Jump to content

Мардук

(Перенаправлено с Бел-Мардука )
Мардук
9 век до н.э. Изображение статуи Мардука с его слугой-драконом Мушушушу . Это был главный культовый образ Мардука в Вавилоне.
Обитель Вавилон
Планета Юпитер
Символ мушушушу , осень
Генеалогия
Родители Энки и Дамгалнуна
Братья и сестры Нинсар , Нинкурра , Утту , Нинти
Супруга Сарпанит
Дети Набу
Эквиваленты
Греческий эквивалент Зевс [1]
Римский эквивалент Юпитер
Египетский эквивалент Аминь или Ра

Мардук ( клинопись : 𒀭𒀫𒌓 AMAR.UTU; шумерский : amar utu.k «теленок солнца; солнечный теленок»; иврит : מְרֹדַךְ , современный :   Merōdaḵ , тиберийский :   Mərōḏaḵ ) — бог из древней Месопотамии и покровитель де ность города из Вавилона , который в конечном итоге пришел к власти в первом тысячелетии до нашей эры. В городе Вавилоне Мардуку поклонялись в храме Эсагила . Его символом является лопата, и он связан с Мушушушу . [2]

К 1-му тысячелетию до нашей эры Мардук стал астрологически связан с планетой Юпитер . Он был выдающейся фигурой в вавилонской космологии , особенно в мифе о сотворении Энума Элиш .

Имя Мардука писалось исключительно как д AMAR.UTU в старовавилонский период , хотя другие варианты написания, такие как MES и д ŠA.ZU также использовались с касситского периода. В I тысячелетии до нашей эры идеограммы д СУ и КУ использовались регулярно. [3] Логограмма Адада также иногда используется для обозначения Мардука. [4]

Тексты древневавилонского периода подтверждают произношение Маруту или Марутук, а сокращенное написание Мартук или Мардук засвидетельствовано, начиная с касситского периода. Его имя на иврите, Меродак, соответствует более длинной версии: [5] а в ассирийских и вавилонских текстах первого тысячелетия используется длинное написание, когда обстоятельства требуют точной формы имени. [6] Личное имя Мартуку не следует путать с богом Мардуком. [7] Мардука обычно называли Бел (господин) в первом тысячелетии до нашей эры. [8]

Обычно считается, что этимология имени Мардук происходит от д амар-уту-(а)к, что означает «бычок Уту». [6] Соммерфилд предполагает, что это используется для объяснения имени Мардук в « Энума Элиш» :

лу-у ма-ру Шамши ша илани не-бу-у шу-ма

«Он — «сын солнца» богов, сияющий он [9] [а] ."Хотя имя может указывать на родство с Шамашем , Мардук не имеет родословной с богом Солнца. [11] Однако в этот период Вавилон был тесно связан с городом Сиппар , что, возможно, и послужило причиной такого названия. [12]

3-е тысячелетие до н.э.

[ редактировать ]

Мардук, наряду с городом Вавилоном , не имел никакого значения [13] и редко засвидетельствовано в 3-м тысячелетии до нашей эры . Самое раннее упоминание о Мардуке происходит из фрагментарной надписи, скорее всего, датируемой периодом II ранней династии . Его оставил безымянный правитель города БАР.КИ.БАР (вероятно, Вавилона). [14] ), построивший храм Мардуку. [15] В тексте периода Фара Мардук, кажется, упоминается без божественного определения, а фрагмент списка богов Абу Салабиха содержит д уту-ама[r], вероятно, Мардук написан в обратном порядке знаков. [16] Сомнительная ссылка на Мардука в период Ура III происходит от возможного личного имени « Амар-Син — звезда Мардука». [17] хотя Джоханди предполагает, что бог Марту , появившийся вместе с Энки и Дамгалнуной в период Ура III, возможно, вместо этого мог относиться к Мардуку с таким же именем, который в противном случае отсутствует в документации Ура III, поскольку позже засвидетельствовано, что Марту имел другое происхождение ( Ану и Ураш ), а Мардук позже считается сыном Энки/Эа. [18] Если это так, то это может быть свидетельством того, что Мардук уже был частью пантеона Эриду в период Ура III.

Древневавилонский период

[ редактировать ]

При Суму-ла-Эле Мардук появился в клятвах и именах нескольких лет, [19] а именно название 22 года, в котором записано изготовление трона для Мардука, и название 24 года, в котором записано изготовление статуи для Зарпанитума . [20] Мардук также начал появляться в теофорных именах, которые в последующие десятилетия станут более частыми, но останутся редкими, появляясь менее чем в 1% имен, хотя при Хаммурапи эта цифра вырастет до 1-2% . [21] Во времена правления Сабиума , Апил-Сина и Син-мубаллита Мардук стал упоминаться за пределами города Вавилона и призывался наряду с местными богами в городах, подвластных вавилонским царям. [22] Начиная с правления Хаммурапи, святилища Мардука обнаруживались и в других городах. [23]

