Jump to content

Вавилония

(Перенаправлено из вавилонской медицины )
Вавилония
𒆳𒆍𒀭𒊏𒆠   ( аккадский )
мать аккадца
1894 г. до н.э. – 539 г. до н.э.
Размеры Вавилонской империи в начале и конце правления Хаммурапи, расположенной на территории современного Ирака и Ирана.
The extent of the Babylonian Empire at the start and end of Hammurabi's reign, located in what today is modern day Iraq and Iran
CapitalBabylon
Official languages
Common languagesAkkadian
Aramaic
Religion
Babylonian religion
History 
• Established
1894 BC
539 BCE
Preceded by
Succeeded by
Sumer
Akkadian Empire
Achaemenid Empire
Today part of

Вавилония ( / ˌ b æ b ɪ ˈ l n i ə / ; аккадский : 𒆳𒆍𒀭𒊏𒆠 , māt Akkadī ) — древнее аккадскоязычное государство и культурная территория, базирующаяся в городе Вавилон в центрально-южной Месопотамии (современный Ирак и части Сирии и Ирана ). Оно возникло как амореями государство, населенное аккадцами, но управляемое ок. 1894 год до нашей эры . Во время правления Хаммурапи и впоследствии Вавилония ретроспективно называлась «страной Аккада» ( māt Akkadī на аккадском языке), что является преднамеренным архаизмом в отношении прежней славы Аккадской империи . [1] [2] Он часто был вовлечен в соперничество с более старыми этнолингвистически родственными государствами Ассирией на севере Месопотамии и Эламом на востоке в Древнем Иране . Вавилония на короткое время стала главной державой в регионе после того, как Хаммурапи ( ок. 1792–1752 гг . до н.э., средняя хронология или ок. 1696–1654 гг. до н.э., краткая хронология ) создал недолговечную империю, пришедшую на смену более ранней Аккадской империи, Третьей династии Ур и Старая Ассирийская империя . Вавилонская империя быстро распалась после смерти Хаммурапи и превратилась в небольшое царство, сосредоточенное вокруг города Вавилон.

Like Assyria, the Babylonian state retained the written Akkadian language (the language of its native populace) for official use, despite its Northwest Semitic-speaking Amorite founders and Kassite successors, who spoke a language isolate, not being native Mesopotamians. It retained the Sumerian language for religious use (as did Assyria which also shared the same Mesopotamian religion as Babylonia), but already by the time Babylon was founded, this was no longer a spoken language, having been wholly subsumed by Akkadian. The earlier Akkadian and Sumerian traditions played a major role in the descendant Babylonian and Assyrian culture, and the region would remain an important cultural center, even under its protracted periods of outside rule.

History[edit]

Pre-Babylonian Sumero-Akkadian period[edit]

Mesopotamia had already enjoyed a long history before the emergence of Babylon, with Sumerian civilization emerging in the region c. 5400 BC, and the Akkadian-speakers who would go on to form Akkad, Assyria and Babylonia appearing somewhere between the 35th and 30th century BC.[3]

During the 3rd millennium BC, an intimate cultural symbiosis occurred between Sumerian and Akkadian-speakers, which included widespread bilingualism.[4] The influence of Sumerian on Akkadian and vice versa is evident in all areas, from lexical borrowing on a massive scale, to syntactic, morphological, and phonological convergence.[4] This has prompted scholars to refer to Sumerian and Akkadian in the third millennium as a sprachbund.[4]Akkadian gradually replaced Sumerian as the spoken language of Mesopotamia somewhere around the turn of the third and the second millennium BC (the precise timeframe being a matter of debate).[5] From c. 5400 BC until the rise of the Akkadian Empire in the 24th century BC, Mesopotamia had been dominated by largely Sumerian cities and city states, such as Ur, Lagash, Uruk, Kish, Isin, Larsa, Adab, Eridu, Gasur, Assur, Hamazi, Akshak, Arbela and Umma, although Semitic Akkadian names began to appear on the king lists of some of these states (such as Eshnunna and Assyria) between the 29th and 25th centuries BC. Traditionally, the major religious center of all Mesopotamia was the city of Nippur where the god Enlil was supreme, and it would remain so until replaced by Babylon during the reign of Hammurabi in the mid-18th century BC.[citation needed] The Akkadian Empire (2334–2154 BC) saw the Akkadian Semites and Sumerians of Mesopotamia unite under one rule, and the Akkadians fully attain ascendancy over the Sumerians and indeed come to dominate much of the ancient Near East. The empire eventually disintegrated due to economic decline, climate change, and civil war, followed by attacks by the language isolate speaking Gutians from the Zagros Mountains to the northeast. Sumer rose up again with the Third Dynasty of Ur (Neo-Sumerian Empire) in the late 22nd century BC, and ejected the Gutians from southern Mesopotamia in 2161 BC as suggested by surviving tablets and astronomy simulations.[6] They also seem to have gained ascendancy over much of the territory of the Akkadian speaking kings of Assyria in northern Mesopotamia for a time.

Followed by the collapse of the Sumerian "Ur-III" dynasty at the hands of the Elamites in 2002 BC, the Amorites ("Westerners"), a foreign Northwest Semitic-speaking people, began to migrate into southern Mesopotamia from the northern Levant, gradually gaining control over most of southern Mesopotamia, where they formed a series of small kingdoms, while the Assyrians reasserted their independence in the north. The states of the south were unable to stem the Amorite advance, and for a time may have relied on their fellow Akkadians in Assyria for protection.[citation needed]

King Ilu-shuma (c. 2008–1975 BC) of the Old Assyrian period (2025–1750 BC) in a known inscription describes his exploits to the south as follows:

The freedom[n 1] of the Akkadians and their children I established. I purified their copper. I established their freedom from the border of the marshes and Ur and Nippur, Awal, and Kish, Der of the goddess Ishtar, as far as the City of (Ashur).[7]

Past scholars originally extrapolated from this text that it means he defeated the invading Amorites to the south and Elamites to the east, but there is no explicit record of that, and some scholars believe the Assyrian kings were merely giving preferential trade agreements to the south.

These policies, whether military, economic or both, were continued by his successors Erishum I and Ikunum.

However, when Sargon I (1920–1881 BC) succeeded as king in Assyria in 1920 BC, he eventually withdrew Assyria from the region, preferring to concentrate on continuing the vigorous expansion of Assyrian colonies in Anatolia at the expense of the Hurrians and Hattians and the Amorite inhabited Levant, and eventually southern Mesopotamia fell to the Amorites. During the first centuries of what is called the "Amorite period", the most powerful city-states in the south were Isin, Eshnunna and Larsa, together with Assyria in the north.

First Babylonian dynasty – Amorite dynasty, 1894–1595 BC[edit]

Hammurabi (standing), depicted as receiving his royal insignia from Shamash (or possibly Marduk). Hammurabi holds his hands over his mouth as a sign of prayer[8] (relief on the upper part of the stele of Hammurabi's code of laws).

Around 1894 BC, an Amorite chieftain named Sumu-abum appropriated a tract of land which included the then relatively small city of Babylon from the neighbouring minor city-state of Kazallu, of which it had initially been a territory, turning his newly acquired lands into a state in its own right. His reign was concerned with establishing statehood amongst a sea of other minor city-states and kingdoms in the region. However, Sumu-abum appears never to have bothered to give himself the title of King of Babylon, suggesting that Babylon itself was still only a minor town or city, and not worthy of kingship.[9]

He was followed by Sumu-la-El, Sabium, and Apil-Sin, each of whom ruled in the same vague manner as Sumu-abum, with no reference to kingship of Babylon itself being made in any written records of the time.[10] Sin-Muballit was the first of these Amorite rulers to be regarded officially as a king of Babylon, and then on only one single clay tablet. Under these kings, Babylonia remained a small nation which controlled very little territory, and was overshadowed by neighbouring kingdoms that were both older, larger, and more powerful, such as; Isin, Larsa, Assyria to the north and Elam to the east in ancient Iran.[11] The Elamites occupied huge swathes of southern Mesopotamia, and the early Amorite rulers were largely held in vassalage to Elam.

Empire of Hammurabi[edit]

Babylon remained a minor town in a small state until the reign of its sixth Amorite ruler, Hammurabi, during 1792–1750 BC (or c. 1728–1686 BC in the short chronology).[11] He conducted major building work in Babylon, expanding it from a small town into a great city worthy of kingship. A very efficient ruler, he established a bureaucracy, with taxation and centralized government. Hammurabi freed Babylon from Elamite dominance, and indeed drove the Elamites from southern Mesopotamia entirely, invading Elam itself. He then systematically conquered southern Mesopotamia, including the cities of Isin, Larsa, Eshnunna, Kish, Lagash, Nippur, Borsippa, Ur, Uruk, Umma, Adab, Sippar, Rapiqum, and Eridu.[12] His conquests gave the region stability after turbulent times, and coalesced the patchwork of small states into a single nation; it is only from the time of Hammurabi that southern Mesopotamia acquired the name Babylonia.[13]

Hammurabi turned his disciplined armies eastwards and invaded the region which a thousand years later became Iran, conquering Elam, Gutium, Lullubi, Turukku and Kassites. To the west, he conquered the Amorite states of the Levant (modern Syria and Jordan) including the powerful kingdoms of Mari and Yamhad.

Hammurabi then entered into a protracted war with the Old Assyrian Empire for control of Mesopotamia and dominance of the Near East. Assyria had extended control over much of the Hurrian and Hattian parts of southeast Anatolia from the 21st century BC, and from the latter part of the 20th century BC had asserted itself over the northeast Levant and central Mesopotamia. After a protracted struggle over decades with the powerful Assyrian kings Shamshi-Adad I and Ishme-Dagan I, Hammurabi forced their successor Mut-Ashkur to pay tribute to Babylon c. 1751 BC, giving Babylonia control over Assyria's centuries-old Hattian and Hurrian colonies in Anatolia.[14]

One of Hammurabi's most important and lasting works was the compilation of the Babylonian law code, which improved the much earlier codes of Sumer, Akkad and Assyria. This was made by order of Hammurabi after the expulsion of the Elamites and the settlement of his kingdom. In 1901, a copy of the Code of Hammurabi was discovered on a stele by Jacques de Morgan and Jean-Vincent Scheil at Susa in Elam, where it had later been taken as plunder.[15] That copy is now in the Louvre.[16]

From before 3000 BC until the reign of Hammurabi, the major cultural and religious center of southern Mesopotamia had been the ancient city of Nippur, where the god Enlil was supreme. Hammurabi transferred this dominance to Babylon, making Marduk supreme in the pantheon of southern Mesopotamia (with the god Ashur, and to some degree Ishtar, remaining the long-dominant deity in northern Mesopotamian Assyria). The city of Babylon became known as a "holy city" where any legitimate ruler of southern Mesopotamia had to be crowned, and the city was also revered by Assyria for these religious reasons. Hammurabi turned what had previously been a minor administrative town into a large, powerful and influential city, extended its rule over the entirety of southern Mesopotamia, and erected a number of buildings.

