Jump to content

Сарпанит

(Перенаправлено с Зарпанитума )
Сапанито
Царица богов, богиня беременности
Табличка с гимном Мардуку и Зарпаниту, приписываемая Ашшурбанипалу . Британский музей .
Другие имена Эруа, Папнунанки, Элагу, Лахамун [ 1 ]
Главный культовый центр Зарпан, Вавилон
Генеалогия
Супруг Мардук
Дети Набу , Шиллуш-Таб, Катунна

Зарпаниту (также латинизированная как Шарпаниту ) была месопотамской богиней , считавшейся супругой Мардука . О ее характере мало что известно, хотя поздние источники указывают, что она была связана с беременностью и что ей могли быть отведены те же роли, что и ее мужу, в том числе роль царицы богов. Первоначально ей поклонялись в Зарпане, деревне недалеко от Вавилона , хотя сам последний город также служил ее культовым центром.

Наиболее распространенное написание имени Зарпаниту клинописью было д заряд-па-ни-тум . [ 2 ] латинизируют его как Sharpānitu . Вместо этого Джереми Блэк и Энтони Грин [ 3 ] но этот выбор подвергся критике со стороны Уилфреда Г. Ламберта , который указывает, что, хотя клинопись не делает различий между звуками z и , дополнительные доказательства в пользу первого варианта предоставляются как различными научными этимологиями имени, так и текстами, написанными на Арамейский алфавит , который различает z и . [ 4 ] Арамейское написание zrpnt известно из надписей Сефире . [ 2 ] Такие авторы, как Поль-Ален Болье , [ 5 ] Эндрю Р. Джордж , [ 6 ] Джоан Гудник Вестенхольц [ 7 ] и Такаёси Осима (который был ответственным за соответствующую запись в Reallexikon der Assyriologie ) также предпочитают латинизировать имя с помощью z . [ 2 ] Однако латинизация, начинающаяся с ṣ, также продолжает использоваться в ассириологической литературе. [ 8 ] [ 9 ]

Имя Зарпаниту имеет аккадское происхождение. [ 10 ] В первоисточниках хорошо задокументированы две разные возможные этимологии : «госпожа города Зарпан» и «создательница семени» (от zēr-bānītu ). [ 11 ] Сегодня предполагается, что название, скорее всего, произошло от топонима Зарпан, поселения, расположенного недалеко от Вавилона , хотя, по-видимому, согласно народной этимологии, оно было названо в честь богини, о чем свидетельствует миф, известный только по фрагментарной табличке из библиотеки. из Ашшурбанипала . [ 2 ] Хотя вместо этого были предприняты попытки этимологизировать это имя как «серебристый», в настоящее время эта точка зрения считается необоснованной. [ 11 ]

Дополнительные имена

[ редактировать ]

Два имени, которые первоначально обозначали супругу Асаллухи , Эруа и Папнунанки, стали использоваться как имена Зарпаниту после того, как ее муж Мардук был приравнен к этому богу в восемнадцатом веке до нашей эры. [ 2 ] Однако эта традиция еще не задокументирована в древневавилонском предшественнике более позднего списка богов Ан = Анум , где оба этих имени, как утверждается, относятся к одной и той же богине, но без идентификации с Зарпаниту. [ 12 ] Теоним Эруа можно было использовать либо как шумерограмму, которую следует читать как Зарпаниту, либо как эпитет, в то время как Папнунанки обычно появляется вместо ее стандартного имени. [ 2 ] Ранний случай был выявлен в тексте времен правления Самсу-Дитаны , который в формуле, написанной на шумерском языке, называет Зарпаниту Папнунанки, в отличие от его предшественников Суму-ла-Эля , Хаммурапи и Самсу-илуна , которые все использовали ее основное имя в текстах, написанных на этом языке. [ 10 ]