В старовавилонский период, когда Мардук признавался правителем народа, [24] нет никаких свидетельств того, что Хаммурапи или его преемники продвигали Мардука за счет других богов. [25] Энлиль по-прежнему признавался высшим авторитетом, а Мардук был далеко не главой пантеона, [26] вместо этого он выглядит посредником между великими богами и Хаммурапи. [27] Это также выражено в надписях преемника Хаммурапи Самсу-илуны , в которых говорится, что он получает приказы Энлиля через других богов, таких как Иштар , Забаба , Шамаш и, конечно, Мардук. [28]

Ключевым событием древневавилонского периода стало объединение Мардука с пантеоном Эриду. Мардук был синкретизирован с Асаллухи во второй половине древневавилонского периода, и начало Кодекса Хаммурапи идентифицирует Эа как отца Мардука, [29] генеалогия, которая останется канонической. Списки богов древневавилонского периода иногда помещают его в круг Энки. [30] В TCL 15 10 Асаллухи и Мардук перечислены как отдельные боги, но в списке они расположены близко друг к другу. Ламберт предполагает, что это могло быть вмешательством другого писца и что писец-редактор сделал это, полагая, что Мардук и Асаллухи были одним и тем же богом. [30] Джоханди, с другой стороны, предполагает, что Мардук и Асаллухи не считались одним и тем же богом, а считались связанными друг с другом. [31] В списке богов Ниппура Асаллухи и Мардук также перечислены отдельно, при этом Мардук появляется на семьдесят имен раньше Асаллухи. [32] Однако в списке богов Вейднера оказывается, что Мардук и Асаллухи рассматривались как один и тот же бог. [33]

Согласно пророчеству Мардука и надписям Агума II , статуя Мардука и Зарпанитума была вывезена из Вавилона Мурсилием I во время его набега на Вавилон (средний летоисчисление 1595 г. до н. э.), который был возвращен во время правления Агума II. [34]

Средний вавилонский период

[ редактировать ]

В касситский период количество теофорных имен, содержащих Мардука, выросло до более чем 10%, а местный храм Мардука в Ниппуре был прочно интегрирован и хорошо известен. [25] Касситские цари иногда давали Мардуку напыщенные эпитеты, [25] показывая растущую популярность Мардука, однако Энлиль по-прежнему считается самым важным месопотамским богом, по-прежнему возглавляя список вместе с Ану и Эа. По крайней мере пять касситских царей носили теофорные имена, содержащие имя Энлиля. [35] а касситские цари, особенно Нази-Марутташ и Кудур-Энлиль , как известно, посетили Ниппур в начале года. [36] Куригалзу называет себя «регентом Энлиля». [37] а в храмовом комплексе Дур-Куригальзу находятся храмы Энлиля, Нинлиль и Нинурты. [38]

Есть два административных документа из Ниппура времен правления двух касситских царей, возможно, Нази-Марутташа и Шагаракти-Шуриаша , в которых упоминается празднование фестиваля акиту, связанного с Мардуком. [39] В другом тексте утверждается, что покойный касситский царь Адад-шума-усур предпринял паломничество из Вавилона в Борсиппу и Кутху , Мардука, Набу и Нергала соответственно. [36] Однако есть основания сомневаться в историчности этих текстов, особенно предполагаемого путешествия Адад-шума-усура, поскольку трио Мардука, Набу и Нергала укладывалось в идеологию I тысячелетия до нашей эры. [36] Тем не менее, тексты могут свидетельствовать о том, что возвышение Мардука было постепенным процессом, начавшимся еще до Навуходоносора I. [40] Точно так же в списке богов Ан = Анум вместо Мардука было присвоено число 50, число Энлиля. [41]

В частном документе, датируемом царствованием Ашур-убаллита I в Ассирии, упоминается святилище Мардука в городе Ашшур . Ворота Мардука также были засвидетельствованы в Ассуре в 13 веке. [42] Как и в неоассирийский период, упоминается, что Мардук получал подношения и подарки в Ассуре. В тексте «Коронации Тукульти-Нинурты» Мардук даже получил такое же количество подношений, как и Ашур . [42] увез Статую Мардука Тукульти-Нинурта I в Ассирию, где она оставалась до тех пор, пока не будет возвращена. Культ Мардука в Ассирии сохранится и в неоассирийский период.

Мардук был найден в Угарите в аккадском гимне, который, возможно, был частью школьной программы для писцов. [43]

В касситский период Набу, ранее писец Мардука, стал считаться сыном Мардука. [44]

Вторая династия Исина

[ редактировать ]

Ко времени династии Исина II уже существовал устоявшийся синкретизм Вавилона и Ниппура (и, как следствие, Мардука и Энлиля). Названия городских стен были изменены: Имгур-Энлиль и Нимит-Энлиль находились в Вавилоне, а Имгур-Мардук и Нимит-Мардук находились в Ниппуре. [45] Двуязычный гимн первого тысячелетия Ниппуру связывает Вавилон и Ниппур воедино:

Ниппур — город Энлиля, Вавилон — его любимый.Ниппур и Вавилон, их смысл один и тот же. [36]

