциям дало лечение пациентки Франциски Остерлин, которая страдала от эпизодических припадков и конвульсий , которые вызывали рвоту, обмороки, временную слепоту и паралич. Его лечение заключалось в размещении на ее теле магнитов, которые постоянно вызывали приступы конвульсий и последующее ослабление симптомов. [61] По мнению Месмера, логика этого лечения предполагала, что здоровье зависит от непрерывного потока предполагаемой магнитной жидкости и что плохое здоровье является следствием ее блокировки. Его методы лечения утверждали, что решают эту проблему либо путем прямой передачи его собственного чрезмерного и естественного животного магнетизма своим пациентам посредством прикосновения, либо посредством передачи этих энергий от магнитных объектов. [62]

Карикатура на практикующего животного магнетизма, лечащего пациента, ок. 1780 г.

К 1775 году австрийская практика Месмера процветала, и он опубликовал текст «Написал о магнитном лечении иностранному врачу» , в котором впервые изложил свой тезис о животном магнетизме. [63] Однако в 1778 году он оказался втянутым в скандал, возникший из-за лечения молодого слепого пациента, связанного с венским двором, и переехал в Париж, где основал медицинский салон «Общество гармонии» для лечения пациенты. [64] Набирая клиентскую базу, состоящую преимущественно из светских женщин среднего и высшего классов, Месмер проводил групповые сеансы в своем великолепном салоне-клинике, в котором физически доминировал большой деревянный резервуар с крышкой, известный как бакет , содержащий железо. , стекло и другой материал, намагниченный Месмером и наполненный «намагниченной водой». [65] На этих сеансах пациентам предлагалось держаться за металлические стержни, исходящие из ванны, которая служила резервуаром животного магнетизма, исходящего от Месмера и его клиентов. [66] Месмер, посредством очевидной силы своей воли – нередко с помощью пристального взгляда или применения палочки – затем направлял эти энергии в пораженные тела своих пациентов, стремясь спровоцировать либо «кризис», либо состояние, подобное трансу. ; результаты, которые, по его мнению, были необходимы для исцеления. [67] Терпеливые заявления об излечении обеспечили Месмеру значительный и модный успех в Париже конца восемнадцатого века, где он вызвал сенсацию и скандал. [67]

Популярная карикатура на месмеризм подчеркивала эротизированный характер лечения как зрелища: «Здесь врач в сиреневом или пурпурном халате, на котором вышивкой нарисованы самые яркие цветы, самым утешающим образом разговаривает со своими пациентами: его руки мягко обнимают ее. поддерживать ее в спазмах, и его нежный горящий взгляд выражает желание утешить ее». [68] В ответ главным образом на намек на сексуальную непристойность и политический радикализм, пропитавший эти сеансы , в 1784 году месмеризм стал предметом расследования назначенной королевской семьей научной группы престижной Французской медицинской академии. [69] [n 4] Его выводы заключались в том, что животный магнетизм на самом деле не имел под собой никакой основы и что исцеление Месмера достигалось силой внушения . [72] Отчет комиссии, хотя и наносит ущерб личному статусу Месмера и профессиональным амбициям тех врачей факультета, которые переняли месмерическую практику, [n 5] мало что сделало, чтобы помешать распространению доктрины животного магнетизма. [69]

1843 года Карикатура из журнала Punch , изображающая Джона Эллиотсона, «играющего в мозг» загипнотизированной женщины из рабочего класса.

В Англии месмеризм пропагандировал Джон Эллиотсон , профессор практической медицины Университетского колледжа Лондона , основатель и президент Лондонского френологического общества. [73] Выдающийся и прогрессивный ортодоксальный врач, он был президентом Лондонского медико-хирургического общества и одним из первых внедрил стетоскоп в английскую медицинскую практику. [74] Он познакомился с месмеризмом летом 1837 года французским врачом и бывшим учеником Месмера Дюпоте, который считается оказавшим наиболее значительное перекрестное влияние на развитие месмеризма в Англии. [75] Эллиотсон считал, что животный магнетизм обеспечивает основу для рассмотрения разума и воли в материальном плане, что позволяет изучать их как медицинские объекты. [76] Первоначально при поддержке The Lancet , реформистского медицинского журнала, [77] ему удалось продемонстрировать научные свойства животного магнетизма как физиологического процесса на пациентах благотворительной организации, преимущественно женского пола, находящихся под его наблюдением в больнице Университетского колледжа. [76] Пациенты из рабочего класса отдавались предпочтение в качестве подопытных для проявления физических свойств месмеризма на нервной системе , поскольку, поскольку они якобы были более животными и машинными, чем их социальное начальство, считалось, что их личные характеристики с меньшей вероятностью будут мешать экспериментальному процессу. [78] Он стремился низвести своих испытуемых до статуса механических автоматов, утверждая, что он мог, благодаря свойствам животного магнетизма и умиротворяющим измененным состояниям сознания, которые он вызывал, «играть» их мозгами, как если бы они были музыкальными инструментами . [79]

Две пациентки благотворительной организации ирландского происхождения, сестры-подростки О'Кей, оказались особенно важными для все более популярных и публичных демонстраций Эллиотсона месмерического лечения. Первоначально его методы магнетизации использовались для лечения общего диагноза сестер - истерии и эпилепсии, для контроля или сокращения их судорожных приступов. К осени 1837 года Эллиотсон перестал относиться к О'Ки просто как к подходящим объектам для лечения и вместо этого стремился использовать их в качестве диагностических инструментов. [80] В состояниях гипнотического транса сестры О'Кей из-за очевидной повышенной чувствительности их нервной системы и сенсорного аппарата вели себя так, как если бы они обладали способностью видеть сквозь твердые объекты, включая человеческое тело, и тем самым помогать в медицинской диагностике. . Однако, поскольку их слава соперничала со славой Эллиотсона, О'Кей вели себя менее как человеческие диагностические машины и становились все более непримиримыми к медицинским властям и присваивали себе право исследовать, диагностировать, назначать лечение и давать прогнозы. [81] Появление этой угрозы медицинскому мастерству в виде пары девочек-подростков из рабочего класса без медицинского образования вызвало всеобщее беспокойство среди медицинского истеблишмента и стоило Эллиотсону одного из его первых и влиятельных сторонников, ведущего сторонника медицинской реформы Томаса. Уокли . [82] Уокли, редактор The Lancet , первоначально надеялся, что научные эксперименты Эллиотсона с животным магнетизмом могут способствовать осуществлению программы медицинской реформы в укреплении авторитета профессии посредством производства научной истины и, что не менее важно, в период, когда властные отношения Между врачами и пациентами происходили переопределения, неподвижные тела пациентов. [83] Возмущенный провокационными выступлениями О'Кей, Уэйкли убедил Эллиотсона представить свою месмерическую практику на суд в августе 1838 года перед судом присяжных из десяти джентльменов, в ходе которого он обвинил сестер в мошенничестве, а своего коллегу - в легковерности. [84] После серии жалоб, поданных в Медицинский комитет больницы Университетского колледжа, они решили выписать О'Кей вместе с другими месмерическими субъектами в больнице, и Эллиотсон в знак протеста подал в отставку со своего поста. [85]

Эта неудача, хотя и исключила Эллиотсона из медицинского учреждения, не положила конец ни его месмерической карьере, ни карьере месмеризма в Англии. С 1842 года он стал сторонником френомесмеризма – подхода, который объединил принципы френологии с животным магнетизмом и привел к расколу во Френологическом обществе. [86] [87] В следующем году он вместе с врачом, а затем президентом Френологического общества Уильямом Коллинзом Энглдью основал [88] главный журнал по животному магнетизму под названием «Зойст: журнал церебральной физиологии и месмеризма и их применения к благополучию человека» , ежеквартальное издание, которое выходило до своего пятьдесят второго номера в январе 1856 года. [86] [89] Месмерические общества, которым часто покровительствовали представители научной и социальной элиты, были созданы во многих крупных населенных пунктах Британии, начиная с 1840-х годов. [90] Некоторые достаточно обеспеченные общества, например, в Лондоне , Бристоле и Дублине, Ирландия , поддерживали месмерические лазареты, в которых работали постоянные месмерические практики. [90] Из-за конкурирующего роста спиритизма и психических исследований к середине 1860-х годов эти месмерические лазареты закрылись. [90]

Первая операция под эфиром , картина Роберта Хинкли (1881–1896). Эта операция на челюсти пациентки состоялась в Бостоне 19 октября 1846 года. Уильям Мортон выступал в роли анестезиолога, а Джон Морроу - хирурга.