Согласно списку богов, второстепенными именами Зарпаниту были Элагу и Лахамун, которые используются в Эламе и Дилмуне соответственно. [ 1 ] уже указывал Однако Фридрих Вильгельм Кениг [ де ] в 1930-х годах, что элагу появляется исключительно в месопотамских, в отличие от эламских , текстах. [ 13 ] Второе имя, хотя иногда и цитируется среди дильмунитских теонимов в ассириологической литературе совсем недавно, в 1990-х годах, также известно только из источников из Месопотамии. [ 4 ]

Характер

[ редактировать ]

О характере Зарпаниту известно немного. [ 11 ] Джоан Гудник Вестенхольц предположила, что она и Ташметум были просто «прототипическими божественными женами». [ 14 ] В поздних источниках ее можно было охарактеризовать как материнскую фигуру, связанную с рождением. [ 15 ] Ей поклонялись под именем Эруа как богине, связанной с беременностью. [ 12 ]

В первом тысячелетии до нашей эры роль Зарпаниту как жены Мардука сделала ее высокопоставленным божеством, что отразилось в применяемых к ней эпитетах, таких как belet («госпожа»), beltīya («моя госпожа»), шаррату («госпожа»). царица»), белет Бабили («госпожа Вавилона»), шаррат Бабили («царица Вавилона»), белет Эсагил («госпожа Вавилона»). Эсагиль») или шаррат Эсагиль («царица Эсагиль»). [ 1 ] В некоторых случаях она фактически изображалась как женский аналог Мардука, со схожими характеристиками, включая связь с гаданием и аналогичным положением в пантеоне - царицей богов. [ 16 ] Так называемый «Архив мистических гептад» называет ее «повелительницей богинь» ( д be-let-i-la-a-ti ), что, по-видимому, отражает ее статус главного женского божества в поздневавилонском богословии. [ 17 ] При этом она не фигурировала в царских заявлениях правителей, признающих свою зависимость от Мардука. [ 18 ]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

Семья и суд

[ редактировать ]

Статус Зарпаниту как супруги Мардука , по-видимому, уже обозначен ссылкой на эти два божества в названии года Самсуилуна . [ 11 ] Традиция соединять их друг с другом, возможно, зародилась еще в третьем тысячелетии до нашей эры, и они уже появляются рядом друг с другом в списке богов Вейднера . [ 2 ] Другие тексты, принадлежащие к этому жанру, также соединяют их вместе, за исключением древневавилонских списков богов из Ниппура , которые не намекают на какую-либо связь между ними. [ 2 ] Вместо этого Зарпанит помещается в раздел, в котором в данном случае перечислены божества, связанные с Инанной , что, по словам Джоан Гудник Вестенхольц, для нее необычно. [ 7 ] Считалось, что Зарпаниту могла ходатайствовать перед Мардуком от имени просителей, хотя Селин Дебурс отмечает, что тексты, документирующие эту функцию, могут изображать ее в двойственном свете, поскольку она могла как клеветать, так и восхвалять тех, кто просил ее выступить посредником от их имени, что может можно рассматривать как параллель с тем, что Мардук сам изображается одновременно как прощающий, так и наказывающий. [ 19 ] Поскольку Зарпанит считалась женой Мардука, она также невесткой Эа считалась . [ 2 ]

Набу считался сыном Зарпаниту и Мардука. [ 20 ] Первоначально этот бог считался божественным « визирем » ( суккал ) последнего, как задокументировано, например, в среднеассирийском языке Ан = Анум , но в поздней традиции вместо этого стал членом семьи этого бога. [ 21 ]

Две второстепенные богини, Шиллуш-Таб и Катунна, считались парикмахерами Зарпаниту и могли называться «дочерями Эсагила », что, по-видимому, отражало их статус дочерей главных божеств, которым поклонялись в этом храме. [ 22 ] Их почитали в Эйлисигге («доме прекрасной привлекательности»), святилище, расположенном в храме Эрабрири, предположительно в Вавилоне. [ 23 ] Подобные дуэты так называемых «божественных дочерей» известны и из других городов: Борсиппа ( Казбаба и Канисурра , «дочери Эзиды»), Кутха ( Дадамушда и Белет-или , «дочери Эмеслама»), Киш ( Икби -дамик и Хуссинни, «дочери Эдубы»), Сиппар (Мами и Нинегина, «дочери Эбаббара [ пл ] » ), Дилбат (Ипте-бита и Белет-Эанни, «дочери Э-ибби-Ани») и Ларса (Манну-шаниншу и Ларсам-ити, «дочери Э- Нингублы »). [ 22 ]