Обычно считается, что идеологию превосходства Мардука продвигали Навуходоносор I и его преемники. Второй поход Навуходоносора в Элам и возвращение статуи Мардука, которую унес в Элам Шутрук -Наххунте. [46] или его сын Кутир-Наххунте [47] [48] [49] Считается, что спусковым крючком стал 1155 г. до н.э. [50] Однако существуют хронологические проблемы, связанные с похищением статуи эламитами, поскольку статуя Мардука, похищенная Тукульти-Нинуртой I, еще не была возвращена ассирийцами до того, как эламиты разграбили Вавилон в 1155 году до нашей эры. Джонсон предполагает, что Тукульти-Нинурта мог взять другую статую Мардука, в то время как главную культовую статую забрал Кутер-Наххунте. [51] в то время как Баньяи полагает, что сразу после возвращения статуи Мардука Нинуртой -тукулти-Ашуром второе вторжение Кутер-Наххунте унесло ту же статую. [48]

Тем не менее, начиная с правления Навуходоносора, признание превосходства Мардука над другими богами стало теперь нормой. Кудурру , датируемый правлением Навуходоносора, утверждает, что Мардук, ныне «царь богов», напрямую отправил Навуходоносора и дал ему оружие. [46] а в «Эпосе о Навуходоносоре» именно Мардук повелел богам покинуть Вавилонию. [52] Кудурру времен правления Энлиль-Надин-Апли называет Мардука «царем богов, повелителем земель» - титул, который традиционно носил Энлиль. [46] Точно так же, когда Симбар-шипак , первый царь Второй династии Силенда, сделал Энлилю замену трона, сделанного Навуходоносором, по его мнению, он фактически был посвящен Мардуку. [53] Другие тексты, такие как аккадские молитвы и заклинания, также называют Мардука царем богов. [54]

1-е тысячелетие до нашей эры

[ редактировать ]

Самая ранняя копия «Энума Элиш», вавилонского эпоса о творении, была найдена в городе Ассур и датирована IX веком. [55] хотя текст мог относиться к периоду Исина II. [52] Дэлли полагает, что «Энума Элиш» могла быть написана в период Старого Вавилона. [56] хотя другие ученые считают это маловероятным. [57] Энума Элиш описывает восхождение Мардука к власти после победы над Тиамат. В конце концов Мардук провозглашается правителем, объявляет Вавилон городом царства, получает свои пятьдесят имен (пятьдесят — число Энлиля), а Энлиль игнорируется. [58]

В ассирийских источниках большая часть упоминаний о силе и авторитете Мардука пришлась на времена правления Саргонидов . [54] В целом неоассирийские цари заботились о Вавилоне и культе Мардука. Салманасар III посетил несколько вавилонских святилищ, в том числе святилище Мардука. [59] Тиглатпаласар III после завоевания Вавилонии участвовал в празднике Акиту в Вавилоне, [60] а Саргон II сделал Вавилон своей временной резиденцией, пока Дур-Шаррукин , и принял участие в Акиту. строился [61] [62] Мардук часто появляется в надписях ассирийских царей еще до того, как ассирийские цари получили контроль над Вавилонией. [63] В продолжение среднеассирийских времен реальный культ Мардука, по-видимому, существовал и в неоассирийский период. в Ашуре существовала святыня Мардука . в храме Гулы В Ассирийском Божественном Указании упоминается, что в неоассирийский период [42] Мардук и его сын Набу также делили святилище в Ниневии , хотя казалось, что Набу был главным божеством в отличие от Мардука. [42]

Исключением стал Сеннахирим , который после ряда восстаний и выдачи эламитам наследного принца Ассур-надин-шуми (которые затем, вероятно, убили его) решил разрушить Вавилон. [64] Разрушение Вавилона в 689 г. до н. э., судя по собственным рассказам Сеннахирима, было плохим по неоассирийским меркам. [65] Помимо заявлений о разрушении храмов и культовых статуй, не было явного упоминания о судьбе статуи Мардука, хотя Асархаддон позже утверждал, что культовая статуя была взята из Вавилона. [66] Сеннахирим провел так называемую религиозную реформу, инфраструктуру Ассура перестроили по модели Вавилона, а ассирийское издание Энума Элиш заменило Мардука богом Ашуром (пишется как Аншар ), а Вавилон - Ассуром (пишется как Балтиль). ). [67] Другие тексты, ссылающиеся на Мардука, также были адаптированы и изменены, чтобы соответствовать Ашуру, а кровать и трон, посвященные Мардуку, были повторно посвящены Ашуру после того, как мебель была перевезена из Вавилона в Ассур. [68] «Испытание Мардука» содержало культовые комментарии к фестивалю Акиту, которые были интерпретированы вместо этого как наказание Мардука. [60] [69] Однако более радикальные реформы были отменены во время правления его преемника Асархаддона , который также курировал реконструкцию Вавилона и возможное возвращение статуи Мардука при Шамаш-Шума-укине . Асархаддон также разработал повествование, оправдывающее как разрушение Сеннахирима, так и его восстановление, сославшись на божественный гнев Мардука как на причину разрушения Вавилона, который первоначально постановил оставить город на семьдесят лет, но Мардук уступил и позволил Асархаддону восстановить его. [70] [б]

