Мардук
Мардук | |
---|---|
| |
Обитель | Вавилон |
Планета | Юпитер |
Символ | мушушушу , осень |
Генеалогия | |
Родители | Энки и Дамгалнуна |
Братья и сестры | Нинсар , Нинкурра , Утту , Нинти |
Супруга | Сарпанит |
Дети | Набу |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Зевс [1] |
Римский эквивалент | Юпитер |
Египетский эквивалент | Аминь или Ра |
Часть серии о |
Древний Месопотамская религия |
---|
Мардук ( клинопись : 𒀭𒀫𒌓 ᵈ AMAR.UTU; шумерский : amar utu.k «теленок солнца; солнечный теленок»; иврит : מְרֹדַךְ , современный : Merōdaḵ , тиберийский : Mərōḏaḵ ) — бог из древней Месопотамии и покровитель де ность города из Вавилона , который в конечном итоге пришел к власти в первом тысячелетии до нашей эры. В городе Вавилоне Мардуку поклонялись в храме Эсагила . Его символом является лопата, и он связан с Мушушушу . [2]
К 1-му тысячелетию до нашей эры Мардук стал астрологически связан с планетой Юпитер . Он был выдающейся фигурой в вавилонской космологии , особенно в мифе о сотворении Энума Элиш .
Имя
[ редактировать ]Имя Мардука писалось исключительно как д AMAR.UTU в старовавилонский период , хотя другие варианты написания, такие как MES и д ŠA.ZU также использовались с касситского периода. В I тысячелетии до нашей эры идеограммы д СУ и КУ использовались регулярно. [3] Логограмма Адада также иногда используется для обозначения Мардука. [4]
Тексты древневавилонского периода подтверждают произношение Маруту или Марутук, а сокращенное написание Мартук или Мардук засвидетельствовано, начиная с касситского периода. Его имя на иврите, Меродак, соответствует более длинной версии: [5] а в ассирийских и вавилонских текстах первого тысячелетия используется длинное написание, когда обстоятельства требуют точной формы имени. [6] Личное имя Мартуку не следует путать с богом Мардуком. [7] Мардука обычно называли Бел (господин) в первом тысячелетии до нашей эры. [8]
Обычно считается, что этимология имени Мардук происходит от д амар-уту-(а)к, что означает «бычок Уту». [6] Соммерфилд предполагает, что это используется для объяснения имени Мардук в « Энума Элиш» :
лу-у ма-ру Шамши ша илани не-бу-у шу-ма
«Он — «сын солнца» богов, сияющий он [9] [а] ."Хотя имя может указывать на родство с Шамашем , Мардук не имеет родословной с богом Солнца. [11] Однако в этот период Вавилон был тесно связан с городом Сиппар , что, возможно, и послужило причиной такого названия. [12]
История
[ редактировать ]3-е тысячелетие до н.э.
[ редактировать ]Мардук, наряду с городом Вавилоном , не имел никакого значения [13] и редко засвидетельствовано в 3-м тысячелетии до нашей эры . Самое раннее упоминание о Мардуке происходит из фрагментарной надписи, скорее всего, датируемой периодом II ранней династии . Его оставил безымянный правитель города БАР.КИ.БАР (вероятно, Вавилона). [14] ), построивший храм Мардуку. [15] В тексте периода Фара Мардук, кажется, упоминается без божественного определения, а фрагмент списка богов Абу Салабиха содержит д уту-ама[r], вероятно, Мардук написан в обратном порядке знаков. [16] Сомнительная ссылка на Мардука в период Ура III происходит от возможного личного имени « Амар-Син — звезда Мардука». [17] хотя Джоханди предполагает, что бог Марту , появившийся вместе с Энки и Дамгалнуной в период Ура III, возможно, вместо этого мог относиться к Мардуку с таким же именем, который в противном случае отсутствует в документации Ура III, поскольку позже засвидетельствовано, что Марту имел другое происхождение ( Ану и Ураш ), а Мардук позже считается сыном Энки/Эа. [18] Если это так, то это может быть свидетельством того, что Мардук уже был частью пантеона Эриду в период Ура III.
Древневавилонский период
[ редактировать ]При Суму-ла-Эле Мардук появился в клятвах и именах нескольких лет, [19] а именно название 22 года, в котором записано изготовление трона для Мардука, и название 24 года, в котором записано изготовление статуи для Зарпанитума . [20] Мардук также начал появляться в теофорных именах, которые в последующие десятилетия станут более частыми, но останутся редкими, появляясь менее чем в 1% имен, хотя при Хаммурапи эта цифра вырастет до 1-2% . [21] Во времена правления Сабиума , Апил-Сина и Син-мубаллита Мардук стал упоминаться за пределами города Вавилона и призывался наряду с местными богами в городах, подвластных вавилонским царям. [22] Начиная с правления Хаммурапи, святилища Мардука обнаруживались и в других городах. [23]
В старовавилонский период, когда Мардук признавался правителем народа, [24] нет никаких свидетельств того, что Хаммурапи или его преемники продвигали Мардука за счет других богов. [25] Энлиль по-прежнему признавался высшим авторитетом, а Мардук был далеко не главой пантеона, [26] вместо этого он выглядит посредником между великими богами и Хаммурапи. [27] Это также выражено в надписях преемника Хаммурапи Самсу-илуны , в которых говорится, что он получает приказы Энлиля через других богов, таких как Иштар , Забаба , Шамаш и, конечно, Мардук. [28]
Ключевым событием древневавилонского периода стало объединение Мардука с пантеоном Эриду. Мардук был синкретизирован с Асаллухи во второй половине древневавилонского периода, и начало Кодекса Хаммурапи идентифицирует Эа как отца Мардука, [29] генеалогия, которая останется канонической. Списки богов древневавилонского периода иногда помещают его в круг Энки. [30] В TCL 15 10 Асаллухи и Мардук перечислены как отдельные боги, но в списке они расположены близко друг к другу. Ламберт предполагает, что это могло быть вмешательством другого писца и что писец-редактор сделал это, полагая, что Мардук и Асаллухи были одним и тем же богом. [30] Джоханди, с другой стороны, предполагает, что Мардук и Асаллухи не считались одним и тем же богом, а считались связанными друг с другом. [31] В списке богов Ниппура Асаллухи и Мардук также перечислены отдельно, при этом Мардук появляется на семьдесят имен раньше Асаллухи. [32] Однако в списке богов Вейднера оказывается, что Мардук и Асаллухи рассматривались как один и тот же бог. [33]
Согласно пророчеству Мардука и надписям Агума II , статуя Мардука и Зарпанитума была вывезена из Вавилона Мурсилием I во время его набега на Вавилон (средний летоисчисление 1595 г. до н. э.), который был возвращен во время правления Агума II. [34]
Средний вавилонский период