В 1840-е годы в Великобритании также наблюдался поток странствующих магнетизеров, которые устраивали публичные представления, платя зрителям за демонстрацию своего ремесла. [91] Эти гипнотические театры, задуманные отчасти как средство привлечения прибыльной частной клиентуры, функционировали как общественные форумы для дебатов между скептиками и верующими о том, были ли представления подлинными или представляли собой мошенничество. [91] Чтобы установить, что потеря чувствительности во время гипнотического транса была реальной, эти странствующие месмеристы часто прибегали к весьма жестоким методам, включая выстрелы из огнестрельного оружия рядом с ушами загипнотизированных субъектов, прокалывание их иголками, нанесение кислоты на кожу и ножи под их тела. ногти. [91]

Подобные проявления анестезирующих свойств месмеризма вдохновили некоторых практикующих врачей на попытку хирургического вмешательства на субъектах, находящихся под воздействием магнетизма. [92] Во Франции первая крупная операция такого рода была опробована, по-видимому, успешно, еще в 1828 году во время процедуры мастэктомии. [93] В Британии первая серьезная хирургическая процедура, предпринятая пациенту, находившемуся под гипнозом, произошла в 1842 году, когда Джеймсу Уомбеллу, чернорабочему из Ноттингема, ампутировали ногу. [94] Находясь под гипнозом в течение нескольких дней перед операцией адвоката по имени Уильям Топэм, Уомбелл не проявлял никаких признаков боли во время операции и впоследствии сообщил, что операция прошла безболезненно. [95] Эта версия была оспорена многими представителями медицинского сообщества, которые считали, что Уомбелл обманным путем скрывал боль от ампутации как во время, так и после процедуры. [96] Не испугавшись, в 1843 году Эллиотсон продолжал выступать за использование животного магнетизма в хирургии, опубликовав « Многочисленные случаи хирургической операции без боли в месмерическом состоянии» . [97] Это ознаменовало начало кампании лондонских месмеристов по закреплению этой практики в британских больницах, убеждая как врачей, так и широкую общественность в ценности хирургического месмеризма. [98] Месмерическая хирургия пользовалась значительным успехом в период с 1842 по 1846 год, и колониальная Индия стала особым оплотом этой практики; Слух о его успехе распространился в Великобритании через журнал Zoist и публикацию в 1846 году книги « Месмеризм в Индии и его практическое применение в хирургии и медицине» Джеймса Эсдейла, шотландского хирурга из Ост-Индской компании и главного сторонника животного магнетизма на субконтиненте. . [99]

Хотя в предыдущие годы некоторые хирурги и дантисты проводили периодические эксперименты с анестезирующими веществами, только в 1846 году использование эфира в хирургии стало популяризироваться среди практикующих ортодоксальных врачей. [93] И это несмотря на то, что десенсибилизирующее действие широко доступных химикатов, таких как эфир и закись азота, было широко известно и являлось частью общественных и научных демонстраций на протяжении предыдущих полувека. [100]

Особенностью распространения магнетизма в Новом Свете была его растущая связь со спиритизмом. [101] К 1830-м годам месмеризм начал распространяться в Соединенных Штатах среди таких фигур, как интеллектуальный прародитель «Новая мысль движения » Финеас Паркхерст Куимби , чье лечение сочетало словесное внушение с прикосновением. [102] Самая знаменитая «ученица» Куимби, Мэри Бейкер Эдди основала «медико-религиозный гибрид», Христианскую науку . , во второй половине девятнадцатого века [103] В 1840-х годах американский спиритуалист Эндрю Джексон Дэвис стремился объединить животный магнетизм с духовными верованиями и постулировал, что телесное здоровье зависит от беспрепятственного движения «духа», понимаемого как текучая субстанция, по всему телу. Как и в случае с Куимби, целительская практика Дэвиса включала использование прикосновений. [102]

Остеопатические и хиропрактики манипуляции

[ редактировать ]

основанные на традиции «вживления костей» и вере в поток сверхъестественных энергий в теле (витализм), Остеопатия и хиропрактика, развивались в США в конце 19 века. Британская школа остеопатии была основана в 1917 году. [104] но это было в 1960-х годах, когда в Великобритании был открыт первый колледж хиропрактики. [105] Теории и методы хиропрактики (которые касаются подвывихов или небольших смещений позвоночника и других суставов) не согласуются с современными знаниями ортодоксальной медицины о биомеханике позвоночника. [106] Помимо преподавания остеопатической манипулятивной медицины (ОММ) и теории, остеопатические колледжи в США постепенно стали иметь те же курсы и требования, что и биомедицинские школы, в результате чего врачи-остеопаты (ОД), практиковавшие ОММ, считались практикующими традиционную биомедицину в США. НАС. Однако принятие Закона об остеопатах (1993 г.) и Закона о хиропрактиках (1994 г.) впервые создало автономное законодательное регулирование для двух методов CAM-терапии в Великобритании. [107]

История хиропрактики

[ редактировать ]

Хиропрактика началась в Соединенных Штатах в 1895 году, когда Дэниел Дэвид Палмер провел первую хиропрактику на частично глухом уборщике, который затем заявил, что стал лучше слышать в результате манипуляций. [108] Два года спустя Палмер открыл школу хиропрактики. Ранняя философия хиропрактики была основана на витализме, натурализме , магнетизме, спиритуализме и других ненаучных конструкциях. Палмер утверждал, что объединил науку и метафизику . [109] Первые описания Палмера и основная философия хиропрактики описывали тело как «машину», частями которой можно манипулировать для получения немедикаментозного лечения, что манипуляции на позвоночнике могут улучшить здоровье и что эффекты хиропрактики на позвоночнике опосредуются в первую очередь нервной системой. . [110]

Несмотря на их сходство, практикующие остеопаты стремились дифференцироваться, стремясь к регулированию практик. [111] В 1907 году при проверке нового закона мануальному терапевту из Висконсина было предъявлено обвинение в занятиях остеопатической медициной без лицензии . Медицинская практика без лицензии привела к тому, что многие мануальные терапевты, в том числе Д.Д. Палмер, были заключены в тюрьму. [111] Мануальные терапевты выиграли свое первое судебное дело, но судебные преследования, инициированные государственными медицинскими комиссиями, становились все более распространенными и успешными. Хиропрактики ответили политическими кампаниями за отдельные законы о лицензировании, начиная с остеопатов, и в конечном итоге добились успеха во всех пятидесяти штатах, от Канзаса в 1913 году до Луизианы в 1974 году.