Набонассар утверждал, что Мардук провозгласил его своим господином и приказал ему «разграбить землю своего врага» (имеется в виду Ассирия), который правил Вавилонией только из-за божественного гнева. Он утверждал, что убил ассирийца и опустошил его земли по приказу Мардука и Набу и с помощью оружия Эрры. [73] которые были основным трио вавилонской идеологии Первого тысячелетия. [36] В литературных текстах эпох Ахеменидов и Селевкидов говорится, что Мардук поручил Набонассару отомстить земле Аккада (Вавилонии). [74]

В царских надписях нововавилонских царей Мардук превозносится как царь богов и источник их власти, тогда как Энлиль почти никогда не упоминается, за исключением случаев, когда речь идет о городе Ниппур. [75] В списке богов позднего Вавилона все боги в списке отождествлялись с Мардуком. Например, Нинурта был Мардуком кирки, Набу был Мардуком бухгалтерии, Шамаш был Мардуком правосудия, а Тишпак был Мардуком воинов. [76] Эта «синкретическая тенденция» наблюдается и в других поздних текстах, где другие боги появляются как аспекты Мардука. [77]

Кир , оправдывая свое завоевание Вавилонии, утверждал, что Мардук бросил Набонида , который оскорбил Мардука тем, что отвернулся от Эсагилы в Цилиндре Кира . [78] Другой текст, направленный против Набонида, «Стихотворение», объясняет, что Набонид отдавал предпочтение Греху Мардуку. [79] Почтение Набонида к богу луны, возможно, объяснялось его семейными корнями, связанными с городом Харран, а позже он даже возродил религиозные институты Ура, главного святилища Сина. [80]

Характеристики

[ редактировать ]
Мушушушу , драконоподобное существо, ассоциировалось с Мардуком.

Его символом является лопата, и он связан с Мушушу , драконоподобным существом из месопотамской мифологии. [2]

Оригинальная роль

[ редактировать ]

Поскольку источники, относящиеся к Мардуку в ранние периоды, немногочисленны, первоначальная роль Мардука неизвестна. Однако, поскольку Мардук появился в списке Абу Салабиха позади трех второстепенных божеств, имена которых указывают на возможную связь с подземным миром, Джоханди предполагает, что Мардук мог быть второстепенным богом, связанным с подземным миром. [81] Точно так же Осима недавно предположил, что Мардук изначально мог играть роль, подобную Нергалу, что может даже объяснить, почему логограмма д AMAR.UTU используется в хеттских текстах для написания имени бога Шанты , [82] который по своей природе был похож на Нергала. [83] В более ранних предшественниках Удуг Хула, где Мардук и Асаллухи появляются вместе в отрывке, Мардук, в отличие от Асаллухи, не помогает жертве, а вместо этого захватывает ее либо из-за его бессилия, либо потому, что он просто отказался помочь. [84] Осима интерпретировал этот отрывок как подтверждающий идею о том, что первоначальная роль Мардука заключалась в болезни и смерти. [85] Точно так же в Син-иддинама молитве Нинисине Асаллухи (здесь отождествляемый с Мардуком) накладывает злые чары на Син-иддинама (царя Ларсы), заставляя его заболеть. [86] может отражать то, что способность Мардука вызывать болезни распространялась за пределы владений Вавилона. [87] Однако Соммерфилд, который ранее считал, что доказательств связи Мардука с магией мало, [88] совсем недавно предположили, что Мардук изначально был богом заклинаний до его синкретизма с Асаллухи . [89] Якобсен предполагает, что Мардук изначально был богом бури из-за образов бури в « Энума Элиш» , владея четырьмя ветрами и штормами в качестве оружия и приписывая себе дождь и облака, исходящие от трупа Тиамат. [90] Абуш, цитируя Якобсена, также считает, что Мардук был богом бури и, возможно, был связан с водой и растительностью до того, как присоединился к пантеону Эриду, поскольку маловероятно предположить, что все черты Мардука, связанные с водой, взяты из круга Энки. . [91] Однако нет других свидетельств того, что Мардук изначально был местным богом бури, а использование ветра и бури в качестве оружия не ограничивалось богами бури. Швемер указывает на Нинурту (который не является богом бури) как на первоначальную модель Мардука, использующего штормы, ветры и наводнения в качестве оружия. [92] Швемер также резюмирует, что, хотя Мардук имеет характеристики, которые совпадают с профилем бога бури, это не означает, что Мардук или другие боги в аналогичном положении (такие как Нинурта, Марту , Телепину и Тишпак ) обязательно являются богами бури. [93] Символ Мардука, лопата, может указывать на то, что изначально он был богом земледелия или, что более вероятно, богом каналов и, как следствие, плодородия. [94] В отличие от Абуша, Осима считает, что связь Мардука с водой возникла из-за его ассоциации с каналами. Он изображен как поставщик воды в «Молитве Мардуку» № 2, относящейся к касситскому периоду, и восхваляется как принесший воду из рек, сезонных наводнений и дождей на поля. [95] В различных молитвах Мардуку говорится о его связи с источниками и реками, а Ашшурбанипал применяет к Мардуку эпитет «инспектор каналов неба и земли». [96] [с] .