[ редактировать ]В касситский период количество теофорных имен, содержащих Мардука, выросло до более чем 10%, а местный храм Мардука в Ниппуре был прочно интегрирован и хорошо известен. [25] Касситские цари иногда давали Мардуку напыщенные эпитеты, [25] показывая растущую популярность Мардука, однако Энлиль по-прежнему считается самым важным месопотамским богом, по-прежнему возглавляя список вместе с Ану и Эа. По крайней мере пять касситских царей носили теофорные имена, содержащие имя Энлиля. [35] а касситские цари, особенно Нази-Марутташ и Кудур-Энлиль , как известно, посетили Ниппур в начале года. [36] Куригалзу называет себя «регентом Энлиля». [37] а в храмовом комплексе Дур-Куригальзу находятся храмы Энлиля, Нинлиль и Нинурты. [38]
Есть два административных документа из Ниппура времен правления двух касситских царей, возможно, Нази-Марутташа и Шагаракти-Шуриаша , в которых упоминается празднование фестиваля акиту, связанного с Мардуком. [39] В другом тексте утверждается, что покойный касситский царь Адад-шума-усур предпринял паломничество из Вавилона в Борсиппу и Кутху , Мардука, Набу и Нергала соответственно. [36] Однако есть основания сомневаться в историчности этих текстов, особенно предполагаемого путешествия Адад-шума-усура, поскольку трио Мардука, Набу и Нергала укладывалось в идеологию I тысячелетия до нашей эры. [36] Тем не менее, тексты могут свидетельствовать о том, что возвышение Мардука было постепенным процессом, начавшимся еще до Навуходоносора I. [40] Точно так же в списке богов Ан = Анум вместо Мардука было присвоено число 50, число Энлиля. [41]
В частном документе, датируемом царствованием Ашур-убаллита I в Ассирии, упоминается святилище Мардука в городе Ашшур . Ворота Мардука также были засвидетельствованы в Ассуре в 13 веке. [42] Как и в неоассирийский период, упоминается, что Мардук получал подношения и подарки в Ассуре. В тексте «Коронации Тукульти-Нинурты» Мардук даже получил такое же количество подношений, как и Ашур . [42] увез Статую Мардука Тукульти-Нинурта I в Ассирию, где она оставалась до тех пор, пока не будет возвращена. Культ Мардука в Ассирии сохранится и в неоассирийский период.
Мардук был найден в Угарите в аккадском гимне, который, возможно, был частью школьной программы для писцов. [43]
В касситский период Набу, ранее писец Мардука, стал считаться сыном Мардука. [44]
Вторая династия Исина
[ редактировать ]Ко времени династии Исина II уже существовал устоявшийся синкретизм Вавилона и Ниппура (и, как следствие, Мардука и Энлиля). Названия городских стен были изменены: Имгур-Энлиль и Нимит-Энлиль находились в Вавилоне, а Имгур-Мардук и Нимит-Мардук находились в Ниппуре. [45] Двуязычный гимн первого тысячелетия Ниппуру связывает Вавилон и Ниппур воедино:
Ниппур — город Энлиля, Вавилон — его любимый.Ниппур и Вавилон, их смысл один и тот же. [36]
Обычно считается, что идеологию превосходства Мардука продвигали Навуходоносор I и его преемники. Второй поход Навуходоносора в Элам и возвращение статуи Мардука, которую унес в Элам Шутрук -Наххунте. [46] или его сын Кутир-Наххунте [47] [48] [49] Считается, что спусковым крючком стал 1155 г. до н.э. [50] Однако существуют хронологические проблемы, связанные с похищением статуи эламитами, поскольку статуя Мардука, похищенная Тукульти-Нинуртой I, еще не была возвращена ассирийцами до того, как эламиты разграбили Вавилон в 1155 году до нашей эры. Джонсон предполагает, что Тукульти-Нинурта мог взять другую статую Мардука, в то время как главную культовую статую забрал Кутер-Наххунте. [51] в то время как Баньяи полагает, что сразу после возвращения статуи Мардука Нинуртой -тукулти-Ашуром второе вторжение Кутер-Наххунте унесло ту же статую. [48]
Тем не менее, начиная с правления Навуходоносора, признание превосходства Мардука над другими богами стало теперь нормой. Кудурру , датируемый правлением Навуходоносора, утверждает, что Мардук, ныне «царь богов», напрямую отправил Навуходоносора и дал ему оружие. [46] а в «Эпосе о Навуходоносоре» именно Мардук повелел богам покинуть Вавилонию. [52] Кудурру времен правления Энлиль-Надин-Апли называет Мардука «царем богов, повелителем земель» - титул, который традиционно носил Энлиль. [46] Точно так же, когда Симбар-шипак , первый царь Второй династии Силенда, сделал Энлилю замену трона, сделанного Навуходоносором, по его мнению, он фактически был посвящен Мардуку. [53] Другие тексты, такие как аккадские молитвы и заклинания, также называют Мардука царем богов. [54]
1-е тысячелетие до нашей эры
[ редактировать ]Самая ранняя копия «Энума Элиш», вавилонского эпоса о творении, была найдена в городе Ассур и датирована IX веком. [55] хотя текст мог относиться к периоду Исина II. [52] Дэлли полагает, что «Энума Элиш» могла быть написана в период Старого Вавилона. [56] хотя другие ученые считают это маловероятным. [57] Энума Элиш описывает восхождение Мардука к власти после победы над Тиамат. В конце концов Мардук провозглашается правителем, объявляет Вавилон городом царства, получает свои пятьдесят имен (пятьдесят — число Энлиля), а Энлиль игнорируется. [58]
В ассирийских источниках большая часть упоминаний о силе и авторитете Мардука пришлась на времена правления Саргонидов . [54] В целом неоассирийские цари заботились о Вавилоне и культе Мардука. Салманасар III посетил несколько вавилонских святилищ, в том числе святилище Мардука. [59] Тиглатпаласар III после завоевания Вавилонии участвовал в празднике Акиту в Вавилоне, [60] а Саргон II сделал Вавилон своей временной резиденцией, пока Дур-Шаррукин , и принял участие в Акиту. строился [61] [62] Мардук часто появляется в надписях ассирийских царей еще до того, как ассирийские цари получили контроль над Вавилонией. [63] В продолжение среднеассирийских времен реальный культ Мардука, по-видимому, существовал и в неоассирийский период. в Ашуре существовала святыня Мардука . в храме Гулы В Ассирийском Божественном Указании упоминается, что в неоассирийский период [42] Мардук и его сын Набу также делили святилище в Ниневии , хотя казалось, что Набу был главным божеством в отличие от Мардука. [42]