The Amorite-ruled Babylonians, like their predecessor states, engaged in regular trade with the Amorite and Canaanite city-states to the west, with Babylonian officials or troops sometimes passing to the Levant and Canaan, and Amorite merchants operating freely throughout Mesopotamia. The Babylonian monarchy's western connections remained strong for quite some time. Ammi-Ditana, great-grandson of Hammurabi, still titled himself "king of the land of the Amorites". Ammi-Ditana's father and son also bore Amorite names: Abi-Eshuh and Ammi-Saduqa.

Decline[edit]

Cylinder seal, ca. 18th–17th century BC. Babylonia

Southern Mesopotamia had no natural, defensible boundaries, making it vulnerable to attack. After the death of Hammurabi, his empire began to disintegrate rapidly. Under his successor Samsu-iluna (1749–1712 BC) the far south of Mesopotamia was lost to a native Akkadian-speaking king Ilum-ma-ili who ejected the Amorite-ruled Babylonians. The south became the native Sealand Dynasty, remaining free of Babylon for the next 272 years.[17]

Both the Babylonians and their Amorite rulers were driven from Assyria to the north by an Assyrian-Akkadian governor named Puzur-Sin c. 1740 BC, who regarded king Mut-Ashkur as both a foreign Amorite and a former lackey of Babylon. After six years of civil war in Assyria, a native king named Adasi seized power c. 1735 BC, and went on to appropriate former Babylonian and Amorite territory in central Mesopotamia, as did his successor Bel-bani.

Amorite rule survived in a much reduced Babylon, Samshu-iluna's successor Abi-Eshuh made a vain attempt to recapture the Sealand Dynasty for Babylon, but met defeat at the hands of king Damqi-ilishu II. By the end of his reign Babylonia had shrunk to the small and relatively weak nation it had been upon its foundation, although the city itself was far larger and opulent than the small town it had been prior to the rise of Hammurabi.

He was followed by Ammi-Ditana and then Ammi-Saduqa, both of whom were in too weak a position to make any attempt to regain the many territories lost after the death of Hammurabi, contenting themselves with peaceful building projects in Babylon itself.

Samsu-Ditana was to be the last Amorite ruler of Babylon. Early in his reign he came under pressure from the Kassites, a people speaking an apparent language isolate originating in the mountains of what is today northwest Iran. Babylon was then attacked by the Indo-European-speaking, Anatolia-based Hittites in 1595 BC. Shamshu-Ditana was overthrown following the "sack of Babylon" by the Hittite king Mursili I. The Hittites did not remain for long, but the destruction wrought by them finally enabled their Kassite allies to gain control.

The sack of Babylon and ancient Near East chronology[edit]

The date of the sack of Babylon by the Hittites under king Mursili I is considered crucial to the various calculations of the early chronology of the ancient Near East, as it is taken as a fixed point in the discussion. Suggestions for its precise date vary by as much as 230 years, corresponding to the uncertainty regarding the length of the "Dark Age" of the much later Late Bronze Age collapse, resulting in the shift of the entire Bronze Age chronology of Mesopotamia with regard to the Egyptian chronology. Possible dates for the sack of Babylon are:

  • ultra-short chronology: 1499 BC
  • short chronology: 1531 BC
  • middle chronology: 1595 BC (probably the most commonly used, and often seen as having the most support)[18][19][20][21][22][23]
  • long chronology: 1651 BC (favored by some astronomical events reconstruction)[6]
  • ultra-long chronology: 1736 BC[24]

Mursili I, the Hittite king, first conquered Aleppo, capital of Yamhad kingdom to avenge the death of his father, but his main geopolitical target was Babylon.[25] The Mesopotamian Chronicle 40, written after 1500 BC, mentions briefly the sack of Babylon as: "During the time of Samsu‐ditana, the Hittites marched on Akkad." More details can be found in another source, the Telepinu Proclamation, a Hittite text from around 1520 BC, which states:[26]

"And then he [Mursili I] marched to Aleppo, and he destroyed Aleppo and brought captives and possessions of Aleppo to Ḫattuša. Then, however, he marched to Babylon, and he destroyed Babylon, and he defeated the Hurrian troops, and he brought captives and possessions of Babylon to Ḫattuša."

The movement of Mursili's troops was around 800 km from the conquered Aleppo to reach the Euphrates, located to the east, skirting around Assyria, and then to the south along the course of the river to reach finally Babylon. His conquest of Babylon brought to an end the dynasty of Hammurabi, and although the Hittite text, Telipinu Proclamation, does not mention Samsu-ditana, and the Babylonian Chronicle 20 does not mention a specific Hittite king either, Trevor Bryce concludes that there is no doubt that both sources refer to Mursili I and Samsu-ditana.[25]

The Hittites, when sacking Babylon, removed the images of the gods Marduk and his consort Zarpanitu from the Esagil temple and they took them to their kingdom. The later inscription of Agum-kakrime, the Kassite king, claims he returned the images; and another later text, the Marduk Prophesy, written long after the events, mentions that the image of Marduk was in exile around twenty-four years.[26]

After the conquest, Mursili I did not attempt to convert the whole region he had occupied from Aleppo to Babylon as a part of his kingdom; he instead made an alliance with the Kassites, and then a Kassite dynasty was established in Babylonia.[27]

Kassite dynasty, 1595–1155 BC[edit]

The extent of the Babylonian Empire during the Kassite dynasty

The Kassite dynasty was founded by Gandash of Mari. The Kassites, like the Amorite rulers who had preceded them, were not originally native to Mesopotamia. Rather, they had first appeared in the Zagros Mountains of what is today northwestern Iran.

The ethnic affiliation of the Kassites is unclear. Still, their language was not Semitic or Indo-European, and is thought to have been either a language isolate or possibly related to the Hurro-Urartian language family of Anatolia,[28] although the evidence for its genetic affiliation is meager due to the scarcity of extant texts. That said, several Kassite leaders may have borne Indo-European names, and they may have had an Indo-European elite similar to the Mitanni elite that later ruled over the Hurrians of central and eastern Anatolia, while others had Semitic names.[29][30]

The Kassites renamed Babylon Karduniaš and their rule lasted for 576 years, the longest dynasty in Babylonian history.

This new foreign dominion offers a striking analogy to the roughly contemporary rule of the Semitic Hyksos in ancient Egypt. Most divine attributes ascribed to the Amorite kings of Babylonia disappeared at this time; the title "god" was never given to a Kassite sovereign. Babylon continued to be the capital of the kingdom and one of the holy cities of western Asia, where the priests of the ancient Mesopotamian religion were all-powerful, and the only place where the right to inheritance of the short lived old Babylonian empire could be conferred.[31]

Babylonia experienced short periods of relative power, but in general proved to be relatively weak under the long rule of the Kassites, and spent long periods under Assyrian and Elamite domination and interference.

It is not clear precisely when Kassite rule of Babylon began, but the Indo-European Hittites from Anatolia did not remain in Babylonia for long after the sacking of the city, and it is likely the Kassites moved in soon afterwards. Agum II took the throne for the Kassites in 1595 BC, and ruled a state that extended from Iran to the middle Euphrates; The new king retained peaceful relations with Erishum III, the native Mesopotamian king of Assyria, but successfully went to war with the Hittite Empire, and twenty-four years after, the Hittites took the sacred statue of Marduk, he recovered it and declared the god equal to the Kassite deity Shuqamuna.

Map of Mesopotamia c. 1450 BC

Burnaburiash I succeeded him and drew up a peace treaty with the Assyrian king Puzur-Ashur III, and had a largely uneventful reign, as did his successor Kashtiliash III.

The Sealand Dynasty of southern Mesopotamia remained independent of Babylonia and like Assyria was in native Akkadian-speaking hands. Ulamburiash managed to attack it and conquered parts of the land from Ea-gamil, a king with a distinctly Sumerian name, around 1450 BC, whereupon Ea-Gamil fled to his allies in Elam. The Sealand Dynasty region still remained independent, and the Kassite king seems to have been unable to finally conquer it. Ulamburiash began making treaties with ancient Egypt, which then was ruling southern Canaan, and Assyria to the north. Agum III also campaigned against the Sealand Dynasty, finally wholly conquering the far south of Mesopotamia for Babylon, destroying its capital Dur-Enlil in the process. From there Agum III extended farther south still, invading what was many centuries later to be called the Arabian Peninsula or Arabia, and conquering the pre-Arab state of Dilmun (in modern Bahrain).

Karaindash built a bas-relief temple in Uruk and Kurigalzu I (1415–1390 BC) built a new capital Dur-Kurigalzu named after himself, transferring administrative rule from Babylon. Both of these kings continued to struggle unsuccessfully against the Sealand Dynasty. Karaindash also strengthened diplomatic ties with the Assyrian king Ashur-bel-nisheshu and the Egyptian Pharaoh Thutmose III and protected Babylonian borders with Elam.