Мифическое существо уридимму (от шумерского ur-idim , «бешеный лев»). [ 24 ] ) можно назвать привратником как Зарпаниту, так и Мардука, и в последнем заклинании его умоляют заступиться перед обоими этими божествами от имени просителя. [ 25 ] Это же существо также упоминается в гимне этим двум божествам, приписываемом Ашшурбанипалу , но в данном случае оно появляется в контексте, по-видимому, указывающем на влияние его изображения в «Энума Элиш» . [ 26 ]

Синкретизм

[ редактировать ]

В Ассирии Зарпаниту можно было отождествить с Шеруа , что отражало синкретизм между их соответствующими супругами, Мардуком и Ашуром , впервые задокументированный при Сеннахириме , и чему еще способствовало фонетическое сходство между именем ассирийской богини и вторичным именем Эруа. [ 27 ]

На протяжении восьмого и седьмого веков до нашей эры предпринимались попытки подчинить местную теологию Урука Вавилону, при этом вавилонские правители стремились ассимилировать Иштар Вавилонскую и Иштар Урука с Зарпаниту. [ 28 ] Поль-Ален Болье отмечает, что в архиве Эанны из Урука в текстах, относящихся к периоду правления Мардука-апла-иддина II и Набопаласара, титул bēltīya , который обычно обозначал Зарпаниту, вместо этого используется в контекстах, которые указывают на то, что имелась в виду Иштар. [ 29 ] Он предполагает, что попытки синкретизировать их, чтобы восстановить превосходство Вавилона над Уруком, возможно, первоначально начались в восьмом веке до нашей эры, поскольку некоторые отчеты о правлении Набу-шума-ишкуна указывают на то, что изображение Иштар было удалено из Эанны и заменено другой богиней, которую летописцы сочли «неподходящей», а оригинал был восстановлен только в шестом веке до нашей эры Навуходоносором II . [ 30 ] Вполне возможно, что некоторые из синкретических усилий основывались на путанице, которая могла быть вызвана использованием имени Иштар как общего термина для богинь, известного, например, из таблички XI «Эпоса о Гильгамеше» , а также использованием логограммы, относящейся к богиням. к шумерской форме имени Инанна для написания родового титула bēltu . [ 31 ] В более поздних источниках из Вавилона Зарпаниту и Иштар Вавилонская появляются как два отдельных божества в разных ролях, например, в тексте, посвященном отношениям между Мардуком и Зарпаниту, называемом « Любовная лирика» , Иштар Вавилонская играет роль любовника. [ 32 ] Однако нет никаких свидетельств того, что отношения между Зарпаниту, Мардуком и Иштар из Урука представлялись подобным образом в нововавилонском Уруке. [ 33 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Зарпаниту, предположительно, изначально почиталась в Зарпане, городе, расположенном в непосредственной близости от Вавилона , хотя она засвидетельствована гораздо лучше, чем само это поселение. [ 34 ] Он известен из нововавилонского (или более позднего) фрагмента топографического текста из Сиппара (BM 66534), в котором упоминаются его городские ворота, а также из фрагментарного мифа, подтверждающего его связь с Зарпаниту. [ 35 ] Вавилон также служил ее культовым центром, и она поклонялась в этом городе в комплексе Эсагиль храмовом , посвященном Мардуку , в целле, известной под церемониальными названиями Э-дара-анна («дом небесного козерога ») или Э-хили- Чар («дом, наделенный роскошью»). [ 27 ] Ее место внутри было известно как Эхаланки («дом тайн небес и преисподней»). [ 36 ]