В профессии хиропрактика возникли подразделения: «миксеры», сочетающие коррекцию позвоночника с другими методами лечения, и «натуралы», полагающиеся исключительно на коррекцию позвоночника. Конференция, спонсируемая Национальными институтами здравоохранения в 1975 году, стимулировала развитие исследований в области хиропрактики. В 1987 году Американская медицинская ассоциация назвала хиропрактику «ненаучным культом». [112] и бойкотировал его, пока не проиграл антимонопольное дело 1987 года. [113]

Истории отдельных традиционных медицинских систем

[ редактировать ]

Аюрведическая медицина

[ редактировать ]

Аюрведа или аюрведическая медицина имеет более чем 5000-летнюю историю, которая сейчас вновь появляется, поскольку тексты становятся все более доступными в современных английских переводах. В этих текстах делается попытка перевести санскритские версии, которые оставались скрытыми в Индии со времен британской оккупации с 1755 по 1947 год. [114] [115] [116] Поскольку современные археологические свидетельства из Хараппы и Мохенджа-Даро распространяются, Аюрведа теперь признана старейшей в мире концепцией здоровья и болезней, открытой человеком, и старейшей постоянно практикуемой системой медицины. Аюрведа – это мировоззрение, которое защищает преданность человека и его подчинение силам природы, которые все чаще раскрываются в современной физике, химии и биологии. Он основан на интерпретации болезни и здоровья, которая параллельна силам природы, наблюдая за солнечным огнем и проводя аналогии с огнём тела; наблюдение потоков в Природе и описание потоков в теле, называя принцип Вата; наблюдение за преобразованиями в Природе и описание преобразований в теле, называя принцип Питтой; и наблюдение стабильности в Природе и описание стабильности в теле, называя этот принцип Капхой. [117]

Аюрведу можно определить как систему медицины, описанную в великих медицинских энциклопедиях, связанных с названиями Чарака, Сушрута и Бхела , составленных и переиздававшихся на протяжении нескольких столетий, примерно с 200 г. до н. э. до примерно 500 г. н. э., и написанных на санскрите. [ нужна ссылка ] Эти дискурсивные сочинения были собраны и систематизированы примерно в 600 г. н.э. Вагбхаттой для создания Аштангахридаясамхита («Сборник медицины сердца»), который стал самым популярным и широко используемым учебником аюрведической медицины в истории. [118] Работы Вагбхаты были переведены на многие другие языки и приобрели влияние во всей Азии. [119]

Его предыстория восходит к ведической культуре, а его распространение в письменной форме процветало во времена буддизма . [119] Хотя в гимнах Атхарваведы и Ригведы упоминаются некоторые лекарственные травы, защитные амулеты и исцеляющие молитвы, которые повторяются в зашифрованных шлоках более поздних аюрведических трактатов, самое раннее историческое упоминание об основных структурных и теоретических категориях аюрведической медицины встречается в буддийских палийских трактатах. Трипитака , или Канон. [ нужна ссылка ]

Аюрведа изначально произошла от Вед , как следует из названия, и впервые была организована и записана на санскрите в зашифрованной форме врачами, обучающими своих студентов разумной практике исцеления. Эти шифры называются шлоками и намеренно разработаны так, чтобы включать в себя несколько значений, которые должны быть правильно интерпретированы и известны знающему практикующему как «тантра юкти». Аю означает долголетие или здоровую жизнь, а веда означает интерпретируемые человеком и наблюдаемые истины и доказуемую науку. Принципы Аюрведы включают систематические средства получения доказательств, в том числе истину путем наблюдения и экспериментирования, пратьякшу; внимание к преподавателям с достаточным опытом работы, аптупадеша; аналогия с вещами, наблюдаемыми в Природе, анумана; и логический аргумент, юкти.

Он был основан на нескольких принципах, включая яму (время) и нияму (саморегуляция), и делал упор на распорядок дня и соблюдение циклов, как это видно в Природе. Например, он предписывает регулировать привычки так, чтобы они соответствовали потребностям тела, а не причудливому разуму или развивающейся и меняющейся природе человеческого интеллекта. Таким образом, последователям аюрведической медицины следует принимать пищу только тогда, когда они инстинктивно голодны, а не в произвольно установленное время приема пищи. Аюрведа также учит, что, когда человек устал, не стоит есть или пить, а нужно отдыхать, поскольку огонь в организме слаб и ему необходимо собирать энергию, чтобы зажечь ферменты, необходимые для переваривания пищи. Те же принципы упорядоченного образа жизни, называемые Диначарья, утверждают, что работа является оправданием отдыха, и чтобы получить достаточный сон , нужно подвергать тело строгим упражнениям. [120] Периодическое голодание или воздержание от еды и питья в течение коротких периодов в один или два дня помогает регулировать процесс выведения и предотвращает болезни. Лишь в последующие годы практикующие эту систему увидели, что люди не платят за их услуги, и, чтобы заставить своих клиентов платить, они сначала ввели лечебные травы, а позже даже начали использовать металлы и неорганические химические соединения в форме таблеток или микстур для борьбы с симптомами.

Эмиграция с Индийского субконтинента в 1850-х годах привела к появлению практиков Аюрведы («Науки о жизни»). [121] медицинская система, насчитывающая более 2500 лет, [115] его распространение за пределами азиатских сообществ было ограничено отсутствием конкретных экспортных навыков и англоязычных справочников до тех пор, пока адаптированные и модернизированные формы, Нью Эйдж Аюрведа и Махариши Аюрведа, не перешли под эгидой CAM в 1970-х годах в Европу. [ нужна ссылка ] В Великобритании практикующие унани известны как хакимы, а практикующие аюрведу известны как вайдьи. Беря свое начало в Аюрведе, индийская натуропатия включает в себя множество целостных практик и натуральных средств и становится все более популярной после прибытия волны индийских иммигрантов после Второй мировой войны. [ нужна ссылка ] В персидской работе по греческим лекарствам Унани используются некоторые материалы, аналогичные аюрведическим, но они основаны на философии, более близкой к греческим и арабским источникам, чем к аюрведе. [122] Беженцы, спасавшиеся от войны между Йеменом и Аденом в 1960-х годах, поселились недалеко от портов Кардиффа и Ливерпуля, и сегодня практикующие эту ближневосточную медицину известны как ваиды. [ нужна ссылка ] .

В США популярность Аюрведы возросла с 1990-х годов, поскольку американцы индийского происхождения стали частью основных средств массовой информации, а знаменитости стали чаще посещать Индию. Кроме того, многие американцы едут в Индию с целью медицинского туризма, чтобы воспользоваться услугами известных аюрведических медицинских центров, которые лицензированы и сертифицированы правительством Индии и широко законны в качестве варианта лечения хронических заболеваний. AAPNA, Ассоциация аюрведических специалистов Северной Америки, www.aapna.org, [123] насчитывает более 600 медицинских работников, в том числе обученных вайдьев из аккредитованных школ Индии, сертифицированных правительством Индии, которые в настоящее время работают консультантами по вопросам здравоохранения и практикующими холистическими практиками в США. В США существует более 40 школ Аюрведы, которые предоставляют зарегистрированное высшее образование и действуют в основном как частные предприятия вне легальной медицинской системы, поскольку в Министерстве образования США еще нет системы одобрения. Практикующие врачи, окончившие эти школы и прибывшие с дипломами из Индии, практикуют легально в соответствии с Законом о свободе здоровья, легализованным в 13 штатах. Сертификацию и единый стандарт образования разрабатывает международный CAC, Council of Ayurvedic Credentialing, www.cayurvedac.com, [124] Учитывая лицензионные программы Аюрведы, действующие при Министерстве здравоохранения и благосостояния семьи правительства Индии, отдел AYUSH . В Индии более 600 000 практикующих врачей Аюрведы. Аюрведа — легальная и законная медицинская система во многих странах Южной Азии.