Исключением стал Сеннахирим , который после ряда восстаний и выдачи эламитам наследного принца Ассур-надин-шуми (которые затем, вероятно, убили его) решил разрушить Вавилон. [64] Разрушение Вавилона в 689 г. до н. э., судя по собственным рассказам Сеннахирима, было плохим по неоассирийским меркам. [65] Помимо заявлений о разрушении храмов и культовых статуй, не было явного упоминания о судьбе статуи Мардука, хотя Асархаддон позже утверждал, что культовая статуя была взята из Вавилона. [66] Сеннахирим провел так называемую религиозную реформу, инфраструктуру Ассура перестроили по модели Вавилона, а ассирийское издание Энума Элиш заменило Мардука богом Ашуром (пишется как Аншар ), а Вавилон - Ассуром (пишется как Балтиль). ). [67] Другие тексты, ссылающиеся на Мардука, также были адаптированы и изменены, чтобы соответствовать Ашуру, а кровать и трон, посвященные Мардуку, были повторно посвящены Ашуру после того, как мебель была перевезена из Вавилона в Ассур. [68] «Испытание Мардука» содержало культовые комментарии к фестивалю Акиту, которые были интерпретированы вместо этого как наказание Мардука. [60] [69] Однако более радикальные реформы были отменены во время правления его преемника Асархаддона , который также курировал реконструкцию Вавилона и возможное возвращение статуи Мардука при Шамаш-Шума-укине . Асархаддон также разработал повествование, оправдывающее как разрушение Сеннахирима, так и его восстановление, сославшись на божественный гнев Мардука как на причину разрушения Вавилона, который первоначально постановил оставить город на семьдесят лет, но Мардук уступил и позволил Асархаддону восстановить его. [70] [б]
Набонассар утверждал, что Мардук провозгласил его своим господином и приказал ему «разграбить землю своего врага» (имеется в виду Ассирия), который правил Вавилонией только из-за божественного гнева. Он утверждал, что убил ассирийца и опустошил его земли по приказу Мардука и Набу и с помощью оружия Эрры. [73] которые были основным трио вавилонской идеологии Первого тысячелетия. [36] В литературных текстах эпох Ахеменидов и Селевкидов говорится, что Мардук поручил Набонассару отомстить земле Аккада (Вавилонии). [74]
В царских надписях нововавилонских царей Мардук превозносится как царь богов и источник их власти, тогда как Энлиль почти никогда не упоминается, за исключением случаев, когда речь идет о городе Ниппур. [75] В списке богов позднего Вавилона все боги в списке отождествлялись с Мардуком. Например, Нинурта был Мардуком кирки, Набу был Мардуком бухгалтерии, Шамаш был Мардуком правосудия, а Тишпак был Мардуком воинов. [76] Эта «синкретическая тенденция» наблюдается и в других поздних текстах, где другие боги появляются как аспекты Мардука. [77]
Кир , оправдывая свое завоевание Вавилонии, утверждал, что Мардук бросил Набонида , который оскорбил Мардука тем, что отвернулся от Эсагилы в Цилиндре Кира . [78] Другой текст, направленный против Набонида, «Стихотворение», объясняет, что Набонид отдавал предпочтение Греху Мардуку. [79] Почтение Набонида к богу луны, возможно, объяснялось его семейными корнями, связанными с городом Харран, а позже он даже возродил религиозные институты Ура, главного святилища Сина. [80]
Характеристики
[ редактировать ]Символ
[ редактировать ]Его символом является лопата, и он связан с Мушушу , драконоподобным существом из месопотамской мифологии. [2]
Оригинальная роль
[ редактировать ]Поскольку источники, относящиеся к Мардуку в ранние периоды, немногочисленны, первоначальная роль Мардука неизвестна. Однако, поскольку Мардук появился в списке Абу Салабиха позади трех второстепенных божеств, имена которых указывают на возможную связь с подземным миром, Джоханди предполагает, что Мардук мог быть второстепенным богом, связанным с подземным миром. [81] Точно так же Осима недавно предположил, что Мардук изначально мог играть роль, подобную Нергалу, что может даже объяснить, почему логограмма д AMAR.UTU используется в хеттских текстах для написания имени бога Шанты , [82] который по своей природе был похож на Нергала. [83] В более ранних предшественниках Удуг Хула, где Мардук и Асаллухи появляются вместе в отрывке, Мардук, в отличие от Асаллухи, не помогает жертве, а вместо этого захватывает ее либо из-за его бессилия, либо потому, что он просто отказался помочь. [84] Осима интерпретировал этот отрывок как подтверждающий идею о том, что первоначальная роль Мардука заключалась в болезни и смерти. [85] Точно так же в Син-иддинама молитве Нинисине Асаллухи (здесь отождествляемый с Мардуком) накладывает злые чары на Син-иддинама (царя Ларсы), заставляя его заболеть. [86] может отражать то, что способность Мардука вызывать болезни распространялась за пределы владений Вавилона. [87] Однако Соммерфилд, который ранее считал, что доказательств связи Мардука с магией мало, [88] совсем недавно предположили, что Мардук изначально был богом заклинаний до его синкретизма с Асаллухи . [89] Якобсен предполагает, что Мардук изначально был богом бури из-за образов бури в « Энума Элиш» , владея четырьмя ветрами и штормами в качестве оружия и приписывая себе дождь и облака, исходящие от трупа Тиамат. [90] Абуш, цитируя Якобсена, также считает, что Мардук был богом бури и, возможно, был связан с водой и растительностью до того, как присоединился к пантеону Эриду, поскольку маловероятно предположить, что все черты Мардука, связанные с водой, взяты из круга Энки. . [91] Однако нет других свидетельств того, что Мардук изначально был местным богом бури, а использование ветра и бури в качестве оружия не ограничивалось богами бури. Швемер указывает на Нинурту (который не является богом бури) как на первоначальную модель Мардука, использующего штормы, ветры и наводнения в качестве оружия. [92] Швемер также резюмирует, что, хотя Мардук имеет характеристики, которые совпадают с профилем бога бури, это не означает, что Мардук или другие боги в аналогичном положении (такие как Нинурта, Марту , Телепину и Тишпак ) обязательно являются богами бури. [93] Символ Мардука, лопата, может указывать на то, что изначально он был богом земледелия или, что более вероятно, богом каналов и, как следствие, плодородия. [94] В отличие от Абуша, Осима считает, что связь Мардука с водой возникла из-за его ассоциации с каналами. Он изображен как поставщик воды в «Молитве Мардуку» № 2, относящейся к касситскому периоду, и восхваляется как принесший воду из рек, сезонных наводнений и дождей на поля. [95] В различных молитвах Мардуку говорится о его связи с источниками и реками, а Ашшурбанипал применяет к Мардуку эпитет «инспектор каналов неба и земли». [96] [с] .