Kadašman-Ḫarbe I succeeded Karaindash, and briefly invaded Elam before being eventually defeated and ejected by its king Tepti Ahar. He then had to contend with the Suteans, ancient Semitic-speaking peoples from the southeastern Levant who invaded Babylonia and sacked Uruk. He describes having "annihilated their extensive forces", then constructed fortresses in a mountain region called Ḫiḫi, in the desert to the west (modern Syria) as security outposts, and "he dug wells and settled people on fertile lands, to strengthen the guard".[32]

Kurigalzu I succeeded the throne, and soon came into conflict with Elam, to the east. When Ḫur-batila, the successor of Tepti Ahar took the throne of Elam, he began raiding the Babylonia, taunting Kurigalzu to do battle with him at Dūr-Šulgi. Kurigalzu launched a campaign which resulted in the abject defeat and capture of Ḫur-batila, who appears in no other inscriptions. He went on to conquer the eastern lands of Elam. This took his army to the Elamite capital, the city of Susa, which was sacked. After this a puppet ruler was placed on the Elamite throne, subject to Babylonia. Kurigalzu I maintained friendly relations with Assyria, Egypt and the Hittites throughout his reign. Kadashman-Enlil I (1374–1360 BC) succeeded him, and continued his diplomatic policies.

Burna-Buriash II ascended to the throne in 1359 BC, he retained friendly relations with Egypt, but the resurgent Middle Assyrian Empire (1365–1050 BC) to the north was now encroaching into northern Babylonia, and as a symbol of peace, the Babylonian king took the daughter of the powerful Assyrian king Ashur-uballit I in marriage. He also maintained friendly relations with Suppiluliuma I, ruler of the Hittite Empire.

He was succeeded by Kara-ḫardaš (who was half Assyrian, and the grandson of the Assyrian king) in 1333 BC, a usurper named Nazi-Bugaš deposed him, enraging Ashur-uballit I, who invaded and sacked Babylon, slew Nazi-Bugaš, annexed Babylonian territory for the Middle Assyrian Empire, and installed Kurigalzu II (1345–1324 BC) as his vassal ruler of Babylonia.

Map of Eurasia around 1300 BC showing the Babylonian Empire under the Kassite dynasty

Soon after Arik-den-ili succeeded the throne of Assyria in 1327 BC, Kurigalzu II attacked Assyria in an attempt to reassert Babylonian power. After some impressive initial successes he was ultimately defeated, and lost yet more territory to Assyria. Between 1307 BC and 1232 BC his successors, such as Nazi-Maruttash, Kadashman-Turgu, Kadashman-Enlil II, Kudur-Enlil and Shagarakti-Shuriash, allied with the empires of the Hittites and the Mitanni (who were both also losing swathes of territory to the resurgent Assyrians), in a failed attempt to stop Assyrian expansion. This expansion, nevertheless, continued unchecked.

Kashtiliash IV's (1242–1235 BC) reign ended catastrophically as the Assyrian king Tukulti-Ninurta I (1243–1207 BC) routed his armies, sacked and burned Babylon and set himself up as king, ironically becoming the first native Mesopotamian to rule the Mesopotamian populated state, its previous rulers having all been non-Mesopotamian Amorites and Kassites.[17] Kashtiliash himself was taken to Ashur as a prisoner of war.

An Assyrian governor/king named Enlil-nadin-shumi was placed on the throne to rule as viceroy to Tukulti-Ninurta I, and Kadashman-Harbe II and Adad-shuma-iddina succeeded as Assyrian governor/kings,also subject to Tukulti-Ninurta I until 1216 BC.

Babylon did not begin to recover until late in the reign of Adad-shuma-usur (1216–1189 BC), as he too remained a vassal of Assyria until 1193 BC. However, he was able to prevent the Assyrian king Enlil-kudurri-usur from retaking Babylonia, which, apart from its northern reaches, had mostly shrugged off Assyrian domination during a short period of civil war in the Assyrian empire, in the years after the death of Tukulti-Ninurta.

Meli-Shipak II (1188–1172 BC) seems to have had a peaceful reign. Despite not being able to regain northern Babylonia from Assyria, no further territory was lost, Elam did not threaten, and the Late Bronze Age collapse now affecting the Levant, Canaan, Egypt, the Caucasus, Anatolia, Mediterranean, North Africa, northern Iran and Balkans seemed (initially) to have little impact on Babylonia (or indeed Assyria and Elam).

War resumed under subsequent kings such as Marduk-apla-iddina I (1171–1159 BC) and Zababa-shuma-iddin (1158 BC). The long reigning Assyrian king Ashur-dan I (1179–1133 BC) resumed expansionist policies and conquered further parts of northern Babylonia from both kings, and the Elamite ruler Shutruk-Nakhunte eventually conquered most of eastern Babylonia. Enlil-nadin-ahhe (1157–1155 BC) was finally overthrown and the Kassite dynasty ended after Ashur-dan I conquered yet more of northern and central Babylonia, and the equally powerful Shutruk-Nahhunte pushed deep into the heart of Babylonia itself, sacking the city and slaying the king. Poetical works have been found lamenting this disaster.

Despite the loss of territory, general military weakness, and evident reduction in literacy and culture, the Kassite dynasty was the longest-lived dynasty of Babylon, lasting until 1155 BC, when Babylon was conquered by Shutruk-Nakhunte of Elam, and reconquered a few years later by the Nebuchadnezzar I, part of the larger Late Bronze Age collapse.

Early Iron Age – Native rule, second dynasty of Isin, 1155–1026 BC[edit]

The Elamites did not remain in control of Babylonia long, instead entering into an ultimately unsuccessful war with Assyria, allowing Marduk-kabit-ahheshu (1155–1139 BC) to establish the Dynasty IV of Babylon, from Isin, with the first native Akkadian-speaking south Mesopotamian dynasty to rule Babylonia, with Marduk-kabit-ahheshu becoming only the second native Mesopotamian to sit on the throne of Babylon, after the Assyrian king Tukulti-Ninurta I. His dynasty was to remain in power for some 125 years. The new king successfully drove out the Elamites and prevented any possible Kassite revival. Later in his reign he went to war with Assyria, and had some initial success, briefly capturing the south Assyrian city of Ekallatum before ultimately suffering defeat at the hands of Ashur-Dan I.

Itti-Marduk-balatu succeeded his father in 1138 BC, and successfully repelled Elamite attacks on Babylonia during his 8-year reign. He too made attempts to attack Assyria, but also met with failure at the hands of the still reigning Ashur-Dan I.

Ninurta-nadin-shumi took the throne in 1127 BC, and also attempted an invasion of Assyria, his armies seem to have skirted through eastern Aramea (modern Syria) and then made an attempt to attack the Assyrian city of Arbela (modern Erbil) from the west. However, this bold move met with defeat at the hands of Ashur-resh-ishi I who then forced a treaty in his favour upon the Babylonian king.

Nebuchadnezzar I (1124–1103 BC) was the most famous ruler of this dynasty. He fought and defeated the Elamites and drove them from Babylonian territory, invading Elam itself, sacking the Elamite capital Susa, and recovering the sacred statue of Marduk that had been carried off from Babylon during the fall of the Kassites. Shortly afterwards, the king of Elam was assassinated and his kingdom disintegrated into civil war. However, Nebuchadnezzar failed to extend Babylonian territory further, being defeated a number of times by Ashur-resh-ishi I (1133–1115 BC), king of the Middle Assyrian Empire, for control of formerly Hittite-controlled territories in Aram and Anatolia. The Hittite Empire of the northern and western Levant and eastern Anatolia had been largely annexed by the Middle Assyrian Empire, and its heartland finally overrun by invading Phrygians from the Balkans. In the later years of his reign, Nebuchadnezzar I devoted himself to peaceful building projects and securing Babylonia's borders against the Assyrians, Elamites and Arameans.

Nebuchadnezzar was succeeded by his two sons, firstly Enlil-nadin-apli (1103–1100 BC), who lost territory to Assyria. The second of them, Marduk-nadin-ahhe (1098–1081 BC) also went to war with Assyria. Some initial success in these conflicts gave way to a catastrophic defeat at the hands of the powerful Assyrian king Tiglath-Pileser I (1115–1076 BC), who annexed huge swathes of Babylonian territory, thus further expanding the Assyrian Empire. Following this a terrible famine gripped Babylon, inviting attacks and migrations from the northwest Semitic tribes of Aramaeans and Suteans from the Levant.

In 1072 BC Marduk-shapik-zeri signed a peace treaty with Ashur-bel-kala (1075–1056 BC) of Assyria, however, his successor Kadašman-Buriaš was not so friendly to Assyria, prompting the Assyrian king to invade Babylonia and depose him, placing Adad-apla-iddina on the throne as his vassal. Assyrian domination continued until c. 1050 BC, with Marduk-ahhe-eriba and Marduk-zer-X regarded as vassals of Assyria. After 1050 BC the Middle Assyrian Empire descended into a period of civil war, followed by constant warfare with the Arameans, Phrygians, Neo-Hittite states and Hurrians, allowing Babylonia to once more largely free itself from the Assyrian yoke for a few decades.

However, East Semitic-speaking Babylonia soon began to suffer further repeated incursions from West Semitic nomadic peoples migrating from the Levant during the Bronze Age collapse, and during the 11th century BC large swathes of the Babylonian countryside was appropriated and occupied by these newly arrived Arameans and Suteans. Arameans settled much of the countryside in eastern and central Babylonia and the Suteans in the western deserts, with the weak Babylonian kings being unable to stem these migrations.

Period of chaos, 1026–911 BC[edit]

The ruling Babylonian dynasty of Nabu-shum-libur was deposed by marauding Arameans in 1026 BC, and the heart of Babylonia, including the capital city itself descended into anarchic state, and no king was to rule Babylon for over 20 years.

However, in southern Mesopotamia (a region corresponding with the old Dynasty of the Sealand), Dynasty V (1025–1004 BC) arose, this was ruled by Simbar-shipak, leader of a Kassite clan, and was in effect a separate state from Babylon. The state of anarchy allowed the Assyrian ruler Ashur-nirari IV (1019–1013 BC) the opportunity to attack Babylonia in 1018 BC, and he invaded and captured the Babylonian city of Atlila and some south central regions of Mesopotamia for Assyria.

The south Mesopotamian dynasty was replaced by another Kassite Dynasty (Dynasty VI; 1003–984 BC) which also seems to have regained control over Babylon itself. The Elamites deposed this brief Kassite revival, with king Mar-biti-apla-usur founding Dynasty VII (984–977 BC). However, this dynasty too fell, when the Arameans once more ravaged Babylon.

Babylonian rule was restored by Nabû-mukin-apli in 977 BC, ushering in Dynasty VIII. Dynasty IX begins with Ninurta-kudurri-usur II, who ruled from 941 BC. Babylonia remained weak during this period, with whole areas of Babylonia now under firm Aramean and Sutean control. Babylonian rulers were often forced to bow to pressure from Assyria and Elam, both of which had appropriated Babylonian territory.