Китайская культура

[ редактировать ]

Традиционная китайская медицина имеет более чем 4000-летнюю историю как система медицины, основанная на философской концепции баланса ( инь и ян , ци , кровь , цзин , телесные жидкости , пять элементов , эмоции и дух ). здоровью, которое уходит корнями в даосскую философию и китайскую культуру . Таким образом, концепция альтернативной формы терапевтической практики встречается только в западном мире.

Прибытие в Великобританию тысяч китайцев в 1970-х годах привело к появлению традиционной китайской медицины – системы, восходящей к бронзовому веку или ранее, которая использовала иглоукалывание , травы, диету и физические упражнения. [125] Сегодня в Великобритании зарегистрировано более 2000 практикующих врачей.

С 1970-х годов

[ редактировать ]

До 1970-х годов западных практикующих врачей, не входивших в медицинский истеблишмент, называли «нерегулярными практикующими», «целителями без лекарств» или «санипрактиками». [126] [127] и были отвергнуты медицинским истеблишментом как ненаучные или шарлатанские. [1] Нерегулярная практика все больше маргинализировалась как шарлатанство и мошенничество, поскольку западная медицина все больше включала научные методы и открытия и, соответственно, увеличивала успех своих методов лечения. В 1970-х годах нерегулярные практики были сгруппированы с традиционными практиками незападных культур, а также с другими недоказанными или опровергнутыми практиками, которые не были частью биомедицины, и вся группа начала продаваться и продвигаться как «альтернативная медицина». [1] [4] После контркультурного движения 1960-х годов, вводящих в заблуждение маркетинговых кампаний, пропагандирующих «альтернативную медицину» как эффективную «альтернативу» биомедицине, а также изменения общественного отношения к отказу от использования химических веществ, бросая вызов истеблишменту и авторитетам любого рода, чувствительности к предоставлению равной меры ценности и убеждения других культур и их практики через культурный релятивизм , добавление постмодернизма и деконструктивизма к способам мышления о науке и ее недостатках, а также с растущим разочарованием и отчаянием пациентов по поводу ограничений и побочных эффектов доказательной медицины , использования альтернативной медицины. на западе начал расти, а затем начался взрывной рост, начиная с 1990-х годов, когда высокопоставленные политические деятели начали продвигать альтернативную медицину и начали перенаправлять государственные средства на медицинские исследования на исследования альтернативной, дополнительной и интегративной медицины. [1] [2] [3] [4] [14] [15] [16]

1970-е - 1980-е годы

[ редактировать ]

1990-е по 2010-е годы

[ редактировать ]
Сенатор Том Харкин на пресс-конференции.

В 1991 году, после того как сенатор США Томас Харкин убедился, что его аллергию можно вылечить с помощью таблеток пчелиной пыльцы , он использовал 2 миллиона долларов из своих дискреционных фондов на создание Управления альтернативной медицины (OAM), чтобы проверить эффективность альтернативной медицины и предупредить общественности как результаты проверки его эффективности. [128] В заявлении миссии OAM говорилось, что оно «посвящено изучению дополнительных и альтернативных методов лечения в контексте строгой науки; обучению исследователей дополнительной и альтернативной медицины; а также распространению авторитетной информации среди общественности и специалистов». Джозеф М. Джейкобс был назначен первым директором OAM в 1992 году. Настойчивость Джейкобса в отношении строгой научной методологии вызвала разногласия с сенатором Харкиным. Харкин раскритиковал «несгибаемые правила рандомизированных клинических испытаний» и, ссылаясь на использование пчелиной пыльцы для лечения аллергии, заявил: «Научному сообществу не обязательно понимать этот процесс, прежде чем американское общество сможет извлечь пользу из этих методов лечения». [129] Растущее политическое сопротивление использованию научной методологии подверглось публичной критике со стороны доктора Джейкобса, а другой член правления OAM пожаловался, что «ерунда проникла во все аспекты этой должности». [ нужна ссылка ] В 1994 году сенатор Харкин в ответ появился на телевидении вместе с больными раком, которые обвинили доктора Джейкобса в том, что он заблокировал им доступ к непроверенному лечению рака, что привело Джейкобса в отчаянии к отставке. OAM вызвало растущую критику со стороны выдающихся представителей научного сообщества: от нобелевского лауреата, критиковавшего деградирующие части НИЗ до уровня, прикрывающего шарлатанство, и президента Американского физического общества, критикующего расходы на методы тестирования, которые «нарушают основные законы». физики и более явно напоминают колдовство». [ нужна ссылка ] В 1998 году президент Медицинской ассоциации Северной Каролины публично призвал закрыть OAM. Директор НИЗ поставил ОАМ под более строгий научный контроль НИЗ. [ нужна ссылка ]

В 1998 году сенатор Харкин отреагировал на критику и более строгий научный контроль со стороны НИЗ, подняв ОАМ до уровня независимого центра, увеличив его бюджет до 90 миллионов долларов в год и переименовав его в Национальный центр дополнительных и альтернативных исследований. Медицина (NCCAM). Конгресс США безоговорочно одобрил ассигнования. NCCAM имел мандат на продвижение более строгого и научного подхода к изучению альтернативной медицины, исследовательской подготовке и развитию карьеры, информационно-просветительской работе и интеграции. В 2014 году агентство было переименовано в Национальный центр дополнительного и интегративного здравоохранения (NCCIH). Устав NCCIH требует, чтобы 12 из 18 членов совета были выбраны с предпочтением ведущих представителей дополнительной и альтернативной медицины, 9 членов должны быть лицензированными практиками альтернативной медицины, 6 членов должны быть общественными лидерами в области государственная политика, право, политика здравоохранения, экономика и менеджмент, и 3 члена должны представлять интересы отдельных потребителей дополнительной и альтернативной медицины. [ нужна ссылка ]

В 2001 году Белый дом учредил Комиссию Белого дома по политике дополнительной и альтернативной медицины. [130]

К 2009 году бюджет NCCIH вырос с ежегодных расходов примерно в 2 миллиона долларов на момент его создания до 123 миллионов долларов в год. [131] В 2009 году, после того как в течение 17 лет правительственные испытания почти не дали четко доказанной эффективности альтернативных методов лечения, сенатор Харкин пожаловался: «Одной из целей этого центра было исследование и проверка альтернативных подходов. Честно говоря, я должен публично заявить, что он потерпел неудачу, откровенно говоря, что в этом центре и в офисе, предшествующем ему, большая часть его внимания была сосредоточена на опровержении вещей, а не на поиске и одобрении». [132] В 2009 году члены научного и биомедицинского сообщества жаловались, что после 10 лет испытаний, стоимость которых составила более 2,5 миллиардов долларов на тестирование научно и биологически неправдоподобных практик, почти ни одна альтернативная терапия не показала явной эффективности. [131]

С 1990 по 1997 год использование альтернативной медицины в США выросло на 25%, что привело к соответствующему увеличению расходов на 50%. [133] К 2013 году 50% американцев использовали альтернативную медицину, а ежегодные расходы на CAM в США составили 34 миллиарда долларов. [134]

2010-е годы по настоящее время

[ редактировать ]

В 2017 году Национальная служба здравоохранения (NHS) Англии прекратила финансирование гомеопатии, «поскольку отсутствие каких-либо доказательств ее эффективности не оправдывало затрат». Великобритании в 2018 году Решение Высокого суда оставило в силе решение Национальной службы здравоохранения о прекращении финансирования гомеопатии. [135]

Другие периоды

[ редактировать ]

Термины «альтернативный» и «дополнительный», как правило, используются как взаимозаменяемые для описания широкого разнообразия методов лечения, которые пытаются использовать силы самоисцеления организма путем усиления естественных восстановительных процессов для восстановления здоровья. В древней Греции движение Гиппократа, которого обычно считают отцами медицины, на самом деле дало начало современной натуропатии и большей части сегодняшней КАМ. [136] Они уделяли большое внимание правильному питанию и здоровому образу жизни для восстановления равновесия; лекарства использовались больше для поддержки исцеления, чем для лечения болезней.