Гнев и милосердие Мардука
[ редактировать ]Молитва Син-иддинам Нинисине имеет схожие мотивы с Молитвой Мардуку № 1 и Лудлул бель немеки , где гнев Мардука обвиняется в каком-то определенном недуге, поражающем страдающего, и может быть исправлен только тем, что Мардук смилостивится и простит их. В «Молитве Мардуку №1» Мардука просят не убивать своего клиента. [99] а в «Лудлуле» Мардука хвалят за его милосердие после прощения своего клиента. [100] Таким образом, некоторые ученые утверждают, что Мардука хвалили за его гнев. [101] а другие утверждают, что у Мардука «непредсказуемые перепады настроения». [102] Ламберт также указывает на одно из имен Мардука в «Энума Элиш», Мершакушу («дикий, но снисходительный»), предполагает, что вавилоняне, возможно, подчеркивали милосердие Мардука, чтобы он мог быть менее свирепым. [5] хотя Осима предполагает, что вавилонянам пришлось подчеркнуть как его гнев, так и милосердие, чтобы умилостивить его. [100] Другие полагают, что целью стихотворения было подчеркнуть, что истинными внутренними качествами Мардука были милосердие и доброжелательность. [103] Молитва Мардуку №2, с другой стороны, восхваляет способность Мардука исцелять, что, возможно, возникло в результате синкретизма с Асаллухи. [104]
Связь с речным испытанием
[ редактировать ]Поскольку Мардук был сыном Эа, он был связан с Рекой Испытаний. [105] Молитва Син-иддинама Нинисине также идентифицировала Идлуругу (речное испытание) как отца Мардука/Асаллухи, в отличие от стандартной генеалогии. [85]
Заклинания
[ редактировать ]Мардук присутствует в заклинаниях формулы типа Мардук-Эа, в которой бог Эа/Энки вступает в диалог со своим сыном Мардуком/Асаллухи. Структура формулы начинается с того, что Мардук/Асаллухи замечает проблему и сообщает об этом своему отцу. Эа заверяет сына в своих знаниях, а затем приступает к обучению сына процедурам. [106] В более поздних заклинаниях Первого тысячелетия до нашей эры жрецы обычно заявляют, что являются прямыми представителями Мардука/Асаллухи, заменяя божественный диалог между отцом и сыном. [107] например, в «Обращении Мардука к демонам» священник начинает с объявления себя Мардуком. [108] В неоассирийской Ассирии Мардук был одним из главных богов, к которым были обращены молитвы-заклинания, и только Шамаша вызывали чаще, чем Мардука. [109] Трудно сказать, играл ли Мардук изначально роль в заклинаниях до того, как его отождествили с Асаллухи. [110] Мардук иногда появляется у шумеро-аккадских двуязычных людей как аккадское имя Асаллухи, [106] [111] хотя также было засвидетельствовано, что Мардук и Асаллухи появлялись отдельно в двух разных текстах, один из которых представляет собой заклинание против злого Удуга, где Мардук схватил жертву вместо того, чтобы помочь, в отличие от Асаллухи, который разыскивал Энки. [84] [110] второе - заклинание против Ламашту , в котором Мардук и Асаллухи указаны отдельно как средства сдерживания демона. [112]
Мифы и литература
[ редактировать ]Энума Элиш
[ редактировать ]«Энума Элиш», которая, как принято считать, была составлена в период Исина II, подробно описывает приход Мардука к власти как царя богов. Есть сходство между «Эпосом творения» и мифом Анзу, а также другими традициями, связанными с Нинуртой. [58] Табличка судеб — ключевой объект в обоих мифах, и Мардук использует в основном то же оружие, что и Нинурта. [113] Ритуальная табличка упоминает, как «Эпос творения» будет читаться и, возможно, воспроизводиться во время фестиваля Акиту, в четвертый день месяца Нисанну. [114] Эпос начинается с упоминания Апсу и Тиамат, здесь древнейших богов, создавших молодое поколение богов. Однако Апсу был обеспокоен их шумностью и решил их убить. Эа, однако, узнал о заговоре, убивает Апсу и забирает его великолепие. Позже у Эа и Дамкиной родился Мардук, и уже при рождении он был особенным. Затем Тиамат решает начать войну против молодого поколения богов, отдавая Кингу Табличку судеб и назначая его командиром. Мардук добровольно вызывается сразиться с Тиамат и побеждает ее. Мир был создан из трупа Тиамат с Вавилоном в центре, а Мардук становится царем и получает свои пятьдесят имен. Пятьдесят взятых имен были основаны на списке богов Ан = Анум, столбчатое расположение удалено и вставлено. [115] Один из его титулов, бел матати (царь земель), первоначально принадлежал Энлилю, который явно отсутствовал в эпосе, за исключением того случая, когда он дал этот титул Мардуку. [116]
Лудлул бель немеки
[ редактировать ]Также известен как «Вавилонский Иов». [117] В стихотворении описываются страдания рассказчика, вызванные гневом Мардука, из-за которого он потерял работу и испытал враждебность со стороны своих друзей и семьи. Прорицатели были неспособны помочь ему, а его личные защитные духи и боги также не пришли на помощь. Он утверждает, что что никто не понял действий богов, и, несмотря на протесты рассказчика о своей невиновности и о том, что он всегда был благочестив к богам и никогда не оставлял его, он быстро заболел и оказался на смертном одре. Затем в череде снов он. встретил юношу, жреца-заклинателя, очистившего его, молодую женщину с богоподобным видом, пришедшую сказать, что его страдания закончились, и жреца-заклинателя из Вавилона. Далее рассказчик восхваляет милосердие Мардука. [118] это было основной мыслью текста, несмотря на выражение гнева Мардука. [119]
Эпос об Эрре