Assyrian rule, 911–619 BC[edit]

Babylonia remained in a state of chaos as the 10th century BC drew to a close. A further migration of nomads from the Levant occurred in the early 9th century BC with the arrival of the Chaldeans, another nomadic Northwest Semitic-speaking people described in Assyrian annals as the "Kaldu". The Chaldeans settled in the far southeast of Babylonia, joining the already long extant Arameans and Suteans. By 850 BC the migrant Chaldeans had established a small territory in the extreme southeast of Mesopotamia.

From 911 BC with the founding of the Neo-Assyrian Empire (911–605 BC) by Adad-nirari II, Babylon found itself once again under the domination and rule of its fellow Mesopotamian state for the next three centuries. Adad-nirari II twice attacked and defeated Shamash-mudammiq of Babylonia, annexing a large area of land north of the Diyala River and the towns of Hīt and Zanqu in mid Mesopotamia. He made further gains over Babylonia under Nabu-shuma-ukin I later in his reign. Tukulti-Ninurta II and Ashurnasirpal II also forced Babylonia into vassalage, and Shalmaneser III (859–824 BC) sacked Babylon itself, slew king Nabu-apla-iddina, subjugated the Aramean, Sutean and Chaldean tribes settled within Babylonia, and installed Marduk-zakir-shumi I (855–819 BC) followed by Marduk-balassu-iqbi (819–813 BC) as his vassals. It was during the late 850's BC, in the annals of Shalmaneser III, that the Chaldeans and Arabs dwelling in some northern regions of the Arabian Peninsula are first mentioned in the pages of written recorded history.

Upon the death of Shalmaneser II, Baba-aha-iddina was reduced to vassalage by the Assyrian queen Shammuramat (known as Semiramis to the Persians, Armenians and Greeks), acting as regent to his successor Adad-nirari III who was merely a boy. Adad-nirari III eventually killed Baba-aha-iddina and ruled there directly until 800 BC until Ninurta-apla-X was crowned. However, he too was subjugated by Adad-Nirari III. The next Assyrian king, Shamshi-Adad V then made a vassal of Marduk-bel-zeri.

Призма Сеннахирима (705–681 гг. до н. э.), содержащая записи о его военных кампаниях, завершившихся разрушением Вавилона . Выставка в Восточном институте Чикагского университета .

Babylonia briefly fell to another foreign ruler when Marduk-apla-usur ascended the throne in 780 BC, taking advantage of a period of civil war in Assyria. He was a member of the Chaldean tribe who had a century or so earlier settled in a small region in the far southeastern corner of Mesopotamia, bordering the Persian Gulf and southwestern Elam. Shalmaneser IV attacked him and retook northern Babylonia, forcing a border treaty in Assyria's favour upon him. However, he was allowed to remain on the throne, and successfully stabilised the part of Babylonia he controlled. Eriba-Marduk, another Chaldean, succeeded him in 769 BC and his son, Nabu-shuma-ishkun in 761 BC. Babylonia appears to have been in a state of chaos during this time, with the north occupied by Assyria, its throne occupied by foreign Chaldeans, and civil unrest prominent throughout the land.

Вавилонский царь Набонассар сверг халдейских узурпаторов в 748 г. до н.э. и успешно стабилизировал Вавилонию, оставаясь нетронутым Ашур-нирари V из Ассирии. Однако с приходом на престол Тиглатпаласара III (745–727 до н.э.) Вавилония подверглась новому нападению. Вавилон был захвачен и разграблен, а Набонассар оказался в вассальной зависимости. Его преемники Набу-надин-зери , Набу-сума-укин II и Набу-мукин-зери также находились в рабстве у Тиглатпаласара III, пока в 729 г. оставаться вассалом Ассирии, как это делали его предшественники в течение двухсот лет.

Именно в этот период восточно-арамейский язык ассирийцы представили в качестве лингва-франка Неоассирийской империи, а месопотамский арамейский язык, на котором до сих пор говорят (ассирийцы и мандеи), начал медленно накладываться и вытеснять аккадский язык в качестве разговорного языка общей население Ассирии и Вавилонии.

Ассирийский царь Салманасар V был провозглашен царем Вавилона в 727 г. до н.э., но погиб во время осады Самарии в 722 г. до н.э.

Мардук-апла-иддина II , халдейский малка (вождь) с крайнего юго-востока Месопотамии, затем спровоцировал восстание против ассирийского господства, которому помогала сильная поддержка эламитов. Мардук-апла-иддина сумел занять трон самого Вавилона между 721 и 710 годами до нашей эры, в то время как ассирийский царь Саргон II (722–705 до нашей эры) был занят разгромом скифов и киммерийцев нападали на вассальные колонии Ассирии , персидские и мидийские , которые в древности . Иран. Мардук-апла-иддина II в конце концов был побежден и изгнан Саргоном II из Ассирии и бежал к своим защитникам в Эламе. Затем Саргон II был провозглашен царем Вавилона.

Разрушение Вавилона [ править ]

Сеннахирим (705–681 до н.э.) сменил Саргона II и, некоторое время управляя непосредственно, посадил своего сына Ашур-надин-шуми на трон . Однако Меродах-Баладан и его эламские защитники продолжали безуспешно вести агитацию против ассирийского правления. Нергал-ушезиб , эламит, убил ассирийского принца и ненадолго занял трон. Это привело к тому, что разъяренный ассирийский царь Сеннахирим вторгся и подчинил Элам, а также разграбил Вавилон, опустошив регион и в значительной степени разрушив город. Молясь богу Нисроху в Ниневии в 681 г. до н. э., Сеннахирим вскоре был убит собственными сыновьями. Новый ассирийский царь Асархаддон марионеточного царя Мардука-Закир-Шуми II посадил на трон в Вавилоне . Однако Мардук-апла-иддина вернулся из изгнания в Эламе и ненадолго сверг Мардука-закир-шуми, после чего Асархаддон был вынужден напасть на него и победить его. Мардук-апла-иддина вновь бежал к своим хозяевам в Элам, где и умер в изгнании.

Реставрация и перестройка [ править ]

Асархаддон (681–669 до н.э.) правил Вавилоном лично, он полностью перестроил город, принеся в регион омоложение и мир. После своей смерти, стремясь сохранить гармонию внутри своей обширной империи (которая простиралась от Кавказа до Египта и Нубии и от Кипра до Персии и Каспийского моря ), он поставил своего старшего сына Шамаш-шум-укина подвластным царем . в Вавилоне, и его младший, высокообразованный Ашурбанипал (669–627 до н. э.), занимавший более высокую должность царя Ассирии и повелителя Шамаш-шум-укина.

Вавилонское восстание [ править ]

Вавилонские пленники под наблюдением ассирийской стражи, правление Ашшурбанипала 668–630 гг. До н.э., Ниневия, Британский музей , ME 124788.

Несмотря на то, что он сам был ассирийцем, Шамаш-шум-укин, после десятилетий подчинения своему брату Ашшурбанипалу , заявил, что город Вавилон (а не ассирийский город Ниневия ) должен быть резиденцией огромной империи. Он поднял крупное восстание против своего брата Ашшурбанипала. Он возглавил мощную коалицию народов, также недовольных ассирийским порабощением и правлением, включая элама, персов , мидян , вавилонян, халдеев и сутеев южной Месопотамии, арамеев Леванта и юго-западной Месопотамии, арабов и дилмунитов Аравийского полуострова. и хананеи-финикийцы. После ожесточенной борьбы Вавилон был разграблен, а его союзники побеждены, при этом Шамаш-шум-уким был убит. Элам был разрушен раз и навсегда, а вавилоняне, персы, халдеи, арабы, мидяне, эламиты, арамейцы, сутеяне и хананеи были жестоко порабощены, а ассирийские войска жестоко мстили восставшим народам. ассирийский правитель по имени Кандалану, который правил от имени ассирийского царя. На трон был возведен [17] После смерти Ашшурбанипала в 627 г. до н. э. его сын Ашур-этил-илани (627–623 до н. э.) стал правителем Вавилона и Ассирии.

Однако вскоре Ассирия погрузилась в серию жестоких внутренних гражданских войн, которые должны были привести к ее падению. Ашур-этил-илани был свергнут одним из своих полководцев по имени Син-шуму-лишир в 623 г. до н.э., который также стал царем Вавилона. Пробыв всего лишь год на престоле в условиях непрерывной гражданской войны, Синшаришкун (622–612 до н.э.) сверг его с поста правителя Ассирии и Вавилонии в 622 году до нашей эры. Однако его тоже одолевала постоянная непрекращающаяся гражданская война в центре Ассирии. Вавилония воспользовалась этим и восстала под предводительством Набопаласара , ранее неизвестного малки (вождя) халдеев, поселившегося в юго-восточной Месопотамии ок. 850 г. до н.э.

Именно во время правления Син-шар-ишкуна огромная ассирийская империя начала распадаться, и многие из бывших подвластных ей народов перестали платить дань, особенно это касается ассирийцев; вавилоняне, халдеи, мидяне , персы , скифы , арамейцы и киммерийцы .

Нововавилонская империя (Халдейская империя) [ править ]

Нововавилонская империя
Панорама реконструированного Южного дворца Навуходоносора II, VI век до н.э., Вавилон, Ирак

В 620 г. до н. э. Набопаласар захватил контроль над большей частью Вавилонии при поддержке большинства жителей, и только город Ниппур и некоторые северные регионы проявили лояльность к осаждённому ассирийскому царю. [17] Набополассар не смог полностью обезопасить Вавилонию, и в течение следующих четырех лет он был вынужден бороться с оккупационной ассирийской армией, расположившейся лагерем в Вавилонии и пытавшейся свергнуть его. Однако ассирийский царь Син-шар-ишкун страдал от постоянных восстаний среди своего народа в Ниневии , и поэтому ему не удалось изгнать Набопаласара.