Дополнительные лекарства развивались на протяжении истории и формировались из примитивных практик; хотя многие из них были разработаны в 19 веке как альтернатива порой вредным практикам того времени, таким как кровопускание и очищение. В Великобритании медицинский разрыв между CAM и традиционной медициной характеризовался конфликтами, нетерпимостью и предубеждениями с обеих сторон, и в начале 20-го века CAM был практически объявлен вне закона в Великобритании: целители считались уродами, а гипнотерапевты подвергались неоднократным попыткам правовое ограничение. [137] Альтернативное движение за здоровье теперь воспринимается как часть современной жизни, развившись из массового возрождения в 1960-х годах, выступающего против деградации окружающей среды, нездорового питания и безудержного потребительства.

До прибытия римлян в 43 году нашей эры медицинская практика ограничивалась базовым использованием растительных материалов, молитв и заклинаний. Усвоив корпус Гиппократа, римляне принесли с собой обширный арсенал методов лечения травами и ввели концепцию больницы как централизованного лечебного центра. В Британии гидротерапия (использование воды внутрь или снаружи для поддержания здоровья и предотвращения болезней) восходит к римским курортам. [138] Это было дополнено практикой Дальнего Востока и Китая, внедренной торговцами, использующими Шелковый путь.

Во время католической и протестантской охоты на ведьм в 14-17 веках деятельность традиционных народных целителей была сильно ограничена, а знания часто терялись, поскольку существовали только в виде устной традиции. Масштабная эмиграция из Европы в Северную Америку в XVIII и XIX веках включала в себя как знание травничества, так и самих растений. Это было объединено с медициной коренных американцев, а затем реимпортировано в Великобританию, где оно реинтегрировалось с сохранившимися травяными традициями и превратилось в сегодняшнее движение медицинского траволечения . [139]

Естественный закон similia similibus curantur, или «подобное лечится подобным», был признан Гиппократом, но был разработан как практическая система лечения только в начале 19 века немцем доктором Самуэлем Ганеманом. [140] Гомеопатия была привезена в Великобританию в 1830-х годах доктором Куинном, который представил ее британской аристократии, покровительство которой продолжается и по сей день. Несмотря на разногласия в традиционных медицинских кругах, гомеопатия доступна в рамках Национальной службы здравоохранения, а в Шотландии примерно 25% врачей общей практики имеют квалификацию в области гомеопатии или прошли некоторую гомеопатическую подготовку. [141]

Влияние массовой иммиграции в Великобританию на CAM продолжается и в 21 веке. зародившаяся в Японии, Криотерапия, была разработана польскими исследователями в систему, которая, как утверждается, обеспечивает длительное облегчение при различных заболеваниях, таких как ревматизм, псориаз и мышечные боли. [142] Пациенты проводят несколько минут в камере, охлажденной до −110°С, в течение которых температура кожи падает примерно на 12°С.

Использование CAM широко распространено и растет во всем развитом мире. Британцам представлен широкий выбор методов лечения: от традиционных до инновационных и технологичных. Раздел 60 Закона о здравоохранении 1999 года позволяет создавать новые медицинские профессии на основании Указа, а не основного законодательства. [143] Это поднимает вопросы политики общественного здравоохранения, которая балансирует регулирование, обучение, исследования, доказательную базу и финансирование со свободой выбора в культурно разнообразном обществе.

Релятивистская перспектива

[ редактировать ]