Гнев и милосердие Мардука

[ редактировать ]

Молитва Син-иддинам Нинисине имеет схожие мотивы с Молитвой Мардуку № 1 и Лудлул бель немеки , где гнев Мардука обвиняется в каком-то определенном недуге, поражающем страдающего, и может быть исправлен только тем, что Мардук смилостивится и простит их. В «Молитве Мардуку №1» Мардука просят не убивать своего клиента. [99] а в «Лудлуле» Мардука хвалят за его милосердие после прощения своего клиента. [100] Таким образом, некоторые ученые утверждают, что Мардука хвалили за его гнев. [101] а другие утверждают, что у Мардука «непредсказуемые перепады настроения». [102] Ламберт также указывает на одно из имен Мардука в «Энума Элиш», Мершакушу («дикий, но снисходительный»), предполагает, что вавилоняне, возможно, подчеркивали милосердие Мардука, чтобы он мог быть менее свирепым. [5] хотя Осима предполагает, что вавилонянам пришлось подчеркнуть как его гнев, так и милосердие, чтобы умилостивить его. [100] Другие полагают, что целью стихотворения было подчеркнуть, что истинными внутренними качествами Мардука были милосердие и доброжелательность. [103] Молитва Мардуку №2, с другой стороны, восхваляет способность Мардука исцелять, что, возможно, возникло в результате синкретизма с Асаллухи. [104]

Связь с речным испытанием

[ редактировать ]

Поскольку Мардук был сыном Эа, он был связан с Рекой Испытаний. [105] Молитва Син-иддинама Нинисине также идентифицировала Идлуругу (речное испытание) как отца Мардука/Асаллухи, в отличие от стандартной генеалогии. [85]

Заклинания

[ редактировать ]

Мардук присутствует в заклинаниях формулы типа Мардук-Эа, в которой бог Эа/Энки вступает в диалог со своим сыном Мардуком/Асаллухи. Структура формулы начинается с того, что Мардук/Асаллухи замечает проблему и сообщает об этом своему отцу. Эа заверяет сына в своих знаниях, а затем приступает к обучению сына процедурам. [106] В более поздних заклинаниях Первого тысячелетия до нашей эры жрецы обычно заявляют, что являются прямыми представителями Мардука/Асаллухи, заменяя божественный диалог между отцом и сыном. [107] например, в «Обращении Мардука к демонам» священник начинает с объявления себя Мардуком. [108] В неоассирийской Ассирии Мардук был одним из главных богов, к которым были обращены молитвы-заклинания, и только Шамаша вызывали чаще, чем Мардука. [109] Трудно сказать, играл ли Мардук изначально роль в заклинаниях до того, как его отождествили с Асаллухи. [110] Мардук иногда появляется у шумеро-аккадских двуязычных людей как аккадское имя Асаллухи, [106] [111] хотя также было засвидетельствовано, что Мардук и Асаллухи появлялись отдельно в двух разных текстах, один из которых представляет собой заклинание против злого Удуга, где Мардук схватил жертву вместо того, чтобы помочь, в отличие от Асаллухи, который разыскивал Энки. [84] [110] второе - заклинание против Ламашту , в котором Мардук и Асаллухи указаны отдельно как средства сдерживания демона. [112]

Мифы и литература

[ редактировать ]

Энума Элиш

[ редактировать ]

«Энума Элиш», которая, как принято считать, была составлена ​​в период Исина II, подробно описывает приход Мардука к власти как царя богов. Есть сходство между «Эпосом творения» и мифом Анзу, а также другими традициями, связанными с Нинуртой. [58] Табличка судеб — ключевой объект в обоих мифах, и Мардук использует в основном то же оружие, что и Нинурта. [113] Ритуальная табличка упоминает, как «Эпос творения» будет читаться и, возможно, воспроизводиться во время фестиваля Акиту, в четвертый день месяца Нисанну. [114] Эпос начинается с упоминания Апсу и Тиамат, здесь древнейших богов, создавших молодое поколение богов. Однако Апсу был обеспокоен их шумностью и решил их убить. Эа, однако, узнал о заговоре, убивает Апсу и забирает его великолепие. Позже у Эа и Дамкиной родился Мардук, и уже при рождении он был особенным. Затем Тиамат решает начать войну против молодого поколения богов, отдавая Кингу Табличку судеб и назначая его командиром. Мардук добровольно вызывается сразиться с Тиамат и побеждает ее. Мир был создан из трупа Тиамат с Вавилоном в центре, а Мардук становится царем и получает свои пятьдесят имен. Пятьдесят взятых имен были основаны на списке богов Ан = Анум, столбчатое расположение удалено и вставлено. [115] Один из его титулов, бел матати (царь земель), первоначально принадлежал Энлилю, который явно отсутствовал в эпосе, за исключением того случая, когда он дал этот титул Мардуку. [116]

Лудлул бель немеки

[ редактировать ]

Также известен как «Вавилонский Иов». [117] В стихотворении описываются страдания рассказчика, вызванные гневом Мардука, из-за которого он потерял работу и испытал враждебность со стороны своих друзей и семьи. Прорицатели были неспособны помочь ему, а его личные защитные духи и боги также не пришли на помощь. Он утверждает, что что никто не понял действий богов, и, несмотря на протесты рассказчика о своей невиновности и о том, что он всегда был благочестив к богам и никогда не оставлял его, он быстро заболел и оказался на смертном одре. Затем в череде снов он. встретил юношу, жреца-заклинателя, очистившего его, молодую женщину с богоподобным видом, пришедшую сказать, что его страдания закончились, и жреца-заклинателя из Вавилона. Далее рассказчик восхваляет милосердие Мардука. [118] это было основной мыслью текста, несмотря на выражение гнева Мардука. [119]