Тупиковая ситуация закончилась в 615 г. до н. э., когда Набопаласар заключил вавилонян и халдеев в союз с Киаксаром , бывшим вассалом Ассирии и царем иранских народов ; мидяне , персы , сагарты и парфяне . Киаксар также воспользовался уничтожением ассирийцами ранее доминирующих в регионе доиранских эламитских и маннейских народов и последующей анархией в Ассирии, чтобы освободить иранские народы от трехвекового ассирийского ига и регионального господства эламитов. К союзу присоединились скифы , с севера Кавказа и киммерийцы с Черного моря которые также были покорены Ассирией, а также региональные арамейские племена.

В 615 г. до н. э., когда ассирийский царь был полностью занят борьбой с повстанцами как в Вавилонии, так и в самой Ассирии, Киаксар предпринял внезапное нападение на центральные земли Ассирии, разграбив города Калху (библейский Калах , Нимруд ) и Аррапху (современный Киркук ), Набополассар. все еще находился в южной Месопотамии и поэтому не участвовал в этом прорыве.

С этого момента коалиция вавилонян, халдеев, мидян, персов, скифов, киммерийцев и сагартов в унисон сражалась против гражданской войны, опустошавшей Ассирию. Крупные ассирийские города, такие как Ашур, Арбела (современный Ирбиль ), Гузана , Дур Шаррукин (современный Хорсабад ), Имгур-Энлиль , Нибарти-Ашур , Гасур , Канеш , Кар Ашурнасипал и Тушхан перешли к союзу в 614 году до нашей эры. Син-шар-ишкуну каким-то образом удалось сплотиться, несмотря ни на что в 613 г. до н.э., и отбросить объединенные силы, выступившие против него.

Однако в следующем году альянс начал новую совместную атаку, и после пяти лет ожесточенных боев Ниневия была разграблена в конце 612 г. до н. э. после длительной осады, в которой Син-шар-ишкун был убит, защищая свою столицу.

В Ниневии продолжались домашние бои, и ассирийский генерал и член царского дома занял трон под именем Ашур-убаллит II (612–605 до н. э.). лидеры союза предложили ему принять положение вассала Согласно Вавилонским хроникам, . Однако он отказался и сумел успешно пробиться из Ниневии в северный ассирийский город Харран в Верхней Месопотамии , где он основал новую столицу. Бои продолжались, поскольку ассирийский царь сопротивлялся союзу до 607 г. до н.э., когда в конце концов он был изгнан мидянами, вавилонянами, скифами и их союзниками и в том же году ему помешали попытаться вернуть город.

Стела Набонида выставлена ​​в Британском музее. Король изображен молящимся Луне , Солнцу и Венере и изображен ближайшим к Луне.

Египетский имея фараон Нехо II , чья династия стала вассалом Ассирии в 671 г. до н. э., с опозданием попытался помочь бывшим ассирийским хозяевам Египта, возможно, из-за страха, что Египет будет следующим, кто уступит новым державам без Ассирии, которая могла бы защитить его, уже был разорен скифами . Ассирийцы сражались с помощью Египта до тех пор, пока над ними не была одержана, вероятно, окончательная решающая победа при Каркемише на северо-западе Ассирии в 605 г. до н.э. Таким образом, резиденция империи была перенесена в Вавилонию. [33] впервые со времен Хаммурапи, произошедшего более тысячи лет назад.

За Набопаласаром последовал его сын Навуходоносор II (605–562 до н. э.), чье 43-летнее правление снова сделало Вавилон правителем большей части цивилизованного мира, захватив части бывшей Ассирийской империи, при этом были захвачены восточная и северо-восточная части. мидянами и крайним севером скифами . [33]

Навуходоносору II, возможно, также пришлось бороться с остатками ассирийского сопротивления. Некоторые части ассирийской армии и администрации, возможно, какое-то время еще продолжали существовать в Дур-Катлимму и его окрестностях на северо-западе Ассирии, однако к 599 г. до н.э. ассирийские имперские записи из этого региона также умолкли. Судьба Ашур-убаллита II остается неизвестной, и он, возможно, был убит при попытке вернуть Харран в Каркемише или продолжал сражаться, в конечном итоге исчезнув в безвестности.

Скифы . и киммерийцы , бывшие союзниками Вавилонии при Набопаласаре, теперь стали угрозой, и Навуходоносор II был вынужден двинуться в Анатолию и разгромить их силы, положив конец северной угрозе его Империи

Египтяне пытались остаться на Ближнем Востоке, возможно, в попытке помочь восстановлению Ассирии в качестве безопасного буфера против Вавилонии, мидян и персов или создать собственную империю. Навуходоносор II выступил против египтян и отбросил их за Синай . как это удалось его ассирийским предшественникам, потерпела неудачу, главным образом из-за ряда восстаний со стороны израильтян Иуды Ефрема и бывшего царства Египет , , финикийцев Каанана Однако попытка захватить сам и арамеев Леванта. Вавилонский царь подавил эти восстания, свергнул Иоакима , царя Иудеи , и депортировал значительную часть населения в Вавилонию. Такие города, как Тир , Сидон и Дамаск, также были покорены. Тогда же были порабощены арабы и другие южноаравийские народы , обитавшие в пустынях южнее границ Месопотамии.

В 567 году до нашей эры он вступил в войну с фараоном Амасисом и ненадолго вторгся в сам Египет . После закрепления своей империи, в том числе женитьбы на мидийской принцессе, он посвятил себя поддержанию империи и реализации многочисленных впечатляющих строительных проектов в Вавилоне. Ему приписывают создание легендарных Висячих садов Вавилона . [34]

Евразия около 600 г. до н.э., показывающая Нововавилонскую империю (Халдейскую империю) и ее соседей.

Амель-Мардук унаследовал трон и правил всего два года. Современных записей о его правлении сохранилось мало, хотя позже Бероз заявил, что он был свергнут и убит в 560 г. до н. э. своим преемником Нериглиссаром за «ненадлежащее поведение».

Нериглиссар (560–556 до н.э.) также правил недолго. Он был зятем Навуходоносора II, и неясно, был ли он халдеем или коренным вавилонянином, вступившим в брак с представителями династии. Он провел кампанию в Араме и Финикии, успешно поддерживая вавилонское правление в этих регионах. Однако Нериглиссар умер молодым, и ему наследовал его сын Лабаши-Мардук (556 г. до н. э.), который был еще мальчиком. Он был свергнут и убит в том же году в результате дворцового заговора.

О правлении последнего вавилонского царя Набонида ( Набу-наид , 556–539 до н.э.), сына ассирийской жрицы Адда-Гуппи , сумевшего убить последнего халдейского царя Лабаши-Мардука и завладевшего Царство, имеется изрядное количество доступной информации. Набонид (отсюда и его сын, регент Валтасар ) не был, по крайней мере, по материнской линии, ни халдеем, ни вавилонянином, а, по иронии судьбы, ассирийцем, родом из его последней столицы Харрана (Харрану). Происхождение его отца остается неизвестным. Информация о Набониде в основном получена из хронологической таблички, содержащей анналы Набонида, дополненной другой надписью Набонида, где он рассказывает о восстановлении храма лунного бога Сина в Харране; а также прокламацией Кира, изданной вскоре после его официального признания царем Вавилонии. [33]

Возник ряд факторов, которые в конечном итоге привели к падению Вавилона. При Набониде население Вавилонии стало беспокойным и все более недовольным. Он возбудил против себя сильное чувство, пытаясь централизовать политеистическую религию Вавилонии в храме Мардука в Вавилоне, и, хотя он таким образом оттолкнул от себя местное жречество, военная партия также презирала его из-за его антикварных вкусов. Похоже, он поручил защиту своего царства своему сыну Валтасару (способному солдату, но плохому дипломату, оттолкнувшему политическую элиту), занявшись более подходящей работой по раскопкам фундаментальных записей храмов и определению дат их строителей. . [33] Он также проводил время за пределами Вавилонии, восстанавливая храмы в ассирийском городе Харране, а также среди своих арабских подданных в пустынях к югу от Месопотамии. Ассирийское наследие Набонида и Валтасара, вероятно, также усилило это недовольство. Кроме того, военная мощь Месопотамии обычно концентрировалась в военном государстве Ассирия. Вавилония всегда была более уязвима для завоеваний и вторжений, чем ее северный сосед, и без мощи Ассирии, способной сдерживать иностранные державы и доминировать в Месопотамии, Вавилония в конечном итоге оказалась незащищенной.

Это было в шестом году правления Набонида (549 г. до н. э.) Кир Великий , ахеменидский персидский «царь Аншана » в Эламе, восстал против своего сюзерена Астиага , «царя Манды» или Мидии, в Экбатане . Армия Астиага предала его врагу, и Кир обосновался в Экбатане, положив тем самым конец мидийской империи и сделав персидскую фракцию доминирующей среди иранских народов. [35] Три года спустя Кир стал царем всей Персии и начал кампанию по подавлению восстания среди ассирийцев. Тем временем Набонид разбил лагерь в пустыне своей колонии в Аравии, недалеко от южной границы своего царства, оставив своего сына Валтасара ( Белшаруцура ) командовать армией.

В 539 году до нашей эры Кир вторгся в Вавилонию. произошла битва при Описе В июне , в которой вавилоняне потерпели поражение; и сразу после этого Сиппар сдался захватчикам. Набонид бежал в Вавилон, где его преследовал Гобрий , и в 16-й день Таммуза , через два дня после взятия Сиппара, «воины Кира вошли в Вавилон без боя». Набонида вытащили из его укрытия, где службы продолжались без перерыва. Кир прибыл только 3 марта (октября), поскольку в его отсутствие его интересы исполнял Гобрий. Гобрий стал правителем провинции Вавилон, а через несколько дней после этого Валтасар, сын Набонида, погиб в бою. Последовал публичный траур, продолжавшийся шесть дней, и сын Кира Камбис сопровождал труп к гробнице. [36]

Соответственно, одним из первых действий Кира было разрешение еврейским изгнанникам вернуться в свои дома, неся с собой священные храмовые сосуды. Разрешение на это было воплощено в прокламации, в которой завоеватель пытался оправдать свои претензии на вавилонский трон. [36]

Кир теперь утверждал, что является законным преемником древних вавилонских царей и мстителем за Бел-Мардука , который, как предполагалось, был разгневан нечестием Набонида, перенесшего изображения местных богов из святилищ их предков в свою столицу Вавилон. [36]

Халдейское племя утратило контроль над Вавилонией за десятилетия до конца эпохи, которая иногда носит их имя, и, по-видимому, они смешались с общим населением Вавилонии еще до этого (например, Набопаласар, Навуходоносор II и их преемники всегда называли себя как Шар-Аккад и никогда как Шар-Калду в надписях), а во времена Персидской империи Ахеменидов термин «халдей» перестал относиться к расе людей, а вместо этого конкретно к социальному классу жрецов, получивших образование в классической вавилонской литературе, особенно астрономии и астрологии. . К середине периода империи Селевкидов (312–150 до н.э.) этот термин тоже вышел из употребления.