Термин «альтернативная медицина» относится к системам медицинской мысли и практики, которые функционируют как альтернативы традиционной, основной медицине или существуют за ее пределами . [144] Альтернативная медицина не может существовать без устоявшейся, авторитетной и стабильной медицинской ортодоксальности, альтернативой которой она может выступать. Такая ортодоксальность утвердилась на Западе только в девятнадцатом веке посредством процессов регулирования, ассоциаций , институционального строительства и систематизированного медицинского образования . [145]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Более исчерпывающее определение традиционной медицины в современном западном обществе гласит, что она «пользуется одобрением, сотрудничеством и защитой правовой системы страны и других поддерживающих социальных институтов: государственных лицензионных и регулирующих советов, сторонних платежных систем, привилегированного доступа». к федеральным и частным исследовательским деньгам, высокому престижу и социальному статусу и сопутствующим выгодам, включая профессиональные ассоциации со значительной лоббистской силой и профессиональные ассоциации со значительной авторитетной репутацией». [23]
  2. ^ Эту позицию аргументировали такие медицинские комментаторы, как Марсия Энджелл и Джером Кассирер: «Пришло время научному сообществу перестать предоставлять альтернативной медицине бесплатный проезд. Не может быть двух видов медицины – традиционной и альтернативной. Есть только медицина». лекарство, которое прошло адекватные испытания, и лекарство, которое не прошло, лекарство, которое работает, и лекарство, которое может или не может работать. После того, как лечение прошло тщательные испытания, уже не имеет значения, считалось ли оно альтернативным с самого начала. достаточно безопасный и эффективный, он будет принят. Но утверждения, предположения и отзывы не заменяют доказательства. Альтернативные методы лечения должны подвергаться не менее строгим научным испытаниям, чем те, которые требуются для традиционных методов лечения». [24]
  3. Слово «шарлатан», впервые использованное на английском языке в начале семнадцатого века, представляет собой сокращенную форму слова «шарлатан», которое имеет голландское происхождение раннего Нового времени ( kwakzalver ; впервые записано в 1543 году) и описывает человека, который исцеляет, используя домашние средства. средства правовой защиты. Дальнейшие этимологические разработки носят умозрительный характер. [31] Рой Портер предполагает, что это указывало на врача, работающего с ртутью, поскольку ртуть , также известная как ртуть, тогда обычно использовалась для лечения сифилиса. [30] Оксфордский словарь английского языка предполагает, что слово «шарлатан» может происходить от голландского kwak , что означает мусор или металлолом, но первое использование слова в этом значении не зафиксировано до 1599 года. современное голландское слово « квакен» ( kwaken ), значение которого состоит в хвастовстве, крике или болтовне и может уничижительно относиться к оскорбительному рыночному продвижению шарлатанов и шарлатанов . Зальвер означает человека, использующего мази для лечения (от залвен – натирать мазью). В Германии шестнадцатого века термин «шарлатан» использовался ; в Швеции в семнадцатом веке это было kvacksalvare ; а в Дании восемнадцатого века можно найти кваксалвер . [31]
  4. ^ Месмер фактически стремился к такому исследованию, чтобы узаконить научный статус месмеризма. Однако он был разочарован тем, что они решили исследовать клинику одного из его помощников, Чарльза д'Эльсона, а не его собственную. [70] В эту комиссию входили четыре ведущих доктора медицинского факультета вместе с пятью членами Академии наук, в том числе Жан Сильвен Байи , Антуан Лавуазье и Бенджамин Франклин . Еще одна назначенная правительством комиссия по расследованию месмеризма, состоящая из членов Королевского медицинского общества, также была создана в 1778 году. [71]
  5. ^ Врачи, упорно практиковавшие животный магнетизм, были исключены из реестра медицинского факультета. [40]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Контркультурное исцеление: краткая история альтернативной медицины в Америке, Джеймс Уортон, PBS , 4 ноября 2003 г., «Линия фронта: Альтернативное решение: Clash: Контркультурное исцеление | PBS» . ПБС . Архивировано из оригинала 29 декабря 2007 г. Проверено 25 декабря 2007 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Природные лекарства – история альтернативной медицины в Америке, Джеймс К. Уортон, Oxford University Press, 2002, «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 июня 2015 г. Проверено 8 июня 2015 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  3. ^ Jump up to: а б с «Рост дополнительной и альтернативной медицины: социологическая перспектива», Ян Д. Коултер и Эван М. Уиллис, Медицинский журнал Австралии, 2004; 180 (11): 587–89
  4. ^ Jump up to: а б с д и Сэмпсон, В. (1995). «Аннаучные тенденции в развитии движения «Альтернативная медицина». Анналы Нью-Йоркской академии наук . 775 : 188–97. doi : 10.1111/ . PMID   8678416. j.1749-6632.1996.tb23138.x S2CID   2813395 .
  5. ^ Каспер и др. 2015 , Глава 14Е, с. 1.
  6. ^ Национальный научный совет (2002). «Глава 7: Наука и технологии: общественное отношение и общественное понимание, раздел: Вера в альтернативную медицину» . Научно-технические показатели . Арлингтон, Вирджиния: Отдел статистики научных ресурсов, Национальный научный фонд , правительство США . Архивировано из оригинала 12 марта 2009 г.
  7. ^ Angell & Kassirer 1998 .
  8. ^ Каспер и др. 2015 .
  9. ^ Комитет по использованию дополнительной и альтернативной медицины американской общественностью, Совет по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, Институт медицины, Национальные академии США (2005). Дополнительная и альтернативная медицина в Соединенных Штатах. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Национальной академии. ISBN   0309092701. , «Дополнительная и альтернативная медицина в США — Институт медицины» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 г. Проверено 8 июня 2015 г.
  10. ^ «Дополнительная медицина – альтернативные подходы к здоровью» . webmd.com . Архивировано из оригинала 1 июня 2015 года . Проверено 27 апреля 2018 г.
  11. ^ «Использование дополнительной и альтернативной медицины в Соединенных Штатах». Национальный центр дополнительного и интегративного здравоохранения, 1 июня 2015 г. Проверено 4 июня 2015 г., [1]
  12. ^ Байерштейн Б.Л. (2001). «Альтернативная медицина и распространенные ошибки рассуждений» . Академическая медицина . 76 (3): 230–37. дои : 10.1097/00001888-200103000-00009 . ПМИД   11242572 . S2CID   41527148 .
  13. ^ Хайнс, Теренс (2003). Лженаука и паранормальные явления (2-е изд.). Амерст, Нью-Йорк: Книги Прометея. ISBN  9781573929790 . ; Сэмпсон, Уолтер (март 2001 г.). «Необходимость реформы образования в преподавании альтернативных методов лечения» . Академическая медицина . 76 (3): 248–50. дои : 10.1097/00001888-200103000-00011 . ПМИД   11242574 . ; Коултер, Ян Д; Уиллис, Эван М. (июнь 2004 г.). «Рост дополнительной и альтернативной медицины: социологическая перспектива» . Медицинский журнал Австралии . 180 (11): 587–89. дои : 10.5694/j.1326-5377.2004.tb06099.x . ПМИД   15174992 . S2CID   15983789 . Архивировано из оригинала 26 июня 2015 г. ; Саган 1996 г.