[ редактировать ]В эпосе об Эрре Эрра убедил Мардука покинуть Эсагил и отправиться в преисподнюю, оставив Эрру стать королем. После этого Эрра сеет хаос во всех городах и вызывает нестабильность. Мардук вернулся и оплакивал состояние Вавилона. В отличие от Энума Элиш, которая отстаивала Мардука как носителя мира и стабильности, Мардук здесь является тем, кто принес нестабильность, покинув свое место, тем самым нанеся тьму на мир. [120] Он также косвенно развязал войну, уступив Эрре. [121]
Испытание Мардука
[ редактировать ]Написано на ассирийском диалекте. [122] версии так называемого «Текста испытаний Мардука» известны из Ассура, Нимруда и Ниневии . [69] Используя пейзажи и язык, знакомые процессии фестиваля Акиту, здесь Мардук вместо этого привлечен к ответственности за преступления, совершенные против Ашура , и подвергся речным испытаниям и тюремному заключению. [69] Текст начинается с прибытия Набу в Вавилон в поисках Мардука, своего отца. Ташметум помолился Сину и Шамашу. [123] Тем временем Мардука держали в плену, красный цвет на его одежде был интерпретирован как его кровь, и дело было передано богу Ашуру. Город Вавилон, по-видимому, также восстал против Мардука, и Набу узнал, что Мардук был отправлен на речное испытание. Мардук утверждает, что все было сделано во благо бога Ашура, и молится богам, чтобы они оставили его в живых. [д] . После различных альтернативных культовых комментариев была прочитана ассирийская версия Энума Элиш, провозглашающая превосходство Ашура. [125] Однако, несмотря на содержание, «Испытание Мардука» не было просто литературным произведением, направленным против Мардука. Ни разу Мардука на самом деле не обвиняли в преступлении, и конец текста, кажется, предполагает, что боги боролись за то, чтобы вывести Мардука наружу, просверливая дыры в двери, за которой он заперт. [126] Мардук также фигурировал в разделе проклятий, поэтому возможно, что большая часть вины была возложена на вавилонян за то, что они сбили Мардука с пути, в то время как Мардук сохраняет свое положение в пантеоне. [127] Хотя большинство связывают этот текст с разрушением Вавилона Сеннахиримом, Фраймер-Кенски предполагает, что фоном могло быть возвращение статуи Мардука в Вавилон в 669 году до нашей эры. [126]
Поражение Энмешарры
[ редактировать ]известная всего по одному экземпляру и с сильно поврежденной верхней половиной, Книга «Поражение Энмешарры», вероятно, написана в эпоху Селевкидов или парфян. [128] Текст, структурно похожий на «Энума Элиш», начинается с того, что Энмешарра и его семь сыновей выступают против Мардука, который впоследствии победил их и бросил в тюрьму с Нергалом в качестве тюремного надзирателя. Сохранившаяся часть начинается с того, что Нергал объявляет Энмешарре приговор Мардука о том, что он и его сыновья будут казнены, а Энмешарра оплакивает ужасный приговор Мардука и умоляет Нергала. Нергал отвечает, но текст обрывается. [129] Затем показано, что Нергал сопровождает Энмешарру и его сыновей к Мардуку, который сначала обезглавливает сыновей, а затем сияние Энмешарры было взято и передано Шамашу. Набу также была дана сила Нинурты, Нергалу — сила Эрры, а Мардук взял силу Энлиля. Затем Мардук, Набу и Нергал вместе разделили трон, который, вероятно, ранее принадлежал Ану. Затем богам были назначены города, и послышался голос с небес. Коза-рыба восхваляла Мардука как возвышенного господина, и текст заканчивается тем, что боги собираются в Вавилоне.
Синкретизмы
[ редактировать ]Асаллухи
[ редактировать ]Самым ранним свидетельством синкретизма Асаллухи с Мардуком является молитва Син-иддинама Нинисине: [130] где Асаллухи называли «царем Вавилона». [131] В древневавилонском тексте используется слово «сын Эриду ». в качестве титула Асаллухи вместо «владыки Тинтира» [132] (Тинтир — еще одно подтвержденное название Вавилона. [133] ) В молитве Хаммурапи Асаллухи он явно рассматривается как синоним Мардука. [134] Однако в молитве Самсу-илуне Мардук и Асаллухи упоминались как отдельные боги, что позволяет предположить, что синкретизм Мардук = Асаллухи еще не был полностью признан каноническим в старовавилонский период. [135] Джоханди также предполагает, что разделение Мардука и Асаллухи было преднамеренным действием со стороны Самсу-илуны с целью вернуть себе власть над южными городами. [136] которые были центрами восстания в первые годы его правления.
Соммерфилд предположил, что синкретизм мог быть обусловлен тем, что оба они играли одинаковую роль бога заклинаний. [137] или потому, что Асаллухи был более известен в Южной Вавилонии, чем Мардук, который все еще был местным богом. [88] Ламберт также считает, что синкретизм является средством поднять Мардука на более респектабельное положение. [30] Джоханди предполагает, что Мардук и Асаллухи были отождествлены по какой-то другой причине, кроме магии, и Мардук стал богом, связанным с магией, только после того, как был синкретизирован с Асаллухи. [138]
Энлиль
[ редактировать ]Синкретизм Вавилона и Ниппура существовал с периода Исина II, и названия городских стен были изменены: Имгур-Энлиль и Нимит-Энлиль находились в Вавилоне, а Имгур-Мардук и Нимит-Мардук находились в Ниппуре. [45] В более широком смысле Мардук также отождествлялся с Энлилем , а в период Исина II Мардук был засвидетельствован титулами Энлиля. Мардука часто называли «Энлилем богов» в первом тысячелетии.