Падение Вавилона [ править ]

Вавилонский солдат армии Ахеменидов , около 480 г. до н.э. Рельеф гробницы I. Ксеркса

Вавилония была поглощена Империей Ахеменидов в 539 г. до н. э., став сатрапией Бабируша ( древнеперсидский : 𐎲𐎠𐎲𐎡𐎽 Бабируш ).

За год до смерти Кира, в 529 г. до н.э., он возвысил в правительстве своего сына Камбиза II , сделав его царем Вавилона, оставив за собой более полный титул «царя (других) провинций» империи. И только когда Дарий I занял персидский трон и правил им как представитель зороастрийской религии , старая традиция была нарушена, и претензии Вавилона на придание легитимности правителям Западной Азии перестали признаваться. [36]

Сразу после того, как Дарий захватил Персию, Вавилония ненадолго восстановила свою независимость под властью местного правителя Нидинта-Бела, принявшего имя Навуходоносора III и царствовавшего с октября 522 г. до н. э. по август 520 г. до н. э., когда в этот период Дарий взял город штурмом. Ассирия на севере также восстала. Несколько лет спустя, вероятно, в 514 г. до н.э., Вавилон снова восстал под властью урартского царя Навуходоносора IV ; на этот раз, после захвата его персами, стены были частично разрушены. Однако Эсагила . , великий храм Бэла , все еще продолжал ремонтироваться и оставался центром вавилонских религиозных чувств [36]

Александр Македонский завоевал для греков Вавилон в 333 году до нашей эры и умер там в 323 году до нашей эры. Вавилония и Ассирия затем вошли в состав греческой империи Селевкидов . [ нужна ссылка ] Долгое время считалось, что основание Селевкии перенаправило население в новую столицу южной Месопотамии и что руины старого города стали карьером для строителей новой резиденции правительства. [36] но недавняя публикация Вавилонских хроник (150 г. до н. э. — 226 г. н. э.) оставалась почти такой же показала, что городская жизнь во времена Парфянской империи . Парфянский царь Митридат завоевал этот регион и превратил его в Парфянскую империю в 150 г. до н.э., и этот регион стал чем-то вроде поля битвы между греками и парфянами.

Был краткий перерыв римского завоевания (провинции Ассирия и Месопотамия ; 116–118 гг. н. э.) при Траяне , после которого парфяне восстановили контроль.

Сатрапия означает « Вавилонии была поглощена Асористаном (что Земля ассирийцев на среднеперсидском языке ») в Сасанидской империи , которая возникла в 226 году нашей эры, и к этому времени восточно-сирийский обряд сирийского христианства (которое возникло в Ассирии и Верхней Месопотамии в первом веке). н.э.) стала доминирующей религией среди коренного ассиро - вавилонского населения, которое никогда не принимало зороастризм или эллинские религии и языки своих правителей.

За исключением небольших независимых неоассирийских государств 2-го века до нашей эры - 3-го века нашей эры - Адиабены , Осроены , Ассура , Бет-Гармая , Бет-Нухадры и Хатры на севере, Месопотамия оставалась под в основном персидским контролем до арабо- мусульманского завоевания Персии в седьмом веке нашей эры. век нашей эры. Асористан как геополитическое образование распался в 637 году нашей эры, а коренное восточноарамейскоязычное и в основном христианское население южной и центральной Месопотамии (за исключением мандеев ) постепенно подверглось арабизации и исламизации в отличие от северной Месопотамии, где ассирийская преемственность сохраняется . по сей день.

Культура [ править ]

Месопотамскую культуру от бронзового века до раннего железного века иногда называют «ассиро-вавилонской» из-за тесной этнической, языковой и культурной взаимозависимости двух политических центров. Термин «Вавилония», особенно в трудах начала 20 века, раньше использовался для обозначения самой ранней довавилонской истории Южной Месопотамии, и не только в отношении более позднего города-государства собственно Вавилона. Это географическое использование названия «Вавилония» в более поздних работах обычно заменялось более точным термином Шумер или шумеро-аккадский , относящимся к доассиро-вавилонской месопотамской цивилизации.

Вавилонская культура [ править ]

Древневавилонская цилиндрическая печать , гематит . Царь делает Шамашу подношение животного . Эта печать, вероятно, была изготовлена ​​в мастерской в ​​Сиппаре. [37]

Искусство и архитектура [ править ]

Мужчина и женщина, старовавилонская обожженная глиняная доска из Южной Месопотамии. Музей Сулеймании , Сулеймания . Ирак

В Вавилонии обилие глины и недостаток камня привели к более широкому использованию сырцового кирпича ; Вавилонские, шумерские и ассирийские храмы представляли собой массивные сооружения из необработанного кирпича, которые поддерживались контрфорсами , а дождь отводился водосточными трубами. Один из таких водостоков в Уре был сделан из свинца . Использование кирпича привело к раннему развитию пилястр и колонн, а также фресок и эмалированной плитки. Стены были ярко раскрашены, иногда покрыты цинком или золотом , а также изразцами . расписные терракотовые В штукатурку также были вделаны конусы для факелов. В Вавилонии вместо рельефа чаще использовались трехмерные фигуры — самыми ранними примерами являются статуи Гудеа , которые реалистичны, хотя и несколько неуклюжи. Нехватка камня в Вавилонии сделала каждый камешек драгоценным и привела к высокому совершенству в искусстве огранки драгоценных камней. [38]

Астрономия [ править ]

Таблички, относящиеся к периоду Старого Вавилона, документируют применение математики к изменению продолжительности светового дня в течение солнечного года. Столетия вавилонских наблюдений небесных явлений записаны в серии клинописных табличек, известных как « Энума Ану Энлиль ». Самый старый значимый астрономический текст, которым мы располагаем, — это Табличка 63 «Энума Ану Энлиль», табличка Венеры Амми-Садуки , в которой перечислены первый и последний видимые восходы Венеры за период около 21 года и которые являются самым ранним свидетельством того, что явления планеты были признаны периодическими. Самая старая прямоугольная астролябия датируется Вавилонией ок. 1100 г. до н.э. MUL.APIN , содержит каталоги звезд и созвездий, а также схемы для предсказания гелиакических восходов и заходов планет, продолжительность светового дня, измеренную водяными часами гномоном , тенями и вставками . Вавилонский текст ГУ располагает звезды в «нитках», которые лежат вдоль кругов склонения и, таким образом, измеряют прямое восхождение или временные интервалы, а также использует звезды зенита, которые также разделены заданными различиями в прямом восхождении. [39] [40] [41]

Медицина [ править ]

Медицинский диагноз и прогноз

Медицинский рецепт при отравлении. Терракотовая табличка из Ниппура, Ирак, 18 век до нашей эры. Музей Древнего Востока, Стамбул

Мы находим [медицинскую семиотику] в целом ряде дисциплин. ... Между этими [вавилонскими] формами знания существовала настоящая точка соприкосновения... подход, предполагающий анализ частных случаев, построенный только через следы, симптомы, намеки. ... Короче говоря, мы можем говорить о симптоматической или гадательной [или предположительной] парадигме, которая может быть ориентирована на прошлое, настоящее или будущее, в зависимости от формы требуемого знания. К будущему... это была медицинская наука о симптомах, имеющая двойной характер: диагностический, объясняющий прошлое и настоящее, и прогностический, предполагающий вероятное будущее. ...

Древнейшие вавилонские (т. е. аккадские) тексты по медицине относятся к временам Первой вавилонской династии в первой половине II тысячелетия до н.э. [43] хотя самые ранние медицинские рецепты появляются на шумерском языке во времена Третьей династии Ура. [44] Однако самым обширным вавилонским медицинским текстом является « Диагностический справочник», написанный умману , или главным ученым, Эсагиль-кин-апли из Борсиппы . [45] во время правления вавилонского царя Адад-апла-иддина (1069–1046 до н. э.). [46]

Наряду с современной древнеегипетской медициной , вавилоняне представили концепции диагностики , прогноза , физического обследования и рецептов . Кроме того, в «Диагностическом справочнике» представлены методы терапии и этиология , а также использование эмпиризма , логики и рациональности в диагностике, прогнозе и терапии. Текст содержит перечень медицинских симптомов и часто подробные эмпирические наблюдения, а также логические правила, используемые при сочетании наблюдаемых симптомов на теле пациента с его диагнозом и прогнозом. [47]

Симптомы и заболевания пациента лечились с помощью терапевтических средств, таких как повязки , кремы и таблетки . Если пациента нельзя было вылечить физически, вавилонские врачи часто прибегали к экзорцизму , чтобы очистить пациента от любых проклятий . Эсагил-кин-апли Диагностический справочник был основан на логическом наборе аксиом и предположений, включая современную точку зрения, согласно которой посредством обследования и проверки симптомов пациента можно определить заболевание пациента , его этиологию и будущее развитие. и шансы на выздоровление пациента. [45]

Эсагил-кин-апли открыл множество болезней и недугов и описал их симптомы в своем «Диагностическом справочнике» . К ним относятся симптомы многих разновидностей эпилепсии и связанных с ней заболеваний, а также их диагностика и прогноз. [48] напоминает раннюю греческую медицину Поздняя вавилонская медицина во многом . В частности, ранние трактаты Корпуса Гиппократа показывают влияние поздневавилонской медицины как по содержанию, так и по форме. [49]

Литература [ править ]

Библиотеки были в большинстве городов и храмов; старая шумерская пословица гласила: «Тот, кто преуспеет в школе писцов, должен встать с рассветом». Женщины так же, как и мужчины, учились читать и писать. [50] [51] а в семитские времена для этого требовалось знание вымершего шумерского языка, а также сложная и обширная слоговая азбука . [50]

Значительное количество вавилонской литературы было переведено с шумерских оригиналов, а язык религии и права долгое время продолжал писаться на старом агглютинативном языке Шумера. Для использования студентами были составлены словари, грамматики и подстрочные переводы, а также комментарии к старым текстам и объяснения непонятных слов и фраз. Все символы слогового письма были упорядочены и названы, и были составлены их подробные списки. [50]

Есть много вавилонских литературных произведений, названия которых дошли до нас. Одним из самых известных из них был « Эпос о Гильгамеше» в двенадцати книгах, переведенный с оригинального шумерского языка неким Син-лики-уннинни и составленный по астрономическому принципу. Каждый раздел содержит историю одного приключения в карьере Гильгамеша . Вся история представляет собой составной продукт, и вполне вероятно, что некоторые истории искусственно привязаны к центральной фигуре. [50]

Нововавилонская культура [ править ]

Кратковременное возрождение вавилонской культуры в VII-VI веках до нашей эры сопровождалось рядом важных культурных событий.