Эпос об Эрре

[ редактировать ]

В эпосе об Эрре Эрра убедил Мардука покинуть Эсагил и отправиться в преисподнюю, оставив Эрру стать королем. После этого Эрра сеет хаос во всех городах и вызывает нестабильность. Мардук вернулся и оплакивал состояние Вавилона. В отличие от Энума Элиш, которая отстаивала Мардука как носителя мира и стабильности, Мардук здесь является тем, кто принес нестабильность, покинув свое место, тем самым нанеся тьму на мир. [120] Он также косвенно развязал войну, уступив Эрре. [121]

Испытание Мардука

[ редактировать ]

Написано на ассирийском диалекте. [122] версии так называемого «Текста испытаний Мардука» известны из Ассура, Нимруда и Ниневии . [69] Используя пейзажи и язык, знакомые процессии фестиваля Акиту, здесь Мардук вместо этого привлечен к ответственности за преступления, совершенные против Ашура , и подвергся речным испытаниям и тюремному заключению. [69] Текст начинается с прибытия Набу в Вавилон в поисках Мардука, своего отца. Ташметум помолился Сину и Шамашу. [123] Тем временем Мардука держали в плену, красный цвет на его одежде был интерпретирован как его кровь, и дело было передано богу Ашуру. Город Вавилон, по-видимому, также восстал против Мардука, и Набу узнал, что Мардук был отправлен на речное испытание. Мардук утверждает, что все было сделано во благо бога Ашура, и молится богам, чтобы они оставили его в живых. [д] . После различных альтернативных культовых комментариев была прочитана ассирийская версия Энума Элиш, провозглашающая превосходство Ашура. [125] Однако, несмотря на содержание, «Испытание Мардука» не было просто литературным произведением, направленным против Мардука. Ни разу Мардука на самом деле не обвиняли в преступлении, и конец текста, кажется, предполагает, что боги боролись за то, чтобы вывести Мардука наружу, просверливая дыры в двери, за которой он заперт. [126] Мардук также фигурировал в разделе проклятий, поэтому возможно, что большая часть вины была возложена на вавилонян за то, что они сбили Мардука с пути, в то время как Мардук сохраняет свое положение в пантеоне. [127] Хотя большинство связывают этот текст с разрушением Вавилона Сеннахиримом, Фраймер-Кенски предполагает, что фоном могло быть возвращение статуи Мардука в Вавилон в 669 году до нашей эры. [126]

Поражение Энмешарры

[ редактировать ]

известная всего по одному экземпляру и с сильно поврежденной верхней половиной, Книга «Поражение Энмешарры», вероятно, написана в эпоху Селевкидов или парфян. [128] Текст, структурно похожий на «Энума Элиш», начинается с того, что Энмешарра и его семь сыновей выступают против Мардука, который впоследствии победил их и бросил в тюрьму с Нергалом в качестве тюремного надзирателя. Сохранившаяся часть начинается с того, что Нергал объявляет Энмешарре приговор Мардука о том, что он и его сыновья будут казнены, а Энмешарра оплакивает ужасный приговор Мардука и умоляет Нергала. Нергал отвечает, но текст обрывается. [129] Затем показано, что Нергал сопровождает Энмешарру и его сыновей к Мардуку, который сначала обезглавливает сыновей, а затем сияние Энмешарры было взято и передано Шамашу. Набу также была дана сила Нинурты, Нергалу — сила Эрры, а Мардук взял силу Энлиля. Затем Мардук, Набу и Нергал вместе разделили трон, который, вероятно, ранее принадлежал Ану. Затем богам были назначены города, и послышался голос с небес. Коза-рыба восхваляла Мардука как возвышенного господина, и текст заканчивается тем, что боги собираются в Вавилоне.

Синкретизмы

[ редактировать ]

Асаллухи

[ редактировать ]

Самым ранним свидетельством синкретизма Асаллухи с Мардуком является молитва Син-иддинама Нинисине: [130] где Асаллухи называли «царем Вавилона». [131] В древневавилонском тексте используется слово «сын Эриду ». в качестве титула Асаллухи вместо «владыки Тинтира» [132] (Тинтир — еще одно подтвержденное название Вавилона. [133] ) В молитве Хаммурапи Асаллухи он явно рассматривается как синоним Мардука. [134] Однако в молитве Самсу-илуне Мардук и Асаллухи упоминались как отдельные боги, что позволяет предположить, что синкретизм Мардук = Асаллухи еще не был полностью признан каноническим в старовавилонский период. [135] Джоханди также предполагает, что разделение Мардука и Асаллухи было преднамеренным действием со стороны Самсу-илуны с целью вернуть себе власть над южными городами. [136] которые были центрами восстания в первые годы его правления.