  14. ^ Jump up to: а б «Альтернативное решение – Введение – FRONTLINE – PBS» . www.pbs.org . Архивировано из оригинала 30 января 2018 года . Проверено 27 апреля 2018 г.
  15. ^ Jump up to: а б Тенденции в использовании альтернативной медицины в Соединенных Штатах, 1990–1997: результаты последующего национального исследования. Айзенберг DM1, Дэвис Р.Б., Эттнер С.Л., Аппель С., Уилки С., Ван Ромпей М., Кесслер Р.С., JAMA. 11 ноября 1998 г.; 280 (18): 1569–75, «Архивная копия» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 24 июля 2015 г. Проверено 8 июня 2015 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  16. ^ Jump up to: а б Эдзард Эрнст; Сингх, Саймон (2008), Уловка или лечение: неоспоримые факты об альтернативной медицине, Нью-Йорк: WW Norton, ISBN   0-393-06661-4
  17. ^ Блекур и Асборн 1999a , с. 284
  18. ^ Рэмси 1999 , с. 287; Брэдли 2002 , с. 19
  19. ^ Брэдли 2002 , с. 19
  20. ^ Рэмси 1999 , с. 287; Ютте 2001 , с. 11
  21. ^ Jump up to: а б Ютте 1999 , с. 343
  22. ^ Ютте 2001 , с. 12
  23. ^ О'Коннор, Бонни Блэр (1995), Традиции исцеления: альтернативная медицина и медицинские профессии , Филадельфия, цитируется в Jütte 2001 , стр. 14–15.
  24. ^ Angell & Kassirer 1998 , p. 839
  25. ^ Рэмси 1999 , с. 287
  26. ^ Пикстоун 2006 , с. 261; Портер 1999 , с. 287
  27. ^ Jump up to: а б Портер 1999 , с. 287
  28. ^ Jump up to: а б Портер 1999 , с. 288
  29. ^ Пикстоун 2006 , с. 264.
  30. ^ Jump up to: а б Портер 1999 , с. 284.
  31. ^ Jump up to: а б OED Онлайн 2012a ; ОЭД онлайн 2012b
  32. ^ Портер 1988 , с. 5; Бивинс 2007 , с. 6
  33. ^ Портер 1999 , с. 284; Рэмси 1999 , с. 297
  34. ^ Портер 1988 , стр. 2–3.
  35. ^ Jump up to: а б Портер 1988 , с. 3.
  36. ^ Портер 1999 , с. 266.
  37. ^ Брантон 2004 , с. 119; Браун 2007 , стр. 238–39.
  38. ^ Jump up to: а б с д и ж г Пикстоун 2006 , с. 262
  39. ^ Рэмси 1999 , с. 290
  40. ^ Jump up to: а б Рэмси 1999 , с. 297.
  41. ^ Пикстоун 2006 , с. 267; Рэмси 1999 , с. 297
  42. ^ Jump up to: а б Пикстоун 2006 , с. 267; Портер 1999 , с. 352
  43. ^ Пикстоун 2006 , стр. 267–68; Портер 1999 , с. 352
  44. ^ Портер 1999 , с. 353
  45. ^ Рэмси 1999 , с. 298
  46. ^ Пикстоун 2006 , с. 268
  47. ^ Гевиц 1997 , с. 604; Марланд и Адамс 2009 , с. 503
  48. ^ Лаудон 1987 , стр. 116–17.
  49. ^ Брэдли 2002 , стр. 19–21.
  50. ^ Уильямс 2007 , с. 40.
  51. ^ Питерс, Эверр; Вилс, Каат (06 октября 2015 г.). «4: Амбивалентность либеральной политики здравоохранения: Lebensreform и медицина самопомощи в Бельгии: 1890–1914» . В Хьюсмане, Фрэнк; Остерхейс, Гарри (ред.). Здоровье и гражданственность: политические культуры здоровья в современной Европе . Рутледж. ISBN  9781317319030 .
  52. ^ Хакл, Ганс Томас; Макинтош, Кристофер (2014). Эранос: Альтернативная интеллектуальная история двадцатого века . Рутледж. п. 272. ИСБН  9781317548133 . Как мы можем объяснить сближение консервативно-фолькишских течений с фракцией Lebensreform, экологическим движением, ранним освобождением женщин и открытием альтернативных форм религии – сближение, которое кажется таким удивительным с сегодняшней точки зрения? Глубокую эмоциональную струну затрагивают темы собственного Народа, миролюбивой религии, местной почвы, требующей столь тщательного ухода, собственной матери, да и вообще «женского начала». Этот аккорд снова и снова вибрирует в одном и том же регистре, который лучше всего можно охарактеризовать немецким словом Geborgenheit, подразумевающим обнадеживающее чувство защищенности от всего нового и странного.
  53. ^ Фицджеральд М (2014). Диетические культы: удивительное заблуждение, лежащее в основе пристрастий к питанию, и руководство по здоровому питанию для остальных жителей США . Книги Пегаса. стр. 32–33. ISBN  978-1-60598-560-2 .
  54. ^ Мейер-Реншхаузен, Э; Вирц, А. (июль 1999 г.). «Диетика, реформа здравоохранения и социальный порядок: вегетарианство как моральная физиология. Пример Максимилиана Бирхер-Беннера (1867–1939)» . Медицинская история . 43 (3): 323–41. дои : 10.1017/s0025727300065388 . ПМЦ   1044148 . ПМИД   10885127 .
  55. ^ Jump up to: а б Ютте 2001 , с. 15
  56. ^ Бивинс 2007 , с. 80
  57. ^ Бивинс 2007 , с. 80; Гевиц 1997 , с. 620
  58. ^ Бивинс 2007 , с. 80; Шлун 2007 , с. 29
  59. ^ Портер 1999 , с. 285; Бивинс 2007 , с. 80; Шлун 2007 , с. 29
  60. ^ Шлун 2007 , с. 30.
  61. ^ Портер 1999 , с. 285
  62. ^ Портер 1999 , с. 285; Бивинс 2007 , с. 81; Гевиц 1997 , с. 620; Шлун 2007 , с. 29
  63. ^ Шлун 2007 , с. 35.
  64. ^ Шлун 2007 , с. 35; Бивинс 2007 , с. 81; Портер 1999 , с. 285
  65. ^ Портер 1999 , стр. 285–86; Бивинс 2007 , с. 81; Шлун 2007 , с. 35 н. 22
  66. ^ Портер 1999 , с. 286; Бивинс 2007 , с. 81
  67. ^ Jump up to: а б Бивинс 2007 , с. 81
  68. ^ Жан-Жак Поле, оправдание Месмера (Париж, 1784 г.), цитируется по Thompson 1999 , p. 86 н. 24
  69. ^ Jump up to: а б Бивинс 2007 , с. 82
  70. ^ Шлун 2007 , стр. 36–37.
  71. ^ Дарнтон 1968 , с. 62
  72. ^ Гевиц 1997 , с. 620
  73. ^ Бивинс 2007 , с. 83; Шлун 2007 , с. 50
  74. ^ Jacyna 2006 , стр. 21–22.
  75. ^ Шлун 2007 , стр. 48–49.
  76. ^ Jump up to: а б Бивинс 2007 , с. 84
  77. ^ Шлун 2007 , с. 50.
  78. ^ Зима 1998а , с. 62
  79. ^ Зима 1998a , стр. 62–63.
  80. ^ Шлун 2007 , с. 51
  81. ^ Шлун 2007 , стр. 52–53; Бивинс 2007 , с. 84; Зима 1998а , стр. 78, 79.
  82. ^ Шлун 2007 , с. 53; Бивинс 2007 , стр. 84–85; Яцина 2006 , с. 22
  83. ^ Шлун 2007 , с. 53 н. 79; Бивинс 2007 , стр. 84–85; Зима 1998а , с. 80; Барроу 1991 , с. 179
  84. ^ Уокли 1838 , стр. 805–11; Бивинс 2007 , с. 85
  85. ^ Стэнли 2003 , с. 289; Яцина 2006 , с. 23
  86. ^ Jump up to: а б Зима 1998а , с. 154
  87. ^ Яцина 2006 , с. 23
  88. ^ См. Уильям Коллинз Энглдью, доктор медицины.
  89. ^ Шлун 2007 , с. 47
  90. ^ Jump up to: а б с Зима 1998а , с. 156
  91. ^ Jump up to: а б с Зима 1998б , с. 32
  92. ^ Зима 1998b , стр. 32–33.
  93. ^ Jump up to: а б Зима 1998б , с. 34.
  94. ^ Яцина 2006 , с. 23; Зима 1998б , с. 33
  95. ^ Зима 1998b , с. 33
  96. ^ Зима 1998б.
  97. ^ Крэбтри 2008 , с. 569
  98. ^ Зима 2004 г. , стр. 103–04.
  99. ^ Зима 1998b , с. 35; Крэбтри 2008 , с. 569; Шлун 2007 , стр. 54–55.
  100. ^ Зима 1998b , стр. 33–34.
  101. ^ Рэмси 1999 , с. 303
  102. ^ Jump up to: а б Гевиц 1997 , с. 261
  103. ^ Шопфлин 2003 , стр. 6–7.
  104. ^ Нэш, К.; Тайреман, С. (2005). «Отчет о разработке концептуальной основы курса остеопатии в Британской школе остеопатии». Международный журнал остеопатической медицины . 8 : 29–37. дои : 10.1016/j.ijosm.2005.02.005 .
  105. ^ Англо-Европейский колледж хиропрактики (2008). История хиропрактики. Доступно: «История хиропрактики - Колледж хиропрактики AECC - Дэниел Дэвид Палмер» . Архивировано из оригинала 27 марта 2008 г. Проверено 1 апреля 2008 г.
  106. ^ Эрнст Э (2008). «Хиропрактика: критическая оценка» . J Управление болевым симптомом . 35 (5): 544–62. дои : 10.1016/j.jpainsymman.2007.07.004 . ПМИД   18280103 .
  107. ^ Стоун, Дж (2005). «Регулирование практиков CAM: размышления за последние 10 лет». Дополнительные методы лечения в клинической практике . 11 (1): 5–10. дои : 10.1016/j.ctcp.2004.12.001 . ПМИД   15984217 .