Статуя Мардука, удобно названная «Царь богов Неба и Подземного мира», была помещена в святилище Энлиля в Вавилоне, а Мардук получает титул бел матати «царь земель» в «Энума Элиш». [116]
Холодный
[ редактировать ]Предыдущее божество-покровитель Борсиппы. Хотя Хаммурапи признавал, что власть Туту простирается на Борсиппу и Эзиду, [139] Туту стало другим именем Мардука после Хаммурапи, но стало прозвищем Набу в первом тысячелетии. [140] Туту также было именем Мардука в «Энума Элиш». [141] В тексте птичьего призыва птица Энмешарры говорит, что согрешила против Туту, здесь имеется в виду Мардук. [140]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Мару (сын) читается как находящееся в притяжательном падеже. Ламберт читает тот же отрывок, что и «он сын, бог солнца богов, он ослепителен», разделяя два предложения. [10]
- ^ В соответствии с месопотамской идеей о том, что боги могут покинуть свои города, это относится к повествованию о том, что Мардук может и оставит Вавилон и может даже приказать иностранной державе править им, пока он не решит вернуться. [71] Точно так же Мардук-апла-иддина II также утверждал, что ассирийское правление над Вавилонией было вызвано гневом Мардука на народ, пока он не был удовлетворен и не назначил его свергнуть ассирийцев и править Вавилонией. [72]
- ^ Подобные эпитеты засвидетельствованы и для Тешуба , [97] Адад и Нинурта [98]
- ↑ В ниневитской версии «Испытания Мардука» именно Сарпанит молится, чтобы Мардук остался в живых. [124]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Фонтенроуз 1980 , стр. 150, 158.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Виггерманн 1992 , с. 157.
- ^ Соммерфилд 1982 , с. 7.
- ^ Швемер 2001 , с. 75.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ламберт 1984 , с. 6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ламберт 1984 , с. 7.
- ^ Соммерфилд 1982 , с. 8.
- ^ Осима 2011 , с. 39.
- ^ Соммерфилд 1982 , с. 10.
- ^ Ламберт 2013 , с. 117.
- ^ Соммерфилд 1982 , с. 11.
- ^ Ламберт 1984 , с. 8.
- ^ Ламберт 2013 , с. 251.
- ^ Болье 2019 , с. 29.
- ^ Ламберт 2013 , с. 249.
- ^ Ламберт 2013 , с. 250.
- ^ Ламберт 2013 , с. 250-251.
- ^ Джоханди 2019 , с. 72-73.
- ^ Соммерфилд 1982 , с. 22.
- ^ Болье 2018 , с. 71.
- ^ Соммерфилд 1987 , с. 363.
- ^ Соммерфилд 1982 , с. 27.
- ^ Соммерфилд 1987 , с. 363-364.
- ^ Ламберт 2013 , с. 256.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Соммерфилд 1987 , с. 364.
- ^ Ламберт 2013 , с. 256-258.
- ^ Джоханди 2018 , с. 565.
- ^ Ламберт 2013 , с. 257-258.
- ^ Соммерфилд 1982 , с. 13.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ламберт 2013 , с. 252.
- ^ Джоханди 2019 , с. 110.
- ^ Джоханди 2019 , с. 114.
- ^ Джоханди 2019 , с. 116.
- ^ Болье 2018 , с. 119.
- ^ Болье 2018 , с. 139.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Тенни 2016 , с. 160.
- ^ Ламберт 2013 , с. 266.
- ^ Малько 2017 , с. 481.
- ^ Тенни 2016 , с. 158.
- ^ Тенни 2016 , с. 161.
- ^ Ламберт 1984 , с. 3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Кадр 1999 , с. 13.
- ^ Аяли-Даршан 2022 , с. 39.
- ^ Болье 2018 , с. 157.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шнайдер 2022 , с. 758.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ламберт 2013 , с. 271.
- ^ Болье 2018 , с. 150.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шахты 2016 , с. 124.
- ^ Нильсен 2018 , стр. 3.
- ^ Болье 2018 , с. 161.
- ^ Джонсон 2013 , с. 114-115.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Болье 2018 , с. 162.
- ^ Джордж 1997 , с. 69.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ламберт 2013 , с. 275.
- ^ Фрам 2010 , стр. 5.
- ^ Далли 2008 , с. 229.
- ^ Фрам 2010 , стр. 5–6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Серия 2006 , с. 517.
- ^ Фрам 2017b , с. 291.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фрам 2017b , с. 292.
- ^ Фрам 2017a , с. 183.
- ^ Соммерфилд 1987 , с. 366.
- ^ Кадр 1999 , с. 14.
- ^ Фрам 2017b , с. 293.
- ^ Нильсен 2018 , стр. 95.
- ^ Нильсен 2018 , стр. 97.
- ^ Фрам 2010 , стр. 8.
- ^ Фрам 2010 , стр. 10.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Нильсен 2018 , стр. 98.
- ^ Нильсен 2018 , стр. 102-103.
- ^ Джонсон 2013 , с. 116.
- ^ Коган 2009 , с. 166-167.
- ^ Бедфорд 2016 , с. 57-58.
- ^ Бедфорд 2016 , с. 59.
- ^ Ламберт 2013 , с. 263.
- ^ Ламберт 2013 , с. 264.
- ^ Ламберт 2013 , с. 265.
- ^ ван дер Спек 2014 , с. 28.
- ^ ван дер Спек 2014 , с. 29.
- ^ Болье 2018 , с. 239.
- ^ Джоханди 2018 , с. 552-553.
- ^ Осима 2011 , с. 47.
- ^ Тарача 2009 , с. 113.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Геллер 1985 , с. 15.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Осима 2011 , с. 45.
- ^ Бриш 2007 , с. 143.