Соммерфилд предположил, что синкретизм мог быть обусловлен тем, что оба они играли одинаковую роль бога заклинаний. [137] или потому, что Асаллухи был более известен в Южной Вавилонии, чем Мардук, который все еще был местным богом. [88] Ламберт также считает, что синкретизм является средством поднять Мардука на более респектабельное положение. [30] Джоханди предполагает, что Мардук и Асаллухи были отождествлены по какой-то другой причине, кроме магии, и Мардук стал богом, связанным с магией, только после того, как был синкретизирован с Асаллухи. [138]

Синкретизм Вавилона и Ниппура существовал с периода Исина II, и названия городских стен были изменены: Имгур-Энлиль и Нимит-Энлиль находились в Вавилоне, а Имгур-Мардук и Нимит-Мардук находились в Ниппуре. [45] В более широком смысле Мардук также отождествлялся с Энлилем , а в период Исина II Мардук был засвидетельствован титулами Энлиля. Мардука часто называли «Энлилем богов» в первом тысячелетии.

Статуя Мардука, удобно названная «Царь богов Неба и Подземного мира», была помещена в святилище Энлиля в Вавилоне, а Мардук получает титул бел матати «царь земель» в «Энума Элиш». [116]

Холодный

[ редактировать ]

Предыдущее божество-покровитель Борсиппы. Хотя Хаммурапи признавал, что власть Туту простирается на Борсиппу и Эзиду, [139] Туту стало другим именем Мардука после Хаммурапи, но стало прозвищем Набу в первом тысячелетии. [140] Туту также было именем Мардука в «Энума Элиш». [141] В тексте птичьего призыва птица Энмешарры говорит, что согрешила против Туту, здесь имеется в виду Мардук. [140]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Мару (сын) читается как находящееся в притяжательном падеже. Ламберт читает тот же отрывок, что и «он сын, бог солнца богов, он ослепителен», разделяя два предложения. [10]
  2. ^ В соответствии с месопотамской идеей о том, что боги могут покинуть свои города, это относится к повествованию о том, что Мардук может и оставит Вавилон и может даже приказать иностранной державе править им, пока он не решит вернуться. [71] Точно так же Мардук-апла-иддина II также утверждал, что ассирийское правление над Вавилонией было вызвано гневом Мардука на народ, пока он не был удовлетворен и не назначил его свергнуть ассирийцев и править Вавилонией. [72]
  3. ^ Подобные эпитеты засвидетельствованы и для Тешуба , [97] Адад и Нинурта [98]
  4. В ниневитской версии «Испытания Мардука» именно Сарпанит молится, чтобы Мардук остался в живых. [124]
  1. ^ Фонтенроуз 1980 , стр. 150, 158.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Виггерманн 1992 , с. 157.
  3. ^ Соммерфилд 1982 , с. 7.
  4. ^ Швемер 2001 , с. 75.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ламберт 1984 , с. 6.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ламберт 1984 , с. 7.
  7. ^ Соммерфилд 1982 , с. 8.
  8. ^ Осима 2011 , с. 39.
  9. ^ Соммерфилд 1982 , с. 10.
  10. ^ Ламберт 2013 , с. 117.
  11. ^ Соммерфилд 1982 , с. 11.
  12. ^ Ламберт 1984 , с. 8.
  13. ^ Ламберт 2013 , с. 251.
  14. ^ Болье 2019 , с. 29.
  15. ^ Ламберт 2013 , с. 249.
  16. ^ Ламберт 2013 , с. 250.
  17. ^ Ламберт 2013 , с. 250-251.
  18. ^ Джоханди 2019 , с. 72-73.
  19. ^ Соммерфилд 1982 , с. 22.
  20. ^ Болье 2018 , с. 71.
  21. ^ Соммерфилд 1987 , с. 363.
  22. ^ Соммерфилд 1982 , с. 27.
  23. ^ Соммерфилд 1987 , с. 363-364.
  24. ^ Ламберт 2013 , с. 256.
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Соммерфилд 1987 , с. 364.
  26. ^ Ламберт 2013 , с. 256-258.
  27. ^ Джоханди 2018 , с. 565.
  28. ^ Ламберт 2013 , с. 257-258.
  29. ^ Соммерфилд 1982 , с. 13.
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ламберт 2013 , с. 252.
  31. ^ Джоханди 2019 , с. 110.
  32. ^ Джоханди 2019 , с. 114.
  33. ^ Джоханди 2019 , с. 116.
  34. ^ Болье 2018 , с. 119.
  35. ^ Болье 2018 , с. 139.
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Тенни 2016 , с. 160.
  37. ^ Ламберт 2013 , с. 266.
  38. ^ Малько 2017 , с. 481.
  39. ^ Тенни 2016 , с. 158.
  40. ^ Тенни 2016 , с. 161.
  41. ^ Ламберт 1984 , с. 3.
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Кадр 1999 , с. 13.
  43. ^ Аяли-Даршан 2022 , с. 39.
  44. ^ Болье 2018 , с. 157.
  45. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шнайдер 2022 , с. 758.