  108. ^ Палмер, Д.Д. (1910) Наука, искусство и философия хиропрактики Портленд, Орегон: Компания Portland Printing House Company
  109. ^ Лич, Роберт (2004). Теории хиропрактики: Учебник научных исследований . Липпинкотт, Уильямс и Уилкинс. п. 15. ISBN  978-0683307474 .
  110. ^ "98_04_13~1.PDF" (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 27 сентября 2009 г. Проверено 14 октября 2010 г.
  111. ^ Jump up to: а б Эрнст Э. (май 2008 г.). «Хиропрактика: критическая оценка» . Журнал управления болью и симптомами . 35 (5): 544–62. дои : 10.1016/j.jpainsymman.2007.07.004 . ISSN   0885-3924 . ПМИД   18280103 .
  112. ^ Джонсон С., Бэрд Р., Догерти П.Е., Глоуб Дж., Грин Б.Н., Ханелин М., Хоук С., Инджеян Х.С., Киллинджер Л., Копански-Джайлз Д., Лиси А.Дж., Миор С.А., Смит М. (2008). «Хиропрактика и общественное здравоохранение: современное состояние и видение будущего» . J Манипулятивная Физиол Тер . 31 (6): 397–410. дои : 10.1016/j.jmpt.2008.07.001 . ПМИД   18722194 .
  113. ^ Китинг Джей Си младший; Кливленд CS III; Менке М (2005). «История хиропрактики: введение» (PDF) . Ассоциация истории хиропрактики. Архивировано из оригинала (PDF) 24 апреля 2014 г. Проверено 16 июня 2008 г.
  114. ^ Чарака Самхита, пер. Кавиратна А.С., Шарма П. (пер.) Чарака Самхита, 2e, том. 1, Публикации сэра Сатгуру, Дели (1996).
  115. ^ Jump up to: а б Н.В. Кришнанкутти Варьер. История Аюрведы, Коттаккал Аюрведа Серия: 56, Арья Вайдья Сала, Коттаккал, 2005.
  116. ^ Ништешвар К. и Видьянатх Р. Справочник по истории Аюрведы, Офис санскритской серии Чоукхамба, Варанаси, переиздание 2007 г.
  117. ^ Шриканта Мурти КР. (2010). Чарака Самхита, т. 1, Джайкришнадас Аюрведа, серия 127, Чаухамбха Ориенталиа, Варанаси
  118. ^ Шрикумар Т. (2011). Аштанга Хридая, Сутрастхана-I. 3e, Больница Харисри, Маннути, Керала.
  119. ^ Jump up to: а б Ништешвар К. и Видьянатх Р. Справочник по истории Аюрведы, Офис санскритской серии Чоукхамба, Варанаси
  120. ^ Рао М.В. Учебник Свастхавритты, Chaukhambha Orientalia, Варанаси, 2007 г.
  121. ^ Дополнительная информационная служба здравоохранения Великобритании (2008). Аюрведа, Доступно: «Аюрведа и аюрведическая медицина» . Архивировано из оригинала 8 августа 2008 г. Проверено 1 апреля 2008 г.
  122. ^ Прафулла Чандра Рэй (1902). История индуистской химии с древнейших времен до середины шестнадцатого века нашей эры: с санскритскими текстами, вариантами, переводом и иллюстрациями, том. Я, Уильям и Норгейт, Лондон и Оксфорд, перепечатка из коллекций библиотек Калифорнийского университета.
  123. ^ «AAPNA – Ассоциация профессионалов аюрведы Северной Америки, Inc» . Ассоциация профессионалов аюрведы Северной Америки . Архивировано из оригинала 23 марта 2018 года . Проверено 27 апреля 2018 г.
  124. ^ «Совет по аттестации Аюрведы –» . www.cayurvedac.com . Архивировано из оригинала 8 октября 2017 года . Проверено 27 апреля 2018 г.
  125. ^ Робинсон, Н. (2006). «Интегрированная традиционная китайская медицина». Дополнительные методы лечения в клинической практике . 12 (2): 132–40. дои : 10.1016/j.ctcp.2006.01.006 . ПМИД   16648091 .
  126. ^ Уортон, Джеймс К. (1986). «Лекарственное исцеление в 1920-е годы: терапевтический культ санипрактики». Аптека в истории . 28 (1): 14–25. JSTOR   41110183 . ПМИД   11611864 .
  127. ^ «Медицина: Санипрактик» . ВРЕМЯ . 7 апреля 1958 года . Проверено 17 мая 2020 г.
  128. ^ Важные события в истории NCCAM. Архивировано 4 января 2015 г. в Wayback Machine.
  129. ^ Дэн Херли (2006). Естественные причины: смерть, ложь и политика в американской индустрии витаминов и травяных добавок . Нью-Йорк: Бродвейские книги . ISBN  978-0-7679-2042-1 .
  130. ^ Комиссия Белого дома по политике дополнительной и альтернативной медицины . Белый дом . Март 2002 г. ISBN.  0-16-051476-2 . Архивировано из оригинала 20 января 2017 г. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  131. ^ Jump up to: а б «Потрачено 2,5 миллиарда долларов, альтернативных лекарств не найдено» . Новости Эн-Би-Си . Ассошиэйтед Пресс . 10 июня 2009 г.
  132. Липсон, Питер (2 марта 2009 г.). Война Тома Харкина с наукой , Научная медицина, «Война Тома Харкина с наукой (или «знакомьтесь с новым боссом…») «Научная медицина» . 2 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 31 мая 2015 г. Проверено 8 июня 2015 г.
  133. ^ Айзенберг, DM; и др. (1998). «Тенденции в использовании альтернативной медицины в Соединенных Штатах, 1990–1997 годы: результаты последующего национального опроса» . ДЖАМА . 280 (18): 1569–75. дои : 10.1001/jama.280.18.1569 . ПМИД   9820257 .
  134. Книга вызывает тревогу по поводу альтернативной медицины, Лиз Сабо, USA Today , 2 июля 2013 г., «Книга вызывает тревогу по поводу альтернативной медицины» . США сегодня . Архивировано из оригинала 14 февраля 2015 г. Проверено 31 марта 2015 г.
  135. ^ «Гомеопатия» . nhs.uk. ​18 октября 2017 г. Проверено 5 апреля 2023 г.
  136. ^ Инглис, Б. (1979). Натуральная медицина. Лондон, Коллинз
  137. ^ Фулдер, С. (1996). Справочник по альтернативной и дополнительной медицине . 3-е издание. Лондон, Вермилион
  138. ^ Интернет-библиотека здоровья (2006). Что такое гидротерапия? Доступно: «Гидротерапия» . Архивировано из оригинала 17 мая 2008 г. Проверено 1 апреля 2008 г.
  139. ^ Григгс, Б. (1991). Зеленая аптека: история фитотерапии. Рочестер, Healing Arts Press
  140. ^ Йонас В.; Капчук Т.; Линде К. (2003). «Критический обзор гомеопатии». Анналы внутренней медицины . 138 (5): 393–99. дои : 10.7326/0003-4819-138-5-200303040-00009 . ПМИД   12614092 . S2CID   22787732 .
  141. ^ Парламент Шотландии (2004). Письменные ответы. Доступно: «Письменные ответы» . Архивировано из оригинала 5 июня 2011 г. Проверено 1 апреля 2008 г.
  142. ^ Марек UK Ltd. (2007). Криотерапия. Доступно: «Криогенная камера» . Архивировано из оригинала 9 апреля 2008 г. Проверено 1 апреля 2008 г.
  143. ^ Парламент Великобритании (2000). Дополнительная и альтернативная медицина – Специальный комитет по науке и технологиям, шестой отчет. Доступно: «Страница не найдена – Парламент Великобритании» . Архивировано из оригинала 09.11.2016 . Проверено 31 августа 2017 г.
  144. ^ Эскинази, Дэниел; Миндес, Джанет (2001). «Альтернативная медицина: определение, сфера применения и проблемы». Новости биотехнологий Азиатско-Тихоокеанского региона . 5 : 19–25. дои : 10.1142/S0219030301001793 .
  145. ^ Бивинс 2007 , с. 171

Источники

[ редактировать ]

Печатные источники

[ редактировать ]

Интернет-источники

[ редактировать ]
  • OED Online (2012a), «шарлатан, н.» , Оксфордский онлайн-словарь английского языка , Oxford University Press , получено 13 декабря 2012 г. (требуется подписка)
  • OED Online (2012b), «шарлатан, н.» , Оксфордский онлайн-словарь английского языка , Oxford University Press , получено 13 декабря 2012 г. (требуется подписка)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bcb8a85fbbbac51ef71fd31304bd86ef__1722698100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bc/ef/bcb8a85fbbbac51ef71fd31304bd86ef.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of alternative medicine - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)