Самое старое упоминание о Зарпаниту, которое можно с уверенностью датировать, встречается в двадцатичетырехлетнем названии Суму-ла-Эль . [ 11 ] Это ознаменовало создание статуи, изображающей ее. [ 37 ] Еще одно раннее упоминание о ней можно найти в названии Самсу-илуна девятнадцатого года , в котором упоминается строительство тронов для нее и Мардука. [ 37 ] Надпись, посвященная изготовлению культового предмета, датируемая правлением Самсу-илуны или Хаммурапи , в которой упоминаются Зарпаниту, Мардук и Эсагил, также известна по копии, обнаруженной в Ниппуре , и, по мнению Дугласа Фрейна, можно предположить, что она относится к к тому же событию. [ 38 ] Множество дополнительных упоминаний о Зарпаниту встречается в письмах древневавилонского периода , где она является одной из наиболее часто упоминаемых богинь, наряду с Иштар , Аннунитум , Нинсианной , Гулой и Айей . [ 39 ]

В новогоднем ритуале ( акиту ) из Вавилона, предположительно предшествовавшем возвышению Мардука на должность главы пантеона при Навуходоносоре I , Зарпаниту упоминается как одно из божеств, присутствующих во время празднования, наряду с Мардуком, Набу , Наная , Сутиту , Забаба , Бау , Нергал , Лаш и Маммитум . [ 40 ] В одной из надписей Саргона II (722–705 гг. до н. э.), посвященной его участию в фестивале акиту в том же месте, Зарпаниту упоминается среди получателей предоставленных им подарков. [ 41 ]

Список божеств, которым поклонялись в Ассуре, указывает на то, что Зарпаниту была одним из девятнадцати божеств, которые, как полагали, проживали в храме Гулы в этом городе, а вариант, который вместо этого помещает Аннунитум в ее положение, считается ошибкой древних писцов, поскольку последовательность Среди божеств также присутствуют Эа , его жена Дамкина и Мардук. [ 27 ]

Теофорные имена, призывающие Зарпаниту, известны из источников нововавилонского периода, хотя по большей части их носили только женщины, в отличие от имен, призывающих многих других богинь, например Бау, Гула, Иштар, Наная или Нингаль , которые засвидетельствованы мужчины тоже. [ 42 ] Известны только два исключения: Арди-Шарпаниту и Арди-Эруа, оба из которых являются теофорными именами мужского рода, обращающимися к ней соответственно под ее основным именем и эпитетом. [ 43 ] Их считают атипичными. [ 44 ]

За пределами Месопотамии

[ редактировать ]

В корпусе угаритских текстов Зарпаниту упоминается в заклинании против Ламашту , которое объединяет ее с Мардуком и призывает их параллельно с Ану и Анту , Энлилем и Нинлиль , Эа и Дамкиной, Папсуккалом и Амасагнуди . [ 45 ] Это один из двенадцати примеров текстов с этого сайта, написанных стандартной клинописью, которые, как предполагается, созданы по образцу аналогичных месопотамских сочинений. [ 46 ] Прямые параллели с отдельными отрывками были выявлены в корпусе месопотамских заклинаний против Ламашту. [ 47 ]

В «Эмаре» Зарпаниту засвидетельствовано исключительно в колофонах . [ 8 ]

Мифология

[ редактировать ]

В литературных текстах Зарпаниту обычно появляется рядом с Мардуком . [ 48 ]

Краткий миф, посвященный Зарпаниту, описывает, как город Зарпан был назван в ее честь, а затем подарен ей Энлилем , которого здесь называют ее отцом. [ 34 ] После этого Эа восхваляет ее добродетели и предлагает своему сыну Мардуку, что она подойдет ему и что они должны вместе править морем. [ 49 ] Было высказано предположение, что имя Нинабдубур, «госпожа морского основания», приписываемое ей в списках богов, может отражать этот раздел мифа. [ 2 ]

Зарпаниту также упоминается в Ludlul bēl nēmeqi , где главный герой молится ей у Кахилису («ворот, осыпанных роскошью»), предположительно ворот ее целлы в Эсагиле . [ 27 ] Эндрю Р. Джордж отмечает, что это также засвидетельствовано в надписях Ашшурбанипала и Навуходоносора II . [ 50 ]