Астрономия [ править ]

Среди наук астрономия и астрология по-прежнему занимали видное место в вавилонском обществе. Астрономия в Вавилонии имела давнюю историю. Зодиак ; был вавилонским изобретением глубокой древности и затмения Солнца Луны . и можно было предсказать [50] Существуют десятки клинописных записей оригинальных наблюдений затмений в Месопотамии.

Вавилонская астрономия была основой для большей части того, что было сделано в древнегреческой астрономии , в классической, сасанидской, византийской и сирийской астрономии, астрономии в средневековом исламском мире , а также в среднеазиатской и западноевропейской астрономии. [50] [39] Таким образом, нововавилонская астрономия может считаться прямым предшественником большей части древнегреческой математики и астрономии, которая, в свою очередь, является историческим предшественником европейской (западной) научной революции . [52]

В VIII и VII веках до нашей эры вавилонские астрономы разработали новый подход к астрономии. Они начали изучать философию, касающуюся идеальной природы ранней Вселенной , и начали использовать внутреннюю логику в своих предсказательных планетных системах. Это был важный вклад в астрономию и философию науки , поэтому некоторые ученые назвали этот новый подход первой научной революцией. [53] Этот новый подход к астрономии был принят и получил дальнейшее развитие в греческой и эллинистической астрономии.

Во времена Селевкидов и Парфян астрономические отчеты носили чисто научный характер; [50] неизвестно, насколько раньше были разработаны их передовые знания и методы. Разработка вавилонянами методов предсказания движения планет считается важнейшим эпизодом в истории астрономии .

Единственным вавилонским астрономом, который, как известно, поддержал гелиоцентрическую модель движения планет, был Селевк из Селевкии (р. 190 г. до н. э.). [54] [55] [56] Селевк известен из сочинений Плутарха . Он поддерживал гелиоцентрическую теорию, согласно которой Земля вращается вокруг своей оси, которая, в свою очередь, вращается вокруг Солнца . По мнению Плутарха , Селевк даже доказал гелиоцентрическую систему, но неизвестно, какие аргументы он использовал.

Математика [ править ]

Вавилонские математические тексты многочисленны и хорошо отредактированы. [52] По времени они делятся на две отдельные группы: одна относится к периоду Первой вавилонской династии (1830–1531 гг. До н.э.), другая, в основном, к Селевкидам, из последних трех или четырех веков до нашей эры. По содержанию между двумя группами текстов почти нет различий. Таким образом, вавилонская математика оставалась устаревшей по своему характеру и содержанию, с очень небольшим прогрессом или инновациями, на протяжении почти двух тысячелетий. [ сомнительно обсудить ] [52]

Вавилонская система математики была шестидесятеричной , то есть шестидесятеричной системой счисления . Отсюда мы получаем современное использование 60 секунд в минуте, 60 минут в часе и 360 (60 × 6) градусов в круге. Вавилоняне смогли добиться больших успехов в математике по двум причинам. Во-первых, число 60 имеет много делителей (2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 15, 20 и 30), что упрощает вычисления. Кроме того, в отличие от египтян и римлян, вавилоняне имели настоящую систему разрядов, где цифры, записанные в левом столбце, представляли большие значения (так же, как в нашей десятичной системе: 734 = 7×100 + 3×10 + 4× 1). Среди математических достижений вавилонян было правильное извлечение квадратного корня из двух до семи знаков ( YBC 7289 ). Они также продемонстрировали знание теоремы Пифагора задолго до Пифагора, о чем свидетельствует эта табличка, переведенная Деннисом Рэмси и датируемая ок. 1900 г. до н. э .:

4 — длина, 5 — диагональ.Какова широта?Его размер не известен.4 раза по 4 — 16. А 5 раз по 5 — 25.Вы берете 16 из 25 и остается 9.В какое время что мне нужно принять, чтобы получить 9?3×3 — 9. 3 — ширина.

Нер экватора 600 и 3600 образовались из единицы 60, соответствующей градусу сар . Таблички с квадратами и кубами, рассчитанными от 1 до 60, были найдены в Сенкере , и люди, знакомые с солнечными часами, клепсидрой, рычагом и блоком, должны были иметь немалые познания в механике. Хрустальная вместе со стеклянными вазами , линза, выточенная на токарном станке , была обнаружена Остином Генри Лейардом в Нимруде носящими имя Саргона; этим можно объяснить чрезмерную детализацию некоторых надписей на ассирийских табличках, а для наблюдения за небом также могла использоваться линза. [57]

Вавилоняне, возможно, были знакомы с общими правилами измерения площадей. Они измерили длину окружности как трижды диаметра, а площадь как одну двенадцатую квадрата окружности, что было бы правильно, если бы число π было оценено как 3. Объем цилиндра был принят как произведение основания и высоту, однако, объем усеченного конуса или квадратной пирамиды ошибочно принимали как произведение высоты на половину суммы оснований. Кроме того, недавно было сделано открытие: на табличке число π использовалось как 3 и 1/8. Вавилоняне также известны вавилонской милей, которая сегодня была мерой расстояния, равной примерно 11 километрам (7 миль). Это измерение расстояний в конечном итоге было преобразовано в милю времени, используемую для измерения пути Солнца и, следовательно, представляющую время. (Ева, глава 2) Вавилоняне также использовали графики пространства-времени для расчета скорости Юпитера. Это идея, которая считается весьма современной, зародившейся в Англии и Франции XIV века и предвосхищающей интегральное исчисление. [58]

Философия [ править ]

Истоки вавилонской философии можно проследить до ранней месопотамской литературы мудрости , которая воплотила определенные жизненные философии, особенно этику , в формах диалектики , диалогов , эпической поэзии , фольклора , гимнов , лирики , прозы и пословиц . Вавилонское рассуждение и рациональность развивались за пределами эмпирических наблюдений. [59]

Возможно, что вавилонская философия оказала влияние на греческую философию , особенно на эллинистическую философию . Вавилонский текст «Диалог пессимизма» содержит сходство с агонистической мыслью софистов , гераклитовским учением контрастах и ​​диалогами Платона , а также является предшественником майевтического сократического метода Сократа о . [60] философ Известно также , что милетский Фалес изучал философию в Месопотамии.

По мнению ассириолога Марка Ван де Миропа , вавилонская философия представляла собой высокоразвитую систему мышления с уникальным подходом к знаниям и упором на письменность, лексикографию , гадание и право. [61] Это была также двуязычная интеллектуальная культура, основанная на шумерском и аккадском языках . [62]

Наследие [ править ]

Вавилония, и особенно ее столица Вавилон, издавна занимала место в авраамических религиях как символ чрезмерной и распущенной власти. содержится множество упоминаний о Вавилоне В Библии , как в буквальном (историческом), так и в аллегорическом смысле. Упоминания в Танахе, как правило, носят исторический или пророческий характер, в то время как в Новом Завете, апокалиптические упоминания Вавилонской блудницы скорее всего, являются образными или загадочными отсылками, возможно, к языческому Риму или какому-либо другому архетипу. Легендарные Висячие сады Семирамиды и Вавилонская башня считаются символами роскоши и высокомерной власти соответственно.

Ранние христиане иногда называли Рим Вавилоном. Например, автор Первого послания Петра завершает свое письмо таким советом: «Находящаяся в Вавилоне [Риме], избранная вместе с вами, шлет вам свой привет, и сын мой Марк». ( 1 Петра 5:13 ).

В Откровении 14:8 говорится: «Второй ангел последовал за ним и сказал: «Пад! Пал Вавилон Великий», который заставил все народы пить безумное вино прелюбодеяний ее». Другие примеры можно найти в Откровении 16:19 и Откровении 18:2 .

Вавилон упоминается в Коране в аяте 102 главы 2 суры Бакара («Корова»):

Вместо этого они следовали магии, пропагандируемой дьяволами во время правления Соломона. Никогда Соломон не неверовал, скорее, не верили бесы. Они обучали людей магии, а также тому, что было открыто двум ангелам, Харуту и ​​Маруту, в Вавилоне. Два ангела никогда никого не учили, не говоря: «Мы всего лишь испытание «для тебя», поэтому не оставляйте «свою» веру». Однако люди научились «магии», которая вызвала раскол «даже» между мужем и женой; хотя их магия не могла никому причинить вреда, кроме как по воле Аллаха. Они узнали, что им вредило, а не приносило пользы, хотя они уже знали, что тот, кто купится на магию, не будет иметь доли в будущей жизни. Действительно, мизерна была цена, за которую они продали свои души, если бы они только знали!

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Свобода = Акк. аддурару .