  46. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ламберт 2013 , с. 271.
  47. ^ Болье 2018 , с. 150.
  48. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шахты 2016 , с. 124.
  49. ^ Нильсен 2018 , стр. 3.
  50. ^ Болье 2018 , с. 161.
  51. ^ Джонсон 2013 , с. 114-115.
  52. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Болье 2018 , с. 162.
  53. ^ Джордж 1997 , с. 69.
  54. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ламберт 2013 , с. 275.
  55. ^ Фрам 2010 , стр. 5.
  56. ^ Далли 2008 , с. 229.
  57. ^ Фрам 2010 , стр. 5–6.
  58. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Серия 2006 , с. 517.
  59. ^ Фрам 2017b , с. 291.
  60. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фрам 2017b , с. 292.
  61. ^ Фрам 2017a , с. 183.
  62. ^ Соммерфилд 1987 , с. 366.
  63. ^ Кадр 1999 , с. 14.
  64. ^ Фрам 2017b , с. 293.
  65. ^ Нильсен 2018 , стр. 95.
  66. ^ Нильсен 2018 , стр. 97.
  67. ^ Фрам 2010 , стр. 8.
  68. ^ Фрам 2010 , стр. 10.
  69. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Нильсен 2018 , стр. 98.
  70. ^ Нильсен 2018 , стр. 102-103.
  71. ^ Джонсон 2013 , с. 116.
  72. ^ Коган 2009 , с. 166-167.
  73. ^ Бедфорд 2016 , с. 57-58.
  74. ^ Бедфорд 2016 , с. 59.
  75. ^ Ламберт 2013 , с. 263.
  76. ^ Ламберт 2013 , с. 264.
  77. ^ Ламберт 2013 , с. 265.
  78. ^ ван дер Спек 2014 , с. 28.
  79. ^ ван дер Спек 2014 , с. 29.
  80. ^ Болье 2018 , с. 239.
  81. ^ Джоханди 2018 , с. 552-553.
  82. ^ Осима 2011 , с. 47.
  83. ^ Тарача 2009 , с. 113.
  84. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Геллер 1985 , с. 15.
  85. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Осима 2011 , с. 45.
  86. ^ Бриш 2007 , с. 143.
  87. ^ Осима 2011 , с. 46.
  88. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Соммерфилд 1982 , с. 16.
  89. ^ Соммерфилд 1987 , с. 368.
  90. ^ Якобсен 1968 , с. 106.
  91. ^ Абуш 1999 , с. 544.
  92. ^ Швемер 2007 , с. 128.
  93. ^ Швемер 2016 , с. 70.
  94. ^ Осима 2006 , с. 80.
  95. ^ Осима 2006 , с. 81.
  96. ^ Осима 2006 , с. 82.
  97. ^ Хоффнер,_младший. 1998 , с. 52.
  98. ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 261.
  99. ^ Осима 2011 , с. 49.
  100. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Осима 2011 , с. 51.
  101. ^ Осима 2011 , с. 50.
  102. ^ Пиччин и Уортингтон 2015 , стр. 114, со ссылкой на Шпикермана.
  103. ^ Пиччин и Уортингтон 2015 , стр. 116.
  104. ^ Осима 2011 , с. 62.
  105. ^ Солдт 2005 , с. 127.
  106. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джордж 2016 , с. 2.
  107. ^ Джоханди 2019 , с. 182.
  108. ^ Геллер 2015 , с. 15.
  109. ^ Кадр 1999 , с. 15.
  110. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Каннингем 1997 , с. 114.
  111. ^ Каннингем 1997 , с. 114-115.
  112. ^ Джоханди 2019 , с. 176.
  113. ^ Далли 2008 , с. 230.
  114. ^ Далли 2008 , с. 231.
  115. ^ Серия 2006 , с. 515.
  116. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джордж 1997 , с. 66.
  117. ^ Осима 2014 , с. 3.
  118. ^ Осима 2014 , с. 11.
  119. ^ Осима 2014 , с. 9.
  120. ^ Далли 2008 , с. 293.
  121. ^ Фрам 2010 , стр. 7.
  122. ^ Фраймер-Кенски 1983 , с. 131.
  123. ^ Фраймер-Кенски 1983 , с. 134.
  124. ^ Ливингстон 1989 , с. 88.
  125. ^ Ливингстон 1989 , с. 85.
  126. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фраймер-Кенский 1983 , с. 140.
  127. ^ Нильсен 2018 , стр. 99.
  128. ^ Ламберт 2013 , с. 281.
  129. ^ Ламберт 2013 , с. 291.
  130. ^ Джоханди 2019 , с. 154.
  131. ^ Джоханди 2019 , с. 141.
  132. ^ Ламберт 2013 , с. 253.
  133. ^ Болье 2019 , с. 30.
  134. ^ Джоханди 2019 , с. 144.
  135. ^ Осима 2011 , с. 195.
  136. ^ Джоханди 2019 , с. 147.
  137. ^ Соммерфилд 1982 , с. 17.
  138. ^ Джоханди 2018 , с. 561.
  139. ^ Джордж 1997 , с. 68.
  140. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ламберт 2013 , с. 288.
  141. ^ Ламберт 2013 , с. 125.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 85c8f74d37d3a3192c77fb1da83cbc30__1721293920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/85/30/85c8f74d37d3a3192c77fb1da83cbc30.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Marduk - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)