Такаёси Осима предполагает, что в неоассирийской [ 51 ] В мифе, сосредоточенном на Мардуке, имя Дамкианна, обычно считающееся вариантом Дамкины , жены Эа, вместо этого используется для обозначения Зарпаниту, параллельно с поздней молитвой, подтверждающей аналогичную ситуацию. [ 52 ] Иную интерпретацию предложил Уилфред Дж. Ламберт , который предположил, что в этом контексте ее следует понимать как Дамкину, и, исходя из необычного характера текста, предположил, что он возник в Мальгиуме , где эта богиня была широко признана в королевских кругах. надписи касситского периода . [ 53 ] Повествование повествует о конфликте между Мардуком и его союзниками и богами Ниппура во главе с Энлилем, который в конечном итоге решается в пользу первого благодаря вмешательству Дамкианны, хотя неясно, что это повлекло за собой. [ 54 ]

  1. ^ Jump up to: а б с Осима 2016 , стр. 217–218.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Осима 2016 , с. 217.
  3. ^ Черное и Зеленое 1992 , с. 160.
  4. ^ Jump up to: а б Ламберт 1995 , с. 544.
  5. ^ Болье 2003 , с. 30.
  6. ^ Джордж 1993 , с. 6.
  7. ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 80.
  8. ^ Jump up to: а б Бекман 2002 , с. 48.
  9. ^ Элма Лете и Маркеса Роу, 2014 , стр. 44.
  10. ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 254.
  11. ^ Jump up to: а б с д и Ламберт 2013 , с. 251.
  12. ^ Jump up to: а б Джоханди 2018 , с. 555.
  13. ^ Кинг 1938 , с. 324.
  14. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 92.
  15. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 93.
  16. ^ Дебирс 2022 , стр. 317–318.
  17. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 129.
  18. ^ Ламберт 2013 , с. 323.
  19. ^ Выплата 2022 г. , с. 135.
  20. ^ Ламберт 2013 , с. 273.
  21. ^ Ламберт 2013 , стр. 251–252.
  22. ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 113.
  23. ^ Джордж 1993 , с. 99.
  24. ^ Виггерманн 1992 , с. 172.
  25. ^ Виггерманн 1992 , с. 173.
  26. ^ Болье 2003 , стр. 355–356.
  27. ^ Jump up to: а б с д Осима 2016 , с. 218.
  28. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 105.
  29. ^ Болье 2003 , с. 76.
  30. ^ Болье 2003 , стр. 76–77.
  31. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 110–111.
  32. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 121–122.
  33. ^ Болье 2003 , с. 79.
  34. ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 299.
  35. ^ Джордж 1992 , с. 205.
  36. ^ Джордж 1993 , с. 98.
  37. ^ Jump up to: а б Джоханди 2018 , с. 554.
  38. ^ Фрейн 1990 , с. 392.
  39. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 251.
  40. ^ Ламберт 2013 , с. 282.
  41. ^ Выплата 2022 г. , с. 39.
  42. ^ Кузен и Ватай 2018 , с. 249.
  43. ^ Кузен и Ватай 2018 , с. 251.
  44. ^ Кузен и Ватай 2018 , с. 252.
  45. ^ Элма Лете и Маркеса Роу, 2014 , стр. 107-1. 43–44.
  46. ^ Элма Лете и Маркеса Роу, 2014 , стр. 36.
  47. ^ Элма Лете и Маркеса Роу, 2014 , стр. 39.
  48. ^ Выплата 2022 г. , с. 317.
  49. ^ Ламберт 2013 , с. 300.
  50. ^ Джордж 1993 , с. 107.
  51. ^ Осима 2010 , с. 145.
  52. ^ Осима 2010 , стр. 146–147.
  53. ^ Ламберт 2013 , стр. 322–323.
  54. ^ Осима 2010 , стр. 145–146.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 233fc6ff8d9cb7e5d6d2906046e76f03__1709493360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/23/03/233fc6ff8d9cb7e5d6d2906046e76f03.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sarpanit - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)