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Алираки – Вавилонская империя» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2015 г. Проверено 21 февраля 2015 г.
  2. ^ «Вавилонская империя – Ливий» .
  3. ^ «Вавилония» . ИСТОРИЯ . Проверено 8 октября 2021 г.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дойчер, Гай (2007). Синтаксические изменения в аккадском языке: эволюция дополнения предложений . Издательство Оксфордского университета, США . стр. 20–21. ISBN  978-0-19-953222-3 .
  5. ^ Вудс К. 2006 «Двуязычие, обучение писцов и смерть шумерского языка». В книге С.Л. Сандерса (редактор) « Границы письма, истоки культуры : 91–120, Чикаго» [1]. Архивировано 29 апреля 2013 г. в Wayback Machine.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халиси, Эмиль (2020), Двойное затмение при падении Старого Вавилона , arXiv : 2007.07141
  7. ^ А. К. Грейсон (1972). Ассирийские царские надписи, Том 1 . Отто Харрасовиц. стр. 7–8.
  8. ^ Ру, Жорж (27 августа 1992 г.), «Время смятения» , Древний Ирак , Penguin Books , стр. 266, ISBN  9780141938257
  9. ^ Роберт Уильям Роджерс, История Вавилонии и Ассирии, Том I, Итон и Мэйнс, 1900.
  10. ^ Больё, Поль-Ален (05 февраля 2018 г.). История Вавилона, 2200 г. до н. э. – 75 г. н. э . Джон Уайли и сыновья. п. 69. ИСБН  978-1-4051-8898-2 .
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брайс, Тревор (2016). Вавилония: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 8–10. ISBN  978-0-19-872647-0 .
  12. ^ Издательство Britannica Educational (01 апреля 2010 г.). Месопотамия: самая ранняя цивилизация в мире . Образовательное издательство Британника. п. 71. ИСБН  978-1-61530-208-6 .
  13. ^ Ливерани, Марио (04 декабря 2013 г.). Древний Ближний Восток: история, общество и экономика . Рутледж. п. 242. ИСБН  978-1-134-75084-9 .
  14. ^ Оппенгейм Древняя Месопотамия
  15. ^ Географический, национальный (30 ноября 2021 г.). Затерянные города, древние гробницы: история мира в 100 открытиях . Электронный контент Диснея. стр. 144–145. ISBN  978-1-4262-2199-6 .
  16. ^ Бармаш, Памела (24 сентября 2020 г.). Законы Хаммурапи: на стыке царских и писцовых традиций . Издательство Оксфордского университета. п. 2. ISBN  978-0-19-752542-5 .
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Жорж Ру, Древний Ирак
  18. ^ ван де Миеруп, М. (2007). История Древнего Ближнего Востока, ок. 3000–323 гг . до н.э. Молден: Блэквелл. ISBN   978-0-631-22552-2 .
  19. ^ Ливерани, Марио (2013). Древний Ближний Восток: история, общество и экономика . Рутледж. п. 13, таблица 1.1 «Хронология Древнего Ближнего Востока». ISBN   9781134750917 .
  20. ^ Аккерманс, Питер ММГ; Шварц, Гленн М. (2003). Археология Сирии. От сложных охотников-собирателей к ранним городским обществам (ок. 16 000–300 до н. э.) . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-79666-0 .
  21. ^ Сагона, А.; Зиманский, П. (2009). Древняя Турция . Лондон: Рутледж. ISBN   978-0-415-28916-0 .
  22. ^ Мэннинг, SW; Кромер, Б.; Кунихольм, ИП; Ньютон, М.В. (2001). «Анатолийские годичные кольца и новая хронология восточно-средиземноморского бронзового и железного веков». Наука . 294 (5551): 2532–2535. дои : 10.1126/science.1066112. ПМИД 11743159.
  23. ^ Стерт В. Мэннинг и др., Интегрированные временные рамки высокого разрешения с древовидными кольцами и радиоуглеродом для решения месопотамской хронологии раннего второго тысячелетия до нашей эры, PlosONE, 13 июля 2016 г.
  24. ^ Эдер, Кристиан., Информация об ассирийском расстоянии и абсолютная хронология Ближнего Востока, AoF 31, 191–236, 2004.
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брайс, Тревор (2005). Королевство хеттов , новое издание, Oxford University Press, стр. 97, 98.
  26. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Больё, Поль-Ален (2018). История Вавилона, 2200 г. до н. э. – 75 г. н. э. , Уайли Блэквелл, стр. 118, 119.
  27. ^ Брайс, Тревор, (2005). Королевство хеттов , новое издание, Oxford University Press, стр. 99.
  28. ^ Шнайдер, Томас (2003). «Касситский и хурро-урартский. Вклад в дискуссию о возможных лексических изоглоссах». Древние ближневосточные исследования (на немецком языке) (30): 372–381.
  29. ^ «Индия: Ранний ведический период» . Британская онлайн-энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. Проверено 8 сентября 2012 г.
  30. ^ «Иранское искусство и архитектура» . Британская онлайн-энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. Проверено 8 сентября 2012 г.
  31. ^ Сэйс 1911 , с. 104.
  32. ^ HWF Саггс (2000). Вавилоняне . Издательство Британского музея. п. 117.
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Сэйс 1911 , с. 105.
  34. ^ «Всемирная школа» . История Финикии – Часть IV . Архивировано из оригинала 1 января 2007 г. Проверено 9 января 2007 г.
  35. ^ Сэйс 1911 , стр. 105–106.
  36. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Сэйс 1911 , с. 106.
  37. ^ Аль-Гайлани Верр, Л., 1988. Исследования хронологии и регионального стиля древневавилонских цилиндрических печатей. Библиотека Месопотамики, Том 23.
  38. ^ Сэйс 1911 , с. 108.
  39. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пингри, Дэвид (1998), «Наследие астрономии и небесных предзнаменований», в Дэлли, Стефани (редактор), «Наследие Месопотамии» , Oxford University Press, стр. 125–137, ISBN  978-0-19-814946-0
  40. ^ Рохберг, Франческа (2004), Небесное письмо: гадание, гороскопия и астрономия в месопотамской культуре , Cambridge University Press
  41. ^ Эванс, Джеймс (1998). История и практика древней астрономии . Издательство Оксфордского университета. стр. 296–297. ISBN  978-0-19-509539-5 . Проверено 4 февраля 2008 г.
  42. ^ Гинзбург, Карло (1984). «Морелли, Фрейд и Шерлок Холмс: подсказки и научный метод». В Эко, Умберто ; Себеок, Томас (ред.). Знак трёх: Дюпен, Холмс, Пирс . Блумингтон, Индиана: Семинар по истории, Издательство Университета Индианы. стр. 81 –118. ISBN  978-0-253-35235-4 . LCCN   82049207 . ОСЛК   9412985 . Гинзбург подчеркивает значение вавилонской медицины в своем обсуждении предположительной парадигмы, о чем свидетельствуют методы Джованни Морелли , Зигмунда Фрейда и Шерлока Холмса, в свете логики Чарльза Сандерса Пирса, основанной на обоснованных предположениях или абдуктивных рассуждениях.
  43. ^ Лео Оппенгейм (1977). Древняя Месопотамия: портрет мертвой цивилизации . Издательство Чикагского университета. п. 290 .
  44. ^ Р. Д. Биггс (2005). «Медицина, хирургия и общественное здравоохранение в Древней Месопотамии». Журнал ассирийских академических исследований . 19 (1): 7–18.
  45. Перейти обратно: Перейти обратно: а б HFJ Хорстмансхофф, Мартен Стол, Корнелис Тилбург (2004), Магия и рациональность в древней ближневосточной и греко-римской медицине , с. 99, Издательство «Брилл» , ISBN   90-04-13666-5 .
  46. ^ Мартен Стол (1993), Эпилепсия в Вавилонии , с. 55, Издательство «Брилл» , ISBN   90-72371-63-1 .
  47. ^ HFJ Хорстмансхофф, Мартен Стол, Корнелис Тилбург (2004), Магия и рациональность в древней ближневосточной и греко-римской медицине , с. 97–98, Издательство «Брилл» , ISBN   90-04-13666-5 .
  48. ^ Мартен Стол (1993), Эпилепсия в Вавилонии , с. 5, издательство «Брилл» , ISBN   90-72371-63-1 .
  49. ^ М. Дж. Геллер (2004). Х.Ф.Дж. Хорстмансхофф; Мартен Стол; Корнелис Тилбург (ред.). Запад встречается с Востоком: ранний греческий и вавилонский диагноз . Том. 27. Издательство «Брилл» . стр. 11–186. ISBN  978-90-04-13666-3 . ПМИД   17152166 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  50. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Сэйс 1911 , с. 107.
  51. ^ Татлоу, Элизабет Мейер Женщины, преступление и наказание в древнем законе и обществе: The Ancient Near East Continuum International Publishing Group Ltd. (31 марта 2005 г.) ISBN   978-0-8264-1628-5 стр. 75 [2]
  52. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Аабо, А. (1992). Вавилонская математика, астрология и астрономия. В книге Дж. Бордмана, И. Эдвардса, Э. Соллбергера и Н. Хаммонда (ред.), Кембриджская древняя история (Кембриджская древняя история, стр. 276–292). Кембридж: Издательство Кембриджского университета . doi:10.1017/CHOL9780521227179.010
  53. ^ Д. Браун (2000), Месопотамская планетарная астрономия-астрология , Styx Publications, ISBN   90-5693-036-2 .
  54. ^ Отто Э. Нойгебауэр (1945). «История проблем и методов древней астрономии», Журнал ближневосточных исследований 4 (1), стр. 1–38.
  55. ^ Джордж Сартон (1955). «Халдейская астрономия последних трех веков до нашей эры», Журнал Американского восточного общества 75 (3), стр. 166–173 [169].
  56. ^ Уильям П.Д. Вайтман (1951, 1953), Рост научных идей , издательство Йельского университета, стр. 38.
  57. ^ Сэйс 1911 , стр. 107–108.
  58. ^ Оссендрийвер, Матье (29 января 2016 г.). «Древние вавилонские астрономы рассчитали положение Юпитера по площади под графиком скорости времени» . Наука . 351 (6272): 482–484. Бибкод : 2016Sci...351..482O . doi : 10.1126/science.aad8085 . ПМИД   26823423 . S2CID   206644971 .
  59. ^ Джорджио Буччеллати (1981), «Мудрость и неверие: случай Месопотамии», Журнал Американского восточного общества 101 (1), стр. 35–47.
  60. ^ Джорджио Буччеллати (1981), «Мудрость и неверие: случай Месопотамии», Журнал Американского восточного общества 101 (1), стр. 35–47 [43].
  61. ^ Философия до греков 2015 , стр. vii–viii, 187–188.
  62. ^ Философия до греков 2015 , с. 218.

Библиография [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a84b4d791cea4a47a0e7679904b43e0d__1717939860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a8/0d/a84b4d791cea4a47a0e7679904b43e0d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Babylonia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)