- ^ Осима 2011 , с. 46.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Соммерфилд 1982 , с. 16.
- ^ Соммерфилд 1987 , с. 368.
- ^ Якобсен 1968 , с. 106.
- ^ Абуш 1999 , с. 544.
- ^ Швемер 2007 , с. 128.
- ^ Швемер 2016 , с. 70.
- ^ Осима 2006 , с. 80.
- ^ Осима 2006 , с. 81.
- ^ Осима 2006 , с. 82.
- ^ Хоффнер,_младший. 1998 , с. 52.
- ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 261.
- ^ Осима 2011 , с. 49.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Осима 2011 , с. 51.
- ^ Осима 2011 , с. 50.
- ^ Пиччин и Уортингтон 2015 , стр. 114, со ссылкой на Шпикермана.
- ^ Пиччин и Уортингтон 2015 , стр. 116.
- ^ Осима 2011 , с. 62.
- ^ Солдт 2005 , с. 127.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джордж 2016 , с. 2.
- ^ Джоханди 2019 , с. 182.
- ^ Геллер 2015 , с. 15.
- ^ Кадр 1999 , с. 15.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Каннингем 1997 , с. 114.
- ^ Каннингем 1997 , с. 114-115.
- ^ Джоханди 2019 , с. 176.
- ^ Далли 2008 , с. 230.
- ^ Далли 2008 , с. 231.
- ^ Серия 2006 , с. 515.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джордж 1997 , с. 66.
- ^ Осима 2014 , с. 3.
- ^ Осима 2014 , с. 11.
- ^ Осима 2014 , с. 9.
- ^ Далли 2008 , с. 293.
- ^ Фрам 2010 , стр. 7.
- ^ Фраймер-Кенски 1983 , с. 131.
- ^ Фраймер-Кенски 1983 , с. 134.
- ^ Ливингстон 1989 , с. 88.
- ^ Ливингстон 1989 , с. 85.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фраймер-Кенский 1983 , с. 140.
- ^ Нильсен 2018 , стр. 99.
- ^ Ламберт 2013 , с. 281.
- ^ Ламберт 2013 , с. 291.
- ^ Джоханди 2019 , с. 154.
- ^ Джоханди 2019 , с. 141.
- ^ Ламберт 2013 , с. 253.
- ^ Болье 2019 , с. 30.
- ^ Джоханди 2019 , с. 144.
- ^ Осима 2011 , с. 195.
- ^ Джоханди 2019 , с. 147.
- ^ Соммерфилд 1982 , с. 17.
- ^ Джоханди 2018 , с. 561.
- ^ Джордж 1997 , с. 68.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ламберт 2013 , с. 288.
- ^ Ламберт 2013 , с. 125.
Ссылки
[ редактировать ]- Абуш, Цви (1999). «Мардук» . Словарь божеств и демонов в Библии : 1014–1026.
- Аяли-Даршан, Нога (2022). «Пи Мути: угаритизм в гимне Мардуку из Угарита?» (PDF) . НАБУ - Краткие и полезные ассириологические новости : 39–41.
- Баньяи, Майкл (2016). «Путешествия Мардука – новый хронологический взгляд» (PDF) . НАБУ — Nouvelles Assyriologiques Brèves et Utilitaires .
- Больё, Поль-Ален (2 февраля 2018 г.). История Вавилона, 2200 г. до н. э. – 75 г. н. э. (1-е изд.). Уайли-Блэквелл.
- Болье, Поль-Ален (2019). «Что в имени? Вавилон и его обозначения на протяжении всей истории» . Журнал Канадского общества исследований Месопотамии . 14 : 29–37.
- Бедфорд, Питер Р. (1 января 2016 г.). «4 Гибель Ассирии как вознаграждение: заметка о рассказах о сопротивлении в Вавилонии и Иудее» . Восстание и сопротивление в древнем классическом мире и на Ближнем Востоке : 55–75. дои : 10.1163/9789004330184_005 . ISBN 9789004330184 .
- Бриш, Николь Мария (2007). Традиция и поэтика инноваций: шумерская придворная литература династии Ларса ок. 2003–1763 гг . до н.э. Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 978-3934628915 .
- Коган, Мордехай (2009). «Сеннахирим и разгневанные боги Вавилона и Израиля» . Израильский журнал исследований . 59 (2): 164–174.
- Каннингем, Грэм (1997). Избавь меня от зла: месопотамские заклинания, 2500–1500 гг . до н.э. Папа Istituto Biblico. ISBN 978-88-7653-608-3 .
- Дэлли, Стефани (2008). Мифы Месопотамии: сотворение мира, потоп, Гильгамеш и др. (Переработанная, переизданная ред.). Издательство Оксфордского университета: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199538362 .
- Фонтенроуз, Джозеф Эдди (1980) [1959]. Питон: исследование дельфийского мифа и его истоков (переиздание). Беркли, Калифорния, Лос-Анджелес, Калифорния, и Лондон, Англия: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-04106-6 .
- Фрам, Эккарт (18 мая 2017a). «Неоассирийский период (ок. 1000–609 до н.э.)» . Спутник Ассирии . Уайли: 161–208. дои : 10.1002/9781118325216.ch8 . ISBN 9781444335934 .
- Фрам, Эккарт (18 мая 2017b). «Ассирия и Юг: Вавилония» . Спутник Ассирии . Уайли: 286–298. дои : 10.1002/9781118325216.ch15 .
- Фрам, Эккарт (2010). «Контртексты, комментарии и адаптации: политически мотивированные ответы на вавилонский эпос творения в Месопотамии, библейском мире и других местах» . Ориент . 45 : 3–33. дои : 10.5356/orient.45.3 .
- Фрейм, Грант (1999). «Бог моего соседа: Ашшур в Вавилонии и Мардук в Ассирии» . Бюллетень Канадского общества исследований Месопотамии . 34 : 5–22.
- Фраймер-Кенский, Тиква (1983). «Скорби Мардука, так называемый «Текст испытаний Мардука» » . Журнал Американского восточного общества . 103 (1): 131–141. дои : 10.2307/601866 . ISSN 0003-0279 . JSTOR 601866 .
- Геллер, Маркхэм Дж. (1985). Предтечи пещеры: шумерские экзорцистские заклинания . Издательство Ф. Штайнера, Висбаден. ISBN 978-3515044035 .
- Геллер, Маркхэм Дж. (2015). Исцеляющая магия и злые демоны. Канонические заклинания Удуг-хула . Де Грютер. hdl : 20.500.12657/24657 . ISBN 978-1-61451-532-6 .
- Джордж, Арканзас (1997). «Мардук и культ богов Ниппура в Вавилоне» . Ориенталия . 66 (1): 65–70. JSTOR 43076310 .
- Джордж, А. (1 апреля 2016 г.). Месопотамские заклинания и родственные им тексты в коллекции Шойена . CDL Пресс. ISBN 978-1934309667 . S2CID 130221463 .
- Хоффнер-младший, Гарри А. (1998). Хеттские мифы (2-е изд.). Общество библейской литературы. ISBN 978-0788504884 .
- Джоханди, Андреас (2018). «Некоторые замечания о начале Мардука» . Концептуализация прошлого, настоящего и будущего – материалы девятого симпозиума проекта «Меламму», состоявшегося в Хельсинки/Тарту 18–24 мая 2015 г.
- Якобсен, Торкильд (1968). «Битва Мардука и Тиамат» . Журнал Американского восточного общества . 88 (1): 104–108. дои : 10.2307/597902 . JSTOR 597902 .
- Джоханди, Андреас (2019). Бог Асар/Асаллухи в раннемесопотамском пантеоне – докторская диссертация . Издательство Тартуского университета.
- Джонсон, Эрика Д. (28 июня 2013 г.). «Время и снова: Путешествия Мардука» . Время и история на Древнем Ближнем Востоке : 113–116.
- Ламберт, WG (3 октября 2013 г.). Вавилонские мифы о сотворении мира . Айзенбрауны. ISBN 978-1575062471 .
- Ламберт, WG (1984). «Учёба в Мардуке» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 47 (1): 1–9. дои : 10.1017/S0041977X00022102 . JSTOR 618314 . S2CID 162349822 .
- Ливингстон, Аласдер (1989). Придворная поэзия и литературный сборник . Государственный архив Ассирии. Хельсинки: Унив. Пр. ISBN 951-570-043-4 .
- Малько, Хелен (1 января 2017 г.). «Дур-Куригальзу: выводы из неопубликованных отчетов о раскопках в Ираке» . Кардуниас. Вавилония под касситами 2. Ред. Алекса Бартельмус и Катя Стерницке : 479–491.
- Нильсен, Джон Пребен (2018). Царствование Навуходоносора I в истории и исторической памяти . Нью-Йорк (Нью-Йорк): Рутледж. ISBN 978-1138120402 .
- Осима, Такаёси (2014). Вавилонские поэмы благочестивых страдальцев: «Лудлул Бел Нэмеки» и «Вавилонская теодицея» . Тюбинген: Мор Зибек. ISBN 978-3161533891 .
- Осима, Такаёси (31 декабря 2011 г.). Вавилонские молитвы Мардуку . Мор Зибек. ISBN 978-3161508318 .
- Осима, Такаёси (2006). «Мардук, землекоп-канал» (PDF) . ДЖЕЙНС - Журнал Древнего Ближневосточного общества . 30 : 77–88.
- Пиччин, Микела; Уортингтон, Мартин (2015). «Шизофрения и проблема страдания в гимне Мардуку «Лудлул» . Revue d'Assyriologie et d'archéologie orientale . 109 : 113–124. дои : 10.3917/сборка.109.0113 . ISSN 0373-6032 . JSTOR 44647926 .
- Понгратц-Лейстен, Беате (2015). Религия и идеология в Ассирии . Бостон: Де Грюйтер. ISBN 978-1614514824 .
- Шнайдер, Бернхард (31 декабря 2022 г.). «Ниппур: Город Энлиля и Нинурты» . Именование и картографирование богов Древнего Средиземноморья . Де Грютер: 745–762. дои : 10.1515/9783110798432-039 . ISBN 9783110798432 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и северной Сирии в эпоху клинописных культур. Материалы и исследования на основе письменных источников, Висбаден: Harrassowitz, 2001 . Харрасовиц.
- Швемер, Дэниел (1 января 2007 г.). «Боги бури Древнего Ближнего Востока: Краткое изложение, синтез, недавние исследования, часть I» . Журнал древних религий Ближнего Востока . 7 (2): 121–168. дои : 10.1163/156921207783876404 . ISSN 1569-2116 .
- Швемер, Дэниел (2016). «Бог(и) погоды А. Филологический» . Реальный лексикон ассириологии .
- Сери, Андреа (2006). «Пятьдесят имен Мардука в «Энума элиш» » . Журнал Американского восточного общества . 126 (4): 507–519. ISSN 0003-0279 . JSTOR 20064540 .
- Сольдт, Уилфред Х. ван (2005). «Мытарства. В Месопотамии» . Reallexikon der Assyriologie .
- Соммерфилд, Уолтер (1987). "Мардук. А. Филологический. I. В Месопотамии" . Реальный лексикон ассириологии .
- Соммерфилд, Уолтер (1982). Возвышение Мардука: место Мардука в вавилонской религии второго тысячелетия до н. э. Хр . Бутзон и Беркер. ISBN 978-3766692733 .
- Тарача, Петр (1 апреля 2009 г.). Религии второго тысячелетия Анатолии . Харрасовиц. ISBN 978-3447058858 .
- Тенни, Джонатан С. (2016). «Возвращение к возвышению Мардука: фестивали и жертвоприношения в Ниппуре в период высокого кассита» . Журнал клинописных исследований . 68 : 153–180. дои : 10.5615/jcunestud.68.2016.0153 . ISSN 0022-0256 . JSTOR 10.5615/jcunestud.68.2016.0153 . S2CID 163355268 .
- Вигерманн, Франц (1992). «Месопотамские духи-покровители: ритуальные тексты» . Журнал Американского восточного общества . 116 (2). ISSN 0003-0279 .
- ван дер Спек, Р.Дж. (2014). «Кир Великий, изгнанники и чужеземные боги. Сравнение ассирийской и персидской политики в отношении подчиненных народов» . Извлечение и контроль: исследования в честь Мэтью В. Столпера . Восточный институт Чикагского университета: 233–264.